Истерический тип реагирования что это
Истерический тип реагирования что это
Истерическое расстройство личности, или истерический тип психопатии. Истерические реакции (стигмы, обмороки и т. п.) и другие формы истерического поведения (экстравагантность, склонность драматизировать тривиальные ситуации, стремление быть в центре внимания), свойственные психопатии этого типа, имеют достаточно широкое распространение и нередко наблюдаются у психопатических личностей иных типов при развитии невротических реакций или реактивных психозов. Истерической психопатии свойственны не только психогенно обусловленные истерические реакции и формы поведения, но и определенный склад личности. Это люди внутренне малосодержательные, подчас пустые и даже убогие, в балансе их психической жизни наибольшую роль играют внешние впечатления. У них нет собственного мнения, собственных устоявшихся взглядов на жизнь; их суждениям недостает зрелости, серьезности и глубины. Их поведение диктуется не внутренними мотивами, а рассчитано на внешний эффект. Стремление привлечь к себе внимание, «жажда признания», склонность к подражанию, выдумкам и фантазиям, капризность отмечаются у истериков еще в дошкольный период. В подростковом и юношеском возрасте наряду с этим более отчетливо выступают их эгоцентризм, неорганизованность, склонность к легкомысленным поступкам, расточительству, разным авантюрам. Они неспособны к систематическому, упорному труду, при выборе рода занятий предпочитают дилетантскую деятельность и пасуют перед задачами, требующими настойчивости, основательных знаний и солидной профессиональной подготовки. Более всего им нравится праздная жизнь с внешней, показной пышностью, разнообразными развлечениями, частой сменой впечатлений. Они охотно и самозабвенно выполняют ритуалы празднеств и банкетов, во всем стремятся следовать моде, посещают пользующиеся успехом спектакли, «боготворят» популярных артистов, обсуждают нашумевшие книги и т. п.
В большинстве своем они доверчивы, легко привязываются к людям. При этом нередко обнаруживается склонность к эротизации межличностных связей [Якубик А., 1982]; быстро влюбляются, заводя многочисленные, чаще непродолжительные романы, сопровождающиеся поначалу бурными проявлениями чувств. Однако, будучи непостоянными в своих увлечениях, они так же быстро остывают. В более редких случаях образуются стойкие экстатические привязанности, формирующиеся по типу сверхценных образований [Дубницкая Э. Б., 1979; Фильц А. О., 1987].
Как указывает K. Jaspers (1923), одним из основных свойств истериков является стремление казаться больше, чем они есть на самом деле, пережить больше, чем они в состоянии пережить. Одни стараются подчеркнуть свою одаренность, оперируя при этом весьма поверхностными сведениями из различных областей науки и искусства, другие преувеличивают свое общественное положение, намекая на тесные связи с высокопоставленными лицами; третьи, не скупясь на обещания, рассказывают о своих обширных возможностях, которые на поверку оказываются плодом их богатой фантазии. Истерики используют все возможное, чтобы оказаться в центре внимания: эксцентричность в одежде, «кричащие» формы внешнего поведения, необычные поступки, контрастирующие с общепринятыми взгляды, якобы появившиеся у них таинственные симптомы никому неизвестной болезни, обмороки и т. п.
Особенностью истерической психики является также отсутствие четких границ между продукцией собственного воображения и действительностью. Останавливаясь на этом свойстве, П. Б. Ганнушкин подчеркивает, что реальный мир для человека с истерической психикой приобретает своеобразные причудливые очертания; объективный критерий для него утрачен, что часто дает повод окружающим обвинить такого человека в лучшем случае во лжи и притворстве. Так же превратно истерик воспринимает и процессы в собственном организме и собственной психике. Одни переживания совершенно ускользают от его внимания, а другие, напротив, оцениваются чрезвычайно тонко. Из-за яркости одних образов и представлений и бледности других человек с истерическим складом психики сплошь и рядом не видит разницы между фантазией и действительностью, между происшедшим наяву и виденным во сне или, вернее говоря, не в состоянии это сделать.
Прогноз при истерической психопатии в целом нельзя считать неблагоприятным. В зрелом возрасте при хороших социальных условиях и трудовой обстановке в большинстве случаев возможна длительная и стойкая компенсация [Семке В. Я., 1988]. В этот период патохарактерологическая структура истерической психопатии во многом совпадает с описанными K. Leonhard (1968) акцентуированными личностями типа «демонстративных». Компенсированные истерические психопатические личности инфантильны, по-юношески грациозны, с подчеркнутой пластичностью и выразительностью движений. Среди них встречаются люди с определенным сценическим дарованием, художественные натуры, но также позеры и «модники», одетые с утрированной элегантностью. С возрастом они становятся ровнее и серьезнее, приобретают необходимые трудовые навыки, однако элементы театральности в поведении остаются; прежде всего это сказывается в умении произвести хорошее, выгодное для себя впечатление, возбудить симпатии, а если нужно, то и сочувствие. Наиболее полно при истерической психопатии процессы компенсации протекают в случае преобладания среди психопатических проявлений склонности к разным вегетативным и истерическим пароксизмам (спазмы, ощущение удушья при волнении, globus hysteric us, тошнота, рвота, афония, тремор пальцев рук, онемение конечностей и другие расстройства чувствительности). Уже к 30—35-летнему возрасту такие психопатические личности в достаточной мере адаптируются к реальной ситуации, могут корригировать свое поведение. В жизни это подчеркнуто обязательные люди, старательные, успешно справляющиеся со своими профессиональными обязанностями, сохраняющие достаточно прочные семейные связи. Однако при таких вариантах истерической психопатии более вероятен риск декомпенсации в инволюционном возрасте, что нередко связано с ухудшением соматического состояния (гипертензия, ИБС и другие заболевания) и климаксом. Проявления декомпенсации (обычно в виде эмоциональной неустойчивости, бурных истерических реакций и пароксизмов) в более тяжелых случаях соответствуют клинике инволюционной истерии [Гейер Т. И., 1925]. Наряду с нарастающей подавленностью, астенией, слезливостью, тревожными опасениями за свое здоровье на первый план может выдвигаться более стойкая ипохондрическая симптоматика, сопровождающаяся многообразными алгиями, конверсионными и вегетативными расстройствами.
Менее благоприятен прогноз в случае преобладания в структуре истерической личности склонности к патологическому фантазированию. Такие психопатические личности выделяются некоторыми авторами в отдельную группу — патологические аферисты и псевдологи по A. Delbruck (1891), мифоманы по E. Durpe (1909), лгуны и обманщики по E. Kraepelin (1915), патологические лгуны по П. Б. Ганнушкину (1964). Эти люди лгут с юных лет, иногда без всякого повода и смысла. Некоторые настолько вживаются в созданные их воображением ситуации, что сами в них верят. Одни с упоением могут рассказывать о путешествиях в глухую тайгу в составе геологической экспедиции, в которой они никогда не участвовали; другие, не имея медицинского образования, описывают будто бы произведенные ими сложные хирургические операции. Фантазии иногда превращаются в самооговор с признаниями в вымышленных преступлениях и даже убийствах. Декомпенсации, обычно достаточно частые, наступают либо уже в школьные годы, либо несколько позднее, с переходом к самостоятельной деятельности. В первое время после поступления на работу или перехода на новое место они производят на окружающих впечатление вдумчивых, добросовестных, инициативных, одаренных специалистов. Однако вскоре обнаруживается их полная несостоятельность. Они крайне несерьезно относятся к порученному делу, неспособны к систематическому труду, вместо реальных проблем заняты фантастическими вымыслами. По сравнению с обычными истериками псевдологи, как указывает Г. Е. Сухарева, более активны в стремлении воплотить в жизнь свои замыслы. Далеко не всегда это невинная ложь. Чаще преследуются определенные корыстные цели, что приводит к столкновению с законом. Из числа псевдологов формируется пестрая галерея мелких мошенников, прорицателей, брачных аферистов, шарлатанов, выдающих себя за врачей, или вымогателей, принимающих ценные подарки и денежные авансы за услуги, которых никогда не смогут оказать.
В некоторых систематиках (DSM- IV) выделяется нарциссическое расстройство личности, имеющее общность с истерической психопатией. Определение «нарцисс» восходит к греческой мифологии (Нарцисс влюбился 1 в собственное отражение в воде и погиб при попытке обнять его). Концептуализация понятия «нарциссический» принадлежит Z. Freud. В дальнейшем концепция нарциссизма развивалась в контексте психоаналитических исследований. Термин «нарциссическое расстройство личности» был введен H. Kohut в 1968 г. Нарциссическое и истерическое расстройство личности сближают черты демонстративность, склонность к драматизации, жажда признания, однако при этом обнаруживаются и существенные различия. Нарциссическим личностям свойственны патологическая амбициозность, самомнение, высокомерие, чувство превосходства над окружающими. «Нарциссы» всегда уверены в своей значимости, правоте, не переносят критики, склонны преувеличивать свои знания и достижения (нарциссическая фальсификация действительности по H. Kohut, 1971). Способность к эффективному труду нередко сочетается у них с погоней за всеобщим вниманием и восхищением. Этой цели соответствует и выбор прогрессии: их не удовлетворяют виды деятельности, не сулящие быстрой славы и публичного признания. Если истерические личности сохраняют способность к заботе о ближних и любви к ним, то нарциссы лишены эмпатии, безразличны к интересам и чувствам других, «воспринимают окружающих как безликую аплодирующую массу» [Svrakic D. M., 1989].
Истерический тип личности
Психологи-исследователи отмечают, что истерический (театральный) характер чаще наблюдается у женщин, но встречается и у мужчин.
Характеристика театрального типа личности
Люди с истерическим типом личности характеризуются высоким уровнем напряженности, тревожности и реактивности, особенно в межличностных взаимодействиях с другими людьми. Психологи отмечают у таких людей высокий уровень тревоги. Чувства меняются очень резко. Для окружающих это может показаться наигранным, искусственно преувеличенным. Они достаточно напряжены, социочувствительны, жаждут удовлетворения своих потребностей, склонны к обсессиям. Люди с истерическим характером достаточно чувственны, аффективны, творчески. У них преобладает интеллектуальный и художественный стиль восприятия окружающего мира. Они могли бы быть успешными в демонстративных профессиях, таких, как, например, актёрское мастерство, любые виды творчества, политика и прочее.
Формирование истерической личности
Защитные и адаптивные процессы при истерии
Среди них в первую очередь следует отметить подавление, сексуализацию и регрессию. Как правило, люди с истерическим типом характера чувствуют опасность от противоположного пола. Регрессия характеризуется тем, что мы забываем какие-то события, произошедшие с нами. А также имеет место быть и процесс вытеснения. Подавленные воспоминания и связанные с ними аффекты исследовались в психоанализе.
Психоаналитики говорили о том, что выгодой таких людей является забота о женщине со стороны других. Это конфликт между Id и Super ego. Сексуальная энергия при этом блокируется, вместо того, чтобы находить выражение или сублимироваться. Вспышки сексуального интереса у таких клиентов можно рассматривать как возвращение подавленного.
Невротики конвертируют запретную сексуальную энергию в диффузную нервозность. Люди, которые блокируют сексуальные побуждения, как правило, считают конфликты с другими неприемлемыми. Как правило, истерики сексуально не удовлетворены и беспокойны, хотят близости и любви. Могут быть сексуально провоцирующими, но не осознают этого. При этом они часто шокированы тому, что их поведение расценивается как открытое приглашение к сексу. Если он состоится, то они могут испытывать чувство вины за это и, чаще всего, не получают сексуального удовлетворения.
Как правило, клиенты с истерическим типом личности прибегают к регрессии. Чувствуют незащищенность или опасность отвержения, что стимулирует подсознательное чувство вины и страха. Они могут стать беспомощными и ребячливыми в попытке защититься от людей, чьего отвержения боятся.
Особенности истероидного типа личности
Эти люди с легкостью поддаются внушению. Могут превращаться в нытиков. Предпочитают демонстрировать свое тело, хотя сами его стыдятся, чувствуют себя хуже других. У них присутствует много бессознательной тревоги, вины и стыда. Легко подавляемы. Прибегают к диссоциации для снижения аффективно заряженных импульсов. Например, «очаровательное безразличие» – уверенность при воспоминании того, чего не было на самом деле; склонность верить в вопиющую ложь, которую сами рассказывают.
У таких личностей можно отметить неуемность в еде, приступы истерической ярости. Личность истерического плана, как правило, реагирует аффективно. Они могут какое-то время копить недовольство, внутреннее напряжение, а затем, в какой-то момент, разом выплескивают все то, что накопилось. Если обратиться к тому, как они воспринимают отношения между людьми, то у них отмечается неравная ценность разных полов. Могут в детстве замечать, что родители или учителя уделяют больше внимание их братьям или, если речь идет о мальчиках, то сестрам.
В их представлении присутствует неравная власть полов. Внимание других людей обращается на внешние проявления. Мальчиков, например, стыдили за их женские черты в присутствии девочки. И она воспринимала женственность, как некоторую власть над мужчиной. Отмечалось, что часто отцы истерических личностей были одновременно внушающими страх и соблазнительными. Любящий отец может внушать страх своим поведением маленькой девочке. Девочка воспринимала своего папу одновременно как возбуждающий и внушающий страх объект. А если девочка видит, что он доминирует над супругой (ее мамой), то девочка может делать вывод, что люди ее пола ценятся меньше в обществе, а к мужчинам следует подходить осторожно.
Мальчики, воспитанные в матриархате, где их принадлежность к мужскому полу была опорочена, также могло присутствовать противопоставление «настоящим мужчинам». У лиц с гомосексуальной направленностью в семьях наблюдалась такая динамика.
Женщина хочет нежности и любви от партнера мужчины, но, когда он это ей предоставляет, она может обесценить эту любовь, считая этого мужчину недостаточно мужественным.
Истерическое собственное «Я»:
Главное восприятие себя при истерии – это ощущение себя маленьким, пугливым и дефективным ребенком в мире, где доминируют сильные другие. Они могут выступать, как контролирующие и манипулирующие. Люди с таким типом характера хотят принятия и обеспечения безопасности. Их попытки контролировать и превосходить других направлены на обретение островка безопасности, посреди пугающего мира, и сделать устойчивым, посреди пугающего мира, путем овладения провоцируемой ими же ситуацией. Например, с помощью лести женщина добивается расположения мужчины. После того, как она замечает сигналы со стороны мужчины, что он откликнулся на ее посылы, чувствует себя возбужденной, оцененной. Однако при этом присутствует страх перед тем, что от нее потребуют сексуальную близость. Здесь же имеет место быть чувство вины от запретного возбуждения и навязанного сексуального интереса к ней. Такая женщина ведет себя таким образом с мужчинами, имеющими авторитет.
Реализация потребностей истерического типа личности
Самоуважение истериодного типа личности будет зависеть от их периодического достижения ощущения того, что они обладают таким же статусом и силой, как люди противоположного пола. Быть рядом с идеализированным мужественным парнем они рассматривают как расширение самих себя. Речь идет о том, что параметры силы они ассоциируют с мужчинами, а обладая одним из них, они сами, как будто бы, становятся более сильными.
У таких людей часто присутствует забота о других. Проявляя заботу о своем внутреннем испуганном ребенке, они пытаются защищать других и пытаться «причинить добро» другим людям. Истерические милые, заботливые женщины часто влюбляются в агрессинах и разрушающих мужчин. Любую силу такие женщины рассматривают как мужскую сторону, а не как интегрированную часть своей женской идентичности. Сила у них ассоциируется исключительно с мускулинностью. Единственным своим преимуществом может быть их сексуальность. В связи с этим они часто излишне обеспокоены тем, как они выглядят, боятся старения. Запросами к психологу могут быть вопросы, связанные с интересом к ним других людей в аспекте их внешности, возраста.
Задачей психолога является возвращение возможности самоуважения не только через сексуальность, привлекательность, но и через другие достижения или особенности.
Истерички очаровывают людей, так как боятся вторжения, эксплуатации и отвержения со стороны других. А если нет причин для беспокойства, они радушны и приветливы. Таким людям важно, чтобы их принимали.
Свои чувства истероиды могут выражать драматизированно и преувеличенно. Такие люди предпочитают наигранно выражать свои эмоции и мысли. Они обеспокоены тем, как они будут выглядеть перед теми, кого считают сильными. Их в детстве инфантилизировали и обесценивали. В связи с этим, они не ждут уважения к своим чувствам со стороны других людей и преувеличивают эмоции, чтобы избавиться от тревоги и убедить собеседников в своем праве на самовыражение. Но при этом истероиды подчеркивают, что их можно не воспринимать всерьез, могут отрекаться от своих слов, минимизировать их значение.
Например, девушка может сказать на работе, если ей предъявят претензии относительно того, что она говорила ранее: «Ну я же блондинка, что Вы от меня хотели?!».
Особенности работы психолога с театральными типами личности (перенос и контрперенос)
То, что не помнится сознательно, остается активным в области бессознательного. Настоящее воспринимается как не пережитые ранее сценарии и обиды из прошлого. В связи с этим личность выпадает из пребывания «здесь и сейчас», по сути, реагируя на актуальные ситуации, замещая их «там и тогда». Задачей психолога является вернуть человека в настоящий момент времени, что увеличит уровень осознанности.
Истероиды готовы активно обсуждать свое поведение с другими людьми и с психологами, в частности. Классический тандем истерической женщины клиента и психолога мужчины. Женщины могут видеть в кресле не психолога перед собой, а провоцирующего их мужчину.
Женщина истерического типа с психологом мужчиной чувствует себя испуганной, возбужденной и защищающей себя, соблазняющей. Слегка враждебны и конкурентные по отношению к другим. Могут напоминать детей, «скулить», сообщая о том, что они хотят, или не хотят.
Клиенты истерического типа мужчины будут себя вести с психологами в зависимости от того, какая из фигур в их понимании – материнская или отцовская – будет обладать большей властью. Как правило, истерики готовы к сотрудничеству с психологом, однако люди с пограничными расстройствами могут чувствовать разрушительную угрозу со стороны психолога.
Театральные люди могут «убегать» от работы с психологом, особенно в начале установления отношений с ним. Чувства влечения, страха, ненависти могут вызывать страх, который отпугивает театральных личностей от дальнейшей работы с психологом. Пугающие чувства существуют параллельно с теплыми чувствами, они испытывают много беспокойства.
У окружающих их людей излишняя драматизация и преувеличение чувств могут вызывать насмешки. Истериков это может сильно ранить. Есть большая опасность скатиться в игру большого и всемогущего психолога «папы» и беззащитной «малышки» истерика женщины. Подтекст клиента, который она сообщает психологу: она очень слаба, чтобы позаботиться о себе самой. Психолог может впасть в соблазн ее подбодрить и утешить, когда этого не требуется.
Психологический защитный механизм регрессии спасает истериков от чувства страха и вины, которые сопутствуют возможности принятия на себя взрослой ответственности. Это не следует путать с искренней беззащитностью. Проблема сочувственного и слишком потакающего отношения к истерическим людям может привести к тому, что принижающая себя позиция клиента будет усилена. Снисходительность здесь будет так же оскорбительной, как и высмеивание манипулятивности клиента.
В контрпереносе появляется искушение ответить на соблазнительность клиента. Если фрустрировать попытки соблазнить психолога, то клиент впервые в жизни почувствует, узнает о том, что им могут предложить помощь, не используя их при этом, без аспекта сексуальности.
В кабинет психолога клиенты приносят те паттерны поведения, которые они активно используют в жизни. Например, женщина может манипулятивно запрашивать поддержку у психолога мужчины, как это делает дома с супругом. Задачей психолога в данном случае будет вернуть осознавание клиентке того, как, когда и в каких ситуациях у нее запускаются именно такие варианты поведения. Если вывести их в зону осознаваемости, то клиент сможет ими управлять.
Задача психолога при работе с истериками – быть спокойным и не директивным. В начале работы устанавливается ответственность обоих сторон, что обговаривается в ходе контракта на сессии. По ходу работы психолог тактично интерпретирует чувства, страхи, желания клиента. Но поспешность в интерпретации может напугать клиентов с истерической чувствительностью. Важно возвращать клиента к тому, что и как он чувствует, как это переживает. Одна из главных задач – научить клиента принимать взрослее решения и ответственность за себя.
Излишне импульсивных клиентов можно предупреждать о том, что у них будут появляться сильные реакции в ходе психологических сессий.
Сходство истероидного типа личности с другими (дифференциальный диагноз)
Истерическая личность в сравнении с психопатической
Исследователями-психологами было установлено, что социопатия чаще встречается у мужчин, а истерия у женщин. Истерические люди интенсивно направлены на взаимодействие с другими людьми, конфликтны и испуганы. Задачей психолога будет разобраться в том, какие страхи у них присутствуют.
А психопатические люди приравнивают страх к слабости и презирают психологов, которые каким-либо образом проявляют свое волнение на сессии. Истерические и ассоциальные люди ведут себя одинаково драматично, однако защитная истеричность отсутствует у социопатов. Демонстрация психологом своей профессиональной силы положительно будет влиять на психопатических клиентов, но будет устрашать или инфантилизировать истерических пациентов.
Истерическая личность в сравнении с нарциссической
Истерические личности используют нарциссические психологические защиты. Истерики и нарциссы имеют существенный дефект самооценки, а также глубокий стыд, и требуют компенсаторного внимания и одобрения со стороны других людей, идеализируют и обесценивают. Для истериков проблемы с самооценкой связаны с половой идентификацией. Люди с истерической организацией в целом дружелюбны и заботливы. Но если задевается их чувство страха, могут регрессировать. Истерики часто идеализируют и обесценивают зависящего от пола образ. Например, такая женщина клиент может сказать: «Этот замечательный мужчина не может меня обидеть!». Их поведение может носить агрессивные черты.
В противоположность истерикам, нарциссические клиенты разделяют всех людей на лучших и худших. Их поведение не характеризуется аффектами. Выбор партнеров у истериков ориентирован на «плохие» объекты, которые они идеализируют. Например, женщина-истерик может найти, по ее мнению, слабого мужчину и пытаться его «прокачать» по этому параметру. А нарциссические личности выбирают адекватные объекты, которые они затем обесценивают. Например, такой человек может заявить своему партнеру, спустя несколько лет совместной жизни о том, что зря потратил свое время на него.
Хотите узнать подробнее о нарциссических личностях – читайте продолжение цикла статей здесь.
Предлагаем вашему вниманию еще одну статью об истерическом типе личности: мы рассмотрим в ней подробнее причины формирования такого характера и его проявления.
Психотерапевт: «Истерикам комфортно быть истериками, потому что они получают то, чего хотят»
«Человеку в истерике крайне приятна реакция, которую он получает от окружающих. Потому как, в первую очередь, к нему обращено повышенное внимание — а это именно то, чего больше всего хочет истерик».
Истероидные личности формируются в детстве
— Ребенок формируется как зеркало собственной семьи. В зависимости от того, как вела себя семья, какую модель поведения демонстрировала, а также как реагировала на поведение ребенка, идет формирование его личности.
Возьмем простую ситуацию. Ребенок упал в песочнице, ему больно. Подбегает мама и начинает его к себе прижимать, успокаивая. У ребенка в этот момент происходит фиксация: объятия = боль. И в будущем он, скорее всего, будет избегать так называемых «обнимашек». Однако избегать «обнимашек» взрослый может и потому, что в его семье это было просто не принято.
Касаемо детских истерик многие говорят, что ребенка, который «стоит на затылке и пяточках», нужно переступить или проигнорировать. Но как врач могу сказать, что в этом случае формируются будущие клиенты психотерапевтов и психологов.
На самом деле нужно подождать, пока ребенок прекратит истерику, и тут же начать с ним разговор. Ребенок должен понимать, что истерика не работает, но рядом с ним всегда кто-то есть, с кем можно обсудить проблему или желание.
Важно, чтобы в семье было проявление чувств, но лишь тех, которые соответствуют ситуациям. И если ребенок при этом будет получать достаточно внимания, у него не будет потребности провоцировать окружающих на то, чтобы ему его оказывали дополнительно.
«Ком в горле» — классический симптом истерии
— Гипотез истерии очень много, начиная от путешествия матки внутри организма (как предполагал Гиппократ), заканчивая вытесненной вглубь себя психической энергией, которая может вылиться в ярких и не соответствующих ситуации реакциях, которые в свою очередь могут телесно проявляться. Если телесно это проявляется в виде параличей, ступора, онемения, «кома в горле» (что является классическим симптомом истерии), то со временем у человека развивается невроз.
Когда это достигает такого интенсивного уровня, что мешает человеку жить, двигаться и общаться, наступает психотический уровень заболевания, требующий лечения у психиатра.
Вообще при любом психологическом дискомфорте лучше всего обратиться к специалисту. Пусть даже анонимно. Благо, в Беларуси это возможно.
— А сами истерики обращаются к специалистам?
— Смотрите, истерику весьма комфортно живется. Своим поведением он получает нужную для него реакцию, обратную связь: внимание, заботу или что-то более конкретное, чего он добивался. Зачем ему выходить из собственных страданий? Ему там очень даже хорошо. Со временем он обучается использовать это в разных жизненных ситуациях.
Однако все же есть ситуации, когда истерики сами приходят к специалистам. Но только они ведь не говорят: «Здравствуйте, я истерик, помогите мне». Они приходят с другими запросами — «Меня в коллективе никто не любит», «Меня игнорирует муж, я не могу до него докричаться» и так далее.
Когда истерик заходит в кабинет, это всегда видно. Внешний вид истерика яркий, вызывающий. Все направлено на то, чтобы привлекать внимание окружающих.
Истерики безумно любят публику и внимание, которое она дарит. Подчеркну, что в отличие от тех же нарциссов истерики любят не столько себя, сколько именно то внимание, которое к себе притягивают.
Считается, что в истерии есть огромный ресурс для актеров, потому что истерики способны включаться в роль мгновенно. Причем, они не просто играют роль, они становятся тем, кого играют. И переживания, которые они испытывают при игре, — это настоящие переживания.
Как жить тем, кто находится рядом с истериком
— Если близкие терпят (т.е. их это устраивает), то для истерика все будет хорошо: он и дальше получает нужную ему реакцию, внимание и прочие «плюшки». Если близких это перестает устраивать, то измениться придется именно близкому.
— Конечно. Кто идет к психологу? Тот, кому больнее. Истерику всегда менее больно. А тому, кто рядом с ним, всегда более больно. Он испытывает больше страданий.
— Выходит, нужно идти к специалисту и говорить «Я живу с истеричкой»?
— Можно и так, но не обязательно. Если мужчина приходит к психологу (а мужчины, слава богу, начали ходить к психологам) и говорит «Я живу с истеричкой», то психолог, скорее всего, предложит ему линии поведения, как дальше быть.
Однако есть здесь целых два НО.
Первое. Когда мужчина говорит про женщину, что она истеричка, скорее всего, в их отношениях определенная доля ярких эмоций присутствует постоянно. Просто периодически женщина излишне красочно это демонстрирует, а мужчине это не нравится. Однако это не говорит о том, что у женщины есть психическое расстройство, просто это ее способ реагирования.
Если мужчине нравятся яркие впечатления, яркие женщины, яркие эмоции, когда все чуть-чуть за гранью, то на самом деле с истеричкой ему будет хорошо и интересно. Назовем это изюминкой, которая нравится большинству мужчин. Важно, чтобы изюминка не стала килограммом изюма.
Второе. Когда к психологу приходит человек, который живет рядом с истериком, специалист после консультации просит на следующую встречу прийти вместе с этим самым истериком. И в этом случае у истерика появляется дополнительный зритель. А чем больше зрителей у истерика, тем ему комфортнее. Видите ли, когда человек во время истерического приступа падает, он падает красиво, контролируя каждое свое движение. Ему всегда важно, как это смотрится со стороны.
Если истерик идет на бокс, он будет бить грушу в очень дорогом спортивной костюме, в новых перчатках, с напульсником, с красивой бутылкой воды за поясом. Потому что ему очень важно, как он выглядит в этот момент. И если картинка соответствует его ожиданиям, он находится в полном комфорте.
Дело в том, что истерик диссоциирован: он делает определенные действия, но в то же время он как бы наблюдает за собой со стороны. Именно поэтому одно из названий истерических расстройств – диссоциативное расстройство.
— А если лишить истерика зрителей в момент приступа, то он на этом и закончится?
— К сожалению, никто не знает, чем все закончится. Представьте, что человек 20 или 30 лет добивался своего истериками. И тут происходит ситуация, когда нет обратной связи. Тут все зависит от эмоций, которые испытает истерик от этой ситуации: ему это понравится, или разозлит, или удивит, или обидит — наперед не угадаешь.
Люди-нытики и «жертвы»
— Если человек ведет себя так, чтобы все относились к нему как к «жертве» (позаботьтесь обо мне, я несчастен, я страдаю), нужно понимать, что при этом он действительно испытывает страдания. В любом случае, если человек себя так ведет, на то есть причина. Значит, тело и душа человека действительно просят помощи. Скорее всего, в прошлом была ситуация, когда этому человеку действительно нужна была помощь, и, вероятно, сейчас обстоятельства сложились так, что все очень напоминает ему ту самую ситуацию.
— Мы все разные. И что для тебя не проблема, то для другого действительно проблема. Юнг говорил «все, что вы видите во мне, — ваше; все, что я вижу в вас, — мое». Один будет слушать «жертву» и желать помочь, второго это будет раздражать. Все зависит от характера того, кто коммуницирует с «жертвой» в данный момент.
Сопереживать ведь тоже можно по-разному: можно водить за ручку и потыкать, а можно абсолютно жестко спросить «Что тебе конкретно нужно»?