Источники свидетельствуют что уйсунские племена

Вопросы и ответы по истории Казахстана. Вопросы 151-200

151. «Звериный стиль» в искусстве племен населявших территорию Казахстана и Сибири возник в

152. Украшения и изделия, найденные в сакских курганах относятся к

153. Города Чирик-Рабат и Бабиш-Молда являются памятниками

154. Сакское городище Чирик-рабат находится в 300 км от города

155. В 300 км от города Кызылорда находится крупное сакское городище

156. У саков роль талисманов и амулетов играли изделия с изображением

157. Одежда «Золотого человека» из сакского кургана украшена золотыми изделиями, которых более

158. «Золотой человек» найден в знаменитом сакском памятнике —

159. Доказательством того, что сакам была известна письменность, является найденная в Иссыкском кургане надпись, нанесенная на

160. О том, что сакам была известна письменность, свидетельствует надпись на серебряной чаше найденная в

161. В сакском обществе вождь племен

162. Памятники уйсунской культуры в основном сосредоточены в

163. Памятники уйсунской культуры в основном сосредоточены в Семиречье и относятся к периоду

164. В раннем железном веке после саков-тиграхауда земли Жетысу были населены племенами

165. Название «уйсун» встречается, начиная со II в. до н. э. в

166. Название «уйсун» встречается в китайских письменных источниках, начиная с

167. Столица государства усуней город

168. Столица государства усуней город Чигучен находилась на берегу

169. Уйсунам был характерен антропологический тип

170. Письменные сведения об усунях оставил древний историк

171. Китайский историк Сыма Цянь пишет, что правитель государства усуней именуется

172. Источники свидетельствуют, что уйсунские племена

173. В уйсунском обществе в домашнем хозяйстве использовались

174. В III в. до н. э. — V в. н.э. государство Кангюй занимало территорию долины реки

175. Жизнь и быт кочевников III — II вв. до н. э. на территории Казахстана в своих «Исторических записках» описал

176. О времени возникновения государства кангюев, о его границах и другие важные сведения имеются в

177. О том, что в государстве кангюев существовали, написанные своды законов, утверждают

178. По источникам установлено, что в 46-36 гг. до н.э. кангюи оказали помощь гуннам в борьбе против

179. По источникам установлено, что в 46-36 гг. до н.э. в борьбе против Китая помощь гуннам оказали

180. По источникам установлено, что в 46-36 гг. до н.э. в борьбе против Китая кангюи оказали помощь

181. Китайские послы утверждают, что написанные своды законов существовали в государстве

182. В государстве кангюев существовали, две резиденции правителей сообщают

183. Столица государства Кангюй

184. Удобное географическое положение государства Кангюй позволяло им контролировать

185. Источники свидетельствуют, что государство Кангюй возглавлял

186. Городище Кок-Мардан был центром городской культуры

187. Предвестниками городской культуры раннего средневековья являются поселения, возникшие в эпоху

188. Благоприятным для земледелия, где древние жители вели оседлый образ жизни, был

189. Государство Кангюй располагалось на Великом Шелковом пути, и о развитии здесь международной торговли, говорят найденные

190. 1300 монет III-IV вв. н.э. найденные, в основном, в Присырдарьинском регионе принадлежали

191. 1300 монет III-IV вв. н.э., принадлежавшие кангюям найдено, в основном, в

192. В III в. до н.э. кочевые племена гуннов объединил

193. Кочевые племена гуннов объединил Модэ шаньюй в

194. В III в. до н. э. Модэ шаньюй объединил кочевые племена

195. По мнению ученого-востоковеда Л.Н. Гумилева, в 209 г. до н. э во главе с Модэ

196. Эпоха гуннов охватывает период

197. По китайским источникам правитель гуннских племен носил титул

198. По китайским источникам титул «шаньюй» носил правитель

199. Вторыми лицами в государстве гуннов после шаньюя являлись его близкие родственники, которые носили титул —

200. Вторыми лицами в государстве гуннов после шаньюя являлись темники, которые были из числа

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

2. Наиболее интересные сведения о саках представляют сочинения
A) китайских историков.
B) арабских летописцев.
C) византийских послов.
D) тюркских каганов.
E) греко-римских авторов.

3. Племена саков-тиграхауда расселялись на территории
А) Западного Казахстана.
В) Средней Азии.
С) Центрального Казахстана.
D) Семиречья и в горах Тянь-Шаня.
Е) Приаралья и низовьях Сырдарьи.

4. Общественное устройство саков находилось на уровне распада первобытного строя и формирования
А) родовой общины.
В) рабовладельческого строя.
С) феодального строя.
D) военной демократии.
Е) семейной общины.

5. В 530 г.до н. э. на земли саков вторглись персидские войска во главе с
А) Дарием I.
В) Киром.
С) Александром Македонским.
D) Ксерксом.
Е) Дарием II.

6. В 519 г. до н. э. поход против саков предпринял царь
А) Дарий I
В) Кир
С) Александр Македонский
D) Ксеркс
Е) Атилла

7. В VI в. до н. э. в войне с персидским царем Дарием I совершил подвиг сакский пастух
А) Фадлан.
В) Ширак.
С) Эсхат.
D) Рустам.
Е) Камбиз.

8. В IV в. до н.э. поход против саков предпринял
А) Александр Македонский.
В) Кир.
С) Дарий I.
D) Ксеркс.
Е) Атилла.

9. В сакском обществе вождь племен
А) Избирался
В) имел ограниченные права.
С) Назначался
D)Завоёвывал трон
Е) Приглашался

10. Уйсуням был характерен антропологический тип
A) Монголоидный.
B) Европеоидный.
C) Негроидный.
D) Индоевропеоидный.
E) Индоиранский.

11. Столица государства усуней город
А) Битянь.
В) Чирик-рабат.
С) Чигучен.
D) Янгикент.
Е) Суяб.

12. Источники свидетельствуют, что уйсунские племена
А) имели государственное устройство.
В) не достигли государственности.
С) находились на стадии первобытного общества.
D) жили большими общинами.
Е) были на уровне родовой общины.

13. Китайский историк Сыма Цянь пишет, что правитель государства усуней именуется
А) царь.
В) шаньюй.
С) джабгу.
D) хан.
Е) гуньмо.

14. II в. до н. э. – V в. н.э. государство Кангюй занимало территорию долины реки
А) Иртыша.
В) Сырдарья.
С) Или.
D) Амударья.
Е) Чу.

15. Столица государства Кангюй
А) Чигучен.
В) Янгикент.
С) Битянь.
D) Чирик-рабат.
Е) Суяб.

16. Источники свидетельствуют, что государство Кангюй возглавлял
А) каган.
В) шаньюй.
С) великий хан.
D) джабгу.
Е) гуньмо.

17. Городище Кок-Мардан был центром городской культуры
А) кангюев.
В) гуннов.
С) массагетов.
D) аваров.
Е) усуней.

19. В III в. до н.э. кочевые племена гуннов объединил
А) Модэ.
В) Чжи-Чжи.
С) Бумын.
D) Истеми.
Е) Тоньюкук.

20. По китайским источникам правитель гуннских племен носил титул
А) Джабгу.
В) Гуньмо.
С) Каган.
D) Царь.
Е) Шаньюй.

Источник

Источники свидетельствуют что уйсунские племена

Место расселения, этническая история

В конце I тыс. до н. э. На территории Жетысу, Тянь-Шаня и Тарбагатая складывается государство известное из китайских источников как “ Cтрана Усуни“.

Усуни обитали вначале в районе реки Данхэ, но в III в. до н.э., под натиском племен юэчжи вынуждены были откочевать в Монголию, а после ряда поражений от хуннов – в Семиречье и Джунгарию. Основная территория усуней располагалась в Илийской долине, а западная граница проходила по рекам, Чу и Таласу, где усуни граничили с Кангюем. На востоке они имели общую границу с хунну, а на юге их владения соприкасались с Ферганой (Даванью).

Усуньское государство всегда играло особую роль в истории Центральной Азии в силу своего выгодного географического положения: держава была своеобразными воротами в Среднюю Азию, а значит доступом к Великому Шёлковому пути.

Точно не выяснено происхождение и значение названия племён – усуни. Некоторые учёные считают, что китайское «усун» является этнонимом слова «аспан». Другие связывают название, состоящее из двух иероглифов «у-сун», что в китайском языке означает «асман» или «аспан»- «небо».

Этническая принадлежность усуней так же ещё до конца невыяснена. Одни исследователи считают, что усуни принадлежали к восточно-иранским племенам, другие, что усуни были предками тюрок и говорили по-тюркски. По мнению некоторых учёных, существует прямая связь между племенами усуней и позже сформировавшимся казахским этносом, о чём свидетельствуют общие черты жизненного уклада.

Но как бы то ни было, название «уйсунь» носит одно из крупных казахских племен.

Политическая история усуней, в источниках прослежи­вается до III в. н. э.

Известный китайский историк Сыма Цянь передаёт интересную легенду. «Правитель усуней именуется Гуньмо. Его отец был правителем маленького царства на западных границах сюнну (хунны). Сюнну напали на его отца, а когда родился Гуньмо, его бросили в поле. Ворон с мясом в клюве летал над ним, и волчица кормила его грудью. Шаньюй подивился этому и счёл его существом сверхъестественным, принял и взрастил его».

Отчасти этой легенде можно верить. Усуни были потомками племени жунов, относившегося к племенам скифо-сакского круга. В конце III в. до н.э. усуни покинули свои земли из-за вторжения враждебных племён кочевников. Беглецы направились в западную часть Монголии, в земли хуннов. Усуни вступили в бой с Модэ-шаньюем и проиграли, потеряв своего государя. Хунны отнеслись к бывшим врагам милосердно. Модэ взял на воспитание сына погибшего вождя усуней и воспитал. Когда юный усунь подрос, приёмный отец дал ему титул гуньмо и направил вместе с народом усуней охранять западные границы хуннской державы. Так в юго-восточном Казахстане, в Семиречье образовалось государство Усунь со столицей в городе Чигу, что в районе сверенных отрогов Тянь-Шаня.

Таким образом, признав зависимость от хунну, уйсуны основали в 177 г. до.н.э. собственное государство, объединившее потомков сакских племён Семиречья, Восточного Китая и Джунгарии.

Усуни всегда лавировали между Китаем и Хунну.

Китайский император искал союза с усунами против гуннов, в древности договор между странами заключали не на бумаге, а узами между царевичами и царевнами.

. Хитрые китайцы выдавали китайских царевен замуж за усуньского куньби. Гунны тоже отдавали своих девушек в жёны куньби., в борьбе между Китаем и гуннами усуни превратились в государство, имеющее большое значение.

Вскоре ханьская империя стала вмешиваться во внутренние дела усуней, вплоть до наследования трона.

В 53 г. до н.э. Усуньское государство распалась на две части, одни поддерживали Китай, другие были за союз с гуннами.

Социальная организация общества

Во главе государства стоял правитель, носивший титул гуньмо (куньби) – “великий правитель”, передававший престол по наследству.

Кроме верховного правителя существовали ещё 8 категорий чиновников. Помощник правителя носил титул дуглу и был фактически главой исполнительской власти. Ниже находились два великих полководца и три правителя уделов, именовавшихся князьями. Помощники военачальников носили титул дарту. Также были чиновники, ведавшие делами ставки куньби, сборов налогов, исполнением законов и т.п. О развитии частной собственности у усуней свидетельствуют находки печатей из глины, камня, найденные при раскопках усуньских курганов. О том, что некото­рые усуньские военачальники и крупные чиновники имели золо­тые и медные печати, говорят письменные источники. Частная собственность распространялась не только на скот, но и на землю. Источники свидетельствуют о развитой системе должностей у верхушки общества.

Основную массу населения составляли простые общинники, скотоводы или земледельцы. Они платили налоги, занимались хозяйством, воевали. В составе усуньского общества было большее количество земледельцев. Это объяснялось сравнительно небольшой территорией, а, следовательно, недалёкими дистанциями перекочёвок.

Усуни использовали рабов в земледелии, но невольничьих рынков в Усуньской державе не появилось.

Источники сообщают, что владение усуней насчитывали 630 тыс. человек и могли выставить 183 тыс. воинов. Кроме того, у усуней была 30 тыс. конница, отборная дружина усуньских правителей и 10 тыс. подчинявшихся им лучников.

Скотоводство сыграло в жизни усуней определя­ющую роль. Природные условия в Семиречье позволяли кочевать в меридиональном направлении от зимовок, к альпийским лугам, расположенным высоко в горах, где летом на горных травах скот жирел и набирал сил на зиму. Расстояние между зимовками и летовками было небольшое — от 30 до 100 км. Поэтому усуни могли долгое время оставаться на местах зимовок и летовок, а также в предгорьях на весенне-осенних пастбищах. Там они строили стационарные жили­ща, заводили рядом поля и огороды. Доказательством оседлости и занятия земледелием служат усуньские поселения с их стационар­ными жилищами, большим количеством тяжелой глиняной посу­ды, зернотерками, каменными мотыгами, остатками злаков.

По археологическому материалу прослежено, что роль земледе­лия увеличивалась от раннего периода истории усуней к позднему.

Таким образом, хозяйство усуней было комплексным — скотоводческо-земледельческим. Усуни разводили лошадей, овец, коз, коров, двугорбых верблюдов, ослов. В стаде преобладали овцы и лошади. Из источников известно, что богатые усуни содержали до 500 голов лошадей. Лошади были разных пород, в том числе и высокопородные скакуны. На золотых бляшках из усуньского кургана Тенлик изображен всадник на крупном высоком жеребце.

Питались усуни мясной и молочной пищей, из зерна выпекали хлеб, на огородах и в садах выращивали овощи и фрукты.

Усуни, как и другие кочевники, жили в юртах и кибитках. Свои жилища они выстилали кошмами и коврами, которые мастерски выделывали сами

Одежда знатных была из шелка и тонких шерстяных тканей, рядовые люди одевались в одежду из грубо шерстяной ткани, кожи, овчин. Шелк завозили из Китая, меняя его на коней, или получая в качестве подарков и дани.

Посуду изготавливали в большом количестве, ее лепили из глины, видимо женщины, а мужчины вырезали из березы столики-блюда, кубки, черпаки для кумыса.

Усуни разрабатывали месторождения меди, свинца, олова, золо­та. Умели плавить железо, из которого изготавливали ножи, мечи, кинжалы, наконечники стрел. Из цветного камня и благородных металлов делали бусы, серьги, украшения на одежду.

В искусстве усуни использовали полихромный стиль. Одним из самых интересных произведений усуньского ювелирного искусства является Каргалинская диадема.

Традиции культуры усуней не были потеряны. Они перенимались последующими народами Центральной Азии, в том числе и казахами.

Таким образом, общественное устройство усуней, равно как и их хозяйство, имело некоторые отличительные особенности, которые выделяли их из среды древних кочевников,

Источник

История государства Уйсунь и племени юэчжи

Источники свидетельствуют что уйсунские племена. Смотреть фото Источники свидетельствуют что уйсунские племена. Смотреть картинку Источники свидетельствуют что уйсунские племена. Картинка про Источники свидетельствуют что уйсунские племена. Фото Источники свидетельствуют что уйсунские племена

III век до нашей эры. Выходцы из народа хоныр (хунь) завоевали живших на территории Синьцзяня племя юэчжи, правили страной этого племени, которое вошло в анналы китайской истории как государство Усун (Уйсун). Это было подтверждено китайскими письменными источниками. Они же сообщали, что княжеством Усун правили хуньмо, которые брали в жен исключительно представительниц народа хунь. Они считали, что только мужчины, рожденные от женщин хунь, могли быть престолонаследниками.

Правители княжества Усун из народа хоныр называли себя «хонырмын» (в значении «я из народа хоныр»). Китайцы, ранее уже вносившие в свою письменную историю народность хоныр как «хунь» (отсутствие звука «р» в китайском наречии), с правителями Уйсунь поступили также: «хонырмын» стало «хуньмо». Уместно было бы сказать, что в китайских источниках слово «Усун», возможно, изначально было указано как «Ю-сюн». Китайские летописи показывают, что племя юэчжи было известно им с V века до нашей эры, а название «усун» в китайских источниках появилось лишь во II веке до нашей эры. Китайцы также именовали хуннов (хунь) словом «сюн» (в значении «варвар»). Французский историк Марсель Гране указывал на то, что в китайских источниках слово «Ю-сюн» означало «правитель сюн» (т.е. «правитель варвар» или «правитель хунь»). Правители княжества Усун – представители народа хунь (сюн), значит правитель из народа «сюн». Поэтому-то китайцы и прозвали княжество, которым правил «правитель сюн» «Ю-сюн» (в значении – «Княжество царя сюн»). Но дело в том, что юэчжи и хунны приняли это название как «Уйсун», поэтому китайские источники позже заменили «Ю-сюн» на «Усун».

Китайские источники утверждали, что юэчжи и уйсуны населяли одно и то же место в одно время. Лев Гумилев говорил, что этот факт вводил ученых в тупик. Историки Российской империи констатировали: «юэчжи – персоязычный народ, уйсуны – тюркоязычные, они неродственны, два абсолютно разных народа». Что касается китайских летописей, то события, в которых присутствует Уйсунское княжество летописцы называли народ то юэчжи, то уйсун, что говорит о том, что эти два названия принадлежат одному народу. Однако русская имперская историография не признавала этого. Более того, она не признавала того, что именитые царства Тохарстан и Кушан были созданы тюркоязычным племенем юэчжи. Она не хотела расскрывать славную историю подконтрольных им тюркоязычных народов. Поэтому предположение Льва Гумилева о «возможном царствовании над этой территорией двумя народами по очереди» Российская империя сочла единственным возможным объяснением, зная, что это в корне неверно.

Таким образом, в начале II века до нашей эры Китайская империя установила близкие отношения с Уйсунским княжеством (территория современного Синьцзяня). Во второй половине того же века племя юэчжи из Синьцзяня благодаря помощи Китайской империи, захватила территорию Центральной Азии и основало свое государство (в истории известное как Кушанское царство). Таким образом, локальное Уйсунское княжество стало Уйсунской империей, правившей огромной территорией центральноазиатского региона.

Война между династией Арынсак (араншах), правителями Парфийского царства, и пришедшими с Синьцзяня юэчжи во II веке описана в греческих летописях. Парфийское царство смогло удержать господство над Ираном и Закавказьем, но потеряло Центральную Азию. Таким образом, два племени народа жунди стали двумя соседствующими империями Центральной Азии. Нет сомнений, что уйсун-юэчжи пользовались помощью китайской армии, однако в любом случае появление Великого Шелкового пути тесно связано с этими событиями.

Таким образом, открылась возможность торговли китайским шелком – в том же веке и началась эпоха Великого Шелкового пути. Историки только в XIX веке начали говорить, что в Центральной Азии, помимо Парфийского царства, была еще одна, отдельная, самостоятельная империя. Понятно, что ее основали пришедшие с Синьцзяня юэчжи. Возможно из-за того, что одного из правителей звали Кушан Герей, Россия и назвала их Кушанской империей. На самом деле, ее основателями были правители Уйсунского княжества в Синьцзяне, поэтому истинное название империи должно было звучать как «Уйсунское царство». В поздних китайских источниках Центральная Азия часто указывается как «древная Уйсунская земля», что еще раз доказывает наши утверждения).

Итак, народ Уйсунского княжества Синьцзяня относится к народу жунди. Во II веке до нашей эры уйсуны, как и жунди, были обладателями голубых глаз и рыжих волоса. Однако в течение следующих столетий (II век до н. э. – VIII век н. э.) обитания в безлесных районах Центральной Азии они утратили свое генетическое преимущество, окончательно «превратившись» в среднеазиатов. Китайские источники говорят, что уйсуны состояли из оседлых и кочевых народов. Оседлая часть населения умела строить города из камня и кирпича, а кочевники содержали скот. Они также писали, что из-за большого количества городов у усунов «голоса петухов одного города были слышны жителям другого». Это также говорит в пользу того, что уйсун-юэчжи, относятся к народу жунди, строившими каменные укрепления в горах (Знаменитная китайская стена в горах Центрального Китая изначально были построены народом жунди для отражения атаки китайцев, поэтому отверстия для стрельбы из лука в самых древних частях китайских укреплений были направлены именно в сторону Китая).

Китайские источники указывает на то, что правители Уйсунской империи, разделившись на две части, воевали между собой: первые, сохранившие доверительные связи с Хуннской империей и вражеские отношения с Китаем; вторые благодаря Китаю сохранили власть и сформировали с последними союз. Та группа, лишившаяся власти, взяла с собой подчиненных юэчжи и ушла на побережье Тениз (современное Каспийское море). Из-за того, что вся территория Центральной Азии была под контролем Уйсунской империи, там оставаться было нельзя. Все это собрание китайские источников россияне обозначали как «распря между уйсунами и юэчжи».

Племя Ошакты – потомки народа юэчжи

Слово юэчжи является китайским вариантом произношения «ошақ». Звук «о» в заглавии слова по правилам китайской фонетики звучит как «юэ», поэтому слово «ошақ» по-китайски должно звучать как «юэчжакы». Китайцы известны как «сокращатели» чужеродных названий, поэтому вместо того, чтобы произносить «ОШАҚ» как «ЮЭЧЖАКЫ», они сократили его до «ЮЭЧЖИ».

Современное казахское племя ошакты состоит из четырех ру: тасжурек, аталык, коныр и байлы. Все эти четыре ру ошакты встречаются в сведениях о юэчжи-уйсун:

1) Если верить древнегреческим данным, то у юэчжи был ру Ата, а если прибавить к нему казахское окончание, демонстрирующее принадлежность к какому-либо месту «-лық», то получается «аталык». Подобно тому, как жителей города Алматы называют «алматылық», так и представителей ру Ата называли аталык, что и закрепилось как название самого ру. Скорее всего, именно ру Ата правили ошак-юэчжи до хуннского правления (до правления «хуньмо»).

2) Ру коныр было сформировано правителями племени ошак (юэчжи), т.е. от правящей династии Уйсуньской империи «хуньмо», которые изначально были выходцами из народа хоныр (хунь).

4) В китайских летописях говорится, что союз семи племен жунди называется «байды». Из них, пришедших и примкнувших к ошак-юэчжи, сформировался ру Байлы племени ошакты. Из-за того, что эти жунди был союзом 7 племен, их уровень был если не больше, то точно не меньше, чем у племен ошак-юэчжи. Возможно поэтому ру байлы считается «ошақтының жолы үлкені» (занимает положение «старшего»).

История племен ошакты, керей, табын

Потерпевшие поражение от китайцев народ хунн (хунь) в I веке перекочевал на территорию государства Канлы (каньгю), современные земли казахов (степи саков). Народы хунн и сак ассимилировали и начали формирование единого народа Хазах. Из-за того, что власть принадлежала хуннам, территория получила название «Хунзах» («хұң зақ» в значении «территория хуннов»), потом уже и сам народ перенял название хунзах. Предположительно в VI веке «Хунзах» сократился, став сначала «Хзах», а потом окончательно принял форму «Хазах» (часть «ун» вышла из употребления). Такие деформации, которым подверглись названия, являются доказательством того, что единение и последующая ассимиляция народов сак и хунн сформировала нацию казахов.

Владевшие в I веке территорией саков народ хунн не имели перспектив захвата территорий империи Уйсун в Центральной Азии. Причиной тому тесные союзные отношения между империями Китая и Уйсунь. Китайские источники признают, что империи Уйсун и Китая были близкими союзниками: Уйсунской империей правили сыны дочерей китайского народа. Возможно по этой причине во II веке на территории Уйсунской империи начала распространение религия будды – во времена правления Кушан Герея. Наличие в имени правителя слова «керей» наводит на мысли, что либо он сам был из числа племени керей, либо его доверенные воинские силы составляло племя керей. Некоторые историки, опирающиеся на данные древности, утверждают, что племя керей также относятся к уйсунам.

Россияне искажают историю племени тоба, называя их монголоязычными, однако если вспомнить, что от ру «туфа» племени тоба сформировалась тюркоязычная народность тува, то становится очевидным, что племя тоба была тюркоязычным племенем. Это значит, что тоба относилась к группе уйсун-жундийских племен. Мы не ошибемся если назовем ру коныр племени табын представителями династии «хуньмо», правившими Уйсунской империей. Это указывает на то, что правившее севером Китая племя тоба – из числа казахского племени табын. Другими словами, племена аргын, ошакты, керей, уак и табын имеют корни, тянущиеся к народности жунди.

История появления таджикского и узбекского народа

Уйсунская империя просуществовала до IV века н. э., а значит пять столетий была империей, правившей огромной территорией. В китайских источниках эта территория указывается как «территория древних уйсунов». В состав Уйсунской империи (Кушанское царство) входили территории современного Узбекистана, Синьцзяня, некоторые районы Афганистана и южные территории Казахстана. Китайские источники писали, что уйсуны состояли из оседлого и кочевого населения, а также, что вождей ру-племен называли «бек». В конце IV века «территорию древних уйсунов» завоевало племя эфталит, выходцы из современного Туркменистана. На самом деле они назывались «уз», но называли их «епті алып ит елі» («страна проворной большой собаки», по-видимому из-за собаки алабай), и поэтому они вошли в историю с названием «эфталит»). Правителей племени уз назывались «ақүз» («белый уз»). Исказив попадавшиеся в арабских источниках название племени, историки Российской империи сначала использовали название «окуз», окончательно введя в историю абсолютно неверное название «огуз». Племя уз сумела подчинить только оседлую часть уйсунов, не сумев покорить кочевых уйсунов. Таким образом, современные уйсунские города Узбекистана, Синьцзяня, Афганистана и южного Казахстана в полном составе перешли во власть племени Уз.

Благодаря привычкам уйсун называть богачей и вождей словом «бек», народ уз получил название «үз бек», что впоследствии стало названием всего оседлого населения «ҮЗБЕК». Таким образом оседлые уйсуны и кочевое племя уз ассимилировали и сформировали народ «үзбек», а из смешения языков получился новый «узбекский» язык. По этой причине узбекский язык является чем-то средним между туркмено-азербайджанским и казахским языками. Так, оседлые уйсуны и кочевое племя уз сформировали новую народность (позже к ним примкнуло множество людей из различных кочевых племен, перешедших в оседлый образ жизни; в составе узбеков ассимилировал народ 92 родов). Ру под названием уз есть в списке узбекских ру, о связи своего названия с которыми узбекские ученые говорили с самого начала (есть исторические доказательства того, что лишь малая часть кочевого племени уз населяла территории Сырдарьи до XV века). Что же касается кочевых уйсунов, то они примкнули к традиционно более близкому казахскому народу.

Территорию Средной Азии китайские источники отмечают как «издревле уйсунская земля». Узбекские ученые признают первоосновой своей нации племя уйшунов, а казахские племена, жившие на этой территории, имеют общее название «уйсуны». Все это вкупе говорит о том, что т.н. Кушанское царство на самом деле было Уйсунской Империей.

Краткая история племен Старшего Жуза

Древнегреческие, римские и китайские источники указывают на то, что племена албан, суан (сыбан), канлы, сиргели относятся к сак-скифам, а племена ысты, шапырашты, дулат относятся к народу хунн (хунь). Первоначально Уйсунское государство было маленьким горным княжеством в Синьцзяне, а его народ составяло племя ошак (юэчжи). Позже, когда к этому княжеству примкнула Центральная Азия, она стала империей, а название «Уйсунь» стало названием империи. Однако в составе империи Уйсунь, наряду с жундийскими племенами, были и сак-скифские племена. Позже во времена жужан к ним примкнуло племя шапырашты и жалайыр (абар), а во времена тюркских ашин – племена ысты и дулат. Из-за того, что места, где они изначально обитали называлась «территория древних уйсун», всех их называли общим именем «уйсуны».

Что касается ру хоныр, то он существует не только в составе племени ошакты, но и в составе ысты в Алматы, Талдыкоргане, в составе ру тилик ысты и сикым дулат в Шымкенте, Джамбуле, а также в составе табын Кызылорды. Это может говорить о том, что правитель Уйсунской империей «хуньмо» на самом деле «хоныр» (Из-за того, что они были правящей династией, на территории всей империи были их представители, позже они ассимилировали с племенами своих территорий). Территория шапырашты местность Ушконыр, близлежащая к городу Ушарал местность Коныр, места в Кызылординской области под названиями Байконыр и Торконыр говорят лишь о том, что эти территории принадлежали Уйсунской империи. Даже можно с уверенностью заявить, что существует прочная связь между святой пещерой Коныр аулие в Восточно-Казахстанской области и династией коныр, которая позже во времена принятия ислама сеяло религию на эту территорию. Множество разбросанных по Джамбульской, Туркестанской и Ташкентской областям населенные пунктам племени ошакты и часть ошакты, осевшая в близлежащем к Байконуру городе Аральске, связаны с временами Уйсунской империи.

Похоже, что правившее Уйсунской империей группа хоныр (хуньмо) опиралось на «союз семи племен Байды». По этой причине «почет» ру байлы в среде племени ошакты и родословная племен известных как «уйсуны» берет свое начало от Байды-бека. То есть «Байдибек», считавшийся дальним предком уйсун, не один-единственный человек, а близкий к правящим кругам империи Уйсунь племенной союз Байды. Из-за того, что империя Уйсун правило на этой территории 500 лет, многие племена этих территорий несмотря на то, что они состояли из трех разных народов, стали называть «уйсунами». В свою очередь, из-за того, что их называли «уйсунами», эти племена, позже во времена введения родословной «шежире», стали искать общее происхождение с другими племенами. Как известно, названия «Шежире» происходит от арабского слова «шаджарат», смысл которого означает на казахском «тармақ» (древо) и поэтому символом шежире является «дерево с многочисленными ветками». Это указывает на то, что традиция составление родословной «шежире» появилась примерно после 13 века, то есть через тысячелетие со времен Уйсунской империи. Поэтому-то из-за редких легенд, оставшихся в памяти, они приняли название союза семи племен Байды в качестве своего общего предка.

Другими словами, племена жунди (уйсун), сак (скиф) и хунн (хунь) – это жившие в одно время три обособленных народа. Историки всего мира признают, что они жили отдельно друг от друга, но в соседстве друг с другом, в трех разных областях.

Исследователь Бекжан АДЕНУЛЫ

Автор книги «Тайная история казахов»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *