Историческая карта что это
Исторические карты
Полезное
Смотреть что такое «Исторические карты» в других словарях:
ИСТОРИЧЕСКИЕ КАРТЫ — отображают исторические явления и события, напр., размещение древних культур, государств, места битв и др … Большой Энциклопедический словарь
ИСТОРИЧЕСКИЕ КАРТЫ — ИСТОРИЧЕСКИЕ КАРТЫ, отображают исторические явления и события, напр., размещение древних культур, государств, места битв и др … Энциклопедический словарь
Исторические миграции армянского населения — В данной статье рассматриваются миграции армянского населения исторической Армении, происходившие в XI XX вв. под влиянием различных военно политических и экономических факторов. Содержание 1 Вытеснение армянского населения с территории… … Википедия
Карты географические — (истор.) Первоначальное понятие о К. можно встретить даже у дикарей, особенно живущих по берегам и о вам и имеющих более или менее ясное представление об окружающих их территорию местностях. Путешественники, расспрашивавшие эскимосов С. Америки и … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Исторические энциклопедии — и словари, научно справочные издания, содержащие систематизированный свод сведений по истории и смежным с ней областям знания. Существуют энциклопедии по всемирной истории в целом, по отдельным историческим периодам, по истории отдельных… … Большая советская энциклопедия
Карты игральные — Происхождение их еще не выяснено. Установлено лишь, что они не были изобретены во Франции для забавы слабоумного короля Карла VI, а были известны еще раньше. Неудачной оказалась и попытка отыскать родину К. в Индии. В индийских картах 8 мастей,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Карты игральные — Происхождение их еще не выяснено. Установлено лишь, что они не были изобретены во Франции для забавы слабоумного короля Карла VI, а были известны еще раньше. Неудачной оказалась и попытка отыскать родину К. в Индии. В индийских картах 8 мастей,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Социально-экономические карты — карты, отображающие разнообразные общественные явления народонаселение, экономику (хозяйство и экономические связи), обслуживание, культуру, науку, политическое и политико административное устройство, исторические явления и события и т. д … Большая советская энциклопедия
социально-экономические карты — отображают социально экономические явления. Выделяют карты населения, экономико географические, промышленности, политические и политико административные, исторические и др. * * * СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КАРТЫ СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КАРТЫ,… … Энциклопедический словарь
Географические карты — уменьшенные обобщённые изображения земной поверхности на плоскости, показывающие размещение, сочетания и связи природных и общественных явлений, отбираемых и характеризуемых в соответствии с назначением данной карты. Определение Г. к.… … Большая советская энциклопедия
Статья по истории на тему «Типы исторических карт»
Типы исторических карт
Историческая карта – это наглядно-условно графическое пособие, служащее для локализации исторических событий в пространстве, созданию представлений о географической среде, в которой они развивались.
Исторические карты создаются на географической основе и представляют собой уменьшенные обобщенные образно – знаковые изображения исторических событий или периодов. Изображения даются на плоскости в определенном масштабе с учетом пространственного расположения объектов. Карты в условной форме показывают размещение, сочетания и связи исторических событий и явлений, отбираемых и характеризуемых в соответствии с назначением данной карты. Самые древние карты созданы в Вавилонии и Египте в III – I тысячелетиях до нашей эры. Специальные учебные карты появились в России в конце XVIII века. На них показаны те события, явления и процессы, изучение которых необходимо в учебных целях.
Как известно, на исторической карте сочетаются географические элементы (изображения материков и морей, гор, долин и рек и т.д.) и информация о деятельности человека и развитии общества (включает сведения о расселении различных групп людей и границах государств, о городах и поселках, распространении ремесел и торговли, важных событиях и др.). Соотнесение географических и социально-исторических характеристик дает возможность выявить влияние природных условий на занятия и образ жизни людей, их обычаи и традиции, выяснить условия возникновения и особенности отдельных цивилизаций. Это весьма важно при изучении истории. Так, географическое положение Руси, России, открытость ее границ (незащищенность их горами, морями) создавали, с одной стороны, постоянную угрозу нападений на ее территорию с востока и с запада, с другой – необходимость завоевывать выходы к морям. Эти обстоятельства в значительной мере определяли характер внутреннего развития и внешней политики Русского государства.
Карта позволяет создать сначала визуальное, а затем насыщаемое историческими знаниями представление о границах в прошлом и настоящем, особенностях природной среды и социальных условий жизни людей в разных частях света. Это служит предпосылкой для осознания исторически сложившегося многообразия человеческого общества, понимания истоков различных систем общественных отношений, этических ценностей и т.д.
Карта помогает наглядно представить движение истории.
Во-первых, это относится к событиям, непосредственно связанным с перемещением людей: миграции, завоевания. Освоение новых территорий. Карты и картосхемы используются, чтобы показать ход военных действий, сражений, маршруты разного рода экспедиций и т.д.
Во-вторых, фиксация на карте единичных событий помогает увидеть общие черты и элементы значительных процессов (это касается, например, серий революций).
В-третьих, сопоставление информации, которую содержат карты, относящиеся к разным эпохам и столетиям, позволяет проследить масштабные изменения в жизни человеческого общества (возникновение и упадок государств, смена цивилизаций и т.д.).
В отечественной методике преподавания истории отмечено, что карты выполняют множество функций в учебном процессе. Они выступают как:
форма локализации исторических событий и явлений в пространстве;
источник исторической информации;
наглядная основа для осмысления связей между историческими явлениями;
инструмент обобщения и систематизации исторического материала;
средство проверки знаний и умений учащихся.
Говоря о работе с историческими картами на уроках истории, следует подчеркнуть, что это не дополнительная нагрузка, а важная и необходимая часть изучения предмета.
Карта является носителем значительной исторической информации. Она дополняет (а иногда заменяет) словесные описания географической среды, природных условий, в которых проходила жизнь различных человеческих сообществ; наглядно отображает ход отдельных событий и масштабных процессов. Учебные карты содержат статистические данные и др. Все это позволяет рассматривать карту как объект активной познавательной деятельности школьников.
Принято выделять три типа исторических карт:
1) общие, отражающие исторические события в одной стране или в группе стран, их положение, состояние и основные события на достаточно большом промежутке времени: «Древний Восток. Индия и Китай (III тыс. до н.э. – I тыс. н.э.)», «Российская империя в первой четверти ХVIII в.». Общая историческая карта дает «поперечный разрез» исторического процесса и в целом статична, но ее отдельные элементы передают динамику, изменчивость историко-географического пространства: рост и сокращение территорий государств, перемещения границ, демографические процессы, военные действия, социальные движения, образования новых городов и т.п.;
2) обзорные, отражающие ряд последовательных моментов в развитии определенного явления в истории отдельной страны или целого региона на протяжении длительного периода времени:
«Рост территории государств в древности», «Рост Римского государства в период республики и империи», «Российская империя с начала ХIX в. по 1861 г.». Информация таких карт, как правило, не вычерпывается на одном уроке и анализируется, сопоставляется, обобщается на протяжении большой учебной темы;
3) тематические, посвященные отдельным событиям или сторонам исторического процесса: «Завоевательные походы Александра Македонского на Восток», «Крестьянская война в Германии в 1525 г.», «Первая русская революция 1905–1907 гг.». Этот тип исторических карт освобожден от информации общего плана, не имеющей отношения к теме, зато с большой подробностью и деталями раскрывает изучаемое событие и отличается от других более красочным и художественным оформлением. И в прежние времена, и в наши дни тематические карты преобладают в школьных учебниках, атласах и среди настенных картографических пособий, но использовать их методисты рекомендуют на фоне и в сочетании с общими картами.
На первый взгляд, прием использования настенных демонстрационных карт во время изложения исторического материала чрезвычайно прост: учитель, подойдя к карте справа, став лицом к классу, указкой показывает историко-географический объект и просит школьников в
атласах найти аналогичное обозначение. Однако существуют строгие правила показа на карте различных объектов:
1) границы страны обводятся указкой по замкнутой кривой;
2) города отмечаются прикосновением к условному кружку, а не к
названию города на карте;
3) реки показываются по течению от истока к устью;
4) направления военных походов и передвижений – по имеющимся
Для придания карте большей выразительности, легкости ориентировки в ней и формирования четких картографических представлений в начальных курсах истории учителя активно используют прием «оживления карты», заключающийся в наложении на карту (обычно общую или
обзорную) аппликативных материалов: характерных силуэтов воинов,
кораблей, торговых повозок, военной техники, выдающихся зданий,
цветных стрелок и т.п.
Каждый тип исторической карты применяется с адекватным ему приемом изложения учебного материала:
тематические – с картинным описанием местности, сюжетным
рассказом и образным повествованием;
2) общие и обзорные – с аналитическим описанием, обобщающей
характеристикой, объяснением, рассуждением и проблемным
изложением. Представления школьников об историческом пространстве усиливаются при одновременном использовании изобразительных наглядных пособий: картин-пейзажей, фотографий, макетов местности и т.п., а также ярких фрагментов из художественной и научно-популярной литературы.
В любом случае при обращении к карте важно не только правильно показать изучаемый объект на карте, но и словами определить его местоположение. Полное словесное описание историко-географического объекта на карте включает в себя:
1) название материка или его части, острова, района земного шара;
2) соотнесение с близлежащими морями, государствами, реками,
3) указание ориентировочного направления: юг, север, северо-восток
и т.п. Например, «Афины расположены в области Аттике, на юго-востоке Средней Греции, на юго-востоке Балканского полуострова, в южной Европе». Точный «словесный адрес» изучаемых исторических фактов в своем обращении к карте постоянно называет учитель, а ученики по образцу и в специальных упражнениях отрабатывают аналогичное умение.
Наряду с картами в учебниках и пособиях применяются картосхемы и локальные планы.
Картосхемы на физико-географической основе в укрупненном и схематически упрощенном виде воссоздают отдельные события, как правило, военного прошлого: «Ледовое побоище», «Куликовская битва» и др. Рисунки людей и предметов выполнены условными знаками и
снабжены надписями, действия воюющих сторон показаны стрелками. Все это позволяет наглядно, с привязкой к конкретной местности, в четких пространственных отношениях излагать ход военных сражений или восстаний, объяснять замыслы командования, прослеживать развитие реальных событий поэтапно, формулировать выводы об итогах и обосновывать их.
Локальные планы (схематические планы) воспроизводят исторические события и явления, как правило, не на реальной, а лишь на типичной и в значительной мере вымышленной физико-географической основе или на фоне упрощенных очертаний конкретных городов: «Освобождение
Москвы от польских интервентов в 1612 г.», «Схема оборонительных линий и расположения монастырей в Москве» и др. Тематика локальных планов может быть шире, чем картосхем, и располагает к организации воображаемых экскурсий по историческим местам.
Группу динамичных картографических пособий составляют транспаранты для кодоскопов, а также мультипликационные карты, картосхемы и локальные планы, демонстрирующийся в фильмах
и в мультимедийных учебниках одновременно с дикторским текстом. При существующих различиях во внешнем оформлении этих пособий и принципов их демонстрации они наглядно и зрелищно воссоздают развитие исторических событий, изменение историко-географического
пространства, их большую или меньшую обусловленность географическими факторами.
ИСТОРИЧЕСКИЕ КАРТЫ
По содержанию исторические карты подразделяются на историко-экономические, историко-политические, военно-исторические, историко-культурные, а также этнографические карты. По этим отраслям исторические карты могут быть общими, характеризующими процессы в целом, и частными, показывающими отдельные стороны явлений, событий или фактов. По назначению исторические карты обычно подразделяются на научно-справочные, учебные и научно-популярные (пропагандистские).
В XIX веке начались интенсивная разработка и издание учебных исторических карт и исторических атласов. Первым среди них издан подготовленный И. Ахматовым «Атлас исторический, хронологический и географический Российского государства, составленный на основе истории Карамзина» (71 карта; ч. 1-2, 1829-1831; 2-е издание, 1845). Высокого качества иллюминованные от руки гравюры на металле (39×42 см) фиксировали изменения границ территорий с IX до начала XVI ввека. В 1845 году вышло 1-е издание «Исторического атласа России» Н.И. Павлищева (16 карт; переиздан в 1873 году). В 1846 году по распоряжению императора Николая I издана коллекция гравированных на металле планов Санкт-Петербурга [(переиздавались в 1900, 1977 годах); масштаб 1:33600]. Они составлены по историческим сведениям в Военно-топографического депо на 8 дат (1700, 1705, 1725, 1738, 1756, 1777, 1799 и 1840 годы).
Одновременно возрос интерес исследователей к созданию крупномасштабных исторических карт регионального уровня. Одним из первых опытов ретроспективных картографических изображений, которые бы содержали достоверную информацию о положении административных границ в определённую эпоху, стала составленная К.А. Неволиным «Карта пятин новгородских в XVI веке с показанием в них городов и погостов» (1851; масштаб 1:1680000), включённая в его книгу «О пятинах и погостах новгородских в XVI веке». В 1906 году Ю.В. Готье опубликовал как приложение к своей монографии «Замосковный край в XVII веке» «Карту древняго административного деления Замосковного края около 1650 года» (1:1050000), в которой предпринял первую попытку нанесения границ станов и волостей внутри уездов.
В целом, в СССР готовились главным образом исторические, научно-популярные и учебные карты. Неоднократно переиздавались атласы «История КПСС», «Ленин. Историко-биографический атлас» и др. Последним в этой серии публикаций стал атлас «Великий Октябрь» (1987).
Появились также фундаментальные атласы «Камчатка XVII–XX веков» (1997 год), «Озеро Байкал. Прошлое, настоящее, будущее» (2004 год), «Московская область. История. Культура. Экономика» (2005 год) и другие. Увеличение количества региональных изданий способствует росту интереса и появлению новых произведений страноведческого уровня: «Полный энциклопедический справочник. История России в картах, схемах, таблицах» (2003 год), «Большой атлас России» (2005 год). Внимание исторической тематике уделяется в «Национальном атласе России» (т. 1-2-, 2004-2007 годы).
В 1993 году в Институте российской истории Российской академии наук опубликованы архивные картографические материалы С.Б. Веселовского и В.Н. Перцова (масштаб 1:163000) с гипотетическими линиями границ земель древних станов и волостей Подмосковья, в 2007 году В.С. Кусовым издана их ретроспективная карта (нанесены границы 100 станов и 12 волостей; масштаб 1:450000).
Историческая карта: характеристики, для чего она нужна, примеры
Содержание:
А историческая карта Это тип карты, на которой изображены те места, явления или события, которые существовали до даты создания карты.
Старые карты не следует путать с историческими картами. Старая карта была создана в прошлом и больше не может использоваться по назначению, так как это устаревшее представление. Вместо этого исторические карты создаются в настоящем, но представляют вещи из прошлого.
Исторические карты предназначены для воссоздания политической или географической ситуации из прошлого, чтобы понять историю определенной географии, культуры или региона. Из-за этого карты этого типа часто используются учителями в классах, поскольку это позволяет им оптимизировать понимание события с помощью картографии.
Например, если учитель проводит занятия по древней Римской империи, он может использовать историческую карту, чтобы показать своим ученикам территории, которые находились под властью этой культуры.
Вообще говоря, исторические карты показывают регион мира, каким он был в прошлом. Точно так же они могут быть сосредоточены на предоставлении определенной информации о нанесенной на карту области, такой как маршруты исследования, торговые пути, уменьшение или увеличение империи, изменения в пределах, среди других аспектов.
Характеристики исторических карт
— Исторические карты характеризуются использованием специального кода, состоящего из знаков и символов. Как правило, эти символы не имеют специальных правил использования, поэтому их код будет зависеть от стиля того, кто их разработал.
— Исторические карты изучаются методом исторической картографии; дисциплина, которая исходит из картографии и посвящена анализу исторических событий, произошедших в определенных географических регионах.
— Эти карты могут иметь политическую, географическую, экономическую, культурную и даже патриотическую цель, поскольку они позволяют определенным гражданам развивать сочувствие к территориальной единице, составляющей их нацию.
— Считается, что эти карты начали использоваться с 1807 года, когда историк Жан-Франсуа Шампольон представил Академии Гренобля воссозданную карту Древнего Египта. После этого использование исторических карт увеличилось с приходом 20-го века, и сегодня они используются во всех частях мира и по разным причинам.
Для чего нужна историческая карта?
Исторические карты используются для воссоздания событий из прошлого; это включает представление природных, географических, политических и культурных явлений.
Эти карты предназначены для ознакомления с некоторыми специфическими аспектами определенного региона, поэтому они часто используются в учебных классах и для развития определенных дисциплин, таких как история, археология, этнология и другие.
Как читать историческую карту?
— Во-первых, важно определить название карты, так как это будет указывать на область, которая была представлена вместе с ее возможной датой.
— Затем необходимо установить географическое пространство, которое было представлено; то есть, чтобы определить местонахождение континента, государств, регионов, морей и т. д.
— Точно так же следует выделить обозначенные места, указав политические названия и события, которые там произошли.
— Исторический период, представленный на карте, необходимо проверить, определив век или год, которому он соответствует.
— Впоследствии исследователь должен прочитать и интерпретировать символику карты, чтобы понять историческое содержание. Для этого те, кто изучает карту, должны узнать об использовании картографических символов (то есть знать, что означает тот или иной знак, нарисованный на карте, например, прямоугольник или круг).
— При необходимости исследователь может учесть хронологический порядок, в котором происходили события.
Примеры исторических карт
Историческая карта Мексики
Например, историческая карта Мексики может быть хороплетом; то есть тематическая карта, регионы которой окрашены по-разному, чтобы обозначить конкретный элемент или характеристику.
В нем определяется расположение различных доиспанских цивилизаций, которые ранее населяли территорию Мексики; Также можно указать хронологическое расположение различных общин.
Историческая карта Эквадора
Историческая карта Эквадора может состоять из коренных общин, населявших страну в начале 20-го века; расположение этих сообществ будет определено на этой карте, и можно добавить язык, на котором они говорят.
Этот тип информации очень интересен этнологам, которые таким образом могут узнать о различных культурах, населявших территорию Эквадора в начале 20-го века, и провести сравнение с нынешними общинами коренных народов.
С помощью этой карты исследователи могут задавать такие вопросы, как: мобилизовались ли в этот период какие-либо племена? Они перебрались в города? Сколько из них все еще существует сегодня? Среди прочего.
Историческая карта Колумбии
Исследователи, интересующиеся территорией Колумбии, могут понять, что из-за ее географии почвы этого региона очень богаты минералами и углеводородами. Историческая карта Колумбии может состоять из определения местоположения полезных ископаемых, которые обрабатывались туземцами до испанского завоевания.
Можно также составить историческую карту, на которой обозначены основные рудники, установленные испанцами в середине 1500-х годов с целью добычи золота, изумрудов и кварца на колумбийской земле.
Историческая карта Испании
Историческая карта Испании может обозначить, например, географическое и культурное расширение Пиренейского полуострова во время мусульманской оккупации.
Аналогичным образом, он также может охватывать различные языки, на которых говорили в Испании в семнадцатом веке, с указанием местонахождения каждого из них. Этот тип карты представляет значительный интерес как для историков, так и для лингвистов.
Что такое историческая карта: как и для чего она создается. Как легенда помогает читать историческую карту?
Цели: познакомить учащихся с понятиями историческая карта, легенда карты, план.
развивающие: сформировать навыки работы с исторической картой, легендой карты, планом.
сформировать у учащихся представление об исторической карте, как о пространственно-временной модели существования человека.
систематизировать информации о картах; ознакомить с понятием «историческая карта»;
учить формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; давать определения понятий; анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления;
обрести стартовую мотивацию к изучению нового материала; осознавать важность изучения истории; выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества.
Еще в древние времена человек начал изображать окружавшую его местность. Среди древних исторических памятников встречаются примитивные карты-рисунки на камнях, костяных пластинках и глиняных табличках. Эти картографические изображения служили для указания путей передвижения, мест удачной охоты, удобных переправ через реки. Первые карты были похожи на рисунки и содержали огромное количество неточностей. Но даже такие изображения ценились очень высоко. С их помощью можно было повторить путь, пройденный первооткрывателем, и избежать неприятностей, которые подстерегали путешественников.
Когда начали развиваться торговля и мореплавание, карты стали неотъемлемой частью человеческой деятельности, их составление поручалось известным художникам своего времени.
Постепенно возникла наука картография
Продуктами деятельности картографов являются карты, атласы, глобусы. Они могут быть представлены на твёрдых, плоских или объёмных материалах (бумага, пластик) или в виде изображения на видеомониторе.
Сегодня активно используются не только бумажные карты (в атласах и настенные), но и электронные, спутниковые карты. Произошло это благодаря компьютеру и интернету. Современные электронные карты дают уникальную возможность увидеть не только связь между странами и городами, но и разглядеть мельчайшие объекты.
Благодаря картам, можно пополнить свои знания. На картах может быть изображен весь земной шар, отдельные материки, государства, моря и океаны. Есть карты звездного неба, показывающие положение небесных светил. Благодаря картам можно узнать о том, какие народы населяют Землю, в каких природных условиях они живут, как развито хозяйство в разных странах. Карты используют автомобилисты, чтобы узнать сеть автомобильных дорог; туристы, когда отправляются в путешествия. Карты нужны строителям, капитанам судов, военным. Историк, отыскивая место важного сражения, маршрут географического открытия или местность, в которой была сделана важная археологическая находка, тоже не может обойтись без карты, так как каждое событие происходит не только в определенное время, но и в определенном месте. Поэтому для историков важно ориентироваться в пространстве. Для этого служат исторические карты.
Исторические карты существенно отличаются от географических, на основе которых они созданы. Так, историческая карта всегда отображает территорию в определенный период времени. Этому времени соответствуют названия стран и городов, о котором повествует карта. Создатели исторических карт иногда могут наносить на неё определенные символы, нагляднее иллюстрируя изображенное на карте, например, корабли, танки или изображения воинов, если карта посвящена какому-нибудь сражению или битве; соборы и храмы, если она повествует о культурном и духовном развитии определенного региона. Из исторической карты можно узнать, как изменялась территория государства на протяжении определенного времени, когда возник город, куда направлялись войска, когда и где состоялась битва, и т.п.Название исторической карты всегда включает указание территории и времени, к которым она относится. Например: «Образование древнерусского государства (ІХ-Х вв.)», «Европа в первой половине XIX в.», «Донецкий регион в начале XX в.».
Историческая карта
Что такое «легенда», и какое отношение она имеет к карте? На исторической карте можно найти много интересной информации, но понять ее сможет только, тот кто научится читать карту. Как без знания букв нельзя прочитать книгу, так без знания условных знаков нельзя понять изображения на карте. Объяснение условных знаков выносится на поля карты и называется легендой. Условные знаки при этом различаются по форме, размеру, цвету. Легенда облегчает чтение содержания карты.
Из дальних стран к родимому порогу.
Работа по теме урока
Еще в древние времена человек начал изображать окружавшую его местность. Среди древних исторических памятников встречаются примитивные карты-рисунки на камнях, костяных пластинках и глиняных табличках. Эти картографические изображения служили для указания путей передвижения, мест удачной охоты, удобных переправ через реки. Первые карты были похожи на рисунки и содержали огромное количество неточностей. Но даже такие изображения ценились очень высоко. С их помощью можно было повторить путь, пройденный первооткрывателем, и избежать неприятностей, которые подстерегали путешественников.
Когда начали развиваться торговля и мореплавание, карты стали неотъемлемой частью человеческой деятельности, их составление поручалось известным художникам своего времени.
Постепенно возникла наука картография
Продуктами деятельности картографов являются карты, атласы, глобусы. Они могут быть представлены на твёрдых, плоских или объёмных материалах (бумага, пластик) или в виде изображения на видеомониторе.
Сегодня активно используются не только бумажные карты (в атласах и настенные), но и электронные, спутниковые карты. Произошло это благодаря компьютеру и интернету. Современные электронные карты дают уникальную возможность увидеть не только связь между странами и городами, но и разглядеть мельчайшие объекты.
Благодаря картам, можно пополнить свои знания. На картах может быть изображен весь земной шар, отдельные материки, государства, моря и океаны. Есть карты звездного неба, показывающие положение небесных светил. Благодаря картам можно узнать о том, какие народы населяют Землю, в каких природных условиях они живут, как развито хозяйство в разных странах. Карты используют автомобилисты, чтобы узнать сеть автомобильных дорог; туристы, когда отправляются в путешествия. Карты нужны строителям, капитанам судов, военным. Историк, отыскивая место важного сражения, маршрут географического открытия или местность, в которой была сделана важная археологическая находка, тоже не может обойтись без карты, так как каждое событие происходит не только в определенное время, но и в определенном месте. Поэтому для историков важно ориентироваться в пространстве. Для этого служат исторические карты.
Карта «Нашествие Батыя на Русь»
Исторические карты существенно отличаются от географических, на основе которых они созданы. Так, историческая карта всегда отображает территорию в определенный период времени. Этому времени соответствуют названия стран и городов, о котором повествует карта. Создатели исторических карт иногда могут наносить на неё определенные символы, нагляднее иллюстрируя изображенное на карте, например, корабли, танки или изображения воинов, если карта посвящена какому-нибудь сражению или битве; соборы и храмы, если она повествует о культурном и духовном развитии определенного региона. Из исторической карты можно узнать, как изменялась территория государства на протяжении определенного времени, когда возник город, куда направлялись войска, когда и где состоялась битва, и т.п.Название исторической карты всегда включает указание территории и времени, к которым она относится. Например: «Образование древнерусского государства (ІХ-Х вв.)», «Европа в первой половине XIX в.», «Донецкий регион в начале XX в.».
Историческая карта
Что такое «легенда», и какое отношение она имеет к карте? На исторической карте можно найти много интересной информации, но понять ее сможет только, тот кто научится читать карту. Как без знания букв нельзя прочитать книгу, так без знания условных знаков нельзя понять изображения на карте. Объяснение условных знаков выносится на поля карты и называется легендой. Условные знаки при этом различаются по форме, размеру, цвету. Легенда облегчает чтение содержания карты.
4. История на плане
На исторической карте обозначаются крупные объекты. Однако часто необходимо рассмотреть объекты в деталях, например, кварталы и улицы города, его строения и т.д. Для этого чертится план.
План, составленный археологами во время раскопок фундаментов зданий, дает возможность воссоздать облик древнего города. План сражения показывает, как располагались войска во время битвы, в каком направлении были нанесены удары.
Рефлексия
1. Изображение земной поверхности в различные исторические периоды это: а) историческая карта; б) план; в) контурная карта; г) любая карта.
2. Особенностью исторической карты является: а) более яркие изображения; б) развитие динамики событий и процессов; в) отсутствие условных обозначений; г) большие размеры.
3. Условные обозначения, с помощью которых можно читать историческую карту это: а) легенда карты; б) план карты; в) масштаб карты; г) словарь карты.
4. Изображение на плоскости небольшой части территории называют: а) глобусом; б) атласом; в) планом; г) контурной картой.
5. В чем отличие исторической карты от других карт?
6. В чем отличие исторической карты от плана?
7. Назовите условные обозначения, которыми пользуются, чтобы показать: два разных государства; места битв; села; перемещение народов.
8. Составьте план своего населенного пункта или его отдельных частей.
9. Дословный перевод понятия «картография» означает:
а) рисовать; б) земная поверхность; в) рисовать на папирусной бумаге; г) надпись на бумаге.
Домашнее задание
Выучить условные изображения на исторических картах.