Историко культурная экспертиза что это

Историко культурная экспертиза что это

Статья 28. Государственная историко-культурная экспертиза

обоснования включения объекта культурного наследия в реестр;

определения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия;

обоснования изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия, исключения объекта культурного наследия из реестра;

установления требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места либо особого режима использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия; установления границ территорий зон охраны объекта культурного наследия, особых режимов использования земель в границах зон охраны объекта культурного наследия;

(в ред. Федерального закона от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

отнесения объекта культурного наследия к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации или к объектам всемирного культурного наследия;

установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий зон охраны объекта культурного наследия, в границах территории достопримечательного места;

(абзац введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

До утверждения в соответствии с пп. 34.2 п. 1 ст. 9 границ территорий, экспертиза проводится в соответствии с абз. 9 ст. 28 настоящего Закона в редакции, действовавшей до 04.08.2018.

определения наличия или отсутствия объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, на земельных участках, землях лесного фонда или в границах водных объектов или их частей, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ, в случае, если указанные земельные участки, земли лесного фонда, водные объекты, их части расположены в границах территорий, утвержденных в соответствии с пунктом 34.2 пункта 1 статьи 9 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

определения соответствия проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия требованиям государственной охраны объектов культурного наследия;

(абзац введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

уточнения сведений об объекте культурного наследия, включенном в реестр, о выявленном объекте культурного наследия;

(абзац введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, при проведении земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ;

(абзац введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

определения границ защитной зоны объекта культурного наследия в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

(абзац введен Федеральным законом от 05.04.2016 N 95-ФЗ)

Источник

Государственная историко-культурная экспертиза

Профессиональное сопровождение под ключ

Государственная историко-культурная экспертиза

Историко-культурная экспертиза — мероприятия экспертной оценки характеристик объекта культурного наследия, его статуса, границ, сопровождающей объект проектной и иной документации.
Государственная историко-культурная экспертиза проводится в соответствии с Положением о государственной историко-культурной экспертизе, с привлечением эксперта, имеющего аттестацию Министерства Культуры РФ или экспертной комиссией из трех и более экспертов.

Достаточно ли заключения одного эксперта или необходимо привлечение экспертного совета – зависит от объекта экспертизы.

Привлечение одного эксперта достаточно, при:

Привлечение экспертного совета (комиссии) необходимо при:

Проведение государственной историко-культурной экспертизы детально регламентируется Положением о государственной историко-культурной экспертизе (утверждено Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2009 г. N 569).

При этом, эксперты работают на основании материалов научных исследований и изысканий: отчета о проведении археологического обследования, разработанного раздела проектной документации «об обеспечении сохранности объектов культурного наследия» и пр.

Заключением государственной историко-культурной экспертизы является Акт, который содержит однозначно трактуемые выводы экспертизы в отношении исследуемого объекта культурного наследия, проектной документации и пр.

В соответствии с циркулярным указанием Министерства культуры РФ от 14 августа 2017 г. № 259-01.1-39-ОР – Акт Государственной историко-культурной экспертизы оформляется не в бумажном, а в электронном виде с квалифицированными электронными подписями экспертов, принимавших участие в экспертизе.

Поэтому, с даты действия данного указания: на заключении государственной историко-культурной экспертизы в формате PDF, который передается заказчику экспертизы и/или в уполномоченный орган охраны объектов культурного наследия, должен стоять штамп электронной подписи либо содержаться отдельный файл (с расширением SIG), подтверждающий ключи подписи экспертов.

Такую электронную подпись можно достоверно проверить в режиме реального времени с помощью программного комплекса, предназначенного для работы с цифровой подписью (КриптоАРМ, КонтурКрипто, КриптоПро и др.)

Проведение историко-культурной экспертизы необходимо в случаях:

Акт государственной историко-культурной экспертизы – должен иметь строго определенные Положением части и разделы, оформленные установленным образом это касается так же и списка обязательных приложений к Акту.

После получения Акта государственной историко-культурной экспертизы, он совместно с материалами изысканий над которыми работал эксперт подается в уполномоченный государственный орган охраны объектов культурного наследия для согласования или выпуска Приказа (о постановке на государственную охрану, о утверждении границ защитной зоны и пр.).

Сроки согласования Акта государственной историко-культурной экспертизы – зависят от объекта экспертизы.

Стандартный срок предоставления государственной услуги по согласованию установлен в 45 рабочих дней.

При этом срок согласования для историко-культурных экспертиз касающихся археологических работ (земельных участков) сокращен до 15 рабочих дней.

В соответствии с вступившими в силу изменениями в 73 Федеральный Закон «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» государственная историко-культурная экспертиза получила более широкое применение, список задач был значительно расширен.

Специалисты нашей организации организуют проведение государственной историко-культурной экспертизы с привлечением экспертов, имеющих аттестацию Министерства Культуры РФ и при необходимости, проведут необходимые для экспертизы изыскания. Прохождение итоговых согласований у нас всегда входит в Техническое задание любого договора.

Источник

Что такое историко-культурная экспертиза?

Информационные материалы по данной статье для сайта ekspertizy.org предоставил администратор сайта – Александр Шпилёв. Задать вопрос автору.

Историко-культурная экспертиза – это процедура, по результатам которой объект исследования включается в единый государственный реестр памятников истории и культуры (далее – Реестр) или исключается из него. Последствия включения – сильное ограничение прав на использование такого объекта. На собственника накладывается обязанность сохранять его в надлежащем состоянии.

Особенности, регламент и задачи историко-культурной экспертизы

Историко культурная экспертиза что это. Смотреть фото Историко культурная экспертиза что это. Смотреть картинку Историко культурная экспертиза что это. Картинка про Историко культурная экспертиза что это. Фото Историко культурная экспертиза что это Историко-культурная экспертиза объектов культурного наследия регулируется законом.

Государственная историко-культурная экспертиза может проводится на основании договора со специализированным учреждением или акта правоохранительных органов, в том числе и суда. Инициатором могут выступать частные физические и юридические лица, а также органы местного самоуправления и государственной власти.

Последствия включения объекта культурного значения (ОКЗ) в реестр – обязательно требуется согласовывать с исполнительной властью проводимые на территории объекта работы:

Историко-культурная экспертиза объектов культурного наследия регулируется как законом, так и правительственным постановлением. Речь идет о следующих нормативно-правовых актах:

Перед рассматриваемым видом исследований ставятся следующие задачи:

Что подлежит историко-культурной экспертизе?

Историко культурная экспертиза что это. Смотреть фото Историко культурная экспертиза что это. Смотреть картинку Историко культурная экспертиза что это. Картинка про Историко культурная экспертиза что это. Фото Историко культурная экспертиза что это Все ОКЗ на законодательном уровне распределяются на памятники, ансамбли и достопримечательности.

Застройщики или сельхозпроизводители сталкиваются с тем, что перед получением разрешения на проект обязаны пройти данную экспертизу. В указанном законе предусмотрено, что такое исследование обязательно проводится в отношении:

Так, к ОКЗ могут относится как объекты недвижимости, так и иные предметы, которые представляют историческую ценность. Они могут быть непосредственно связаны с какими-то значимыми событиями в прошлом, представляют культурную, археологическую, архитектурную ценность и т.п.

Проводится не только историко-культурная экспертиза земельного участка или постройки. Исследованию подлежит и документы, которые обосновывают:

Историко-культурная экспертиза требуется как при рассмотрении гражданских, так и уголовных дел. Например, деяния, наказание за которые предусмотрены ст.243 УК РФ. Если объект культурного наследия признан особо ценным, виновный может лишиться свободы на срок до 6 лет или штрафоваться на 5 млн р. В случае обычного ОКЗ максимальный срок лишения свободы сокращается вдвое, максимальный штраф уменьшается до 3 млн р.

Порядок и методы историко-культурной экспертизы

Историко культурная экспертиза что это. Смотреть фото Историко культурная экспертиза что это. Смотреть картинку Историко культурная экспертиза что это. Картинка про Историко культурная экспертиза что это. Фото Историко культурная экспертиза что это

В гражданско-правовых спорах, когда инициативу проявляют частные физические и юридические лица, государственные учреждения и органы самоуправления может проводится как внесудебная, до искового производства, так и судебная экспертиза. При назначении исследования в рамках расследования уголовного дела речь идет только о судебной экспертизе.

Внесудебная процедура проводится на основании заявления заказчика. Судебная инициируется постановлением или определением суда либо следственного органа.

Основные методы исследования направлены на изучение представленных документов. Проводится историко-культурная экспертиза проектной документации как отдельным специалистом, так и в составе комиссии. В последнем случае обязательно назначается председатель. Члены комиссии должны быть аттестованными, иметь опыт профильной работы от 10 лет.

Вопросы историко-культурной экспертизы

Чтобы решить основные задачи, указанные выше, перед специалистами ставятся следующие вопросы:

Перечень не полный. Экспертиза может дать ответ на вопрос о возможности восстановления памятника культурного наследия, проведении работ по его сохранению и т.п.

На все поставленные вопросы специалисты дают ответ в заключении. Оно готовится в срок, указанный в договоре на оказание услуги или в акте суда или следственного органа.

Источник

Порядок проведения историко-культурной экспертизы (нюансы)

Историко-культурная экспертиза — комплекс мероприятий, в результате которых устанавливается значение объектов недвижимости, иных объектов, которые связаны с историческими событиями, представляют научную или культурную ценность. О том, как она проводится, какие объекты могут стать предметом изучения, пойдет речь в нашей статье.

Цели государственной историко-культурной экспертизы

Ключевые положения об историко-культурной экспертизе содержатся в законе «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 № 73-ФЗ.

Ст. 28 закона № 73 содержит перечень основных целей историко-культурной экспертизы. Это получение доказательств ценности объекта для культуры и/или истории с целью:

Кроме того, установление исторической/культурной ценности необходимо в случае:

Объекты исследований

Исчерпывающий список объектов исследований историко-культурной экспертизы указан в ст. 30 закона № 73-ФЗ:

Провести историко-культурную экспертизу необходимо до начала работ, которые могут оказать серьезное влияние на объект исследования (п. 1 ст. 31 закона № 73-ФЗ).

Документы для проведения историко-культурной экспертизы

Регламент проведения историко-культурной экспертизы прописан в положении «О государственной историко-культурной экспертизе», утвержденном постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 № 569 (далее — Положение).

Историко-культурная экспертиза проводится экспертами (одним или комиссией), аттестованными Министерством культуры РФ, при предъявлении следующих бумаг в соответствии с п. 16 Положения:

Итоги экспертизы

Итогом проведения историко-культурной экспертизы будет оформленное надлежащим образом заключение в виде акта.

Акт содержит в себе результаты исследования (п. 19 Положения), а именно:

Унифицированной формы этого документа нет.

Оформление экспертного заключения

Историко-культурная экспертиза завершается выдачей заключения в форме акта в 3 экземплярах. Вывод экспертов должен быть однозначным.

В соответствии с пп. 21, 22 Положения каждая страница акта должна быть пронумерована и заверена подписью эксперта / ответственного секретаря экспертной комиссии.

Если в качестве эксперта выступает организация, заключение заверяется ее руководителем или уполномоченным на то лицом и печатью.

Члены экспертной комиссии, не согласные с общими выводами, могут письменно составить особое мнение. Этот документ будет приложением к акту экспертизы (п. 2 Положения).

Изменения, внесенные постановлением Правительства РФ от 27.04.2017 № 501, вступающие в силу с 01.08.2017 предусматривают оформление заключения в электронной форме (в формате PDF) и подписание его усиленной квалифицированной электронной подписью.

Историко-культурная экспертиза — это комплекс исследований, по результатам которых может быть получено заключение о необходимости внесения объекта в реестр культурного наследия, исключения из такого реестра, сохранности такого объекта, а также возможности (невозможности) проведения различных земляных работ на его территории.

Источник

Государственная историко-культурная экспертиза

Организация и проведение государственной историко-культурной экспертизы:

Государственная историко-культурная экспертиза (ИКЭ) входит в состав системы обеспечения сохранности исторических и культурных ценностей народов Российской Федерации. Все объекты, которые имеют определенное историческое, культурное, художественное, мемориальное или научное значение, находятся под защитой государства и на них распространяется действие российского законодательства. Чтобы не допустить случайное или умышленное уничтожение, или повреждение памятников наследия, включая еще не выявленные, перед любыми работами на земельном участке требуется осуществление обязательного комплекса мероприятий, в числе которых историко-культурная экспертиза. Ее содержание и порядок проведения закреплены Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ.

Экспертиза должна проводиться в отношении памятников, как уже известных, так и вновь выявленных. Для этих целей необходимо обследование территории, предназначенной для строительства или другого хозяйственного освоения, чтобы установить, находятся на этом земельном участке памятники культуры или нет.

Компетенции экспертов распространяются на проверку документов для включения в государственный реестр, либо исключения из него охраняемых объектов; документов для изменения статуса (или категории) значения памятников культуры; выделение его охранных зон, эффективности намеченных охранительных мероприятий; разделов документации проектов по реконструкции, реставрационно-ремонтным работам на территории памятников.

По результатам работы историко-культурной экспертизы оформляется акт для профильного органа, отвечающего за охрану объектов наследия. В случае положительного решения организация-заказчик получает разрешение на проведение работ. Если заключение экспертов отрицательное, то в нем указываются рекомендации по мерам для обеспечения сохранности памятника.

Особое положение занимает археологическая историко-культурная экспертиза, так как все памятники археологии относятся к объектам федерального значения. Госорганы не могут согласовывать проект и выдавать разрешение на проведение земляных, строительных или прочих работ без осуществления этой экспертизы.

Комплект документов, требуемый для ее прохождения, формируется согласно нормативным требованиям Положения о государственной историко-культурной экспертизе. Он включает в себя всю проектную документацию и результаты инженерных изысканий.

После экспертной оценки составляется акт заключения, который содержит итоги проведенных исследований и делается однозначный вывод экспертизы. Он может быть положительным, т.е. разрешающим проведение любых работ на изученной территории, или отрицательным, запрещающим все виды хозяйственной деятельности на данном земельном участке.

Экспертами могут быть исследователи, имеющие соответствующий статус эксперта, подтвержденный приказом Министерства культуры РФ, которые обладают необходимым опытом и квалификацией проводить все требуемые мероприятия, включая оформление соответствующих документов и итогового заключения.

Только после проведенной экспертизы государственный орган, ответственный за сохранение объектов культурного наследия, принимает решение о выдаче разрешения на хозяйственную деятельность в пределах конкретного памятника культуры.

Организация экспертных мероприятий зависит от технического задания, особенностей конкретного памятника и вида запланированных на нем действий. Соответственно, в каждом случае ИКЭ может иметь свою специфику.

Этот вид экспертной оценки применяется для разработанных разделов по обеспечению сохранности памятников культуры, включая археологические. Такие разделы обязательны для состава проектной документации, если на том или ином земельном участке предполагаются любые работы, которые могут нанести ущерб или угрожают его существованию в процессе намечаемых строительных, земляных, мелиоративных и других работ. Эксперты оценивают достаточность предлагаемых проектом мер, которые в полной мере обеспечат сохранение расположенных здесь объектов культуры, а также их соответствие действующему законодательству.

Ее задача определить дальнейший статус памятников археологии. Данный вид экспертизы осуществляется после проведения археологических разведок, если в их процессе были выявлены объекты, которые обладают признаками ОКН. В таком случае они автоматически становятся памятниками федерального значения и подлежат обязательной постановке на учет и внесению в государственный реестр охраны. Если в процессе проведения археологических раскопок объект был полностью исследован, то его нужно снять с учета.

Такой вид экспертной оценки имеет цель определить соответствие категории памятника и его охранного статуса заявленным характеристикам. В существующем реестре выделяется три категории памятников: федерального (включая все археологические), регионального и местного значения. Все известные объекты культурного наследия распределяются по этим уровням по ряду критериев. Если возникает ситуация, когда появляются новые данные, увеличивающие или снижающие историко-культурную ценность конкретного объекта, тогда экспертиза проводится снова.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *