Исследование навыки что это
4 аналитических навыка, которые вы должны указать в своем резюме
Если вам интересно, прочитайте эту статью, а затем вставьте несколько фраз в раздел «навыки» вашего резюме.
Что такое аналитические способности?
Во-первых, вы захотите узнать, что такое бутерброд с арахисовым маслом и желе. Узнав, из каких ингредиентов приготовлен этот продукт, вы проигнорируете нерелевантные результаты поиска., например, инструкции по приготовлению жареных бутербродов с сыром. И каждый раз, когда вы отбрасываете нерелевантные данные и расширяете свои знания о том, как выглядят точные данные, вы тренируете аналитические навыки.
Как только вы это сделаете, вам нужно будет определить, какой именно сэндвич с арахисовым маслом и желе необходим для выполнения вашей задачи. Итак, вы спросите человека, который поручил задание, какой вариант бутерброда ему нужен. Общаясь таким образом, вы тренируете еще один аналитический навык.
Теперь вам нужно будет оценить возможные варианты решения вашей задачи. Вы знаете, что ваш клиент хочет белый хлеб, хрустящее арахисовое масло и клубничное желе, поэтому вам нужно рассчитать преимущества и недостатки найма кого-то, кто сделает бутерброд и доставит его вам, по сравнению с выходом на улицу, получением ингредиентов и приготовлением еды самостоятельно. Эта фаза оценки демонстрирует еще один аналитический навык в движении.
Почему важны аналитические навыки?
И эти навыки не только могут помочь вам сохранить вашу текущую работу, но помогут найти новую работу, если укажите их в резюме.
Какие аналитические навыки нужно указать в резюме?
Есть несколько ключевых аналитических навыков, которые вы должны указать в своем резюме, поэтому мы разберем их прямо сейчас. Вы захотите включить некоторые варианты этих пунктов в раздел «навыки» вашего резюме:
Вот здесь и вступает в игру часть наших инструкций по составлению резюме «включить некоторые варианты этих элементов». Не стоит писать прямо: «Я критически мыслящий», поскольку это приведет к контрпродуктивному эффекту, и вы будете выглядеть глупо.. Но если вы перефразируете эту идею и перефразируете ее словами, применимыми к любой работе и области, на которую вы претендуете, скорее всего, может получиться. Дело в том, чтобы донести идею о том, что вы критически мыслите, без необходимости открыто говорить об этом.
Последний момент является ключевым: важно то, как вы сформулируете свой репертуар аналитических навыков. Не начинайте массово выкрикивать аналитические модные словечки, потому что на бумаге они звучат круто. Настройте их в соответствии с вашей конкретной ситуацией.
Заключение
Если вы вообще не указываете никаких аналитических навыков ни в сопроводительном письме, ни в резюме, это проблема. Исправьте это! Теперь вы знаете, где и когда подробно указывать свои аналитические навыки.
12 аналитических навыков, которые помогут тебе добиться успеха в работе
Сотрудников с хорошими аналитическими навыками невероятно ценят, потому что они рассматриваются как те, кто будет оперативно решать любые возникшие проблемы. Аналитические навыки можно приобрести, и это сделает тебя незаменимым работником. А сейчас давай рассмотрим самые распространенные и значимые навыки, которые точно пригодятся тебе в работе.
1. Умение выявлять проблемы на начальных этапах
Когда проблема уже успела проявить себя, оказать влияние на рабочую деятельность и даже запустить цепочку нежелательных изменений, распознать ее может каждый. А вот увидеть проблему на начальном этапе, когда она еще не принесла вреда, — это способность человека с аналитическим мышлением. Он видит, как его (или чьи-либо еще) решения могут влиять на общее состояние дел, и старается устранять проблемы еще до момента их появления.
2. Исследование и сбор данных
Это не так просто, как кажется. Во-первых, потому что данных может быть очень много, что требует большей вовлеченности в процесс. Во-вторых, потому что ты должен уметь отделять важные данные от тех, которые никак не влияют на положение дел.
3. Анализ данных
Анализом данных занимаются практически в любой сфере. Это помогает понять исследуемую ситуацию целиком — выявить все закономерности и негативные отклонения от плана, сделать прогноз на ближайшее будущее и дать необходимые рекомендации. Некоторые компании нанимают специально обученных аналитиков для узконаправленной работы с анализом данных.
4. Критическое мышление
Критически мыслящий человек ставит под сомнения полученную им информацию и только после проверки на достоверность использует ее в своих целях. Подтверждение или опровержение информации он ищет только в достоверных источниках или сравнивает данные с уже известными.
5. Анализ процесса
Слишком часто люди видят проблему, оценивая ситуацию по результату, что заставляет их принимать неверные решения. Анализ процесса должен исключать такую возможность, ведь исследование в таком случае направлено на изучение причинно-следственных связей, что помогает принять более эффективные меры.
6. Сравнение
Понятия «идеальное решение» не существует. В большинстве случаев проблема имеет больше одного решения. Аналитические навыки позволят тебе оценить плюсы и минусы различных сценариев, для того чтобы минимизировать возможность негативных последствий.
7. Управление человеческими ресурсами
Это не просто умение настроить человека на работу — это прежде всего умение оценить сильные и слабые стороны каждого работника и, исходя из полученного результата, назначить им задачи в соответствии с наборами навыков.
8. Определение приоритетов
Независимо от того, идет речь о новом проекте или о выявлении проблем и недостатков в системе, редко возникает одна проблема. В большинстве случаев есть несколько недочетов этом процессе, которые необходимо решить. Именно с помощью аналитического мышления ты можешь расставить приоритеты по выявленным проблемам.
9. Отчетность — как устная, так и письменная
У каждого работника — от дворника до председателя совета директоров — есть босс. А отчетность перед боссом — это постоянный процесс. Всё, начиная с письменных отчетов о состоянии дел и заканчивая индивидуальными, должно быть представлено в лучшем виде — правильно оформленное и подкрепленное аналитическими данными.
10. Планирование
Аналитические способности позволят тебе разбить большой проект на отдельные части, чтобы облегчить его выполнение. Но ты сделаешь это не наугад, а только взвесив все за и против.
11. Распознавание причинно-следственных связей
Мало уметь распознавать проблему — важно научиться прослеживать причинно-следственные связи, чтобы понимать, из-за чего эта проблема возникла. Это самый действенный способ, который позволяет значительно уменьшить количество возможных проблем еще до момента их возникновения.
12. Определение проблем и недостатков в организации
Наличие хорошего набора аналитических навыков позволяет правильно диагностировать проблемы или недостатки внутри организации. Данные могут показать, что существует какая-то проблема, но именно анализ данных указывает на неё. Является причиной проблемы дефект конструкции, проблема поставщика, человеческая ошибка или контроль качества? Ответ на эти вопросы нужно будет найти тебе.
Развитие аналитических навыков
При найме сотрудников работодатели часто включают аналитические навыки в перечень важнейших. И это неспроста — сегодня уметь работать с большими объемами данных, анализировать и выделять главное, надо работникам многих профессий. Управление проектами, написание отчетов, решение технических проблем и даже умение вести разговор — малая часть тех сфер, где нужны аналитические способности. Если вам кажется, что это скучно и уныло, то знайте: развитое творческое мышление также требует этих навыков.
Насколько сильны ваши аналитические навыки при решении проблем? Не слишком уверены в своем ответе? С регулярной практикой они могут быть усилены и развиты. Дальше поговорим как раз об этом.
Что такое аналитические навыки
Аналитические навыки — это способность визуализировать, формулировать, концептуализировать и разрешать проблемные ситуации, принимая разумные решения с учетом имеющейся информации. Вот краткий список умений и способностей, которые составляют и в то же время способствуют развитию аналитических навыков.
Разбивать проблемы на составляющие части
Многие люди «застревают», когда пытаются решить большую проблему. Аналитические навыки помогают разбивать проблемы на мелкие части, которые легче решить. Это экономит время и энергию.
Собирать и оценивать информацию
Также известный как информационная грамотность, этот навык позволяет отделять зерна от плевел. В буквальном смысле это способность отбирать и оперировать актуальной и правильной информацией, работать с источниками, делать обоснованные выводы.
Эффективно управлять информацией
Сегодня важно уметь управлять большим количеством информации. Этот набор навыков включает в себя как работу непосредственно с информацией, так и развитые организационные способности.
Искать альтернативы и решения
Со временем каждый человек осознает, что существует множество путей, ведущих к успеху в жизни и бизнесе. Обладая развитыми аналитическими навыками, вы будете вооружены эффективным инструментом для поиска решений и альтернатив.
Читать сложные книги и усваивать трудную информацию
Время от времени необходимо читать и понимать сложные материалы. К примеру, это может быть технический документ, объясняющий, как использовать приложение.
В целом, аналитические навыки используются в следующих ситуациях:
Если вы не ученый, детектив или математик, какая польза от аналитических навыков для вас? В личной жизни можно выявить тенденции и шаблоны поведения, чтобы лучше узнавать себя и познавать окружающий мир, эффективно общаться с людьми, ставить жизненные эксперименты, объяснять свою точку зрения.
Когда вы научитесь мыслить аналитически, то автоматически подтянете навыки критического и творческого мышления. А также будете цениться работодателями за свои умения решать сложные проблемы. Последний пункт осветим отдельно.
Какие вопросы задают на собеседовании?
Вот несколько типичных вопросов, которые задают на собеседовании, чтобы проверить аналитические способности соискателя.
От ответов на эти вопросы отчасти зависит, возьмут ли вас на работу. Причем оцениваться будет не столько ваш опыт, сколько умение рассуждать прямо сейчас: построение фраз, логика в повествовании и умение делать правильные умозаключения.
12 принципов аналитического мышления
Придерживайтесь следующих принципов, когда сталкиваетесь с проблемой и пытаетесь найти эффективное решение:
Некоторые проблемы не требуют следования этим принципам, потому что слишком просты и очевидны. Другие же являются комплексными и решаются очень долго. Но следуя данным принципам, вы значительно повышаете шансы на итоговый успех.
Как развить аналитические навыки
Играйте в аналитические игры
Существует много игр, которые помогут вам улучшить аналитические способности. Некоторые из наиболее популярных:
Существует множество онлайн-игр, упражнений и тренажеров для развития аналитического мышления. Такие есть, к примеру, в нашей программе «Когнитивистика», а также включены в PRO-функционал.
Составляйте списки, ментальные карты и таблицы
Мы все сталкиваемся с массой проблем, большинство из которых связаны друг с другом. Как не запутаться в этом массиве информации и как увидеть пересечения и тенденции? Для этого существуют списки, ментальные карты и таблицы. Эти практичные инструменты помогут управлять собой и стать более организованным.
Тренировать аналитические навыки можно, создавая подобные списки:
Точно так же вы можете составлять таблицы своих расходов и доходов или рацион питания. Подумайте о той сфере своей жизни, где есть большое количество информации и категорий. Затем составьте таблицу или график, чтобы упростить их.
О ментальных картах можно больше узнать из статьи.
Используйте технику «Пяти почему»
Эта простая и мощная техника позволит сосредоточиться на том, что действительно важно.
Найдите основную причину проблемы. Задавайте себе вопрос «Почему?» всякий раз, когда столкнулись с чем-то непонятным или сложным. Причина может скрываться настолько глубоко, что для ее обнаружения нужно копать очень долго. Например, причина плохих продаж может быть не в качестве услуг или товаров, а в том, что сайт долго грузится или заявки долго обрабатываются.
Используйте технику SWOT
Созданный Альбертом Хамфри еще в 1960-х инструмент, выдержал проверку временем и остается все также полезным. Вы можете использовать его двумя способами — как простой ледокол (так называемый icebreaker), помогающий команде собраться вместе, чтобы начать разработку стратегии, или более сложным способом, как серьезный инструмент для решения целого комплекса проблем.
Используя эту технику, вы создаете целую стратегию, а не пытаетесь бороться с одной проблемой.
Посмотрим, как можно использовать этот аналитический инструмент для саморазвития.
Сильные стороны
Задайте себе следующие вопросы:
Ответив на них, вы сможете оценить свою личность с точки зрения умений.
Слабые стороны
Ответьте на следующие вопросы:
Третий вопрос особенно важен. Мы так привыкли, что знаем о себе все, что игнорируем мнение других. Со стороны некоторые проблемы легче заметить.
Возможности
Ответьте на следующие вопросы:
Чтобы увидеть возможности, нужно исследовать много информации, классифицировать ее и делать выводы. Понятие «тенденция» означает, что вы тщательно изучаете всю картину и пытаетесь найти в ней что-то общее.
Угрозы
Ответьте на следующие вопросы:
При проведении анализа будьте реалистичны и строги. Чем более честными будут ответы, тем более правильные выводы вы сможете сделать.
Инструмент SWOT также можно использовать при анализе и создании стратегии для своего бизнеса.
Научитесь программировать
Знание того, как «общаться» с машинами, является одним из самых ценных навыков, которыми человек может обладать сегодня. Программирование также повышает когнитивные и аналитические навыки.
Все, о чем мы говорили в этой статье, задействуется при написании кода.
Играйте в игру «Аргумент — контраргумент»
Для этого даже не нужен напарник, хотя это и желательно. Запишите на листе бумаги все свои убеждения или те мнения, в которых уверены. Подкрепите все это аргументами. А теперь найдите к каждому из них по десять контраргументов. Попытайтесь защитить противоположную точку зрения.
Вот чего вы достигнете, проделав это упражнение, согласно Скотту Фитцжеральду: «Тест на первоклассный интеллект вы пройдете тогда, когда научитесь удерживать в уме две противоположные идеи и по-прежнему сохранять способность думать».
Регулярно проводите эксперименты
Станьте своего рода ученым, который проводит эксперименты, собирая информацию разного рода. Запишите свои предположения о том, как вы намереваетесь доказать или опровергнуть теорию, а затем проведите их.
Например, выясните, как нужно вести себя в конфликте, чтобы погасить его. Можно:
Каждое подобное действие имеет свои последствия. Подробно запишите, к чему привела та или иная тактика. Анализируйте, что все это могло бы значить. Это поможет находить эффективные способы общения с другими людьми.
Просмотрите 100 статей на определенную тему и запишите главные мысли
Это отличное упражнение для получения общей картины определенной темы и расширения кругозора. Когда вы просматриваете статьи, обратите внимание на повторяющиеся и уникальные идеи в структуре, семантике и ясности языка.
Представьте, что после выполненной работы у вас будут десятки точек зрения на один вопрос. Необязательно с ними соглашаться, важно знать, что они существуют. Это дает огромное преимущество в полемике и защите своей точки зрения.
Анализируйте, что происходит в комнате, полной людей
Особенно, если вы их не знаете. Анализируйте отношения между ними, намерения, определенные слова и жесты. Представьте себя детективом, который пытается понять, что происходит в комнате. Можете играть в эту игру в клубе, в зале ожидания или в любом другом месте, когда вы оказываетесь в группе людей.
Опишите различные процессы в своей жизни
Хотите сохранить свою память как можно более свежей в течение дня? Один из способов добиться этого — проанализировать процессы, какие происходят с вами за сутки. Важно все: действия, фразы, события, поведение, конфликты.
Когда вы собираете информацию, не пытайтесь ее трактовать каким-либо образом. Просто записывайте. В конце недели можно сделать определенные выводы. Таким образом, вы прокачаете свои аналитические навыки, а также начнете понимать, что происходит в вашей жизни.
Создайте стратегию своей жизни
Величайшие полководцы были стратегами и обладали отличными аналитическими навыками. Они постоянно меняли угол зрения и рассматривали ситуацию то в деталях, то как общую картину.
Чтобы играть в любую стратегическую игру, вы должны понимать правила (и какие из них вы можете нарушить), других игроков и их цели. Потребуется грамотная стратегия для того, чтобы получить желаемое. Иногда придется пожертвовать сиюминутным удовольствием. Но пусть вас вдохновит то, что все великие люди так делали. Они умели терпеть и выжидать, чтобы появиться на сцене в самый важный момент.
Другие советы
Перечисленные и описанные выше методы развития аналитических способностей являются наиболее распространенными. Вот список дополнительных советов:
Чем больше вы тренируетесь, тем сильнее ваш мозг привыкает к аналитическому мышлению. Не забывайте, что практика приводит к совершенству.
Книги
Развитие аналитических навыков требует чтения, особенно сложного. Следующие книги помогут вам перейти на новый уровень. Помните: будет тяжело.
Творческие способности помогут вам получить блестящие идеи, создать впечатляющие вещи и быть уникальными. Они помогут выделиться. Но творческие усилия и инновации всегда должны подкрепляться правильной стратегией и совершенным исполнением. Вот когда вам помогут аналитические способности. Они являются основой для построения гибкого плана и механизма обратной связи, который позволит воплотить в жизнь даже самые сложные и невероятные решения.
Понятие «исследовательские способности» в современной науке
Юлия Процюк
Понятие «исследовательские способности» в современной науке
Понятие «исследовательские способности» в современной науке.
На современном этапе одной из актуальных является проблема развития познавательной активности учащихся, что предполагает поддержание и стимулирование детской любознательности, пытливости ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, умения и навыки, Что же такое способности?
Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, наличие в литературе многих его определений, неоднозначен.
Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности [16, с. 32].
Как отмечал А. В. Петровский, по отношению к знаниям, навыкам и умениям способности выступают как некоторая возможность. Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью, в том, насколько индивид при прочих равных условиях быстро и легко, основательно и прочно осваивает способы ее организации и выполнения [7, с. 512].
Основными критериями оценки какой-либо способности служат:
• темп, глубина и основательность освоения деятельности,
• повышение ее результативности,
• соотношение нервно-психических затрат и конечного результата,
• широта переноса формирующихся психических качеств,
• склонность к реализации данного вида деятельности на протяжении длительных периодов или всей жизни.
По мнению С. Л. Рубинштейна, наряду с природными задатками и сложившимися у индивида знаниями, навыками, умениями, неотъемлемым компонентом способностей следует признать повышенную мотивацию [9, с 126]. Человек, наделенный способностью к определенной деятельности, в значительной степени мотивирован и устремлен к ее осуществлению, причем потребность в реализации способности обеспечивает как высокую интенсивность деятельности, так и естественность ее организации (схема 1 [9, с 127]).
Вместе с тем в этой связи следует различить познавательные и исследовательские способности.
Под познавательными способностями понимают категорию, описывающую процесс получения любых знаний путем повторения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково-символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и др. людьми [4]. Исследовательские способности – это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности [13]. Уяснение сути понятия «исследовательские способности» предполагает уточнение термина «исследование».
Под исследованием понимают поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов [14]. Поэтому целью исследовательской деятельности всегда является получение нового знания о мире. В этом ее принципиальное отличие от учебной,просветительско-познавательной деятельности: исследование всегда предполагает обнаружение некой проблемы, некоего противоречия, белого пятна, которые нуждаются в изучении и объяснении, поэтому она начинается с познавательной потребности, мотивации поиска. Новое знание может иметь как частный, так и обобщающий характер. Это либо закономерность, либо знание о детали, о ее месте в той или иной закономерности [15, с. 473].
Таким образом, успешное осуществление исследовательской деятельности требует наличия у субъекта специфического личностного образования – исследовательских способностей. В соответствии с традициями отечественной психологии их логично квалифицировать как «индивидуально-психологические (или просто – «индивидуальные» [10, с. 22-32]) особенности личности, выступающие субъективными условиями успешного осуществления исследовательской деятельности» [11, с. 14-20].
Исследовательские способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успешность и качественное своеобразие процесса поиска, приобретения и осмысления новой информации. В их фундаменте лежит поисковая активность [2, с. 5].
Как и все иные способности, они могут рассматриваться с разных сторон. Исследовательские способности обнаруживаются в степени проявления поисковой активности и подразделяются на урочные и внеурочные, а также в глубине, прочности овладения способами и приемами исследовательской деятельности: выявление проблемы, выдвижение гипотез, изучение информации и др., но не сводятся к ним (схема 2).
Структура исследовательской деятельности
Исследовательские способностинеобходимо рассматривать как комплекс трех относительно автономных составляющих: поисковая активность, дивергентное мышление, конвергентное мышление.
Первый параметр – поисковая активность – поведение, направленное на изменение ситуации или отношения к ней при отсутствии определенного прогноза его результатов, но при постоянном учете степени его эффективности [12, с. 176]. Она выступает в роли первоисточника и главного двигателя исследовательского поведения. Этот параметр характеризует мотивационную составляющую исследовательских способностей. Стремление к поисковой активности в значительной мере предопределено биологически, вместе с тем это качество развивается под воздействием средовых факторов. Высокая мотивация, интерес, эмоциональная включенность – необходимые составляющие исследовательского поведения, указывающие на наличие поисковой активности.
При оценке исследовательского поведения животного этим можно было бы ограничиться, но человек способен к довольно сложным вариантам мыслительных действий. Поэтому следующие параметры исследовательских способностей – дивергентное и конвергентное мышление.
Исследовательская деятельность обосновывается как образовательная технология, средство комплексного решения задач воспитания, образования и развития личности в современном социуме. Что касается самого процесса исследования, то он представляет собой свободный научный поиск, который не связан с заранее определенной логикой исследования и может дать (или не дать) самые парадоксальные результаты, к каковым относились все ранее сделанные научные открытия.
Под способами и приемами исследовательской деятельности следует понимать способы и приемы, необходимые при осуществлении последней. К их числу относятся умения видеть проблемы, вырабатывать гипотезы, наблюдать, проводить эксперименты, давать определения понятиям и др. (схема 3).
Этапы исследовательской деятельности
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
В младшем школьном возрасте исследовательская деятельность представляет собой специфическую учебную деятельность, предполагающую наличие основных этапов, характерных для научного исследования и ориентированную на открытие лично значимых для учащегося знаний, формирование исследовательских умений.
Исследовательскую деятельность можно рассматривать как один из путей реализации компетентностного подхода в обучении младших школьников.
Чтобы ребенок мог участвовать в исследовательской деятельности, он должен уметь самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, обладать способностью прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умениями устанавливать причинно-следственные связи.
Поскольку в роли этого механизма у человека выступает мышление, наиболее продуктивным в данном случае оказывается его деление на конвергентное и дивергентное. При этом оба выделенные Дж. Гилфордом вида продуктивного мышления важны для успешного осуществления исследовательского поведения в ситуациях неопределенности.
Очевидно, что наличием самого факта поисковой активности исследовательская деятельность не исчерпывается и не может исчерпываться. Она включает в себя также анализ получаемых результатов, оценку на их основе динамики ситуации и в соответствии с этим прогнозирование (построение гипотез) дальнейшего ее развития. Сюда же можно присовокупить моделирование и реализацию своих будущих, предполагаемых действий – коррекцию исследовательского поведения. В дальнейшем все это, будучи проверенным на практике (наблюдение и эксперимент) и вновь оцененным, выводит поисковую активность на новый уровень, и вся схематически описанная последовательность повторяется.
Приобщение учащихся к научным исследованиям становится особенно актуальным на этапе формирования рефлексивных умений, которые становятся важнейшим психологическим механизмом теоретического мышления. На основе теоретического мышления формируется интеллект, обеспечивающий понимание окружающей действительности.
Дивергентное мышление дополняется конвергентным (от лат. cоnvergere – «сходиться») – мышлением, основаными на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения определенной задачи, то есть когда дана инструкция по последовательности и содержанию элементарных операций по решению этой задачи [8, с. 312].
Савенков А. И., подчеркивая, что в фундаменте исследовательского поведения лежит психическая потребность в поисковой активности в условиях неопределенной ситуации,дает ей другое определение: «особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Но если поисковая активность определяется лишь наличием самого факта поиска в условиях неопределенной ситуации, а исследовательское поведение описывает преимущественно внешний контекст функционирования субъекта в этой ситуации, то исследовательская деятельность характеризует саму структуру этого функционирования. Она логически включает в себя мотивирующие факторы исследовательского поведения (поисковую активность) и механизм его осуществления» [10, с. 315].
Исследовательское поведение – это поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации; одна из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленная на его познание; сущностная характеристика деятельности человека [6, с. 45].
Исследовательское поведение, инициативность играют незаменимую роль в овладении новыми и сложными областями, в развитии познавательных процессов всех уровней, в приобретении социального опыта и развитии личности. В свою очередь, само исследовательское поведение функционирует и развивается под мощным влиянием личностных и социальных факторов.
Важнейший факт состоит в том, что формирование и развитие исследовательского поведения человека происходит в чрезвычайно противоречивом социальном контексте [6, с 45]. С одной стороны, практическое исследование новых неизвестных объектов часто сопряжено с теми или иными опасностями и для ребенка, и для взрослого (возможность травм и даже гибели). Эта опасность может исходить не только от самих обследуемых предметов, но и от лиц, почему-либо заинтересованных в их защите. Поэтому управление формированием исследовательских способностей требует контроля и жестких ограничений, связанных с безопасностью, соблюдением этических норм и т. д.
Для успешного существования в динамичном окружении природа наделила человека способностью к исследовательскому поведению. Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становиться важнейшей задачей современного образования.
Это важно и потому, что самые ценные и прочные знания добываются нами самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.
Для развития у детей навыков исследовательскогоповедения необходимо сформировать у них следующие умения:
— умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
— умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские)умения:
— умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
— умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
— умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
— умение находить несколько вариантов решения проблемы;
— умение выдвигать гипотезы;
— умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки оценочной самостоятельности.
4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:
— умение коллективного планирования;
— умение взаимодействовать с любым партнером;
— умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
— навыки делового партнерского общения;
— умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
— умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т. д. ;
— умение вести дискуссию;
— умение отстаивать свою точку зрения;
— умение находить компромисс;
— навыки интервьюирования, устного опроса и т. п.
6.Презентационные умения и навыки:
— навыки монологической речи;
— умение уверенно держать себя во время выступления;
— умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
— умение отвечать на незапланированные вопросы.
Причем важно понимать, что речь идет одновременно и о самом стремлении к поиску, и о способности оценивать (обрабатывать) его результаты, и об умении строить свое дальнейшее поведение в условиях развивающейся ситуации, опираясь на них.
Кроме того, мы должны понимать, что в реальных ситуациях, требующих исследовательского поведения, и поисковая активность, и дивергентное мышление малополезны без высокоразвитого конвергентного мышления. Оно не только тесно связано с даром решать проблему на основе логических алгоритмов, через способность к анализу и синтезу, но и принципиально важно на этапах анализа и оценки ситуации, на этапах выработки суждений и умозаключений. Конвергентное мышление выступает важным условием успешной разработки и усовершенствования объекта исследования (или ситуации, оценки найденной информации и рефлексии.
Диагностика и развитие исследовательских способностей предполагают выявление и совершенствование этих трех характеристик. Таким образом, развитие исследовательских способностей – это поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации [1].
К общим исследовательскимумениям и навыкам относят: умения видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; умения и навыки наблюдения; проведения экспериментов; умения делать выводы и умозаключения; умения и навыки структурирования материала; работы с текстом; умение доказывать и защищать свои идеи [5, с. 328].
В рамках начальной школы при организации обучения уделяется внимание развитию таких исследовательских умений учащихся, как построение гипотез (как в учебном процессе, так и в семье, используя любые бытовые ситуации, темы из учебных пособий, планирование, организация наблюдений, сбор и обработка информации, использование и преобразование информации для получения новых заключений, интегрирование содержания сразу нескольких областей знания, сотрудничество, самостоятельное постижение вновь появляющихся знаний и др., что позволяет, по мнению педагогов, осуществить переход от усвоения большого объема информации к умениям работать с информацией, формировать творческую личность. Можно отметить, что при работе на этом возрастном этапе чаще всего используются факультативные занятия, групповые и коллективные формы работы, отмечается необходимость организации работы в семье. Основное направление работы включает элементы исследования, имеющие «доступную новизну», задачи исследовательского типа, работу с картотекой.
Для накопления определённых знаний и применения их в практической деятельности младшим школьникам необходимо широко использовать свои исследовательские способности. Многочисленные вопросы, попытки найти на них ответы – лучшее проявление этой особенности.
2. Дьюи Дж. Демократия и образование / Дж. Дьюи. – М., 2000.- 354 с.
6. Николаева Е. И. Психология детского творчества. – СПб. : «Речь», 2006. – 219 с.
12. Рубинштейн СЛ. Принципы и пути развития психологии. М. : Наука, 1959. – 359 с.
Консультация «Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании» Детская любознательность, если её удаётся сохранить, даёт постоянный стимул к развитию. Н. С. Лейтес Стремление наблюдать и экспериментировать,.
Понятие педагогической технологии Понятие педагогической технологии Смысл понятия педагогической (образовательной) технологии в сфере образования (в частности, технологий.
Что входит в понятие «связная речь» Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание.
Понятие нравственных ценностей, игр-драматизаций и их характеристика В условиях реализации ФГОС дошкольного образования, определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста:.
Игра — понятие многогранное Игра – понятие многогранное. Игра ребенка-это жизненная лаборатория. С. Т. Шацкий Уникален мир детства. У него своя лексика, свой фольклор,.
Исследовательские проекты детей ДОУ Воспитанники моей группы любят заниматься экспериментально-исследовательская деятельностью. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется.
Понятие о досуговой деятельности в методической литературе Досуг представляет собой часть свободного времени человека, которая тратится на отдых или на развитие личности, это важная часть жизни и.
Консультация «Воспитание: устаревшее понятие?» За последние десятилетия ситуация в семьях кардинально изменилась. Раньше власть принадлежала родителям, а дети во всем им подчинялись.