Историк полагавший что государство орудие порядка
Теория государства и права. Раздел первый. КЛАССОВОЕ ОБЩЕСТВО, ГОСУДАРСТВО И ПРАВО
СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА.
1.Предварительные сведения. Взгляд в прошлое уже позволил получить весьма важные представления о государстве, о тех экономических, социально-политических условиях, которые вызвали его к жизни. Обратимся теперь к самому государству. При этом отвлечемся на время от общих понятий, абстракций и, обращаясь к окружающей действительности, попытаемся ответить на вопрос: по каким реальным фактам нашей жизни мы узнаем о том, что вот здесь, в данном конкретном случае, перед нами государство?
Завершается заседание народного суда. Судья оглашает приговор: «Именем Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. ». Это значит, что судья говорит от имени Советского государства, и как раз потому суд вправе признать тех или иных лиц виновными, определить наказание. Другой пример. Государственная граница. При таможенном досмотре имущества лиц, переезжающих границу, обнаружены контрабандные валютные ценности. В установленном порядке таможенники конфискуют контрабанду. Что это? Опять действия в интересах государства и от имени государства. И опять властные. Безусловно обязательные.
Заметим сразу, что в приведенных примерах под словом «государство» подразумеваются не только страна, т.е. не только географическое понятие (вместе с тем надо иметь в виду и такое, политико-географическое, значение слова «государство», тождественное слову «страна»), но и должностные лица, властные органы, представляющие мощную силу в обществе, аппарат, выносящий обязательные решения, способный принуждать. Точно также понимается государство если обратиться к историческим фактам. Вот государство древнего мира — Спарта. Существовавшее почти три тысячи лет тому назад, оно в описаниях Плутарха и Аристотеля предстает в виде некой идиллии: два царя и вместе с ними совет старейшин из 28 человек, равенство, так называемые сисситии — общие трапезы. И в то же время военное воспитание, организация свободных граждан в военные подразделения, жесткие репрессии за нарушенные запреты и так называемые криптии — время от времени устанавливаемое массовое, внешне беспричинное истребление рабов, причем только для устрашения. И ясно, что Спарта как государство проявляет себя не в виде известной территории (хотя и это имеет немалое значение) и, конечно, не в виде групп людей, общающихся на совместных трапезах, а в виде военной организации, жесткой системы подчинения, организованного кровавого подавления рабов.
Посмотрим на современное буржуазное государство. Например, на Соединенные Штаты Америки. Почему мы говорим об этой стране как о государстве, добавляя слова «могущественное», «империалистическое»? Не потому ли, что в США есть президент, государственный секретарь, конгресс с двумя палатами — сенатом и палатой представителей, губернаторы штатов и что периодически проводятся шумные политические представления — выборы? Да, все это относится к государству, имеет для характеристики данной страны как для государства известное значение. Но могущественным империалистическим государством Соединенные Штаты являются, конечно же потому, в частности, что обладают колоссальной военной организацией (Пентагон, ЦРУ), путем налогов, других мер, осуществляемых гигантским чиновничьим аппаратом, направляют всю жизнь страны по милитаристской линии, подчиняют ее порядку, угодному военно-промышленному комплексу, ведут себя как мировой жандарм, а если тут или там возникают, например, негритянские волнения, антивоенные выступления, армия, полицейский аппарат незамедлительно предпринимают открытые террористические действия.
Обратимся теперь к нашему государству. Всей планете известны невиданные в истории достижения и преимущества СССР. Понятно, деятельность социалистического государства не исчерпывается теми случаями, о которых говорилось ранее, — вынесением судами приговоров и решений, таможенным досмотром. Главное в ней — широкая, многообразная, творческая созидательная работа в области хозяйства, социального развития, культуры. И это тоже государственная деятельность! Государственная потому, что она осуществляется на властно-государственной основе, в частности на основе планов. А план — закон, т.е. властное обязательное предписание. Так, что и здесь перед нами властные органы, аппарат хозяйствования и социально-культурного развития, способный издавать властные решения, принимать меры к их неуклонному выполнению.
2.Определение. Государство — это особая организация политической власти экономически господствующего класса (трудящихся во главе с рабочим классом в социалистическом обществе), располагающая специальным аппаратом принуждения и придающая своим велениям обязательную силу для населения всей страны.
Необходимость политической власти обусловлена экономическим строем классового общества и его социальной структурой. Угнетенные (негосподствующие) классы, стремясь изменить свое положение, ведут с господствующими классами ожесточенную, непримиримую борьбу. Экономически господствующий класс для того, чтобы обеспечить функционирование экономики, сохранить и усилить свое господствующее положение, прибегает к организованной силе, к политической власти, при помощи которой он становится также политически господствующим. Следовательно, политическая власть есть закономерный результат экономического строя классового общества и его социальной структуры.
Государство — есть главное выражение и орудие политической власти, обусловленной требованиями экономического базиса классового общества. Оно и представляет собой организацию политической власти экономически господствующего класса. В госуарстве сосредотачиваетс организованная сила, которая необходима для обеспечения экономических потребностей господствующего класса, его политической власти. Ф.Энгельс писал: «Государственная воля определяется в общем и целом изменяющимися потребностями гражданского общества, господством того или иного класса».* Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,т.21, с.310.
4.Сущность государства. Характеристика государства как орудия политической власти классового общества позволяет установить его сущность. Сущность — главное в государстве, решающее в его содержании, деятельности и назначении.
По своей сущности государство есть орудие, машина классовой диктатуры. «Государство, — указывал В.И.Ленин, — есть особая организация силы, есть организация насилия для подавления какого-либо класса».* Ленин В.И. Полн.собр.соч. т.33, стр.24. «Государство — это есть машина для поддержания господства одного класса над другим», — подчеркивал он.* Ленин В.И. Полн.собр.соч. т.39, стр.73. Образное слово «машина» сразу же вводит в самую суть классовой природы государства, помогает уяснить не только то, что государство является сложным по строению, состоит из множества частей (органов), но и то, что государство, как и всякая машина, является орудием, которое увеличивает силу экономически господствующего класса. Существование, например, в Спарте, вооруженных отрядов и позволило держать в узде, подавляять угнетенный класс — рабов и илотов.
В социалистическом обществе после полной победы социализма государство перестало быть органом классового господства. Но и при развитом социализме оно сохранило значение орудия политической власти трудящихсяя при руководящей роли рабочего класса. Социалистическое общенародное государство остается мощным фактором общегосударственной дисциплины, строгого общественного порядка в стране, обеспечения ее безопасности, обороны от нападения извне.
Будучи орудием диктатуры господствующего класса, государство вместе с тем занимается выполнением «общих дел, вытекающих из природы всякого общества».*Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.25, ч.1, с.422.
Следовательно, государство — явление многогранное; значение его многосторонне. В классовом обществе оно, выступая в качестве орудия классового господства, одновременно является аппаратом общесоциального управления, представляет собой публичную власть, берущую в свои руки определенный круг «общих дел» в соответствии с особенностями данного экономического базиса, требованиями социально-классовой обстановки (например, в Древней Спарте государство ведало общим воспитанием детей).
5.Специфические признаки государства. Государство — особая организация политической власти (диктатура господствующего класса). Оно отличается от иных организаций и учреждений классового общества тем, что представляет собой:
1)единую политико-территориальную организацию политической власти в масштабе всей страны. Государство связано с определенной территорией, на которую распространяется его власть. Следовательно по данному признаку понятия «государство» и «страна» совпадают;
2) организацию политической публичной власти. Политическая публичная власть — определяющий признак государства. Он означает, во-первых, что государство является властью, которая не сливается с обществом, а стоит над ним; во-вторых, что государственная власть внешне и официально представляет все общество, выступает в качестве особого органа управления обществом;
4) организацию власти, которая придает своим велениям обязательную силу для населения всей страны. Как организация, внешне и официально представляющая все общество и в то же время обладающая аппаратом принуждения, государство придает своим велениям безусловно обязательное значение для всех людей в пределах страны. Это достигается при помощи юридических норм (законов), а также деятельности судов и других юридических органов, призванных обеспечивать проведение юридических норм в жизнь. Следовательно, для государства характерно то, что оно едино с правом, функционирует с ним вместе, во взаимообусловленности;
5) суверенную организацию власти. Государству присущ признак государственного суверенитета, который нужно определить как политико-правовое свойство государственной власти, выражающее ее независимость от всякой иной власти внутри и вне границ страны и состоящее в праве государства самостоятельно, свободно решать свои дела. Государственный суверенитет неотъемлем от государства. Это связано с тем, что государство как единая политико-территориальная организация всей страны, как орган публичной власти характеризуется верховенством, неделимостью, своего рода всеобщностью в границах страны. «Двух властей в государстве, подчеркивал В.И.Ленин, — быть не может»*. Ленин В.И. Полн. собр. соч. т.31, с.155.
Государственный суверенитет имеет две стороны — внутреннюю и внешнюю. Внутренняя сторона выражается в независимости государственной власти от всякой иной власти внутри страны, в частности самостоятельной организации государственного аппарата, в исключительном праве на издание и отмену юридических норм и.т.п.; внешняя сторона — в самостоятельном выступлении государства вовне, во взаимоотношениях с другими государствами — в своей внешней политике, в праве заключать международные договоры и др.
6.Государство в системе надстройки классового общества. Государство выступает в качестве важнейшей части надстройки над экономическим базисом классового общества. Оно относится к той части надстройки, которая состоит из различных организаций (т.е. инситуциональных образований типа учреждений) и занимает среди них центральное место.
Как часть надстройки государство обусловлено экономическим базисом, экономикой. Оно зависит от объективных требований экономического базиса. Однако эта зависимость — не механическая, не абсолютная. Государство, как и вся надстройка в целом, обусловлено экономикой в конечном счете, т.е. оно, как и другие части надстройки, обладает относительной самостоятельностью, которая выражается, в частности, в том, что государство в определенные периоды может «отклониться» от требований базиса, зависит в своем развитии и от других факторов. Главным же выражением относительной самостоятельности государства является его активная роль по отношению к базису; вместе с иными частями надстройки оно обслуживает базис, может способствовать развитию экономики, тормозить это развитие или действовать в том или ином направлении одновременно.
7.Государство в политической системе общества. Политическая система общества — это взятые в единстве и во взамодействии государство и негосударственные учреждения и организации данной страны, осуществляющие политическую власть или участвующие в ее осуществлении, влияющие на ее функционирование. В политическую систему входят все организации и учреждения — участники политической жизни (государство, политические партии, общественные организации).
Государство занимает центральное место в политической системе. Это объясняется прежде всего тем, что государство представляет собой политико-территориальную организацию — орган публичной власти, которая распространяется на всех людей страны. Государство — наиболее мощное орудие политического властвования. Сосредоточивая в своих руках организованную принудительную силу, оно способно решать такие политические задачи (подавление классовых противников, осуществление систематического принуждения, организация социальной жизни в масштабах всей страны), которые не под силу другим звеньям политической системы. Наконец, государство является самостоятельным политическим органом. Как суверенная организация оно осуществляет свои функции независимо от всякой иной власти.
Место и роль государства в политической системе общества объясняют его значение как своеобразного центра политической жизни страны.
Вопрос о государстве — главный вопрос политической революции. Угнетенные классы для победы в революции должны завоевать политическую власть. Только в этом случае вся система организаций и учреждений, которые выполняют политические функции класса, взявшего в свои руки власть, превращается в механизм диктатуры данного класса. Государство образует необходимую, обязательную часть механизма диктатуры господствующего класса.
Направляющую роль в политической системе классово развитого общества играют политические партии, т.е. такие классовые объединения, которые непосредственно выражают интересы данного класса и состоят из наиболее активных его представителей, осознающих эти интересы и борющихся за их осуществление, за овладение государственной властью или удержание ее. Правящие политические партии вырабатывают и формулируют политику, которая определяет деятельность государства. Партии контролируют и направляют политическую деятельность своих членов, включая тех, из которых состоят руководящие органы государства, и тем самым контролируют и направляют государственную деятельность, государственную политику.
В политическую систему общества входят и иные общественные организации (профессиональные, кооперативные и др.), выполняющие отдельные политические задачи и действующие под руководством политических партий. Если общественные организации относятся к господствующим, они в той или иной мере могут вступать в контакт с органами государства, взаимодействовать с ними, способствовать их деятельности.
В зависимости от степени развития классовых отношений политическая система в обществе с антагонистическими классами может быть весьма сложной и внутренне противоречивой. Так, в буржуазном обществе в условиях буржуазной демократии она включает:а) механизм диктатуры класса буржуазии — государство и другие организации, служащие для осуществления насилия господствующего класса над эксплуатируемым большинством,и б)организации угнетенных классов — орудия классового сопротивления, политической борьбы за власть. Наличие таких разных противоречивых частей политической системы показано на схеме 4. Например, в США империалистическое государство вместе с буржуазными партиями (республиканской и демократической), другими организациями класса буржуазии образует главную часть политической системы — механизм диктатуры господствующего класса (правая часть схемы), а Коммунистическая партия, иные прогрессивные общественные организации входят в политическую систему в качестве особой части — политической силы, противоборствующей этому механизму.
Таким образом, отношение политических учреждений и организаций к осуществлению политической власти в классово-антагонистических формациях различно: одни из них направлены на обеспечение политического властвования, другие — являются политически противоборствующей силой.
Характерная черта политической системы в социалистических странах заключается в том, что при широкой, реальной, обеспеченной демократии она отличается монолитностью, единством, отсутствием в ней каких-либо противоборствующих частей.
8. Функции государства. Сущность государства проявляется и в его основных функциях.
Основные функции — это главные направления деятельности государства, выражающие его классовую природу и назначение в обществе.
Государство осуществляет свою деятельность в самых различных направлениях; все они могут быть названы функциями. Но марксистско-ленинская теория государства и права выделяет основные функции, т.е. главные направления, причем такие, которые выражают классовую природу государства и его назначение в обществе. Эти главные направления характеризуют в основном деятельность государства с предметно-политической стороны, то есть со стороны того, какими «предметами» (вопросами), имеющими политическое значение оно занимается.
Функции государства подразделяются на две группы: а) внутренние и б) внешние.
Внутренние функции — направления государственной деятельности, выраженные главным образом в осуществлении политической власти внутри страны, а в обществе с антагонистическими классами — в осуществлении классовой диктатуры, в организации подавления классовых противников. К числу внутренних относятся функция подавления классовых противников, функция поддержания общественного порядка, хозяйственная функция и др.
Внешние функции — направления государственной деятельности, выражающие внешнюю политику и затрагивающие другие государства, международную жизнь (защита страны от нападения извне, организация сотрудничества с другими странами и т.п.).
Среди функций решающую роль играют внутренние, они непосредственно выражают классовую сущность государства, его роль, как политической публичной власти. Вместе с тем все функции государства — и внутренние и внешние — находятся во взаимозависимости. Так, все более ужесточающаяся роль США внутри страны, направленная на усиление эксплуатации трудящихся, на подавление национальных меньшинств (внутренние функции), находится в органической связи с внешней — милитаристской, агрессивной — политикой (внешние функции). Иная картина в Советском государстве. Ведущее значение в нем имеют хозяйственная и социально-культурная функции — предопределяющая основа того, что и вовне решающую роль играют функции борьбы за мир, за мирное существование, за мирное прогрессивное развитие всех народов.
Государство осуществляет также деятельность, которая не охватывается его основными функциями или имеет по отношению к ним подчиненное значение. Сюда относятся, например, упомянутые ранее меры в Древней Спарте по общему воспитанию детей, организации определенных форм общения между гражданами, а в США — ведение государством почтового дела, коммунального хозяйства в городах, статистики и др. Указанные стороны деятельности государства называются неосновными функциями.
Функции государства осуществляются в определенных формах и определенными методами.
Формы осуществления функций характеризуют связь государства с правом как одним из основных средств властвования. Через право государство проводит в жизнь свои функции, свои экономические, политические, идеологические задачи. В одних случаях государство издает юридические нормы, в других — организует их исполнение, в третьих — обеспечивает, сохраняет их. В зависимости от этого и различаются три основные формы осуществления функций.
Правотворческая — государственная деятельность, выражающаяся в принятии мер по исполнению норм права. Она состоит главным образом в издании властных индивидуальных актов, т.е.актов, рассчитанных только на данный, индивидуальный случай (например, издание разового планового акта по строительству, назначение гражданина на должность).
Правообеспечительная (правоохранительная) — государственная деятельность, выражающаяся главным образом в контроле и надзоре за соблюдением и исполнением норм, а также в применении принудительных мер к их нарушителям. В процессе осуществления данной функции решаются юридические дела, связанные с применением юридических санкций, спорами между отдельными лицами и т.д.
Государство осуществляет свои задачи и функции также во внеправовых формах, т.е. помимо права, а иногда и вопреки ему. Так в современных условиях буржуазное государство сплошь и рядом расправляется с трудящимися, с их политическими организациями. В социалистическом обществе, напротив, деятельность государства строго подчиняется началам законности.
Методы осуществления функций государства — те средства с помощью которых решаются задачи государства. Эти средства могут выражаться в мерах прямого насилия, непосредственного принуждения или в определенном идеологическом воздействии, реформах ( в социалистическом обществе — в воспитательной культурной работе).
9. Государственный аппарат. Это система органов, при которых практически осуществляются государственные задачи и функции. Государственный аппарат характеризует государственные органы в единстве, является не просто совокупностью органов, а их системой. Здесь еще с одной стороны проявляется значение образного слова «машина», употребляемого в марксистско-ленинской теории при определении сущности государства. Как и во всякой машине, в государстве есть свои «части», «рычаги», «приводы» и.т.п., составляющие сложный механизм. Не случайно поэтому государственный аппарат нередко так и именуется — «механизм государства».
Механизм государства (государственный аппарат) следует отличать от механизма диктатуры господствующего класса, а также от политической системы общества: механизм государства не включает политические партии и общественные организации. Он состоит только из государственных органов, рассматриваемых в единстве, во взаимодействии.
Первичной единицей механизма государства является государственный орган. Например, это совет старейшин — в Спарте; президент, конгресс, губернаторы штатов — в США; Верховный Совет, Президиум Верховного Совета, министерства — в нашем Советском государстве.
Государственный орган есть политическое учреждение, организация (например, министерство) или единоличный представитель государства (например, президент), наделенные функциями государственного властвования. В государствах с развитым механизмом тот или иной орган обладает определенной внутренней структурой. Он состоит из служащих, т.е.людей, которые выполняют работу по управлению, связаны служебной дисциплиной, ответственностью и в соответствии с этим имеют права и обязанности.
Наиболее важная черта государственного органа заключается в том, что он наделен функциями государственного властвования, обладает возможностью повелевать, обязывать к безусловному исполнению своих велений.
Функции властвования государственного органа выражаются в его компетенции, т.е. в юридически закрепленном объеме (круге) его властных прав и обязанностей. При строгом режиме законности государственный орган вправе осуществлять свои властные функции только в пределах компетенции. Реально властвование государственного органа проявляется в определенных действиях, которые называются актами. Таковы, например, акт назначения лица на должность, акт привлечения к ответственности, плановые акты.
Государственные органы и складывающийся из них государственный аппарат тех или иных стран весьма разнообразны. Состав государственных органов, их соотношение во многом зависит от классовой природы государства, а также конкретных исторических особенностей данной страны, эпохи и т.п. В рабовладельческих и феодальных государствах на ранних стадиях их развития (таких как Спарта) государственный аппарат был простым и даже примитивным, с отпечатками родового строя (отсюда, например, два царя в Спарте, само название государственного органа — «совет старейшин»).
В современную эпоху государственный аппарат развитых стран представляет собой сложную систему, отличающуюся многозвенностью,многообразными иерархическими связями.
Государственные органы в таких сложных механизмах государства подразделяются в зависимости:
от содержания и формы деятельности на: 1) органы, непосредственно выражающие государственную власть (высшие и местные); 2) исполнительно-распорядительные органы (органы государственного управления); 3) судебные органы; 4)прокурорские органы, а также иные контрольно-надзорные органы;
от места и значения в аппарате государства на: первичные и производные.
Первичные — государственные органы, непосредственно выражающие и олицетворяющие государственную власть. Они образуют основу механизма государства. Все другие государственные органы опираются на них. Первичные органы нередко так и называются — «органы государственной власти». В нашей стране первичными являются Советы народных депутатов (высшие и местные).
Производные — государственные органы, которые по источнику своего формирования и полномочиям зависят от первичных органов. Это исполнительно-распорядительные, судебные, прокурорские органы. Они формируются первичными органами, действуют в пределах установленной компетенции.
Особое место в механизме государства занимают вооруженные силы (армия и др.). В эксплуататорских государствах на них непосредственно опирается государственная власть. Пример. Древняя Спарта и нынешние США — это, конечно, разные государства. Но стоит только повнимательнее приглядеться к ним, как станет ясно, что и там и здесь главное, на чем основывается их власть, — мощная вооруженная сила, репрессивные, карательные органы.
В социалистических государствах особо важное значение в механизме приобрели органы, осуществляющие хозяйственную и культурно-воспитательную работу. Государственные предприятия и социально-культурные учреждения составляют основную часть механизма социалистического государства. Строго говоря, функции государственных органов выполняет их администрация (директор, управляющие, правление); администрация этих организаций и входит в государственный аппарат. Но непосредственно хозяйственную и социально-культурную работу осуществляют предприятия и социально-культурные учреждения в целом, их коллективы. Здесь наглядно проявляется особенность социалистического государства.
10.Формы государства. Политический государственный режим. Государство характеризуется не только своей сущностью, функцией, механизмом; оно имеет также определенные формы. Различаются: а) форма правления и б) форма государственного устройства.
Форма правления есть организация верховной суверенной власти в государстве. Существуют две основные формы государственного правления: монархия и республика. Монархия представляет собой такую форму государственного правления, в соответствии с которой верховная власть в государстве осуществляется одним лицом, принадлежащим к царствующей династии, и наследуется ее представителем (исключением как раз является Спарта; два царя в ней — это пережиток родовой общественной организации). Республиканская форма государственного правления основана на иных началах: в республике верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.
Форма государственного устройства есть территориально-организационная структура государства. В отличие от формы правления здесь организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между частями государства. По форме государственного устройства государства могут быть подразделены на три группы:
унитарные — цельные, единые государства, части которых не обладают признаками государственности, суверенитета (например, в современную эпоху унитарными являются Финляндия, Франция);
федерации — союзные государства, части которых в той или иной мере обладают государственным суверенитетом, признаками государственности (федеративными являются наша страна — СССР или такие, например, буржуазные страны как США, Бразилия);
конфедерации — союзы государств, образуемые для определенных государственных целей (конфедерацией были, например, США в начальный период своего существования). Конфедерация представляет собой непрочное государственное образование. Как показывает история, конфедерации существуют сравнительно недолго: они либо распадаются либо преобразуются в федеративные государства.
При характеристике формы государства существенное значение имеет политический (государственный) режим.
Политический режим есть совокупность средств и способов осуществления политической власти, выражающих ее содержание и характер. Примеры политических режимов: деспотия, аристократия, фашизм, буржуазная демократия, социалистическая демократия.
Политический режим касается политической жизни общества в целом и в этом отношении неразрывно связан со всей политической системой общества. Он характеризует атмосферу всей политической жизни, господство в ней демократических или авторитарных методов политического властвования. В соответствии с этим все политические режимы распадаются на две большие группы: а) демократические, б) авторитарные (недемократические). Весьма показательно, что в эксплуататорском обществе только при демократическом режиме, допускающем участие в политической жизни организаций негосподствующих классов, политическая система имеет сложный характер, т.е. охватывает не только механизм диктатуры господствующего класса, но и негосподствующие партии, иные общественные организации.
В рамках государства политический режим выступает в виде государственного (политико-правового) режима, т.е. совокупности политико-правовых средств и способов осуществления государственной власти, выражающих ее содержание и характер с точки зрения соотношения демократических и авторитарных начал.
Если политический режим относится к политической жизни (политической системе) в целом, то государственный режим принадлежит по своим основным чертам к форме государства. Вместе с тем, государственный режим ближе к сущности государства, и поэтому он имеет определяющее значение при характеристике форм государства, и прежде всего формы правления. При рассмотрении формы государства нельзя ограничиваться указанием на то, что перед нами — монархия или республика; нужно, кроме того сразу же выяснить, какой в данном государстве существует режим. Такой подход позволяет уточнить форму государства, форму государственного правления (например, аристократическая республика, конституционная монархия в условиях буржуазной демократии, фашистская республика).
Конкретная форма государства зависит от того, в какой классовой формации она складывается и существует, т.е. предопределяется историческим типом государства (о том, что такое «исторический тип», сказано подробно в главе V). Одноименные формы правления в государствах различного типа имеют существенные особенности. Например, во всех исторических типах государства существовали республики. Но рабовладельческие республики во многом отличаются от республик, которые сложились в период феодализма в торговых городах; от них в свою очередь существенно отличаются буржуазные республики. Коренные, специфические особенности присущи республике в государствах социалистического типа.
Таким образом, характеризуя соотношение типа и формы государства, следует отметить определяющую роль исторического типа. Но форма государства зависит и от ряда других факторов. Среди них существенное значение имеют:
уровень экономического развития общества; например существование абсолютной монархии в Европе в эпоху феодализма объясняется развитием в недрах феодализма капиталистических производственных отношений;
соотношение классовых сил; сохранение монархии после буржуазной революции вызвано в ряде случаев компромиссом класса буржуазии с классом феодалов.
На своеобразие формы государства влияют также национальные и исторические традиции, международная обстановка. В социалистическом государстве решающими факторами, определяющими федеративное государственное устройство, являются национальные особенности, единство и сближение наций в ходе социалистического и коммунистического строительства.