Историческое исследование что это
Общенаучные методы
Научный поиск базируется на традиционных принципах, подразумевающих работу с информацией, связанную с классификацией данных, установлением причинно-следственных связей и логических цепочек, выявлением различных признаков и характеристик объекта изучения, разложением све́дений на составляющие части, обобщением и описанием (анализ и синтез).
В отечественной методологии выделяют три уровня изучения объекта:
В рамках любой науки можно по-разному классифицировать подходы к решению поставленных проблем, но в целом принято выделять две группы методов:
Таким образом, классификацию по характеру обобщения можно представить как простую структуру.
Общенаучные методы исторического исследования:
Тип | Вид |
Общие | Анализ и синтез информации. Индукция (от частного — к общему). Дедукция (от целого — к конкретике). Эксперимент. Наблюдение. Гипотеза и аналогия. Моделирование. Описательный и повествовательный (общеисторический). |
Базовые | Сравнительный. Генетический. Системный. Типологический. Динамический и хронологический. Ретроспективный. |
Прикладные | Статистический. Математический. Идеографический. Биографический. Реконструктивный. |
В процессе изучения исторической реальности все методы взаимосвязаны, они дополняют друг друга и образуют единый механизм научной работы — методику, позволяющую придать фактам и знаниям конкретно понятную форму, устранить всевозможные противоречия, а также всесторонне раскрыть отдельные аспекты предмета исследования. Главная цель — наиболее объективно показать закономерности, связи и логику событий прошлого.
Специальная методология
Перед историком всегда стоит трудная задача выявления сущности, структуры, направленности и достоверного описания процессов минувших лет. Эта работа всегда начинается с накопления информации об объекте и фиксации первичных све́дений — так называемый эмпирический этап, за ним следует анализ фактов и источников, на котором основаны все специальные подходы к изучению действительности прошлого.
Можно выделить и соотнести название и содержание исторических методов исследования, решающих основные задачи:
Все эти методы позволяют создавать уникальные концепции, придерживаясь главных условий: историзма, объективности и системности.
Прикладные способы
Обычно приемы, находящиеся на стыке наук, относят к прикладным. Среди таких подходов, реализуемых в рамках исторического исследования, можно отметить:
Контент-анализ представляет собой сбор всевозможных количественных данных об объекте исследования. В качестве примера можно привести собрания законов, соборных уложений или сводов правил. Особенность, которая дает историкам огромные возможности для интерпретаций, заключается в разрешении считать документом любую коммуникацию, то есть не только официальные источники, но и объявления, аудиозаписи разговоров или речей, газеты, этикетки, рисунки и так далее.
Для успешной реализации этого подхода требуется значительная работа с огромными массивами информации.
Антропологический метод часто используется в учебных трудах — реферате или курсовой, где кратко, опираясь на данные об эволюции человека, можно делать обобщения относительно развития среды. Такие методы исследования в истории, как правило, применяются в рамках цивилизационного подхода, когда нужно создать представления о повседневности, социуме и культуре. Родоначальниками считаются Л. Февр и М. Блок, открывшие значение участия отдельной личности в массовых проявлениях, а также важность психологии свидетелей исторического процесса.
Проблемами определения древности и датирования занимается палеонтология. Речь идет об изучении окаменелых останков и осадочных толщ, позволяющих делать выводы о возрасте и практическом применении артефактов, а также об условиях существования в конкретные физико-географические эпохи. Палеонтологические методы включают в себя:
Геологические технологии историки используют с учетом свойств местности, где проводились археологические раскопки.
Благодаря установлению возраста источника, часто можно сделать объективные выводы о произошедших событиях.
Альтернативные подходы
Постижением прошлого с помощью воссоздания детальной обстановки, духовной атмосферы и материальной культуры занимается реконструкция. Этот метод можно отнести к числу новейших, поскольку обращаться к нему стали относительно недавно. Главное направление — когнитивное. Историк пытается на ментальном и психологическом уровне понять условия и проработать жизненные сценарии минувших эпох.
Другим альтернативным методом по праву можно считать семиотику, занимающуюся вопросами механизмов формирования исторической реальности и осмыслением процессов прошлого с точки зрения современности. Таким образом, устраняется линейность в оценке событий и больше места отводится абстрактным представлениям, рассуждениям и интерпретациям. Семиотика предполагает, что каждый век сам создает о себе рассказ не в фактических картинах, а в символическом выражении. Задача специалиста — разгадать и разъяснить эту систему знаков.
Лингвистический анализ очень часто полезен при работе с текстовыми источниками как дополнительный инструмент воссоздания образа исторической действительности. Методы текстологии применяются, чтобы выявить явные противоречия в документе, возникшие из-за неточного перевода или ошибочной языковой трактовки. Классическим примером источников, при изучении которых нельзя обойтись без лингвистического анализа, являются летописи, памятники житийной литературы, библия и международные договоры. Идеологом этого подхода в историографии был Х. Уайт.
А. Д. Бочаров представил новую классификацию методов исторического исследования, основанную на теории научного поиска. А также он предложил развивать перспективную дисциплину — историческую информатику.
Выбор метода
При необходимости определить метод для исследования той или иной проблемы стоит помнить, что история по своей сути является документированным рассказом о различных фактах прошедших лет, поэтому прежде всего нужно обращать внимание на нарративные способы работы с материалом, в которых уже заложена последовательная логика изложения событий.
Очевидно, что описательно-повествовательные методы недостаточны для создания объективной, полной и адекватной картины прошлого, поскольку используются для первичного анализа. Не удивительно, что историко-генетический метод был настоящим прорывом и интеллектуальным переворотом в деле восстановления и трактовки фактов прошлого. Стало возможным изучение процессов в динамике, а также использование связанных с ним специальных эвристических и логических методов.
Сравнительный анализ уже давно стал обязательным для каждого труда. Используются как индивидуализированные сравнения, так и вариативные. В первом случае автор должен обращаться к большому количеству источников и штудировать десятки историографических текстов.
А во втором — давать детальную характеристику конкретному происшествию с учетом различных стратегий.
Внимания заслуживают и современные методы моделирования исторической действительности, когда создается принципиальная теоретическая схема, способствующая развернутому объяснению и глубокому пониманию важнейших процессов, происходивших в обществе в определенное время. Для глобальных обобщений и качественного сравнения чаще всего применяются синхронистические способы работы с материалом, нацеленные на выявление взаимосвязей общемировых событий.
Таким образом, современная методология предоставляет историкам качественные, разнообразные способы исследования: от классических, утвердившихся в научной традиции, — до новейших, альтернативных подходов.
ИСТОРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Смотреть что такое «ИСТОРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ» в других словарях:
Историческое общество при Московском университете — научное историческое общество в Российской империи, созданное в 1893 году для изучения методов и приёмов исторической науки. Основано в при Московском университете по инициативе Герье. Содержание 1 Создание Общества 2 См. также … Википедия
ИСТОРИЧЕСКОЕ И ЛОГИЧЕСКОЕ — филос. категории, характеризующие отношение между исторически развивающейся объективной действительностью и её отражением в теоретич. познании. Историческое процесс становления и развития объекта; логическое теоретич. воспроизведение… … Философская энциклопедия
Исследование историческое — разновидность повторного социологического исследования, ориентированного на изучение определенной возрастной группы, обследуемой через определенные промежутки времени, причем возрастные границы изучаемой группы остаются неизменными, а состав… … Социологический словарь Socium
Сравнительно-историческое языкознание — Сравнительно историческое языкознание область языкознания, объектом которой являются родственные, т. е. генетически связанные, языки. Конкретно в С.‑и. я. речь идёт об установлении соотношения между родственными языками и описании их эволюции во … Лингвистический энциклопедический словарь
Сравнительно-историческое языкознание — генетическое языкознание, сравнительное языкознание, компаративистика, область языкознания, имеющая целью реконструкцию синхронных состояний, не засвидетельствованных письменностью, и диахронических процессов в истории отдельных языков,… … Большая советская энциклопедия
ретроспективное когортное исследование — историческое когортное исследование ИКИ Историческое проспективное исследование или исследование в ретроспективе (prospective study in retrospect) – когортное исследование, проводимое путем реконструкции данных о людях в одном или нескольких… … Справочник технического переводчика
ЛОГИЧЕСКОЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ — см. Историческое и логическое. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ЛОГИЧЕСКОЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ … Философская энциклопедия
Освоение и исследование Сибири в XVI—XVII вв. (монеты) — Освоение и исследование Сибири в XVI XVII веках Описание серии (группы) Эмитент … Википедия
эпизоотологическое исследование — эпизоотологическое исследование, комплексный метод научного исследования, специфичный для эпизоотологии. В процессе Э. и. собирают фактический материал о распространении инфекционных болезней животных, характере течения эпизоотического процесса в … Ветеринарный энциклопедический словарь
Служилые люди — … Википедия
Исследование по истории. Методические указания
Для начала давайте определимся, что такое исследовательская работа? Довольно часто ее путают с рефератом. Что же такое реферат? Согласно «Новому словарю методических терминов и понятий[1]», реферат это вид письменного сообщения, изложение основных мыслей сообщения объединенных одной темой, их систематизация, обобщение и оценка; вторичный документ, полученный в результате переработки текстов-первоисточников.
Исследовательская работа отличается по жанру, структуре и целям. Самое главное – цель исследования. В отличие от реферата, ученик в своем исследовании должен открыть что-то новое, что до него не было никому известно или представить новый взгляд на проблему. Исследование представляет собой четкий ответ на поставленный исследователем вопрос, т.е. достигает определенной цели. Вот примеры тем из реальных лицейских исследований:
· Как отражалась фигура Лжедмитрия I, его жизнь и деятельность в свидетельствах иностранцев о Смутном времени;
· Реконструкция и сравнение образов имперской и советской России в эмигрантском журнале «Современные записки»;
· Исследование историографии политики Ивана III по формированию русского централизованного государства в её развитии путем анализа господствующих исторических школ с конца XVIII по начало ХХ века.
Соответственно начинать исследование надо с выбора темы. Казалось бы, что же может быть проще? Чаще всего лицеисты сталкиваются с тем, что выбирают очень широкую или хорошо изученную тему. В первом случае получится пересказ учебника, во втором – реферат. И тот и другой вид работ не имеет исследовательской составляющей. Правильно выбранная и сформулированная тема обеспечивает возможность выполнения работы в принципе.
Основные ошибки при выборе темы по истории :
1. Наличие широких формулировок, например, в теме «Внешняя политика Российской империи во второй половине XIX века» существует огромное количество направлений, событий, действующих лиц, изучение которых представляют собой темы для отдельных исследований;
2. Иногда получается так, что в исследовании сформулированы сразу две темы. В таком случае становится непонятно, что же именно будет исследовать автор?;
3. Тривиальная тема. Например, «Причины Куликовской битвы». Кроме того, что эти причины лежат на поверхности, так они еще и очень хорошо изучены. Это простой пример, но очень часто этой тривиальности не видно при другой формулировке. Есть анекдотичные примеры таких формулировок:
Решили два молодых аспиранта диссертацию написать. Выбрали себе темы и разбрелись по кафедрам. Зашел к одному из них в гости знакомый профессор. Увидел молодого человека за работой, порадовался, да и заинтересовался:
— Какая же у тебя тема?
— Hу, тема простая. «Чем дальше в лес, тем больше дров».
— Да кто ж так тему-то формулирует! Hадо по научному, посолиднее. К примеру, «О нарастании топливных ресурсов с продвижением вглубь лесного массива»…
Hа следующий день встречает он своего друга и спрашивает:
— Ты как работу свою назвал?
— «Проблемы повышения мелкодисперсионности оксида двухатомного водорода механическим путем» — с гордостью отвечает друг.
— Это ты сам выдумал или профессор подсказал?
— Конечно, профессор подсказал.
— А как до этого-то было?
— До этого? «Зачем воду в ступе толочь?»
4. Иногда встречаются описательные темы, например, «Северная война». Что Северная война? Описание хода военных действий, историография Северной войны, роль личности, быт солдат? О чем будет исследование – непонятно. Иногда некоторые пишут, что цель работы – рассказать о Северной войне. Кому? Комиссии? Так члены комиссии и так о ней знают;
5. Непроблемная тема, например, «История мультипликации в России». Дальше идет простое перечисление фактов из истории мультипликации. В ходе исследования должны решаться определенные вопросы и задачи, иначе это не исследование, а набор фактов;
6. Неподъемная тема. Многие лицеисты любят эпоху Средних веков из-за окружающего их ореола романтики. Но брать какую-либо тему по медиевистике сложно. Надо очень хорошо подумать, прежде чем что-либо выбрать. Основная проблема – незнание древних языков, а при наличии переведенных источников – исследованность темы.
Как правило, хорошие исследования получаются при изучении какого-то аспекта широкой темы на узком конкретном материале, например, газеты или журнала за такие-то годы. Или изучение какого-то события на примере одного исторического источника. Например: «Отражение общей практики передачи рекрутской зачетной квитанции в Российской империи на примере дела № 147 «О рекрутах, собираемых из крестьян» 1826-1828 гг.». При таком подходе достигается эффект максимального сужения темы, новизна за счет того, что до вас, именно на этом материале, такого исследования не проводилось. У вас есть возможность опереться на подобные работы предшественников, посмотреть, как они решали возникающие проблемы и работали с источниками, подобными вашим.
Частенько в качестве задач исследования ученики представляют ход своей работы, например:
1) Прочитать литературу по своей теме;
2) Собрать базу источников;
3) На основе этих источников сделать выводы;
4) Выполнить анализ данных;
5) Объединить все выводы в ответ на ключевой вопрос исследования.
Это всё к исследовательским задачам не имеет никакого отношения. Это необходимые этапы работы над вашим исследованием, без которого оно просто не состоится. Это делают все учёные, поэтому конкретно к вашему исследованию они не относятся.
Задачи должны отражать содержательный аспект поставленного вопроса. Вот пример того, какие задачи можно ставить применительно к цели исследования.
Например, целью является выявление стратегии научно интеграции историков иммигрантов в США. Для этого необходимо решить ряд задач.
Во-первых, кратко проанализировать вклад русских историков-эмигрантов в развитие американской науки. Наука развивается в двух областях: производство нового знания и подготовка будущих учёных. Следовательно мы будем, уделять внимание обеим сторонам этого процесса.
Во-вторых, мы проанализируем различные стороны жизни русских учёных в США, проблемы, с которыми они сталкивались.
В-третьих, неотъемлемой частью нашего исследования является анализ их отношения к США, в особенности к их академической культуре, чтобы понять, какой стратегии интеграции они придерживались.
В-четвертых, будет уделено внимание политической и общественной деятельности эмигрантов и т.д.
Итак, для того, чтобы получить что-то определённое, нужно чётко сформулировать цель. Соответственно, для успешного исследования необходимы сформулированные под цели задачи, релевантные источниковая база и корректно выбранные методы.
Прежде чем приступить к началу работы, необходимо чётко представлять себе специфику исторического исследования. Во многом деятельность историка напоминает работу сыщика. На основании имеющихся улик (источников), используя релевантные методы, необходимо восстановить картину происходивших событий. Но есть одно большое отличие от деятельности сыщика, а именно необходимо учитывать исторический фон. Для сыщика нет нужды концентрироваться на этом специально, он сам живёт в этой реальности. Для историка всё не так просто, он должен учитывать, что в разные времена людьми двигала разная логика. Картина мира современного человека и картина мира средневекового будут различаться кардинальным образом. Нельзя оценивать события средневековья, ту же инквизициию, с точки зрения современной морали.
Теперь давайте разберём структуру введения любой исследовательской работы на историческую тематику, будь то школьное исследование, курсовая, диплом, магистерская или кандидатская диссертация.
Любую работу стоит начинать с определения актуальности исследования, то есть, зачем вы вообще пишете вот это? Актуальность может быть двух видов общественная и научная. Общественная актуальность (злободневность) связана с различными политическими, социальными, экономическими событиями, модными трендами, явлениями и так далее. Например, тема эмиграции может быть актуальна в связи с проблемой «утечки мозгов», а история Крыма в связи с его присоединением в 2014-м году.
Научная актуальность может быть связана с недостаточной изученностью темы, открытием новых источников, которые позволяют по-новому взглянуть на старые проблемы, появлением новых методов анализа материала. Например, одна десятиклассница предложила опробовать метод SWOT-анализа, который обычно используется в экономике, на историческом материале.
Например, обычно изучение какой-либо войны связано с изучением событийного ряда: сражения, осады крепостей, манёвры войск. Но на эту тему можно посмотреть ещё с десятка ракурсов: снабжение войск, роль личности, бытовые условия жизни солдат, вопросы комплектования армии и многое другое. Таким образом, при написании литобзора вы должны стремиться определить ту узкую область исследования, которой до вас никто не занимался.
Неудачный литобзор представляет собой простое перечисление книг, иногда оно сопровождается изложением основных идей авторов прочитанных работ. Но вот вопрос – какая польза такого литобзора? Что он дает? Ничего. Хороший литобзор должен представлять собой не простое перечисление, а изложение материала по группам. Например, такая-то группа авторов рассматривала данную проблему с такой-то точки зрения и придерживалась такой-то методологии, а такая-то группа, наоборот, с ними полемизировала и не соглашалась. Таким образом вы и сможете выделить эту область вашего исследования, на которой стоит сосредоточиться.
Один из любимых вопросов учеников о литобзоре – а сколько в нём должно быть упомянуто книг? Правильный ответ звучит следующим образом: «Я не знаю?». Никто не может сказать, сколько книг есть по вашей теме. Может быть несколько тысяч, а может быть и одна-две, а может не быть вовсе, если вы первый взялись за разработку темы. Но даже в этом случае, у вас должен быть историографический обзор. Пусть в нём не будет упомянуто работ непосредственно по вашей теме, но обязательно, будут работы по смежным темам, почти всегда можно найти работы с целью подобной вашей, но изученной на другом материале и т.д. Вариантов существует масса.
Где же брать научную литературу? Я думаю, что наиболее распространённым ответом является интернет. В интернете существует масса ресурсов, баз данных, где представлены различные монографии, статьи, обзоры, рецензии и так далее.
Из электронных баз стоит отметить следующие:
Электронные «библиотеки» (российские):
3. Основные отечественные журналы по всем отраслям науки входят в список ВАК (Высшая аттестационная комиссия), на сайтах этих журналов вы можете проводить уже более предметный поиск подходящих статей ( http://vak.ed.gov.ru/ ). Иногда это полнотекстовые версии, иногда аннотации. Примерами могут быть журналы «Российская история», «Новая и новейшая история», «Диалог со временем» и многие другие.
Зарубежные базы данных:
Эти базы данных полезно использовать для поиска иностранных статей и книг по вашей теме. В отличие от «закрытых» Scopus и Web of Science, «открытая» Google Академия несколько менее удобна с точки зрения поиска источников. При этом сами тексты статей, найденных вами, содержатся уже на сайтах соответствующих журналов и издательств (они либо указаны, либо на них даны прямые ссылки).
Поиск лучше всего организовывать по ключевым словам, чтобы не пропустить какую-либо важную работу. Помимо Интернет-ресурсов, которыми наверняка многие и так хорошо владеют, есть библиотеки, в которых можно взять сборники ИНИОН по вашей тематике и найти всю новейшую литературу по вашей теме. Рекомендуется охватывать период последних пяти лет. Ещё одним способом является просмотр литературы, на которую опирались авторы исследовавшие тему до Вас. Но это не дает представления о новейших работах в той или иной сфере.
Ещё одна довольно распространённая ошибка – использование учебной литературы в своем исследовании. Если ваша работа не посвящена изучению этой самой учебной литературы, применять её не нужно. Учебники это не научный жанр. Учебники представляют собой некую общепринятую точку зрения на те или иные события. Они не основаны на проблемном подходе, не решают исследовательских задач. Острые, дискуссионные вопросы в них обходят стороной, в лучшем случае будут приведены разные точки зрения без их подробного анализа. Из учебника вы не можете почерпнуть для себя новой информации. Те общие сведения, которые в них излагаются и так должны быть вам известны.
Написав обзор историографии, исследователь делает вывод, что об этом, об этом и об этом уже писали, а вот об этом не писали. Далее необходимо определить объект и предмет исследования. При этом используются разные подходы. С одной стороны объектом исследования могут считаться процессы, явления или события, которые мы планируем изучать, а предметом, в свою очередь, является тот или иной аспект (часть) рассматриваемого объекта, на котором мы делаем акцент именно в своей работе. То есть предмет это всегда сужение объекта. С другой стороны в истории часто принято определять объект исследования через комплекс источников. Например: «объектом нашего исследования является комплекс источников, посвященных истории русской научной эмиграции, а именно истории жизни и деятельности русских постреволюционных учёных-эмигрантов в США». То есть объект – объективно существующая реальность, то, что мы можем потрогать, изучить, подвергнуть анализу и предъявить другому для доказательства своей правоты. Предметом исследования в таком случае становится то, что мы будем изучать: некие процессы, явления и события, максимально суженные. То есть то же, что и в первом случае.
В заключение хотелось бы пару слов сказать о таком особом виде исторического исследования, как историографическое. Примерами таких работ могут быть следующие темы:
· «Политика Ивана III по формированию Русского централизованного государства в дореволюционной историографии»;
· «Роль политического курса государства в представлении информации в учебниках на примерах эпохи Ивана Грозного»;
· «Дворцовые перевороты в России. Приход к власти Елизаветы Петровны и его последствия, в историографии XIX и XX веков».
То есть в историографическом исследовании, мы изучаем не само событие, а то, как его представляли себе историки прошлого, и как это представление менялось с течением времени, какие факторы влияли на этот процесс и так далее. Сама структура исследования при этом не меняется, она остается прежней. Однако меняется историографическая часть ведения.
В случае если само исследование носит историографический характер, то вашей литературой будут не труды историков, которых вы изучаете, а труды тех, кто писал о ваших историках, рассматривал их концепции, оценивал их вклад в науку. То есть происходит смещение от источников к литературе. Например, «Архивы русских византинистов в Санкт-Петербурге», «Русские учёные – иммигранты (Г.В. Вернадский, М.М. Карпович, М.Т. Флоринский) и становление русистики в США», «Основные тенденции развития отечественной историографии российской эмиграции за 80 лет (1920 – 2000)». То есть то, что для других исследований будет литературой, для историографического исследования будет источником.
Также на этом этапе необходимо, например, выяснить, предназначался ли источник к изданию или нет. Если источник был опубликован, необходимо выяснить, кем и когда, с какой целью это было сделано. Ответ на первый вопрос дает представление о цели и намерениях автора источника и имеет важное значение для решения проблем достоверности. Источник, первоначально не предназначавшийся для издания, может содержать более откровенные и не ограниченные цензурой сведения, нежели тот, который автор целенаправленно готовит к печати. То же самое касается и вопроса об источниках эпистолярного жанра и их адресатах. Понятно, что письмо государственному деятелю и письмо другу детства будут сильно отличаться, в первую очередь, в области государственной идеологии и в сфере политических воззрений автора. Все мы знаем, что Чаадаева после публикации «Философических писем» объявили сумасшедшим.
Более подробно с источниковедением и особенностями разных источников вы можете познакомиться в работе «Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории / Данилевский И.Н., Кабанов В.В., Медушевская О.М., Румянцева М.Ф. М.: РГГУ, 2000».
Для того, чтобы узнать, что было в прошлом, историки применяют множество инструментов. Мы с вами рассмотрим только некоторые из них.
Но, сначала, мне бы хотелось указать на наиболее типичные ошибки в школьных исследованиях. Ученики почему-то очень любят указывать анализ в качестве метода исследования. Это все равно, что указывать метод строительства при возведении здания. Понятно, что вы анализируете материал, об этом можно не писать. Нам интересно как именно вы его анализируете, какие конкретно методы вы используете. Еще ученики очень любят исторический метод, которого в исторической науке не существует. Любой метод в истории будет историческим. Ниже мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся в исследованиях методы и как именно ими пользоваться.
Историко-генетический метод. Одним из наиболее важных принципов работы историка является рассмотрение всякого исторического события во времени, т.е. в его генезисе, т.е. появлении (отсюда и название метода), формировании и завершении. При этом любое явление необходимо рассматривать с учетом исторических особенностей того времени, в котором оно происходило. Историко-генетический метод подразумевает выявление причинно-следственных связей при изучении изменений институтов, явлений и процессов в ходе их исторического развития. Этот метод актуален не только в истории, он нашел свое место и в других областях знания. Например, юристы используют этот метод для изучения становления системы права, в разных странах. Нередко на стыке истории и какой-либо другой социальной науки возникает пограничная дисциплина (историческая социология, история государства и права, экономическая история, и т.д.). Недаром истоки всех событий таятся в прошлом.
Наиболее ярким примером использования историко-генетического метода является работа «Протестантская этика и дух капитализма» М. Вебера. В ней автор показывает, что корни современной капиталистической этики и идеологии лежат еще в XVI-XVII веках.
Разновидностью историко-генетического метода является ретроспективный метод. Суть его заключается в том, что исследователь, основываясь на более близких к нему по времени исторических событиях реконструирует знания о более древнем обществе. В этом работа историка похожа на работу сыщика. Также как и следователь, который, основываясь на уликах, пытается восстановить ход преступления, историк на основании имеющихся у него свидетельств пытается восстановить ход событий.
Сравнительный метод. Сравнение есть один из общенаучных методов познания мира. Сравнительный метод базируется на аналогии, т.е. определенном сходстве изучаемых предметов и явлений. Так, мы не можем сравнивать что лучше, груша или яблоко, т.к. это разные фрукты, но мы можем сравнить вес, цвет или объем этих фруктов, т.к. они обладают сходными данными характеристиками. Т.е. для адекватного сравнения необходимы критерии. Предпосылкой историко-сравнительного метода является то, что многие природные и социальные явления повторяются. Задача ученого – понять причины этой повторяемости и попытаться ее прогнозировать. При изучении событий прошлого, важно соблюдать ряд принципов сравнительно-исторического анализа: проведение сопоставлений близкого временного периода или примерно сопоставимого стадиального уровня развития исследуемого общества и общества, используемого в качестве аналога. Понятно, что мы с вами не можем сравнивать современное европейское общество с архаичными племенами бассейна реки Амазонки. Но зато, изучая эти племена, мы примерно можем себе представить, как жили аборигены Австралии. А изучение быта и отношений индейцев Северной Америки Морганом позволило ему проецировать их общественный строй на племенной строй народов Евразии в глубокой древности.
В ряде случаев возможно сравнение достаточно разных объектов, т.к. это может позволить по-новому взглянуть на проблему, поставить новые вопросы перед исследователем.
Большинство выработанных в гуманитарных науках теорий представлены идеальными типами. Такие понятия, как «феодализм», «племя», «вождество», «государство», «город» и т. д., представляют собой идеальные типы. О других методах исторической науки вы можете почитать в монографии Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования[2]. Данный труд вышел еще в советское время и местами устарел, но он содержит наибольшее число методов и довольно внятное их описание.
Теперь несколько слов о структуре работы. После введения стоит переходить к основной части. Её необходимо разделить на главы. Традиционно принято выделять три главы помимо введения и заключения. Но, конечно, никаких ограничений нет. Глав может быть и больше и меньше. Главы в свою очередь делятся на параграфы. В конце каждой главы необходимо подвести ее итог. Также на каждую задачу, обозначенную во введении, необходимо дать отдельный ответ.
Чем выводы отличаются от заключения? Выводы вы делаете непосредственно на основе полученных результатов. В заключении же вы говорите о значении этих результатов для науки и их дальнейшем применении.
В конце хотелось бы несколько слов сказать об академической честности и о плагиате. Что такое плагиат? Плагиат – воровство интеллектуальной собственности, присвоение чужого авторства, выдача чужого произведения за собственное. Чем плагиат отличается от заимствования? Ответ прост. Если вы, заимствуя чужой текст необходимый для вашей работы, даете ссылку на автора этого текста, то есть публично признаете, что текст не ваш – это заимствование. Если этого не сделать, то получается, что вы неправомерно присваиваете чужой текст, это плагиат. В Высшей школе экономики за обнаруженный в работе плагиат, студента могут отчислить.
Будьте честными как сами с собой, так и с другими.
[1] Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М., 2009. – С. 247.