Исстари повелось что были на руси странники правдоискатели
Исстари повелось что были на руси странники правдоискатели
(1)… (2)Их рисуют бородатыми, с посохом в руке и с котомкой за плечами.
(3)Полагается думать, что вела их смиренная вера. (4)… вело их страстное любопытство, сомнение в том, что земля круглая и все люди двуглазы. (5)А это уж не смиренье, а бунтарство. (6)Эти люди не перевелись, не у всех у них длинные бороды и посох – много среди них и молодёжи.
1. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым (1) в этом тексте?
А) Русские писатели и художники- реалисты правдиво изображали русский народ.
Б) А.Н.Островский часто изображал в своих пьесах странниц.
В) Исстари повелось, что были на Руси странники-правдоискатели.
Г) Монахи-отшельники всегда были на Руси.
2. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний должно быть на месте пропуска в четвёртом (4) предложении текста?
А) наверное Б) а на самом деле В) однако Г) скорее всего
3. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
А) их рисуют (предложение 2)
Б) полагается думать (предложение 3)
В) не смиренье, а бунтарство (предложение 5)
Г) много среди них молодёжи (предложение 6)
4. Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста.
А) сложносочинённое
Б) сложноподчинённое, состоящее из двух простых
В) сложноподчинённое, состоящее из двух простых
Г) сложное с сочинительной и подчинительной связью
5. Укажите номер предложения, в котором есть краткое прилагательное
А) 2 Б) 3 В) 4 Г) 6
6. Укажите номер предложения, в котором используются антонимы.
А) 2 Б) 4 В) 5 6) 6
Подготовка к егэ (Работа с текстами)
скачать Подготовка к ЕГЭ (Работа с текстами) (1)…(2)им нужен был способ хранить слово после того, как его принесли, чтобы потом, когда понадобится, им воспользоваться. (3) Их глиняные таблички служили звуковой упаковкой. (4) современные учёные придумали, как ещё можно поступить со звукозаписью; у нас есть магнитофоны и множество различных диктофонов, специальные устройства фотографируют сплошь исписанные страницы и умещают огромные кипы таких страниц на узенькой ленте микрофильма. (5) Но самая замечательная из всех машин – это компьютер, ещё его называют электронным мозгом. (6) Это,…, не то же самое, что человеческий мозг или человеческая память, но описывать его можно примерно в тех же выражениях. 1. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте? 1) Письмо было изобретено в Древнем Шумере. 2) В Древнем Шумере люди изобрели письмо, потому что перед ними встала такая задача. 3) Глиняные таблички служили звукам упаковкой. 4) Языковые барьеры всегда будут сильно мешать людям. 2. Какое из приведённых ниже слов должно стоять на месте пропуска в шестом предложении текста? 1) наверное 2) очевидно 3) конечно 4) действительно 1. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте? 1) Люди стали людьми, когда они придумали слово, чтобы общаться друг с другом. 2) Язык возник в глубокой древности. 3) Животные, как и люди, тоже имеют свой язык. 4) Первые люди на земле не умели разговаривать. 2. Какое из приведенных ниже предложений должно быть шестым в тексте? 1) Гуттенберг стал отливать в металле каждую букву по отдельности. 2) Это случилось около 1450 года, когда немец Иоганн Гуттенберг изобрёл наборные литеры. 3) Сразу же при помощи своего изобретения Гуттенберг стал печатать книгу о языке. 4) Прошло немного времени, и в обращении появились самые разные печатные книги. 1. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте? 1) Русские писатели и художники – реалисты правдиво изображали русский народ. 2) А.Н.Островский часто изображал в своих пьесах странниц. 3) Исстари повелось, что были на Руси странники – правдоискатели. 4) Монахи – отшельники всегда были на Руси. 2.Какое из приведённых ниже слов и словосочетаний должно быть на месте пропуска в четвёртом предложении текста? 1) Наверное 2) А на самом деле 3)Однако 4) Скорее всего 1. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте? 1) Хохлома – старинное село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. 2) Кто не знает нашу хохломскую роспись! 3) Хохломская посуда очень красива. 4) Хохломская посуда – это произведение искусства. 2. какая фраза должна закончить шестое предложение? 1) они сохранились до наших дней. 2) их создавали крестьяне. 3) все в России знали его посуду. 4) изделия были дёшевы и прочны. Как правильно понять текст? Аристотель утверждал, что «речь слагается из трёх элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается». Важнейший признак текста – его информативность. Текст содержит информацию 4. Об авторе (отношение к поднятым проблемам). 2. О цели его создания (кому предназначен, чего хотел достичь автор, на какие вопросы хотел ответить и.т.д. Избу Матрены до весны забили, и я переселился к одной из ее золовок, неподалеку. Эта золовка потом по разным поводам вспоминала что-нибудь о Матрене и как-то с новой стороны осветила мне умершую. И даже о сердечности и простоте Матрены, которые золовка за ней признавала, она говорила с презрительным сожалением. Не гналась за обзаводом. Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни. Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев. Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, Написать сочинение – рассуждение по тексту А.И.Солженицына Участнику олимпиады по русскому языкуШкольный этап всероссийской олимпиады школьников По русскому языку Методические рекомендации Классы Олимпиада проводится в один тур (письменный). Задания тура состоят из 11 вопросов, которые направлены на проверку понимания конкретных явлений и фактов языка. Условия работы участников – один человек за партой. Каждый частник должен быть обеспечен комплектом заданий. Пользоваться лингвистическими словарями в ходе выполнения заданий НЕ разрешается. Участнику олимпиады по русскому языку Школьный этап всероссийской олимпиады школьников РУССКИЙ ЯЗЫК Классы Участнику олимпиады по русскому языку Уважаемые участники олимпиады! Внимательно познакомьтесь с каждым заданием и определите для себя последовательность их выполнения. Начинать нужно с тех заданий, которые не вызывают у вас затруднений. Если какие-либо вопросы покажутся вам сложными, лучше отложить их и вернуться к ним после того, как будут выполнены все остальные задания. Выполняйте работу аккуратно, чётко, следите за почерком. Выполненная работа оценивается, исходя из правильности, полноты и ясности ответа на поставленные вопросы. Задание №1.Выпиши слова, в которых под ударением произносится [о], а не[э]. Афера, валежник, головешка, гренадер, грубошерстный, двоеженец, единоплеменный, жердочка, забредший, одновременный, опека, оседлый, острие, платеж, подшерсток, современный, старьевщик, щелка. Задание №2.Язык всё время пополняется новыми словами. Эти слова вошли в русский язык за последние 20-30 лет, а «делаются» они по образцу других. 1)Произведи словообразовательный разбор и укажи способ образования нового слова. 2)Как ты понимаешь значение данных слов? Дай толкование. Меховушка, ополаскиватель, отфутболить, нержавейка, окномойка. Задание №3.А)Дай толкование термина «крылатые выражения». Б) Прочитай эти крылатые выражения, укажи, кто является их авторами. 1) А Васька слушает да ест. 2) Глаголом жечь сердца людей. 3) Человек в футляре. 5) Свежо предание, а верится с трудом. 6) Остаться у разбитого корыта. 7) От радости в зобу дыханье спёрло. 8) Что такое хорошо и что такое плохо. Задание №4.В пьесе А.Н.Островского «Лес» есть такой эпизод: Актёр Несчастливцев смотрит на деньги в шкафу помещицы Гурмыжской и говорит: «Злато, злато! Сколько через тебя зла-то!» Какое лексическое средство автор использовал для каламбура? Какова его роль в тексте?Выпишислова, ставшие основой каламбура и охарактеризуй их, отвечая на вопрос, почему именно эти слова (формы) выбраны для словесной игры. Построй ответ в виде небольшого связного текста. Задание №5. В романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» читаем: Но дней минувших анекдоты От Ромула до наших дней Хранил он в памяти своей. Что означало слово АНЕКДОТ во времена А.С.Пушкина? Каково значение этого слова в современном русском языке? Построй ответ в виде небольшого связного текста. Задание №6. Прочитайте отрывок из текста М.Осоргина. «Исстари повелось, что были на Руси странники-правдоискатели. Их рисуют бородатыми, с посохом в руке и с котомкой за плечами. Полагается думать, что вела их к смирению вера. А на самом деле вело их страстное любопытство, сомнение в том, что земля круглая и все люди двуглазы. А это уже не смиренье, а бунтарство. Эти люди не перевелись». Выпишите грамматические основы односоставных предложений, укажите вид каждого односоставного предложения. Задание №7. Даны две формы выделенного слова. Выпишито предложение, в котором форма слова употреблена правильно. 1) Поздравляю с днём рожденьем. Поздравляю с днём рожденья. 2) У мамы много туфлей. У мамы много туфель. 3) Купили несколько мандарин. Купили несколько мандаринов. 4) Директор предприятия расторг контракт. Директор предприятия расторгнул контракт. 5) Вылезай быстро! Вылазь быстро! 6) В списке нетпяти женщин. В списке нет пятерых женщин. Задание №8. Укажите, какой частью речи является слово развкаждом примере. 1. Уж сколько раз твердили миру… 2. Разв начале осени я отправился на охоту. 3. Раз ты обещал – сделай! 4. В прошлыйраз я это уже говорил. 5. Платье ей в самый раз. 6. А он приятелюраз по руке. Задание №9. В произведениях В.В.Маяковского есть такие строки: — Досыта изыздеваюсь, нахальный и едкий… — Цветы испавлинятся в каждом окошке… кулак иссверлил, неистов… Какие слова придуманы самим поэтом? Выпиши их. Как они называются (укажи термин)? Какие образы поэт создаёт с помощью таких слов? Задание №10. Дайте полную синтаксическую характеристикукаждого из трёх предложений. Задание №11. Представь, что машина времени перенесла тебя на 200 лет назад. У тебя в кармане 1 рубль. На сколько целковых можно обменять 1 рубль? На сколько пятиалтынных? На сколько двугривенных? А на сколько полтин? Укажи значение старинных русских денежных единиц и ответь на поставленные вопросы. Русский язык тренировочные тестыОтветами к заданиям 1-24 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3. (1). (2) Их рисуют бородатыми, с посохом в руке и с котомкой за плечами. (З) Полагается думать, что вела их смиренная вера. (4). вело их страстное любопытство, сомнение в том, что земля круглая и все люди двуглазы. (5) А это уж не смиренье, а бунтарство. (6) Эти люди не перевелись, не у всех у них длинные бороды и посох — много среди них и молодежи. (По М. Осоргину) 1. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте? 1) Русские писатели и художники-реалисты правдиво изображали русский народ. 2) часто изображал в своих пьесах странниц. 3) Исстари повелось, что были на Руси странники-правдоискатели. 4) Монахи-отшельники всегда были на Руси. 2. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний должно быть на месте пропуска в четвертом (4) предложении текста? Выпишите их. 3. Укажите номер предложения, в котором используются антонимы. Выпишите антонимы. 4. В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Напишите это слово. 1) газопрОвод 3) мУскулистый 2) мЕльком 4) грУшевый 5. В одном из приведённых ниже предложений ВЕРНО употреблено заимствованное слово. Запишите подобранное слово. 1) Вчера к нам с дружеским визитом приходили гости. 2) Амортизационные отчисления необходимо производить ежемесячно. 3) Во многих районах города вода оказалась в минимуме. 4) Он мне с апогеем рассказывал об этом. 6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 1) с восьмьюстами книгами 7. Укажите предложение, в котором синтаксические нормы не нарушены. 1) Те, кто приезжал в Таганрог, обязательно посетил чеховские места. 2) Когда спектакль закончился, все актеры вышли на сцену и кланяются. 3) Владельцы автомашин платят налог, устанавливающий в соответствии с законодательством. 4) Рецензия на прочитанную книгу должна быть сдана на следующем уроке. 8. Определите ряд, в котором во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня. 1)подв. ргать, ч. стотный, зам…рли 2) фр..гмент, с..стема, заг…рать 3) к..морка, инф. рмация, р…сток 4) ист…рический, ок…заться, объед…нение 9. Определите ряд, в котором во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква. 1) п. лисадник, либер. лизация, уст. явшийся 2) упр. щенный, к. мпьютер, пол. жение 3) ред. ктировать, п. лнокровный, разг. раться 4) впл. тную, г. ризонт, ч. рующий 10. Определите ряд, в котором во всех словах на месте пропуска пишется буква И 1) пр. грессия, пр. звище, пр. бабка 3) ад. ютант, интер. ер, ин. екция 4) пр. чудливый, пр. сягать, пр. мечание 11. Определите ряд, в котором во всех словах на месте пропуска пишется буква Е. 1) закле. шь окно, засе. вший поле 2) ненавид. мый всеми, пол. шь траву 3) леле. шь, недовеш. ное зерно 4) недовеш. ные гардины, бор. шься 12. Определите ряд, в котором НЕ со словами пишется слитно. 1) чувствовать (не)домогание, (не)смотря вниз 2) (не)широко приоткрыть дверь, (не)распустившиеся лепестки 3) учиться никогда (не)поздно, (не) жданный гость 4) (не)замеченные охотниками следы, совсем (не)растерявшись 13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. 1) Не уметь ценить свое время ТАК(ЖЕ) неудобно, как и не уметь читать и писать. ТАК(ЖЕ) надо постоянно следить за временем. 2) В тайге было что-то такое, что манило в глубину ее и в ТО(ЖЕ) время пугало своей неизвестностью. Мы ТО(ЖЕ) отправились путешествовать. 3) На этот раз мы попали в бурелом и ПО(ТОМУ) двигались быстро. ПО(ЭТОМУ) выбрались мы из леса очень скоро. 4) ЧТО(БЫ) ни случилось, а ты мне позвони. ЧТО(БЫ)позвонить, надо иметь под рукой телефон 14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. 15. Расставьте знаки препинания. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. 1) Нет возможности не только рассказать но и просто перечислить все встречи и поездки и разговоры. 2) Отдельные главы написаны то, как едкие и остроумные притчи-памфлеты то, как нежные утешения любимым людям. 3) В то время крепостные валы еще были покрыты зарослями жимолости и боярышника и в них гнездились птицы. 4) По велению призвания и во имя своего внутреннего побуждения человек может совершать чудеса и выносить тягчайшие испытания. 16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Испуганная лошадь (1) перешагнув через Кулдарова (2) и протащив через него сани (3) с находившимся в них второй гильдии московским купцом Степаном Луковым (4) помчалась по улице (5) и была задержана дворниками (А. Чехов). 17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Несколько дней подряд мы выходим с детьми на холм (1) с которого открывается вид на долину (2) и смотрим (3) как серые ветви почти на наших глазах покрываются зеленой пеленой (4) окраска (5) которой меняется с каждым днем. 18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Все-таки мне казалось (1) что он не на своем месте (2) и (3) что хорошо бы он сделал (4) если бы опять уехал в Петербург. 19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. По-моему (1) в ту ночь я еще больше поседел. Загадочная птица приближалась (2) к счастью моему (3) я (4) наконец (5) разобрал, что это галка. Прочитайте текст и выполните задания 20 – 25 (1) Памятник Дюма – на площади Карту, рядом с парком Монсо, район приличный, но не слишком дорогой и престижный.(2) В этом округе Дюма жил в разное время в разных местах. (3) Старший Дюма вознесён на высочайший пьедестал, у подножия которого хватило место для читателей. (4) Гюстав Доре старательно воспроизвёл социальный срез аудитории: интеллигент и работница углубились в книгу, а неграмотный, надо полагать, крестьянин приклонил ухо, не пропуская ни слова. (5)Даже сейчас огромное количество французских школьников знает свою историю по романам Дюма, не говоря уж про сведения зарубежных школьников о Франции. (6) Представительным такое знание не назовешь, но подобный исторический дисбаланс – часть истории. (7) Дюма написал «Королеву Марго» – и слава Богу, потому что Генрих IV был великим монархом. (8) Но Людовика XIV – Короля Солнце – затмевает малосущественный Людовик XIII, потому что за него сражались мушкетёры. (9) Тут с историческим масштабом не повезло.(10) Можно об этом пожалеть, но глупо сетовать на предпочтение романов трактатам. (11)Тем более – таких романов! (12)«Откуда сказочный успех романов Дюма?» – задаёт вопрос идейный борец с банальностью Флобер. (13) И даёт банальнейший ответ, выдавая себя с головой: «(14) Просто, чтобы их читать, не надо никакой подготовки, и фабула занимательна. (15) Пока читаешь, развлекаешься. (16) А как закроешь книгу, не остаётся никакого впечатления, всё это сходит, как чистая вода, и можно спокойно вернуться к своим делам. (17) Прелестно!» (18) Конечно, прелестно, и было прелестно всегда и по сей день, что и делает «Три Мушкетёра» всевременным супербестселлером. (19) Великие персонажи Дюма мифологичны и оттого – вне любых оценок, кроме любви и ненависти. (20) Атос – кумир, Ришелье – гад. (21) С этим не справиться ни сотням лет, ни сотням историков. (22) Хотя Ришелье объединил Францию, основал Академию, изобрёл майонез. (23) Хотя Атос открыто тиранит верного слугу, избивает его и проигрывает в карты на манер русских крепостников; хотя Атос – холодный убийца, казнивший любимую жену по первому подозрению, не задав ни единого вопроса. (24) Жена выжила и превратилась в миледи, но Атос этого не мог знать наперёд. (25) Зато знал Дюма – при этом без колебаний сделал Атоса светочем благородства, каковым он и пребывает посейчас. (26)Разгадка тут – в полном доверии Дюма к потоку жизни, к тому, что поток сам выберет себе новое русло, в его вытекающей из этой доверчивости фантастической всеядности. (27)С героя – настоящего, сказочного – и спрашивать нечего: он парит. (28) Кто-то из англичан сказал: «(29) Тому, кто создал д’Артаньяна, можно простить что угодно». (30) Это относится и к создателю и к созданиям. 20. Какое утверждение не соответствует мнению автора текста? 1) Дюма сделал Атоса светочем благородства. 2) Площадь генерала Карту, рядом с парком Монсо – район приличный, дорогой и престижный. 3) Огромное количество французских школьников знает свою историю по романам Дюма. 4) «Три мушкетёра» – всевременной супербестселлер. 21. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным? 1) В предложениях 7 – 10 представлено рассуждение. 2) Предложения 20 – 21 подтверждают высказанное в предложении 19 суждение. 3) Содержание предложения 24 противопоставлено содержанию предложения 25. 4) В предложениях 1 – 4 представлено рассуждение. 22. Укажите предложение, в котором использованы антонимы. 23. Среди предложений 12 – 18 найдите сложное предложение, которое состоит из двух односоставных определённо-личных предложений. Напишите номер этого предложения. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания 20 – 23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. 24. «Текст, посвящённый одному из самых известных французских писателей, пронизан ___ (предложения 8 – 9, 18). Сопоставляя героев романа «Три мушкетёра», П. Вайль использует такое синтаксическое средство, как ___ (предложения 22 – 23). Для придания убедительности в тексте используется ___ (предложения 14 – 17, 29). Своеобразие тексту придаёт широкое использование ____ («вознесён на высоченный пьедестал», «всевременным супербестселлером», «светочем благородства»)». градация сравнение риторические вопросы цитирование восклицательные предложения ирония инверсия синтаксический параллелизм оценочная лексика 25. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания, жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объем сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст, без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. Русский язык тренировочные тестыОтветами к заданиям 1-24 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3. (1). (2) Их рисуют бородатыми, с посохом в руке и с котомкой за плечами. (З) Полагается думать, что вела их смиренная вера. (4). вело их страстное любопытство, сомнение в том, что земля круглая и все люди двуглазы. (5) А это уж не смиренье, а бунтарство. (6) Эти люди не перевелись, не у всех у них длинные бороды и посох — много среди них и молодежи. (По М. Осоргину) 1. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте? 1) Русские писатели и художники-реалисты правдиво изображали русский народ. 2) часто изображал в своих пьесах странниц. 3) Исстари повелось, что были на Руси странники-правдоискатели. 4) Монахи-отшельники всегда были на Руси. 2. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний должно быть на месте пропуска в четвертом (4) предложении текста? Выпишите их. 3. Укажите номер предложения, в котором используются антонимы. Выпишите антонимы. 4. В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Напишите это слово. 1) газопрОвод 3) мУскулистый 2) мЕльком 4) грУшевый 5. В одном из приведённых ниже предложений ВЕРНО употреблено заимствованное слово. Запишите подобранное слово. 1) Вчера к нам с дружеским визитом приходили гости. 2) Амортизационные отчисления необходимо производить ежемесячно. 3) Во многих районах города вода оказалась в минимуме. 4) Он мне с апогеем рассказывал об этом. 6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 1) с восьмьюстами книгами 7. Укажите предложение, в котором синтаксические нормы не нарушены. 1) Те, кто приезжал в Таганрог, обязательно посетил чеховские места. 2) Когда спектакль закончился, все актеры вышли на сцену и кланяются. 3) Владельцы автомашин платят налог, устанавливающий в соответствии с законодательством. 4) Рецензия на прочитанную книгу должна быть сдана на следующем уроке. 8. Определите ряд, в котором во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня. 1)подв. ргать, ч. стотный, зам…рли 2) фр..гмент, с..стема, заг…рать 3) к..морка, инф. рмация, р…сток 4) ист…рический, ок…заться, объед…нение 9. Определите ряд, в котором во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква. 1) п. лисадник, либер. лизация, уст. явшийся 2) упр. щенный, к. мпьютер, пол. жение 3) ред. ктировать, п. лнокровный, разг. раться 4) впл. тную, г. ризонт, ч. рующий 10. Определите ряд, в котором во всех словах на месте пропуска пишется буква И 1) пр. грессия, пр. звище, пр. бабка 3) ад. ютант, интер. ер, ин. екция 4) пр. чудливый, пр. сягать, пр. мечание 11. Определите ряд, в котором во всех словах на месте пропуска пишется буква Е. 1) закле. шь окно, засе. вший поле 2) ненавид. мый всеми, пол. шь траву 3) леле. шь, недовеш. ное зерно 4) недовеш. ные гардины, бор. шься 12. Определите ряд, в котором НЕ со словами пишется слитно. 1) чувствовать (не)домогание, (не)смотря вниз 2) (не)широко приоткрыть дверь, (не)распустившиеся лепестки 3) учиться никогда (не)поздно, (не) жданный гость 4) (не)замеченные охотниками следы, совсем (не)растерявшись 13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. 1) Не уметь ценить свое время ТАК(ЖЕ) неудобно, как и не уметь читать и писать. ТАК(ЖЕ) надо постоянно следить за временем. 2) В тайге было что-то такое, что манило в глубину ее и в ТО(ЖЕ) время пугало своей неизвестностью. Мы ТО(ЖЕ) отправились путешествовать. 3) На этот раз мы попали в бурелом и ПО(ТОМУ) двигались быстро. ПО(ЭТОМУ) выбрались мы из леса очень скоро. 4) ЧТО(БЫ) ни случилось, а ты мне позвони. ЧТО(БЫ)позвонить, надо иметь под рукой телефон 14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. 15. Расставьте знаки препинания. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. 1) Нет возможности не только рассказать но и просто перечислить все встречи и поездки и разговоры. 2) Отдельные главы написаны то, как едкие и остроумные притчи-памфлеты то, как нежные утешения любимым людям. 3) В то время крепостные валы еще были покрыты зарослями жимолости и боярышника и в них гнездились птицы. 4) По велению призвания и во имя своего внутреннего побуждения человек может совершать чудеса и выносить тягчайшие испытания. 16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Испуганная лошадь (1) перешагнув через Кулдарова (2) и протащив через него сани (3) с находившимся в них второй гильдии московским купцом Степаном Луковым (4) помчалась по улице (5) и была задержана дворниками (А. Чехов). 17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Несколько дней подряд мы выходим с детьми на холм (1) с которого открывается вид на долину (2) и смотрим (3) как серые ветви почти на наших глазах покрываются зеленой пеленой (4) окраска (5) которой меняется с каждым днем. 18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Все-таки мне казалось (1) что он не на своем месте (2) и (3) что хорошо бы он сделал (4) если бы опять уехал в Петербург. 19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. По-моему (1) в ту ночь я еще больше поседел. Загадочная птица приближалась (2) к счастью моему (3) я (4) наконец (5) разобрал, что это галка. Прочитайте текст и выполните задания 20 – 25 (1) Памятник Дюма – на площади Карту, рядом с парком Монсо, район приличный, но не слишком дорогой и престижный.(2) В этом округе Дюма жил в разное время в разных местах. (3) Старший Дюма вознесён на высочайший пьедестал, у подножия которого хватило место для читателей. (4) Гюстав Доре старательно воспроизвёл социальный срез аудитории: интеллигент и работница углубились в книгу, а неграмотный, надо полагать, крестьянин приклонил ухо, не пропуская ни слова. (5)Даже сейчас огромное количество французских школьников знает свою историю по романам Дюма, не говоря уж про сведения зарубежных школьников о Франции. (6) Представительным такое знание не назовешь, но подобный исторический дисбаланс – часть истории. (7) Дюма написал «Королеву Марго» – и слава Богу, потому что Генрих IV был великим монархом. (8) Но Людовика XIV – Короля Солнце – затмевает малосущественный Людовик XIII, потому что за него сражались мушкетёры. (9) Тут с историческим масштабом не повезло.(10) Можно об этом пожалеть, но глупо сетовать на предпочтение романов трактатам. (11)Тем более – таких романов! (12)«Откуда сказочный успех романов Дюма?» – задаёт вопрос идейный борец с банальностью Флобер. (13) И даёт банальнейший ответ, выдавая себя с головой: «(14) Просто, чтобы их читать, не надо никакой подготовки, и фабула занимательна. (15) Пока читаешь, развлекаешься. (16) А как закроешь книгу, не остаётся никакого впечатления, всё это сходит, как чистая вода, и можно спокойно вернуться к своим делам. (17) Прелестно!» (18) Конечно, прелестно, и было прелестно всегда и по сей день, что и делает «Три Мушкетёра» всевременным супербестселлером. (19) Великие персонажи Дюма мифологичны и оттого – вне любых оценок, кроме любви и ненависти. (20) Атос – кумир, Ришелье – гад. (21) С этим не справиться ни сотням лет, ни сотням историков. (22) Хотя Ришелье объединил Францию, основал Академию, изобрёл майонез. (23) Хотя Атос открыто тиранит верного слугу, избивает его и проигрывает в карты на манер русских крепостников; хотя Атос – холодный убийца, казнивший любимую жену по первому подозрению, не задав ни единого вопроса. (24) Жена выжила и превратилась в миледи, но Атос этого не мог знать наперёд. (25) Зато знал Дюма – при этом без колебаний сделал Атоса светочем благородства, каковым он и пребывает посейчас. (26)Разгадка тут – в полном доверии Дюма к потоку жизни, к тому, что поток сам выберет себе новое русло, в его вытекающей из этой доверчивости фантастической всеядности. (27)С героя – настоящего, сказочного – и спрашивать нечего: он парит. (28) Кто-то из англичан сказал: «(29) Тому, кто создал д’Артаньяна, можно простить что угодно». (30) Это относится и к создателю и к созданиям. 20. Какое утверждение не соответствует мнению автора текста? 1) Дюма сделал Атоса светочем благородства. 2) Площадь генерала Карту, рядом с парком Монсо – район приличный, дорогой и престижный. 3) Огромное количество французских школьников знает свою историю по романам Дюма. 4) «Три мушкетёра» – всевременной супербестселлер. 21. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным? 1) В предложениях 7 – 10 представлено рассуждение. 2) Предложения 20 – 21 подтверждают высказанное в предложении 19 суждение. 3) Содержание предложения 24 противопоставлено содержанию предложения 25. 4) В предложениях 1 – 4 представлено рассуждение. 22. Укажите предложение, в котором использованы антонимы. 23. Среди предложений 12 – 18 найдите сложное предложение, которое состоит из двух односоставных определённо-личных предложений. Напишите номер этого предложения. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания 20 – 23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. 24. «Текст, посвящённый одному из самых известных французских писателей, пронизан ___ (предложения 8 – 9, 18). Сопоставляя героев романа «Три мушкетёра», П. Вайль использует такое синтаксическое средство, как ___ (предложения 22 – 23). Для придания убедительности в тексте используется ___ (предложения 14 – 17, 29). Своеобразие тексту придаёт широкое использование ____ («вознесён на высоченный пьедестал», «всевременным супербестселлером», «светочем благородства»)». градация сравнение риторические вопросы цитирование восклицательные предложения ирония инверсия синтаксический параллелизм оценочная лексика 25. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания, жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объем сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст, без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
|