Исследование когнитивных способностей что за профессия

Тренер по майнд-фитнесу: как прокачать мозг и стать успешнее

Исследование когнитивных способностей что за профессия. Смотреть фото Исследование когнитивных способностей что за профессия. Смотреть картинку Исследование когнитивных способностей что за профессия. Картинка про Исследование когнитивных способностей что за профессия. Фото Исследование когнитивных способностей что за профессия

Кто такой тренер по майнд-фитнесу

Тренер по майнд-фитнесу — специалист, который помогает людям развивать нейропластичность мозга (возможность нейронов и нейронных сетей изменяться под влиянием нового опыта) и когнитивные навыки с помощью специальных техник. В зависимости от запроса клиента это может быть обучение скорочтению, концентрации внимания, улучшение памяти или что-то другое.

В основе майнд-фитнеса лежит идея о том, что наш мозг нужно регулярно тренировать. Чтобы оставаться в тонусе и раскрыть потенциал мозга, нужны тренеры по майнд-фитнесу. Они похожи на персональных фитнес-тренеров — сопровождают и мотивируют клиента, только работают не с телом, а с мозгом.

Например, один из самых известных майнд-коучей Джим Квик работает с голливудскими актерами, лучшими спортсменами и компаниями вроде SpaceX. Он даже разработал собственную методику для быстрого обучения FAST.

Представьте свой разум в виде мобильного приложения. Каждый раз, когда вы изучаете предмет, вы делаете обновление, которое откроет лучшую версию. Это облегчит избавление от старых убеждений и закрепление новых.

Чем занимается тренер по майнд-фитнесу

Майнд-коуч проводит с клиентом тесты и разбирает его запрос, чтобы определить текущий уровень и выбрать будущее направление. Затем он создает персональную программу стимулирования мозга и развития необходимых навыков — подбирает специальные упражнения, дидактические и подвижные игры, стратегические задачи и приемы.

Исследование когнитивных способностей что за профессия. Смотреть фото Исследование когнитивных способностей что за профессия. Смотреть картинку Исследование когнитивных способностей что за профессия. Картинка про Исследование когнитивных способностей что за профессия. Фото Исследование когнитивных способностей что за профессия

Еще тренеры по майнд-фитнесу работают с детьми, у которых возникают трудности с учебой из-за недостаточной концентрации или проблем с памятью. Тестирования показывают, что после работы с тренерами у детей улучшаются результаты в семи областях когнитивной деятельности, и даже показатели IQ. Когнитивные способности — это ключевые навыки мозга, которые помогают приобретать знания, осознавать полученную информацию и рассуждать.

Ключевые навыки тренера по майнд-фитнесу

Майнд-коучу важно хорошо разбираться в нейронауках, психологии и техниках тренировок, а еще уметь применять знания на практике. Вот еще несколько навыков, которые потребуются такому специалисту:

Исследование когнитивных способностей что за профессия. Смотреть фото Исследование когнитивных способностей что за профессия. Смотреть картинку Исследование когнитивных способностей что за профессия. Картинка про Исследование когнитивных способностей что за профессия. Фото Исследование когнитивных способностей что за профессия

Основатель первой в России школы майнд-фитнеса «Mind Fitness School» и соавтор программы обучения тренеров Иван Чернышев считает, что майнд-фитнес тренеру в работе потребуется умение работать с когнитивным запросом, создавать и четко выполнять программу, сопровождая клиента на каждом этапе. Тренеры работают и с привычками, которые поддерживают мозг в тонусе, поэтому им нужно знать основы нейрофизиологии.

Иван Чернышев:

«Не навредить — очень важно, поэтому без соответствующего обучения нельзя просто назвать себя майнд-фитнес тренером. Поэтому мы рассказываем о границах профессии — с какими задачами может работать тренер, а с какими должны работать другие специалисты. Тренер должен опираться на научные данные о развитии когнитивных способностей мозга».

Тренды и направления профессии

Информации становится так много, что часто люди не успевают ее обработать. По оценкам компаний EMC и IDC, объем всех цифровых данных достиг 44 зеттабайта (или 44 млрд ТБ) в 2020 году. Если перенести эти данные в iPad Air с объемом памяти 128 ГБ, получится стопка планшетов высотой в две трети расстояния от Земли до Луны.

При этом с возрастом мозг становится менее пластичным, поэтому нам все сложнее воспринимать новую информацию, и тем более учиться новому. Чтобы быть здоровым в будущем, нужно не только правильно питаться и заниматься спортом, но и сохранять ясность ума, развивая когнитивные способности и мышление, — с чем и помогают тренеры по майнд-фитнесу.

Пользу майнд-коучинга признают крупные корпорации: SpaceX, Google, Virgin, Nike, Fox Studios, и наука — исследования показывают, что тренировки мозга могут снизить риск возникновения деменции. Майнд-фитнес помогает быстрее оправиться от сотрясения мозга, а также облегчить симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Откуда придет профессия

Майнд-фитнес совмещает в себе знания психологии, нейробиологии и педагогики. С популяризацией профессии многие преподаватели и психологи смогут получить дополнительную квалификацию в области майнд-фитнеса, чтобы стать тренерами. То же можно сказать и про HR-специалистов — специальность поможет работать с сотрудниками, что наверняка потребуется крупным компаниям. А учитывая недавние исследования о негативном влиянии COVID-19 на когнитивные навыки человека, можно сказать, что востребованность майнд-коучей будет только расти.

Исследование когнитивных способностей что за профессия. Смотреть фото Исследование когнитивных способностей что за профессия. Смотреть картинку Исследование когнитивных способностей что за профессия. Картинка про Исследование когнитивных способностей что за профессия. Фото Исследование когнитивных способностей что за профессия

Когда профессия появится в России

В Европе и США специальность уже пользуется популярность, но эксперты отмечают, что тренеры по майнд-фитнесу набирают популярность и в России.

Иван Чернышев:

«Популярность профессии растет. Тренера по майнд-фитнесу пока редко ищут целенаправленно, но когда люди видят таких специалистов в своем окружении, то активно откликаются. Нас серьезно поддерживает HR-сообщество, ведь внимание, скорость обработки информации, рабочая и долговременная память, гибкость и творчество — важнейшие элементы soft skills, и без тренировки мозга они могут остаться лишь красивыми словами».

Как стать тренером по майнд-фитнесу

Программы для майнд-коучей есть в России и за рубежом — в основном, это курсы с сертификатами тренера по майнд-фитнесу, которые выдают участникам по окончании программы.

На таких курсах обучают техникам развития способностей и работе с людьми, рассказывают об устройстве мозга и нейробиологии. Обычно обучение доступно всем желающим. Например, за рубежом это онлайн-школы Brainfirst Training Institute, NeuroLeadership Institute, Spencer Institute или Brain-trainer, а в России — Mind Fitness School, а также общеразвивающая программа в Институте непрерывного образования МГПУ.

Иван Чернышев:

«Профессия новая, и готовых решений пока мало, поэтому мы создаем авторские подходы, опираясь на опыт экспертов и коллег. Четкая система работы очень важна — к нам приходят люди разного уровня подготовки и разных специальностей: карьерные консультанты, коучи, психологи, пиар специалисты, фитнес тренеры, училась даже стюардесса. Входных требований, кроме умения общаться с людьми, у нас нет. Поэтому состояться в профессии может любой здравомыслящий человек».

Если говорить о классическом образовании, то можно выбрать вузовскую программу. Например, в Высшей школе экономики есть магистерская программа на английском языке «Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию», в МГГУ им. Шолохова преподается магистерская программа «Нейробиология», а в СПБГУ — «Нейробиология поведения». МГУ им. Ломоносова предлагает 15 недельную программу дополнительного образования по направлению «Нейрофизиология поведения».

Источник

StudyInFocus

Высшее образование в Германии

info@studyinfocus.ru
+49 1522 3657980
Мюнхен, Германия

Профессия Когнитивист

Profession Когнитивист

(Kognitionswissenschaftler/in)

Профессия после диплома
Биология, Информатика, Лингвистика, Наука о Данных, Психология, Философия
3866-4854 € в мес

Когнитивисты анализируют психические процессы, которые происходят между сенсорным восприятием и двигательными реакциями у людей, исследуют лингвистическое и неязыковое поведение и разрабатывают системы взаимодействия человека с машиной и искусственный интеллект.

Поделиться:

Обязанности Когнитивиста

В научных исследованиях ученые-когнитивисты анализируют и интерпретируют сознательные или бессознательные процессы, мышление, память, обучение или язык, которые являются посредниками между сенсорными и моторными навыками, и публикуют результаты исследований. В различных областях применения при разработке процессов и продуктов они берут на себя задачи, требующие взаимодействия знаний и методов из разных областей науки, таких как информатика, искусственный интеллект, лингвистика, психология, педагогика и нейробиология. При этом они разрабатывают и оптимизируют интеллектуальные технические системы для возможных применений в промышленности, образовании или медицине. Они проектируют решения и приложения для задач, ориентированных на процесс, инструменты для организации знаний, для компьютерного обучения или для распознавания образов. Они также консультируют компании и обучают сотрудников взаимодействию между коммуникацией, познанием и мотивацией.

В высших учебных заведениях когнитивисты обучают студентов, готовят лекции и семинары, проверяют письменные работы и проводят экзамены. Самостоятельная научная деятельность обычно открывается только после получения степени магистра и доктора.

Где работают Когнитивисты

Когнитивисты находят работу, например,

Зарплата Когнитивиста

Уровень зарплаты, которую получают Когнитивисты в Германии составляет

    от 3866€ до 4854€ в мес

(по данным различных статистических бюро и служб занятости в Германии)

Поделиться:

Задачи и обязанности Когнитивиста в подробностях

В чем суть профессии Когнитивист?

Когнитивисты анализируют психические процессы, которые происходят между сенсорным восприятием и двигательными реакциями у людей, исследуют лингвистическое и неязыковое поведение и разрабатывают системы взаимодействия человека с машиной и искусственный интеллект.

Сфера Когнитивной науки

Универсальность когнитивистов

Когнитивисты особенно востребованы в междисциплинарных процессах развития, например, где требуются знания информатики, лингвистики, психологии и нейробиологии. При разработке систем взаимодействия человека с машиной и искусственного интеллекта они используют свои знания о когнитивных способностях человека, таких как память, язык, восприятие, решение проблем, для разработки интеллектуальных технических систем для конкретных задач. Сейчас они задействуются во многих областях. Например, системы компьютерного обучения способствуют передаче знаний в образовании, а экспертные системы способствуют управлению знаниями, в системах здравоохранения интеллектуальные системы улучшают или облегчают медицинскую диагностику и терапию, а высокотехнологичные протезы позволяют восполнить утраченные функции организма. Ученые-когнитивисты разрабатывают специальных производственных роботов для промышленного применения. Они также работают над когнитивной эргономикой человеко-машинных интерфейсов и, например, разрабатывают компьютерные приложения, максимально удобные для пользователя, на основе когнитивных исследований. Они также консультируют или публикуют статьи по темам когнитивной науки.

Когнитивисты в Исследованиях и Обучении

Ученые-когнитивисты могут также работать в исследовательских и преподавательских областях, например, в университетских клиниках. Там они проводят учебу, пишут отчеты об исследованиях, проводят лекции и семинары и отвечают за сдачу экзаменов. Для научной деятельности им может потребоваться докторская или кандидатская степень.

Источник

Когнитивный тест: оценка способностей при найме на работу

Работодатели заинтересованы в найме работоспособных сотрудников, поэтому методики первичной оценки кадров закрепились в рекрутинговой практике. Если 10 лет назад результаты таких испытаний никак не влияли на вероятность трудоустройства, то сегодня, не пройдя тестирование, получить должность не получится. И когнитивный тест при приеме на работу – метод оценки, с которым по статистике встречается каждый третий кандидат.

Как выглядит когнитивный тест

Хотя на рынке достаточно инструментов для оценки компонентов мышления, для отбора персонала подходят далеко не все. Работодателям не так важны отдельные компоненты мышления, как потенциал кандидата.

При оценке потенциала, как правило, используется три теста:

Хотя все три испытания тем или иным образом оценивают компоненты мышления, логический в большей мере оценивает когнитивные способности человека:

Тесты при приеме на работу часто используют в международной практике отбора кадров. Их разрабатывают консалтинговые и рекрутинговые агентства. У каждой компании-разработчика свои особенности тестирования. Тем не менее, поскольку тестирование кадров основано на научной теории, все задачи созданы по одному принципу: поиск логики и продолжение последовательностей.

Когнитивный логический тест при приеме на работу представляет собой последовательность геометрических фигур или символов, которую требуется продолжить. Базовый вариант– продолжить последовательность из 4-5 фигур.

Примеры и разновидности когнитивных тестов

Исследование когнитивных способностей что за профессия. Смотреть фото Исследование когнитивных способностей что за профессия. Смотреть картинку Исследование когнитивных способностей что за профессия. Картинка про Исследование когнитивных способностей что за профессия. Фото Исследование когнитивных способностей что за профессия

В зависимости от сложности вопроса, кандидату дается 4-7 абстрактных фигур. Фигуры в ряду меняются по определенной логике, например, увеличиваясь в размерах, чередуя цвета и т.д. Определив эту логику, кандидат выбирает одни из предложенных вариантов ответа.

Исследование когнитивных способностей что за профессия. Смотреть фото Исследование когнитивных способностей что за профессия. Смотреть картинку Исследование когнитивных способностей что за профессия. Картинка про Исследование когнитивных способностей что за профессия. Фото Исследование когнитивных способностей что за профессия

Более сложный вариант тестирования – матрицы. Они представляют собой таблицу 3х3 ячейки. В каждой ячейке — абстрактные символы, стрелки или фигуры. В отличие от классической линейной последовательности, где логика меняется в одном направлении, слева направо, в матрицах она меняется во всех направлениях, в том числе по вертикали и по диагонали.

Вариантов исполнения тестов когнитивного развития много, однако все, тем или иным образом, повторяют формат «продолжение серии», например:

Исследование когнитивных способностей что за профессия. Смотреть фото Исследование когнитивных способностей что за профессия. Смотреть картинку Исследование когнитивных способностей что за профессия. Картинка про Исследование когнитивных способностей что за профессия. Фото Исследование когнитивных способностей что за профессия

Вместо ряда – две группы, по две или три фигуры в каждой. Задача – продолжить вторую группу по аналогично первой.

Лишняя фигура в серии

Исследование когнитивных способностей что за профессия. Смотреть фото Исследование когнитивных способностей что за профессия. Смотреть картинку Исследование когнитивных способностей что за профессия. Картинка про Исследование когнитивных способностей что за профессия. Фото Исследование когнитивных способностей что за профессия

Вместо продолжения серии, придется найти лишнюю фигуру.

Зачем нужно тестирование на когнитивные способности

Проблема в том, что «перенести» прошлые успехи и достижения человека на новую должность не получится. Потому что по исследованиям, в новой работе используется до 14% существующих навыков.

Исследование когнитивных способностей что за профессия. Смотреть фото Исследование когнитивных способностей что за профессия. Смотреть картинку Исследование когнитивных способностей что за профессия. Картинка про Исследование когнитивных способностей что за профессия. Фото Исследование когнитивных способностей что за профессия

Независимо от опыта, сотруднику все равно придется переучиваться и подстраиваться под нового работодателя. И не только в профессиональной сфере, например, в технике продаж. Придется привыкать к новому коллективу, офисному оборудованию, корпоративной стратегии: все это — навыки, которые требуют обучения.

Критерий, определяющий успешность человека — его способность воспринимать новые знания. Которая, в свою очередь, является аспектом когнитивных функций: память, скорость реакции, интеллектуальное развитие и т.д. Эти параметры и оценивают работодатели.

Когда используют когнитивную оценку

Когнитивная оценка, тест и ассессмент встречаются при трудоустройстве на любые должности: от начальных, до уровня топ-менеджеров. Естественно, уровень сложности в каждом случае разный, а вот влияние на вероятность трудоустройства одинаковое.

Оценочное тестирование лучше работает при массовом отборе кассиров, администраторов, менеджеров по продажам, линейных рабочих. При этом тесты оценки когнитивных способностей, также предсказывают результаты ассессмента, который используется при подборе кандидатов на высшие руководительские должности. Таким образом, сфера применения тестирования определяется пожеланиями работодателей.

Сложность

Если в традиционных испытаниях, где оцениваются знания человека, время, которое человек тратит на ответ не играет роли, в когнитивных задачах время ограничивается для объективности оценки. Некоторые работодатели ограничивают время на каждый вопрос, но чаще время ограничено для всего испытания. На одну последовательность дается 1-2 минуты. Для неподготовленного человека этого, как правило, недостаточно.

Как пройти когнитивный тест

Работодатели заинтересованы в отборе перспективных кадров, поэтому результаты оценочного тестирования определяют решение о найме. Если человек не проходит дистанционные испытания, работодатель не станет рассматривать его кандидатуру.

Исследование когнитивных способностей что за профессия. Смотреть фото Исследование когнитивных способностей что за профессия. Смотреть картинку Исследование когнитивных способностей что за профессия. Картинка про Исследование когнитивных способностей что за профессия. Фото Исследование когнитивных способностей что за профессия

В тестирование используются т-баллы или процентили при подсчете результатов. Смысл в том, что результаты сравниваются с результатами других кандидатов на ту же вакансию, либо с контрольной группой того же возраста, пола и уровня должности. Так работодатель сравнивает людей между собой. Для кандидатов же такой подход означает, что придется учитывать уровень подготовки конкурентов и показать результат выше среднего в контрольной группе.

Логические последовательности у большинства разработчиков формируются автоматически, исключая вероятность «списать» или найти бесплатные ответы в интернете. Поэтому перед тем, как идти на собеседование, придется научиться проходить когнитивные тесты онлайн.

Подготовка к когнитивным тестам – это решение тренировочных заданий аналогичного уровня сложности. Умственные способности не получится развить за неделю или даже месяц перед трудоустройством. Хотя на рынке достаточно когнитивных тренажеров, они рассчитаны на ежедневную тренировку отдельных компонентов мышления в течение года и выше.

Поскольку у кандидата нет столько времени на подготовку, единственный способ попасть на собеседование – тренироваться в решении аналогичных задач. Хотя у каждого разработчика и работодателя используются свои форматы заданий, автоматическая генерация фигур, или динамическая сложность, число логических схем, по которым меняются фигуры ограничено.

Схема с чередованием и вращением элементов по или против часовой стрелки используется чаще всего

Онлайн тренажер по подготовке к тестам на работу, помогает набраться опыта и научиться находить даже самую сложную логику. При этом важно, чтобы такой тренажер использовал тренировочные вопросы, аналогичные тем, что встречаются на практике. Работодатели используют задания SHL, Talent-q, Ontarget, Экопси, predictive index когнитивный тест (pi) и других разработчиков.

Ошибки кандидатов

По статистике, испытания при приеме на работу не проходят

85% соискателей. И связано это с легкомысленным отношением к отбору и отсутствием подготовки. Из-за недостатка информации не каждый человек понимает, что дистанционный этап не менее важен, чем оценка резюме. Кроме того, какими бы навыками или качествами не обладал человек, у тех, кто готовиться к онлайн оценке всегда будет преимущество.

Вывод

Тесты на когнитивные способности используются в каждой второй компании при устройстве на работу. Хотя в Европе первичное тестирование кадров используется уже давно, в странах СНГ соискатели еще не привыкли к этой методике, и не все понимают, как она влияет на трудоустройство. При этом человеку откажут в работе, если он не пройдет тестирование, даже если у него безупречное резюме и он подходит под все требования вакансии. В компаниях «с именем» это типичный случай.

Источник

Наша экспертиза

Викиум уделяет большое внимание экспертной оценке, поэтому для разработки продуктов привлекает специалистов из различных областей и проводит собственные исследования. Здесь можно ознакомиться с нашими работами.

Викиум.ПРОФЕССИЯ

Наше исследование совместно с Центром тестирования и развития «Гуманитарные технологии» при МГУ им. М. В. Ломоносова, направленное на выявление когнитивных способностей, соответствующих определенным профессиям.

Викиум.ПОЛИГЛОТ

Наше исследование совместно с экспертами в области лингвистики о взаимосвязи когнитивных способностей и речемыслительных процессов. На основе результатов разработана уникальная программа развития.

Эффективность тренажеров Викиум

Исследование экспертов Центра тестирования при МГУ и ученых кафедры инженерной психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, направленное на определение эффективности когнитивных тренажеров в развитии вербально-логической памяти.

Исследование готовится

В настоящее время мы совместно с Центром тестирования и развития «Гуманитарные технологии» при МГУ им. М. В. Ломоносова проводим исследование эффективности когнитивных тренажеров в развитии познавательных способностей.

Отчет об исследовании значимости когнитивных способностей для определённых профессий

Существует большое число профессий, охватывающих различные сферы человеческой деятельности. С развитием человечества, цивилизации и технологического прогресса они видоизменяются, но при этом сохраняют свои основные признаки. С выбором профессии сталкиваются как молодые люди, начинающие свой трудовой путь, так и опытные специалисты, решившие сменить род деятельности. Корректное описание профессии, демонстрирующее ее особенности, позволяет сделать этот выбор правильно. Базовые характеристики, позволяющие распределять людей по разным видам деятельности, делятся на три основные группы — интересы, личностные черты и способности. Характеристика профессии, описывающая условия труда, права и обязанности работника, необходимые знания и умения, профессиональные качества, а также противопоказания по состоянию здоровья, называется профессиограммой. Но она может содержать только несколько из перечисленных характеристик, описывающих одну или несколько профессиональных сфер.

Данное исследование было направлено на составление профессиограмм, описывающих степень востребованности конкретных познавательных способностей в определенных профессиональных сферах. Познавательные способности — это индивидуальные качества человека, его естественные средства познания. Это свойства интеллекта, предрасполагающие к решению определенных задач и проблем.

Практическая значимость работы обусловлена большой ролью познавательной сферы в обеспечении профессиональной деятельности. Человеку, выбирающему профессию, важно понимать, какие способности необходимы для ее освоения, чтобы корректно сделать вывод о собственных перспективах. С другой стороны, зная уровень развития своих познавательных способностей (например, на основе результатов профориентационного тестирования), человек может определить, какие профессии ему будет освоить легче и труднее. Если степень развития только одной познавательной способности недостаточно велика, то в любом возрасте человек может развивать ее, повышая свои шансы на успешную профессиональную реализацию.

Основные задачи исследования:

В исследовании приняли участие 11056 пользователей Викиум, представители 171 профессии.

ТОП-21 профессий по числу пользователей:

Представители самых распространенных профессий составляют более половины всех задействованных в исследовании пользователей Викиум.

Оценку профессий также проводили 20 экспертов — специалистов в области психологии труда и оценки персонала. Из них 12 имеют ученую степень: 2 доктора психологических наук, 1 доктор педагогических наук, 9 кандидатов психологических наук. 7 экспертов имеют ученое звание: 3 профессора, 2 доцента, 1 старший научный сотрудник.

Категории оценки способностей:

Для анализа полученных результатов использовались усредненные оценки пользователей Викиум и экспертов. Средний процент востребованности всех познавательных способностей составил 62%.

Также была проанализирована общая востребованность каждой из познавательных способностей. Ниже представлен список, упорядоченный по убыванию востребованности:

Ниже представлены рейтинги профессий по степени востребованности всех познавательных способностей. ТОП-10 профессий, требующих самого большого уровня развития познавательных способностей:

ТОП-10 профессий, не требующие высокого уровня развития познавательных способностей:

Далее познавательные способности были подвергнуты факторному анализу. Данный математический метод основан на предположении, что известные переменные зависят от меньшего количества неизвестных переменных и случайной ошибки. Факторизация позволяет выявить скрытые от наблюдения характеристики, стоящие за статистически связанными между собой наблюдаемыми явлениями. В данном исследовании факторный анализ выявил общие познавательные способности, стоящие за 13 выделенными категориями. Мы применяли эксплораторный факторный анализ с использованием метода главных компонент и ортогональным вращением варимакс. Число факторов выделялось по числу собственных значений больше 1. После объединения оценок, полученных от пользователей и экспертов, мы получили факторную структуру, объясняющую 86% вариативности исходных данных.

В первый фактор, который мы считаем фактором вербальных способностей, вошли: способность к работе с текстами, словесно-логическое мышление, словарный запас, словесно-логическая память.

Во второй — невербальный фактор — вошли: двухмерные пространственные способности, трёхмерные пространственные способности, способность к анализу, образная память, образное мышление.

Третий фактор объединил все свойства внимания.

В четвёртый фактор вошли математические способности и способность к анализу; это вполне отражает специфику математических способностей.

Наиболее неоднозначным измерением является способность к анализу, которая оказалась нагруженной вторым, четвёртым и первым факторами (в порядке убывания факторных нагрузок). Мы полагаем, что способность к анализу наиболее близка к общему уровню интеллекта (фактор g — фактор общего интеллекта), поэтому она и оказывается связанной с несколькими факторами способностей.

Данное исследование позволило выявить зависимость и составить профессиограммы, отражающие востребованность базовых познавательных способностей в определённых профессиональных сферах.

Результаты исследования когнитивных навыков, влияющих на речемыслительный процесс

Речь и язык современного человека — результат длительного исторического развития. Речевое общение осуществляется по законам языка (русского, английского и т.п.), который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения. Речь и язык составляют сложное диалектическое единство. Речь осуществляется по правилам языка и вместе с тем под действием ряда факторов: требований общественной практики, развития науки, взаимных влияний языков и др., она изменяет и совершенствует язык.

Формирование нашего сознания и овладение различными знаниями невозможно без речи. Являясь средством выражения мыслей людей в процессе их общения, речь становится основным механизмом их мышления. И наоборот, наше мышление неразрывно связано с речью. Во-первых, люди сообщают друг другу свои мысли с помощью функции речи. Во-вторых, речь является орудием мышления. Но отсюда не следует, что процесс мышления сводится к речи, что мыслить — значит говорить вслух или про себя. Различие между самой мыслью и ее словесным выражением видно из того, что ту же самую мысль можно выразить на разных языках. Мысль при этом остается прежней, неизмененной, хотя все слова в высказывании поменяются.

Слово имеет прямую связь с теми реальными предметами и явлениями, которые оно обозначает. Оно является сигналом действительности и содержит познавательное значение. Это говорит нам о том, что чисто словесное знание, заучивание словесных формулировок без ясного понимания того, какая именно сторона действительности в них отражается, является чисто формальным и бесполезным знанием.

В процессе нашего мышления мы всегда оперируем словесными понятиями. Понятия — это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов и явлений. В понятиях сосредоточены наши знания о предметах и явлениях действительности. Они неразрывно связаны со словом и выступают в нашем мышлении в виде значений слов. Слово является тем реальным раздражителем, без которого невозможно человеческое мышление. При этом слово может выступать в трех формах: как слуховой раздражитель при понимании речи, произносимой вслух, как зрительный раздражитель (слово написанное или напечатанное) и как кинестезический раздражитель при произнесении слова.

Наши мысли достигают полной четкости и ясности только тогда, когда они получают свое выражение во внешней речи. Следовательно, развитие мышления теснейшим образом связано с развитием речи. Трудно достигнуть высокой культуры ума при низкой культуре речи. Невозможность сделать свою мысль понятной для других свидетельствует о том, что она до конца не ясна самому человеку.

Всякая речь не только передает определенное содержание, но и выражает отношение говорящего или пишущего к этому содержанию. Или по-другому, речь не только передает мысли, но и выражает чувства.

Владеть речью — означает способность передать свою мысль более совершенным образом, передать не только основное содержание, но и ее тончайшие оттенки. Иначе говоря, владеть речью — значит уметь быть до конца понятным для другого.

Согласно представлениям отечественной школы нейропсихологии (А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, Е. Д. Хомская и др.) функция речи рассматривается как сложная и многоуровневая система, которая включает в себя экспрессивный и импрессивный компоненты. Экспрессивная (внешняя) речь представляет собой сложный двигательный акт с различными артикуляторными схемами, позволяющими реализовать сам речевой процесс в виде плавно протекающей кинетической мелодии. А импрессивная (внутренняя) речь предполагает восприятие и понимание не только устной, но и письменной речи. Таким образом, в реализации речевой функции принимает участие множество сложноорганизованных структур (компонентов) головного мозга (мозговой деятельности). Многие современные исследования показывают, что мозговой основой речи являются заднелобные (речепорождение, артикуляция, устное высказывание), нижнетеменные (зрительные образы и представления, пространственные соотношения речевого высказывания), височные (интонация, модуляция и восприятие), зона ТРО — височно-теменно-затылочные отделы (последовательная организация и смысловые значения) и префронтальные отделы (регуляции и контроль речевой деятельности). Данное объединение называется речевой зоной коры головного мозга, а совместная работа этих анализаторных систем (двигательно-кинетического, кинестетического, акустического, пространственного, зрительного анализаторов) составляет психофизиологическую основу речевой деятельности.

Основными задачами исследования являются: составление списка познавательных способностей (категорий оценки); выявление определенных когнитивных навыков, которые влияют на речемыслительный процесс; оценка пользователями Викиум степени востребованности познавательных способностей для развития речевых навыков; оценка экспертами — специалистами в области психологии и лингвистики — когнитивных навыков по степени востребованности в речевом развитии.

Далее — создание специальных тренажеров и формирование программы развития, направленных на тренировку этих навыков.

В исследовании приняли участие 9 084 пользователя Викиум. Представители самых распространенных профессий с различным уровнем владения родным и иностранным языками. Также оценку когнитивных навыков провели эксперты: методологи, лингвисты, филологи, преподаватели РКИ и психологи.

Категории оценки:

Умение сосредотачиваться на определенном объекте или явлении в течение определенного времени. Намеренный и осознанный перенос внимания с одного объекта на другой. Умение осознанно (намеренно) выделять необходимую информацию из общего потока, находить сходства и различия.

Способность запоминать мысли, суждения и умозаключения. Быстрое запоминание, обработка и воспроизведение словесной и текстовой информации. Понимание смысла словесной и текстовой информации, сохранение ее в памяти в виде логических схем.

Форма общения за счет языковых конструкций — системы фонетических, лексических, грамматических, стилистических средств и правил общения. Осуществление коммуникативной, номинативной, описательной, планирующей, оценочной и регулятивной функции.

Совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации, и оперирование образами составляющих её предметов без выполнения реальных практических действий с ними.

Объем активного словаря, умение правильно подбирать слова и определять их значение. Возможность понимать нюансы употребляемых слов и речевых высказываний.

Умение анализировать и систематизировать полученную словесную информацию, а также воспроизводить ее в виде речевых сигналов. Выявление противоречий и связей между высказываниями, выделение основной мысли.

Умение взаимодействовать с текстовой информацией. Понимание содержания, скорость восприятия текста, грамматические и лексические навыки.

Способность к отражению в сознании человека предметов или явлений, процесс порождения чувственных образов, возникающих при воздействии внешнего мира на органы чувств. Способность воспринимать и понимать звуки и визуальную информацию, выявлять различия между ними.

Способность к абстрагированию и выделению существенных признаков предметов или явлений. Умение понимать и использовать логические законы, логические конструкции в умозаключениях. Умение находить общие закономерности, использовать комбинированные методы для решения конкретных задач.

Базовые знания о фонетике языка, восприятие речи на слух, понимание разделения текста на предложения и смысловые группы, темы текста и его общего контекста на слух. Нахождение необходимой информации за счет слухового восприятия и выделения главных идей.

Скорость построения, регуляции и переключения между различными цепочками умозаключений, которые переходят в рассуждения.

Умение излагать необходимую информацию в устном виде: структурирование, логическая связь, последовательность, рассуждение, аргументация и т.д. Служат для общения с собеседником в условиях непосредственного контакта и для сообщения.

Умение анализировать неконкретную и отвлеченную информацию, производить сравнение, обобщение, понимать взаимосвязь и закономерности причинно-следственных связей.

Умение работать со словарем, словарной частью, лексической сочетаемостью, грамматическими конструкциями. Способность подбирать синонимы и антонимы, понимание семантики (значения), знание основных правил словообразования в языке.

Базовые знания о фонетике языка, визуальное представление речи, сопоставление образов и представлений с единицами речи. Визуальное понимание разделения текста на предложения и смысловые группы, темы текста и его общего контекста. Нахождение необходимой информации и выделение ее главных идей за счет зрительного восприятия.

Способность анализировать правила грамматики, проводить аналогии, выстраивать языковые схемы, обобщать и систематизировать информацию. Умение использовать конструкции и грамматические формулы в речи и на письме, способность выстраивать различные типы предложений (утверждения, вопросы, отрицания, побуждения).

Умение излагать необходимую информацию в письменном виде: структурирование, логическая связь, последовательность, рассуждение, аргументация и т.д.

Результаты

Математическая обработка полученных результатов показала, что пользователи Викиум в целом склонны переоценивать востребованность познавательных способностей, эксперты же наоборот давали сбалансированные оценки. Средний показатель востребованности всех познавательных способностей по мнению пользователей составил 77%, а по мнению экспертов — 43%. Для финального анализа использовались усредненные оценки пользователей Викиум и экспертов. По этим оценкам средний показатель востребованности составил 61%.

Ниже приведен список познавательных способностей, упорядоченных по убыванию востребованности:

Подобное распределение может быть связано с переоценкой пользователями востребованности определенных способностей и приписывания им других свойств.

Был составлен рейтинг и уровень владения иностранным языком. В тройку лидеров вошли: английский язык (50%), немецкий (5,3%), испанский (0,9%). И 43% составили люди, не владеющие иностранным языком.

Уровень владения составляет следующие показатели: начинающий (9,5%), начальный (28,8%), средний (46,5%), высокий (11,1%), и продвинутый (4,1%).

Цели изучения в равной степени распределены по четырем направлениям:

Благодаря полученным данным мы создали новый продукт, включающий в себя программу развития из вербальных тренажеров, направленных на формирование языковых навыков, напрямую участвующих в речевом развитии. Они приводят к овладению речи и обеспечивают как полноценное общение, так и контроль правильности и грамотности речи, ее исправление в случаях допущения речевых ошибок. Формируют умение говорить, то есть излагать свои мысли в устной форме; умение аудировать, то есть понимать речь в ее звуковом оформлении; умение излагать свои мысли в письменной речи; умение читать — понимать речь в ее графическом изображении. В большинстве случаев успех в той или иной профессиональной деятельности напрямую зависит от развитых речевых навыков.

Отчет об исследовании эффективности тренажеров для развития вербально-логической памяти

Цель исследования — выяснить, влияет ли прохождение тренировок с использованием Викиум на уровень развития памяти.

Память — это познавательный процесс, посредством которого происходит запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание и забывание информации. В данном исследовании изучалась эффективность кратковременной памяти при работе с вербальным материалом, а именно, способность сосредоточить и сохранить в памяти усвоенное с использованием понятийных категорий. Из нейропсихологии известно, что память преимущественно обеспечивается височной областью левого полушария головного мозга при участии областей, расположенных на стыке с ней.

Первую форму теста выполнили 2279 человек. Недостоверные анкеты были удалены, если был указан нереалистичный возраст, имя пользователя содержало нецензурные выражения или фиксировалось повторное прохождение, а также если тест был выполнен после указанного срока. После удаления в выборке остались 2099 человек. Они были разделены на три группы: в экспериментальной и контрольной группах по 700 человек, в группе сравнения — 699 человек. Группы не различались между собой по уровню развития памяти, средний возраст протестированных составил 41,7 ± 14,5 лет.

После завершения исследования всем испытуемым, попавшим в контрольную группу и группу сравнения, была предоставлена возможность пройти тренировки с использованием тренажёров на память.

Через 3 месяца всем участникам исследования было предложено пройти вторую форму теста. Тест выполнили 315 человек, среднее число тренировочных дней составило 56,7 ± 29,4. Из выборки были удалены анкеты 23 человек, прошедших менее 10 тренировочных дней. После этого средний возраст протестированных составил 47,7 ± 13,9 лет. Среднее число тренировочных дней составило 60,7 ± 26,6.

Таким образом, финальная выборка состояла из 292 человек, из которых 94 человека входили в экспериментальную группу, 102 человека — в контрольную группу и 96 человек — в группу сравнения. Данное количество анкет статистически значимо и позволяет сделать выводы о проведенном исследовании. В экспериментальной группе был зафиксированный положительный прирост, а в контрольной группе и группе сравнения — отрицательный. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что прохождение тренировок статистически значимо повышает уровень развития памяти. С подробными показателями и расширенными данными исследования вы можете ознакомиться по ссылке ниже.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *