История 6 класс что рассказывается в повести временных лет о начале руси
Учебник по истории России. Арсентьев. 6 класс 1 часть. Параграф 4
ПЕРВЫЕ ИЗВЕСТИЯ О РУСИ
Почему вопрос о происхождении Руси вызывает споры не только среди историков?
История происхождения Руси как государственного образования основывается на противоречивых летописных данных. Археологические раскопки с одной стороны подтверждают норманнскую теорию возникновения Руси, но с другой стороны не могут опровергнуть антинорманнскую теорию. К тому же в свое время обе эти теории были слишком политизированы. Некоторые сторонники норманнской теории использовали её для обоснования отсталости славян, их неготовности организовать собственное государство, а исторически доказывали подчиненное положение славян по отношению к более «цивилизованным» народам. В Советский период тезис о том, что государство не может быть навязано извне, стал государственной идеологической установкой для историков в доказательстве славянского происхождения народа «русь». Все старались использовать исторические данные в далеко не научных целях. До сих пор по вопросу происхождения Руси продолжаются споры.
Кто такие норманны? На какие страны Европы они совершали набеги?
Норманнами назывались жители Скандинавии. Они совершали военные набеги на прибрежные территории Балтийского моря. Также внесли большой вклад в развитие многих народов современной Европы. Так, следы присутствия норманнов зафиксированы во Франции (где Нормандией названа одна из провинций), а на Ладожском озере найдены археологические следы поселений с бытовой и военной культурой, похожей на скандинавскую.
Вопросы к тексту параграфа
Что рассказывается в «Повести временных лет» о начале Руси?
В «Повести временных лет» рассказывается о происхождении славян, о призвании на княжество одного из вождей варягов-русь, об истории становления Древнерусского государства – Руси.
В каком историческом источнике содержатся первые датированные сведения о народе рос (русь)? О чём говорится в этом источнике?
Первым точно датированным известием о руси считается сообщение «Вертинских анналов», которые велись в одном из монастырей Франкской империи. В ней говорится о посольстве народа рос ко двору императора Людовика Благочестивого.
О чём свидетельствуют находки археологов в Ладоге и Новгороде?
Назовите главное расхождение норманнской и антинорманнской теорий.
Главным расхождением норманнской и антинорманнской теорий является оценка происхождения варягов-русов, которых ильменские словени и племена чуди призвали княжить в Новгород. Норманисты считают Рюрика и его дружину скандинавами из племени свеев (шведов), а антинорманисты причисляют варягов-русов к славянским племенам, населявшим в то время южное побережье Балтийского моря.
Почему династию правителей Руси называли Рюриковичами?
Потому что севший на княжение в Новгороде предводитель варягов-русов был Рюрик. Он положил начало династии князей на Руси.
Какие из перечисленных в параграфе документов были написаны на русском, а какие на других языках?
«Повесть временных лет» написана монахом Нестером в начале XII века на славянском языке (он сильно отличается от современного русского языка). Все остальные документы – на других языках.
1. Покажите на карте Скандинавию, остров Рюген, Ладогу, Новгород.
Выполним задание к контурной карте в рабочей тетради на странице 20.
2. Найдите на карте реки, по которым шла торговля из древнейших русских центров.
Рассмотрим карту на странице 7 атласа.
Думаем, сравниваем, размышляем
Выскажите своё мнение по поводу спора норманнистов и антинорманнистов. Приведите аргументы в защиту того мнения, которое вы считаете более убедительным.
Я считаю, что есть достаточные основания считать варягов, пришедших править в Новгород с южного побережья Балтики, русами. Их нельзя однозначно считать скандинавами, германцами или славянами. Скорее всего, это племя образовалось в результате многочисленных смешений, вобрав в себя и скандинавские, и славянские, и германские корни.
Применимость названий русы, руги, рутены, руяны к одному и тому же племени доказывается во многих исторических документах. История происхождения племени ругов позволяет с большой долей вероятности причислять их к одному из племен венетов (именно этим именем впоследствии называли все древние славянские племена, хотя сами венеты пришли в Европу из Малой Азии после падения Трои и смешались с местными славянскими племенами, привнеся новшества в культуру, верования и традиции). Однако многие историки считают ругов восточногерманским племенем.
Нельзя отрицать, что хотя русы и говорили на одном языке со славянами, о чем прямо говорится в «Повести временных лет», этот язык они переняли в результате соседского проживания и смешения со славянами. Историк Лев Гумилев склонен относить ругов, скорее к германским племенам — действительно большое влияние на культуру и традиции будущих русов оказали германские и скандинавские племена. Русы сильно отличались от славян в исторических документах византийских и арабских авторов. Если славяне описывались как миролюбивый народ, то русам приписывалась воинственность, иногда их даже называли разбойниками. При этом наличие наемных отрядов русов отмечается практически во всех армиях древней Европы, потому что они были храбры, сильны и отлично умели воевать.
Существует множество документов, в которых упоминаются руги (русы), описывается территория их расселения – южный берег Балтийского моря, представляются свидетельства миграции ругов во время Великого переселения племен и основание (правда ненадолго) государственного образования Ругенланд на территории современной восточной Австрии и Венгрии, которое в то время было провинцией Норик в Римской империи. Нестор в «Повести временных лет» так же выражал уверенность о родине русов в Норике. К тому же эта территория соседствует с признанной многими учеными теории происхождения славян в районе Дуная. По некоторым версиям отсюда племя русов, как одно из племен славянских полян мигрировало в район среднего течения Днепра и его притока – реки Рось.
Используя Интернет и дополнительную литературу, найдите и запишите в тетради основные версии по вопросу о происхождении слова «русь».
По одной из версий, слово «русь» имеет скандинавское происхождение, похожим словом жители Финляндии называли людей, плавающих на лодках с несколькими рядами гребцов. По другой – название «русь» связано с островом Рюген, оплотом племени русов. Популярно было и мнение, что слово «русь» пошло от названия реки Рось, возле Киева. Также есть гипотеза, выдвинутая С.А.Гедеоновым, который утверждал о достаточности и неопровержимости фактов существования Русского каганата по соседству с Хазарским каганатом в середине IX века, слово «русь» по мнению Гедеонова пошло от названия этого племени и каганата. Существует версия, что «русь» — это надплеменной дружинно-торговый общественный слой, консолидирующийся вокруг князя, образующий его дружину, войско, административный аппарат.
Возможные вопросы на уроке
Почему вопрос о происхождении Руси до сих пор считается дискуссионным?
Вопрос о происхождении Руси до сих пор считается дискуссионным потому, что имеется недостаточно источников для однозначного обоснования той или иной гипотезы. А имеющиеся письменные источники противоречивы. Кроме того, разные позиции в вопросе о происхождении Руси долгое время служили не в научных, а в политических целях. Сегодня все больше ученых склоняются к выводу о том, что нужно говорить о влиянии нескольких культур на процесс образования Руси.
Как мы можем выяснить истоки происхождения народа «русь»? С помощью каких источников?
Происхождение народа русь можно выяснить только путем сопоставления различных летописных источников и археологических находок, которых все-равно недостаточно для однозначного определения истоков происхождения народа «русь».
Как трактует «Повесть временных лет» слово «русь»?
В «Повести временных лет» слово «русь» используется автором несколько раз, и каждый раз в разном контексте. Первое упоминание в летописи о народе «русь» в самом начале повествования при перечислении народов пошедших от Иафетова колена. Автор ставит «русь» в один ряд с другими народами, как отдельный народ. При этом автор противопоставляет народ «русь» и славянам, и скандинавам, и угро-финнам. В последующих упоминаниях слово «русь» можно трактовать как определенную территорию (северная земля и земли полян и древлян) и военно-торговое дружинное сословие в славянских племенах («русь подняла весла», в смысле — дружина).
Что говорят о народе русь иностранные авторы?
Готский историк Иордан упоминает народ рус или рос, который жил в Причерноморье и досаждал соседей грабежами. Арабский писатель Ибн Хордадбег сообщает о русских купцах-славянах, приезжающих на восток. А в «Бертинских анналах» говорится о народе рос, которыми правит каган, и которые на самом деле свеи (шведы).
К каким выводам вы пришли?
Когда и каким образом варяги пришли на княжение в славянские земли?
В «Повести временных лет» говорится о том, что народ варягов-русь пришёл в Новгородскую землю по приглашению славянских и финно-угорских племен, которые ссорились между собой и в 862 году решили призвать варягов, чтобы они установили им справедливое правление.
Когда в землях восточных славян появляются поселения пришельцев из-за моря?
Поселения пришельцев из-за моря появляются в землях восточных славян в VIII-IX веке.
Где располагались эти поселения?
Они располагались в районе Ладожского озера, а также около Новгорода.
Когда и где появился Новгород?
Новгород расположен на Приильменской низменности, на реке Волхов. Официальной датой возникновения Новгорода принято считать 859 год.
К какому выводу пришли многие археологи?
Каковы были главные занятия норманнов?
Главными занятиями варягов и норманнов были война и торговля.
Почему с восточными славянами варяги имели почти дружеские отношения, в то время как на Западе они внушали ужас местным жителям?
По мнению академика Б.А.Рыбакова варяги приезжали на территорию ильменских словен не воевать, а торговать. Он объясняет это тем, что тактика нападения варяжских дружин славилась внезапностью. Для того, чтобы напасть на восточных славян, варягам нужно было войти в Финский залив, где их флотилия просматривалась с берега, а затем пройти несколько сотен километров по рекам и озерам против течения Невы, Волхова и Ловати. На всем этом пути ладьи могли простреливаться с берегов. Кроме того, чтобы добраться до богатых владений полян, северян, древлян варягам пришлось бы перетаскивать свои корабли по суху из одного водоема в другой, при этом они сами становились беззащитными перед нападением. Фактор внезапности не мог играть главную роль.
Кто такие варяги?
Варяги — группа в составе населения Древней Руси, носящая этнический, профессиональный, либо социальный характер, который вызывает многочисленные дискуссии. К варягам часто относят выходцев из Скандинавии — викингов и их обрусевших потомков, бывших наёмными воинами либо торговцами в Древнерусском государстве. По другой версии, варягами были славянские или восточногерманские народы южного побережья Балтийского моря. Древнерусская летопись «Повесть временных лет» связывает с племенем варягов-русь появление государства Русь.
Какова роль варягов в создании Древнерусского государства?
Археологические источники говорят, что в IX веке на северных территориях Руси отмечается присутствие представителей южнобалтийских народов. Это подтверждается в «Повести временных лет» монаха Нестора, который рассказал о призвании варяг племени русов на княжение в Новгород. Именно с этого момента отмечается движение русов с севера на юг и объединение славянских племен в Древнерусское государство.
Написать эссе о происхождении слова «русь».
Однозначно сказать, откуда пошло слово «русь» нельзя, потому что нет достаточного количества исторических источников, подтверждающих ту или иную версию. По одной из версий, слово «русь» имеет скандинавское происхождение, похожим словом жители Финляндии называли людей, плавающих на лодках с несколькими рядами гребцов. По другой – название «русь» связано с островом Рюген, оплотом племени русов. Популярно было и мнение, что слово «русь» пошло от названия реки Рось, возле Киева. Также есть гипотеза, выдвинутая историком С.А.Гедеоновым, который утверждал о достаточности и неопровержимости фактов существования Русского каганата по соседству с Хазарским каганатом в середине IX века. Слово «русь», по мнению Гедеонова, пошло от названия этого племени и каганата.
Так или иначе, слово «русь» несколько раз изменялось, прежде чем пришло к своему окончательному виду. На мой взгляд, наиболее вероятной можно считать версию происхождения слова «русь» от названия племени. Таким образом, можно проследить изменения слова «русь» в череде долгих веков до других его вариаций «руг», «руже», «рузи», «рос», «рош» и значений: «красный», «рыжий», «светлый», «русый», «красивый».
В чем состоит художественное своеобразие повести временных. Анализ «Повести временных лет
Анализ повести временных лет
Культура в древнерусском государстве стала активно развиваться после христианизации. Основной задачей архитектуры, живописи и литературы того периода было обучение русского народа христианской вере, ее устоям и правилам.
Летопись как художественный жанр
Одним из основных жанров в литературе была летопись. В Европе такого рода произведения называются «хрониками». В летописи повествование идет по годам. За основу берется какая-то законченная история. Древнерусские летописцы добавляли в свои произведения не только хронологические события, но и повести, притчи, библейские истории, предания, а в конце делали свое заключение. Таким образом, получался целый летописный свод. Однако летописцы не включали в свою работу истории о простых людях или бытовых происшествий. В летописях описывали только значимые события в истории, либо же повествовали о выдающихся личностях.
Создание «Повести временных лет»
Одной из самых значимых летописей на Руси является «Повесть временных лет». В ней изложена история объединения славян, описываются первые правители, и важнейшие события до XII века. Автором летописи был монах Нестор. Его литературный талант, широкий кругозор и образованность помогли создать не просто художественное произведение, а целую историю Руси. Грамотно изложенные факты, дополняются фольклорными элементами и представляют собой выдающийся памятник древнерусской литературы.
«Повесть временных лет» имеет несколько переписанных образцов. Оригинал был написан монахом Нестором в начале XII века в Киево-Печерской лавре. Отсюда и ее второе название «Нестерова летопись». К сожалению, до наших дней оригинал не сохранился. Но были созданы две копии: Лаврентьевская и Ипатьевская.
Лаврентьевская летопись (1337 год) получила название честь ее автора монаха Лаврентия. Он написал ее по приказу Суздальского Великого князя Дмитрия Константиновича. В этот сборник автор помимо «Повести временных лет» добавил также «Суздальскую летопись», хронология которой доходит до начала XIV века.
Ипатьевская летопись (начало XV века) находится в Костроме в Ипатьевском монастыре отсюда и ее название. В нее также добавлено несколько летописей, и повествование доходит до 1202 года.
«Повесть временных лет» по праву считается одним из главных и первых летописных сводов. В ней описывается история образования русского государства, военные столкновения, рассказываются легенды и предания славян.
Эта летопись является основным источником информации о формировании древнерусского государства. Сведения о первых русских князьях, их жизненный путь и управление Русью стали главной темой в «Повести временных лет». В летописи можно выделить, как самостоятельные тексты несколько рассказов: о набегах печенегов, о Мудрой княгине Ольги, о невероятной смерти князя Олега и другие.
Идейное содержание летописи
Основной идеей «Повести временных лет» было призвать славян к объединению и положить конец княжеским распрям.
Монахи Киево-Печерской обители невольно стали историками и нравственными учителями. Русский народ представляется как единое крепкое государство. И вся литература того периода была направлена на нравственное и духовное просветление общества. Его объединение и появление национального самосознания.
Главные герои «Повести временны лет» – первые русские князья. В летописи описываются как героические подвиги князей, так и светская жизнь. Так, например, о Владимире Мономахе говорится, как о талантливом писателе. Известно его уникальное произведение «Поучение детям».
Предание о Вещем Олеге
Особое внимание в летописи уделяется князю Олегу. Он предстает сильным, храбрым и мудрым правителем. Он смог объединить северные и южные племена славян, захватить Киев и создать крепкое государство – Киевскую Русь. Известна и легенда о смерти князя. Так рассказывается о предсказании волхвов Олегу. Они предупредили князя о его смерти от любимого и верного коня. Но несмотря на недоверие, Олег все же приказал увести преданного друга и заботиться о нем до конца его дней. Когда же он узнал о смерти коня, то вспомнил о предостережении и усмехнулся. Находясь на могиле, он наступил ногой на череп, из которого выползла змея, от укуса которой он и погиб. От яда князь скончался. Так было исполнено предначертанное. Этой историей автор хотел показать важность и значение судьбы.
«Повесть временных лет» — это не только исторические факты, но и поэтическое произведение. В ней присутствует большое количество фольклорных элементов и народно-песенного творчества, ведь всю информацию автор собирал из устных источников. Язык летописи выразительный и поэтичный. Часто используются пословицы и поговорки. Несмотря на историчность летописи, чувствуется авторская оценка и назидание читателям.
Редакция и редактирование
с 1110 по 1113 г. велась первая правка летописного свода. Повесть вобрала различные исторические сведения.
Начальное название
Все летописные издания представляют собой объединение различных текстов или известий из прочих источников раннего времени. Наименование переводится как «Повесть минувших лет».
Материал начинается с рассказа о расселении на земле сыновей Ноя. Первичный текст повести остался только достоянием монастырской традиции, не дошел до настоящего времени, хотя отдельные следы от новой редакции сохранились в Патерике.
Нынешний текст мог содержать не всю информацию из прошлого. Были переставлены листы оригинала. «Повесть временных лет» как исторический источник представляет собой сочинения, в которых события перечисляются по годам. Их еще называют погодными записями.
Создание «Повести временных лет» отличается от византийских хроник, из которых русские составители перенимали несчетные сведения об истории мира.
В первичных текстах события распределялись не по годам, а по императорским царствованиям Древней Руси.
Благодаря скрупулезному анализу ПВЛ исследователи выявили следы ранних сочинений, вошедших в ее состав.
Изменение и корректировка фактов
Предположительно, авторство принадлежит монаху Нестору, но первичное издание не сохранилось. В первой правке отражались увлечения и пристрастия князя Святополка. После его кончины на престол вступает Владимир Мономах, который являлся князем русских земель и военачальником.
Монах Сильвестр и книжник из среды князя Мстислава текст изменили и исправили. Древнейший список второй правки дошел до настоящего времени в составе Лаврентьевской, а ранний список третьей — в числе Ипатьевской летописи.
При княжении Мономаха в 1113 году произошло корректирование повести с целью правильного трактования власти Святополка, ненавистного киевскому населению. Дело поручили игумену Выдубецкого монастыря Сильвестру, который переписал свод и добавил несколько вставок о плохих действиях Святополка.
Изменения написания Сильвестром:
Летописи составлялись для окончания земной жизни и Страшного Суда, на котором Всевышний решает судьбы в конце мира, поэтому в своде перечислялись проступки и заслуги правителей и обычного человека.
События сказания не разъясняются, а просто перечисляются. В Повести часть преданий значительна, так как описываемые начальные события старорусской истории изолированы от времени работы первых летописцев десятками и сотнями лет. В сводах, повествующих о более новых событиях, количество преданий малозначимо.
Перевод и теории текста
Согласно переводу автора Лихачева Д. С., слово «временных» означает «минувших». В подлинном варианте слово «повести» указывается и характеризуется во множественном числе.
Основные теории:
Два вида являются вымышленными и разрозненными — непоследовательными внутренне и возражающими инородным историческим источникам. По отдельности они не существуют. Это два некомпетентных воззрения на один и тот же объект.
Из грамматики древнерусского языка переводчик текста Лихачев не знал ничего. В переводе встречаются детские орфографические ошибки. Тщательные корректировки Советского периода допустили в печать этот текст.
Повесть временных лет занимает в истории отечественного самосознания и в русской литературе особенное место. Это древнейший из сохранившихся летописных сводов, рассказывающий об образовании и создании государства, первых столетиях его создания. Также это значимый памятник, отражающий представления книгописцев XII века о возникновении Руси как государства и происхождении правящей династии. ПВЛ подтверждает высокоразвитое в то время национальное самосознание.
История создания
«Повесть временных лет» представляет собой наиболее ранний из дошедших до нашего времени памятников исторической древнерусской письменной хроники. Эта летопись датируется примерно XII веком. Летопись была составлена в Киеве, на сегодня есть несколько редакций летописи с незначительными несоответствиями в тексте.
Это произведение названо по первой его фразе «Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть».
Считается, что автором «Повести временных лет» является монах Киево-Печерской лавры по имени Нестор. Нестор был известным агиографом XI-XII веков. В XVIII веке ученые считали, что Нестор был первым русским летописцем, а «Повесть временных лет» – первая древнерусская летопись. Однако позже ученые пришли к выводу, что были и более ранние древнерусские литературно-исторические источники.
Следует отметить, что на сегодняшний день не сохранилась «Повесть временных лет» в виде отдельной книги. До наших дней дошла вторая редакция летописи в тексте Лаврентьевской летописи и третья редакция в тексте Ипатьевской летописи.
Повесть временных лет: характеристика летописи
Особенности произведения таковы:
Все это выделило Повесть временных лет из числа прочих древнерусских произведений. Жанр нельзя назвать ни историческим, ни литературным, летопись лишь рассказывает о произошедших событиях, не пытаясь сделать их оценку. Позиция авторов проста – на все воля Божья.
Каткое содержание
В повести охвачен период истории, начиная с библейских времен и до 1117 года. Начинается повествование с времен Ноя. У Ноя было трое сыновей: Сим, Хам, Иафет. Ной разделил между ними землю. Иафет стал прародителем варягов, немцев, русов, шведов. Изначально все люди составляли единый народ, но после вавилонского столпотворения человечество поделилось на народы. Прародиной славян считалась территория по берегам реки Дунай, в районе Венгрии, Иллирии и Болгарии. Из-за нападения предков восточно-романских народов славяне вынуждены были переселиться. Часть славян ушла на Вислу, другая — к Днепру, к Двине и озеру Ильмень.
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Это расселение происходило во время жизни апостола Андрея, в летописи упоминается о том, как он гостил у славян на озере Ильмень.
Вскоре был основан город Киев, он был так назван в честь князя Кия. Другими древними городами названы Новгород и Смоленск.
852 (6360 от сотворения мира) год – первая упомянутая дата в летописи. С этого момента начинает употребляться название Русская земля. Так же рассказывается о том, как русы впервые прибыли в Константинополь. Вскоре восточная Европа была поделена между варягами и хазарами. Варяги брали дань со словен, кривичей, веси, мери и чуди. Затем северные славяне призвали варягов для управления их племенами. Основателями русской земли считаются три брата варяга по имени Рюрик, Трувор, Синеус. Рюрик стал князем в Ладоге, Трувор в Изборске, а Синеус в Белоозере. Через некоторое время Рюрик стал править один на всей Русской земле. Он основал Новгород, так же поставил своих людей в Муроме, Полоцке и Ростове. В Киеве в это время было другое русско-варяжское государство, там правили варяги Аскольд и Дир.
В 882 году Олег, приемник Рюрика, захватил Киев, Смоленск и Любеч и таким образом объединил эти два государства.
Позже древляне убили Игоря, и править стала его жена Ольга, которая была регентом при своем сыне Святославе, после того как юноша вырос он унаследовал трон. Святослав воевал против вятичей, ясов, касогов, хазар и греков. Возвращаясь из похода, он попал в ловушку печенегов и погиб.
После Святослава на Руси начал править Ярополк. Во время правления этого князя было много междоусобиц. Ярополк погиб от рук своего брата Владимира. Владимир принял христианство.
После того как Владимир умер, к власти пришел Святополк. Позже он был свергнут своим братом Ярославом. После смерти Ярослава русское государств опять распадается. В Киеве правил Изяслав, в Чернигове Святослав, во Владимире Игорь, в Переславле Всеволод, в Тмутаракани Ростислав. В усобице верх одержал Всеволод. После смерти Всеволода Киевом стал править Святополк, а после него к власти пришёл Владимир Мономах.
Повесть временных лет: краткое содержание
Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием летописи по главам.
Начало летописи. О славянах. Первые князья
Когда закончился Всемирный потоп, умер создатель ковчега Ной. Его сыновьям выпала честь разделить землю между собой по жребию. Север и запад достался Иафету, Хаму – юг, Симу – восток. Разгневанный Бог разрушил величественную Вавилонскую башню и в наказание возгордившимся людям делит их на народности и наделяет разными языками. Так и образовался славянский народ — Русичи, которые расселились по берегам Днепра. Постепенно и русичи разделились:
Путешествие Андрея
Далее в тексте можно прочитать о странствиях апостола Андрея в Крыму и по Днепру, везде он проповедовал христианство. Здесь же рассказывается о создании Киева, великого города с благочестивыми жителями и обилием церквей. Об этом апостол говорит своим ученикам. Потом Андрей возвращается в Рим и рассказывает о словенах, которые строят деревянные дома и принимают странные водные процедуры, называемые омовением.
Правили полянами три брата. По имени старшего, Кия, и был наречен великий город Киев. Два других брата – Щек и Хорив. В Царьграде Кию была оказана великая честь здешним царем. Далее путь Кия лежал в город Киевец, привлекший его внимание, но местные жители не дали ему здесь осесть. Вернувшись в Киев, Кий и его братья продолжают здесь жить до смерти.
Хазары
Братьев не стало, и Киев атаковали воинственные хазары, заставив мирных добродушных полян платить им дань. Посовещавшись, жители Киева решают дать дань острыми мечами. Старейшины хазар видят в этом дурной знак – племя не всегда будет покорно. Грядут времена, когда сами хазары будут платить дань этому странному племени. В дальнейшем это пророчество сбудется.
Название Русской земли
В византийской летописи есть информация о походе на Царьград некой «руси», страдающей от междоусобиц: на севере русские земли платят дань варягам, на юге – хазарам. Избавившись от гнета, северные народы начинают страдать от постоянных конфликтов внутри племени и отсутствия единой власти. Чтобы решить проблему, они обращаются к бывшим своим поработителям – варягам, с просьбой дать им князя. Пришли три брата: Рюрик, Синеус и Трувор, но когда младшие братья умерли, Рюрик стал единственным русским князем. А новое государство получило название Русская земля.
Дир и Аскольд
С разрешения князя Рюрика, два его боярина, Дир и Аскольд, предприняли военный поход в Царьград, по пути встретив полян, платящих дань хазарам. Бояре решают обосноваться тут и править Киевом. Их поход на Царьград оказался полностью провальным, когда все 200 кораблей варягов были уничтожены, многие воины утонули в водной пучине, мало кто вернулся домой.
После смерти князя Рюрика престол должен был перейти его малолетнему сыну Игорю, но покуда князь еще младенец, править стал наместник, Олег. Именно он узнал о том, что Дир и Аскольд незаконно присвоили себе княжеский титул и правят в Киеве. Хитростью выманив самозванцев, Олег устроил над ними суд и бояре были убиты, поскольку не будучи княжеского рода, взошли на престол.
Когда правили знаменитые князья — Вещий Олег, князь Игорь и Ольга, Святослав
Олег
В 882-912 гг. наместником киевского престола был Олег, он строил города, покорял враждебные племена, так, именно ему удалось завоевать древлян. С огромным войском Олег приходит к воротам Царьграда и хитростью пугает греков, которые соглашаются платить Руси огромную дань, и вешает свой щит на ворота покоренного города. За необычайную прозорливость (князь понял, что преподнесенные ему яства отравлены) Олега нарекают Вещим.
Гибель князя Игоря
События в главе происходят в 913-945 годах. Вещий Олег умер и княжение перешло Игорю, который уже достаточно повзрослел. Древляне отказываются платить дань новому князю, но Игорь, как и Олег ранее, сумел их покорить и обложил еще большей данью. Потом молодой князь собирает большое войско и идет походом на Царьград, но терпит сокрушительное поражение: греки используют огонь против кораблей Игоря и уничтожают почти всю армию. Но молодому князю удается собрать новое большое войско, и царь Византии, решив избежать кровопролития, предлагает Игорь богатую дань взамен на мир. Князь совещается с дружинниками, которые предлагают принять дань и не вступать в бой.
Но жадным дружинникам этого оказалось мало, спустя некоторое время они буквально вынуждают Игоря вновь идти к древлянам за данью. Жадность погубила молодого князя – не желая платить больше, древляне убивают Игоря и хоронят неподалеку от Искоростеня.
Ольга и ее месть
Убив князя Игоря, древляне решают выдать его вдову замуж за своего князя Мала. Но княгиня хитростью сумела уничтожить всю знать непокорного племени, закопав их живьем. Потом умная княгиня вызывает сватов – знатных древлян и сжигает их живьем в бане. А потом ей удается сжечь Искоростень, привязав горящий трут к лапкам голубей. Княгиня устанавливает древлянским землям огромную дань.
Ольга и крещение
Княгиня показывает свою мудрость и в другой главе Повести временных лет: желая избежать брака с царем Византии, она принимает крещение, становясь его духовной дочерью. Пораженный хитростью женщины, царь отпускает ее с миром.
Святослав
Следующая глава описывает события 964-972 годов и войны князя Святослава. Он стал править после смерти матери, княгини Ольги. Это был мужественный воин, который сумел победить болгар, спасти Киев от атаки печенегов и сделать столицей Переяславец.
Погиб отважный князь от руки князя-печенега Кури, напавшего на ослабленное голодом войско Святослава, идущего в Русь на поиски новой дружины. Из его черепа делают чашу, из которой коварные печенеги пьют вино.
Литературный анализ
«Повесть временных лет» была создана для того, чтобы показать какое место русский народ занимал среди других народов мира. Автор рассказывает нам о зарождении русской земли. В этом произведении присутствует как эпическое, так и поэтическое описание исторических событий. Данное произведение является как историческим, так и поэтическим памятником древней Руси. Автор использует такие методы передачи событий, что поэтическое и историческое начало находятся в постоянном взаимодействии на страницах этой летописи. Это произведение было создан на основе устных рассказов. В связи с этим в «Повести временных лет» используется сжатый, но в то же время яркий и выразительный язык. В основе повести лежит историческое начало, в то время историзм предполагал идеализацию, поэтому в произведении читатель не найдет психологического портрета героев, не увидит их характер. Однако в летописи мы явно видим оценку автора относительно описываемых им событий.
Отличительной чертой «Повести временных лет» является нетипичный для того времени выразительный поэтичный слог. О6разная речь включает в себя частое обращение к прямой речи, к пословицам и поговоркам. В летописи присутствует много церковнославянской лексики и русской разговорной лексики. Летопись воспроизводит ту речь и тот язык, который был в обиходе в то время.
Особенность «Повести временных лет» заключается в том, что это произведение помогло связать историю Русской земли с мировой историей. Данная летопись представляет собой памятник культурной жизни русского народа. «Повесть» оказала большое влияние на русскую литературу многих периодов. Сюжеты из летописи были взяты многими поэтами и писателями.