История 1610 что случилось
История 1610 что случилось
В сентябре 1607 г. авантюристы из стана сторонников Лжедмитрия I и повстанцев Болотникова выдвинули фигуру нового самозванца – Лжедмитрия II (1607–1610 гг.). По месту его появления и основной ставки официальная пропаганда обозначала его сначала как Стародубский вор (1607 – лето 1608 гг.), затем как Тушинский вор (лето 1608 – начало 1610 гг.) и как Калужский вор (до декабря 1610 г.). Внутри России основными сторонниками самозванца было служилое и гражданское население Северской земли и ряда других южных уездов, мордва и черемисы Среднего Поволжья и вольное казачество. По мере успехов его движения к нему примкнули многие служилые люди Замосковного края, включая представителей Государева двора, а в связи со шведской интервенцией – жители Пскова и ряда новгородских пригородов. Ударной военной силой самозванца стали отряды польско-литовской шляхты, которые стремились получить щедрые награды за службу, добыв трон для «царя Дмитрия».
Едва объявив о себе повстанцам, Лжедмитрий II с небольшим войском выступил на Брянск с целью деблокады Тулы, осажденной войсками царя Василия. Однако поход окончился неудачей, а известие о капитуляции Болотникова и Лжепетра в Туле привело к развалу войска самозванца. Но и царь был вынужден распустить утомленное войско на зиму, что позволило сторонникам Лжедмитрия II восстановить свои силы в Северской земле. Весной 1608 г. армия самозванца с крупным корпусом польских наемников (гетман Р. Ружинский) двинулась на Москву. Разбив царскую армию при Болхове (30.04–01.05.1608), она подошла к столице и разбила свой стан в селе Тушино (июнь 1608 г.). Одновременно полковник самозванца А. Лисовский прошел рейдом по южным уездам, собрав остатки войск Болотникова, но был разгромлен на реке Москве и пробился в Тушино окольными путями. Началась осада столицы войсками Лжедмитрия II, что положило начало так называемому тушинскому периоду Смутного времени (июнь 1608 – март 1610 г.). В начале этого периода войска двух гетманов самозванца – Р. Ружинского и Яна Петра Сапеги, а также полковника А. Лисовского – заняли значительную часть уездов Замосковного края, продвинувшись на север до Ярославля, Вологды и Костромы, а на восток – до Волги в районе Балахны. Однако им не удалось взять Троице-Сергиев монастырь, который в течение долгой героической обороны превратился в духовный центр сопротивления Тушинскому вору (1608–1610 гг.). Насилия иностранных наемников привели к восстанию ряда городов Замосковного края (ноябрь 1608 г.). К апрелю 1609 г. объединенные земские рати очистили северные Замосковные уезды от сторонников Лжедмитрия вплоть до самого Ярославля.
Между тем царь Василий предпринял ряд дипломатических мер для того, чтобы удержаться у власти. Летом 1608 г. его попытка добиться у польского короля Сигизмунда II отзыва из тушинского лагеря польских отрядов самозванца не увенчалась успехом. Тогда царь принял предложение шведов предоставить корпус наемных людей для подавления Смуты; кн. С. В. Скопин-Шуйский был вынужден заключить Выборгский договор (28.02.1609), который ратифицировал условия Тявзинского «вечного мира» 1595 г., а также содержал условие передачи Швеции г. Корелы с уездом. В апреле 1609 г. русско-шведские войска боярина кн. М. В. Скопина-Шуйского и Я. П. Делагарди начали поход из Новгорода для деблокады Москвы. Одновременно из Чебоксар выдвинулась низовая рать боярина Ф. И. Шереметева. В течение всего года бои шли с переменным успехом, пока в ноябре 1609 г. не произошло соединение обеих армий в Александровой слободе. Решительное наступление царских войск привело к развалу Тушинского лагеря и бегству Лжедмитрия II в Калугу (январь – март 1610 г.).
Под угрозой захвата Москвы сторонниками Лжедмитрия II активные члены Государева двора созвали Земской собор, свергли с престола царя Василия Шуйского и заключили договор с гетманом об условиях возведения на престол королевича (июль – август 1610 г.). В Москву был введен гарнизон польских королевских войск, а бояре стали править от имени «нареченного царя Владислава Жигимонтовича» (т. н. правительство Семибоярщины). Это правительство продолжило боевые действия против сторонников Лжедмитрия II, а также начало борьбу со шведской интервенцией в Новгородской земле.
Семибоярщина: было ли призвание польского принца Владислава на престол предательством России
Призвание московскими боярами в 1610 году польского королевича Владислава на русский престол традиционно оценивается в нашей историографии как национальное предательство.
Призма времени
Четыре столетия назад многое виделось совсем иначе, нежели сейчас. Мы смотрим на те события сквозь призму прошедших веков, отягощённые собственными понятиями, неведомыми и непонятными людям былых эпох.
Термина «семибоярщина», присутствующего ныне во всех учебниках, современники не знали. «Семибоярщиной» назвали московское правительство, пригласившее Владислава на царство, уже в середине 19 века, под влиянием патриотического опуса Николая Карамзина «История государства Российского». В ней всё было изложено так, чтобы было просто и понятно людям того времени. Особенно с учётом обострившейся русско-польской исторической вражды.
А для русских людей начала 17 века Польша играла двоякую роль. Да, с ней часто воевали, но ведь это же и самая большая соседняя страна. Куда ж от неё деться? К тому же в ней жило очень много православных русских людей. И наряду со взаимным отталкиванием всегда имелась и другая тенденция – взаимное сближение. В частности, в середине 16 века рассматривался вопрос о приглашении на польский и литовский престолы московского царя Ивана Грозного или его старшего сына Ивана. А в Смутное время настала очередь русским людям задуматься о том, чтобы поискать себе царя в Польше.
Гражданская война
Династический вопрос никак не отпускал русских людей всю Смуту, постоянно подогревая её и разжигая костёр общего недовольства. Когда под видом уже дважды чудесно спасшегося царя Дмитрия к Москве в 1608 году подступил второй самозванец, многие в России были крайне недовольны царём Василием Шуйским. По их мнению, и как бы мы сказали сейчас, он был нелегитимен. Его противники говорили, что он не был избран на престол всей Русской землёй, а «выкрикнут» толпой приверженцев и после этого коронован. Действительно, созыва выборных со всей Русской земли летом 1606 года не было, и Василий Шуйский был избран на царство, если можно так выразиться, на «несанкционированном митинге».
В Тушино, где расположился лагерем Лжедмитрий II, образовалась альтернативная столица России – со своей боярской думой из числа знатных перебежчиков от Шуйского и даже со своим патриархом Филаретом, отцом будущего царя Михаила Романова. Но зимой 1609/10 года тушинскому лагерю настал конец – разные партии окончательно перессорились друг с другом. Русской знати очень не понравилось, что именем царя Дмитрия холопы и крестьяне требуют себе прав и восстают на господ. Вместе со знатными поляками они оставили тушинский лагерь. Вслед за тем Лжедмитрий II был разгромлен армией царя Василия во главе с его племянником Михаилом Скопиным-Шуйским.
Но разгром тушинского лагеря не означал ликвидации угрозы власти Шуйского. Знатные люди, оставившие самозванца, ещё раньше отправились в лагерь к польскому королю Сигизмунду III, осаждавшему Смоленск, просить его сына на московский престол. Они на время составили как бы альтернативное правительство в изгнании.
Первая русская конституция
Посольство бывших тушинцев к королю возглавили боярин Михаил Салтыков и лже-патриарх Филарет. 4 февраля 1610 года они подписали с Сигизмундом договор, по которому сын короля Владислав становился московским царём. Одновременно власть нового царя ограничивалась. Он не мог никого казнить без суда с участием бояр, обязан был созывать боярскую думу для совещания о важных государственных делах, а для совета о важнейших –Земский собор.
Самое главное, что царь, будучи католического вероисповедания, не имел права посягать на свободу православного исповедания и обязывался хранить все привилегии православной церкви. Там был ещё ряд важных статей: о назначении неродовитых людей в дворяне за личные заслуги, о свободе выезда русских людей в другие государства и т.д. По сути, это была первая в истории России конституция, причём довольно демократичная для своего времени.
Условия договора стали широко известны. Дни царствования Василия Шуйского, у которого уже не было его талантливого племянника, были сочтены. Его воеводы, посланные против поляков, сражались неохотно и потерпели поражение под Клушино. Вслед за тем, 17 июля 1610 года ещё одна уличная революция в Москве закончилась свержением Шуйского и пострижением его в монахи.
Забытый земский собор 1610 года
Распорядительная комиссия из «седмочисленных бояр» всегда формировалась в случае междуцарствия. Летом 1610 года перед ней стоял выбор из двух зол: польский королевич или Лжедмитрий II. Первый казался оплотом порядка против анархии. Кроме того, его уже призвала часть русской элиты. Согласие с договором от 4 февраля и подтверждение призыва Владислава в Москву позволяло восстановить политическое единство русской элиты, что было важно в условиях разгоравшегося антифеодального движения низов.
Чтобы придать своему решению видимость легитимности, «Семибоярщина» созвала подобие Земского собора, причём роль представителей с мест играли те люди, которые случайно – по службе или торговле – оказались в данный момент в Москве.
Решающее значение имела позиция высшего духовенства. Патриарх Гермоген исходно был против свержения Шуйского. Но теперь, когда оно стало свершившимся фактом, он больше всего опасался Лжедмитрия II. Поэтому он согласился с призванием польского принца. С посольством к Сигизмунду Гермоген отправил личную просьбу арестовать Филарета как лже-патриарха, которую поляки исполнили.
17 августа 1610 года жители Москвы и находившиеся в ней люди из других русских городов были приведены к торжественной присяге (целованию креста) на верность Владиславу согласно решениям боярской думы и импровизированного Земского собора. Как отмечал Василий Ключевский, из статей договора 4 февраля боярская дума выбросила некоторые статьи, и эти исключения были характерны. Они касались прав неродовитых людей возвышаться по заслугам и свободного выезда для торговли и учёбы за границу.
В остальном же конституция осталась без изменений, особенно вопросы неприкосновенности православия в России и невозможность казней по личному царскому произволу. При условии соблюдения новым царём этих условий русские люди обещали во всём «прямить и служить» ему. Акт гражданской присяги не личности царя, но закону, по которому он должен был царствовать, явился беспрецедентным для России.
Земский собор 1610 года, подтвердивший призвание Владислава в Москву, в сущности, ничем не отличался от собора, утвердившего у власти Бориса Годунова в 1598 году. Неизвестно, как бы дальше пошла история России, если бы поляки не повели себя вызывающе.
Ч. 18. Великая Смута на Руси-кульминация 1610-1613
ГЛАВА 1. КУЛЬМИНАЦИЯ ВЕЛИКОЙ СМУТЫ В МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕ.
В истории России судьба царевича Дмитрия Ивановича представляет трудноразрешимую загадку. Поэтому, рассказывая о кульминации гражданской войны в Руси-Орде в конце 16 – начале 17 века под названием Великая Смута, приходится немного повториться.
Дмитрий Иванович вошел в историю Руси под названием «Лжедмитрия» и «Самозванца», а также как беглый монах Григорий Отрепьев. Но согласно Новой Хронологии «Самозванцем» и «Лжедмитрием» он не являлся. В действительности это был сын царя Ивана Пятого Ивановича, правившего с 1563 по 1572 год в Москве и внук Ивана Васильевича Четвертого (Грозного) из династии Рюриковичей.
Иван Иванович воспитывался в семье Захарьиных-Романовых, которые от его имени управляли государством, т.к. тот был еще молод. При нем они ввели опричнину и ввергли страну в гражданскую войну. Со временем его женили и в царской семье появился сын, названный Дмитрием.
18.1.2. «Угличское убийство» царевича Дмитрия.
Но, когда через некоторое время, Шуйские разошлись в дружбе с Романовыми, а «Самозванец» уже был в Москве, тот же князь Василий Шуйский, тоже клятвенно, признал его живым и не убитым в Угличе, и что тогда там был зарезан другой мальчик.
К царевичу Дмитрию, как к законному наследнику престола, собирались толпы народа. Жители 18 городов и население на 600 верст с запада на восток признавали его царевичем. В Путивль Дмитрий вызвал даже настоящего Гришку Отрепьева и показывал его народу. Марию Нагую еще при царе Борисе опрашивали, и она подтвердила, что ее сын жив. В Москве также никто не сомневался, что на престол вернулся настоящий сын царя Ивана.
С воцарением Дмитрия Ивановича на русском престоле инокиня Марфа была помещена в Вознесенский монастырь и окружена почетом, уважением и исключительными заботами. Дмитрий бывал у нее каждый день и оставался по несколько часов. Оказывается, что он встречался с матерью и раньше в монастыре на Выксе, но тайно.
В результате дворцового переворота, устроенного в 1606 году, царя Дмитрия Ивановича («Лжедмитрия Первого»), якобы убили. Романовские историки рассказывают, что, спасаясь от заговорщиков, он выпрыгнул из верхнего окошка терема и разбился. Еще живого его обнаружили и тут же добили. Труп, выдаваемый за труп Дмитрия, был настолько изувечен, что узнать его было невозможно. Чтобы окончательно замести следы, тело сожгли. Хотя на Руси уже давно не практиковалось сожжение покойников.
Царем в том же 1606 году стал дальний царский родственник князь Василий Шуйский, устроивший дворцовый переворот в свою пользу. Его поддержали Романовы, т.к. Шуйский вернул из ссылки старшего Романова – Федора Никитича, постриженного в монахи под именем Филарета. Через некоторое время Филарет стал московским митрополитом, а позже возведен в сан патриарха. Нового царя Василия Шуйского ненавидели все – от бояр и дворян до подневольных крестьян.
Вскоре в Путивле, который был раньше ставкой «Лжедмитрия Первого», снова появился живой и невредимый царь Дмитрий Иванович, которого романовские историки объявили «Лжедмитрием Вторым». Его появление так напугало Шуйского, что он, собирая против него свои войска, говорил им, что они пойдут воевать против крымских татар, а не против восставших русских. Когда ложь вскрылась, войска Шуйского перешли на сторону мятежников и «Лжедмитрия Второго».
ГЛАВА 2. ИНОСТРАННОЕ НАШЕСТВИЕ НА МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО И БОРЬБА С НИМ.
18.2.1. Свержение Василия Шуйского. Иностранное вторжение в Московию.
Коронованного монарха на Руси нет, но вскоре появились претенденты на должность Московского царя. На русский престол вначале претендует польский королевич Владислав, а затем его отец король Сигизмунд Третий. С согласия Совета бояр в Москву вошли польско-литовские войска. Власть в городе оказалась в руках польского военного командования. Начались бесчинства, насилия и грабежи оккупантов не только в Москве, но и на всей захваченной ими русской территории.
С севера вторгается на русскую землю армия шведов. Шведский король Густав Адольф стремится захватить Псковщину и Новгородщину, а на русский престол посадить шведского принца Карла Филиппа. По стране повсюду рыщут отряды донских казаков, превратившихся в грабителей и разбойников.
18.2.2. Создание Первого Российского народного ополчения.
Инициатором изгнания иноземцев и прекращения Смуты стало посадское население русских городов и казачьи отряды. Они стали инициаторами создания Первого и Второго народного ополчений.
В июле 1610 г. московские бояре свергли царя Василия Шуйского и насильно постригли его в монахи. Установили свою власть, получившую от историков название «Семибоярщина». Для удержания власти московские бояре призвали поляков и присягнули на верность польскому королевичу Владиславу. Они впустили в столицу польско-литовско-немецкие войска под командованием польского гетмана Жолкевского. Гетман сразу же завладел московской казной и царскими сокровищами, а его армия начала бесчинствовать в городе и грабить москвичей.
Патриарх Гермоген, который раньше был не против, чтобы польский королевич Владислав стал русским царем, но только после принятия православной веры, разочаровался в поляках и освободил москвичей от присяги Владиславу. В январе 1611 г. Гермоген начал рассылать грамоты по русским городам, призывая население Руси объединиться и изгнать из страны иноземцев.
Отряды Первого ополчения подошли к Москве 19 марта 1611 г. В городе началось народное восстание против иноземцев. Чтобы разгромить восстание поляки подожгли Москву, а немецкие наемники начали истреблять восставших москвичей. Грандиозный пожар уничтожил более половины московского посада, тысячи погибших и сгоревших. Особенно свирепствовали немецкие отряды. Они жестоко подавили восстание москвичей. К этому времени ополченцы уже полностью окружили столицу и начали беспрерывные атаки. Вскоре интервенты оказались в осаде.
Но в ополчении обострились различия в социальном составе ратников между интересами дворян и казацкой вольницы. Особенно испортились отношения между Прокопием Ляпуновым и Иваном Заруцким. 22 июля 1611 г., когда Прокопий Ляпунов прибыл на казацкий круг, чтобы разрешить споры, казаки убили его. В результате большинство дворян, бояр, духовенства покинули лагерь ополченцев. Триумвират перестал существовать, а вместе с ним перестало существовать и Первое ополчение. Под Москвой остались только казаки под командованием Заруцкого и князя Трубецкого. Освобождать город они были уже неспособны. Военные действия прекратились.
В июле 1612 г. подошли к Москве первые отряды нижегородского ополчения под командованием Дмитрия Пожарского. Заруцкий, опасаясь мести за убийство Прокопия Ляпунова, с отрядом казаков бежал вначале в Калугу, а затем в Астрахань. Оставшиеся отряды под руководством Дмитрия Трубецкого вошли в состав Второго ополчения. Первое ополчение окончательно перестало быть.
18.2.3. Организация Второго народного ополчения в Нижнем Новгороде.
Посольство Первого ополчения во главе с Иваном Биркиным прибыло в Нижний Новгород в сентябре 1911 г. Они привезли призывные грамоты патриарха Гермогена к объединению всех русских людей для изгнания иноземцев из Руси. «Лутшие» люди города создали свой «Совет всей земли». Сюда вошли недавно избранный земским старостой крупный торговец скотом и мясом Кузьма Минин, Архимандрит Печерского монастыря Феодосий, протопоп Савва, дьяк Василий Юдин, прибывший служивый дворянин воевода Иван Биркин, а также дворяне, дети боярские, головы и старосты. Они решили созвать городское вече и призвать население к созданию народного ополчения.
На общем собрании нижегородцев «на торгу» первым выступил Кузьма Минин, заявивший, что во сне ему было видение. К нему явился святой Сергий Радонежский и повелел «собрать ратных людей на очищение с Божьей помощью Московского государства от поляков и литовцев». Стоявший рядом Иван Биркин во всеуслышание заявил, что никакого видения ему не было, а нужно действительно создавать народное ополчение и идти на помощь Первому ополчению и совместно освобождать Москву от иноземцев. Так между первыми организаторами Второго ополчения возник «неблагочестивый спор» и начался разлад.
Кузьма Минин призвал население также собрать казну для организации рати. А для этого надо иметь средства. Это значит отдать часть своего имущества и даже заложить своих жен и детей, свои дома ради общего дела. Правда, кому их закладывать не объяснил. Своим богатеям или иноземным? У нижегородцев данное предложение вызвало разное отношение. Очевидцы пишут: «Мнози же, слышавшие сие, во умиление приходити начата; прочие же ругающеся отходяше». Сбор денег в казну «на строение ратных людей» поручили К.Минину.
В разработанном впоследствии Мининым «Уставе» сбор средств на ополчение собирался насильственным образом: «Две части имения своего в казну ратным людям отдати, себе же на потребу третию часть имения оставити». Те, кто противился этому «повелевал им руце отсеши». Но сведений о применении данной кары нет.
Нижегородский бюджет Второго ополчения оценивается в 45 тысяч рублей. Это огромная сумма по тем временам. Ведь за 8 рублей тогда можно было построить просторную избу, а за 1 копейку купить курицу. Деньги использовались в основном на наем военных людей, которым платили приличные суммы в зависимости от чина и занимаемой должности.
18.2.5. Изгнание иноземных захватчиков из Москвы.
ГЛАВА 3. УЗУРПАЦИЯ РОМАНОВЫМИ ЦАРСКОГО ПРЕСТОЛА В МОСКВЕ.
18.3.1. «СТРАННЫЙ» Земский Собор 1613 года.
Иностранные войска изгнаны из Москвы, но не из Московского государства. Прямые потомки Рюриковичей за годы Великой Смуты и гражданской войны были фактически истреблены. Без царя в то время Русь не мыслила своей жизни. Поэтому встала жесткая проблема об избрании на Московский престол нового царя. От старого уклада славянской жизни сохранился еще в начале 17 века вечевой пережиток в форме Земского Собора. Он стал инструментом для избрания Московского царя.
Решено было созвать Собор из представителей всех территорий и сословий Руси в декабря 1612 г. Но во всей стране было неспокойно. Поэтому созыв Собора состоялся только 16 январь 1613 г. в Москве.
18.3.2. Претенденты на Московский царский престол.
Кто же претендовал на русский Московский престол в 1613 г.?
Прежде всего сюда относятся иностранные претенденты. Ничего странного в этом нет. Тогда это было нормальным явлением. Ведь все они являлись потомками наместников в провинциях, которые входили в состав Великой (Монгольской) Империи Русь-Орда.
1. Польский король Сигизмунд Третий. Затем он отказался от этой затеи в пользу своего сына.
2. Польский королевич Владислав.
3. «Лжедмитрий» Второй.
4. Шведский королевич Карл Филипп.
5. Австрийский эрцгерцог Максимилиан.
6. Английский король Яков Первый.
18.3.3. «Избрание» на Московский престол Михаила Романова.
Первым, кто выдвинул кандидатуру Михаила Романова был некий галичский дворянин. Его поддержало духовенство и западные сторонники. Имена их в документах не сохранились. Особую роль в избрании царем Михаила Романова сыграл некий донской казачий атаман со своим отрядом донцов-тушинцев. Имя тоже его до нас не дошло.
Первое голосование, состоявшееся 7 февраля 1613 не предоставило никому из кандидатов преимущества. Тогда бояре решили голосование отложить, тянуть время и дождаться, когда из Москвы уедут буйные казаки, давившие на участников Собора. Но они не уехали. Более того, большой отряд донских казаков человек в 500 отправились к Крутицкому митрополиту, взломали ворота его имения, ворвались во двор и потребовали : «Дай нам, митрополит, царя государя на Россию, кому нам поклонятися и служити и у кого жалованья просити». В противном случае угрожали «грозой». Перепуганные бояре, дворяне, духовенство спешно собираются на заседание, которое состоялось 21 февраля.
Бояре предоставили конкретный список кандидатов из 8 человек, чьи корни уходили к Рюриковичам»: 1. Голицыны;
2. Мстиславские;
3. Куракины;
4. Воротынские;
5. Годуновы;
6. Шуйские;
7. Дмитрий Трубецкой;
8. Дмитрий Пожарский.
18.3.4. Истребление Романовыми последнего Рюриковича.
Кто такой Заруцкий? О нем известно только из романовских источников. Сам же Заруцкий называл себя царем Дмитрием Ивановичем. На его имя, как на имя царя Дмитрия Ивановича, писались и подавались челобитные. Некоторые источники утверждают, что Заруцкий – это действительно избежавший смерти, и выживший снова чудесным образом, царь Дмитрий Иванович. Марина Мнишек признала в нем своего прежнего мужа и отца ребенка.
Романовым удалось расколоть мятежный союз Донских, Волжских, Яицких казаков. Донские казаки на Соборе поддержали избрание царем Михаила Романова. Через некоторое время казацкие войска Заруцкого и Марины Мнишек вообще были разгромлены. В Астрахани все трое – Заруцкий, Марина Мнишек и царевич Иван Дмитриевич были схвачены.
Заруцкого тут же казнили жестокой смертью, посадив на кол. Марину Мнишек и «воренка Ивашку» отвезли в Москву, где бросили в тюрьму. Марина была иностранка, кроме того венчанная русская царица, хотя и жена «Самозванца». Казнить венчанную в Кремле царицу, по закону, было нельзя. Иное дело несчастный ее сын, пятилетний мальчик – «Ивашка-воренок», как писалось в указе, был русским подданным. И, как русский подданный, «воровавший» против государства, подлежал смертной казни.
18.3.5. Уничтожение Романовыми подлинных документальных источников и начало фальсификации Российской истории.
Романовские историки объявляют всех очевидцев тех событий, особенно признававших «Самозванца» истинным царевичем Дмитрием Ивановичем, обманутыми простаками или притворщиками. С какой целью?
Если Дмитрий Иванович не являлся «Лжедмитрием», а действительно происходил из царской семьи, а, значит, был законным царем, то его сын Иван –являлся законным наследником престола. Но Романовы сами рвались к власти. Они узурпировали царский престол еще при живом законном наследнике – сыне убитого Дмитрия. Значит, избрание царем Михаила Романова, было незаконным, не легитимным, т.е. преступным.
Объявляя царя Дмитрия Ивановича «Самозванцем», Романовы достигали сразу двух целей – скрывали незаконность избрания на царский престол Михаила Романова и избегали обвинения в цареубийстве. Если Дмитрий, не Дмитрий, а «Лжедмитрий» и «Самозванец», то его убийство и убийство его малолетнего сына Ивана не являются цареубийством, а значит не могут быть преступлением.
Таким образом, Романовы доказывали свою законность воцарения на русском престоле. Но убедить современников не удавалось. Тогда в 17 веке в Польше, например, писались документы и книги, в которых Михаила Романова именовали просто «Великим князем», а не настоящим царем. Поэтому Романовы стремились полностью уничтожить все свидетельства современников, очень опасные и неприятные для них.
В отношении польских документов это им удалось сделать сравнительно легко. Одним из важных пунктов Андрусовского договора 1667 года о перемирии России с Польшей было полное уничтожение всех ранее напечатанных книг путем сожжения, а их «слагателей, печатников или друкарей», писавших и издававших эти книги, требовали предать смерти.
В 1672 году издается специальное царское распоряжение, согласно которому всем, кто имел в собственности «польские и латынские печати книги», строжайше предписывалось, чтобы этих книг «никто у себя дома явно не держали, а приносили бы и отдавали воеводе».
Так с самого начала своего воцарения на русском престоле Романовы старались переписывать и фальсифицировать историю, чтобы доказать законность узурпации русского трона, а также стремления удержаться у власти и избежать наказания за цареубийство и пролитую кровь народа. Поэтому шли на любые уловки, но избежать возмездия все же не удалось.
18.3.6. Проклятие династии Романовых.
Существует легенда, что Марина Мнишек, узнав о казни сына, прокляла весь род дома Романовых и предсказала, что ни один из этого рода не умрет своей естественной смертью, а в их семье не прекратятся преступления, пока все члены этой династии не угаснут.
Саму Марину Мнишек тоже умертвили в застенке. Ведь она представляла для Романовых определенную опасность. Не следует забывать, что она была вдовствующей царицей погибшего царя, а значит, имела некоторые претензии на русский престол. Правда, царицей она была недолго, всего несколько дней – с 18 мая 1606 года по 27 мая 1606 года
Так Романовы, уничтожив и вторую законную ветвь прежней русско-ордынской династии Рюриковичей, установили на царском престоле Руси новую династию из прусских (немецких) выходцев.
Забегая вперед, мы можем сказать, что действительно все цари и царицы, носящие фамилию Романовых, своей естественной смертью не умерли. И на протяжении 304 лет их царствования в семье Романовых не прекращались преступления, начавшиеся с казни невинного ребенка и кровавой мести женщине-матери.