Историческая преемственность в развитии общественного сознания означает что
Тема: Учение о развитии. Диалектика
192. Предельно общее, универсальное понятие, в котором представлены всеобщие связи и отношения реальности – это …
193. Центральным понятием диалектики является …
194. Философским учением о всеобщих связях бытия и развития всего сущего называется …
195. В истории философии существовала не только диалектика, но и ее противоположность – …
196. Для какого направления философии характерно непонимание всеобщей связи явлений, отрицание развития?
197. Внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие дифференциальных и автономных частей целого, обусловленных строением – это…
198. Ключевым моментом диалектической концепции развития является принцип…
199. Категория диалектики, обозначающая необходимое условие или основу возникновения некоторого процесса, события – это …
200. Какая категория диалектики является парной для категории «необходимое»?
201. Процесс, осуществляемый в определенном порядке: тезис (утверждение), антитезис (отрицание), синтез ( отрицания отрицания), по Гегелю, является …
202. Коренной перелом в развитии, качественное преобразование предмета или явления в результате количественного изменения – это …
203. Переход от одного количества к другому – это …
204. Закон «единства и борьбы противоположностей» определяет …
2)Отражение качеств вещи;
205. Закон «отрицания отрицания» определяет …
206. Степень развития свойств предмета – это …
207. Характеристика предмета, проявляющаяся в его отношениях с другими предметами есть …
208. Определите соответствие между разными периодами времени в понимании диалектики в разные времена.
А)Античность | Д 1)учение о развитии духа |
Б)Материализм | Г 2)развитие природы как целого |
В)Средние века | В 3)учение о развитии всемирной истории |
Г)Новое время | Б 4)учение о развитии всего сущего |
Д)Философия Гегеля | А 5)способ сочетания противоположных линий в поиске истины |
Тема: Проблема человека
209. Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания – это …
210. Уподобление человеку, наделение человеческими свойствами предметов, явлений неживой природы, небесных тел, мифологических существ называется…
211. Учение о человеке – это …
212. Конкретный представитель человеческого рода, которому наряду с родовыми чертами, присущи сугубо индивидуальные черты – это …
213. Совокупность свойств и способностей, отличающих данного индивида от массы других – это …
214. Ограничение или подавление чувств, желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества – это …
215. Направлением в этике, утверждающим наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения, является …
216. Все, чем обладает человек, чем он отличается от животных, является…
2)Результатом его жизни в обществе.
3)Результатом его самообразования.
217. Какое положение верно?
1)Человек, прежде всего, природное существо;
2)Человек и природное, и социальное существо;
3)Человек, прежде всего, социальное существо, но на его поведение оказывают влияние и биологические факторы;
Тема: Сознание. Общественное сознание
218. Высшая форма (способ) отражения внешнего мира, присуща только человеку – есть …
219. Осознание и оценка человеком своих действий и их результатов – это …
220. Опосредованное и обобщенное отражение в сознании человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей между объектами и явлениями относится к понятию …
221. Система знаков, служащая средством познания, хранения продуктов духовной культуры и человеческого общения – это …
222. Выделите точку зрения идеализма.
1)Сознание существует параллельно с материей;
2)Сознание может существовать до и независимо от материи;
3)Сознание существует как производная материи.
223. Определите соответствие философского направления и позиции к проблеме сознания:
А)Физикализм | Г 1)способность материи отражать саму себя |
Б)Солипсизм | В 2)сознание рассматривается как часть «мирового сознания» |
В)Объективный идеализм | Б 3)сознание индивида – единственная достоверная реальность |
Г)Умственный материализм | А 4)сознание есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики |
224. Воспроизведение в себе других предметов есть …
225. Врожденная психическая структура, образ, составляющий содержание коллективного бессознательного – это …
226. Сознание, отражающее политические отношения, жизнь общества, деятельность политических институтов – это …
227. Что не относится к формам общественного сознания?
228. Историческая преемственность в развитии общественного сознания означает, что …
1)Новое не повторяет старое;
2)Старое присутствует в новом;
3)Новое исключительно результат деятельности современного общества.
229. Неизменным признаком современного типа личности является …
1)Ее религиозная приверженность;
3)Ее гражданская и политическая сознательность.
Тема: Познание
231. Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей – это …
232. Форма чувственного познания – это …
233. Образ ранее воспринимаемого предмета или явления, а также образ, созданный …воображением – это …
234. Какой ответ на вопрос о том, что является источником познания, дает рационализм?
235. Высшая познавательная способность, превосходящая по своим возможностям и задачам рассудок – это …
236. Согласие с каким утверждением означает агностицизм?
1)Каждая вещь обладает противоположными качествами.
2)Сущность вещей принципиально непознаваема.
237. Определите, что не относится к чувственным формам познания?
238. Признание относительности, условности и субъективности познания, отрицание абсолютных, этических норм и правил – это …
239. Рассуждение, построенное на подмене понятий, ложных доводах и посылках называется …
240. Отражение объективной действительности в сознании человека в процессе его общественной, производственной, научной деятельности, называется …
Тема: Научное познание
241. Частичное, неполное знание об объекте – это …
242. Правильное отражение действительности в сознании, не зависящее по содержанию ни от человека, ни от человечества– это…
243. Критерием истины в философии выступает …
244. Мировоззренческая позиция, игнорирующая объективный подход к действительности – это …
245. Система обобщенного, достоверного и упорядоченного знания об объекте – это …
246. Вид познавательной деятельности, изучающий объект как целостность, располагающей собственным арсеналом познавательных средств, имеющих междисциплинарный характер, называется …
1)Эмпирическим уровнем познания;
2)Теоретическим уровнем познания;
247. Научное познание всегда осуществляется с помощью …
248. Мышление специальными понятиями, как инструментами познания, есть …
250. Стороной социального познания, рассматривающей ценностные ориентиры общественных явлений, называется …
251. Отрасль философского знания, изучающая всеобщие проблемы познания, совокупность приемов научного исследования – это …
252. Мысленное отвлечение от несуществующих свойств, связей, отношений предметов и выделение сторон, интересующих исследователя относится к понятию…
253. Переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков предметов рассматриваемой области – это …
254. Представление о научном познании, как о наивысшей культурной ценности, характерно для …
255. Антисциентизм толкует науку как …
1)Силу, чуждую и враждебную сущности человека;
2)Наивысшую культурную ценность;
3)Обязательный элемент прогресса.
256. Одним из важнейших отличительных качеств научного познания является…
257. Некоторое предположение о возможном закономерном порядке, о существенной связи между явлениями – это …
258. Метод познания, означающий мысленное разложение объекта на составные элементы – это …
259. Отображение объекта в форме какого-либо языка – это …
Тема: Общество
260. Раздел философии, в котором рассматривается общество как специфическое явление, называется …
262. Кем задаются цели коллектива?
263. Возможность перехода от одной социальной группы в другую, называется…
264. Естественным условием существования самого общества является …
265. Обмен деятельностью, распределение различных предметов и услуг – это
266. Система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством – это
267. Прогрессивное преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни – это
268. Застой в обществе, экономике, производстве – это …
269. Кто создатель теории, по которой рост народонаселения – главное зло, приводящее к бедствиям и нищете?
270. Кто является социологом, относящим к религии общественные идеи и верования, имеющие обязательный характер?
271. Общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями, взаимодействующее с государством, является
273. Многообразие форм и проявлений политической жизни в обществе, означает …
Тема: Личность и общество
274. Что такое личность?
1)Представитель человеческого рода;
2)Прежде всего, существо биологическое, на которое оказывает влияние социальная среда;
3)Не просто носитель конкретных общественных отношений, но человек, который оказывает активное воздействие на них.
275. Взаимосвязанный процесс становления человека и общества – это …
276. Что побуждает человека к конкретному самоличному действию:
3)Потребность, т.е. нужда человека в определенных внешних условиях своего бытия.
277. Определите ложное утверждение, социальная роль личности как труженика в решающей степени зависит …
1)От уровня образованности и интеллектуальных возможностей;
2)От биологически врожденных программ;
3)От культурных традиций и нравов определенного социума.
278. Связи и зависимости между участниками трудовой деятельности – …
279. Процесс усвоения индивидом предметной системы знаний, норм и ценностей, позволяющие ему функционировать в качестве полноправного члена общества – это …
Тема: Культура
280. Кто разработал идею многообразия типов культур?
281. Исходной формой и первоисточником культуры является …
282. Функция культуры, заключающаяся в том, что многие достижения культуры выступают в качестве новых способов дальнейшего познания окружающего мира и использование этого знания на практике – это…
283. Функция культуры, позволяющая людям вступать в общение друг с другом, называется …
284. Можно ли свести все культурные явления к рациональному уровню человеческого познания?
2)Можно и нельзя в отдельных случаях;
285. Понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение явлений и фактов действительности – это …
286. Материальная культура – это…
1)Совокупность всех знаний, все формы мышления;
2)Вся совокупность материальных благ, средства их производства;
3)Вся сфера мировоззрения.
287. Понятия «культура» и «цивилизация» стали различать в философии…
288. Западному типу цивилизационного развития соответствует …
289. Сегодня в мире происходит процесс …
290. Специфика культурных процессов 20 в. отразился в понятии…
291. Кто автор теории «локальных культур»?
292. Цивилизационный подход к анализу общества был предложен:
Дата добавления: 2018-05-13 ; просмотров: 5200 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Тема XIV: Проблема человека
Пояснительная записка
Задача тестов- выявить уровень знаний студентов, целостность и системность их представлений о мире и месте человека в нем, а также степень развития их философского
мировоззрения и мироощущения. Студент должен
знать: · основые философские направления и школы · Законы и категории философии · Принципы диалектического мышления · Основные типы мировоззрения и закономерности его функционирования и развития |
Количество вопросов в одном тесте 30
· Время, отведенное на одно тестирование – 30 мин
На одну тему выделяется 3 балла
Литература:
1.Алексеев П.В. Философия. Учебник для вузов.- М., 2006.
2.Гобозов И.А.Социальная философия. Учебник для вузов.- М., 2007.
3.Данильян О.Г. Философия. Учебное пособие для вузов.- М., 2005.
4.Философия: Учебник/ под ред. Зотова А.Ф., Миронова В.В., Разина А.В./-М.,2009.
5.Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Философия. Учебное пособие для вузов.-М.,2006.
6.РадугинА.А.Философия: Учебник для вузов.- М.,2003
7.Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов.- М.,2005.
8.Фролов И.Ф.Введение в философию. Учебник для вузов.- М.,2004
9.Философия: Учебное пособие для вузов. В 2-х ч./под ред.Кириллова В.И./-М.,2003
10.Философия. В вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов/под ред. Лавриненко В.Н./-М.,2003
Контрольные тесты Часть 2. Теория философии
Тема XI: Онтология. Учение о бытии и материи
В каком суждении дано более полное определение бытия?____
В материалистическом понимании материя по отношению к бытию является_____
Синергетика как метод познания позволяет рассматривать бытие в качестве____
Кто из нижеперечисленных мыслителей утверждал субстанциальный подход в понимании пространства и времени?____
Динамическая концепция времени утверждает, что____
Время существует лишь в точке здесь-и-теперь;
Прошедшее время также имеет онтологический статус;
+Время представляет собой субъективную форму восприятия;
Понимание времени зависит от культурной специфики;
_____… утверждает, что мир имеет духовное или материальное начало.
Термин «онтология» это «Учение о сущем».- _____ Да / нет?
Философское понятие для обозначения всего сущего – это …____
Как в разные эпохи рассматривалась проблема бытия? А)В эпоху средних веков | 1)бытие – это материя (Г). |
Б)В эпоху Возрождения | 2)подлинное бытие есть «абсолютная идея» В). |
В)В философии Гегеля | 3)бытие рассматривалось как физическая реальность, природа ( Б). |
Г)Марксисткой философии | 4)бытие рассматривалось как бытие Бога (А). |
Предельно общее, универсальное понятие, в котором представлены всеобщие связи и отношения реальности – это …____
Соотнесите античных мыслителей и их понимание бытия:
А)Парменид | 1)бытие есть идея (Г) |
Б)Гераклит | 2)бытие есть атом (В) |
В)Демокрит | 3)бытие пронизано борьбой противоположностей (Б) |
Г)Платон | 4)бытие едино и неподвижно (А) |
Объективный идеализм это…_____
Философское направление, выводящее все из одного духа и объясняющее возникновение материи из духа.
Существующее как самодостаточное и независимое от чего-либо другого – это ____…
Соотнесите философские направления и их представителей.
А)Идеалистический монизм | 1)Кузанский, Коперник, Бруно, Спиноза (В) |
Б)Материалистический монизм | 2)Фейербах, Маркс, Энгельс, Ленин (Б) |
В)Пантеистический монизм | 3)Платон, Аристотель, Августин, Гегель ( А) |
Определите соотношение между позициями в философии к анализу субстанций:
А) Материалистический монизм | 1)существует одна субстанция – Бог, отождествляемый с природой (В) |
Б) Идеалистический монизм | 2)существует одна субстанция – идеальное начало (Б) |
В) Пантеистический монизм | 3)существует одна субстанция – материя (А) |
Свойство материи, заключающееся в воспроизведении особенностей объекта или процесса, – это ____…
Коренной перелом в развитии, качественное преобразование предмета и явления в результате количественных изменений – это_____ …
Действительность, сфокусированная в сознании субъекта, это ____…
Длительность существования вещей и процессов – это_____ …
Определите соответствие между разными эпохами и взглядами на проблему материи:
А) В эпоху средних веков | 1)материя объективная реальность (Г) |
Б) В эпоху Возрождения | 2)материя – это субстанция (В) |
В) В эпоху Нового времени | 3)материя – совокупность физических сил (Б) |
Г) Современное представление | 4)материя производна от Духа (А) |
Отражение присуще ____…
Соотнесите философский подход и соответствующее понимание материи:
А)Материалистический подход | 1)понятие «материя» ложно (Г) |
Б)Объективно-идеалистический подход | 2)материя есть продукт человеческого сознания (В) |
В)Субективно-идеалистический подход | 3)материя есть порождение абсолютного духа (Б) |
Г)Позитивистский подход | 4)материя есть основа бытия (А) |
Определите соответствие между основными формами движения материи и их сущностью:
А)Социальная | 1)движение теплоты, света, магнетизм, гравитация, движение атомов (Д) |
Б)Механическая | 2)сложные взаимодействия молекул (Г) |
В)Биологическая | 3)существование и развитие живых организмов (В) |
Г)Химическая | 4)перемещение тел в пространстве (Б) |
Д)Физическая | 5)вся совокупность явлений и процессов, протекающих в рамках общественной жизни (А) |
Наука, изучающая проблемы взаимодействия общества и окружающей среды, это____
Биолог, впервые употребивший термин «экология»,____
Телеология это ____
Философское течение, приписывающее процессам и явлениям природы целесообразность
Что такое диалектика?___
Искусство ведения спора
Представление о вечном становлении мира
+Универсальная теория и метод познания мира
Учение о противоречиях
Что является более устойчивым в предметах и вещах?_____
Какой является сущность вещей?____
Философским учением о всеобщих связях бытия и развития всего сущего является _____
Для какого направления философии характерно непонимание всеобщей связи явлений, отрицание развития?____
Внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие дифференциальных и автономных частей целого, обусловленных строением, это____
Ключевым моментом диалектической концепции развития является принцип____
Категория диалектики, обозначающая необходимое условие или основу возникновения некоторого процесса, события, это_____
Какая категория диалектики является парной для категории «необходимое»?_____
Процесс, осуществляемый в определенном порядке: тезис (утверждение), антитезис (отрицание), синтез (отрицание отрицания), по Гегелю, является ______
Коренной перелом в развитии, качественное преобразование предмета или явления в результате количественного изменения – это раскол.______ Да/Нет
Закон «единства и борьбы противоположностей» определяет_____ …
+Отражение качеств вещи;
Закон «взаимного перехода количественных изменений в качественные» определяет_____
Закон «отрицания отрицания» определяет_____ …
Степень развития свойств предмета это_____…
Характеристика предмета, проявляющаяся в его отношениях с другими предметами, есть _____
Тема XIV: Проблема человека
Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.
Уподобление человеку, наделение человеческими свойствами предметов, явлений неживой природы, небесных тел, мифологических существ называется_____
Отдельный представитель, несущий в себе признаки человеческого рода, это_____
Биологизаторскую и социологизаторскую трактовки человека объединяет то, что они____
Используют одинаковые методы исследования
Исследуют общий предмет
+Представляют человека частью системы
Видят в человеке уникальное существо
Современная антропологическая теория считает, что «недостающим звеном»
+Недостающее звено» до сих пор не обнаружено.
Термин «социализация» относится к______
Высшим психическим функциям;
+Человеку как психосоматическому существу;
Совокупность свойств и способностей, отличающих данного человека от других, – это ___
Ограничение или подавление чувств, желаний, отказ от удовольствий, умерщвление плоти это ____
Направлением в этике, утверждающим наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения, является ____
Все, чем обладает человек, чем он отличается от животных, является____
+Результатом его жизни в обществе.
Результатом его самообразования.
Какое положение верно?
Человек, прежде всего, природное существо;
Человек и природное, и социальное существо;
+ Человек, прежде всего, социальное существо, но на его поведение оказывают влияние и биологические факторы;
Тема XV: Сознание.
Высшая форма (способ) отражения внешнего мира, присущая только человеку, – есть____
Осознание и оценка человеком своих действий и их результатов – это _____
Опосредованное и обобщенное отражение в сознании человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей между объектами и явлениями относится к сфере_____
Сознание по своей природе:
Продукт биологического развития,
Совокупность психических процессов,не представленных в сознании субъекта, это_____
Система знаков, служащая средством познания, хранения продуктов духовной культуры и человеческого общения, это___
Выделите точку зрения идеализма:
Сознание существует параллельно с материей;
+Сознание может существовать до и независимо от материи;
Сознание существует как производная материи.
Определите соответствие философского направления и позиции к проблеме сознания:
А)Физикализм | 1)сознание индивида – единственная достоверная реальность (Б) |
Б)Солипсизм | 2)сознание рассматривается как часть «мирового сознания» (В) |
В)Объективный идеализм | 3)сознание есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики (А) |
Отражение есть воспроизведение в себе других предметов____ Да/Нет
Врожденная психическая структура, образ, составляющий содержание коллективного бессознательного, это ____
Политическое сознание- это форма сознания, отражающая отношения в обществе, возникающие и функционирующие в связи с деятельностью институтов власти._____ Да/Нет.
Что не относится к формам общественного сознания?_____
Историческая преемственность в развитии общественного сознания означает, что ____
Новое не повторяет старое;
+ Старое присутствует в новом;
Новое исключительно результат деятельности современного общества.
Неизменным признаком современного типа личности является ____
+Гражданская и политическая сознательность.
Тема XVI: Познание
Направление в философии, для которого характерно суждение: «Нет ничего в разуме, чего бы первоначально не было в чувствах», это_____
Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, это материализм. ____ Да/Нет
Какова форма чувственного познания?
______это образ ранее воспринимаемого предмета или явления, продукт воображения.
Что является источником познания согласно рационализму?
Высшая познавательная способность, превосходящая по своим возможностям и задачам рассудок –это ______
Какое утверждение согласуется с агностицизмом?
Каждая вещь обладает противоположными качествами;
+Сущность вещей принципиально непознаваема;
Определите, что не относится к чувственным формам познания?
Признание относительности, условности и субъективности познания, отрицание абсолютных, этических норм и правил – это _____
Рассуждение, построенное на подмене понятий, ложных доводах и посылках, называется ______
Какой признак присущ истине?
Классическое определение истины это:
+Соответствие знания действительности;
Свойство согласованности знаний;
Какое свойство сознания акцентируется в суждении о том, что сознание не только отражает объективный мир, но и творит его?
Какое суждение в наибольшей мере связано с чувственным познанием?
Радуга состоит из частиц воды, освещаемых ярким светом;
+Радуга своими яркими красками придает ощущение бодрости;
Радуга представляет собой результат квантовой гидродинамики.