Истигаса что это в исламе

Истигаса – ширк? Фетва хафиза Ибн Хаджара аль-Аскаляни

Истигаса что это в исламе. Смотреть фото Истигаса что это в исламе. Смотреть картинку Истигаса что это в исламе. Картинка про Истигаса что это в исламе. Фото Истигаса что это в исламе

Известно, что у имама, хафиза, шейх уль-Ислама Ибн Хаджара аль-Аскаляни (да будет доволен им Всевышний Аллах) существуют ответы на вопросы. Некоторые из них опубликованы, другие существуют в виде рукописей. Одна из таких неизданных фетв привлекла наше особое внимание, ибо затрагивает животрепещущий вопрос об истигасе, за которую ваххабиты выносят необоснованный и однозначный такфир. Фетву эту приводит шейх Шихабуддин ас-Саджаи аш-Шафии аль-Азхари (да будет милостив к нему Всевышний Аллах) в своём комментарии к книге «Сафинату ннаджа лиман иля Ллахи илтаджа» имама Ахмада Заррука аль-Малики (да будет милостив к нему Всевышний Аллах). Приведём эту замечательную фетву на нашем сайте вместе с комментариями устаза Низара Хамади (да хранит его Аллах) [который разместил её на личной странице в Фейсбуке].

Тавассуль: между имамом ибн Хаджаром и шейхом ибн Таймией аль-Харани

К вещам, которые в наше время разделяют и разъединяют исламскую умму, относится вопрос ширка, используемый ваххабитами в качестве предлога для неоправданного обвинения многих мусульман в неверии. В этом своём мерзком действии, которое противоречит положениям и целям Ислама, они опираются на ошибочные фетвы шейха ибн Таймии, на заблуждения которого обратили внимание учёные. К имамам-хафизам, которые опровергали эти ошибочные фетвы шейха ибн Таймии, относится в том числе шейх уль-Ислам Шихабуддин ибн Хаджар аль-Аскаляни (773–852 г. х./1372–1449 г.) (да будет милостив к нему Всевышний Аллах), который был спрошен о человеке, сказавшем следующее:

ومن الأئمة الحُفاظ الذين ردوا على الشيخ ابن تيمية هذه الفتاوى الشاذة شيخ الإسلام شهاب الدين بن حجر العسقلاني رحمه الله تعالى، فقد سئل عمن قال: «شيء لله يا سيدي عبد القادر» فقال له شخص: هذا شركٌ، فهل دعوى الإشراك خطأ من قائله ويجب عليه التوبة والاستغفار من ذلك؟

«[Прошу] о чём-то ради Аллаха, о мой господин Абдуль-Кадир!» И сказал ему другой человек: «Сие есть ширк!». Можно ли говорить, что данное заявление о ширке является ошибкой, и на том, кто заявил об этом, лежит обязанность покаяться?

Хафиз ибн Хаджар ответил следующее:

فأجاب الحافظ ابن حجر بما حاصله: إن اعتقد القائلُ أنّ حصول الكائنات بإرادة الله تعالى، ولم يقصد حقيقة الدعاء، لم يُمنَع، وكان الأولى أن يقول: أسأل الله وأتوسل بعبده فلان أن يقضي حاجتي.
وأما إطلاق كون ذلك إشراكاً فلا، وإنما تكلم في ذلك الشيخ ابن تيمية وأراد التحذير مما وقع لأهل الجاهلية، لكنه توسع في ذلك كعادته. وأنكر الناسُ عليه ذلك من زمانه إلى الآن، خصوصاً في قوله: إنه لا يتوسل بأحد من الأنبياء ولا بنبينا صلى الله وسلم عليهم، فإنهم اتفقوا على خطئه في ذلك.
وقد وقع في جامع الترمذي أن النبي صلى الله عليه وسلم علّم بعض الصحابة: اللهم إني أتوسل إليك بنبي الرحمة. الحديث. اهـ

«Если сказавший сии слова (то есть “[Прошу] о чём-то ради Аллаха, о мой господин Абдуль-Кадир!”) верит в то, что всё происходящее в мире случается только по воле Всевышнего Аллаха, не имея в виду под своей просьбой дуа в истинном смысле (то есть поклонение), то это не запрещается. Однако было бы лучше для него сказать: “Прошу Всевышнего Аллаха и обращаюсь к Нему посредством такого-то раба Его, чтобы Он (Аллах) исполнил мои нужды”.

Что же касается называния данного действия ширком, то нет, [ширком оно не является]. Поистине, об этом (о том, что это ширк) говорил шейх ибн Таймийя, и он хотел таким образом предостеречь от того, что случилось с людьми джахилии, однако, как обычно, проявил чрезмерность. Начиная с его эпохи и до наших дней люди порицают его за это, особенно за слова: “Я не делаю тавассуль посредством кого-либо из пророков, в том числе нашего Пророка”. Поистине, они единогласны в том, что он здесь ошибся. Воистину, в труде “Джами” ат-Тирмизи передано, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обучил некоторых своих сподвижников [следующим словам]: “О Аллах, обращаюсь к тебе посредством Пророка милости».

Поистине, это решающее слово имама-хафиза, с величием и огромнейшими знаниями которого в науке хадиса в вопросах изучения иснада и понимания смысла хадисов согласились учёные! Есть ли среди ваххабитов те, кто поразмыслит над этими словами [имама ибн Хаджара] и оставит необоснованный такфир, следствием коего является подрыв исламского единства, без которого не может быть проявлено величие мусульман?

О, Аллах! Ахлю Сунна обращается к Тебе со словами, что они не причастны к тому, что творят ваххабиты для разделения исламской уммы, будь то их государство или шейхи!

Источник

Тавассуль и истигаса через Пророка

Истигаса что это в исламе. Смотреть фото Истигаса что это в исламе. Смотреть картинку Истигаса что это в исламе. Картинка про Истигаса что это в исламе. Фото Истигаса что это в исламеОдно из заблуждений Ибн Таймийи, которое не высказывал ни один алим до него и которое привело к расколу среди мусульман, – это его осуждение тавассуля и истигасы (просьба о помощи) посредством Пророка (мир ему и благословение).

На самом деле, всё не так, как объявил Ибн Таймийя (а именно, что тавассуль и истигаса не дозволены), и ни один алим до него так не считал. Напротив, тавассуль посредством Пророка (мир ему и благословение) – это хасан (благое деяние), будь то до его (Пророка, солляллаху алейхи ва саллям) создания или после этого, при его жизни или после его смерти.

В пользу тавассуля до его создания говорит хадис, переданный аль-Хакимом и названный им достоверным (сахих). Данный хадис доказывает, что тавассуль – это путь праведных предков (саляфов), пророков, аулия и других мусульман (а взгляды Ибн Таймийи – просто его выдумки, не имеющие основы):

«Ради него» (би-хаккихи) подчеркивает [высокую] степень Пророка (мир ему и благословение) его место перед Всевышним Аллахом, или право (хакк) [главенства] над творениями, которым Аллах одарил его, или право Его рабов пред Ним, которым Аллах обязал Себя по Своему благоволению [к творениям]. В достоверном (сахих) хадисе сказано об этом так:

«Он сказал: «И каково право служителей (рабов) Аллаха пред Ним?»

Это не означает, однако, что [отвечать на мольбу рабов] обязательно (ваджиб) для Аллаха, так как для Аллаха нет ваджиба.

Более того, просьба Пророком (мир ему и благословение) – это, по сути, не просьба, обращенная к нему, в том виде, в котором это может показаться ширком. Такая просьба – не что иное, как мольба, обращённая к Самому Аллаху посредством человека, который занимает перед Ним почётное место, наделён Им высокой степенью [перед Ним Самим] и особо выделен [среди других рабов].

Одним из чудес Пророка (мир ему и благословение) которыми Аллах одарил его, является то, что, когда кто-либо просит посредством него (Пророка), Аллах не отказывает ему в [исполнении] просьбы. Тот, кто отрицает это и считает, что Пророк (мир ему и благословение) лишён такой милости и унижен.

Хадис, переданный ан-Наса’и и ат-Тирмизи (последний назвал его достоверным – сахих), [служит доводом в пользу тавассуля через Пророка, солляллаху алейхи ва саллям] во время его жизни:

А в другом риваяте слепой говорит:

«У меня нет поводыря, и это сложно для меня». И тогда Пророк (мир ему и благословение) повелел ему тщательно совершить омовение и обратиться к Аллаху с такой мольбой:

«О Аллах, я молю тебя и обращаюсь к тебе посредством Пророка Мухаммада, пророка милости. О Мухаммад, я обращаюсь посредством тебя к Аллаху, чтобы Он исполнил мою нужду. О Аллах, прими его заступничество за меня».

Имам Аль-Байхаки также назвал этот хадис достоверным (сахих) и добавил: «Он встал прозревшим». Ещё в одном риваяте говорится:

«О Аллах, прими его заступничество за меня и одари меня заступничеством за себя самого»

Пророк (мир ему и благословение) знал об этом, но не обратился за него с мольбой, так как хотел, чтобы слепой сконцентрировался на истигасе через него, остро почувствовал бремя духовного одиночества и отчаяния и чётко узрел цель [своей мольбы]. И такой результат достижим как при его жизни, так и после его смерти, поэтому салафы после смерти Пророка (мир ему и благословение) использовали такой способ мольбы для достижения своих целей. Усман ибн Хунайф, разыАллаху анху, научил такому способу мольбы одного из сподвижников… Ат-Табарани и аль-Байхакы передали это [дуа], и ат-Табарани передал с хорошей (джаййид) цепочкой передатчиков, что он (этот сподвижник) упомянул в своём дуа [следующие слова Пророка]:

Нет разницы между тавассулем, истигасой, ташаффу’ом и таваджджухом через него, через других пророков и через аулия. Ведь тавассуль посредством деяний (о котором сказано в достоверном хадисе о пещере) дозволен, несмотря на то что деяния [ограничены] временем (то есть у них есть начало и конец).

Следовательно, [созданные для Вечной жизни] души праведников предпочтительны [как средство для тавассуля]. К тому же, Умар ибн аль-Хаттаб, разыАллаху анху, прибег к тавассулю через Ибн Аббаса, разыАллаху анху, для того, чтобы испросить дождя, и Ибн Аббас, разыАллаху анху, не отверг этого. То, что Умар Ибн аль-Хаттаб совершил тавассуль через Ибн Аббаса, разыАллаху анхум, а не посредством Пророка (мир ему и благословение) и его могилы, мудро, поскольку так он проявил адаб и возвысил родных Пророка. Таким образом, совершая тавассуль через Ибн Аббаса, Умар, разыАллаху анху, в действительности совершил тавассуль через Пророка (мир ему и благословение) проявив уважение к его родным.

Выражения «тавассуль» и «истигаса» не подразумевают, что тот, кто просит о помощи (аль-мустагас бихи), по статусу выше того, чьей помощи он просит (аль-мустагас иляйхи). Ведь слово «таваджджух» происходит от слова «джах», которое означает «высокий статус». Тот, кто занимает более высокое положение [перед Аллахом], может совершать тавассуль через того, кто ниже. Истигаса – это просьба о помощи. Совершая истигаса, человек просит о помощи у другого человека, чтобы тот попросил помощи у третьего, даже если третий лучше, чем тот другой.

Итак, таваджджух и истигаса посредством Пророка, соллялаху аляйхи ва саллям, или посредством других есть не что иное, как обращение к Аллаху. Тот, кто этого не понимает (букв: «если чья-либо грудь не открыта для этого»), пусть плачет по самому себе. Мы же молим Аллаха о благополучии.

[На самом деле,] цель – это помощь Всевышнего Аллаха, а Пророк (мир ему и благословение) – посредник между Ним и тем, кто молит о помощи.

Итак, всякая помощь испрашивается у Всевышнего Аллаха. Но содействия ищут у Пророка (мир ему и благословение) и помощь исходит от него в виде посредничества и приобретения (касб), и испрашивание помощи у него – образно. В целом, использование термина «истигаса» в общем смысле для обозначения исходящей от кого-либо помощи, пусть даже и в форме посредничества, широко известно, и относительно нее (истигасы) нет сомнений как с точки зрения науки [арабского] языка, так и с точки зрения Шариата.

Следовательно, нет разницы между ней (истигасой) и просьбой, особенно в свете хадиса о заступничестве в День Суда, упомянутого в сборнике аль-Бухари:

Тавассуль также может означать испрашивание у него дуа, так как, поистине, он жив и знает о проблеме просящего. В большом достоверном хадисе сказано:

«[Однажды] во время правления Умара, разыАллаху анху, люди стали страдать от засухи. Один человек пришёл на могилу Пророка (мир ему и благословение) и произнёс:

«О Посланник Аллаха, проси о дожде для твоей уммы, поистине, она погибает».

Затем этот человек заснул, и Пророк (мир ему и благословение) явился к нему во сне и сказал, что дождь пойдёт. Далее в хадисе сказано: «[Пророк также сказал:] «Иди к Умару, и передай ему мой салам, и скажи, что дождь прольётся на вас. И также передай: «Тебе следует быть умным, тебе следует быть умным!»»

Здесь имелась в виду мягкость, так как Умар, разыАллаху анху, отличался строгостью в религии. Итак, этот человек пришёл к Умару, разыАллаху анху, и рассказал ему об увиденном сне. Умар, разыАллаху анху, сказал:

«О мой Господь, я не жалею сил [ни на что], кроме того, что не в моих силах!»

В другом риваяте [этого хадиса] говорится о том, что этот сон увидел Билал ибн Харис аль-Музани, разыАллаху анху, сподвижник [Пророка, солляллаху алейхи ва саллям].

Цитировалось по: Ибн Хаджар аль-Хайтами. Аль-джаухар аль-муназзам. Цит. по: Кади Юсуф аль-Набхани. Шавахид аль-хакк филь истигаса би-саййид аль-хальк, солляллаху алейхи ва саллям («Доказательство истинности истигаса посредством господина творений»). См.: http://www.marifah.net/scans/nabhani-shawahid.jpg

Истигаса что это в исламе. Смотреть фото Истигаса что это в исламе. Смотреть картинку Истигаса что это в исламе. Картинка про Истигаса что это в исламе. Фото Истигаса что это в исламе

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Различные формы Тавассуля и Истигасы и правила их совершения

Истигаса что это в исламе. Смотреть фото Истигаса что это в исламе. Смотреть картинку Истигаса что это в исламе. Картинка про Истигаса что это в исламе. Фото Истигаса что это в исламе

Истигаса что это в исламе. Смотреть фото Истигаса что это в исламе. Смотреть картинку Истигаса что это в исламе. Картинка про Истигаса что это в исламе. Фото Истигаса что это в исламе

Истигаса что это в исламе. Смотреть фото Истигаса что это в исламе. Смотреть картинку Истигаса что это в исламе. Картинка про Истигаса что это в исламе. Фото Истигаса что это в исламе

Institute of Islamic jurisprudence

Истигаса что это в исламе. Смотреть фото Истигаса что это в исламе. Смотреть картинку Истигаса что это в исламе. Картинка про Истигаса что это в исламе. Фото Истигаса что это в исламе

Исламский информационно-образовательный портал

Приведенная здесь фетва посвящена сложному и неоднозначному вопросу исламского права, а именно, вопросу истигасы или возможности обращения к умершим. Приверженцы т.н. салафизма (ваххабизма) относятся к данной практике резко отрицательно, обвиняя совершающих ее в заблуждении и даже в язычестве (ширк).

Среди ученых Ахлю-Сунна всегда существовали разные мнения по поводу дозволенности истигасы – кто-то считал ее дозволенным действием (разумеется, при условии, что человек считает умершего праведника, через которого он обращается к Аллаху, лишь средством принятия его дуа). Другие ученые запрещают истигасу, считая, что невежественные люди легко могут злоупотребить ей и вследствие неправильного понимания, действительно совершить ширк (грех приобщения товарищей к Аллаху).

В приведенной фетве приводится мнение ученых школы Деобанда по данному вопросу, представителем которой является шейх Мухаммад ибн Адам аль-Кавсари.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *