Исповедь что нужно говорить

Как начать исповедь перед батюшкой, с каких слов

Исповедь – неотъемлемая часть жизни каждого христианина. Суть этого великого таинства заключается в добровольном признании содеянных грехов и глубоком раскаянии в них. По традиции о своих прегрешениях говорят в присутствии служителя храма (священника), который является посредником между Богом и мирянами. Искренне покаявшийся человек получает прощение грехов, совершенных делом или мыслью, очищает свою душу и поднимается на более высокий духовный уровень.

Исповедь что нужно говорить. Смотреть фото Исповедь что нужно говорить. Смотреть картинку Исповедь что нужно говорить. Картинка про Исповедь что нужно говорить. Фото Исповедь что нужно говорить

Как подходить к батюшке, чтобы исповедоваться

Для того чтобы исповедоваться с последующим отпущением прегрешений, нужно следовать всем правилам проведения обряда. Прежде чем идти в церковь для покаяния, христианин должен:

Все названые этапы являются обязательными. Правильно подготовившись к церковному обряду, человек сможет очистить совесть и приступить к таинству с легкой душой.

Подойдя к священнику, нужно сделать головной поклон, сложив крестообразно руки перед собой. Подобным образом у духовного лица просят о благословении. После этого кладут два пальца правой руки на Святое Распятие, а голову – на Библию. Священник покрывает мирянина частью одеяния (епитрахилью), спрашивает его имя и призывает назвать имеющиеся грехи.

С каких слов начинать исповедь

Для того чтобы исповедоваться, нужно приходить в церковь без опозданий, строго в назначенное время. Перед походом в святое место нужно тщательно продумать свой внешний вид. Важно исключить вызывающую одежду, броские аксессуары, резкий парфюм. Женщины заходят в храм только с покрытой головой. В критические дни от исповеди следует воздержаться.

Прежде чем начинать исповедь перед батюшкой, нужно правильно настроиться внутренне. Приступая к таинству, христианин должен с глубоким почтением обратиться к Господу. В начале исповеди необходимо признать свою греховность. Только после этого следует переходить к перечислению своих проступков. Необходимо упоминать не только совершенные дела, но и неблаговидные мысли, которые противоречат христианским понятиям.

Исповедь что нужно говорить. Смотреть фото Исповедь что нужно говорить. Смотреть картинку Исповедь что нужно говорить. Картинка про Исповедь что нужно говорить. Фото Исповедь что нужно говорить

Пример того, как можно начать исповедь в храме:

«Исповедуюсь я, раб Божий (раба Божия) (имя). За свою жизнь согрешил(а) перед Господом как поступками, так и в мыслях. Мои прегрешения бесчисленны (далее перечисляются грехи по отношению к Богу, к ближним и к самому себе).

Согрешил(а) слабостью веры, отсутствием терпения, кротости, смирения, должного почитания к святыням, несоблюдением церковных правил, редким посещением службы…

Согрешил(а) осуждением ближних, сплетнями, пустыми разговорами, насмешками над бедными, нежеланием оказывать помощь слабым, ложью, клеветой …

Согрешил(а) гордыней, высокомерием, алчностью, жаждой личного обогащения, чревоугодием, блудом, ревностью, праздным времяпрепровождением…»

Исповедуясь, необходимо опускать детали негативных поступков. Важно передать суть содеянного и называть вещи своими именами, не пытаясь подобрать смягчающие слова или оправдательные выражения. Если вы затрудняетесь четко сформулировать свою мысль, священник обязательно поможет, задав наводящие вопросы.

Чтобы не забыть ни об одном из имеющихся грехов, рекомендуется заранее записать исповедальный текст на листе бумаги. Это обязательно стоит сделать тем, кто впервые принимает участие в таком обряде.

Что нужно говорить в завершение

Не менее важно правильно закончить таинство. Завершая исповедь, нужно раскаяться в содеянных поступках и смиренно попросить Создателя о прощении грехов:

«Свои грехи я совершил(а) по собственной воле, поэтому виновен (виновна) перед лицом Господа. Молю с надеждой и смирением о прощении и уповаю на Божию милость. Не гневайся на меня, Господи! Прости меня, грешного (грешную) раба (рабу) твоего (твою)!»

После исповеди важно всячески избегать повторения совершенных ошибок, поскольку это считается еще более тяжелым грехом. Священник, который проводил обряд, даст совет, как вести себя правильно и начать жизнь, достойную истинного христианина и угодную Господу.

Источник

О чем говорить на исповеди?

иеро­мо­нах Евста­фий (Хали­ман­ков)

Этот вопрос воз­ни­кает у многих людей, жела­ю­щих изме­нить свою жизнь при помощи Церкви и таин­ства Пока­я­ния. Однако не всегда само­сто­я­тель­ный поиск при­во­дит к пра­виль­ному ответу. Попро­буем дать ответ, исходя из реаль­ного опыта свя­щен­но­слу­жи­те­лей Жиро­виц­кой оби­тели.

При­ходя на испо­ведь, надо всегда зада­вать себе четкий и ясный вопрос: зачем я это делаю? Соби­ра­юсь ли я менять свою жизнь, что соб­ственно и под­ра­зу­ме­вает само слово «пока­я­ние» (с греч. мета­ния – изме­не­ние ума, миро­воз­зре­ния, умного под­хода ко всему)?

В Таин­стве пока­я­ния можно выде­лить три основ­ных момента или свое­об­раз­ных пока­ян­ных этапа. Только после­до­ва­тельно пройдя все эти этапы, чело­век может наде­яться на победу над грехом в себе. Вспом­ним притчу о блуд­ном сыне. После того как млад­ший сын полу­чил от отца свою долю и про­мо­тал ее, «живя блудно», насту­пает «момент истины». Ста­но­вится понятно, что он никому не нужен. И вот тогда-то млад­ший сын вспо­ми­нает об отце: «Пришед же в себя, сказал: сколько наем­ни­ков у отца моего избы­то­че­ствуют хлебом, а я умираю от голода!» ( Лк. 15:17 ).

Итак, первый этап пока­я­ния – это «прийти в себя», заду­маться о своей жизни: осо­знать, что я все-таки непра­вильно живу и… вспом­нить о том, что всегда и в любой ситу­а­ции есть выход. И выход этот един­ствен­ный: Гос­подь. Все мы начи­наем вспо­ми­нать о Боге только в скор­бях, болез­нях и т.п. В том числе, и люди цер­ков­ные: те, кто более-менее регу­лярно посе­щают храм, испо­ве­ду­ются и при­ча­ща­ются; даже они вспо­ми­нают о Боге – о том, что все про­блемы реша­ются именно в Нем – не сразу.

Второй этап – реши­мость рас­статься с грехом и непо­сред­ствен­ное испо­ве­да­ние греха. Блуд­ный сын при­ни­мает это един­ственно пра­виль­ное реше­ние: «Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согре­шил против неба и пред тобою, и уже недо­стоин назы­ваться сыном твоим; прими меня в число наем­ни­ков твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжа­лился; и, побе­жав, пал ему на шею и цело­вал его. Сын же сказал ему: отче! я согре­шил против неба и пред тобою и уже недо­стоин назы­ваться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: при­не­сите лучшую одежду и оденьте его, и дайте пер­стень на руку его и обувь на ноги; и при­ве­дите откорм­лен­ного теленка, и зако­лите; станем есть и весе­литься! ибо этот сын мой был мертв и ожил, про­па­дал и нашелся. И начали весе­литься» ( Лк. 15:20-24 ). Чело­век уже понял, что так, как он живет сейчас, жить нельзя, поэтому он пред­при­ни­мает кон­крет­ные шаги, чтобы изме­нить ситу­а­цию.

Гос­подь, подобно отцу из еван­гель­ской притчи, ждет каж­дого из нас. Гос­подь, если можно так выра­зиться, жаждет нашего пока­я­ния. Никто из нас не забо­тится о нашем соб­ствен­ном спа­се­нии так, как Бог. Каждый из нас, я пола­гаю, пере­жи­вал ту радость, облег­че­ние, глу­бо­кий мир души после по-насто­я­щему серьез­ной испо­веди? Гос­подь и ждет от нас этой глу­бины, серьез­но­сти по отно­ше­нию к Себе. Мы делаем шаг навстречу Богу, а Он – несколько шагов навстречу нам. Лишь бы мы реши­лись и сде­лали этот спа­си­тель­ный шаг вперед… А это как раз и про­яв­ля­ется, прежде всего, в испо­веди.

Что мы гово­рим на испо­веди Богу? Это, соб­ственно, и явля­ется основ­ной темой насто­я­щей статьи. Начнем с того, что чело­век иногда даже не пони­мает, в чем ему каяться: «Никого не убивал, не воро­вал» и т.д. И если в вет­хо­за­вет­ной системе коор­ди­нат, на уровне десяти Мои­се­е­вых запо­ве­дей (к кото­рым близки так назы­ва­е­мые «обще­че­ло­ве­че­ские цен­но­сти»), мы как-то ори­ен­ти­ру­емся, то Еван­ге­лие оста­ется для нас какой-то дале­кой, запре­дель­ной реаль­но­стью, никак не свя­зан­ной с жизнью. А ведь именно запо­веди Еван­ге­лия явля­ются для хри­стиан тем зако­ном, кото­рый должен регу­ли­ро­вать всю их жизнь. Поэтому для начала мы должны потру­диться хотя бы узнать об этих запо­ве­дях. Лучше всего читать Еван­ге­лие с тол­ко­ва­нием святых отцов. Вы спро­сите: а что, мы сами не сможем само­сто­я­тельно понять Новый Завет? Что ж, нач­ните читать, и я думаю, у вас появится масса вопро­сов. Чтобы найти на них ответы, можно почи­тать книгу архи­епи­скопа Авер­кия (Тау­шева) «Чет­ве­ро­е­ван­ге­лие». Также можно посо­ве­то­вать заме­ча­тель­ную книгу «Тол­ко­ва­ние Еван­ге­лия» Б. И. Глад­кова, кото­рый весьма удачно син­те­зи­ро­вал свя­то­оте­че­ский опыт. Похо­жий труд при­над­ле­жит М. Бар­сову: «Чет­ве­ро­е­ван­ге­лие. Руко­вод­ство к изу­че­нию Свя­щен­ного писа­ния». Все эти тексты сейчас без особых про­блем можно найти в цер­ков­ных лавках, мага­зи­нах или, во всяком случае, в сети Интер­нет.

Когда чело­веку откро­ется пер­спек­тива еван­гель­ской жизни, он, нако­нец, осо­знает, насколько его соб­ствен­ная жизнь далека от самых эле­мен­тар­ных основ Еван­ге­лия. Вот тогда-то само собой станет понятно, в чем надо каяться и как дальше жить.

Теперь необ­хо­димо ска­зать несколько слов о том, как нужно испо­ве­до­ваться. Ока­зы­ва­ется, этому тоже надо учиться и, порой, всю жизнь. Как часто слы­шишь на испо­веди сухое, фор­маль­ное пере­чис­ле­ние грехов, вычи­тан­ных в какой-нибудь цер­ков­ной (или око­ло­цер­ков­ной) бро­шюрке. Одна­жды на испо­веди моло­дой чело­век про­чи­тал по бумажке среди прочих грехов «люб­ле­ние эки­па­жей». Я у него спро­сил – пред­став­ляет ли он, что это такое? Он честно сказал: «При­бли­зи­тельно» и улыб­нулся. Когда выслу­ши­ва­ешь на испо­веди эти трак­таты, то со вре­ме­нем начи­на­ешь опре­де­лять пер­во­ис­точ­ники: «Ага, это из книжки «В помощь каю­щимся», а это из «Лекар­ства от греха…».

Конечно, есть дей­стви­тельно хоро­шие посо­бия, кото­рые можно реко­мен­до­вать начи­на­ю­щим испо­вед­ни­кам. Напри­мер, «Опыт постро­е­ния испо­веди» архи­манд­рита Иоанна (Кре­стьян­кина) или уже упо­мя­ну­тая нами книга «В помощь каю­щимся», состав­лен­ная по тво­ре­ниям свя­ти­теля Игна­тия (Брян­ча­ни­нова). Ими, конечно, можно поль­зо­ваться, но только с извест­ной ого­вор­кой. Нельзя на них «застре­вать». Хри­сти­а­нин и в испо­веди должен про­грес­си­ро­вать. К при­меру, чело­век может годами ходить на испо­ведь и, как хорошо заучен­ный урок, твер­дить одно и то же: «Согре­шил делом, словом, помыш­ле­нием, осуж­де­нием, празд­но­сло­вием, нера­де­нием, рас­се­ян­но­стью на молитве…» – далее сле­дует опре­де­лен­ный набор так назы­ва­е­мых общих грехов так назы­ва­е­мых цер­ков­ных людей. В чем здесь про­блема? Да в том, что чело­век отвы­кает от духов­ной работы над своей душой и посте­пенно при­вы­кает к этому гре­хов­ному «джентль­мен­скому набору» настолько, что почти ничего уже не чув­ствует на испо­веди. Очень часто чело­век прячет за этими общими сло­вами реаль­ную боль и стыд от греха. Ведь одно дело ско­ро­го­вор­кой про­бор­мо­тать, среди про­чего, «осуж­де­нием, празд­но­сло­вием, про­смот­ром плохих изоб­ра­же­ний», и совсем другое – муже­ственно обна­жить кон­крет­ный грех во всем его без­об­ра­зии: поли­вал грязью кол­легу за его спиной, упре­кал своего друга за то, что не одол­жил мне денег, смот­рел пор­но­фильм…

Можно, конечно, впасть и в другую край­ность, когда чело­век погру­жа­ется в мелоч­ное болез­нен­ное само­ко­па­ние. Можно дойти до того, что испо­вед­ник будет даже испы­ты­вать удо­воль­ствие от греха, как бы вновь его пере­жи­вая, или же начнет гор­диться: вот, мол, какой я глу­бо­кий чело­век со слож­ной и бога­той внут­рен­ней жизнью… О грехе надо ска­зать глав­ное, суть его, а не, про­стите, обсмак­ты­вать…

Также полезно напом­нить, что когда мы испо­ве­дуем какие-либо грехи, то тем самым берем на себя обя­за­тель­ство их не совер­шать или, по край­ней мере, бороться с ними. Просто пого­во­рить о грехах на испо­веди – вели­кая без­от­вет­ствен­ность. Неко­то­рые при этом начи­нают еще и бого­слов­ство­вать: у меня нет сми­ре­ния, потому что нет послу­ша­ния, а послу­ша­ния нет, потому что нет духов­ника, а духов­ни­ков сейчас хоро­ших не найти, потому что «послед­ние вре­мена» и «стар­цев нашему вре­мени не дано»… Иные начи­нают вообще испо­ве­до­ваться в грехах своих род­ствен­ни­ков, зна­ко­мых… только не в своих. Лука­вая наша при­рода пыта­ется таким обра­зом даже на испо­веди оправ­дать себя перед Богом и «сва­лить» вину на кого-нибудь дру­гого. Поэтому грех надо дей­стви­тельно… опла­кать на испо­веди, обна­жить без утайки всю его мер­зость – обли­чить. Если чело­веку стыдно на испо­веди, то это добрый знак. Значит, бла­го­дать Божия уже кос­ну­лась души.

Иногда чело­век кается (даже со сле­зами на глазах) в том, что съел в пост­ный день непост­ный пряник или иску­сился супом с под­сол­неч­ным маслом… При этом совер­шенно не заме­чает, что живет уже много лет во вражде с невест­кой или мужем, без­раз­лично про­хо­дит мимо чужой беды; совер­шенно напле­ва­тель­ски отно­сится к своим семей­ным или слу­жеб­ным обя­зан­но­стям… Слепцы, не видя­щие дальше соб­ствен­ного носа, «оце­жи­ва­ю­щие комара, а вер­блюда погло­ща­ю­щие» ( Мф. 23:24 ). Это каса­ется именно тех людей, кото­рые счи­тают себя воцер­ко­в­лен­ными, ходят не один год (или даже деся­ти­ле­тие) в храм Божий и… живут при этом в каком-то при­ду­ман­ном ими самими мире – там нет Бога, потому что нет глав­ного: любви к людям. Как Гос­подь Иисус Хри­стос обли­чал нас в этой нрав­ствен­ной сле­поте и скор­бел о «закваске фари­сей­ской и сад­ду­кей­ской», кото­рой все мы более или менее пора­жены… Дев­чонку, зашед­шую в цер­ковь в брюках, или под­вы­пив­шего парня сразу видим и, как кор­шуны, набра­сы­ва­емся на них: пошли вон из нашего храма.

«Горе вам, книж­ники и фари­сеи, лице­меры, что упо­доб­ля­е­тесь окра­шен­ным гробам, кото­рые сна­ружи кажутся кра­си­выми, а внутри полны костей мерт­вых и всякой нечи­стоты; так и вы по наруж­но­сти каже­тесь людям пра­вед­ными, а внутри испол­нены лице­ме­рия и без­за­ко­ния» ( Мф. 23:27-28 ).

Итак, испо­ве­до­ваться надо кон­кретно, лако­нично, без­жа­лостно по отно­ше­нию к себе (к своему «вет­хому чело­веку»), ничего не ута­и­вая, не при­укра­ши­вая, не умаляя грех. Сна­чала нужно испо­ве­до­вать самые грубые, самые постыд­ные, отвра­ти­тель­ные грехи – реши­тельно выва­ли­вать эти гряз­ные зам­ше­лые камни из дома души. Затем уже соби­рать осталь­ные камешки, выме­тать, выскаб­ли­вать по сусе­кам…

Гото­виться к испо­веди нужно зара­нее, а не наспех, кое-как, уже стоя в храме. Можно гото­виться за несколько дней (этот про­цесс на цер­ков­ном языке назы­ва­ется гове­нием). Под­го­товка к Таин­ствам Испо­веди и При­ча­стию – это не только пище­вая диета (хотя это тоже важно), но и глу­бо­кое иссле­до­ва­ние своей души, и молит­вен­ное при­зы­ва­ние Божией помощи. Для послед­него, кстати, пред­на­зна­чено так назы­ва­е­мое Пра­вило к При­ча­стию, кото­рое может быть разным в зави­си­мо­сти от уровня воцер­ко­в­ле­ния хри­сти­а­нина. Убеж­ден, что застав­лять чело­века, дела­ю­щего первые шаги в Церкви, вычи­ты­вать все боль­шое пра­вило на непо­нят­ном для него цер­ков­но­сла­вян­ском языке – это «нала­гать бре­мена неудо­бо­но­си­мые» ( Лк. 11:42 ). Мера поста и молит­вен­ного пра­вила должна быть согла­со­вана со свя­щен­ни­ком.

Теперь рас­смот­рим третий этап пока­я­ния, навер­ное, самый слож­ный. После того как грех осо­знан и испо­ве­дан, хри­сти­а­нин должен своей жизнью дока­зать пока­я­ние. Это озна­чает очень про­стую вещь: не совер­шать больше испо­ве­дан­ный грех. И вот тут-то начи­на­ется самое слож­ное, самое мучи­тель­ное… Чело­век думал, что, поис­по­ве­до­вав­шись, испы­тав опыт бла­го­дат­ного уте­ше­ния от испо­веди, все выпол­нил, и теперь, нако­нец, можно насла­ждаться жизнью в Боге. Но, ока­зы­ва­ется, все только начи­на­ется! Начи­на­ется жесто­кая борьба с грехом. Вернее, она должна бы начаться. На деле же часто чело­век пасует перед этой борь­бой и снова впа­дает в грех.

Хоте­лось бы обра­тить ваше вни­ма­ние на одну стран­ную (на первый взгляд) зако­но­мер­ность. Вот чело­век поис­по­ве­до­вался в каком-то грехе. К при­меру, в раз­дра­же­нии. И почему-то сразу – или в этот день, или в бли­жай­шее время – снова нахо­дится повод для раз­дра­же­ния. Иску­ше­ние тут как тут. Даже иногда в еще более тяже­лой форме, чем это было до испо­веди. Неко­то­рые хри­сти­ане поэтому даже боятся часто испо­ве­до­ваться и при­ча­щаться – боятся «уси­ле­ния иску­ше­ний». Но в том-то и дело, что Гос­подь, при­ни­мая наше пока­я­ние, дает нам воз­мож­ность дока­зать серьез­ность нашей испо­веди и на деле это пока­я­ние осу­ще­ствить. Гос­подь пред­ла­гает свое­об­раз­ную «работу над ошиб­ками», чтобы чело­век на этот раз не под­дался греху, а посту­пил пра­вильно: по-еван­гель­ски. И самое глав­ное – чело­век уже воору­жен на борьбу с грехом бла­го­да­тью Божией, полу­чен­ной в Таин­стве испо­веди. В меру нашей искрен­но­сти, серьез­но­сти, глу­бины, про­яв­лен­ной на испо­веди, Гос­подь дает нам и Свою бла­го­дат­ную силу для борьбы с грехом. Нельзя упу­стить этот боже­ствен­ный шанс! Не надо бояться новых иску­ше­ний, надо быть к ним гото­вым, чтобы муже­ственно встре­тить их и… не согре­шить. Только тогда будет постав­лена точка в нашей пока­ян­ной эпопее и будет одер­жана победа над каким-то отдель­ным грехом. Очень важен этот момент – необ­хо­димо сосре­до­то­читься на борьбе, прежде всего, с каким-то отдель­ным грехом. Как пра­вило, мы начи­наем иско­ре­нять в себе самые оче­вид­ные, грубые грехи – такие, как блуд, пьян­ство, нар­ко­тики, таба­ко­ку­ре­ние… Только исторг­нув из своей души эти грубые грехи, чело­век начнет видеть в себе осталь­ные, более тонкие (но не менее опас­ные) грехи: тще­сла­вие, осуж­де­ние, зависть, раз­дра­жи­тель­ность…

Оптин­ский старец пре­по­доб­ный Никон (Беляев) так гово­рил по этому поводу: «Надо знать, какая страсть бес­по­коит более всего, с ней и нужно бороться осо­бенно. Для этого надо еже­дневно про­ве­рять свою совесть…». Не только на испо­веди надо каяться в грехах, но хорошо, если хри­сти­а­нин вече­ром, перед сном, напри­мер, вспом­нит про­жи­тый день и пока­ется перед Гос­по­дом в своих гре­хов­ных мыслях, чув­ствах, наме­ре­ниях или устрем­ле­ниях… «От тайных моих очисти меня» ( Пс. 18, 13 ), – молился псал­мо­пе­вец Давид.

Итак, необ­хо­димо сосре­до­то­читься на кон­крет­ном грехе, кото­рый дей­стви­тельно мешает жить, тор­мо­зит всю нашу духов­ную жизнь, и опол­читься на этот грех. Посто­янно испо­ве­до­вать его, бороться с ним всеми доступ­ными нам сред­ствами; читать тво­ре­ния святых отцов о спо­со­бах борьбы с этим грехом, сове­то­ваться с духов­ни­ком. Хорошо, если хри­сти­а­нин найдет себе со вре­ме­нем духов­ника – это боль­шая помощь в духов­ной жизни. Нужно молиться Гос­поду, чтобы Он спо­до­бил такого дара: насто­я­щего духов­ника. Не обя­за­тельно это должен быть старец (да и где их, стар­цев, най­дешь в наше время?). Доста­точно найти трез­во­мыс­ля­щего, зна­ко­мого со свя­то­оте­че­ским пре­да­нием свя­щен­ника, обла­да­ю­щего хотя бы мини­маль­ным духов­ным опытом.

Испо­ведь должна быть регу­ляр­ной (как и при­ча­стие Святых Хри­сто­вых Таин). Частота испо­веди и При­ча­стия инди­ви­ду­альна для каж­дого чело­века. Этот вопрос реша­ется с духов­ни­ком. Однако, в любом случае, хри­сти­а­нин должен хотя бы раз в месяц испо­ве­до­ваться и при­ча­щаться. Это важно именно потому, что душа регу­лярно засо­ря­ется всяким гре­хов­ным хламом. Ни у кого не воз­ни­кает вопро­сов, почему нужно регу­лярно умы­ваться, чистить зубы, пока­зы­ваться врачу… Точно так же и душа наша нуж­да­ется в береж­ном уходе за ней. Чело­век – целост­ное суще­ство, состо­я­щее из души и тела. И если за телом мы уха­жи­ваем, то о душе – увы! – часто совсем забы­ваем… Именно в силу выше­ука­зан­ной целост­но­сти чело­века нера­де­ние о душе ска­зы­ва­ется потом и на телес­ном здо­ро­вье, да и вообще на всей жизни чело­века. Испо­ве­до­ваться можно (и нужно!) и чаще (без При­ча­стия), по мере необ­хо­ди­мо­сти. Забо­лит – сразу ведь бежим к врачу. Поэтому надо пом­нить, что и в храме нас всегда ждет Врач.

Да, инер­ция греха велика. Навык ко греху, кото­рый выра­ба­ты­вался годами, не может не тянуть чело­века на дно. Страх перед этим навы­ком ско­вы­вает нашу волю и напол­няет душу уны­нием: нет, я не могу побе­дить грех… Так теря­ется вера в то, что Гос­подь сможет помочь. Чело­век меся­цами, потом годами ходит на испо­ведь и кается в одних и тех же тра­фа­рет­ных грехах. И… ничего, ника­ких поло­жи­тель­ных изме­не­ний.

И вот здесь очень важно пом­нить слова Гос­пода о том, что «Цар­ство Небес­ное силою берется, и упо­треб­ля­ю­щие усилие вос­хи­щают его» ( Мф. 11:12 ). Упо­треб­лять усилие в хри­сти­ан­ской жизни озна­чает бороться с грехом в себе. Если хри­сти­а­нин будет дей­стви­тельно бороться с собой, то скоро ощутит, как от испо­веди к испо­веди спрут греха начи­нает ослаб­лять свои щупальца и душа все сво­бод­нее начи­нает дышать. Нужно – необ­хо­димо, как воздух! – ощу­тить этот вкус победы. Именно жесто­кая, непри­ми­ри­мая борьба с грехом уси­ли­вает в нас веру – «и сия есть победа, побе­див­шая мир, вера наша» ( 1Ин. 5:4 ).

Источник

Исповедь

«Если испо­ве­дуем грехи наши, то Он,
будучи верен и пра­ве­ден, про­стит нам грехи наши и
очи­стит нас от всякой неправды
» ( 1Ин.1:9 ).

И́споведь (Таин­ство пока­я­ния) – Таин­ство Пра­во­слав­ной Церкви, в кото­ром искренне испо­ве­ду­ю­щий грехи свои при види­мом изъ­яв­ле­нии про­ще­ния от свя­щен­ника неви­димо раз­ре­ша­ется от грехов Самим Богом. При­ни­мает испо­ведь свя­щен­ник или архи­ерей.

Исповедь что нужно говорить. Смотреть фото Исповедь что нужно говорить. Смотреть картинку Исповедь что нужно говорить. Картинка про Исповедь что нужно говорить. Фото Исповедь что нужно говорить

Почему нужно испо­ве­до­ваться в при­сут­ствии свя­щен­ника, а не просто попро­сить про­ще­ния у Бога?

Подоб­ную же ана­ло­гию можно про­ве­сти, если смот­реть на грех как на болезнь. Тогда Цер­ковь – это боль­ница, а испо­ведь – лече­ние болезни. Причем саму испо­ведь в этом при­мере можно рас­смат­ри­вать как опе­ра­цию по уда­ле­нию опу­холи (греха), а после­ду­ю­щее за ней при­ча­стие Святых Даров – Тела и Крови Хри­сто­вых в Таин­стве Евха­ри­стии – как после­опе­ра­ци­он­ную тера­пию по зажив­ле­нию и вос­ста­нов­ле­нию орга­низма (души).

Как легко нам бывает про­стить каю­ще­гося, как необ­хо­димо нам самим каяться перед теми, кого мы оби­дели. Но не тем ли нужнее наше пока­я­ние перед Богом – Отцом Небес­ным? Такого моря грехов, как перед Ним, мы не имеем ни перед одним чело­ве­ком.

Как же про­ис­хо­дит Таин­ство Пока­я­ния, как к нему гото­виться и как при­сту­пать?

Чино­по­сле­до­ва­ние испо­веди: начало обыч­ное, иерей­ские молитвы и обра­ще­ние к каю­щимся «Се чадо, Хри­стос неви­димо стоит, при­емля испо­ве­да­ние твое…», соб­ственно испо­ведь. По окон­ча­нии испо­веди свя­щен­ник воз­ла­гает край епи­тра­хили на голову каю­ще­муся и читает раз­ре­ши­тель­ную молитву. Каю­щийся целует Еван­ге­лие и крест, лежа­щие на аналое.

Испо­ведь при­нято совер­шать после вечер­него бого­слу­же­ния или утром, непо­сред­ственно перед литур­гией, поскольку миряне к при­ча­ще­нию по тра­ди­ции допус­ка­ются после испо­веди.

Под­го­товка к испо­веди не носит внешне фор­маль­ного харак­тера. В отли­чие от дру­гого вели­кого Таин­ства Церкви – Свя­того При­ча­стия, испо­ведь может совер­шаться всегда и везде (при нали­чии закон­ного тай­но­со­вер­ши­теля – пра­во­слав­ного свя­щен­ника). При под­го­товке к испо­веди цер­ков­ный устав не тре­бует ни осо­бого поста, ни осо­бого молит­вен­ного пра­вила, а нужны только вера и пока­я­ние. То есть испо­ве­ду­ю­щийся чело­век должен быть кре­ще­ным членом Пра­во­слав­ной Церкви, созна­тельно веру­ю­щим (при­зна­ю­щим все основы пра­во­слав­ного веро­уче­ния и при­зна­ю­щим себя чадом Пра­во­слав­ной Церкви) и рас­ка­и­ва­ю­щимся в своих грехах.

Грехи нужно пони­мать и в широ­ком смысле – как свой­ствен­ные падшей чело­ве­че­ской при­роде стра­сти, и в более кон­крет­ном – как фак­ти­че­ские случаи пре­ступ­ле­ния запо­ве­дей Божиих. Сла­вян­ское слово «пока­я­ние», озна­чает не столько «изви­не­ние», сколько «изме­не­ние» – реши­мость не допус­кать в буду­щем совер­ше­ния тех же грехов. Таким обра­зом, пока­я­ние есть состо­я­ние бес­ком­про­мисс­ного само­осуж­де­ния за свои про­шлые грехи и стрем­ле­ние впредь упорно бороться со стра­стями.

Итак, при­го­то­виться к испо­веди – это значит пока­ян­ным взгля­дом оки­нуть свою жизнь, про­ана­ли­зи­ро­вать свои дела и мысли с точки зрения запо­ве­дей Божиих (при необ­хо­ди­мо­сти и запи­сать для памяти), помо­литься Гос­поду о про­ще­нии грехов и даро­ва­нии истин­ного пока­я­ния. Как пра­вило, за период после послед­ней испо­веди. Но можно испо­ве­дать и про­шлые грехи – или ранее по забыв­чи­во­сти или лож­ному стыду не испо­ве­дан­ные, или испо­ве­дан­ные без долж­ного рас­ка­я­ния, меха­ни­че­ски. При этом нужно знать, что искренне испо­ве­дан­ные грехи всегда и необ­ра­тимо про­ща­ются Гос­по­дом (грязь омы­ва­ется, болезнь исце­ля­ется, про­кля­тие сни­ма­ется), в этой непре­лож­но­сти – смысл Таин­ства. Однако это не значит, что грех должен быть забыт, – нет, он оста­ется в памяти для сми­ре­ния и охра­не­ния от буду­щих паде­ний; он может еще долго бес­по­ко­ить душу, как может бес­по­ко­ить чело­века зажив­шая рана, – уже не смер­тель­ная, но еще ощу­ти­мая. В этом случае испо­ве­до­вать повторно грех можно (для уми­ре­ния души), но не обя­за­тельно, так как он уже прощен.

И – пойти в храм Божий испо­ве­даться.

Хотя, как уже гово­ри­лось, испо­ве­до­ваться можно в любой обста­новке, но обще­при­ня­той явля­ется испо­ведь в храме – перед бого­слу­же­нием или в спе­ци­ально назна­чен­ное свя­щен­ни­ком время (в особых слу­чаях, напри­мер, для испо­веди боль­ного на дому, нужно инди­ви­ду­ально дого­во­риться со свя­щен­но­слу­жи­те­лем).

Обыч­ное время совер­ше­ния испо­веди – перед Боже­ствен­ной литур­гией. Обычно испо­ве­дуют и на вечер­нем бого­слу­же­нии, иногда уста­нав­ли­вают особое время. Узнать о вре­мени испо­веди жела­тельно зара­нее.

Как пра­вило, свя­щен­ник испо­ве­дует перед ана­лоем (Аналой – столик для цер­ков­ных книг или икон с наклон­ной верх­ней поверх­но­стью). При­шед­шие на испо­ведь ста­но­вятся друг за другом перед ана­лоем, где испо­ве­дует свя­щен­ник, но на неко­то­ром рас­сто­я­нии от аналоя, чтобы не мешать чужой испо­веди; стоят тихо, слушая цер­ков­ные молитвы, сокру­ша­ясь в сердце о своих грехах. Когда наста­нет их оче­редь – под­хо­дят к испо­веди.

Подойдя к аналою, склони голову; при этом можно и стать на колени (по жела­нию; но в вос­крес­ные дни и вели­кие празд­ники, а также от Пасхи до дня Святой Троицы коле­но­пре­кло­не­ния отме­ня­ются). Иногда свя­щен­ник покры­вает главу каю­ще­гося епи­тра­хи­лью (Епи­тра­хиль – деталь обла­че­ния свя­щен­ника – вер­ти­каль­ная полоса ткани на груди), молится, спра­ши­вает, как зовут испо­вед­ника и что он желает испо­ве­дать пред Богом. Здесь каю­щийся должен испо­ве­дать, с одной сто­роны, общее осо­зна­ние своей гре­хов­но­сти, особо назы­вая наи­бо­лее свой­ствен­ные ему стра­сти и немощи (напри­мер: мало­ве­рие, среб­ро­лю­бие, гнев­ли­вость и т. п.), а с другой сто­роны, назвать те кон­крет­ные грехи, кото­рые он за собой видит, и осо­бенно те, кото­рые как камень лежат на его сове­сти, напри­мер: аборты, оскорб­ле­ния роди­те­лей или близ­ких, воров­ство, блуд, при­вычка к мату и бого­хуль­ству, несо­блю­де­ние запо­ве­дей Божиих и цер­ков­ных уста­нов­ле­ний, и т. п., и т. п. Разо­браться в своих грехах вам помо­жет раздел «Общая испо­ведь».

Свя­щен­ник, выслу­шав испо­ведь, как сви­де­тель и хода­тай пред Богом, задает (если счи­тает нужным) вопросы и гово­рит настав­ле­ние, молится о про­ще­нии грехов каю­ще­гося греш­ника и, когда видит искрен­нее рас­ка­я­ние и стрем­ле­ние к исправ­ле­нию, читает «раз­ре­ши­тель­ную» молитву.

Само Таин­ство про­ще­ния грехов совер­ша­ется не в момент чтения «раз­ре­ши­тель­ной» молитвы, а всей сово­куп­но­стью чино­по­сле­до­ва­ния испо­веди, однако «раз­ре­ши­тель­ная» молитва явля­ется как бы печа­тью, удо­сто­ве­ря­ю­щей совер­ше­ние Таин­ства.

Итак – испо­ведь совер­шена, при искрен­нем рас­ка­я­нии грех Богом прощен.

Про­ще­ный греш­ник, пере­кре­стясь, целует крест, Еван­ге­лие и берет у батюшки бла­го­сло­ве­ние.

Взять бла­го­сло­ве­ние – это попро­сить свя­щен­ника его иерей­ской вла­стью нис­по­слать укреп­ля­ю­щую и освя­ща­ю­щую бла­го­дать Свя­того Духа на себя и на свои дела. Для этого нужно сло­жить руки ладо­нями вверх (правую на левую), скло­нить голову и ска­зать: «Бла­го­слови, отче». Свя­щен­ник кре­стит чело­века знаком свя­щен­ни­че­ского бла­го­сло­ве­ния и кладет свою ладонь на сло­жен­ные ладони бла­го­слов­ля­е­мого. Сле­дует при­ло­житься устами к руке свя­щен­ника – не как к руке чело­ве­че­ской, но как к образу бла­го­слов­ля­ю­щей дес­ницы Пода­теля всех благ Гос­пода.

Если он гото­вился к при­ча­стию, то спра­ши­вает: «Бла­го­сло­вите при­ча­ститься?» – и при поло­жи­тель­ном ответе идет гото­виться к при­ня­тию Святых Хри­сто­вых Тайн.

Все ли грехи про­ща­ются в Таин­стве Пока­я­ния, или только назван­ные?

В Таин­стве про­ща­ются все грехи за исклю­че­нием наме­ренно сокры­тых. Если вы забыли назвать какой-то незна­чи­тель­ный грех, то не пере­жи­вайте. Таин­ство назы­ва­ется Таин­ством Пока­я­ния, а не “Таин­ством пере­чис­ле­ния всех совер­шён­ных грехов”.

Про­чтём раз­ре­ши­тель­ную молитву свя­щен­ника после испо­веди: “Госпо́дь и Бо́г на́ш, Иису́с Христо́с, благода́тию и щедро́тами Cвоего́ человеколю́бия да прости́т ти́ ча́до (и́мя) вся согре­ше­ния твоя. И а́з, недосто́йный иере́й, вла́стию Его́ мне́ да́нною, проща́ю и разреша́ю тя́ от все́х грехо́в твои́х, во И́мя Отца́ и Сы́на, и Свята́го Ду́ха. Ами́нь”.*

мит­ро­по­лит Ила­рион Алфеев:
…если чело­век не ута­и­вает грехи созна­тельно, если испо­ведь при­но­сится им искренне, чисто­сер­дечно, с наме­ре­нием испра­виться, ему про­ща­ются все грехи: и те, кото­рые он назвал, и те, о кото­рых забыл, и те, кото­рые он сам в себе не заме­чает. Одна­жды на лекции в Мос­ков­ской духов­ной семи­на­рии я выска­зал эту мысль – о том, что грехи на испо­веди или все про­ща­ются, или все не про­ща­ются, а тре­тьего (то есть какого-то частич­ного, непол­ного про­ще­ния) не дано. Один семи­на­рист очень резко воз­ра­зил мне, сказав, что он «под­ни­мет тво­ре­ния всех Святых Отцов», чтобы дока­зать обрат­ное, а именно, что про­ща­ются только назван­ные на испо­веди грехи. Он пол­года рабо­тал в биб­лио­теке, а потом пришел ко мне и сказал: «Вы были правы: про­ща­ются все грехи».
Но, как уже было ска­зано, усло­вием пол­ного про­ще­ния явля­ется чисто­сер­деч­ность и искрен­ность испо­веди, реши­мость испра­виться и начать новую жизнь. Если чело­век на испо­веди ута­и­вает грехи, или если вся его испо­ведь сво­дится к пустой фор­маль­но­сти, или если он гово­рит лишь о грехах прочих людей, в таком случае таин­ство про­фа­ни­ру­ется. Иначе говоря, Таин­ство в таком случае вовсе не про­ис­хо­дит, потому что не про­ис­хо­дит в чело­веке та пере­мена ума, кото­рая должна сопут­ство­вать испо­веди. (Источ­ник).

Как часто нужно испо­ве­до­ваться?

Мини­мально — перед каждым При­ча­стием (по цер­ков­ным кано­нам верные при­ча­ща­ются не чаще раза в сутки и не реже раза в 3 сед­мицы), мак­си­маль­ное число испо­ве­дей не уста­нов­лено и остав­лено на усмот­ре­ние самого хри­сти­а­нина.

При этом сле­дует пом­нить, что пока­я­ние — это жела­ние пере­ро­диться, оно не начи­на­ется испо­ве­дью и не закан­чи­ва­ется ей, это дело всей жизни. Поэтому Таин­ство и назы­ва­ется Таин­ством Пока­я­ния, а не “Таин­ством пере­чис­ле­ния грехов”. Пока­я­ние в грехе состоит из трёх этапов: Пока­яться в грехе, как только его совер­шил; вспом­нить о нем на исходе дня и вновь попро­сить у Бога за него про­ще­ния (см. послед­нюю молитву в Вечер­нем молит­вен­ном пра­виле); испо­ве­дать его и полу­чить раз­ре­ше­ние от грехов в Таин­стве Испо­веди.

Как уви­деть свои грехи?

Так как грехи — это нару­ше­ние Запо­ве­дей Божьих, то необ­хо­димо изу­чать Запо­веди и Еван­ге­лие. И сле­дует про­сить Бога о виде­нии своих грехов.
Когда чело­век не видит в себе ничего дур­ного, это нико­гда не сви­де­тель­ствует об отсут­ствии грехов. Это обычно след­ствие гор­до­сти и духов­ной апатии. Тому, кто не видит в себе грехов, необ­хо­димо начать с испо­ве­да­ния этой духов­ной сле­поты, далее свя­щен­ник помо­жет вспом­нить и другие пороки.

Может ли свя­щен­ник не при­нять испо­ведь?

Апо­столь­ские Пра­вила (52‑е пра­вило) «Если кто, епи­скоп или пре­сви­тер, обра­ща­ю­ще­гося от греха не примет, да будет извер­жен из свя­щен­ного чина. Ибо [он] опе­ча­ли­вает Христа, ска­зав­шего: радость бывает на небе­сах об одном каю­щемся греш­нике ( Лк.15:7 )».

Отка­зать в испо­веди можно, если её, по сути, нет. Если чело­век не рас­ка­и­ва­ется, не счи­тает себя вино­ва­тым в своих грехах, не желает при­ми­ряться с ближ­ними. Также не могут полу­чить раз­ре­ше­ние от грехов некре­щё­ные и отлу­чён­ные от цер­ков­ного обще­ния.

Можно ли испо­ве­до­ваться по теле­фону или пись­менно?

В Пра­во­сла­вии нет тра­ди­ции испо­ве­до­вать грехи по теле­фону или через интер­нет, тем более, что это нару­шает тайну испо­веди.

Сле­дует также иметь в виду, что боль­ные могут при­гла­сить свя­щен­ника домой или в лечеб­ницу.

Те, же, кто уехал в даль­ние страны, не могут себя этим оправ­ды­вать, ведь отпа­де­ние от Святых Таинств Церкви — это их выбор и про­фа­ни­ро­вать Таин­ство ради этого неуместно.

Какие права есть у свя­щен­ника по нало­же­нию епи­ти­мии на каю­ще­гося?

Канон 102 Трулль­ского Собора тре­бует, чтобы епи­ти­мья назна­ча­лась на тот срок, в тече­ние кото­рого духов­ник мог бы сле­дить за этим духов­ным чадом. Если же хри­сти­а­нин полу­чил епи­ти­мью выше сил и не может её нести, то ему сле­дует обра­титься к архи­ерею за раз­ре­ше­нием от епи­ти­мии.

Мнение о том, что любой свя­щен­ник может раз­ре­шить от епи­ти­мии, нало­жен­ной другим свя­щен­ни­ком, про­ти­во­ре­чит цер­ков­ному праву. Такая власть есть только у архи­ерея. Раз­ре­шить запре­щен­ного не может никто другой, кроме запре­тив­шего, исклю­чая случаи смерти запре­тив­шего, а также смер­тель­ной болезни каю­ще­гося.

Над окон­чив­шим епи­ти­мию чита­ется «Молитва над раз­ре­ша­е­мым от запре­ще­ния», кото­рой он осво­бож­да­ется от неё и вво­дится в обще­ние с Цер­ко­вью.

После Испо­веди часто ли вы Бога бла­го­да­рили за то, что Он про­стил вам грехи? …А ведь это такой дар! Чело­веку Гос­подь дал про­ще­ние грехов просто так, зада­ром, а мы гово­рим»: «Он так и должен, так и обязан». Это – непра­вильно. За всё надо бла­го­да­рить.
свя­щен­ник Даниил Сысоев

Гово­рят чело­веку: «Пойди на испо­ведь», а он отве­чает: «А чего идти, я всё равно буду гре­шить. Какой смысл…?
Это уже не норма, это – духов­ная ано­ма­лия, когда чело­век сидит в грехе и не хочет его остав­лять. Это очень пагуб­ное состо­я­ние души чело­века, вывих в его взгля­дах на жизнь.
Не исклю­чено, что греш­ник таким обра­зом оправ­ды­вает свою при­вя­зан­ность к греху. Жизнь во грехе устра­и­вает такого чело­века, поэтому с интел­лек­ту­аль­ной точки зрения он оправ­ды­вает свои гре­хов­ные поступки.
Именно поэтому наш ум Святые Отцы назы­вали лже­имен­ным разу­мом. Т.е. он при­зван видеть истину, при­зван к ней стре­миться, но настолько опутан в духов­ном смысле стра­стями, что идёт на поводу у порока, греха, кото­рый живёт в духе. И оправ­ды­вает свои грехи даже бого­слов­скими рас­суж­де­ни­ями.
архи­епи­скоп Полоц­кий и Глу­бок­ский Фео­до­сий

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *