Историческая преемственность в развитии общественного сознания означает что

Тема: Учение о развитии. Диалектика

192. Предельно общее, универсальное понятие, в котором представлены всеобщие связи и отношения реальности – это …

193. Центральным понятием диалектики является …

194. Философским учением о всеобщих связях бытия и развития всего сущего называется …

195. В истории философии существовала не только диалектика, но и ее противоположность – …

196. Для какого направления философии характерно непонимание всеобщей связи явлений, отрицание развития?

197. Внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие дифференциальных и автономных частей целого, обусловленных строением – это…

198. Ключевым моментом диалектической концепции развития является принцип…

199. Категория диалектики, обозначающая необходимое условие или основу возникновения некоторого процесса, события – это …

200. Какая категория диалектики является парной для категории «необходимое»?

201. Процесс, осуществляемый в определенном порядке: тезис (утверждение), антитезис (отрицание), синтез ( отрицания отрицания), по Гегелю, является …

202. Коренной перелом в развитии, качественное преобразование предмета или явления в результате количественного изменения – это …

203. Переход от одного количества к другому – это …

204. Закон «единства и борьбы противоположностей» определяет …

2)Отражение качеств вещи;

205. Закон «отрицания отрицания» определяет …

206. Степень развития свойств предмета – это …

207. Характеристика предмета, проявляющаяся в его отношениях с другими предметами есть …

208. Определите соответствие между разными периодами времени в понимании диалектики в разные времена.

А)АнтичностьД 1)учение о развитии духа
Б)МатериализмГ 2)развитие природы как целого
В)Средние векаВ 3)учение о развитии всемирной истории
Г)Новое времяБ 4)учение о развитии всего сущего
Д)Философия ГегеляА 5)способ сочетания противоположных линий в поиске истины

Тема: Проблема человека

209. Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания – это …

210. Уподобление человеку, наделение человеческими свойствами предметов, явлений неживой природы, небесных тел, мифологических существ называется…

211. Учение о человеке – это …

212. Конкретный представитель человеческого рода, которому наряду с родовыми чертами, присущи сугубо индивидуальные черты – это …

213. Совокупность свойств и способностей, отличающих данного индивида от массы других – это …

214. Ограничение или подавление чувств, желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества – это …

215. Направлением в этике, утверждающим наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения, является …

216. Все, чем обладает человек, чем он отличается от животных, является…

2)Результатом его жизни в обществе.

3)Результатом его самообразования.

217. Какое положение верно?

1)Человек, прежде всего, природное существо;

2)Человек и природное, и социальное существо;

3)Человек, прежде всего, социальное существо, но на его поведение оказывают влияние и биологические факторы;

Тема: Сознание. Общественное сознание

218. Высшая форма (способ) отражения внешнего мира, присуща только человеку – есть …

219. Осознание и оценка человеком своих действий и их результатов – это …

220. Опосредованное и обобщенное отражение в сознании человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей между объектами и явлениями относится к понятию …

221. Система знаков, служащая средством познания, хранения продуктов духовной культуры и человеческого общения – это …

222. Выделите точку зрения идеализма.

1)Сознание существует параллельно с материей;

2)Сознание может существовать до и независимо от материи;

3)Сознание существует как производная материи.

223. Определите соответствие философского направления и позиции к проблеме сознания:

А)ФизикализмГ 1)способность материи отражать саму себя
Б)СолипсизмВ 2)сознание рассматривается как часть «мирового сознания»
В)Объективный идеализмБ 3)сознание индивида – единственная достоверная реальность
Г)Умственный материализмА 4)сознание есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики

224. Воспроизведение в себе других предметов есть …

225. Врожденная психическая структура, образ, составляющий содержание коллективного бессознательного – это …

226. Сознание, отражающее политические отношения, жизнь общества, деятельность политических институтов – это …

227. Что не относится к формам общественного сознания?

228. Историческая преемственность в развитии общественного сознания означает, что …

1)Новое не повторяет старое;

2)Старое присутствует в новом;

3)Новое исключительно результат деятельности современного общества.

229. Неизменным признаком современного типа личности является …

1)Ее религиозная приверженность;

3)Ее гражданская и политическая сознательность.

Тема: Познание

231. Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей – это …

232. Форма чувственного познания – это …

233. Образ ранее воспринимаемого предмета или явления, а также образ, созданный …воображением – это …

234. Какой ответ на вопрос о том, что является источником познания, дает рационализм?

235. Высшая познавательная способность, превосходящая по своим возможностям и задачам рассудок – это …

236. Согласие с каким утверждением означает агностицизм?

1)Каждая вещь обладает противоположными качествами.

2)Сущность вещей принципиально непознаваема.

237. Определите, что не относится к чувственным формам познания?

238. Признание относительности, условности и субъективности познания, отрицание абсолютных, этических норм и правил – это …

239. Рассуждение, построенное на подмене понятий, ложных доводах и посылках называется …

240. Отражение объективной действительности в сознании человека в процессе его общественной, производственной, научной деятельности, называется …

Тема: Научное познание

241. Частичное, неполное знание об объекте – это …

242. Правильное отражение действительности в сознании, не зависящее по содержанию ни от человека, ни от человечества– это…

243. Критерием истины в философии выступает …

244. Мировоззренческая позиция, игнорирующая объективный подход к действительности – это …

245. Система обобщенного, достоверного и упорядоченного знания об объекте – это …

246. Вид познавательной деятельности, изучающий объект как целостность, располагающей собственным арсеналом познавательных средств, имеющих междисциплинарный характер, называется …

1)Эмпирическим уровнем познания;

2)Теоретическим уровнем познания;

247. Научное познание всегда осуществляется с помощью …

248. Мышление специальными понятиями, как инструментами познания, есть …

250. Стороной социального познания, рассматривающей ценностные ориентиры общественных явлений, называется …

251. Отрасль философского знания, изучающая всеобщие проблемы познания, совокупность приемов научного исследования – это …

252. Мысленное отвлечение от несуществующих свойств, связей, отношений предметов и выделение сторон, интересующих исследователя относится к понятию…

253. Переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков предметов рассматриваемой области – это …

254. Представление о научном познании, как о наивысшей культурной ценности, характерно для …

255. Антисциентизм толкует науку как …

1)Силу, чуждую и враждебную сущности человека;

2)Наивысшую культурную ценность;

3)Обязательный элемент прогресса.

256. Одним из важнейших отличительных качеств научного познания является…

257. Некоторое предположение о возможном закономерном порядке, о существенной связи между явлениями – это …

258. Метод познания, означающий мысленное разложение объекта на составные элементы – это …

259. Отображение объекта в форме какого-либо языка – это …

Тема: Общество

260. Раздел философии, в котором рассматривается общество как специфическое явление, называется …

262. Кем задаются цели коллектива?

263. Возможность перехода от одной социальной группы в другую, называется…

264. Естественным условием существования самого общества является …

265. Обмен деятельностью, распределение различных предметов и услуг – это

266. Система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством – это

267. Прогрессивное преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни – это

268. Застой в обществе, экономике, производстве – это …

269. Кто создатель теории, по которой рост народонаселения – главное зло, приводящее к бедствиям и нищете?

270. Кто является социологом, относящим к религии общественные идеи и верования, имеющие обязательный характер?

271. Общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями, взаимодействующее с государством, является

273. Многообразие форм и проявлений политической жизни в обществе, означает …

Тема: Личность и общество

274. Что такое личность?

1)Представитель человеческого рода;

2)Прежде всего, существо биологическое, на которое оказывает влияние социальная среда;

3)Не просто носитель конкретных общественных отношений, но человек, который оказывает активное воздействие на них.

275. Взаимосвязанный процесс становления человека и общества – это …

276. Что побуждает человека к конкретному самоличному действию:

3)Потребность, т.е. нужда человека в определенных внешних условиях своего бытия.

277. Определите ложное утверждение, социальная роль личности как труженика в решающей степени зависит …

1)От уровня образованности и интеллектуальных возможностей;

2)От биологически врожденных программ;

3)От культурных традиций и нравов определенного социума.

278. Связи и зависимости между участниками трудовой деятельности – …

279. Процесс усвоения индивидом предметной системы знаний, норм и ценностей, позволяющие ему функционировать в качестве полноправного члена общества – это …

Тема: Культура

280. Кто разработал идею многообразия типов культур?

281. Исходной формой и первоисточником культуры является …

282. Функция культуры, заключающаяся в том, что многие достижения культуры выступают в качестве новых способов дальнейшего познания окружающего мира и использование этого знания на практике – это…

283. Функция культуры, позволяющая людям вступать в общение друг с другом, называется …

284. Можно ли свести все культурные явления к рациональному уровню человеческого познания?

2)Можно и нельзя в отдельных случаях;

285. Понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение явлений и фактов действительности – это …

286. Материальная культура – это…

1)Совокупность всех знаний, все формы мышления;

2)Вся совокупность материальных благ, средства их производства;

3)Вся сфера мировоззрения.

287. Понятия «культура» и «цивилизация» стали различать в философии…

288. Западному типу цивилизационного развития соответствует …

289. Сегодня в мире происходит процесс …

290. Специфика культурных процессов 20 в. отразился в понятии…

291. Кто автор теории «локальных культур»?

292. Цивилизационный подход к анализу общества был предложен:

Дата добавления: 2018-05-13 ; просмотров: 5200 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Тема XIV: Проблема человека

Пояснительная записка

Задача тестов- выявить уровень знаний студентов, целостность и системность их представлений о мире и месте человека в нем, а также степень развития их философского

мировоззрения и мироощущения. Студент должен

знать: · основые философские направления и школы · Законы и категории философии · Принципы диалектического мышления · Основные типы мировоззрения и закономерности его функционирования и развития

Количество вопросов в одном тесте 30

· Время, отведенное на одно тестирование – 30 мин

На одну тему выделяется 3 балла

Литература:

1.Алексеев П.В. Философия. Учебник для вузов.- М., 2006.

2.Гобозов И.А.Социальная философия. Учебник для вузов.- М., 2007.

3.Данильян О.Г. Философия. Учебное пособие для вузов.- М., 2005.

4.Философия: Учебник/ под ред. Зотова А.Ф., Миронова В.В., Разина А.В./-М.,2009.

5.Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Философия. Учебное пособие для вузов.-М.,2006.

6.РадугинА.А.Философия: Учебник для вузов.- М.,2003

7.Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов.- М.,2005.

8.Фролов И.Ф.Введение в философию. Учебник для вузов.- М.,2004

9.Философия: Учебное пособие для вузов. В 2-х ч./под ред.Кириллова В.И./-М.,2003

10.Философия. В вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов/под ред. Лавриненко В.Н./-М.,2003

Контрольные тесты Часть 2. Теория философии

Тема XI: Онтология. Учение о бытии и материи

В каком суждении дано более полное определение бытия?____

В материалистическом понимании материя по отношению к бытию является_____

Синергетика как метод познания позволяет рассматривать бытие в качестве____

Кто из нижеперечисленных мыслителей утверждал субстанциальный подход в понимании пространства и времени?____

Динамическая концепция времени утверждает, что____

Время существует лишь в точке здесь-и-теперь;

Прошедшее время также имеет онтологический статус;

+Время представляет собой субъективную форму восприятия;

Понимание времени зависит от культурной специфики;

_____… утверждает, что мир имеет духовное или материальное начало.

Термин «онтология» это «Учение о сущем».- _____ Да / нет?

Философское понятие для обозначения всего сущего – это …____

Как в разные эпохи рассматривалась проблема бытия? А)В эпоху средних веков1)бытие – это материя (Г).
Б)В эпоху Возрождения2)подлинное бытие есть «абсолютная идея» В).
В)В философии Гегеля3)бытие рассматривалось как физическая реальность, природа ( Б).
Г)Марксисткой философии4)бытие рассматривалось как бытие Бога (А).

Предельно общее, универсальное понятие, в котором представлены всеобщие связи и отношения реальности – это …____

Соотнесите античных мыслителей и их понимание бытия:

А)Парменид1)бытие есть идея (Г)
Б)Гераклит2)бытие есть атом (В)
В)Демокрит3)бытие пронизано борьбой противоположностей (Б)
Г)Платон4)бытие едино и неподвижно (А)

Объективный идеализм это…_____

Философское направление, выводящее все из одного духа и объясняющее возникновение материи из духа.

Существующее как самодостаточное и независимое от чего-либо другого – это ____…

Соотнесите философские направления и их представителей.

А)Идеалистический монизм1)Кузанский, Коперник, Бруно, Спиноза (В)
Б)Материалистический монизм2)Фейербах, Маркс, Энгельс, Ленин (Б)
В)Пантеистический монизм3)Платон, Аристотель, Августин, Гегель ( А)

Определите соотношение между позициями в философии к анализу субстанций:

А) Материалистический монизм1)существует одна субстанция – Бог, отождествляемый с природой (В)
Б) Идеалистический монизм2)существует одна субстанция – идеальное начало (Б)
В) Пантеистический монизм3)существует одна субстанция – материя (А)

Свойство материи, заключающееся в воспроизведении особенностей объекта или процесса, – это ____…

Коренной перелом в развитии, качественное преобразование предмета и явления в результате количественных изменений – это_____ …

Действительность, сфокусированная в сознании субъекта, это ____…

Длительность существования вещей и процессов – это_____ …

Определите соответствие между разными эпохами и взглядами на проблему материи:

А) В эпоху средних веков1)материя объективная реальность (Г)
Б) В эпоху Возрождения2)материя – это субстанция (В)
В) В эпоху Нового времени3)материя – совокупность физических сил (Б)
Г) Современное представление4)материя производна от Духа (А)

Отражение присуще ____…

Соотнесите философский подход и соответствующее понимание материи:

А)Материалистический подход1)понятие «материя» ложно (Г)
Б)Объективно-идеалистический подход2)материя есть продукт человеческого сознания (В)
В)Субективно-идеалистический подход3)материя есть порождение абсолютного духа (Б)
Г)Позитивистский подход4)материя есть основа бытия (А)

Определите соответствие между основными формами движения материи и их сущностью:

А)Социальная1)движение теплоты, света, магнетизм, гравитация, движение атомов (Д)
Б)Механическая2)сложные взаимодействия молекул (Г)
В)Биологическая3)существование и развитие живых организмов (В)
Г)Химическая4)перемещение тел в пространстве (Б)
Д)Физическая5)вся совокупность явлений и процессов, протекающих в рамках общественной жизни (А)

Наука, изучающая проблемы взаимодействия общества и окружающей среды, это____

Биолог, впервые употребивший термин «экология»,____

Телеология это ____

Философское течение, приписывающее процессам и явлениям природы целесообразность

Что такое диалектика?___

Искусство ведения спора

Представление о вечном становлении мира

+Универсальная теория и метод познания мира

Учение о противоречиях

Что является более устойчивым в предметах и вещах?_____

Какой является сущность вещей?____

Философским учением о всеобщих связях бытия и развития всего сущего является _____

Для какого направления философии характерно непонимание всеобщей связи явлений, отрицание развития?____

Внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие дифференциальных и автономных частей целого, обусловленных строением, это____

Ключевым моментом диалектической концепции развития является принцип____

Категория диалектики, обозначающая необходимое условие или основу возникновения некоторого процесса, события, это_____

Какая категория диалектики является парной для категории «необходимое»?_____

Процесс, осуществляемый в определенном порядке: тезис (утверждение), антитезис (отрицание), синтез (отрицание отрицания), по Гегелю, является ______

Коренной перелом в развитии, качественное преобразование предмета или явления в результате количественного изменения – это раскол.______ Да/Нет

Закон «единства и борьбы противоположностей» определяет_____ …

+Отражение качеств вещи;

Закон «взаимного перехода количественных изменений в качественные» определяет_____

Закон «отрицания отрицания» определяет_____ …

Степень развития свойств предмета это_____…

Характеристика предмета, проявляющаяся в его отношениях с другими предметами, есть _____

Тема XIV: Проблема человека

Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.

Уподобление человеку, наделение человеческими свойствами предметов, явлений неживой природы, небесных тел, мифологических существ называется_____

Отдельный представитель, несущий в себе признаки человеческого рода, это_____

Биологизаторскую и социологизаторскую трактовки человека объединяет то, что они____

Используют одинаковые методы исследования

Исследуют общий предмет

+Представляют человека частью системы

Видят в человеке уникальное существо

Современная антропологическая теория считает, что «недостающим звеном»

+Недостающее звено» до сих пор не обнаружено.

Термин «социализация» относится к______

Высшим психическим функциям;

+Человеку как психосоматическому существу;

Совокупность свойств и способностей, отличающих данного человека от других, – это ___

Ограничение или подавление чувств, желаний, отказ от удовольствий, умерщвление плоти это ____

Направлением в этике, утверждающим наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения, является ____

Все, чем обладает человек, чем он отличается от животных, является____

+Результатом его жизни в обществе.

Результатом его самообразования.

Какое положение верно?

Человек, прежде всего, природное существо;

Человек и природное, и социальное существо;

+ Человек, прежде всего, социальное существо, но на его поведение оказывают влияние и биологические факторы;

Тема XV: Сознание.

Высшая форма (способ) отражения внешнего мира, присущая только человеку, – есть____

Осознание и оценка человеком своих действий и их результатов – это _____

Опосредованное и обобщенное отражение в сознании человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей между объектами и явлениями относится к сфере_____

Сознание по своей природе:

Продукт биологического развития,

Совокупность психических процессов,не представленных в сознании субъекта, это_____

Система знаков, служащая средством познания, хранения продуктов духовной культуры и человеческого общения, это___

Выделите точку зрения идеализма:

Сознание существует параллельно с материей;

+Сознание может существовать до и независимо от материи;

Сознание существует как производная материи.

Определите соответствие философского направления и позиции к проблеме сознания:

А)Физикализм1)сознание индивида – единственная достоверная реальность (Б)
Б)Солипсизм2)сознание рассматривается как часть «мирового сознания» (В)
В)Объективный идеализм3)сознание есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики (А)

Отражение есть воспроизведение в себе других предметов____ Да/Нет

Врожденная психическая структура, образ, составляющий содержание коллективного бессознательного, это ____

Политическое сознание- это форма сознания, отражающая отношения в обществе, возникающие и функционирующие в связи с деятельностью институтов власти._____ Да/Нет.

Что не относится к формам общественного сознания?_____

Историческая преемственность в развитии общественного сознания означает, что ____

Новое не повторяет старое;

+ Старое присутствует в новом;

Новое исключительно результат деятельности современного общества.

Неизменным признаком современного типа личности является ____

+Гражданская и политическая сознательность.

Тема XVI: Познание

Направление в философии, для которого характерно суждение: «Нет ничего в разуме, чего бы первоначально не было в чувствах», это_____

Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, это материализм. ____ Да/Нет

Какова форма чувственного познания?

______это образ ранее воспринимаемого предмета или явления, продукт воображения.

Что является источником познания согласно рационализму?

Высшая познавательная способность, превосходящая по своим возможностям и задачам рассудок –это ______

Какое утверждение согласуется с агностицизмом?

Каждая вещь обладает противоположными качествами;

+Сущность вещей принципиально непознаваема;

Определите, что не относится к чувственным формам познания?

Признание относительности, условности и субъективности познания, отрицание абсолютных, этических норм и правил – это _____

Рассуждение, построенное на подмене понятий, ложных доводах и посылках, называется ______

Какой признак присущ истине?

Классическое определение истины это:

+Соответствие знания действительности;

Свойство согласованности знаний;

Какое свойство сознания акцентируется в суждении о том, что сознание не только отражает объективный мир, но и творит его?

Какое суждение в наибольшей мере связано с чувственным познанием?

Радуга состоит из частиц воды, освещаемых ярким светом;

+Радуга своими яркими красками придает ощущение бодрости;

Радуга представляет собой результат квантовой гидродинамики.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *