Испортить бюллетень на выборах что будет
Испортить бюллетень на выборах что будет
УК РФ Статья 142. Фальсификация избирательных документов, документов референдума, документов общероссийского голосования
(в ред. Федерального закона от 01.04.2020 N 94-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 94-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 01.04.2020 N 94-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
(в ред. Федеральных законов от 07.12.2011 N 420-ФЗ, от 10.07.2012 N 106-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
(в ред. Федеральных законов от 07.12.2011 N 420-ФЗ, от 10.07.2012 N 106-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 04.10.2010 N 263-ФЗ, от 01.04.2020 N 94-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
(в ред. Федеральных законов от 07.12.2011 N 420-ФЗ, от 10.07.2012 N 106-ФЗ)
Да, конечно. Если избиратель считает, что при заполнении бюллетеня он допустил ошибку, то он вправе обратиться к члену УИК с просьбой выдать новый бюллетень взамен испорченного. Член УИК выдаёт новый избирательный бюллетень, делает соответствующую отметку в списке напротив фамилии избирателя и расписывается. Такая процедура возможна в случае, если избиратель ещё не опустил испорченный (с ошибкой) бюллетень в ящик для голосования. Испорченный избирательный бюллетень незамедлительно погашается членом участковой избирательной комиссии.
Другие новости
24.12.2021 Полномочия избирательной комиссии муниципального образования возложены на Каменскую районную ТИК |
24.12.2021 Состоялось второе заседание нового состава Избирательной комиссии Алтайского края |
23.12.2021 Государственной Думой принят закон об организации региональной власти |
22.12.2021 Почти 6 000 депутатских мандатов будут замещены в 2022 году на местных выборах в Алтайском крае |
22.12.2021 Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная памяти профессора Невинского, прошла в юридическом институте АГУ |
21.12.2021 Почетной грамотой Чарышской районной ТИК награждена Раиса Кокорина |
21.12.2021 ЦИК планирует расширять онлайн-голосование в 2022 году |
17.12.2021 Аналитический доклад о ходе выполнения Кодекса о выборах, референдуме, отзыве в 2020 – 2021 годах представила председатель Крайизбиркома |
16.12.2021 Финансовый отчет Крайизбиркома об использовании выделенных на проведение выборов средств был рассмотрен на очередной сессии АКЗС |
15.12.2021 Ирина Акимова вручила призы победителям краевого конкурса среди библиотек |
Адрес: 656049, Алтайский край, город Барнаул, проспект им.В.И.Ленина, дом 59
Порча избирательных бюллетеней – протест или бессмысленное действие?
В моей недавней статье «Ликбез для избирателя – 2011» я уже касался проблемы недействительных бюллетеней. Но, по-видимому, об этом надо писать еще и еще.
Позавчера «ГОЛОС» проводил пресс-конференцию, посвященную выборам Матвиенко. В ней участвовал Илья Яшин, который со свойственной ему горячностью отстаивал идею порчи бюллетеней.
Мне жаль, что эти ребята не смогли сделать правильных выводов из питерской кампании.
Там результаты таковы: в округе Петровский доля недействительных бюллетеней составила 2,4%, в Красненькой речке – 2,1%. Наибольшая доля по одному из участков – 4,1%. И в данном случае не имеет большого значения – таково реальное волеизъявление, или это результат фальсификаций. Важен конечный результат.
Яшин объяснил такой результат тем, что им не дали развернуть настоящую агитационную кампанию. Но ведь очевидно, что не дадут и в дальнейшем.
Так есть ли смысл в порче бюллетеней?
Прежде чем критиковать этот способ протеста, я должен сделать две важные оговорки. Первое: с моей точки зрения, портить бюллетени – все же лучше, чем вообще не ходить на выборы. О том, что бойкот выборов не является сколько-нибудь эффективной формой протеста, я писал неоднократно.
Второе: выборы выборам рознь. Если на президентских выборах 2012 года повторится та же ситуация с кандидатами, что и в 2008 году, то порча бюллетеней будет вполне оправдана. Да и не только в кандидатах дело. При мажоритарной системе не так важно, сколько голосов получил проигравший кандидат. А при пропорциональной системе голоса конвертируются в мандаты.
Поэтому сейчас я обсуждаю конкретный вопрос: есть ли смысл порчи бюллетеней на выборах в Государственную Думу 2011 года?
Яшин верно напомнил, что по закону, если доля недействительных бюллетеней превысит 40%, выборы в Госдуму будут признаны несостоявшимися. Но понимает ли он и его сторонники, что 40% недействительных бюллетеней на выборах в Госдуму не может быть – «потому что этого не может быть никогда»?!
Во-первых, этого не может быть, потому что никогда не наберется такое количество избирателей, которые так проголосуют. Во-вторых, потому что, если недействительных бюллетеней окажется много (даже значительно меньше 40%), ни одна из участвующих в выборах партий не будет препятствовать фальсификациям с целью уменьшения их доли.
Опыт показывает: доля недействительных бюллетеней даже тогда, когда выбор весьма ограничен, не бывает высокой, во всяком случае такой высокой, как был когда-то уровень голосования «против всех». Возможно, потому, что голосование «против всех» – это ясно выраженная воля, и избиратели это понимали. А недействительный бюллетень – это по сути «недействительное» волеизъявление, и это избиратели если даже не понимают, то интуитивно чувствуют.
Фальсификации тоже нельзя сбрасывать со счета. С этой точки зрения недействительные бюллетени – самые незащищенные. За них практически некому заступиться.
Но давайте все же пофантазируем. Допустим, что «несистемной оппозиции» разрешат свободно агитировать за порчу бюллетеней и затем недействительные бюллетени честно подсчитают. Сколько их будет?
Когда-то делались оценки: какую долю своей популярности лидер может передать поддерживаемому им кандидату? Помните развешанные по всей Москве фотографии кандидатов, пожимающих руку Лужкову, поддержка которого тогда составляла 70–75%? Оценки получились такие: передать можно только около трети от своей поддержки.
Так что даже если оценивать уровень поддержки «несистемной оппозиции» в 20% (а это явно завышенная оценка), то ее агитация за порчу бюллетеней вряд ли приведет более чем к 7% недействительных бюллетеней.
Ну а что такое 7% недействительных бюллетеней? Какой от них прок?
Сейчас мне придется повторить то, что я писал в статье «Ликбез для избирателя – 2011». Если эти 7% голосов будут отняты у какой-то партии или каких-то партий, то вред будет нанесен именно этой партии или этим партиям. Очевидно, что это будет не «партия власти», а «системная оппозиция». «Партия власти» как минимум ничего не потеряет. Но если в результате потери голосов какая-то партия будет отброшена за 7%-ный барьер, «партия власти» выиграет от этого около 20 мандатов. Вы этого хотите, Борис Ефимович и Илья Валерьевич?!
Если эти 7% голосов появятся за счет тех, кто откажется от идеи бойкота, то в лучшем случае доля голосов за «партию власти» снизится, но число мандатов у нее не изменится. Но снизится доля голосов и за остальные партии. И если в результате этого какая-то партия будет отброшена за 7%-ный барьер, – смотри выше.
Если же эти 7% голосов достанутся какой-либо партии из «системной оппозиции», то она получит дополнительно около 30 мандатов, из которых около 20 будет отнято у «партии власти».
Здесь мои оппоненты обязательно зададут вопрос: а какой смысл в том, что «системная оппозиция» получит больше мандатов, а «партия власти» – меньше? Все равно, мол, и «системная оппозиция» управляется из тех же кабинетов, что и «партия власти».
На самом деле, конечно же, это далеко не так. Степень управляемости «системной оппозиции» и «партии власти» несопоставимы. И главное – чем больше голосов и мандатов получает оппозиционная партия, тем труднее ею управлять, тем больше она дорожит мнением избирателей и готова прислушиваться к ним.
Если же говорить о задаче, которая может быть поставлена оппозицией на этих выборах, то она довольно проста – добиться, чтобы «партия власти» лишилась абсолютного большинства в Государственной Думе. Уже одно это вернет Думе предусмотренное Конституцией, но фактически утраченное ею положение представительного и законодательного органа, она снова станет местом для дискуссий и выработки политических решений.
И это хоть и непростая, но все же более реальная задача, чем добиваться срыва выборов путем порчи 40% бюллетеней.
Екатерина Шульман: Об испорченных бюллетенях и явке
Майкл Наки: Люди просят вас четко и ясно сказать: испорченный бюллетень учитывается ли при подсчете, и что происходит, если, учитывая испорченный бюллетень, кандидат не набирает 50%?
Екатерина Шульман, политолог, доцент Института общественных наук РАНХиГС: Статья 76-я, третьей части закона О выборах президента Российской Федерации: Избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирателей в бюллетенях установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования.
М.Наки: Установленной формы. Поясните, пожалуйста.
Е.Шульман: А вот тут начинается интересный вопрос: является ли бюллетень, который мы в быту называем испорченным, бюллетенем установленной формы? Испорченные бюллетени являются недействительными – это совершенно точно. Если мы предполагаем, что они при этом все же являются бюллетенями установленной формы, то смотрите…
Бюллетени установленный формы, предположим мы – я предполагаю, что это именно так – это бюллетень с печатью. Что на нем написано, это неважно. Итак, у нас есть 1100 бюллетеней. Из них, например, 100 будет испорчены, а все остальные не испорчены, а поданы за разных кандидатов. Получается, что для того, чтобы победить в первом туре, нашему с вами кандидату нужно набрать 50 плюс 1 от всех этих бюллетеней, включаю эти 100 испорченных, которые как бы не поданы ни за кого, но являются частью явки. То есть, если бы эти 100 бюллетеней не были испорчены, а были бы поданы за кого-нибудь еще, то они были бы распределились каким-либо образом между кандидатами.
Что из этого следует? Из этого следует, что большое количество испорченных бюллетеней, если я опять же правильно трактую закон, затрудняют для всех кандидатов получение нужных результатов, потому что это вычтено у них. Но если эти 100 бюллетеней не испорчены, а поданы за альтернативного оппозиционного кандидата С, или альтернативного оппозиционного кандидата Я, то они тоже не являются бюллетенями за основного кандидата и тоже не входят в эти 50%, которые, еще раз повторю, считаются от всего, что есть в корзине, если только на бюллетене есть печать.
То есть бюллетень установленной формы делается не вами, он делается Избирательной комиссией. Вы не можете повлиять на установленность этой формы, если только там найдут резаную бумагу. Но вы можете испортить этот бюллетень, тогда он не будет отнесен ни к какому кандидату, но он будет отнесен к общему числу явки.
Испортить бюллетень на выборах что будет
Статья 81. Хранение избирательной документации
1. Документация участковых избирательных комиссий (включая избирательные бюллетени), территориальных избирательных комиссий хранится в охраняемых помещениях и передается в вышестоящие избирательные комиссии в сроки, установленные настоящим Федеральным законом.
2. Документы Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, территориальных избирательных комиссий вместе с переданными им на хранение документами участковых избирательных комиссий хранятся в течение сроков, установленных законодательством Российской Федерации.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Избирательные бюллетени, списки избирателей и подписные листы с подписями избирателей хранятся не менее одного года со дня официального опубликования результатов выборов Президента Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 01.06.2017 N 103-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Первые экземпляры протоколов избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов Президента Российской Федерации и сводных таблиц, отчеты избирательных комиссий о поступлении средств, выделенных из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов, и расходовании этих средств, итоговые финансовые отчеты зарегистрированных кандидатов хранятся не менее пяти лет со дня официального опубликования результатов выборов Президента Российской Федерации.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. В случае рассмотрения в суде жалобы на решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, возбуждения уголовных дел, связанных с нарушением избирательных прав граждан, сроки хранения соответствующей избирательной документации продлеваются до вступления в законную силу решения суда либо прекращения дела в соответствии с законом.
6. Ответственность за сохранность избирательной документации возлагается на председателя (заместителя председателя) и секретаря соответствующей избирательной комиссии до передачи документации в вышестоящую избирательную комиссию либо в архив или ее уничтожения по истечении сроков хранения.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)