Используемый в микроанализе принцип экономического рационализма означает что
Концепция экономического рационализма
Микроэкономика опирается на следующие фундаментальные предпосылки:
• экономический атомизм, который означает акцентирование на поведении экономических субъектов, принимающих и реализующих свои решения в процессе экономической деятельности;
• экономический рационализм, который предполагает оценку экономическими агентами своих выгод и затрат в процессе принятия экономических решений, что дает возможность выбрать наиболее эффективные действия, обеспечивающие извлечение максимального дохода.
Ранее отмечалось, что предметом изучения микроэкономики является экономическое поведение хозяйствующих субъектов на микроуровне. Следует уточнить, что имеется в виду поведение, приносящее наилучшие результаты при наименьших затратах, т.е. рациональное экономическое поведение.Решения, которые в заданных условиях приносят наилучшие результаты, называются эффективными. В сфере хозяйственной деятельности из набора (или алгоритма) эффективных решений по поводу производства, распределения, обмена и потребления складывается рациональное экономическое поведение, как потребителей, так и производителей разных видов продукции. Заметим, что в экономической теории понятия «рациональность» и «эффективность» очень близки: рациональное поведение или решение приводит к наиболее эффективному результату. Смысл рациональности — стремление к оптимизации, достижению наилучшего результата, максимально возможной выгоде при определенных затратах.
Поведение действующих в единой хозяйственной системе субъектов экономики взаимообусловлено. И хотя данная обусловленность носит многофакторный характер, главенствующую роль играет цена. От цен на блага зависит спрос на них, а от цен на ресурсы — факторные доходы. Определяя уровень доходов и затрат участников рынка, цены выступают побудительными сигналами изменения поведения и становятся регуляторами рыночной системы в целом. Поэтому вопрос о том, как формируются и почему изменяются рыночные цены,является центральным в микроэкономическом анализе. Микроэкономика изучает движение индивидуальных цен и сложную систему связей, именуемую рыночным механизмом. Она рассматривает проблемы затрат, результатов, полезности и цены, формирования объемов выпуска и потребления конкретных благ, исследует состояние отдельных рынков и распределение ресурсов между альтернативными целями.
Полное представление о механизме ценообразования и его роли в национальном хозяйстве можно получить только на основе моделей общего экономического равновесия. Тем не менее в дидактических целях изучение микроэкономики начинается с построения моделей поведения отдельных экономических субъектов и частичного равновесия. Решающую роль в функционировании рынка играют цены. Наиболее видный представитель неоконсерватизма Милтон Фридмен назвал механизм цен «нервной системой» рыночной экономики и выделил три функции цен:
Информационнаяфункция связана с тем, что цены несут в себе информацию о потребностях в тех или иных товарах, о дефиците или избытке ресурсов. Это чрезвычайно важно для координации экономической активности (впервые эту функцию отметил в 1945 г. Ф. Хайек).
Стимулирующаяфункция состоит в стимулировании людей к использованию имеющихся ресурсов с применением наиболее экономичных способов производства для получения наиболее высоко оцениваемых рынком результатов.
Наконец, распределительнаяфункция показывает, что и сколько получает тот или иной экономический субъект. Все три функции тесно взаимосвязаны, и попытки подавить одну из них негативно сказываются на других.
Рациональная деятельность человека преобразует окружающую среду в соответствии с его потребностями, наилучшим образом (наиболее эффективно) обеспечивает соединение факторов производства. В результате увеличиваются возможности людей в использовании ресурсов, а следовательно, удовлетворяются их растущие потребности в различных благах. Рациональное, преобразующее, созидательное поведение человека лежит в основе модели «человека экономического» («homoeconomicus»).
Анализ экономического поведения людей в рамках модели «homoeconomicus» отталкивается от постулата о рациональном поведении человека, т.е. о стремлении индивидуума получить максимальный результат при определенных затратах в условиях ограниченности используемых возможностей и ресурсов.
Рациональный человек в состоянии ранжировать собственные предпочтения, он стремится к достижению личной цели внутренне непротиворечивым способом. При удовлетворении своих субъективных интересов люди всегда оказываются перед необходимостью выбора одного из альтернативных способов использования ограниченных экономических благ.
Таким образом, концепция рациональности человека держится на предпосылке о том, что в свободном конкурентном обществе, в конце концов, выигрывает тот, кто ведет себя рационально,а в проигрыше остаются те, кто не придерживается рационального поведения.
Различают полную, ограниченную и органическую рациональность.
Полная рациональность(как теоретическое допущение) означает, что человек наилучшим из возможных образом использует всю имеющуюся информацию и достигает наивысшего разрыва между достигнутыми результатами и произведенными затратами (максимум выгоды при минимуме затрат). Описанный выше «человек экономический» соответствует именно предпосылке о полной рациональности. Данная гипотеза основывалась на достаточно сильных допущениях абстрактного характера, поэтому в экономической науке с середины 1950-х гг. стали разрабатываться и иные поведенческие концепции.
Ограниченная рациональность, по мнению американского экономиста, лауреата Нобелевской премии по экономике Герберта Саймона, отражает невозможность использовать при принятии хозяйственных решений всю полноту информации из-за трудностей в ее сборе и анализе, а также небезграничности познавательных способностей человека.
Ограниченная рациональность означает, что человек стремится к достижению наилучшего варианта, но не располагает при этом достаточной информацией. Другими словами, рационального поведения недостаточно, поскольку получение и обработка информации ограничены вычислительными и познавательными способностями человека. Чаще всего решения принимаются на основе опыта, интуиции, при этом размер чистого выигрыша (т.е. разница между общими выгодами и общими издержками принятого решения) оказывается меньше.
В условиях ограниченной рациональности человек уже не столько максимизирует полезность (доход, богатство, наслаждение), сколько занимается поиском первого доступного ему уровня удовлетворения. В этом случае при исследовании экономического поведения в центре внимания оказывается сама процедура поиска удовлетворительного результата. Так, продажа товара по более низкой, чем у конкурента, цене может не привести к росту общего объема продаж, особенно таких товаров, доля которых в общих потребительских расходах невелика. Казалось бы, это противоречит поведению «человека экономического»: покупать больше товаров, когда их цена снижается. Но ведь речь идет об ограниченной рациональности. Повседневный опыт, на основе которого действуют потребители, подсказывает им, что дешевые товары повседневного спроса отличаются низким качеством. Описанная ситуация возможна именно в том случае, когда товары мало знакомы потребителю, покупатель не располагает полной информацией о них, а достижение всей полноты знаний о новых товарах сопряжено с чрезвычайно высокими или, как говорят экономисты, запретительными затратами. «Ограниченно рациональный» субъект удовлетворится прежними объемами покупок определенного товара и не будет тратить время и усилия на выяснение всех особенностей потребительских качеств новых товаров с более низкими ценами.
В случае органической рациональности(сторонники концепции — американские экономисты Л. Алчиан, Р. Нельсон, С. Уинтер, австрийский экономист Ф. Хайек) особое внимание уделяется соблюдению человеком формальных и неформальных правил поведения. Рациональность выбора может ограничиваться либо юридическими запретами («но газонам не ходить!»), либо традициями: в цивилизованных странах выбрасывать окурки из автомобиля при остановке на светофоре не принято, а иногда и наказуемо. Гипотеза органической рациональности предполагает, что взаимодействие людей рационализируется формальными и неформальными (например, моральными) правилами поведения, сложившимися эволюционным путем институтами человеческого общества. Ф. Хайек подчеркивал, что люди преодолели уровень дикарей благодаря моральным нормам и традициям, а не интеллекту и «расчетливому разуму». Люди под страхом возможного наказания или общественного осуждения поступают рационально, даже если не стремятся сознательно рационализировать свое поведение.
На этом уровне рациональности учитывается группа факторов, связанных не только со стремлением человека к получению материальных благ, но и с другими мотивами экономического поведения — нематериальными стимулами (духовные потребности, удовлетворенность самим трудом, потребность в самореализации и ощущении своей значимости). Учитывается и такой психологический стимул поведения человека, как альтруизм (бескорыстная забота о благе других).
Важной частью любой модели являются условия, или допущения, при которых модель верна и работает. В частности, для рационального экономического поведения обязательны:
· обладание полной (всей) информацией о рынке;
· способность правильно обработать или расшифровать информацию (например, сделать верные вычисления, прогнозы);
· свобода выбора и принятия решений; свобода доступа к ресурсам и беспрепятственность их перемещения.
Идеальные условия располагают к принятию лучшего, наиболее эффективного решения, т.е. обеспечивают полную рациональность, поэтому модель рационального экономического поведения считается идеальной. Она действует в лабораторных условиях «чистого эксперимента», свободных от множественных помех далеко не идеальных условий реальной жизни, искажающих рациональное поведение [4, c. 9-15].
Тема 1. Предмет и метод экономической теории (стр. 1 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Студент должен знать
Ключевые термины и понятия: экономика, предмет, объект и функции экономической науки, микроэкономика и макроэкономика, позитивный и нормативный анализ, индукция дедукция, анализ, синтез, аналогия, абстрагирование, экономическая модель, экономические законы.
— определять термин «экономика», как хозяйственная система и как наука;
— определять предмет и объект науки;
— различать микро и макроэкономику; позитивный и нормативный анализ;
— характеризовать методы, функции и задачи экономической теории;
— выделять отличия и общность экономических законов с законами природы;
— отражать взаимосвязь экономической теории с другими науками.
1. Микроэкономика изучает…
а) общий уровень цен
б) производство в масштабе всей экономики
в) производство сахара и динамику его цены
г) численность занятых в экономике
2. Главные объекты, находящиеся в центре внимания микроэкономики – …
б) совокупный спрос г) инфляция
3. Экономическая теория ограничивается исследованием явлений и процессов, связанных с … (несколько ответов)
б) наращиванием духовного богатства
в) развитием производительных сил и производственных отношений
г) развитием и совершенствованием орудий труда
4. К предмету изучения микроэкономики НЕ относятся…(несколько ответов)
а) спрос и предложение молока
б) производство в масштабе всей экономики
в) занятость населения в народном хозяйстве
г) производство сахара и динамика его цены
5. К макроэкономическим утверждениям относятся…(несколько ответов)
а) предприятие увеличило экспортные поставки
б) доходы государственного бюджета в 2007 г. составят 6,96 трлн. руб.
в) неурожай картофеля привёл к росту цен на него
г) с 2000 г. в России наблюдается экономический рост
6. Позитивная экономика занимается…
а) использованием экономических законов и принципов при решении определённых социально-экономических задач
б) определением величины имеющихся ресурсов
в) поиском путей выхода из кризиса
г) выявлением содержательной стороны экономических процессов и явлений
7. Переход от изучения единичных факторов к общим положениям и выводам обеспечивается при помощи такого метода экономической науки, как…
а) индукция б) дедукция в) синтез г) моделирование
а) анализ б) дедукция в) исторический г) научная абстракция
9. Искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического применения называется…
а) экономический эксперимент в) экономическая модель
б) экономическая парадигма г) экономическая теория
10. Объективно существующие устойчивые причинно-следственные связи между экономическими явлениями – это экономические …
а) законы б) категории в) противоречия г) потребности
11. Экономической теорией не выполняется функция…
а) практическая в) методологическая
б) познавательная г) описательная
12. Используемый в микроанализе принцип экономического рационализма означает, что…
а) экономические субъекты нацелены на максимизацию своей чистой выгоды
б) субъекты используют только рациональные способы принятия решений
в) экономическая деятельность связана с рационализаторством
г) деятельность людей всегда является рациональной
13. Какое из приведённых утверждений является нормативным?
а) изменение предпочтений потребителей приводит к изменениям в спросе
б) в 2005 г. безработица в странах ЕС составила 9 %
в) если в экономике объём производства увеличился в первом квартале 2009 г. на 0, 8 %, то можно прогнозировать годовой рост производства на 2 %
г) используя более дешёвые ресурсы, фирмы могут снизить издержки производства
14. Законами развития конкретных, исторически определенных форм хозяйствования являются ___________ законы
а) специфические б) особенные в) общие г) естественные
Студент должен знать
Ключевые термины и понятия: меркантилизм, физиократия, классическая школа, политическая экономия, трудовая теория ценности, марксизм, теория прибавочной ценности, маржинализм, маржиналистская революция, неоклассицизм, кейнсианство, кейнсианская революция, неолиберализм, монетаризм, институционализм, экономикс.
— определять основные научные направления, их представителей и их вклад в развитие экономической теории;
— определять эпоху, в которую существовало то или иное течение в истории экономической науки;
— понимать, что лежит в основе развития экономической науки;
— понимать, чем вызваны расхождения точек зрения на одни и те же проблемы среди экономистов;
— знать представителей российской экономической мысли;
— знать этапы развития экономической науки:
· Экономика как наука о ведении домашнего хозяйства.
· Меркантилизм (15-17 вв.), Антуан де Монкретьен ( гг.) и его «Трактат политической экономии».
· Физиократия (17-18 вв.), Ф. Кенэ и его «Экономическая таблица» (1758 г.).
· Марксизм, Карл Маркс ( гг.) и его «Капитал».
· Маржиналистская революция в науке – утверждение неоклассицизма. К. Менгер (), О. Беем-Баверк (), Ф. Визер (), У. Джевонс ( гг.), Л. Вальрас (), В. Парето (), А. Маршалл ( гг.) и его «Принципы экономической науки».
· Кейнсианская революция в науке, Дж. М. Кейнс (), его основной труд «Общая теория занятости, процента и денег» (1936).
· Институционализм и новая институциональная теория: Т. Веблен (), У. Митчелл (), Дж. Гелбрейт () и Р. Коуз (1910 г. р.).
Теоретический материал (основы)
XIX-XX вв. – возникновение теории институционализма. Основатель – американский экономист и социолог Т. Веблен. Институционализм рассматривает экономическую систему в развитии, во взаимодействии с социальными, политическими, правовыми, психологическими и другими общественными отношениями. Центральная категория – институт – это созданные людьми ограничительные рамки, правила, которые организуют взаимоотношения в обществе. К их числу относят разнообразные организационные формы (корпорации, профсоюзы, кооперативы и др.), а также распространенные обычаи, нормы поведения социальных групп, утвердившиеся стереотипы мышления и массового сознания.
Зарождение экономической мысли в России связывают с образованием рынка и возникновением мануфактур в XVII веке. В этот период Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (1605—1680) – советник царя Алексея Михайловича, ратует за укрепление централизованного государства помещиков и купцов, разрабатывает программу осуществления экономической политики России, пишет «Новоторговый устав», направленный на защиту русских торговых людей.
В XVIII веке российская экономическая мысль выражена в работах историка и экономиста Василия Никитича Татищева (1686—1750), и в частности в его сочинении «Представление о купечестве и ремеслах». Татищев поддерживал развитие промышленности, торговли, купечества в России, выступал за политику протекционизма.
Экономическая программа передовой части дворянства России представлена в трудах экономиста Николая Семеновича Мордвинова () и в проектах известного государственного деятеля Михаила Михайловича Сперанского (), которых можно назвать русскими представителями классической экономической школы. Писатели и философы Радищев, Герцен, Чернышевский, Добролюбов представляли достаточно революционные для своего времени экономические воззрения. Так, Радищев () высказывался о стимулирующей роли торговли для промышленного развития России, о видах цен и их связи с полезностью, о видах договоров при торговых сделках, о роли налогообложения, содержании продажи, покупки, мены, услуги, уступки, займа, лотереи, выкупа и др.
Основоположник русской статистики Александр Александрович Чупров (), член-корреспондент Петербургской Академии наук, автор работ по проблемам политической экономии, экономической статистики, сельского хозяйства, денежного обращения и цен.
Марксистские идеи научного социализма были глубоко восприняты в России, анализировались и обсуждались народником Михаилом Александровичем Бакуниным (1814—1876), теоретиком Георгием Валентиновичем Плехановым (1856—1918), экономистом Петром Бернгардовичем Струве () и, конечно, крупнейшим воплотителем марксистских идей – ().
Из числа ученых, пытавшихся построить теорию социалистического планового хозяйства исходя из возможности взаимодействия плана и рынка, отметим Евгения Александровича Преображенского ().
Александр Васильевич Чаянов () и Николай Дмитриевич Кондратьев () – учёные-экономисты советского периода. Чаянов занимался аграрно-экономической теорией, его научные работы – «Очерки трудового хозяйства», «Организация крестьянского хозяйства», «Основные идеи и методы общественной агрономии», «Краткий курс кооперации» и др.
Имя Кондратьева вошло в мировую экономическую науку, как одного из создателей теории больших циклов, длинных волн, представляющей по существу новое направление экономической мысли.
Значительный вклад в развитие экономико-математической теории внёс академик Александр Иванович Анчишкин (1933—1987), он известен работами в области макроэкономического прогнозирования.
1. Вывод о том, что труд рабочего лежит в основе доходов различных классов, сделал…
а) Давид Риккардо б) Джон Мейнард Кейнс
в) Карл Маркс г) Адам Смит
2. Принцип «невидимой руки» рынка сформулировал …
а) Дж. Кейнс б) Аристотель в) А. Смит г) К. Маркс
3. Под «невидимой рукой» А. Смит понимал …
а) скрытое достижение частного интереса
б) сознательное манипулирование рыночными сделками
в) цель, оправдывающую средства
г) стихийное действие объективных экономических законов
5. Представитель физиократической школы Ф. Кенэ (автор работы «Экономическая таблица») впервые в экономической науке сделал попытку показать…
а) источники национального богатства
в) классовый характер экономики
г) основные потоки и пропорции распределения общественного продукта
6. Впервые теорию факторов производства рассмотрел…
а) б) К. Маркс в) А. Смит г) Дж. М. Кейнс
7. Термин «экономикс» получил всеобщее признание благодаря…
а) А. Смиту б) Дж. С. Миллю в) А. Маршаллу г) Дж. М. Кейнсу
8. Термин «политическая экономия» получил всеобщее признание после того, как был употреблён в заглавии труда…
а) А. Смита б) А. Маршалла в) А. Монкретьена г) Дж. М. Кейнса
9. Основоположником макроэкономики как науки является…
а) А. Смит б) А. Маршалл в) Дж. М. Кейнс г) К. Маркс
10. Одним из основоположников институционализма является…
а) Дж. Робинсон б) Д. Тобин в) С. Кузнец г) Т. Веблен
а) монизм б) неолиберализм
в) маржинализм г) монетаризм
12. Установите соответствие между определением предмета исследования и названием экономической школы:
1. Внешняя торговля как источник богатства
2. Сельское хозяйство как источник богатства
3. Производственные отношения между наёмными работниками и капиталистами
4. Анализ поведения экономических субъектов с использованием предельных величин
а) школа физиократов б) марксизм
в) маржинализм г) меркантилизм
13. Хронологический порядок возникновения экономических школ таков (указать порядок):
а) классическая школа б) физиократия
в) марксизм г) кейнсианство
14. Под хрематистикой Аристотель понимал…
Методы микроэкономического анализа
Принципы микроэкономического анализа.
1. Принцип экономического атомизма. Предполагает анализ поведения экономических агентов как независимых хозяйственных единиц. Действуя в рыночной системе эти агенты обладают омическим суверенитетом. Принятие решений каждым экономическим агентом осуществляется независимо от других, а решения одного агента не влияют на решения другого.
2. Принцип экономического рационализма – экономические агенты стремятся максимизации чистого выигрыша в виде разницы между затратами и выгодами. То есть рациональное поведение заключается в принятии решения на основе соизмерения потенциальных затрат и выгод, которые сопряжены с достижением поставленной цели.
3. Принцип «при прочих равных условиях» означает, что с целью выявления влияния выбранного фактора принимается допущение о неизменности всех других переменных модели, за исключением исследуемой переменной. Такой подход позволяет представить системные экономические процессы в формализованном виде и установить функциональные связи между включенными в модель переменными.
4. Принцип равновесного подхода означает, что экономические явления анализируются в условиях нахождения их в равновесии, когда у них отсутствуют внутренние мотивы к изменению сложившегося состояния.
Микроэкономика опирается на три метода анализа: предельный, функциональный и моделирование.
Предельный (маржинальный) анализ – это метод анализа экономических явлений, основанный на исследовании количественных изменений, которые возникают при единичном изменении какой-либо экономической переменной, влияющий на данное явление. Задача состоит в том, как будет изменяться общая величина (значение функции) при единичном изменении независимой переменной.
Функциональный анализ представляет собой метод исследования экономических явлений в аспекте установления взаимозависимостей между экономическими величинами. Содержание его состоит в том, чтобы исследовать закономерности изменения одной экономической величины в зависимости от другой. Задача функционального анализа заключается в следующем: во-первых, выявить факторы, которые оказывают влияние на выделяемую в качестве зависимой переменной величину и во-вторых, установить способ связи между зависимой и независимой величинами.
Установление функциональных зависимостей осуществляется на основе сравнения экономических переменных во времени и пространстве. Описание таких изменений во времени проводится при помощи временных рядов, которые представляют собой статистические данные, относящиеся к последовательным периодам времени (например, изменения объема продаж по месяцам).
Когда необходимо охарактеризовать зависимость между одними и теми же переменными, но в отношении разных экономических субъектов, используют пространственные выборки, которые представляют собой наборы показателей, измеряющие значения переменных для разных экономических единиц (домохозяйств, фирм) в один и тот же момент времени. Форма выражения временных и пространственных изменений может быть дана в графической или табличной форме.
Анализ временных рядов и пространственных выборок позволяет не только установить зависимость между переменными, но и определить характер долгосрочных изменений в виде долгосрочной тенденции, циклических, сезонных или случайных отклонений. Таким образом, он может использоваться, с одной стороны, для прогнозирования, с другой – для проверки выдвинутых гипотез.
Самое широкое применение в микроэкономическом анализе имеет моделирование экономических процессов. Моделирование представляет собой метод исследования реальных экономических процессов посредством анализа искусственно созданного теоретического построения, которое дает упрощенное отображение действительности. Задача моделирования заключается в том, чтобы исследовать влияние на явление изменений факторов и экономических условий, предсказать последствия этих изменений и дать теоретическое обоснование наблюдаемым зависимостям.
Модель – это теоретическое построении, представляющее собой в упрощенном виде описание эмпирически наблюдаемых реальных взаимосвязей.
Экономическая модель, ставящая своей целью объяснения влияния на явление внешних факторов и прогнозирование поведения, включае5т два типа переменных – экзогенные и эндогенные.
Эндогенные переменные – это внешние по отношению к модели параметры, которые вводятся в виде исходной информации и часто называются независимым переменными. Эндогенные (зависимые) переменные представляют собой результат функционирования модели. То есть модель – это описание того, как экзогенные переменные влияют на эндогенные. Если модель дается в виде словесного описания, то она называется вербальной. Когда взаимозависимость переменных выражается математически в виде уравнений, то такая модель называется аналитической. Модель может быть графической, если моделирование опирается на графическое представление функциональных зависимостей.
По типу модели различают:
— оптимизационные (нормативные) – выражают целевую функцию, при помощи которой можно принять оптимальное решение с учетом имеющихся ограничений, и служат для выявления наиболее эффективного пути достижения цели.
Различают два типа экономического анализа:
— позитивный анализ – направлен на установление зависимостей между переменными и имеет целью предсказание последствий изменения той или иной переменной;
— нормативный анализ связан с выработкой целевых установок и утверждений оценочного характера.