Исследовский проект что это
Исследование или проект?
Василий Козлов
10 января 2018 • 13:47
Старшеклассники часто стоят перед выбором – браться за исследование или проект. Но слишком часто бывает такое, что обнаруживается отсутствие у них опыта исследовательской деятельности, даже реферативной, в средних классах. Следовательно, очевиден ответ на вопрос, сможет ли такой учащийся взяться за проект и довести его до конца. Хотелось бы просто призвать учителей к тому, чтобы всех учащихся, оканчивающих 9-ый класс, обеспечивать элементарными исследовательскими навыками. Без них проективная работа невозможна, ибо проект предполагает всё же самостоятельность учащегося.
К сожалению, многими учителями ошибочно считается, что проектная и исследовательская деятельность – это одно и то же. Несмотря на некоторые общие моменты, всё же это разные виды деятельности, различия между которыми обнаруживаются почти на всех этапах работы, начиная с целеполагания и заканчивая качествами, развивающимися у учащихся в процессе деятельности.
Что точно будет общим для обоих видов деятельности, так это – средства достижения целей: информационные (на бумажных, электронных, магнитных, оптических носителях) и инструментальные (для рисования и черчения, для измерения, для копирования и печати, графические планшеты и т.п.) В остальном нетрудно обнаруживаются существенные различия. Сравним эти виды деятельности – исследовательскую и проектную.
Исследование требует установку некой истины. Здесь ведется наблюдение за объектом, достижение истины и установление новых знаний. При этом не ставится задача вмешательства в существование объекта. А проектная деятельность предполагает совершенствование среды, то есть мы используем полученные знания на практике, имея в итоге практический результат.
Субъект
При исследовательской деятельности можно выделить две главные связи между функциональными позициями: «коллега – коллега» и «наставник – младший товарищ (сотрудник») Это прямое влияние, и субъект не является свободным координатором своих действий. В проектной деятельности субъект – это учащийся, который приобретает компетентности под косвенным влиянием (руководством) учителя, координатор проекта.
Объект
При исследовании – интеллектуальный продукт, который устнавливает ту или другую истину и представляется в стандартном виде (доклад, статья, тезисы и др.). Продукт проекта может быть известен в истории общества, но он является новым для себя, субъективно неизвестным; этот продукт может быть материальным и нематериальным (технология, программа, рекомендации и т.д.)
Мотивация
В исследовании мы имеем дело с познавательным и научным интересом. В проекте, наряду с познавательным, выступает множество личностно значимых мотивов: самообразования и самосовершенствования, получения положительной оценки (отметки), самоутверждения в коллективе, ответственности перед обществом, семьёй, группой.
Время
Если исследовательская деятельность носит вневременной характер, то проект нацелен в будущее.
Система работы
Деятельность при исследовании строится по плану: постановка проблемы, выдвижение гипотезы, работа с литературой и составление библиографического списка, выбор и освоение методов исследования, сбор данных и проверка гипотезы на собранном материале; обработка результатов, анализ и обобщение; выводы; возможная публикация в форме статьи или доклада. При проектной деятельности выделяютс три этапа: 1) организационный (поиск и анализ проблемной ситуации, выделение проблемы проекта, целеполагание, планирование); 2) технологический (поиск оптимального решения проблемы); 3) заключительный (реализация и презентация проекта, оценка проектной деятельности и результатов).
Критерии результативности
Если для исследования наиболее важна истинность (подтверждение или опровержение), то проекту важнее его реализуемость.
Продукт
Результат исследования – тезисы, доклад, статья. Проект дает как интеллектуальный, творческий продукт, так и конкретный, прикладной. Результат в проектной деятельности определяется видом объекта (материальный или нематериальный) и характером основной деятельности – это может быть разработанная концепция, которая содержит практическую программу, или реальные, уже реализованные услуги и изделия.
Методы
При исследовании – анализ, научное наблюдение, опрос в разных формах (интервьюирование, анкетирование), эксперимент. В проектной деятельности – алгоритмические и эвристические методы.
Первичные умения учащихся
На тот момент, как учащийся приступает к исследовательской работе, ему необходимы исследовательские, оценочные, аналитические и информационные умения. В проектной деятельности, наряду с названными, добавляются в качестве обязательных рефлексивные и презентационные умения.
Развиваемые личностные качества
В процессе исследовательской работы у учащихся развиваются наблюдательность, внимательность, аналитические навыки. Проект развивает самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность.
Формы работы
Экспедиция, конференция, семинар, практика, научное общество, лабораторный опыт – это исследовательские формы. В проектной деятельности формы работы зависят в первую очередь от формы будущего продукта (это может быть сайт, клип, фильм, выставка, журнал, игра, карта, коллекция, костюм, модель, макет, оформление, мультимедийный продукт, пакет рекомендаций, сценарий, путеводитель, учебное пособие, план экскурсии и т.п.) и выбираются применительно к нему.
В заключение добавлю: старшеклассник, имеющий исследовательские навыки, успешен в проектной деятельности и в состоянии вести одновременно не один проект.
Исследовский проект что это
Исследовательские работы и проекты
Виды и типы исследовательских работ и проектов
В данном разделе мы постараемся рассмотреть виды исследовательских работ, а также существующие виды исследовательских проектов школьников общеобразовательных и дошкольных учреждений с целью более точно определения целей и задач работ.
Исследовательские работы также подразделяются и на типы исследовательских работ или типы исследовательских проектов, такие определения и различия в типах необходимо знать и понимать на подготовительном этапе исследовательской деятельности.
Перечисленные ниже типы и виды учебных работ относятся и к научно-исследовательским работам и проектам учащихся (школьников, студентов).
Типы исследовательских работ и проектов учащихся
2. Экспериментальная работа. Основу вашей исследовательской работы составляет эксперимент. Необходимо помнить, что эксперимент предполагает не просто наблюдение, а наблюдение с изменяемыми условиями. Итогом являются выводы, сделанные на основе анализа полученных данных в ходе эксперимента.
Также имеют место экспериментальные работы, выполненные на основе эксперимента, уже описанного в науке и имеющего известный результат. Такие работы носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку результатов в зависимости от изменения исходных условий.
3. Теоретико-экспериментальная работа. Это наиболее высокий уровень проведенного исследования. Эксперименту предшествует теоретический расчет. Эксперимент должен подтвердить или опровергнуть полученные вами теоретические результаты. Может быть и наоборот. Сначала вы проводите эксперимент, а затем подтверждаете результаты теоретическим расчетом.
Виды исследовательских работ и проектов учащихся
В соответствии с методом и способом исследования, доминирующим в работе, можно выделить следующие учащихся:
1. Проблемно-реферативная работа (информационно-описательная) – аналитическое сопоставление данных различных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения.
Разновидностью проблемно-реферативных работ является сравнительная в которой проводится работа с источником, сравнение и вывод.
2. Аналитико-систематизирующая работа (натуралистическая-описательная) – наблюдение, фиксирование, анализ, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых объектов, процессов или явлений.
Одной из разновидностей аналитико-систематизирующей работы является натуралистическая описательная работа, направленная на наблюдение и качественное описание какого-либо явления или объекта. Может иметь элемент научной новизны.
Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности.
3. Проблемно-поисковая работа – осуществление поиска информации, опроса, интервью, сбора мнений, изучение архивных документов, СМИ, участие в экспедициях, анализ.
4. Диагностико-прогностическая работа – изучение, отслеживание, объяснение и прогноз качественных и количественных изменений изучаемых явлений, процессов или систем.
5. Изобретательско-рационализаторская работа – усовершенствование имеющихся и проектирование новых устройств, механизмов, приборов.
6. Экспериментально-исследовательская работа (опытно-экспериментальная работа) – проверка предположения о подтверждении или опровержении гипотезы экспериментально-опытным путем.
7. Проектно-исследовательская работа – формулировка проблемы и идеи, экспертиза, реализация реального проекта.
Если Вы желаете разместить ссылку на станицу Виды и типы исследовательских работ, установите у себя на сайте или форуме один из следующих кодов:
Код ссылки на страницу «Виды и типы исследовательских работ и проектов«:
Виды и типы исследовательских работ
Презентация «Как написать исследовательский проект»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Какие вопросы мы рассматриваем? В чем разница учебно-исследователького и научно-исследовательского проектов? Как определить тему исследования? Как определить актуальность, новизну, практическую значимость исследования? Как определить гипотезу? Как сформулировать цель и задачи исследования? Как определить объект, предмет, методы исследования? Как оформить работу? Какие требования к защите исследовательского проекта?
Сходство и различие учебно-исследовательского и научно-исследовательского проектов учебно-исследовательский научно-исследовательский
В формулировке темы уместно использовать слова: исследование, изучение, наблюдение, использование, функция, анализ, сравнение, сопоставление, аналогия, мониторинг, динамика, особенности, своеобразие, роль, влияние, изображение и т.п. Название проекта должно быть конкретным и содержать ключевые слова, которые наиболее полно отражают сущность исследования. НАЗВАНИЕ РАБОТЫ ДОЛЖНО БЫТЬ ЯСНЫМ, ТОЧНЫМ, СОДЕРЖАТЕЛЬНО ОПРЕДЕЛЕННЫМ, ПРОБЛЕМНЫМ И КОМПАКТНЫМ.
1. http://project.1september.ru/ 2. http://obuchonok.ru/ 3. proshkolu.ru›user/Nadegda797/blog/422590
Учебно-исследовательский проект ПОИСК ВЫХОДА ИЗ ЛАБИРИНТА Научно-исследовательский проект ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАДАЧ НА СГИБЫ И РАЗРЕЗЫ
Обоснование актуальности исследования заключается в том, что автор должен объяснить, почему он считает необходимым проводить исследования по данной теме именно сейчас, почему он должен заняться представленным исследованием Актуальность может состоять, например, в необходимости получения новых данных; необходимости проверки новых методов и т.п.. Новизна состоит в выявлении из полученных результатов того, что открыто впервые, и этого не было ранее ни в науке, ни в практике. Значимость работы исследователя определяется уровнем новизны результатов. Как правило, имеется в виду практическая значимость, которая заключается в том, для каких практических целей можно применять результаты исследования.
Учебно-исследовательский проект Актуальность и практическая значимость работы заключается в том, что каждый человек, идя к поставленной цели, ищет наиболее оптимальные пути, аналогично выходу из лабиринта. Научно-исследовательский проект Актуальность и практическая значимость исследования: выведена формула в обобщённом виде, позволяющая решать задачи «на сгибы и разрезы» в случае сгибания объекта несколько раз пополам с разрезанием. Данная формула позволяет составить и решить ряд олимпиадных задач по данной теме. Новизна: в работе индуктивным путём выведена формула для решения задач «на сгибы и разрезы», составлены и решены новые задачи по этой теме.
Учебно-исследовательский проект возможно сформулировать правила, которые наверняка позволят найти выход из лабиринта Научно-исследовательский проект если проанализировать решение задач «на сгибы и разрезы» несколько раз пополам с разрезанием с целью поиска закономерностей, то, возможно, найдётся формула или алгоритм, позволяющий значительно облегчить их решение.
Цель исследования – это конечный ожидаемый результат, которого хотел бы достичь исследователь в завершении своей работы. Цель формулируется кратко и предельно точно, выражая то основное, что намеревается сделать исследователь, она конкретизируется и развивается в задачах. Цель соответствует теме исследования. Можно поставить целью: выявить…установить… ообосновать… уточнить… разработать… Она может содержать в себе выявление закономерностей, доказательство научного предположения, разработку практической методики.
Учебно-исследовательский проект найти методы нахождения путей выхода из лабиринта и применить их к решению практических задач. Научно-исследовательский проект определить формулу или алгоритм для решения задач «на сгибы и разрезы» несколько раз пополам с разрезанием.
Учебно-исследовательский проект изучить понятие лабиринта, виды лабиринтов; рассмотреть различные способы выхода из лабиринтов; найти связь лабиринтов с нашей жизнью; решить задачи на нахождение путей выхода из лабиринтов. Научно-исследовательский проект проанализировать решения задач данного вида; составить таблицу с данными и выявить закономерность; определить формулу для решения задач «на сгибы и разрезы»; показать возможность применения полученной формулы в решении рассматриваемых задач «на сгибы и разрезы».
Метод – это способ достижения цели исследования; « путь постижения, познания истины, сущности предметов и явлений. Теоретические методы характеризуются обобщенностью и абстрактностью. Они определяются по основным мыслительным операциям, какими являются: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация, обобщение, формализация, аналогия, моделирование. Эмпирические методы. Предмет эмпирического познания – практика и результаты ее деятельности. Результаты исследовательской работы на уровне эмпирики выражаются в обобщении полученного опыта, формировании норм и правил, получении фактов (информации) об объекте, их анализ и систематизация. Под объектом понимается аспект, подвергаемый исследованию в данной работе, предмет же – это часть объекта, который должен быть сформулирован предельно узко. Другими словами, предмет – это новые функции объекта познания, его новые качества или его новые устройства, которые предполагается рассматривать в рамках конкретного исследования.
Наблюдение, Эксперимент, Анализ, Синтез, Индукция, Дедукция Моделирование и др. Статистические методы Методы и модели теории графов и сетевого моделирования Методы и модели динамического программирования Методы и модели массового обслуживания Метод визуализации данных (функции, графики)
Учебно-исследовательский проект Объект исследования: лабиринт. Предмет исследования: возможные пути выхода из лабиринта. Методы исследования: изучение литературы по теме исследования, анализ, сравнение, применение теоретических знаний к решению практических задач. Научно-исследовательский проект Объект исследования: задачи на сгибы несколько раз пополам с последующим разрезанием. Предмет исследования: закономерности, полученные в ходе решения данных задач. Методы исследования: анализ, синтез, индукция, обобщение.
Титульный лист Содержание Введение (Постановка проблемы, актуальность, новизна, практическая значимость, гипотеза, цель, задачи, объект, предмет, методы исследования) Основная (содержательная) часть по разделам, главам (в соответствии с задачами) Заключение (связана напрямую с задачами работы; сформулированы выводы) Список использованных источников Приложение (графики, диаграммы, схемы, иллюстрации, фотографии, таблицы и т. п.)
Научная статья (описание работы). Объем – не более 30 страниц. На первой странице статьи сначала печатается стандартный заголовок, далее следует текст статьи. Нумерация страниц производится в правом верхнем углу. В неё входят: Введение. Общий объем 1-2 страницы В 1-ой части работы необходимо изложить теоретические основы, концепции и принципы, которые, по мнению автора, позволят решить поставленные задачи. Особое внимание следует обратить на критическое осмысление излагаемого материала. Текст работы должен содержать ссылки на использованную литературу. Рекомендуется оформлять ссылки следующим образом – в тексте указать номера позиций в списке литературы, на которые ссылается автор, при этом заключить их в квадратные скобки. Например [2]. Если в тексте приводится цитата, рядом с номером источника следует указать номер и страницы. Например [7, с. 321]. Во 2-ой части работы автор анализирует полученные в ходе собственного эксперимента данные. В этой части важно изложить подробно полученные результаты, при необходимости иллюстрируя их таблицами, рисунками, графиками, на которые в тексте должны быть ссылки.
Заключение (1-2 страницы). В этой главе обычно подводится итог исследования: достигнуты ли цели, решены ли поставленные задачи. В лаконичном виде должны быть отражены результаты проведенных исследований и сформулированы выводы, (с указанием, если возможно, направления дальнейших исследований и предложений по возможному практическому использованию результатов исследования). Выводы – это ответы на вопросы, которые автор работы поставил в цели и задачах. Список использованной литературы. Литературные источники, использованные автором, а так же интернет- источники, рекомендуется вносить в список литературы по мере упоминания (использования) в тексте. Все источники нумеруются в сквозном порядке.
Доклад должен отвечать на следующие вопросы: · Цель и задачи исследования. Гипотеза. Объект, предмет, методы исследования. Актуальность и практическая значимость исследования. · Степень разработки данной проблемы по литературным данным. · Основные этапы исследования, их сущность. · Какие результаты получены? · Какие выводы сделаны? Подтверждена ли гипотеза? Перспективы дальнейшего исследования. Доклады не читают по тексту, а рассказывают.
Презентация (диаграммы, графики, схемы, таблицы и т.п.), используемая при выступлении, должна быть легко читаема и чётко видна сидящим в зале и понятна без дополнительных объяснений. Избегайте лишних эффектов! Презентация это опорный конспект. Не пытайтесь туда включить всю работу! Регламент выступления на конференции – до 7 минут (+ 3 минуты ответы на вопросы)
5–9-й классы «Поиск выхода из лабиринта»; «Геометрия во фразеологизмах»; «Треугольное колесо-фантастика или реальность?»; «Влияние чисел на судьбу человека»; «Математика в живописи»; «Изучение диаграммных методов и их применение в решении арифметических задач»; «Построение признаков делимости»; «Приемы быстрого счета»; «Исследование чисел-перевертышей и их свойств»; «Построение математической модели сета и гейма игры в теннис»; «Пять чудес города Краснодара в натуральных числах»
5 – 9-й классы «Методы извлечения квадратного корня без калькулятора»; «Основы теории определителей в решении систем алгебраических уравнений и задачах аналитической геометрии»; «Исследование жизненных ситуаций аппаратом теории вероятностей»; «Статистическое исследование стиля обучения и мышления»; «Нерешенная проблема четырех красок в решении головоломок и задач»; «Решение геометрических задач с помощью комплексных чисел»
Исследовский проект что это
Исследовательские работы и проекты
Этапы исследовательской работы и проекта
Для правильного выполнения научно-исследовательской работы необходимо соблюдать этапы исследовательской работы учащихся, их порядок при выполнения исследования и написания проекта. Необходимо «разбить» ход выполнения работы на определенные части и временные интервалы.
Предложенные в данном разделе основные этапы выполнения исследовательской работы и проекта школьников подразумевают проведение подготовки к проектной работе, этап планирования самого исследования, проведение непосредственно самого исследования.
Рекомендуемые этапы проведения исследовательской работы и проекта школьника содержат формулировку выводов исследования, отчет и защиту проекта, а также оценку процесса и результатов выполненной проектной работы.
В качестве этапов выполнения исследовательского проекта рассмотрим подготовку школьника к исследовательской работе, создание плана, проведение самого исследования, формулировка выводов, защита и оценка результатов учебного проекта.
Этапы выполнения исследовательской работы
І этап. Подготовка к исследовательской работе (проекту)
2. Назови свое исследование, т.е. определи тему исследовательской работы;
3. Опиши актуальность исследовательской работы, т.е. обоснуй выбор именно этой темы работы;
5. Выбери оптимальный вариант решения проблемы;
6. Составь вместе с учителем план работы для реализации своего исследовательского проекта.
ІІ этап. Планирование исследовательской работы
1. Определись, где планируешь искать и найти информацию;
2. Определись со способами сбора и анализа информации, т.е. каким образом, в какой форме и кто будет собирать, выбирать и анализировать информацию;
3. Выбери способ представления результатов работы, т.е. в какой форме будет твой отчет (текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования или эксперимента, аудио- или видео-записи наблюдений, опытов, этапов эксперемента и конечного результата);
4. Установи критерии оценки (как будешь оценивать) хода эксперимента, исследования, полученного результата исследовательской работы (исследовательского проекта);
5. Распредели задачи и обязанности между учащимися в группе, если это групповой проект.
ІІІ этап. Исследование (процесс исследования, эксперимента)
2. Проведи то, что запланировал: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, опыты, необходимую исследовательскую работу, поисковую работу, научно-исследовательскую работу.
3. При использовании лабораторного оборудования, инструментов, при выходе на природу и т.д. соблюдай правила техники безопасности, пожарной безопасности, будь внимателен и осторожен.
ІV этап. Выводы
1. Проведи анализ полученной в ходе исследовательской работы информации;
2. Дай экономико-экологическое обоснование (затратно, экономически выгодно, экологично ли выполнение твоей исследовательской работы);
3. Сформулируй выводы (добился ли того, что ставил в цели и задачах).
V этап. Отчет и защита исследовательской работы (проекта)
1. Оформи и подготовь представление результатов своей работы:
защиту в виде устного отчета, устный отчета с демонстрацией, письменного отчета и краткой устной защиты с презентацией;
2. Проведи защиту своей исследовательской работы (проекта) и прими участие в возможном обсуждении, давай четкие ответы на возникшие вопроссы.
VІ этап. Оценка процесса и результатов проекта
1. Поучаствуй в оценке исследовательской работы путем коллективного обсуждения и самооценки.
Если Вам необходимо создать Творческий проект, то полную информацию об оформлении, требованиях и правилах написания такого вида работы Вы найдете на сайте Творческие проекты и работы учащихся, который также как и сайт Обучонок всесторонне поможет Вам.
Если Вы желаете разместить ссылку на станицу Этапы исследовательской работы, установите у себя на сайте или форуме один из следующих кодов:
Код ссылки на страницу «Этапы исследовательского проекта«:
Этапы выполнения исследовательской работы
6. Источники информации и их использования в научно-исследовательской работе .
Одним из этапов проведения любого исследования является
— этап накопление научной информации: библиографический поиск научной информации, изучения документов, основных источников темы, составление обзора литературы, выбор аспектов исследования;
Информацию разделяют на:
— обзорную (вторичную) обзор научных материалов;
— реферативную, что содержится в описаниях прототипов научных задач;
— реферативную (вторичную), что содержится в аннотациях, резюме, рефератах;
Следовательно, при обработке информации ее можно разделить на две группы.
— информационные издания (сигнальная информация, реферативные журналы, экспресс-информация, обзоры);
— справочная литература (энциклопедии, словари);
— каталоги и картотеки;
Эта информация служит теоретическим и экспериментальным фундаментом, основой проведения научного исследования, является доказательством научной обоснованности ее работы, достоверности и новизны.
7. Технология работы с информационными источниками
К методам работы с научной̆ информацией̆ относятся методы поиска информации; методы обработки полученной̆ информации; методы систематизация и хранение научной̆ информации.
Научная информация представлена в научной̆ литературе.
Монография — научный̆ труд одного или нескольких придерживающихся единой̆ точки зрения авторов, в котором с наибольшей̆ полнотой̆ исследуется определённая проблема или тема. В монографии обобщается и анализируется литература по данному вопросу, выдвигаются новые гипотезы и решения, способствующие развитию науки. Монография обычно сопровождается обширными библиографическими списками, примечаниями, от которых можно оттолкнуться при составлении списка литературы по проблеме исследования.
Брошюра — непериодическое печатное произведение небольшого объёма (в международной̆ практике не менее 5 и не более 48 страниц); небольшого объема, как правило, научно-популярного характера.
Статья — научное произведение небольшого размера, в котором проблема рассматривается с обоснованием ее актуальности, теоретического и прикладного значения, с описанием методики и результатов проведенного исследования. Необходимо помнить о том, что в последнем годовом номере журнала предлагается список статей, которые были опубликованы в данном журнале в течение года.
Тезисы доклада — краткое изложение содержания научного сообщения.
Учебное пособие — учебная книга, предназначенная для расширения, углубления, лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной̆ программой̆ и изложенных в учебниках; дополняет или заменяет (частично или полностью) учебник.
Начинать работу лучше всего с обращения к энциклопедии и специальным словарям. Статьи энциклопедии содержат не только краткую информацию по существу той или иной̆ проблемы, но и список основных опубликованных по ней̆ работ.