Истерики у детей аутистов что делать
Мелтдаун(срыв) при аутизме и как с ним справляться
Обычному человеку не всегда удается справиться с нервным напряжением, и рано или поздно у него случается срыв. Что уж говорить о людях с особенностями. Поговорим о срыве у больных аутизмом. Мелтдаун что это такое и как с ним справиться?
Такие люди часто испытывают сенсорную перегрузку, в последствии которой и случаются срывы. Что может вызвать мелтдаун у детей с аутизмом? Любые ситуации, которые кажутся обычными, могут послужить точкой запуска. Например, места, где много громких звуков, большое скопление людей, яркие, резкие запахи и агрессивное люминесцентное освещение, а также многие другие факторы.
Нужно понимать, что такой срыв и обычная истерика ребенка аутиста – это не одно и то же. Истерику можно спровоцировать, а мелтдаун нет. Это абсолютно неконтролируемое состояние.
Как переживают мелтдаун?
Сами же люди, страдающие аутизмом, описывают это состояние как движущийся неуправляемый поезд на полном ходу. Некоторым кажется, что их сознание в виде неконтролируемого гнева и агрессии как будто вырывается наружу, а какая-то их часть остается наблюдать за происходящим, но повлиять на процесс не может. Как бы ни описывали мелтдаун, ясно, что человек в этот момент не испытывает ничего кроме страха, ярости и гнева. Он не владеет своим телом, в его мозг дали огромный заряд энергии, а как его использовать не сказали.
Почему случаются срывы у аутистов?
Что делать, если у ребенка случился срыв?
Помните, что в этот момент дитя испытывает смесь гнева и отчаяния, поэтому кричать на него бессмысленно, это может только усугубить общую ситуацию. Улыбнитесь, скажите все хорошо, дайте понять, что чадо в безопасности. Постарайтесь обнять его. Конечно, вначале дитя будет кричать и сопротивляться, но со временем он расслабится и успокоится.
Если вышеописанные действия не помогают и малыша трудно успокоить, обычно это связано с более старшим возрастом. Тогда необходимо проявить твердость. Просто скажите, что ему необходимо побыть одному и оставьте его в комнате. Точное время, которое необходимо для успокоения, никто не скажет. Может понадобиться от 3х минут до нескольких часов. Все зависит от тяжести срыва и возраста ребенка.
Как предотвратить приступы у детей аутистов?
Не давайте ребенку скучать и перевозбуждаться. Усталость, неудовлетворенность и перевозбуждение – это основные признаки подобных состояний. Оберегайте дитя от стрессовых ситуаций, не давайте ему находиться в местах с большим количеством людей и громких звуков. С детьми постарше постарайтесь поговорить. Объясните разницу между хорошим и плохим поведением, объясните, что дитя может попытаться справиться со срывом самостоятельно. Когда ребенок старается контролировать свое поведение, то обязательно хвалите его, вообще старайтесь меньше наказывать и делать акцент на позитивном воспитании.
Истерики у детей аутистов что делать
Дети с расстройством спектра аутизма (РАС) могут вести себя агрессивно по отношению к себе или другим людям. Существуют стратегии, которые вы можете использовать, чтобы предотвратить агрессивное поведением вашего ребенка.
Почему проявляется агрессия при аутизме
Аутизм сам по себе провоцирует проявление определенных поведенческих особенностей в виде повторения движений и действий (стереотипий), вокализаций и агрессивных всплесков и т.д. Проявляться злость может по-разному:
Методы борьбы с агрессией у детей-аутистов
Не каждый ребенок, которому диагностируют расстройство аутистического спектра, агрессивен, но приступы у них встречаются намного чаще, чем у здоровых детей. Агрессия провоцирует стрессовое состояние не только для самих детей, а и для всех членов семьи. К сожалению, быстро подавить приступы не получится, можно научить ребенка контролировать свои эмоции.
Существует несколько методов, которые помогут всем членам семьи справляться со сложившейся накаленной ситуацией. Итак, что делать с агрессией при аутизме.
Агрессия при аутизме: метод первый
Помощь детям в общении: метод второй
Понять причину – решить проблему: метод третий
Важно: чтобы получить результат, нужно долго и целеустремленно работать, в первую очередь над собой. Прежде чем внедрять в режим дня что-то новое, обязательно нужно советоваться с лечащим врачом.
Методы борьбы с агрессией у взрослых аутистов
Расстройство аутистического спектра у взрослых обладает своими особенностями. Одной из характерных черт заболевания является агрессия, с угрозой для него самого и окружающих. Игнорировать подобные поведенческие изменения нельзя, среди методов борьбы с приступами гнева, стоит отметить:
Как вести себя в случае истерики и эмоционального срыва
Первое, что нужно сделать – определить причину истерики и эмоционального срыва малыша. Обычно, подобные состояния провоцируют стрессовые ситуации. Они могут проявляться в виде криков, плача, валяния по полу, агрессивного поведения по отношению к себе или другим.
В доме должно быть комфортно, без стрессовых факторов: одинаковый и тщательно продуманный распорядок дня, общение без повышенных тонов.
Нужно своевременно ограничить аутиста от факторов, которые провоцируют стресс: большое скопление народа, громкая музыка, крики. Переключить его на иное действие, провести дыхательные упражнения.
Ребенок должен уметь демонстрировать взрослым уровень своего дискомфорта, страхов и панических атак: карточками, знаками или жестами.
Чувства ребенка должны быть на первом месте. Аутистам нужно внимание!
Совет: родителям рекомендуется вести дневник, в котором записывать, когда, что и как может спровоцировать их ребенка к проявлению эмоционального срыва и истерики.
Применения метода A-B-C
Агрессия у ребенка с аутизмом, как бороться – метод А-В-С:
Как помочь ребенку выражать свои потребности
Одна из причин проявления злости у детей с РАС – отсутствие умений выражать свои потребности. Научить – прямая обязанность родителей. Как это сделать?
Каждое действие родители должны проговаривать. При этом демонстрировать картинки, предметы, эмоции, жесты.
При желании уединиться, ваше чадо может просто показать на дверь комнаты или изображение, связанное с уютом и спокойствием.
Да, этот метод не покажет моментальных результатов, но неоднократное повторение действий и ассоциаций поможет вашему малышу адаптироваться в пространстве и научиться выражать свои желания более четко и понятно для окружающих. В результате, вспышек агрессии будет на порядок меньше.
Изучение агрессии при аутизме
Последние разработки относительно агрессии при РАС осветили тенденции, которые характеризуют общую картину:
В ходе исследований ученые пришли к выводу, что приступы злости связаны с основными симптомами РАС. Обычно, это нарушение распорядка дня, непонимание окружающей ситуации.
Агрессия при аутизме, отзывы
В таблице собраны некоторые отзывы родителей, которые столкнулись с проблемой агрессии, и насколько простые бытовые правила помогают с ней справиться.
Положительные | Отрицательные |
Нам очень помог совет с распорядком дня и картинками. Мне намного проще понимать, чего хочет дочь, и атмосфера дома стала более доброжелательной и спокойной. (Марта) | А у нас агрессия началась как раз после назначения ноотропного препарата. Дочь перестала спать по ночам, стала раздражительной, плакала, все швыряла. Это было нечто. Я сразу даже не связала препарат с поведением. Как только отменили, через неделю все восстановилось. Теперь боюсь всех этих лекарств! (Надя) |
У нас ЗПРР на основе аутистического синдрома, и приступы гнева начали проявляться только в 5 лет, когда мы начали сына водить в детский сад. Он просто начал подражать остальным детям, начал кусаться, драться, требовать что-то плачем и т.д. Несколько сеансов с психологом, плюс ко всему дома начали играть в ролевые игры с демонстрацией разных ситуаций, помогло исправить ситуацию. Ах, да, группу в дет.саду мы сменили. Сын опять спокойный и уравновешенный. (Лиля) | Ой, все просто, дома должно быть спокойно, тихо и комфортно. Дарите внимание своим крохам и не будет проблем. А если дома родители ссорятся, на ребенка начхать, только пичкают его препаратами, так и агрессии не удивляйтесь! (Вероника) |
Мы нашли свой метод успокоения. Наша зайка перестает капризничать и крушить все на своем пути как только видит плавающих дельфинов с их пением. В комнате всегда играет релаксирующая музыка и окружают только фиолетовые тона (по совету психолога(Ирина)). | |
У нас раньше агрессия начиналась как только приближалось время сна. Какой-то бешеный страх был. Опытные психиатры разработали ритуал сна. На его внедрение мы потратили полгода. Зато теперь никаких проблем и никакой агрессии. (Татьяна) | |
Звуки дождя, трели птиц, пение дельфинов, музыка для медитации – все это положительно влияет на состояние души и на поведение нашей малышки, да и наше с мужем. Даже после эмоциональной прогулки, после того, как мы переступаем порог квартиры, она расслабляется и успокаивается. (Зарина) |
Вывод
Из многочисленных отзывов можно сделать вывод, что при правильном подходе, приступы гнева и агрессии можно подавить, наполнив жизнь своего крохи комфортом, вниманием и любовью.
Наблюдайте за своими детьми, взаимодействуйте со специалистами, внедряйте разные методы коррекции поведения и сохраняйте спокойствие. Только так можно достичь успеха.
Ребенок с РАС. Истерика. Что делать?
РЕБЕНОК С РАС. ИСТЕРИКА. ЧТО ДЕЛАТЬ?
Убедитесь, что ребенок не может убежать или повредить себе или другим людям (например, вам). Если есть возможность схватить ребенка в охапку и унести в тихое место – воспользуйтесь; если нет – НАПЛЕВАТЬ, ЧТО СМОТРЯТ. Если ребенок не возражает, чтобы его обнимали – обнимайте. Если возражает – прижмите к полу, к дивану. Ключевой момент – ребенок не может нанести себе и другим вред. Как это выглядит со стороны – честно, неважно.
Успокойтесь. Но как, когда крик, вой, разодранные вещи, комментирующие прохожие? Ну, вот так. Это что, первая истерика? Нет, не первая. Предыдущие оканчивались, и эта кончится. Да, это болезнь, и эта болезнь надолго. Но это не самое страшное, что может быть с человеком. Шумно, да. Обидно. Ткань нашей жизни. Мы его держим, он никуда не денется, на чужих наплевать. В крайнем случае, можно оглянуться, выбрать самое симпатичное лицо из окружающих и сказать «Ребенок – с аутизмом. У него приступ. Пожалуйста, проследите, чтобы мне не мешали его успокаивать». Сядьте так, чтобы не затекали ноги (на пол – так на пол, на корточках трудно держать равновесие), держите крепко и медленно глубоко дышите. Помните, как в самолете – сначала маску на себя, потом на ребенка? Мы все живы. Мы успокоимся. Сначала взрослый, потом маленький.
Говорите с ним. Отделите истерику от ребенка. Выбирайте те слова, которыми вы пользуетесь обычно дома, но сообщение, которое вы передаете ребенку, должно быть таким: «Тебе сейчас очень плохо. Это такое состояние, оно пройдет. Я с тобой. Я люблю тебя». Далеко не каждый раз ребенок в истерике может понимать речь. Но все равно, остаются отдельные слова, остается тон. «Милый мой заяц, опять на тебя напала вредность». «Ничего, малыш, это обида, обида пройдет, держись, мой хороший». Эти слова зададут понимание ситуации не только ребенку, но, прежде всего, вам, а заодно и наблюдателям. Родитель контролирует ситуацию. Ситуация неприятная, но штатная. Насилия над ребенком нет (а часто люди, наблюдающие истерику, подозревают, что без насилия довести ребенка до такого невозможно).
Убедившись, что ребенок начал прислушиваться к вашим словам (а на третьем шаге вы можете оставаться долго), предлагайте ему варианты социально приемлемого реагирования. Если ребенок вербальный, то одним из самых действенных способов выхода из истерики является ее озвучивание. Обращаясь к ребенку, настойчиво предлагайте ему: Скажи – «Я СЕРЖУСЬ». Скажи – «случилось то-то и то-то, и я РАССТРОЕН». Скажи – «мне обидно!» Это может сработать не с первого раза и даже не в первую же истерику. Но даже если ребенок слышит это предложение и запоминает его, оно задает ребенку возможность осознавать происходящее. А каждый раз, когда ребенок повторяет эти слова за вами, это ваша победа, причем четырежды: Вы ведете ситуацию. Ребенок не воет, а членораздельно говорит. Ребенок получает опыт называния эмоции. Ребенок тратит эмоцию на ее проговаривание. Даже если это будут совсем простые слова, доступные маловербальному ребенку «обидно», «плохо», или даже «фу», пусть он говорит их, повторяя за вами. Если возбуждение не спадает, ребенку можно предложить неагрессивный физический контакт. Главное, чтобы ребенок осознал предложение и не давал четко отрицательного ответа. «Давай я тебя буду щекотать?» «Давай я тебя пожумкаю?» «Можно сейчас тебя сильно-сильно обнять?» Если вы можете полагаться на намерения ребенка, то «Хочешь побить подушку?» «Хочешь посидеть в спальном мешке?» или то, что позволяет успокаиваться вашему ребенку в обычных ситуациях. Вы не впервые наблюдаете истерику у своего ребенка. Чего он хочет потом? Обнять? Умыться? Пить? Спросите, не готов ли ребенок подумать о чем-то еще, кроме своего горя. Не готов? Обсудите его еще раз. Назовите состояние, назовите причину, напомните, что ребенок – ваш любимый ребенок и вы здесь, чтобы помочь справиться.
Консультация «Боремся с истериками детей с аутизмом»
Подготовила Самошкина Н. А. МБДОУ ДС «Парус» г. Волгодонск
Боремся с истериками детей с аутизмом
Детки с Аутизмом особенные. И истерики их другие. По другим причинам, другой интенсивности и длительности. Методы борьбы другие. На ваших детках не работает то, что советуют психологи и мамы во дворе. Аутята часто не понимают речь. Им невозможно объяснить! Не умение владеть собой, сенсорные проблемы, слабая эмоционально-волевая сфера, физическое недомогание или проблемы с кишечником все это приводит к истерикам, хаосу поведения, настроения и капризам. Слезы без видимой причины, слишком сильные и долгие крики и истерики, увы, очень часто сопровождают Аутизм.
Бороться с капризами Аутят можно и нужно. Надо просто помнить, что детки наши особенные и истерики их не простые и неспроста. Зная техники и методики борьбы с истерикой, понимая и принимая своего Аутенка, нужно самим стать гибкими. Научиться бороться с капризами и предотвращать истерики можно!
Причины истерик при Аутизме:
Ребенок не может выразить словами свои чувства и желания.
Ребенок не понимает причину неожиданных перемен.
Ребенок не получает от окружающих желаемого.
Ребенок уверен в своем неуспехе и не хочет даже попробовать.
Ребенок играет с игрушками, которые не подходят ему по возрасту и делают его не успешным в игре.
У ребенка что то болит или он устал, переутомился, голоден.
Ребенка отрывали от интересного занятия.
У ребенка сенсорная перегрузка, с которой он не может справиться
Аутенка принуждают к общению, которого он не хочет.
Ребенок пытается привлечь внимание взрослых.
Ребенок привык, что все его требования выполняются, если поваляться и поплакать…
Почему ребенок капризничает и что можно предпринять:
1. Аутичные дети очень часто имеют трудности со слуховым восприятием. Они часто не понимают того, что им говорят (слышат, но не понимают значения услышанного). Непонимание речи становится причиной нежелательного поведения. В этом случае вам помогут приемы визуальной поддержки. Если вы используете картинки и карточки, фотографии, видео ребенок легче поймет, что его ждет и чего от него требуют. Систематичные занятия позволят научиться и стать успешным.
2. Проблемы с поведением могут быть вызваны недоразвитием речи. Отсутствие возможности выразить себя через речь является причиной большинства истерик у аутичных детей. В таких случаях можно использовать систему PECS, чаще прислушиваться к тому, что хочет и куда хочет ваш ребенок, дать возможность объяснить. И выбрать.
3. Часто пищевые аллергии могут быть причиной нежелательного поведения. Самыми распространенными аллергенами являются молочные продукты и продукты из пшеничной муки, а также консерванты и красители. Часто пищевые аллергии сопровождаются головными болями, нервозным состоянием, чувством тошноты, болями в животе, суставах, в результате чего ребенок становится менее терпимым к окружающей его среде и часто срывается. Часто ребенок не может сказать, что же его беспокоит.
4. Во многих случаях проблемное поведение – это реакция на просьбу или требование, предъявляемое ребенку. Возможно, когда-то ребенок усвоил, что таким поведением, можно избежать обучения, занятий, уклониться от выполнения работы по дому и от любого общения.Решение такой проблемы может стать только согласованность: все без исключения, кто работает или просто находится с ребенком, должны добиваться выполнения просьб, предъявляемых ребенку всегда. В противном случае, истерики будут повторяться.
5. Иногда истерики начинаются, потому что ребенок перевозбужден. Это может произойти в случае чрезмерной стимуляции ребенка, или просто после длительного нахождения в насыщенной сенсорной среде. В таких случаях необходимо устранить причину перевозбуждения ребенка. Наиболее популярными техниками является выполнение интенсивных упражнений, медленное раскачивание или глубокие объятия.
7. Отсутствие интереса к происходящему. Скучающий ребенок может начать кричать, портить предметы вокруг себя. Необходимо постоянно подпитывать интерес ребенка к происходящему вокруг и к целенаправленной деятельности. Иметь при себе то, что ребенка увлечет и развлечет.
8. Иногда истерики случаются только в садике, а дома их не бывает, или наоборот. Возможно, это происходит, потому что родители уже выработали стратегию предотвращения или прекращения этого поведения, а учитель не знает о ней. В этом случае, очень важно, чтобы родители и педагоги были в постоянном общении и выработали единый подход к нежелательному поведению.
Как бороться с истерикой:
1. Сохраняйте спокойствие. Оцените ситуацию. Подышите. Настройтесь.
2. Не разговаривайте. Прекратите какое-либо общение, если истерика показная. Говорите, односложно комментируя чувства ребенка, упал, устал.
3. Не оставляйте ребенка плакать одного. Ребенок истерит не потому, что он избалованный, а потому что по-другому общаться и выражать свои эмоции он просто не умеет. Он должен чувствовать, что вы на его стороне. Будьте рядом, в поле зрения ребенка. Игнорируйте, но не злитесь.
4. Не кричите и не раздавайте подзатыльники. Ваша злость и раздражение непонятные ребенку. Наказание усугубляет истерику, ведь теперь ребенка действительно обидели.
5. Может помочь физическая активность. Если причина слез переутомление или перевозбуждение может сработать попрыгать, полетать, поскакать, покружить, пощекотать и тем отвлечь, дать разрядится ребенку!
6. Не обращать внимание. Способ эффективный, но в некоторых случаях не работает, например на людях. Дома же можно тренировать свою выдержку сколько угодно! В общественном же месте постарайтесь вывести ребенка из людного помещения как можно быстрее. Минимум слов.
7. За истерику ребенка можно и наказать.Но наказание должно быть моральным и НЕМЕДЛЕННЫМ: можно поставить ребенка в угол или забрать игрушку, которую он ломает. Четко объявив нельзя, некрасиво, успокойся.
8. При сильном раздражение, главное, избежать импульсивной негативной реакции.Для этого: сделайте вдох и медленно сосчитайте до 10, сильно расправьте спину или поройтесь в сумочке, проверьте телефон, посмотрите время. Несколько секунд помогут не наломать дров!
9. Смените место действия. Иногда лучше всего срабатывает выйти вместе или унести ребенка с места истерики. Из магазина, от мультиков или холодильника. Подальше от того что расстроило ребенка.
10. Нет зрителей — нет спектакля! Часто помогает просто сделать вид, что ничего особого не произошло. Мама должна, как ни в чем не бывало, продолжать заниматься своими делами или отвернуться.
11. Будьте категоричны. Скажите твердое нет! Тогда когда это важно. Тогда когда вы готовы и настроились морально на бурю. Никогда не прогибайтесь именно во время такого демонстративного обучения. Периодически повторяя нет и причину отказа. Занимайтесь своими делами.
12. Если истерика показная, не уступайте. Если желание будет выполнено в момент истерики, вы закрепите такое поведение. Не сомневайтесь, истерики станут и чаще и громче, а ребенок в разы изобретательнее. Если ребенок требует, что то криками и слезами никогда не сдавайтесь. Проще один раз переждать бурю, чем постоянно ждать шторм.
13. Не пытайтесь ничего объяснять во время истерики, лучше уединитесь или выйдите с ребенком на улицу. Ведь ребенок НЕ может себя контролировать и вникнуть в ваше красноречие. Объяснения бесполезны. Пение, молчание или шепот может сработать намного лучше слов.
14. Попробуйте крепко обнять ребенка или взять на руки, лицом к себе. Крепкое объятие может помочь не только успокоить ребенка, но и сблизиться. Почитайте о Холдинг-терапии больше.
15. Не позволяйте управлять собой и ситуацией. Если ребенок остается в садике не в первый раз, максимально быстро покиньте комнату. Если уходите по делам, а ребенок не опускает. Не затягивайте с расставанием. Это только удлинит и усилит истерику.
16. Истерика в публичном месте. Старайтесь ни обращать внимание на осуждающие взгляды посторонних. Главное безопасность ребенка, а не мнение окружающих. Выведите или отнесите ребенка на руках туда, где людей меньше. Лучше на свежий воздух. Не привлекайте посторонних к воспитанию, не давайте лезть с советами.
17. Скажите свидетелям истерики, что происходит. «У моего сына аутизм». Сделайте специальные визитки или листовки, в которых объясняется, что такое аутизм. Это позволяет вам не вдаваться в объяснения при ребенке, а просто протянуть визитку или листовку в случае необходимости.В общественные места можно одевать футболку: «Я не веду себя плохо. У меня Аутизм»
ИНСТРУКЦИЯ: Если истерика показная, и вы сказали, НЕТ, (подходящее место и время, будьте твердыми и не уступайте! Переждите бурю в самом подходящем месте.
Если истерика связана с сенсорной перегрузкой, усталостью, аутизмом, травмой утешьте ребенка ЛЮБЫМ уместным и удобным способом. Попрыгайте, пообнимайтесь. Отвлеките, накормите, дайте игрушку, вкусность или поиграть в телефон.
Если слезами ребенок пытается отказаться от общения, занятий, просьб и требований. Научитесь настаивать! Не забывая четко просить, помогать и хвалить. Ваши слова не шум. Добивайтесь исполнения.
Школа выживания с аутичным ребенком это трудная школа. Обычные дети так много понимают и так активно учатся. Ваши детки другие, особенные. Но и они растут и меняются и обучаются пусть и медленнее. Не всегда плохое поведение равно плохое воспитание. Но и ваши детки должны иметь рамки дозволенного, знать как вести себя хорошо, а когда нехорошо. Ваша задача быть рядом, помогать, показывать, напоминать, подбадривать, сглаживать, предугадывать, настаивать и контролировать…
Изобразительная деятельность как средство самовыражения детей с аутизмом Дети с аутизмом испытывают трудности в общении. Изобразительная деятельность является хорошим средством для установления контакта между.
Консультация «Как бороться с капризами и истериками ребенка» Капризы и истерики детей 4-5 лет. Как с ними бороться. Дети не рождаются капризными и упрямыми, и это не возрастные особенности. Нельзя.
Развлечение «Как мы боремся с огнем» для детей 5–7 лет КАК МЫ БОРЕМСЯ С ОГНЕМ Возрастная категория воспитанников: 5 – 7 лет Направленность группы: оздоровительная Место проведения: музыкальный.
Консультация для родителей детей среднего дошкольного возраста «Игрушка для детей» Консультации для родителей детей среднего дошкольного возраста «Игрушка для детей» Именно с игрушками у большинства людей ассоциируется.
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие эмпатии у детей» Ни для кого не секрет,как много внимания сейчас уделяется развитию интеллектуальных способностей у детей. Много развивающих центров и площадок.
Консультация для родителей и педагогов «Ребенок с аутизмом и аутичным поведением» Изначально исследователи относили такое заболевание, как аутизм, к разновидности шизофрении. Таких детей прятали от общества, закрывали.
Консультация «Особенности нарушения эмоционально-волевой сферы у детей с ранним детским аутизмом» Особенности нарушения эмоционально-волевой сферы у детей с ранним детским аутизмом Нарушение эмоционально-волевой сферы является ведущим.
Обучение детей с ранним детским аутизмом (РДА) пониманию речи и выполнение инструкций МБДОУ ДС «Парус» педагог Н. А. Самошкина Обучение детей с ранним детским аутизмом (РДА) пониманию речи, выполнение инструкций. Необходимыми.
Организация помощи детям с аутизмом, испытывающим трудности адаптации С. А. Повар, учитель высшей категории Статистика развитых стран показывает, что рост числа аутистов приобретает в наше время лавинообразный.
Фотоотчёт о проведении акции солидарности людей с аутизмом «Зажги синим» «2 Апреля отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма».2.04.2019 г. в детском садике №14 «Ручеёк» прошла поддержка.