Использование в цитологии современных методов исследования позволило изучить строение и функции чего
Использование в цитологии современных методов исследования позволило изучить строение и функции чего
Выберите два верных ответа из пяти. Какие методы используют для изучения строения и функций клетки?
1) генная инженерия
3) цитогенетический анализ
Цитологические методы (методы изучения строения и функций клетки):
1) микроскопия (микроскопирование) – изучение строения (морфологии) клетки с помощью светового (световая микроскопия) или электронного (электронная микроскопия) микроскопа;
2) физико-химические методы:
— хроматографии – метод разделения смеси веществ (например, растительных пигментов), основанный на разной скорости движения веществ (с разной молекулярной массой) через адсорбент (фильтравальную бумагу);
— электрофорез – метод разделения смеси веществ (например, белков) с помощью электрического тока;
— метод меченных атомов – метод изучения жизнедеятельности клетки, позволяет проследить путь вещества (с меткой в виде радиактивного изотопа какого-либо химического элемента) и его превращений в клетке;
3) центрифугирования – метод разделения клеточных структур (органоидов) и макромолекул с целью их дальнейшего изучения, основан на разно скорости оседания клеточных структур во время центрифугирования в зависимости от размеров и плотности (сначала оседают самые тяжелые структуры клетки – ядра, затем митохондрии, затем рибосомы);
4) метод культуры клеток и тканей – выращивания клеток и тканей на искусственных средах (в том числе, клеток многоклеточных вне организма) с целью изучения их роста, развития, деления, влияния на клеточные процессы различных веществ;
5) метод рекомбинантных ДНК – метод, позволяющий изучать функцию исследуемых генов, для это участок ДНК организма «вырезают» и встраивают в ДНК бактерии или вируса.
(1) генная инженерия – создание новых комбинаций генетического материала;
(2) микроскопирование – метод изучения строения клетки;
(3) цитогенетический анализ – метод генетики, позволяющий изучать структуру и количество хромосом и выявлять хромосомные (изменение хромосомы) и геномные (изменение количества хромосом) мутации;
(4) гибридизация – метод селекции, позволяющий получать гибридных потомков, сочетающих признаки двух родителей с разными признаками;
(5) центрифугирование – метод изучения строения клетки.
Проверочная работа в тестовой форме по теме «Клеточная теория» (10 класс)
Проверочная работа «Клеточная теория» 10 класс
1.Какая наука изучает строение и функции внутриклеточных структур?
1) Экология 2) цитология 3) физиология 4)эмбриология
2. Цитология – наука, которая изучает строение и функции
1)биополимеров 2) макромолекул 3) бактерий 4) клеток
1) клетка 2) орган 3) хромосома 4) ткань
4. Использование в цитологии современных методов исследования позволило изучить строение и функции
1) организма растений 3) органов животных
2) органоидов клетки 4) систем органов
5. Что является структурно-функциональной единицей строения организмов всех царств?
1) ДНК 2) ядро 3) клетка 4) хромосома
1) онтогенеза 2) клеточной 3) филогенеза 4) мутационной
7. В клетке происходит синтез и расщепление органических веществ, поэтому её называют единицей
1) строения 2) жизнедеятельности 3) роста 4) размножения
8. На мембранах каких органоидов клетки располагаются ферменты, участвующие в энергетическом обмене
1) хлоропластов 2) комплекса Гольджи 3) митохондрий 4) ЭПС
9. Изучение строения мельчайших органоидов клетки и крупных молекул стало возможным после изобретения
1) ручной лупы 2) электронного микроскопа
3) штативной лупы 4) светового микроскопа
10. Какая наука изучает строение и функции клеток организмов разных царств живой природы?
1) экология 2) генетика 3) селекция 4)цитология
11. Из приведенных утверждений укажите положение клеточной теории.
1) зигота образуется в процессе оплодотворения, слияния мужской и женской гамет.
2) в процессе мейоза образуется четыре дочерние клетки с гаплоидным набором хромосом.
3) клетки специализированы по выполняемым функциям образуют в многоклеточном организме ткани.
4) соматические клетки образуются в результате деления.
12. Из приведенных формулировок укажите положение клеточной теории.
1) оплодотворение – это процесс слияния мужской и женской гамет.
2) онтогенез повторяет историю развития своего вида.
3) дочерние клетки образуются в результате деления материнской
4) половые клетки образуются в процессе мейоза.
13. О единстве органического мира свидетельствуют
1) сходство особей одного вида
2) клеточное строение организмов
3) жизнь организмов в природных и искусственных сообществах
4) существование огромного разнообразия видов в природе.
14. В каком году и кем была сформулирована клеточная теория?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-238688
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В российских школах могут появиться «службы примирения»
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Российские юниоры завоевали 6 медалей на Международной научной олимпиаде
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Зарплаты педагогов Ростовской области вырастут в среднем на 10-15%
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 10 класс. 2020-2021 уч. г.
Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады по биологии
2020-2021 учебный год.
Время выполнения 90 минут.
Уважаемые участники олимпиады, теоретический тур олимпиады включает 4 задания. Внимательно познакомьтесь с характером каждого из них и определите для себя последовательность выполнения работы. Ответы каждого из них запишите в листе «матрица ответов».
Начинать работу можно с любого задания, однако, рекомендуется выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах которых вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.
Максимальное количество баллов – 65.
Часть 1. Задание включает 25 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один правильный ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. В матрице ответов впишите букву правильного ответа.
Использование в цитологии современных методов исследования позволило изучить строение и функции:
А) организма растений; В) органоидов клетки;
Б) органов животных; Г) систем органов.
Отсутствие в клетке митохондрий, комплекса Гольджи, ядра указывает на её принадлежность к:
А) вирусам; Б) прокариотам; В) эукариотам; Г) бактериофагам.
Какое размножение обеспечивает генетическое разнообразие растений?
А) побегами; Б) семенами; В) корневищами; Г) корнями.
Сложные формы поведения, обусловленные наличие коры головного мозга, проявляются у:
А) пресмыкающихся; Б) рыб; В) земноводных; Г) млекопитающих.
В организме человека освобождение крови от продуктов обмена веществ осуществляется в:
А) мочеточниках; Б) нефроне почек; В) кишечнике; Г) почечной лоханке.
Если в пробирку с кровью добавить концентрированный раствор поваренной соли, то эритроциты сморщиваются вследствие:
А) выделения из них воды; В) поступления в них воды;
Б) повреждения ЭПС; Г) сокращение числа рибосом.
К железам внутренней секреции относят:
А) гипофиз и щитовидную железу; В) слюнные железы и железы желудка;
Б) слезные железы и печень; Г) потовые железы и железы кишечника.
У нетренированных людей после физической работы появляются болезненные ощущения в мышцах, что связано с:
А) истончение мышечных волокон; В) накопление в мышцах молочной кислоты;
Б) накопление в мышцах гликогена; Г) увеличением ядер в мышечных клетках.
У человека, в отличие от человекообразных обезьян:
А) есть ногти; В) отсутствуют волосы на лице;
Б) имеется свод стопы; Г) конечность хватательного типа.
Какой признак у человека считают атавизмом?
А) хватательный рефлекс; В) обильный волосяной покров;
Б) наличие аппендикса в кишечнике; Г) появление зубов мудрости.
Употребление продуктов или специальных лекарственных препаратов, содержащих витамин D :
А) увеличивает массу тела; В) улучшает зрение;
Б) предупреждает рахит; Г) увеличивает содержание гемоглобина.
Почему водоросли в экосистеме пруда относят к организмам-производителям?
А) потребляют готовые органические вещества;
Б) разлагают органические вещества;
В) создают органические вещества из неорганических ;
Г) участвуют в круговороте вещества.
Взаимные влияния организмов одного или разных видов друг на друга относят к факторам:
А) абиотическим; Б) биотическим; В) антропогенным; Г) ограничивающим.
Биосфера – открытая система, так как в ней
А) используется энергия Солнца;
Б) организмы объединены биотическими связями;
В) биогеоценозы связаны между собой;
Г) однородные условия существования для организмов.
Верны ли следующие суждения об обмене веществ?
Пластический обмен представляет собой совокупность реакций расщепления органических веществ в клетке, сопровождающихся выделением энергии.
Хлорофилл растительных клеток улавливает солнечную энергию, которая аккумулируется в молекулах АТФ.
А) верно только 1; В) верны оба суждения;
Б) верно только 2; Г) оба суждения неверны.
16. Дрожжи, развиваясь без доступа кислорода на сахаристых средах, вызывают брожение:
А) молочнокислое; Б) маслянокислое; В) спиртовое; Г) уксуснокислое.
17. Мицелий гриба рода Пеницилл:
А) неклеточного строения; В) одноклеточный многоядерный;
Б) одноклеточный одноядерный; Г) многоклеточный.
18. Для взрослых листьев всех растений характерно наличие:
А) черешка и листовой пластинки; В) основания и листовой пластинки;
Б) прилистников и листовой пластинки; Г) только листовой пластинки.
19. Формула цветка крестоцветных:
20. Клеточная оболочка отсутствует у:
А) корненожек; Б) жгутиконосцев; В) инфузорий; Г) всех простейших.
21. Основной хозяин малярийного плазмодия:
Б) личинка малярийного комара;
В) малярийный комар;
Г) отсутствует, т. к. малярийный плазмодий не является паразитом.
22. Заражение дизентерией происходит:
А) через укус насекомого, переносчика заболевания;
Б) при употреблении в пищу плохо прожаренного мяса больного животного;
В) воздушно-капельным путем;
Г) при заглатывании цист дизентерийной амебы с пищей или водой.
23. У кишечнополостных медуза и полип являются:
А) различными стадиями бесполого размножения;
Б) соответственно личинкой и взрослым животным;
В) проявлением чередования поколений;
Г) различными видами кишечнополостных.
24. Одной из проблем на войне было также лечение желудочных заболеваний, получивших распространение из-за недоброкачественной пищи, антисанитарных условий. Для их лечения использовались лекарственные травы. Какие?
А) соплодия ольхи; Б) соцветия одуванчика; В) корни петрушки; Г) почки берёзы.
25. Самым важным фактором регуляции такой сезонной миграции птиц как перелет является:
А) изменение среднесуточной температуры окружающей среды;
Б) уменьшение обилия кормовой базы;
В) изменение длины светового дня;
Г) образование брачной пары.
Часть 2. Задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в бланке ответов.
1. Бактерии являются возбудителями болезней:
1) чума; 2) холера; 3) амёбная дизентерия; 4) оспа; 5) туберкулёз.
2. Из перечисленных грибов съедобными являются:
1) лисичка; 2) бледная поганка; 3) мухомор; 4) рыжик; 5) валуй.
3. Видоизменениями побега являются:
1) клубни картофеля; 2) клубни георгина; 3) клубни топинамбура; 4) клубни батата; 5) луковицы лилии.
4. В строении бабочек на разных стадиях развития можно обнаружить ротовой аппарат:
1) грызущий; 2) сосущий, 3) лижущий; 4) колюще-сосущий; 5) лакающий.
А) только 1, 2; Б) только 2, 3; В) только 1, 3, 4; Г) только 2, 4, 5; Д) 1, 2, 4, 5.
5. Чтобы занять наземную среду обитания, животные были должны:
1) приспособиться использовать для дыхания кислород воздуха;
2) приспособиться к возросшей силе тяжести;
3) выработать механизмы защиты от высыхания;
4) изменить характер передвижения;
5) усложнить органы чувств.
6. Для осуществления свёртывания крови необходимы вещества:
1) калий; 2) кальций; 3) протромбин; 4) фибриноген; 5) гепарин.
7. Для условных рефлексов характерно то, что они:
1) врождённые; 2) стереотипные; 3) исчезают и возникают в течение онтогенеза; 4) возникают на основе безусловных; 5) индивидуальные.
8. Систематическими группами (категориями), используемыми при классификации животных и неиспользуемыми при классификации растений, являются:
1) тип; 2) род; 3) семейство; 4) отдел; 5) отряд.
9. ДНК в клетках эукариот находится в:
1) цитоплазме; 2) ядре; 3) митохондриях; 4) лизосомах; 5) рибосомах.
10. В молекуле ДНК комплементарными являются следующие пары нуклеотидов:
1) А – Т; 2) А – Г; 3) А – Ц; 4) А –У; 5) Г – Ц.
Часть 3. Задание в виде суждений, с каждым их которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
1. Паразитический гриб пыльная головня обычно поселяется на листьях злака.
2. В процессе эволюции кровеносная система впервые появилась у плоских червей.
3. В отличие от змей крокодилы и черепахи не линяют.
4. В регуляции работы желёз внутренней секреции принимает участие только нервная система.
5. Рибосомы имеются в клетках всех живых организмов.
6. Популяционные волны практически никак не влияют на генофонд.
7. Ультрафиолетовые лучи обладают мутагенным действием.
8. Относительное большое количество рибосом наблюдается в клетках, специализирующихся на синтезе белков.
9. Молекула крахмала состоит из двух остатков глюкозы.
10. У человека и млекопитающих животных митохондриальный геном всегда наследуется от матери.
1. Соотнесите бактерии (1-5) с описанием формы их клетки (А-Г):
БАКТЕРИИ ОПИСАНИЕ ФОРМЫ КЛЕТКИ
1) кокк А) палочковидная
2) бацилла Б) извитая
3) спирилла В) в виде запятой
4) вибрион Г) шарообразная
Описание формы клетки
2. Сопоставьте болезнь (1-5) и переносчика возбудителя (А-Д):
БОЛЕЗНЬ ПЕРЕНОСЧИК ВОЗБУДИТЕЛЯ
1) чума А) собаки, лисы
2) энцефалит Б) комары
4) эпидемический сыпной тиф Г) вши
5) бешенство Д) блохи
3. Распределите перечисленные научные методы (1-5) по группам методов (А-Б), к которым их можно отнести:
НАУЧНЫЕ МЕТОДЫ ГРУППА МЕТОДОВ
1) обзор (анализ информационных А) теоретические
источников Б) практические
2) обобщение полученных данных
5) сравнение полученных данных
4. Сопоставьте названия белков (1-5) с их функциями в организме человека (А-Д):
1) трипсин А) структурная
2) миозин Б) каталитическая
3) гемоглобин В) защитная
4) тубулин Г) двигательная
5) гамма-глобулин Д) транспортная
Матрица ответов на задания школьного этапа Всероссийской олимпиады
2020/21 учебный год
Описание формы клетки
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1392381
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В российских школах могут появиться «службы примирения»
Время чтения: 1 минута
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Ученые изучили проблемы родителей, чьи дети учатся в госпитальных школах
Время чтения: 5 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Использование в цитологии современных методов исследования позволило изучить строение и функции чего
Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Метод | Применение метода |
---|---|
Гибридологический | Закономерности наследования признаков |
Избирательное выделение органоидов клетки для последующего изучения |
Микроскопия – изучение морфологии клетки.
Хроматография – физико-химический метод, используемый в цитологии для разделения смеси веществ, основанном на разной скорости движения веществ через адсорбент, например, разделение смеси пигментов растений.
Метод меченых атомов – введение в вещество радиоактивного изотопа химического элемента для изучения путей его превращения в клетке. Метод используется для изучения жизнедеятельности клетки.
Биохимический метод – метод, используемый в цитологии для обнаружения и оценки количества веществ в клетках и тканях организмов, изучение структуры веществ.
Центрифугирование – метод разделения клеточных структур и макромолекул с помощью центрифуги, позволяющий дифференцировано осаждать клеточные структуры, отличающиеся друг от друга своей массой.
Метод культуры клеток и тканей – изучение жизнедеятельности клеток и тканей путем культивирования их на искусственных средах.
Гибридологический – генетический анализ потомства (гибридов), полученного от родителей, отличающихся по одному или нескольким признакам.
Цитогенетический – изучение количества и структуры хромосом с помощью микроскопа, позволяет выявить хромосомные (изменение структуры хромосом) и геномные (изменение количества хромосом) мутации.
Близнецовый – метод сравнительного изучения наследования признаков у близнецов, позволяет установить роль среды и наследственности в определении признака.
Генеалогический – изучение наследование признака на основе анализа родословных, позволяет определять характер наследования признака, а также особенности наследования признаков, обусловленных генными мутациями.
Популяционно-статистический – определение частоты встречаемости различных генов в популяциях организмов.
Избирательно выделять органоиды клетки позволяет метод цитологии – центрифугирование.