Исповедные ведомости что это

Исповедальные ведомости (духовные росписи)

Исповедальная ведомость, также называемая духовной или исповедной росписью, представляет собой церковную книгу со списком прихожан, проживавших на близлежащих территориях, но среди местных жителей могли быть и приезжие люди. Основу составляли представители главных сословий: духовенство (священники и другие члены причта), военные, статские, купцы и мещане, крестьяне, дворовые (до начала 60-х годов XIX века) и другие. В исповедную роспись включался ежегодный отчет о приходе, заверенный священнослужителями церкви, которые также вели и метрические книги.

Государственный документ периода XVIII-начала XX веков, содержащий в себе информацию об исповедях православного населения, делился на 3 основополагающие части:

1) «Кто были у Исповеди и Святого Причастия».

В этой части росписи указывался перечень членов семей с отметкой о присутствии или отсутствии во время Великого поста (с 23 марта по 3 апреля). В исповедальную ведомость записывалось «был» или «не был» прихожанин участником обряда. Благодаря таким сведениям из ведомостей, сегодня исследователи родословных могут добывать дополнительную информацию, делать определённые выводы о духовности предка из династии и соединять родственные цепочки.

2) «Кто же исповедовались токмо, а не причастились, и за каким винословием».

Вторая графа присутствовала в исповедной росписи крайне редко. По усмотрению священника в неё вносились те, кто не присутствовал на причащении более года. Если время пропуска составляло более трёх лет и прихожанином не представлялись документы, объясняющие его отсутствие, то священнослужитель отмечал это в исповедальной ведомости и сообщал о таком человеке своему епархиальному начальству, которое в свою очередь могло причислить поданного к раскольникам (старообрядцам или иным людям, придерживавшихся нетрадиционного вероисповедания).

3) «Которые у исповеди не были».

Исповедная роспись (духовная ведомость) в третьей части обычно содержала перечисление раскольников и причин, почему жители не могли явиться на обряды в православную церковь. Причинами пропусков чаще всего указывались «по отлучке» или «по нерадению», однако исследователями сайта livemem.ru в редких случаях выявляются записи «за леностью» и аналогичные им, характеризующие личность человека соответствующим образом. На православных, попавших в этот список, светскими властями мог налагаться штраф «против доходу с него втрое», причем уплата штрафа не освобождала человека от обращения к Исповеди.

Содержание исповедной росписи, примеры записей

Мы досконально изучаем, из чего состоят документы, пополняем генеалогические источники информации новыми пунктами, чтобы максимально компетентно подходить к работе с исповедными ведомостями и другими материалами. Также мы расширяем собственный кругозор и знания исторических фактов, наподобие тех, что описаны в этой части статьи «Содержание исповедной росписи». Принципиальная личная позиция позволяет нам безвозмездно делиться накопленным опытом с посетителями сайта и подготавливать на коммерческой основе действительно интересные Родословные (судя по отзывам обратившихся за консультациями), написанные на основе тщательных документальных исследований. Подробнее про содержание исповедальных росписей мы расскажем ниже, перед этим предлагаем ознакомиться с примерами документов для лучшего представления сути статьи, окунувшись в историю.

Пример (образец) исповедной росписи:

«Исповедальные росписи Стародубской епархии города Стародуба церкви Вознесения Господня, 1829 года.

О обретающихся в приходе оной церкви нижеявленных всякого чина людям, с изъяснением противу каждого имени, кто в Четыредесятницу был у Исповеди и Святого Причастия, кто исповедовался только, а не причастился, и кто и не исповедовался и не причастился и почему.

Священник Тихон Проценко,

Дьякон Илья Диаковский,

Дьячок Андрей Диаковский.

Мещане и их домашние

№ 77. Алексей Андреев Карпов, 27 лет, жена его Екатерина Тимофеевна, 25 лет, сыновья их Семен, 3 года, Антон, 2 года, Петр, 1 год.

№ 394. Иоанн Дружников, 67 лет, жена его Екатерина, 59 лет, дети их Любовия, 20 лет, Степан, 22 года, Андрей, 36 лет, женат, жена его Иулиания, 32 года, дети София, 6 лет, Дарья, 4 года, Мария, 2 года.»

Первые версии духовных росписей оформлялись в виде тетрадок с вручную расчерченными таблицами для ввода данных. Печатные же версии исповедальных ведомостей начали появляться лишь к середине XIX века, при этом содержание практически не менялось за всё время существования документа. Строгий контроль вышестоящего духовного правления дисциплинировал священнослужителей, которые старались относиться к заполнению книг ответственно, ведь в противном случае им грозили наказания, вплоть до лишения сана. Официальный отказ Государства от ведения исповедных росписей произошел после Революции 1917 года, но отдельные священники продолжали вести списки и несколько последующих лет.

Пример (образец) исповедальной ведомости:

«Исповедальные росписи Саратовской епархии города Саблы церкви Рождества Богородицы, 1863 года.

О обретающихся в приходе оной церкви нижеявленных всякого чина людям, с изъяснением противу каждого имени, кто в Четыредесятницу был у Исповеди и Святого Причастия, кто исповедовался только, а не причастился, и кто и не исповедовался и не причастился и почему.

Священник Иоанн Преображенский,

Дьякон Василий Лыков,

Дьячок Андрей Лыков.

Мещане и их домашние

№ 5. Параскева Марковна Карпиха, 57 лет, дочери ее Екатерина, 16 лет.

№ 17. Мария Ивановна Карпова, 41 год, сын ее Кирилл, 20 лет.

№ 58. Василий Михайлович Карпин, 44 года, жена его Евдокия Корнильевна, 38 лет, дети их Лаврентий, 18 лет, Евдокия, 11 лет.

№ 149. Иван Тимофеевич Карпин, 51 год, жена его Матрона Онисьевна, 37 лет, дети их Семен, 12 лет, Петр, 3 года, Тимофей, 2 года, Мария, 6 лет.»

В отсутствии метрических книг, исповедные росписи обладали юридической силой и использовались при разрешении брачных и земельных конфликтов. Переселенцам Настоятель церкви выдавал справку об исповедовании, без которой невозможно было совершить обряд бракосочетания на новом месте. Что касается описания, то исповедальная книга схожа с прочими церковными документами. Первым указывался порядковый номер семьи или двора, далее шёл непосредственно перечень прихожан, где первоначально вписывали представителей мужского пола, и только после этого могла быть записана жена или другая родственница отца семейства. В следующие столбцы исповедной росписи вносился возраст, сословная или владельческая принадлежность. Иногда прямо в этом списке указывался населенный пункт, в случае если к приходу относились несколько селений. Тут же отмечалось присутствие либо отсутствие на Исповеди. Все листы должны были подписываться каждым звеном причта, но так как это указание носило рекомендательный характер, на практике заверение происходило только на заключительных страницах блоков. В конце исповедальной ведомости приводились статистические общие сведения о приходе в виде таблицы, разделенной на сословия.

Форма написания была относительно свободная, а исповедные росписи даже соседних уездов могли сильно отличаться по оформлению и чередованию записей, к чему исследователь должен быть заранее морально подготовлен. Для того, кто ищет, первостепенным значением является расположение фамилий, которые, как правило, шли в начале, что даёт возможность более-менее оперативно разыскать нужного прихожанина (насколько это возможно, исследуя огромные фолианты, пример которых показан на первой фотографии статьи). Однако, поисковик-генеалог должен иметь в виду, что в конце 20-х годов XX столетия, во времена существования РСФСР, исповедальные ведомости начиная от 1865 года и двигаясь к нашему времени, были признаны не имеющими исторической ценности, в связи с чем большая часть фондов была уничтожена.

Где искать исповедные ведомости прихожан церквей

Определение нахождения исповедальных ведомостей не простое занятие, не удивительно, что многие, кто интересуются своей родословной, заказывают услуги по генеалогии, в рамках которых изучаются архивные материалы за несколько лет, а иногда и за десятки лет. Информация, содержащаяся в исповедных росписях населения Российской Империи, обладает особенной ценностью ещё и потому, что в этих документах фиксировались принадлежность жителей к определенному владению, их социальное положение, возраст, место проживания, составы семей, за редкостью род занятий.

Исповедные росписи принадлежат к фондам духовных консисторий и правлений, а также епархиальных управлений. В настоящее время исповедальные ведомости хранятся в Государственных архивах определенного региона. Не лишним будет отметить, что в редких случаях росписи по Исповеди и Причастии можно найти в архивах отдельных церквей. Чтобы отыскать конкретное дело, где закреплена духовная роспись, исследователю необходимо знать примерное место и время проживания искомого человека. Обладая такими исходными данными уже можно проводить тотальный или «точечный» поиск родственника по датам за его период жизни. Необходимо иметь в виду, что священники были обязаны вести исповедальные ведомости в двух одинаковых экземплярах, один их которых направлялся на ответственное хранение в духовную консисторию, зачастую объединяясь с делом соседних приходов, а соседство определялось в зависимости от территориального деления того или иного региона. Второй экземпляр исповедной росписи оставался в фондах самой церкви.

Генеалогические исследователи по неопытности могут завершить поиски, узнав в Государственном учреждении о том, что оригинал книги не сохранился до наших дней. Компетентный же специалист должен обязательно проверить наличие исповедной росписи ещё и в конкретной церкви, прихожанами которой были искомые личности. Так как в XIX веке наблюдался особый контроль духовности населения Российской Империи, обычным делом был дополнительный не церковный учёт причащения и исповедования жителей (в основном крестьян). Проводя поиски, мы встречаем разного рода приказы и распоряжения светских начальников, где говорится, что их подчиненные обязаны представить справку от Настоятеля храма о пребывании на Исповеди и Святом Причастии. На основе подобных документов тоже может быть добыта ценная информация о родственниках, наряду с исповедальными ведомостями, метрическими книгами, ревизскими сказками и другими основными генеалогическими источниками. Многие энтузиасты публикуют найденные материалы в интернете, можно провести поверхностный поиск и посмотреть, что есть в сети.

Автор: Андреев Максим Александрович

Мы будем признательны, если Вы поделитесь ссылкой на данную публикацию со своими друзьями.

Источник

Исповедные ведомости теперь доступны в онлайн-сервисе Главархива «Моя семья»

Исповедные ведомости что это. Смотреть фото Исповедные ведомости что это. Смотреть картинку Исповедные ведомости что это. Картинка про Исповедные ведомости что это. Фото Исповедные ведомости что это

Онлайн-сервис Главархива Москвы «Моя семья» пополнился исповедными ведомостями православных церквей Москвы и Московской губернии со второй четверти XVIII века до 1860-х годов. По ним можно узнать полный состав семьи, возраст ее членов и место, где они жили. Кроме того, в онлайн-сервис были добавлены более 125 тысяч страниц метрических книг, которые помогают выяснить сведения о рождении, браке и смерти родных до 1917 года. Об этом сообщила Анастасия Ракова, заместитель Мэра Москвы по вопросам социального развития.

«Одна из самых частых причин, почему горожане приходят в архив, — это желание узнать больше о своих предках. Для того чтобы сделать поиск сведений удобнее, в конце прошлого года мы открыли для жителей онлайн-сервис “Моя семья”, который за это время посетили уже почти 1,5 миллиона человек. На данный момент здесь собрано около четырех миллионов страниц метрических книг, более 420 тысяч страниц ревизских сказок, а сейчас мы добавили исповедные ведомости, которые еще больше расширяют возможности горожан в генеалогических исследованиях. Раньше все эти документы были доступны только в читальных залах, теперь же найти нужные сведения можно из любой точки страны и даже мира», — рассказала она.

Исповедные ведомости представляют собой посемейные списки прихожан церкви. Обычно в них включали всех членов семьи, кроме детей в возрасте до года. Сейчас в онлайн-сервисе доступно почти 700 тысяч страниц исповедных ведомостей. Работа по их оцифровке и размещению будет продолжаться.

Исповедные ведомости были ежегодным отчетным церковным документом. В них указывалось, кто был на исповеди, кто причащался. Помимо имен, там записывали место проживания, родственные отношения внутри каждой семьи и возраст прихожан. Например, «крестьяне деревни Ивановской», среди которых могли быть «Иван Иванов, 35 лет; жена его Ольга Васильева, 29 лет; сын их Петр, 10 лет». В исповедные ведомости заносили всех прихожан церкви, даже тех, кто ни разу не был на исповеди.

Исповедные ведомости что это. Смотреть фото Исповедные ведомости что это. Смотреть картинку Исповедные ведомости что это. Картинка про Исповедные ведомости что это. Фото Исповедные ведомости что это

Новые материалы служат ценным дополнением к уже размещенным в онлайн-сервисе документам — метрическим книгам и ревизским сказкам. По метрическим книгам можно узнать о рождении, браке и смерти своих предков с 1772 до 1917 года. Не все они поступили на хранение в архив, но основная часть таких документов сохранилась.

Ревизские сказки — это своеобразные переписи населения за 1795–1858 года. Особенность ревизских сказок в том, что туда заносили сведения только о представителях податных сословий — крестьянах, мещанах, купцах, цеховых, так как эти документы составляли для последующего обложения налогами. Особые ревизские сказки были для духовного сословия, дворян же в эти документы не включали совсем.

Для того чтобы найти сведения о своих предках в онлайн-сервисе «Моя семья», можно воспользоваться инструкцией на сайте архива. Также запросить сведения о своих родственниках возможно по электронной почте Главархива Москвы: cgam@archive.mos.ru. Правила подачи и расценки размещены здесь.

Получить доступ к оригиналам метрических книг, ревизских сказок и исповедных ведомостей можно в читальном зале Главархива Москвы по адресу: Профсоюзная улица, дом 80. Читальный зал открыт по понедельникам с 09:30 до 16:30, по вторникам и четвергам — с 12:00 до 20:00, по пятницам — с 09:30 до 15:00. Специалисты помогут решить все возникающие вопросы.

Сейчас пройти в здание Главархива можно только по QR-коду, который подтверждает вакцинацию, отрицательный тест на коронавирус или перенесенную болезнь. Записанные в читальный зал горожане могут заказать нужные документы на сайте, а затем в учреждении поработать с ними. В читальном зале соблюдены все санитарные требования: столы стоят на большом расстоянии друг от друга, регулярно проводится дезинфекция. Посетителям необходимо иметь при себе маску.

Источник

Какую информацию можно получить из исповедной росписи

Исповедные ведомости что это. Смотреть фото Исповедные ведомости что это. Смотреть картинку Исповедные ведомости что это. Картинка про Исповедные ведомости что это. Фото Исповедные ведомости что это

Каждый, кто хочет составить родословную, углубившись в 19 век, сталкивается с необходимостью искать сохранившиеся исторические документы, с помощью которых можно узнать состав семьи предков и их возраст. Один из таких важных документов – это исповедные ведомости.

Предназначение исповедной росписи

Исповедная роспись – это документ, позволяющий установить состав семьи, возраст и вероисповедание ваших предков. Так называли ежегодный отчет, предоставляемый священником приходской церкви в духовную консисторию, при этом один экземпляр оставался в церкви.

Идея создания исповедной ведомости появилась вместе с церковным расколом и увеличившимся количеством старообрядцев. С помощью исповедки можно было отслеживать «уклонившихся в раскол».

С 1716 года по указу Петра Первого «О хождении на исповедь повсегодно, о штрафе за неисполнение сего правила, и о положении на раскольников двойного оклада» ежегодно перед Пасхой, во время Великого поста, обычно в Святую Четыредесятницу, все прихожане обязаны были явиться в церковь на исповедь и причастие, о чем должна была быть сделана запись в исповедной ведомости. (Подробнее о празднике Пасха)

Отсутствующие на исповеди

Отсутствовать на исповеди могли по нескольким причинам:

В случае отсутствия по месту жительства более года, человек мог исповедоваться другому священнику, но обязательно должен был подтвердить этот факт документально.

Списки неисповедовавшихся подавались в духовную консисторию. Если человек не был на причастии более трех лет, то по решению епархии его могли причислить к старообрядцам.

Правила заполнения ведомости

Исповедная роспись представляет собой список всех жителей, относившихся к приходу церкви. Они были разделены на социальные группы и писались последовательно: духовные, военные, дворяне / статские, дворовые / городские, крестьяне (у каждой группы указывались домовладельцы и их семьи). Исповедные росписи велись в довольно свободной форме, поэтому могут отличаться даже в соседних уездах, не то что в регионах.

В первом столбце писали номер домовладения по счету. Затем шел список людей. Сначала писался домовладелец (глава семьи), затем его жена (которая жена по счету, если не первая, в случае смерти одного из супругов делась приписка: вдова или вдовец). Следом перечислялись их дети и их семьи, если они проживали одним двором с домовладельцем. Затем указывались более дальние родственники, проживающие во дворе: братья, племянники, мать, теща и т.д.

У каждого человека в исповедной росписи указывался порядковый номер – отдельно для женщин и для мужчин, возраст и делалась пометка был ли на исповеди и причастии. Если отсутствовал, то писали причину отсутствия.

Часто списки жителей переписывались с прошлого года, изменяя только возраст. В связи с чем иногда допускались новые или сохранялись старые ошибки в именах, возрасте или фамилии.

По раскольникам создавались отдельные списки. Там указывались все те же самые сведения, а также год, в который человек уклонился в раскол. Ниже приведена исповедная роспись Вятской губернии за 1904 год по семьям Коробейниковых, которые уклонились в раскол в 1867 и 1857 году.

Для родословной

Таким образом, установить состав семьи и возраст ваших предков из исповедной росписи очень легко. Поскольку этот документ является официальным, то можно всецело полагаться на его достоверность, чтобы составить свою родословную.

Исповедные росписи хранятся в областных (региональных) архивах по месту их составления. В некоторых случаях исповедные ведомости можно найти в районных архивах, там же где и метрические книги. Например, такая ситуация в Краснодарском крае.

Для получения достоверной информации из исповедной росписи необходимо знать временной период и церковных приход, к которому относился населенный пункт.

После революции 1917 года

Исповедные ведомости, как один из важнейших документов учета населения, просуществовал до 1917 года (но в некоторых местностях велся и после этого).

25 мая 1927 года бюллетенем Центрального архива РСФСР было предписано уничтожить все исповедные росписи за период 1865 – 1927 гг., как не представляющие исторической ценности.

В некоторых регионах они действительно были уничтожены, например на территории Терского войска были уничтожены полностью все документы, в связи с чем составление родословной за указанный период весьма затруднено.

Кроме исповедных росписей можно воспользоваться другими историческими документами (об этом можно прочитать в Метрические книги и Ревизские сказки).

Вам будут интересны другие мои статьи по генеалогии:

Источник

Генеалог-эксперт

Статьи по генеалогическим исследованиям и составлению родословной от ген.директора Центра генеалогических исследований «Genealogic» (СПб) Александра Воробьёва.

Санкт-Петербург
Сообщений: 3357
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 9961

Санкт-Петербург
Сообщений: 3357
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 9961

Исповедные ведомости (исповедные росписи). История
06.06.2012 | Автор: Александр Воробьёв

Исповедные росписи или исповедные ведомости – это ещё один из основных видов генеалогических источников. Они составлялись священниками для учёта прихожан, которые были в этом году на исповеди и причастии в их приходе.
Исповедные ведомости представляют собой посемейный список с указанием возраста, который составлялся ежегодно, поэтому данный источник позволяет значительно продвинуться в изучении родословной.
Каждый православный христианин должен хотя бы раз в году исповедоваться и причащаться Святых Тайн. Впервые законодательно это было закреплено в «Инструкции старостам поповским или благочинным надзирателям» патриарха Адриана 1697 г. Священнику вменялось в обязанности учить своих прихожан исповедоваться и причащаться. Кроме того, он был обязан отправлять в Патриарший приказ списки прихожан, уклоняющихся от исповеди.
Указом Петра I от 8 февраля 1716 г. для тех, кто не был у исповеди, устанавливались штрафы, а для раскольников – двойное налогообложение по основному налогу (тяглу). За 1720 – 1730-е гг. было издано ещё несколько указов, подтверждавших такие наказания. С 1765 г. для горожан, которые не могли заплатить эти штрафы, вводились исправительные работы, а за крестьян, у которых не было денег на выплату штрафов, их обязан был выплатить помещик или управляющий имением (для помещичьих крестьян), управитель, казначей или староста (для экономических и дворцовых крестьян).

Синодский указ от 17 мая 1722 г. вменял в обязанности священнику сообщать властям о готовящейся государственной измене, о которой он узнал на исповеди («…если кто на исповеди объявит ещё несделанное, но к делу намеренное от него воровство (т.е. преступление), наипаче же измену, или бунт на государя, или на государство, или злое умышление на честь или здравие государево и на фамилию его величества…»), если человек не раскается и не откажется от своих планов.

Указ Сената и Синода от 16 июля 1722 г. окончательно закреплял ведение исповедных ведомостей («записных исповедавшимся книг»): «…учинить именныя прохожанам своим всякого звания мужеска и женска пола людям книги, в которых как православных, так и раскольников означить по домам изъяснительно, и под написанием всякого дома оставлять праздное место на ходящее впредь быть прибылым в тот дом, также убылым объявление: в котором туда прибудет и кто куда отбудет…». Тем же, кто находился в отлучке, указ предписывал исповедоваться у «знатных и неподозрительных священников» и брать у них «заручные письма», которые по возвращении следовало отдавать своему священнику.

Синодский указ 16 апреля 1737 г. вводил формуляр исповедных ведомостей, который действовал вплоть до 1917 г., а также экстрактов из них, направлявшихся в Святейший Синод.

Указ также окончательно закреплял порядок проведения исповеди и причащения:

…все Ея Императорского Величества верные подданные исповедания Святыя православно восточныя церкви, всякаго чина мужеска и женска пола люди, от семилетне-возрастных и до самых престарелых, во дни Святыя четыредесятницы (т.е. Великого поста) у отцов своих Духовных исповедывались и приобщались Святых Таин повсягодно, без всякого, от такового душеспасительного долга избежения, лености же и небрежения своего. Буде же кто за какою-либо крайне богословною виною в Святую четыредесятницу онаго не исполнит, то таковым тое исповедь чинит в последующие тому два поста, в Петров или Успенский неотменно и потому же Святых Таин приобщаться.
Указ 7 октября 1738 г. устанавливал обязательную присылку в Синод исповедных ведомостей в переплёте. Указом 17 мая 1742 г. это правило было отменено, епархии должны были хранить исповедные ведомости у себя, отправляя в Синод лишь экстракты из них.
Взимание штрафов за непосещение исповеди продолжалось весь XVIII в. В 1801 г., по синодскому указу от 18 января, все штрафы отменялись как для православных, так и для старообрядцев (которым разрешалось по указам 1798 и 1800 годов иметь свои церкви) и заменялись епитимией.
Ведение исповедных росписей (так же, как и метрических книг) продолжалось до 1918 г., хотя в некоторых местах они продолжали составляться даже в 1920-е гг.

Санкт-Петербург
Сообщений: 3357
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 9961

Исповедные ведомости (исповедные росписи). Ведение исповедных ведомостей
08.06.2012 | Автор: Александр Воробьёв

Исповедные ведомости, как и метрические книги, велись в церкви в двух экземплярах, один из которых отправлялся в консисторию в середине сентября каждого года. Исповедные ведомости следовало ежегодно сверять с прихожанами: причётники обходили все дворы и вписывали всех родившихся или вышедших замуж.
В исповедные росписи все прихожане записывались по сословиям:
1) духовенство;
2) военные;
3) статские;
4) купцы, мещане, цеховые и городские обыватели;
5) дворовые (до 1861 г.);
6) крестьяне.

Внутри каждого сословия семьи записывались по алфавиту с нумерацией дворов или домов. Для каждой семьи приводился полный её список: глава семьи, его жена, их дети, внуки и другие люди, с ними живущие. Если супруг у кого-то уже умер, указывалось на его вдовство. В росписях велась сплошная нумерация людей, раздельная для мужчин и женщин. Без номера в исповедные ведомости вносились неправославные члены семей.
Проживающие в этом приходе временно также записывались в исповедные ведомости после всех постоянных прихожан.
Для каждого человека указывался его возраст от рождения. Как и в метрических записях о смерти, для пожилых людей этот возраст часто отличался от действительного. Установить точную дату рождения можно, сопоставляя возраста в нескольких источниках.
Исповедная ведомость содержала три графы, которые были непосредственно связаны с исповедью. Графа «Кто были у исповеди и Святого Причастия» содержала отметку «был» или «не был». В графе «Кто же исповедовались токмо, а не причастились, и за каким винословием» записи встречаются крайне редко. Священникам рекомендовалось использовать отлучение от причастия с крайней осторожностью, поэтому прибегали они к нему крайне редко. Графа «Которые у исповеди не были» содержала отметки о причинах, по которым человек не был у исповеди. Обычно это «по отлучке» или «по нерадению».
Несмотря на то, что исповедоваться полагалось детям с семилетнего возраста, в исповедные росписи обычно вносили детей старше года. При этом в графе об исповеди священник делал отметку о том, что ребёнок не был у исповеди «по малолетству», или ставил прочерк.

Санкт-Петербург
Сообщений: 3357
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 9961

Исповедные ведомости (исповедные росписи). Ведение исповедных ведомостей. Сохранность и изучение исповедных ведомостей
15.06.2012 | Автор: Александр Воробьёв

Ежегодная исповедная роспись завершалась итоговой статистической таблицей, в которой приводились сведения по приходу об общем числе православных (с разбивкой по сословиям), раздельно мужчин и женщин, исповедовавшихся и причастившихся, исповедовавшихся, но не причастившихся, не бывших у исповеди по малолетству, по отлучкам и другим причинам. Сверх того отдельно указывалось число и приводился именной список раскольников. Исповедную роспись подписывал не только священник, но и весь причт.
Причт отдельно предоставлял реестр не бывших у исповеди. Те, кто не был у исповеди год или два, включались туда по усмотрению священника. Если же прихожане не посещали исповедь три года и более, они считались склонными к расколу. Священник был обязан доложить о них епархиальному начальству в обязательном порядке.
Исповедные ведомости при отсутствии метрических книг имели юридическую силу при определении возраста, доказательствах законности брака и других обстоятельствах. Справка об исповеди была обязательна при вступлении в брак в другом приходе.
Исповедные ведомости обычно наиболее полно представлены в фондах духовных консисторий. Кроме того, они могут сохраняться и в фондах церквей, а также фондах духовных правлений. Консисторские экземпляры исповедных ведомостей переплетены по уездам, обычно в алфавитном порядке населённых пунктов.
Сохранились эти документы гораздо хуже, чем другие ключевые генеалогические источники (метрические книги и ревизские сказки). Исповедные ведомости, составленные после 1860-х гг., встречаются крайне редко. Это связано с тем, что поздние исповедные росписи были включены в список документов, подлежащих уничтожению, как не имеющие исторической или практической ценности.
С сохранностью документов более раннего периода дела обстоят лучше, однако лишь в некоторых архивах имеется их относительно полная подборка, которая позволяет использовать их в качестве основного источника исследования.
Исповедные ведомости являются одним из основных источников при изучении родословной крестьян и мещан, а также в случае отсутствия клировых ведомостей – духовенства. Генеалогический поиск на основе этих документов обычно ведётся на основе выборки с шагом от 5 до 20 лет, в зависимости от конкретных задач исследования. Преимущество этого источника по сравнению с ревизскими сказками состоит в регулярности их составления. Также исповедные ведомости обычно имеют меньший объём и более чёткую структуру, что позволяет найти нужную информацию по ним гораздо быстрее, чем по ревизским сказкам. Недостатком исповедных росписей является то, что в них не содержатся сведения об умерших, а также о том, куда перемещается та или иная семья, что очень важно в изучении крестьянских родословных.
Исповедные ведомости требуют сопоставления друг с другом и с иными источниками, поскольку для них в большей степени, чем для метрических книг и ревизских сказок, характерны ошибки в именах и отчествах, возрасте, степенях родства и т.п.

Санкт-Петербург
Сообщений: 3357
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 9961

Переписи населения. Предыстория
03.07.2012 | Автор: Александр Воробьёв

О переписях населения в период Древней Руси говорить сложно. В грамотах князей начиная с первой половины XII в. встречаются перечисление списков станов и погостов с указанием тягла (налогов), которые они должны уплатить князю. Однако вряд ли в документах этого периода перечислялись сами люди.
Первые переписи населения были проведены монголо-татарами вскоре после их нашествия. В летописях они получили название «число». Первая такая перепись была проведена в 1245 г. в Киевской земле. Новгородская первая летопись так описывает её: «сочтоша я (их, т.е. людей) в число и начаша на них дань имати». В 1257 г. проводится перепись Владимиро-Суздальского и Рязанского княжеств: «Тое же зимы приехаша численици исщетоша всю землю Сужальскую и Рязаньскую и Мюромьскую… толико не чтоша игуменов, черньцов, попов, крилошан, кто зрит на святую Богородицю и на владыку». В 1259 г. такая же перепись была произведена в Новгороде. Последняя монгольская перепись была проведена в 1274 – 1275 гг., после этого всеобщие переписи не проводились.
Монгольские переписи проводились для учёта налогоплательщиков, которые должны были уплачивать дань (она собиралась с «плуга и дыма» и составляла в XIII в. «по полугривне с сохи»). Не включалось в перепись и не входило в дань духовенство.
С конца XIII в. сбор дани переходит от ордынских чиновников к русским князьям. Учёт населения вёлся специальными княжескими чиновниками: данщиками и писцами. Писцы вносили людей в специальные книги, называвшиеся «данскими», а данщики собирали с них дань.
К сожалению, документы XIII – первой половины XV вв. до нас не дошли, сохранились лишь упоминания в летописях и княжеских грамотах об их проведении.

Санкт-Петербург
Сообщений: 3357
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 9961

Переписи населения. Писцовые книги
10.07.2012 | Автор: Александр Воробьёв

С конца XV – начала XVI в. в России книги, содержащие описания земель и налогоплательщиков, получают название писцовых. В них описывались земли, принадлежавшие вотчинникам, помещикам, церкви, а также население, которое на них жило и платило подати. Первые писцовые книги были составлены по пятинам (сельским территориям) Новгородской земли, а позже – по всей территории России.
Для составления писцовых книг на место высылалось несколько писцов (обычно из подьячих), возглавляемых думным боярином, окольничим или воеводой. На месте они собирали показания у местных землевладельцев и сверяли их с предыдущими писцовыми книгами и актами землевладения.
С середины XVI в. составлением писцовых книг, равно как и всеми делами в отношении землевладения Центральной России, ведал Поместный приказ.
В XVI – XVII вв. было проведено несколько генеральных переписей всей территории Московского государства. Первое такое «большое письмо» было проведено в 1538 – 1547 гг., второе – в 1550 – 1580 гг., третье – после Смутного времени, в 1620-х гг.
В 1640-х и 1670-х гг. составлялись переписные книги, о которых будет подробнее рассказано в следующей статье.
Кроме того, составление новых писцовых книг начинается 1680-е гг., однако эта работа так и не была завершена, так как в связи с переходом к подворному обложению необходимость в писцовых книгах отпала.
Предметом писцовых книг было описание городов и сельской местности. При этом в городах описывались все строения (государственные, частные и церковные), лавки, промышленные заведения, городское населения, земли города и т.д. В сельской местности переписывались сёла, деревни, починки (причём в каждом из населённых пунктов – дворы и жители), все земли (как занятые, так и нет, с учётом их хозяйственного значения и качества), леса, угодья и т.д. Делалось это всё с целью определения податей, которые налагались на каждого жителя.
Вот пример описания деревни в писцовой книге Шелонской пятины:
«В Заверяжье же великого князя деревни Татьянинские Феодоровы жены Олександрова. Д. Харино: дв. Ивашко Труфанов, дети его Яким да Якуш, пашни 2 коробьи, сена 100 копен, полобжы. Д. Ляпино, пуста, да в письме были 2 обжы» (обжа – это единица площади для определения поземельного налога в Новгородской земле: «Три обжа соха, а обжа один человек на одной лошади орет»).
Существовал также ряд специальных видов писцовых книг:
-дозорные, которые составлялись по челобитью местного населения о соответствии между окладом налогов и их платёжеспособностью, а также после войн и эпидемий;
-приправочные, также составлявшиеся после переписи для внесения уточнений;
-строельные и засечные, которые описывали вновь основанные города, остроги или засеки;
Кроме того, в делопроизводстве Поместного приказа велись книги, фиксирующие выделение земельных угодий и их границы (отказные, отписные, межевые, мерные и сыскные книги), уплату податей (платёжные книги).

Санкт-Петербург
Сообщений: 3357
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 9961

Переписи населения. Переписные книги XVII века
17.07.2012 | Автор: Александр Воробьёв

В середине XVII в. характер учёта населения претерпевает определённые изменения. Основным содержанием писцовых книг более раннего периода было описание тяглых земель, с которых платились налоги. С 40-х гг. XVII в. начали составляться переписные книги, которые описывали всё податное население России поимённо, с указанием возраста каждого человека. Первая такая перепись была проведена в 1646 – 1647 гг. После завершения переписи должен был состояться переход от посошного налогообложения (когда налоги брались с обрабатываемой земли в зависимости от её качества) к подворному (когда налоги уплачивались с двора), однако этот переход произошёл лишь в отношении налогов экстренного, военного характера. Большая же часть налогов продолжала собираться по писцовым книгам 1620-х гг.
Вторая общая перепись была проведена в 1676 – 1678 гг., в правление Фёдора Алексеевича. По окончанию этой переписи все налоги были переведены на подворное обложение. На основании переписных книг этого периода подати уплачивались вплоть до 1710 – 1719 гг.

Вот пример переписной книги:
«За Николаевским попом Василием на реке на Поведи с причетники церковных бобылей шесть дворов.
Бобыль Федька Иванов у него дети сын Алешка да сын Прошка. У Алешки сын Кирюшка 10 лет, сын Демка 5 лет. У Прошки сын Ивашко 3 лет».
Таким образом, в переписных книгах указывались имена всех крестьян (как государственных, так и крепостных), проживающих в каком-либо населённом пункте, причём указывался их возраст (правда, не для всех членов семьи). Среди членов семьи указывались только мужчины, однако если женщина могла быть записана, если была главой семьи (например, вдова после смерти мужа).
Стоит отметить, что помимо двух названных переписей проводился ряд других, которые охватывали не всю Центральную Россию, а какие-либо отдельные уезды или целые регионы. Например, в 1704 г. была проведена перепись Московского уезда, в 1705 г. – Владимирского и т.д.

Санкт-Петербург
Сообщений: 3357
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 9961

Переписи населения. Писцовые и переписные книги: сохранность и местонахождение
20.07.2012 | Автор: Александр Воробьёв

Материалы писцовых и переписных книг по разным регионам сохранились по-разному. По Новгороду они начинаются с 1499 г., по Москве – с 70-х гг. XVI в., однако по многим регионам сохранились лишь переписные книги XVII в. (например, по Тульскому уезду), либо книги какого-то одного описания (Симбирский уезд).
С точки зрения значимости для генеалогических исследований из всего массива переписей XVI – XVII в. наиболее важны переписные книги 1646 – 1647 и 1676 – 1678 гг. Они дают картину всего населения того или иного населённого пункта, что позволяет использовать их в качестве источника по генеалогии крестьянства или городского сословия. Однако найти нужную семью в документах удаётся далеко нечасто. Во-первых, большая часть населения в этот период была бесфамильной. Во-вторых, весь XVII и XVIII в. продолжалось освоение новых земель: основывались новые деревни, происходило переселение крестьян (как государственных, так и крепостных) с места на место. В связи с этими обстоятельствами отсутствие какого-либо звена в источниках (например, одной из ревизий), не позволяет связать между собой поколения семьи.
Писцовые и переписные книги хранятся в Российском государственном архиве древних актов в Москве. Основной их массив находится в фонде 1209 «Поместный приказ», кроме того, они имеются в фонде 137 «Боярские и городовые книги». Значительная часть копий писцовых книг находится в рукописных собраниях библиотек и музеев (Российской национальной библиотеки, Российской государственной библиотеки, Государственного исторического музея и др.). Насколько они дополняют основные фонды РГАДА, не вполне понятно: исследований, которые охватывали бы все сохранившиеся писцовые книги по всей России не проводилось.
Писцовые книги, хранящиеся в РГАДА, были описаны в XIX в. в первой книге издания «Описание документов и бумаг Московского архива Министерства юстиции» (М., 1869).
Опубликовано несколько росписей писцовых книг: «Писцовые книги Русского Севера» (М., 2000), «Писцовые книги Новгородской земли» (в 5 томах, М., 1999 – 2004), «Писцовые книги Восточного Замосковья» (М., 2007), «Описания городов Европейской части России XVI – XVII вв.» (М., 2005) и др. В этих изданиях писцовые книги различных уездов написаны по волостям с указанием номера листа, что позволяет найти нужный населённый пункт без пролистывания всей книги.
Кроме того, с XIX в. был опубликован ряд писцовых книг. Стоит упомянуть: «Писцовые книги XVI в.» (в 2 отд., 1872 – 1877), «Писцовые книги Ижорской земли» (в 2 отд., 1859 – 1862), «Писцовые книги Рязанского края» (в 2 тт., 1900 – 1904), «Писцовые материалы Ярославского уезда» (в 2 тт., СПб., 1999 – 2000) и мн. др.

Санкт-Петербург
Сообщений: 3357
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 9961

Переписи населения. Переписные книги по Сибири и Украине XVII века
24.07.2012 | Автор: Александр Воробьёв

Несколько прошлых статей были посвящены писцовым и переписным книгам Поместного приказа. Эти книги описывают в основном Центральную Россию. Однако земли не всей территории России ведались Поместным приказом и, соответственно, включались в составляемые им писцовые и переписные книги.
Сибирские земли управлялись Сибирским приказом и по ним существуют отдельные переписи, которые носят название дозорных и переписных книг. Дозорные книги Сибири соответствуют писцовым книгам Центральной России, т.е. касаются главным образом земельных владений служилых людей и крестьян, переписные так же, как и в Центральной России, содержат списки населения.
Кроме того, по Сибири имеются иные материалы по населению, аналогов которым нет в других регионах. Во-первых, это ясачные книги, содержащие списки местного населения с указанием размера уплачиваемого ясака (дозорные и переписные книги касаются в основном русских поселенцев). Ясак – это налог, уплачиваемый местным населением, главную часть которого составляла пушнина. Во-вторых, крестьянские книги, которые содержат списки пашенных крестьян на государственных землях. В Сибири XVII в. существовала обширная категория пашенных крестьян, которые должны были обрабатывать «государевы пашенные земли», за это получая право пользоваться так называемыми «собинными землями», т.е. собственным земельным участком. Крестьянские книги описывают как раз этих пашенных крестьян и содержат перечни обрабатываемых ими пашенных земель.
Все эти документы по населению Сибири XVII в. хранятся в РГАДА в составе фонда 214 «Сибирский приказ». Описание этих документов было сделано Н.Н. Оглоблиным в четырёхтомнике «Описание столбцов и книг Сибирского приказа» (М., 1895 – 1902). Указатели документов по учёту населения и их характеристика содержатся в первом томе этой работы.
Особое управление имела и территория Левобережной Украины, вошедшая в состав России. Подворная перепись этих земель была проведена в 1666 г. Сохранившиеся материалы переписи находятся в РГАДА в фонде 124 «Малороссийские дела». Материалы этой переписи изданы В.А. Романовским в книге «Переписные книги 1666 года» (Киев, 1933), неизвестно, правда, насколько полно. Имеется также несколько публикаций по Чернигову в журнале «Сіверянський літопис».

Санкт-Петербург
Сообщений: 3357
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 9961

Переписи населения. Переписи начала XVIII в.
27.07.2012 | Автор: Александр Воробьёв

В начале XVIII в. по указу Петра I проводятся ещё несколько переписей. Они являются переходным моментом как в истории налогообложения, так и в истории переписей.
Как уже говорилось ранее, Московский уезд и ряд уездов вокруг Москвы были переписаны в 1704 – 1705 гг. По другим уездам также имеются подобные документы 1706 – 1707 гг. Однако документы этого периода по содержанию не отличаются от переписных книг XVII в., так как проводились переписчиками из московских приказов по формуляру документов предшествующего периода. Хранятся они (за некоторыми исключениями, находящимися в ф. 350, оп. 1) также в составе фонда 1209 «Поместный приказ».
В 1709 г. была проведена новая перепись населения. Эта перепись составлялась по дворам. Учитывались только мужчины, возраст указывался для всех, за исключением глав дворов.
Исследователи указывают на многочисленные недостатки переписи 1709 г. Она не устраивала и Петра, так как уже 12 февраля 1710 г. был издан указ губернаторам о проведении переписи в губерниях: «В сей настоящий 1710 год, к будущему 1711 году переписать всякому в своей губернии дворы крестьянские и дворовых людей и во дворах по головам людей обоих полов порознь и оныя росписки привезть к будущему 1711 году, закрепя своими руками (т.е. заверив своей подписью)».
В 1715 г. началось проведение новой переписи населения. Указ от 10 декабря 1715 г. предписывал: «В губерниях ландратам переписать дворы крестьянские и бобыльские и другие и в них людей по именам, против прежних посланных в губернии Его Великого Государя указов вправду без всякой утайки и понаровки».
Эта перепись получила название ландратской, так как проводилась местными чиновниками – ландратами. Эта должность появилась в 1713 г. как советник при губернаторе. По указу от 28 января 1715 г. деление на уезды и провинции упразднялось, все губернии делились на ландратские доли по 5 536 дворов в каждой (правда, губернатор имел право увеличить или уменьшить количество дворов). Во главе каждой доли стоял ландрат, который был обязан жить на управляемой им территории и заниматься всеми вопросами местного управления («для управления всяких сборов и земских дел»). Деление на ландратские доли сохранялось до реформы местного управления 1719 – 1720 гг., когда было введено деление на провинции и дистрикты.
Ландратская перепись проводилась с 1715 вплоть до 1718 г. Кроме населения, которое должно было платить подати, в ходе этой переписи учитывались и церковнослужители. Перепись составлялась по дворам (при этом отмечались и пустые дворы). В книги записывались как мужчины, так и женщины, для всех указывался возраст. Материалы переписи содержат также указания на то, где находятся отсутствующие члены семьи, отметки о смерти или нетрудоспособности.
Помимо названных всеобщих переписей, в начале XVIII в. было проведено несколько частных: например, перепись Белгородского и Севского разряда и новых деревень Слободских полков на территории Киевской и Азовской губерний 1713 – 1714 гг.

Санкт-Петербург
Сообщений: 3357
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 9961

Переписи населения. Переписи начала XVIII в.: особенности и сохранность
31.07.2012 | Автор: Александр Воробьёв

Отличительной чертой переписей 1709 – 1718 гг. стало то, что они составлялись не переписчиками, присланными из центра, а местными властями – губернаторами, ландратами, комиссарами (помощниками ландратов).
Переписи составлялись по старому принципу: в населённом пункте собирались сведения о жителях, которые затем вносились в переписные книги. При этом проводилась сверка с документами более раннего периода. Важно отметить, что при сверке основывались обычно на переписных книгах 1678 г., а не на переписях предыдущих лет, поэтому при сравнении переписей начала XVIII в. возраст крестьян может отличаться не на тот период, который прошёл между двумя переписями, а на произвольную величину.
Другая особенность – это высокая плотность населения в одном дворе. Наиболее ярко она проявляется в ландратской переписи. Налоги в этот период собирались с двора, поэтому очевидно, что увеличение налогового гнёта во время Северной войны вынуждало крестьян объединять хозяйства и жить одним двором. Отсюда вытекает ещё одно обстоятельство: не все родственные связи в этих переписях соответствуют действительности, так как иногда крестьяне называли своими братьями людей, проживающих вместе с ними, даже не состоящих в родстве.
Материалы переписей 1709 – 1718 гг. концентрировались в местных канцеляриях, а после реформы центральных учреждений 1711 – 1714 гг., когда вместо приказов были созданы коллегии, были переданы в Камер-коллегию – учреждение, регулирующее раскладку и сбор налогов. Эта коллекция сохранилась и стала частью фонда 350 «Ландратские книги и ревизские сказки» в РГАДА. Эти материалы входят в оп. 1 этого фонда и включают в себя 502 единицы хранения.
Эти документы касаются в основном территории Центральной и Южной России. Имеются материалы по некоторым территориям Слободской Украины (Ахтырскому полку, Изюмскому, Балаклейскому и другим уездам), встречаются (правда, в небольшом объёме) материалы по Тобольску и Красноярскому уезду.
Материалы переписей начала XVIII в. могут встречаться и в других фондах и архивах. Например, переписные книги дворов на Адмиралтейской стороне Петербурга и по Нарве 1716 г. имеются в РГАДА в ф. 198 «А.Д. Меншиков. Походная и домовая канцелярия» (А.Д. Меншиков был губернатором Санкт-Петербургской губернии).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *