Истекла кровь и вода что значит
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Ин. 19:34
Свт. Иоанн Златоуст
но един от воин копием ребра Ему прободе, и абие изыде кровь и вода
Свт. Кирилл Иерусалимский
но един от воин копием ребра Ему прободе, и абие изыде кровь и вода
Начало знамений Моисеевых кровь, и вода и то же самое было окончанием всех знамений Иисусовых. Прежде всего Моисей превратил реку в кровь (Исх. 7, 17); а Иисус после всего испустил из ребра воду с кровью для двух, может быть, голосов: голоса Судии и голоса вопиющих; или для верующих и неверующих. Ибо Пилат говорил: «неповинен есмь» (Мф. 27, 24), и водою умывал руки; а вопиющие говорили: «кровь Его на нас» (Мф. 27, 23). Итак, два вещества истекли из ребра: судье может быть вода, а вопиющим кровь. И еще иначе можно сие разуметь: для иудеев кровь, а для Христиан вода, ибо тем, как злоумышленникам, от крови осуждение: а тебе верующему ныне, посредством воды, спасение. Ибо ничего случайно не делалось. Толкователи Писания Отцы наши представили и другую причину на сие событие. Так как по Евангелию двоякую имеет силу Спасительное Крещение: одна даруется просвещаемым посредством воды, а другая в гонениях сообщается святым Мученикам посредством собственной крови их; то из Спасительного ребра истекла кровь и вода, которые утверждают благодать, когда исповедуют Христа во время просвещения и мученичества. Есть и другое изъяснение, касательно ребра: виновницею греха была жена, сотворенная из ребра: почему Иисус, пришедший даровать прощение грехов равно мужам и женам, прободен в ребро за жен, чтобы уничтожить грех.
Поучения огласительные. Поучение 13.
Блж. Феофилакт Болгарский
но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода
Евфимий Зигабен
Но един от воин копием ребра Ему прободе, и абие изыде кровь и вода
Чудесное дело и ясно показывающее, что прободенный больше человека. Из мертвого человека, хотя бы кто-либо тысячу раз его пронзил, не пойдет кровь. Итак, Спаситель пронзается копьем в ребро, потому что было прободено грехом и ребро Адама, т.е. Ева, и прободение ребра исцеляет прободением же ребра. Источает же кровь и воду, указывая этим на два новых крещения, на крещение кровью мученичества и на крещение водой возрождения, – и струями крови и воды потопляет струю греха (Иначе: Спаситель источает два источника, водой очищая Церковь, а кровью питая ее, так как водой мы возрождаемся, а Божественной Кровью и Телом питаемся. Поэтому, когда ты приступаешь к Страшной Чаше, веруй, что будешь пить из самого ребра Господня и в таком именно настроении подходи. Затем, желая подтвердить такое чудо, евангелист говорит): см. Ин.19:35
Свт. Андрей Критский
Да будет ми купель кровь из ребр Твоих, вкупе и питие, источившее воду оставления, да обоюду очищаюся, помазуяся и пия, яко помазание и питие, Слове, животочная Твоя словеса.
[Да будет мне омовением Кровь из ребр Твоих и вместе питием, источившая оставление грехов, чтобы мне и тем и другим очищаться, Слове, помазуясь и напояясь животворными Твоими словами, как мазью и питием.]
Чашу Церковь стяжа, ребра Твоя живоносная, из нихже сугубыя нам источи токи оставления и разума во образ Древняго и Новаго, двоих вкупе Заветов, Спасе наш.
[Церковь приобрела себе Чашу в живоносном ребре Твоем, из которого проистек нам двойной поток оставления грехов и разумения, Спаситель наш, в образ обоих Заветов, Ветхого и Нового.]
Великий канон, читаемый в среду первой седмицы Великого поста. Песнь 4.
Лопухин А.П.
но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода
Почему в Иоан 19:34 из бока Иисуса истекла кровь и вода? Что они символизируют?
Мир и любовь Господа Иисуса вам, Святослав!
Вот те стихи (в расширенном контексте), о которых вы спрашиваете:
Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним.
Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.
И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили. Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится. Также и в другом [месте] Писание говорит: воззрят на Того, Которого пронзили. (Ин.19:31-37)
Физиологически наличие крови и воды определяет то, что Иисус умер от разрыва сердца, но для нас, понимающих, что ничто из зафиксированного Библией не происходит случайно, что всякое слово Библии духовно и ведёт нас к понимаю Плана Спасения, важно именно духовное значение произошедшего.
Евр.9:22 «Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения ». Кровь Христа пролилась? Да. Значит, все люди сейчас объяты полным прощением Божиим.
Деян.20:28 «. Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею». Кровь Христа – это плата за тех, кто хочет вырваться из власти сатаны. Ведь сатана-то требует справедливости и по справедливости мы принадлежим ему. до тех пор, пока кто-то не заплатит ему за нас достаточно большой выкуп.
Рим.5:9 оправданы Кровию Его
Еф.1:7 в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов
Кол.1:14 в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов
КРОВЬЮ Христа всё прощено, всё омыто до сияющей чистоты и все люди искуплены из рабства сатаны.
Это любимая тема всех евангельских церквей. И это правильная тема! Сам Бог во Христе умер ради нас, когда мы ещё были грешниками (Рим.5:8), пролил Свою бесконечно Святую кровь, чтобы омыть, очистить, искупить, оправдать весь мир! Это ли не ЛЮБОВЬ?! Как можно не полюбить ТАКОГО Бога?! Как можно не довериться Богу, Который Самого Себя готов принести в Жертву, лишь бы спасти тебя, который, по сути, легче пустоты, да ещё бунтует, мнит о себе как о боге, требует хорошего к себе отношения тогда, как сам не умеет даже нормально относиться к окружающим!
Да, тема КРОВИ Христа – это потрясающая тема, но к сожалению, проповедники постоянно забывают, что из бока Иисуса истекло не только наше прощение и искупление, но и СИЛА для нас, чтобы мы могли оставаться чистыми и возрастать в совершенстве.
Почему мы можем быть уверены, что вода в данном контексте – это символ Святого Духа?
Книга Откровение говорит о том, что Источник Вечной Жизни будет центром существования спасённых:
Откр.7:17 ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод
Откр.21:6 И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой.
КРОВЬ омывает нас, вменяя нам праведность Иисуса, пока мы растём в познании Бога, а ВОДА меняет по образу и подобию Христа.
Рим.9:8 «Если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его». Ведь Его дети будут постоянно претерпевать измения по Его образу и подобию, а Он не грешит.
Жертва Христа постоянно продолжает действовать, очищая мир и каждого грешника, но её как бы нет, если грешник не принимает Святого Духа – воду Жизни.
КРОВЬ очищает. ВОДА (Святой Дух) меняет по образу и подобию Божию. Именно поэтому все апостолы постоянно говорили уверовавшим: вот вы приняли КРОВЬ Христа, очистились, убелились, но почему же вы до сих пор поддаётесь напору греха?! Противостаньте! Божией силы достаточно для того, чтобы вы встали на дорогу постоянных побед (Рим.8:32). Только побеждающий наследует всё (Откр.2:7; Откр.2:17; Откр.2:26-29; Откр.3:5; Откр.3:12; Откр.2:21; Откр.21:7)
Евангелие по Иоанну 19:34
Толкования:
Блж. Феофилакт Болгарский
но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода
Евфимий Зигабен
Но един от воин копием ребра Ему прободе, и абие изыде кровь и вода
Чудесное дело и ясно показывающее, что прободенный больше человека. Из мертвого человека, хотя бы кто-либо тысячу раз его пронзил, не пойдет кровь. Итак, Спаситель пронзается копьем в ребро, потому что было прободено грехом и ребро Адама, т.е. Ева, и прободение ребра исцеляет прободением же ребра. Источает же кровь и воду, указывая этим на два новых крещения, на крещение кровью мученичества и на крещение водой возрождения, – и струями крови и воды потопляет струю греха (Иначе: Спаситель источает два источника, водой очищая Церковь, а кровью питая ее, так как водой мы возрождаемся, а Божественной Кровью и Телом питаемся. Поэтому, когда ты приступаешь к Страшной Чаше, веруй, что будешь пить из самого ребра Господня и в таком именно настроении подходи. Затем, желая подтвердить такое чудо, евангелист говорит): см. Ин.19:35
Лопухин А.П.
но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода
Свт. Андрей Критский
Да будет ми купель кровь из ребр Твоих, вкупе и питие, источившее воду оставления, да обоюду очищаюся, помазуяся и пия, яко помазание и питие, Слове, животочная Твоя словеса.
[Да будет мне омовением Кровь из ребр Твоих и вместе питием, источившая оставление грехов, чтобы мне и тем и другим очищаться, Слове, помазуясь и напояясь животворными Твоими словами, как мазью и питием.]
Чашу Церковь стяжа, ребра Твоя живоносная, из нихже сугубыя нам источи токи оставления и разума во образ Древняго и Новаго, двоих вкупе Заветов, Спасе наш.
[Церковь приобрела себе Чашу в живоносном ребре Твоем, из которого проистек нам двойной поток оставления грехов и разумения, Спаситель наш, в образ обоих Заветов, Ветхого и Нового.]
Свт. Иоанн Златоуст
но един от воин копием ребра Ему прободе, и абие изыде кровь и вода
Свт. Кирилл Иерусалимский
но един от воин копием ребра Ему прободе, и абие изыде кровь и вода
Врач рассказывает, почему из сердца Иисуса «истекли кровь и вода»
Св. Иоанн сообщил о том, что видел собственными глазами; даже если евангелист и думал о мистических знаках Таинств, тело нашего Господа проходило через естественный процесс умирания.
«Но [воины], придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьём пронзил Ему рёбра, и тотчас истекла кровь и вода» (Ин 19:33-34).
У св. Иоанна, который собственными глазами видел происходившее и затем описал это в Евангелии, не было медицинского объяснения для этого излияния «крови и воды». Его Евангелие помечено символом орла, отсылая нас к его пронзительной духовной прозорливости. Поэтому для него кровь и вода были знамениями Бога, указывающими на таинства Крещения и Евхаристии, на беспредельное Божье милосердие.
Но духовная глубина этих знаков вовсе не исключает того, что для них вполне возможно и медицинское объяснение.
Бывший кардиохирург доктор Энтони де Боно полагает, что есть простая медицинская причина, вызвавшая истечение крови и воды из пробитой копьём грудной клетки Иисуса.
У Иисуса был гемоторакс. Уже мёртвое тело Иисуса провисело на кресте какое-то время. Очевидно, что пока Он ещё был жив, из-за кровотечений, вызванных варварским бичеванием, в грудной клетке должна была скопиться кровь.
Это хорошо известный факт, что при таких обстоятельствах в неподвижном мёртвом теле начинается седиментация, оседание более тяжёлых красных клеток крови, тогда как гораздо более лёгкая плазма – жидкость желтоватого цвета, скапливается сверху, над осевшими клетками.
Когда копьё пробило отверстие в стенке грудной клетки, кровяные тельца, которые Иоанн описывает как «кровь», вытекли первыми, а за ними вылилась плазма, которую Иоанн принял за воду.
«У меня нет другого объяснения», — говорит врач и добавляет: «Технически процесс дренирования (освобождения от скопившейся жидкости – прим. пер.) грудной клетки известен как плевроцентез».
Когда мы созерцаем любовь Иисуса к нам, ставшую видимой в этом полном самоопустошении, мы можем благодарить Его не только за Его безграничную божественную милость, но и за Его очень человеческую преданность Своим «приёмным» братьям и сёстрам, за любовь, милость и преданность столь великие, что они привели Его на Крест.
Источник (англ.): Aleteia
Перевод: Наталья Проскурина
В древних литературных текстах и предметах материальной культуры не просто найти какие-либо свидетельства о существовании казни через распятие. Однако из косвенных упоминаний можно заключить, что такая казнь применялась.
История распятия
Из различных ссылок в сочинениях Геродота и Фукидида безусловно следует, что, если персы и не были изобретателями казни через распятие, они весьма широко ее применяли. Одним из наиболее убедительных свидетельств в вопросе истории распятия может служить надпись в Бехистуме, в которой Дарий говорит, что распял побежденных вождей-повстанцев.
Возможно, такая популярность казни через распятие объяснялась, в частности, тем, что первые персы издавна посвящали землю своему богу Ормузду. Казнь через распятие не оскверняла землю, так как тело казненного не касалось ее.
Александр Великий ввел казнь через распятие в странах Средиземноморья, прежде всего в Египте и Карфагене. Судя по всему, римляне переняли ее у карфагенян.
Жестокая казнь
Иосиф Флавий, еврейский историк и советник будущего императора Тита во время осады Иерусалима, не раз бывал свидетелем казни через распятие; в «Иудейской войне» он назвал ее «самым ужасным видом смерти». Иосиф Флавий сообщает, что, когда римляне пригрозили распять одного из еврейских пленных, весь махерский гарнизон сдался, чтобы обеспечить беспрепятственный проход римской армии. Распятие было настолько жуткой и унизительной казнью, что, как правило, римские граждане были от нее избавлены: она предназначалась для рабов, в целях устрашения, чтобы предотвратить восстания, а также для бунтовщиков, выступавших против римского правления. Казни через распятие предавались главным образом политические преступники.
Обвинение, предъявленное Христу, содержало в себе необходимые для казни через распятие политические элементы: «И начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем» ( Лк.13:2 ).
Его обвинители прекрасно знали, что за десять лет до этого Тиберий объявил, что любой судья может немедленно приговорить к казни человека, который восстает против Рима.
В еврейском уголовном праве казнь через распятие, как правило, не применялась. Евреи казнили своих преступников другими способами: их забивали камнями, сжигали, отрубали им головы или душили их. Позже была разрешена казнь через повешение. В еврейском кодексе упоминалось «повешение», но речь шла не о казни: имелось в виду позорное наказание для идолопоклонников и богохульников, которых перед тем до смерти забивали камнями.
Повешение, в соответствии с действующими законами ( Втор.13:23 ), означало, что обвиняемый проклят Богом. Обычно и у римлян, и у евреев казнь через распятие указывала на то, в каком именно преступлении обвинялся казненный.
Бичевание преступника
После того, как преступника приговаривали к казни через распятие, его обычно привязывали к столбу в здании суда. С него снимали одежду, а затем ликторы, или бичеватели, его жестоко пороли.
Плеть, так называемый «флагрум», состояла из основательной рукоятки, к которой были прикреплены кожаные ремни разной длины с вплетенными в них острыми зазубренными кусками костей и свинца. По еврейским законам наказание было ограничено сорока ударами. Фарисеи, постоянно пекшиеся о том, чтобы не нарушить закон, ограничивали число ударов тридцатью девятью: чтобы не нарушить закон, если по случайности они ошибутся в счете. У римлян таких ограничений не было, и они могли игнорировать еврейские ограничения; вероятно, именно так обстояло дело в случае с Иисусом.
Медицинский аспект
Д-р Трумэн Дэвис, врач, тщательно исследовавший медицинские аспекты распятия, в статье «Распятие Христа» описал процесс бичевания римской плетью: «Тяжелая плеть снова и снова со свистом хлещет преступника по плечам, по спине, по ногам. Сначала тяжелые ремни прорезают верхний слой кожи, потом врезаются в подкожные ткани: вот уже из кожных капиллярных сосудов начинает идти кровь; еще несколько ударов – и кровь хлещет из мышечных артерий. Закрепленные на ремнях свинцовые шарики сначала оставляют огромные синяки на коже, а еще через несколько ударов разрывают ушибленные места. Под конец кожа на спине висит кровавыми клочьями, неразличимыми в общем кровавом месиве. Когда сотник, наблюдавший за наказанием, решает, что преступник вот-вот умрет, он прекращает бичевание» 319 («Аризона медисин», март 1965).
Терновый венец
Неизвестно, какой именно терновник был взят для венца. Возможно, это был так называемый «сирийский Христовый терновник» – кустарник высотой 25–30 см с двумя большими острыми кривыми шипами у основания листьев. Этот вид распространен в Палестине, в особенности в районе Голгофы, где был распят Христос.
Другой вид терновника – «Христов терновник» – карликовое растение высотой 10–15 см. Его легче собирать, его ветви легче согнуть, чтобы сплести венок, а парные шипы разной длины – прямые и жесткие, как гвозди.
Возложив терновый венец на голову Христу, они начали издеваться над Ним, говоря: «Радуйся, Царь Иудейский!» ( Мф.13:29–30 ). Потом они плевали на Него и били тростью по голове, а затем повели Его на распятие.
Бремя креста
Распятие с гвоздями
На месте казни преступника привязывали к кресту веревками или же прибивали гвоздями. Многие исследователи подвергали сомнению достоверность сообщений о том, что руки и ноги жертвы прибивали к кресту гвоздями. Основания для такого скептицизма давало почти полное отсутствие исторических свидетельств.
В течение многих лет слова д-ра Хьюитта цитировались как наиболее авторитетное и окончательное мнение. Таким образом, получалось, что описание распятия Христа, данное в Новом Завете, где говорится, что Его руки и ноги были прибиты к кресту гвоздями, содержит ложные сведения и вводит читателей в заблуждение. Распятие с применением гвоздей считалось легендой. Ученые полагали, что гвозди могли лишь разорвать ткани тела, но не удержать человека на кресте.
Свидетельствуют останки
В июне 1968 года было сделано революционное археологическое открытие. Археолог В. Цаферис, работая по поручению Израильского министерства древностей и музеев, обнаружил четыре погребальные пещеры в районе Гиват-ха-Масареф, к северу от Иерусалима, недалеко от горы Скопус. Эти семейные гробницы, вырубленные в мягком известняке, относятся к периоду между концом второго века до н. э. и 70 годом н. э. В каждой из пещер был туннель, ведущий в гробницу. Всего в них было 15 известняковых склепов, в которых хранились останки 35 человек.
Во многих склепах, благодаря влажному воздуху, кости хорошо сохранились. Пятеро из захороненных умерли насильственной смертью: один – от удара мечом, другой был убит стрелой, а еще один распят. Эти останки обследовал д-р Хаас, сотрудник отделения анатомии Еврейского иерусалимского университета и Медицинского института «Хадасса».
Это открытие, относящееся как раз ко времени Христа, послужило веским доказательством того, что способ казни через распятие, описанный в Новом Завете, с прибиванием казнимого гвоздями к деревянному кресту, действительно применялся на практике.
Останки в четвертом склепе подтверждают слова из Нового Завета: «Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним; но пришедши к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у него голеней» ( Ин.13:32–33 ).
Зачем нужно было ломать ноги
Это еще одно подтверждение точности сведений из Нового Завета о том, что распинаемым на кресте ломали ноги. Чтобы понять, почему у распятых сломаны ноги, нужно подробнее разобраться в этом способе казни. Солдаты находили углубление на запястьях и пробивали руки в этом месте тяжелыми коваными железными гвоздями. Затем распинаемому складывали ноги и прибивали их к кресту большим гвоздем. Колени при этом оставались в полусогнутом положении. К кресту прибивалось сидение – так называемая «седекула», для ягодиц казнимого.
Под конец распятому ломали кости ног: тогда он не мог, напрягшись, подтянуться вверх, чтобы сделать вдох и избежать удушья.
Через некоторое время в результате недостаточного притока крови к мозгу следовал коллапс (резкое падение кровяного давления). Избежать его можно было только одним способом: подтянуться вверх на ногах, чтобы отчасти восстановить кровообращение в верхней части тела.
Истечение крови и воды
Один из палачей «копьем пронзил Иисусу ребра, и, как написано у Иоанна ( Ин.13:34 ), «тотчас истекла кровь и вода».
Хирург д-р Стюарт Бергсма писал в связи с «водой и кровью»: «Обычно у здорового человека в перикарде находится 20–30 кубических сантиметров жидкости. Вполне возможно, что в случае колющей раны, поражающей и перикард, и сердце, из них может вытечь достаточное количество жидкости, которую наблюдатель может принять за воду» («Калвин форум», март 1948).
В ряде случаев, пишет он далее, вскрытие после разрыва сердца показывало, что в «перикардиальной полости скапливалось примерно 500 кубических сантиметров жидкости и свежих сгустков крови».
По римским обычаям
Прибив преступника к кресту, над его головой вешали табличку с описанием его преступления. Над головой Христа была сделана надпись: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Обычно римские солдаты делили между собой одежду распятого. Однако поскольку у Христа был только один хитон, они бросили жребий, чтобы решить, кому он достанется.
Эффективность казни
Эффективность казни на кресте была широко известна во времена Христа. Пол Л. Майер пишет: «В истории отмечен лишь один случай, когда распятый был снят с креста и выжил. Еврейский историк Иосиф Флавий, перешедший на сторону римлян во время восстания 66 года до н.э., узнал, что римляне распинают троих его друзей. Он попросил римского командующего Тита отсрочить казнь, и их немедленно сняли с крестов. Тем не менее, двое из них вскоре умерли, хотя, судя по всему, пробыли на кресте совсем недолго. Однако в случае Иисуса надо учитывать дополнительные осложнения, вызванные бичеванием и истощением организма, не говоря уже об ударе копьем, которое сломало Ему грудную клетку и, вероятно, пробило околосердечную сумку. Римская казнь через распятие отличалась особой эффективностью: живым с креста не ушел никто».