Исраф это что такое
Расточители – братья шайтанов
Вред от расточительства объясняется во многих аятах и хадисах, что указывает на важность этого вопроса. Привычка чувствовать себя счастливым, путем постоянного потребления, является процессом добровольной гибели человека. Верующему лучше расходовать ради своей будущей, вечной жизни имеющиеся у него средства. Сознательное пренебрежение этой возможностью равносильно отказу от будущей жизни в пользу этого мимолетного, бренного мира, срок которого ограничен 60-70 годами, а часто и менее того.
Смысл аята: «Не будь скупым, расходуя на доброе, будто твоя рука прикована к твоей шее железной цепью, так, что ты не можешь её протянуть. Но и не будь чрезмерно щедрым, протягивая руку и тратя деньги бесконтрольно. Тогда ты станешь либо порицаемым за скупость, либо останешься без денег, раскаиваясь и печалясь» (17:29).
Аллах не запрещает наслаждение дозволенным, чистым благом, благословляет красоту и всё, что дарует светлую радость душе мумина.
В Священном Коране сказано: «О сыны Адама! Одевайтесь прилично и ведите себя вежливо и богобоязненно в любом месте, где вы поклоняетесь и молитесь. Наслаждайтесь пищей и питьём, разрешёнными Аллахом, но не излишествуйте; не ешьте и не пейте запрещённого Аллахом. Ведь Он не любит излишествующих и неумеренных» (7:31).
Мы получили жизнь в подарок от Всевышнего, поэтому Он наблюдает, на что мы её потратили и как при этом себя вели. Наше земное бытие является испытанием, кто какие будет совершать дела. Нечестивцы погрязнут в плохих поступках, искренние му`мины будут творить добро. Об этом тоже сказано в Священном Коране:
Мы с вами не хозяева своего имущества, мы пользователи и будем спрошены за то, как использовали его. Не зря, наверное, в хадисах рассказывается, что в Судный День человек не сойдет с места, пока не отчитается перед Аллахом за то, как провел свою молодость, как заработал и куда потратил свое имущество. Таким образом, исраф — это знак неуважения и непочтения по отношению к Истинному Хозяину и Владыке. В Священном Коране сказано (смысл):
«Вспомни, как оповестил вас Господь: «Если будете благодарны, то, нет сомнений, дам Я вам ещё больше (мирских и вечных благ) Но если вы будете неблагодарны (скупы, тщеславны, расточительны, самоуверенны) знайте, Мое наказание, воистину, сурово» (14:7).
Также от ‘Абдуллаха ибн ‘Амр ибн аль-‘Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) прошёл мимо Са‘да, когда тот совершал малое омовение. Он сказал ему: «Что это за расточительство, о Са‘д?» Тогда тот спросил: «Разве во время совершения омовения можно проявить излишество?» Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Да, даже если ты находишься на берегу реки». Поэтому учёные говорили: «Излишество или расточительность порицаемо, даже если человек находится на берегу реки». Это, конечно, касается и воды из водопровода, где вода добывается при помощи механизмов.
В Священном Коране используются понятия – расточительство «исраф» и растрачивание «табзир». Исраф – это излишняя трата средств на нужную вещь. Табзир – это растрачивание имущества на то, что человеку не нужно. Следует отметить, что исраф является греховным деянием, ведь Всевышний Аллах нам прямо говорит: «Не расточительствуйте», а греховные деяния, как мы знаем, наказуемы. То есть, совершая исраф, мы должны понимать, что будем за это спрошены и, если Аллах не проявит к нам снисхождения, будем наказаны.
Также в аятах упоминается слово «мутрафин» – высокомерные богачи, живущие в роскоши. Значение слова «тараф» – это высокомерие и заносчивость из-за роскошной жизни. Поэтому, под словом «тараф», которое порицается Кораном и запрещается Аллахом, подразумевается именно высокомерие от роскошной жизни и вызывающее поведение, а отнюдь не сама роскошь. Поэтому будет ошибкой считать, что Аллах запретил наслаждение богатством и тем, чем Он наделил.
Передает имам ат-Тирмизи от Абдуллаха ибн Умара, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, Аллах желает видеть след Своей милости на Своём рабе», то есть, Аллах любит видеть то, что Его раб наслаждается милостью Аллаха и довольствуется тем, чем одарил его Господь миров. Однако Аллах ненавидит высокомерие, распутство и вызывающее поведение. Ислам запретил именно порочное поведение богатого человека, но не само его богатство.
Также передаются слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение): “Ешьте, пейте, одевайтесь и делайте садака, избегая исрафа и высокомерия“ (имам аль-Бухари).
Религия Всемогущего Аллаха призывает к умеренности и быть далёким от скряжничества и расточительства. Такие понятия в поведении человека и его расходовании как «необходимость» и «полезность» должны помочь человеку избежать исрафа. Если люди будут придерживаться предписаний морали скромности, что есть в Исламе, то они защитят себя и свои семьи. Все предписания и нормы веры не одобряют чрезмерную скупость, но и чрезмерную расточительность.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Исраф в еде (расточительство)
В исламе нет места расточительству по отношению к еде
Еда − это божий дар, и расточительство по отношению к еде является признаком неблагодарности за этот дар от Всевышнего. Горько осознавать, что ежегодно в мире в мусорные баки выкидывается 2,2 млрд тонн еды, и эта цифра растет из года в год, в то время как в разных уголках Земли миллионы людей страдают и умирают от голода. В исламе поощряется умеренность в еде, а исраф (расточительство) крайне порицается, о чем свидетельствует аят Священного Корана: «Ешьте и пейте, но не расточительствуйте, ибо Он не любит расточительных» (сура «Преграды», аят 31).
Нет места расточительству в священном месяце Рамадан
Вот и наступил долгожданный священный месяц Рамадан, в течение которого сотни миллионов мусульман готовят самые свежие и вкусные блюда к ифтару (разговение), чтобы порадовать своих домочадцев, соседей и гостей. Однако именно в эти священные дни в мусульманских странах увеличивается объем пищевых отходов, так как наши братья и сестры по вере в эти дни больше, чем в обычные, уделяют внимание еде. Помимо плюсов для здоровья, пост учит мусульман испытывать и понимать голод и боль нуждающихся. В этот священный месяц необходимо прилагать все усилия, чтобы заработать благословление Творца путем совершения благого и воздержания от греха, в том числе и исрафа. Поэтому верующие братья и сестры должны изо всех сил стараться отдавать остатки пищи нуждающимся людям, вместо того чтобы проявлять излишество в еде и бездумно выбрасывать продукты.
Мы живем не для того, чтобы есть, но едим для того, чтобы жить
Ислам придает огромное значение гостеприимству, так как гость является проводником в райские сады. В хадисах неоднократно говорится о значимости принятия гостей в своем доме. Но вместе с этим гостеприимство не должно идти рука об руку с расточительством. Ведь в такие торжественные дни столы ломятся от разного рода угощений, одно блюдо сменяет другое, гости часто не могут осилить такое количество еды, после чего огромное количество оставшейся пищи отправляют в мусорные баки. Не стоит забывать, что наша религия не приемлет расточительства и небережливости по отношению к еде, призывая к простому и скромному гостеприимству. Самым идеальным вариантом с точки зрения ислама является то, что хозяину дома не следует скрывать от гостя блага, которыми наделил его Всевышний, а гостю не нужно ожидать сверх того угощения и отношения, что было даровано ему.
Одни голодают, другие выбрасывают продукты тоннами
Часто на мусорных баках лежат еще не раскрытые упаковки разных продуктов питания. Если одни бросают их из-за того, что купили лишнее, и продукты испортились, то другие просто потому, что они не понравились. Чтобы не было расточительства, остатки еды следует отдать нуждающимся людям, если нет нуждающихся, то можно накормить голодных животных. Ведь многие супермаркеты выбрасывают продукты в основном, когда приближается или уже истек срок их хранения. Было бы хорошо, чтобы благотворительные организации работали вместе с крупными продуктовыми центрами, для того чтобы собирать продукты питания, которые не были распроданы или у которых совсем скоро истечет срок употребления.
Мир против пищевых отходов
Расточительство по отношению к еде дошло до того, что некоторые государства на высшем уровне разрабатывают специальные программы по предотвращению увеличения количества пищевых отходов. К примеру, в Турции власти предложили сократить потребление белого хлеба, так как ежедневно граждане этой страны выбрасывают примерно 6 млн буханок хлеба (около 1500 тонн). А в Германии и Великобритании разработаны специальные государственные программы учета таких потерь, как пищевые отходы, и созданы системы их возможного сокращения. Британцы в течение последних пяти лет проводят общественную компанию «Люблю еду, ненавижу отходы»: 53 крупнейшие розничные сети обязались снизить количество выбрасываемых продуктов при приготовлении пищи. В Евросоюзе были проведены исследования, направленные на решение этой проблемы. В январе 2012 года Европарламент принял резолюцию: к 2020 году количество выброшенной еды должно сократиться на 50 %, а 2014 год был объявлен «Европейским годом против пищевых отходов». В Америке от 27 до 50 % вполне пригодные в пищу продукты питания не доходят до потребителя и попадают на помойку. Например, если в большой партии помидоров, поступивших в контейнере, несколько плодов оказывается испорченными, то на помойку отправляется вся партия. Выкинуть контейнер для компании дешевле, чем нанять человека, который будет сортировать овощи.
Золотые правила
Эти пять советов подскажут вам, как правильно распоряжаться едой и не расточительствовать.
1. Следуйте принципу: покупать меньше, но чаще. Заранее планируйте свое меню, составляйте список продуктов, совершайте осознанные и нужные покупки. Если за один день вы съедаете одну булку хлеба, то нет необходимости покупать сразу три или четыре буханки. В противном случае недоеденный хлеб зачерствеет, и вы будете вынуждены выкинуть его. В итоге, выбросив часть пищи, вы просто выбрасываете деньги на ветер.
2. Если у продуктов питания вышел срок годности, не спешите их выкидывать. Используйте пищевые отходы для получения компоста и удобрения почвы. Отдайте на корм животным, например, семена отлично подойдут птицам. Вместо того чтобы выкидывать продукты, следует раздать их бедным и нуждающимся или положить еду на видное место в надежде, что ее съедят голодные животные и птицы.
3. В кафе и ресторанах часто случается так, что на тарелке оказывается слишком много еды, которую вы не можете осилить в раз. Поэтому старайтесь заказывать столько еды, сколько вы можете съесть, иначе оставшаяся еда отправится на мусорную свалку.
4. Размещайте продукты на полках и в шкафах таким образом, чтобы в первых рядах стояла скоропортящаяся еда и давно купленные товары. Составляйте меню, ориентируясь на них.
5. Каждый раз, когда выбрасываете еду, помните, что в мире огромное количество маленьких детей, целые народы голодают, и такое небрежное отношение к еде является проявлением неблагодарности к Всевышнему. Ведь Творец Всемогущий запретил людям чрезмерную трату и расходование того, что он им посылает. Это вредно как для самого человека, так и для всего человечества. А если все-таки не получилось соблюдать умеренность, будьте щедрыми. Возьмите на работу приготовленные накануне вечером беляши и угостите коллег, отнесите соседке, пригласите друзей на ужин. Самое главное − не дайте им пропасть.
Мусорная инициатива
Каждый день по всему миру несколько миллионов человек недоедают или ложатся спать без ужина. Каждый по мере своей возможности должен стараться бережно относиться к продуктам питания, убеждать своих братьев и сестер по вере не выбрасывать лишнюю еду, а отдавать ее нуждающимся. Предприниматель и эколог Роб Гринфилд провел тур по Америке с целью показать миру, сколько хорошей еды, которую можно было бы отдать нуждающимся, оказывается в мусорных контейнерах. За время тура Роб и его друзья собрали неиспорченную еду на сумму около 10 000 долларов и раздали ее 500 жителям разных городов США. Участники «мусорной инициативы» находили в контейнерах целые ящики неиспорченных фруктов, хлеб в упаковках, нераскрытые пачки хлопьев для завтрака, всевозможные сладости и другие продукты питания.
С раннего детства учим бережно относиться к еде
Воспитывать бережное отношение к продуктам питания необходимо с раннего детства. Надо учить ребенка съедать всю пищу, которую ему дали, или не брать больше, чем он может съесть. Для маленького чада выбросить маленький кусочек хлеба, пусть даже зачерствевший, должно считаться большим прегрешением. Чтобы не было исрафа, ребенок должен учиться поднимать маленькие кусочки хлеба. Посланник Аллаха (мир ему!) сказал: «В каждом деле шайтан находится рядом с вами, даже когда вы едите. Если кто-то из вас уронит кусок еды на пол, то пусть поднимет его и, стряхнув пыль, съест, не оставляя этого куска шайтану. Так как неизвестно, в каком куске пищи находится баракят».
Для хорошего повара годится все, кроме Луны и ее отражения в воде
Дорогие читатели, если относиться к еде бережно и не выбрасывать остатки, можно существенно сэкономить. Несколько советов, как вернуть продуктам свежий вид и вкус:
Если вам попался слишком твердый сыр, заверните его на ночь во влажное полотенце, натертое солью. Старый, твердый сыр снова станет мягким и нежным, если его несколько часов подержать в молоке. Можно пропустить сыр через мясорубку или натереть на мелкой терке, затем добавить сливочное масло (можно маргарин) и хорошо вымешать. Эту массу использовать для бутербродов. А если положить ее в холодильник, она застынет, и ее можно нарезать ломтиками. Такой сыр хорошо добавить и к отварным макаронам.
Не беда, если вы забыли накрыть ваши пироги и они стали черствыми. Поместите выпечку в пластиковую или металлическую посуду, а сверху положите один или несколько кружочков яблока. Таким образом зачерствевший пирог получит влагу.
Если у вас скисли сливки, не спешите их выбрасывать, они обогатят вкус соусов, супов и салатных маринадов. Прокисшее молоко и кефир можно использовать как основу для приготовления оладий: из муки, молока с добавлением яйца, сахара, соли и щепотки питьевой соды замесите негустое тесто (оно должно быть однородным) и пожарьте оладьи. А на прокисшей сметане приготовьте блинчики. Сметану предварительно взбейте, добавьте воду, соль, сахар и яйцо, всыпьте просеянную пшеничную муку. Сделайте тесто − и можно жарить блинчики. А начинку приготовьте из оставшегося на костях мяса (из супа). Мясо срежьте, пропустите через мясорубку, обжарьте с измельченным репчатым луком, посолите по вкусу. Этот фарш годится и для запеканки.
Слегка увядшую петрушку подержите полчаса в слегка теплой воде, зелень посвежеет. Чтобы вялый редис снова стал хрустящим, его вместе с ботвой (но без хвостика) нужно положить в холодную воду.
Умеренность и сдержанность – главные качества верующего, которые должны проявляться в каждом аспекте его жизни, включая употребление и расходование пищи. Люди с каждым годом все больше и больше покупают, но параллельно с этим отказываются брать на себя ответственность перед Всевышним. День за днем на фоне нищеты и голода в некоторых странах растет роскошь, излишество и расточительство в еде. Дорогие братья и сестры, не забывайте слова посланника Аллаха (мир ему!): «Тот, кто засыпает сытым, когда голодает сосед, не из нас».
ИСРАФ VS ГОСТЕПРИИМСТВО: Об отношении к чрезмерным угощениям в Исламе
Мусульманские народы славятся своим гостеприимством и зачастую во время праздников или по иным поводам накрывают богатые столы. Может ли это считаться расточительством?
Согласно исламской этике, верующий должен проявлять гостеприимство по отношению к другим людям, которые навещают его. Однажды один человек спросил у Посланника Аллаха ﷺ: «Если некто, около которого я проеду, не угостит меня …, то стоит ли мне ответить ему тем же, когда он будет проезжать возле меня?» На что Пророк ﷺ ответил:
Соответственно, нет и запрета на то, что хозяин накрывает богатый стол для своих гостей, так как это один из элементов культуры. Но есть одно обстоятельство, которое необходимо учесть.
После обширных застолий у хозяев дома, как правило, остаётся немало еды. Когда есть возможность доесть её в течение следующих приёмов, в этом нет никакой проблемы. Но если хозяева чисто физически не успевают употребить оставшееся в пищу, пока приготовленное не испортится, и выкидывают продукты, то это уже расточительство, т.е. грех. В Священном Кyр`ане сказано:
ЕШЬТЕ И ПЕЙТЕ, НО НЕ РАСТОЧИТЕЛЬСТВУЙТЕ, ИБО ОН НЕ ЛЮБИТ РАСТОЧИТЕЛЬНЫХ (7:31)
Поэтому следует накрывать столы таким образом, чтобы не пришлось потом выбрасывать еду. Особенно трепетно к этому необходимо подходить при организации коллективных ифтаров, поскольку гости во время разговения могут употреблять в пищу меньше, чем ожидалось. Посланник Аллаха ﷺ говорил:
«Верующий наполняет одну кишку, а неверующий – семь» (Муслим).
В данном хадисе речь идёт о том, что мусульманину достаточно немного еды для поддержания сил и нормального функционирования его организма. Соответственно, к ифтару желательно приготовить столько пищи, чтобы хотя бы во время сухура следующего дня она была съедена.
Кроме того, если стол буквально «ломится от яств», и хозяева понимают, что всё оставшееся они съесть не смогут, то нельзя заставлять гостей есть слишком много и через силу, тем самым доставляя им неудобства. Выходом из щекотливой ситуации в этом случае выступает дарение гостинца. Иными словами, хозяева могут после окончания застолья собрать угощения и раздать участникам трапезы, чтобы они отведали их у себя дома во время следующего приёма пищи. Оставшуюся еду можно также раздать нуждающимся, особенно если это священный месяц Рамазан.
Прежде чем выбросить любые продукты, необходимо подумать о том, что сегодня миллионы людей голодают. Верующий, который имеет возможность хорошо питаться, должен быть благодарным Аллаху за это и не расточительным в отношении пищи.
Как определить границу, после которой начинается исраф?
Как определить границу, после которой начинается исраф?
Очень часто можно видеть, как люди выбрасывают продукты питания, приготовленную еду, одежду, которую еще можно носить, книги или домашнюю утварь – все это тоже является исрафом.
Также исрафом является выбрасывание недоеденной еды ; мытье посуды, которая не была предварительно протерта пальцами или хлебом; выбрасывание крошек хлеба, оставшихся на столе. Чтобы не было исрафа, остатки пищи и хлебные крошки следует скармливать животным и птицам.
Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «В каждом деле шайтан находится рядом с вами, даже когда вы едите. Если кто-то из вас уронит кусок еды на пол, то пусть поднимет его и, стряхнув пыль, съест, не оставляя этого куска шайтану. Так как неизвестно, в каком куске пищи находится баракят».
Помимо того, что поднятие упавшего куска и его съедание защищает человека от исрафа, это также избавляет от высокомерия и показухи и приводит к баракяту. Бережное отношение к тому, что имеется, становится причиной увеличения благосостояния в будущем.
Также исрафом является небрежное отношение к одежде и обуви, из-за которого они быстро изнашиваются, использование большого количества воды и порошка при стирке, чрезмерное использование электричества или газа.
Также исрафом является переплата при покупке какого-либо товара, тогда как существует возможность купить его по более низкой цене; использование воды при малом или большом омовении в большем объеме, чем установлено сунной. Сообщается, что однажды, когда Сад (радыйаллаху анху) совершал малое омовение, посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) подошел к нему и сказал: «О, Сад! Не будь расточителен в использовании воды!». Сад спросил: «О, посланник Аллаха! Неужели исраф возможен и при совершении омовения?». На что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) ответил: «Даже если ты будешь на берегу реки, чрезмерное использование воды при омовении является исрафом».
Есть все, что захочет душа, так же является исрафом. Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Есть все то, чего хочет нафс, – это исраф».
В заключении хотелось бы сказать, что употребление в пищу деликатесов или ношение дорогой одежды само по себе не является исрафом, если в этом нет высокомерия и показухи, и если это покупается на средства, заработанные дозволенным путем.
Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост на facebook!
Исраф или жизнь одним днём
Совершай добро по отношению к семье и не забывай совершать его по отношению к другим, не то потерпишь убыток в этом мире и лишишься награды в мире вечном. Будь экономным и не будь расточительным. Не будь в имуществе скупым, но и не разбазаривай его. (Лукман Аль-Хаким)
Как известно, время не только лучший «доктор», но ещё и отменный аналитик. К примеру, если ты на что-то подсел и не знаешь, является ли это «что-то» твоей слабостью или просто прихотью, то просто дай себе немного времени. Время даст тебе самую лучшую «статистику» по фактам, и ты сможешь по достоинству оценить что угодно.
Это правило «выжидания» применимо практически ко всему, например, к такому «трендовому» качеству, как исраф. Склонность к расточительству и желание посорить деньгами губили сынов Адама ещё тысячелетия назад, и, учитывая это, я подумал, что не лишним было бы немного раскатать эту тему.
Приводить конкретные примеры я сегодня не буду, а вместо этого постараюсь озвучить основные, на мой взгляд, мотивы, из-за которых человек страдает таким «недугом», как расточительство.
Не могу обещать, что от моих мыслей вы получите эстетическое удовольствие, но то, что от скуки не уснёте, я гарантирую.
1. Причина: зависимость
Да, вы не ослышались, тяга к расточительству зачастую может быть следствием зависимости, сформированной ранее благодаря возможности беззаботно хрустеть купюрами. Людям, привыкшим жить на широкую ногу, реально тяжело (психологически) ограничивать себя в чём бы то ни было и перестроиться на другие цифры.
Особенно это касается тех, кто с детства привык к роскоши и вседозволенности. Причём не важно, образован этот человек или полный неуч. Бывает так, что этой «болезнью» страдают весьма образованные и неглупые люди, что лишний раз доказывает, что помимо УМА у человека есть ещё и ВОЛЯ, которую необходимо постоянно закалять.
Не забывай, что зависимость от расточительства – это та ещё слабость характера. Причём слабость, довольно быстро создающая проблемы. Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:
يَا بَنِي آدَمَ خُذُوا زِينَتَكُمْ عِنْدَ كُلِّ مَسْجِدٍ وَكُلُوا وَاشْرَبُوا وَلَا تُسْرِفُوا ۚ إِنَّهُ لَا يُحِبُّ الْمُسْرِفِينَ
«О потомки Адама (люди)! Облекайтесь в свои украшения [надевайте ваши самые красивые и чистые одежды] для каждой мечети [при совершении намаза и тавафа]; ешьте и пейте, но не излишествуйте [не переходите граней, которые установил Аллах] во всём этом, ведь поистине, Он не любит излишествующих – как в еде и питье, так и в другом». (сура Аль-Аʻраф: 31)
2. Адаты
Сегодня адаты (как, впрочем, и всегда) играют едва ли не главную роль в социальной жизни среднестатистического дагестанца. Ради адатов мы готовы совершать необдуманные поступки, суетиться «там-тут» и, конечно же, ТРАТИТЬСЯ.
Возьмём для примера то, что лежит ближе всего – дагестанские свадьбы, ставшие давно уже символом безудержного кутежа и неоправданных расходов.
Кортеж из презентабельных авто, банкетный зал за баснословные суммы и прочие дорогие «фишки» стали для наших земляков чем-то само собой разумеющимся. К примеру, на еду для праздничного дня уходит в среднем 1000 рублей на душу, а это значит, что если вы пригласили порядка 300 человек, то круглая сумма из вашего бюджета уходит только на трапезу.
Прибавим сюда услуги профессионального фотографа (который за «спасибо» к вам не придёт), разнообразные эффекты типа тяжёлого дыма, услуги музыкантов – и вы уже можете смело идти искать клад или бросать монетку на то, какую из почек продать, чтобы покрыть долги. Для нас, к сожалению, процесс по-прежнему важнее, чем сама цель.
Если говорить о свадьбах, то достаточно вспомнить ужасающую статистику по разводам, чтобы понять, что средства не всегда оправдывают цель. Однако многих ли это останавливает? Ну разведётся девушка спустя два месяца после грандиозной вечеринки, и что из этого! Главное, её выдали не хуже, чем остальных…
Примерно так, видимо, мыслят сегодня многие родители, загоняя себя в долговую ямы из-за дьявольских адатов, которые год от года всё обрастают новыми «пунктами». Вообще, пытаться всё и всегда подогнать под принцип «как у всех», когда это явно не соответствует нашей религии – довольно идиотская привычка.
Одно дело – когда это касается Шариата, который уравнивает всех посредством тех или иных запретов и повелений. И совсем непонятно, когда чел настолько отрывается от реальности, что начинает слепо идти на поводу у толпы, которая только и ждёт, чтобы сделать его своим вечным рабом без права голоса.
Подумай над этим, если для тебя ещё важно оставаться самим собой.
3. Понты
Старые добрые понты, как и сотни лет назад, толкают человека на необдуманные траты и сегодня. Однако по сравнению со снобами прошлого современные транжиры достигли уровня 80 lvl, и это, скорее всего, ещё не предел.
Чтобы понять, как связан исраф и пресловутое желание выделиться из толпы, достаточно вспомнить прошлогодний ажиотаж вокруг выхода iPhone Х. Говорили, что люди стояли в очередях за очередным детищем Apple по четверо суток подряд, и подобное наблюдалось во многих городах.
Просто представьте себе это. Деградация поколения в одной картине. Стоимость нового смартфона была для среднего класса реально запредельной, что, тем не менее, не помешало людям со средним уровнем дохода приобрести его (волшебное слово «кредит»).
А в это же самое время на соседних улицах сидели бездомные и бегали дети из неблагополучных семей. А ещё совсем рядом находились бабушки, которые едва сводят концы с концами и… стоп, стоп! Куда тебя понесло, приятель? Какое это имеет отношение к тем, кто пришёл в тот день в магазин, чтобы купить iPhone Х? Правильно, никакого! Именно так зачастую рассуждают те, для кого неважно, какая обстановка вокруг, главное, чтобы им здесь и сейчас было комфортно.
Расточительство формирует такое отношение к жизни достаточно быстро. Ведь если я приобретаю то, что хотел (даже если это не было жизненно важно), то всё сразу «оk», и я спокоен, правильно? Или нет?
Как бы скучно это ни звучало, но разумный человек должен взвешивать каждый свой «финансовый шаг», чтобы не вылететь в трубу и не начать в один прекрасный день обивать пороги благотворительных организаций.
Возможно, время от времени каждого накрывает желание пуститься в загул по дорогим бутикам или автосалонам, но, идя на поводу подобных слабостей, мы предсказуемо окажемся перед разбитым корытом. В общем, как заметил ещё Бенджамин Франклин: «Кто покупает лишнее, в конце концов продаёт необходимое».
Между адекватом и идиотом
Всё вышесказанное вовсе не означает, что мусульманин должен носить лохмотья сорокалетней давности, телефон Nokia (фонарик) из начала нулевых, а из имущества иметь одну дойную козу. Нет, нет и ещё раз нет!
Нам дозволено абсолютно всё в этом мире, за исключением харама. Самое главное – знать, когда и где следует остановиться в своих желаниях. Никто ведь не запрещает мусульманину питаться вкусной и изысканной едой, однако посыпанный золотой стружкой деликатес – явный перебор по каким угодно меркам.
То же самое с одеждой, автомобилями и телефонами. Приобретай всё, что тебе нравится, но знай планку, выше которой прыгать не стоит. Если внимательно оглядеться вокруг, то невозможно не заметить, что в мире слишком много страждущих и тех, кто реально находится на краю.
Однако если каждый из нас будет надеяться, что им поможет «кто-то другой», то добродетель в нашем обществе умрёт намного раньше. Причём насильственной смертью.
Противоядие
Скромная и размеренная жизнь давно уже не расценивается как достойный пример для подражания. Напротив, если ты способен чем-то удивить «толпу» (если, конечно, ты не лузер и успел свои «выпендрёжи» вовремя запостить в Инстаграм), то о тебе скажут уйму лестных слов.
Правда, как скажут, так сразу и забудут. Да, именно так! Или ты думаешь, что те же свадьбы, за которые наши «земляки» отдают не меньше ляма, кто-то вспомнит спустя неделю? Ничего подобного!
Понтами и исрафом никто не выстрелит надолго и далеко. Представь, что тебе каким-то чудом «упала» чёткая «тачила», и ты целый день колесишь на ней по городу. Запомнит ли кто-то тебя? Конечно же, нет! Просто потому, что таких как ты, вагон и малая тележка, а ты – всего лишь один из них.
Из этого следует, что, желая выделиться из категории «обычные люди», ты автоматически попадаешь в категорию «желающих выделиться».
Исраф – это весьма опасная игра, конец которой может быть непредсказуем. Мы не знаем, чем закончится наш следующий день и с чем мы в итоге останемся. Поэтому, вместо того, чтобы подкармливать свой необузданный нафс очередными растратами, вспомни, что вокруг полно тех, кто нуждается ИМЕННО В ТВОЕЙ ПОМОЩИ!
Береги себя, дорогой читатель, и до новых встреч!
Понравилась статья? Будем благодарны за репост!