История 6 класс что такое феодальное общество

Феодал — кто это и что такое феодализм

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Из фильмов и книг, посвященных эпохе Средневековья, мы помним доблестных рыцарей.

Они сражались на турнирах, ходили в военные походы, чтили даму сердца и проявляли благородство к нищим и больным.

Однако не все знают, что они относились к категории феодалов - господствующего класса Средневекового общества.

История 6 класс что такое феодальное общество. Смотреть фото История 6 класс что такое феодальное общество. Смотреть картинку История 6 класс что такое феодальное общество. Картинка про История 6 класс что такое феодальное общество. Фото История 6 класс что такое феодальное общество

Сегодня мы узнаем, что это за люди, чем они жили и кому служили.

Феодализм — это.

Феодализм (от лат. Feufum) — это вид социально-правовых отношений в обществе, который характеризуется жесткой иерархией (это как?) и существованием системы подчинения зависимых крестьян феодалам.

Начал формироваться в V-VI вв н.э и просуществовал до Нового времени. В основе феодализма лежит особый способ производства, основанный на сочетании крупных феодальных владений (вотчин) и мелкого крестьянского индивидуального хозяйства.

Крестьяне испытывают внеэкономическое принуждение со стороны феодалов, которое выражается в ограничении их личной свободы (это как?) и присвоении производимого ими продукта в виде натурального или денежного оброка.

История 6 класс что такое феодальное общество. Смотреть фото История 6 класс что такое феодальное общество. Смотреть картинку История 6 класс что такое феодальное общество. Картинка про История 6 класс что такое феодальное общество. Фото История 6 класс что такое феодальное общество

Еще одной формой феодальной зависимости выступала барщина, во время которой крестьяне обрабатывали господское поле, убирались в замке, чинили мосты и дороги, а также выполняли другую работу.

Кто такие феодалы

Феодал — это представитель господствующего слоя феодального общества, владелец земли с зависимыми крестьянами (феода).

После реформы Карла Мартелла, проведенной во Франкском государстве, феоды (бенефиции) стали выдаваться за службу у сеньора.

В средневековых государствах Западной Европы феодалы были выстроены в виде социальной иерархии, называвшейся феодальная лестница.

На ее вершине находился король, власть которого зачастую носила над подчиненными номинальный характер. Далее располагались:

Феодал, занимавший более низкую ступень, назывался вассалом, а его непосредственный «начальник», дававший землю за службу, сеньором.

Вассальные отношения возникали только между соседями по феодальной лестнице, поэтому рыцари не подчинялись королю напрямую.

Во время раздробленности герцоги и графы обладали по отношению к королю большой вольностью, которая давала им право выступать судьями, чеканить собственную монету и облагать налогами подвластное население.

Сеньор по отношению к вассалам выступал не только как лицо, требующее выполнения служебных обязанностей, но и как защитник в случае военной угрозы.

История 6 класс что такое феодальное общество. Смотреть фото История 6 класс что такое феодальное общество. Смотреть картинку История 6 класс что такое феодальное общество. Картинка про История 6 класс что такое феодальное общество. Фото История 6 класс что такое феодальное общество

Особую категорию составляли рыцари — военные феодалы, которые жили в замках, принимали участие в турнирах и ходили в военные походы.

У каждого рыцаря была своя прекрасная дама (нередко вымышленная), а их поведение регулировал «Кодекс рыцарской чести», требовавший проявление благородства, мужества и доблести.

Признаки феодализма

Отвечая на вопрос, что такое феодализм нужно знать основные признаки этого общественного строя.

История 6 класс что такое феодальное общество. Смотреть фото История 6 класс что такое феодальное общество. Смотреть картинку История 6 класс что такое феодальное общество. Картинка про История 6 класс что такое феодальное общество. Фото История 6 класс что такое феодальное общество

Подробнее о феодальной системе смотрите в этом видео:

Феодальная вотчина

В средневековых государствах феодальной вотчиной называлось крупное землевладение, принадлежавшее феодалу. Она представляла собой хозяйственный комплекс, который включал землю, хозпостройки, инвентарь, церковь, а также аппарат управления (администрация, судебный орган).

История 6 класс что такое феодальное общество. Смотреть фото История 6 класс что такое феодальное общество. Смотреть картинку История 6 класс что такое феодальное общество. Картинка про История 6 класс что такое феодальное общество. Фото История 6 класс что такое феодальное общество

С развитием вотчин в руках крупных землевладельцев концентрировалась большая власть, которая включала судебные, налоговые, административные функции.

Со временем они получили юридическое оформление в качестве феодального иммунитета - особой привилегии, которая препятствовала вмешательству королевской администрации в дела вотчины.

Неизменным атрибутом вотчины был принудительный труд зависимых крестьян в хозяйстве феодала, который вытекал из их зависимости по отношению к сеньорам.

Земли крестьян были разделены чересполосно и относились к категории тягловых (обложенных оброком и барщиной). Здесь преобладал принудительный севооборот, сопровождавшийся выпасом скота по пару и жнивью.

Феодальные междоусобицы

Между феодалами нередко вспыхивали внутренние вооруженные конфликты, которые назывались феодальными междоусобицами. Участниками столкновений были не только люди, причастные к конфликту, но и члены их семей.

Это приводило к затяжным, многолетним тяжбам, вовлекающим в оборот войны несколько поколений феодалов.

Причины усобиц часто были связаны с делением земли и хозяйственными спорами. Также они могли возникать из-за личных оскорблений и недопониманий. Фактором, вовлекавшим в междоусобицу, служила месть за обиженного и убитого родственника.

Независимо от причин, подобная борьба уносила жизни многих феодалов, поэтому власти старались ограничить или запретить усобицы. Вспомним «Русскую правду», разрешившую кровную месть только для близких родственников.

Вместо заключения

Феодализм господствовал в Западной Европе свыше тысячи лет. За это время он преодолел эволюционный путь от более прогрессивного общественного строя, сменившего рабовладение, до социального явления, из недр которого стали вызревать капиталистические отношения (это как?).

В эпоху позднего феодализма в Европе возникли абсолютные монархии (это как?), совершились Великие географические открытия, началось первоначальное накопление капитала, прошли первые буржуазные революции.

В общем, появились условия, способствовавшие переходу общества на капиталистическую стадию развития.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (5)

Хоть внешне это не так заметно, по сути со времен феодализма мало что изменилось. Прогресс немного сгладил кастовые различия, но не стер их.

Тогда и государств практически не существовало, феодал сам был как государь. Непонятно, почему крестьяне не устраивали бунты ни на Западе, ни у нас, ведь это же огромная сила, которая могла снести феодала, ну или хотя бы заставить его считаться с мнением крестьян.

Откуда у феодалов было столько средств на содержание своей армии, на содержание своей усадьбы? Небось грабили всех и вся, другого объяснения трудно найти.

Виктор: ну, Вы прям. Правду матку режете, да еще в такой резкой форме. Открыли нам глаза на феодализм и его гнилое нутро. Недемократичный строй был, как они могли так поступать? Куда смотрел феодальный уполномоченный по правам человека?

Меня удивляет, что эти феодалы жили в огромных замках, ведь в те времена технологии строительства были весьма примитивны, даже сейчас попробуйте построить замок или дворец, это очень непросто. Современные люди предпочитают жить в компактных коттеджах, ибо замок слишком дорогое удовольствие.

Источник

Конспект урока по Всеобщей истории 6 класс «Феодальное общество»

Всеобщая история 6 класс

Тема: Феодальное общество

Цель урока: организовать обучающихся и создать комфортные условия для изучения и систематизации материала по теме «Феодальное общество». Сформировать у учащихся представление о сословном устройстве средневекового общества, процессе его складывания. продолжить формирование умений работать с текстом учебника, его иллюстрациями, выделять главное, добывать материал из различных источников, работать в группах, делать вывод.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: продолжить формирования понятия «феодальное общество», раскрыть понятия сословия, сеньоры, вассалы, повинности, оброк, барщина, феод, феодальная лестница, феодальная вотчина; сформировать представление о феодализме как социально-экономической основе существования средневекового западноевропейского общества; закрепить представление о процессе складывания западноевропейской цивилизации; развить умение работать со схемами различного типа (на примере структурно-логической схемы «Феодализм» и схемы-рисунка «Феодальное поместье»;

Метапредметные: продолжить формирования умения анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления, находить информацию. Используя информацию из текста учебника и других источников, а также схематическую наглядность, осмысливать теоретический материал, выполнять познавательные и проблемные задания; работать в группе; высказывать собственное мнение; давать оценку изучаемым явлениям.

Тип урока: урок изучения нового материала

Технология: проблемное обучение.

Формы работы: индивидуальная, работа в парах, группах.

I .Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок, я приглашаю вас отправиться в увлекательное путешествие. Как вы думаете, куда мы с вами отправимся? Мы побываем с вами далеком прошлом, которое представляет для нас с вами необычайный интерес. Сегодня вам предстоит немало потрудится на уроке, мы с вами будем сами экскурсоводами в этом путешествии. Мы сами составим маршрут нашего путешествия.

II .Актуализация знаний

Для того, чтобы мы отправились в путешествие, вам необходимо отгадать куда же мы отправимся, т.е. ответив на вопросы, сформулировать тему урока.

Проводится устный опрос по вопросам.

1. В чем суть христианского учения? (все равны перед Богом).

2. Кому в средневековой Европе в государстве принадлежала земля? (Феодалам)

4. Вспомните что означает понятие «феодальная лестница»? (Учащиеся отвечают и приходят к выводу : отношения между феодалами были особенными, так как одни (более мелкие) были зависимы от других (более крупных).

Исходя из того, что вы вспомнили, попытайтесь сформулировать тему нашего уроке (Учащиеся формулируют тему «Феодальное общество»).

Тема урока: Феодальное общество

III . Постановка учебной цели

Запишите в тетради число и тему урока.

Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель, ответив на вопрос:

Что мы хотим узнать сегодня на уроке?

1. Феодалы и феодализм.
2.Феодальное поместье.

4. Феодальная раздробленность.

Совершенно верно, в конце урока мы должны:

— сформировать представление о феодальном обществе в период Средневековья;

-определять понятия по теме урока.

4.Усвоение новых знаний

Сейчас мы отправимся с вами в интересное путешествие. Для этого нам необходимо разделиться на 5 групп. Каждая группу составит свой маршрут путешествия используя для этого материал параграфа 10 и раздаточный материал. В течение 15 мин. вы готовите ответы на вопросы. Затем каждая группа презентует свою работу, а мы сможем с вами виртуально побывать в средневековом феодальном обществе и составить свое представление о нем. Предлагаю начать подготовку к путешествию.

Каждая группа получает направление в работе.

1группа. Феодалы и феодализм

1.Что такое феод? Как он связан с военной службой?

2.Что значит условная собственность на землю?

3.Почему короли давали феод во временное пользование. а не навсегда?

(Материал § 10 п.1 стр.83-84. Приложение 1.)

2 группа. Феодальное поместье

1.Используя схему учебника стр.86, назовите основные части феодального поместья.

2.На какие части делилась пахотная земля в поместье?

3.Что такое натуральное хозяйство?

(Материал § 10 п.3 стр.85-86, стр.88. Приложение 2)

3 группа. Зависимые крестьяне

1.Каковы были пути превращения свободных крестьян в зависимых?

2.Чем положение свободных крестьян отличалось от положения зависимых?

4 группа. Феодальная раздробленность

1. Какие причины привели к феодальной раздробленности в Западной Европе?

2. Что такое политика (политические права)?

3.Кто больше всего страдал от войн между феодалами?

(Материал § 10 п.4 стр.86-87, стр.88)

5 группа. Три сословия

1.Что такое сословие?

2.Какие сословия существовали в средневековом обществе?

3.Почему деление общества на сословия сохранилось на протяжении многих веков?

(Материал § 10 п.5 стр.87-88. Приложение 4)

В ходе работы учащиеся записывают значение новых терминов в тетрадь.

I V . Закрепление изученного материала. Контрольный тест.

Все три сословия имели перед обществом свои права и обязанности. (+)

Основными сословиями феодального общества были землевладельцы-феодалы, рабы и свободные крестьяне. (-)

Сословная принадлежность зависела от рождения. (+)

Граница между крестьянами и феодалами была легко преодолимой. (-)

Феодалы были сословием воинов, а крестьяне не умели воевать. (+)

Крестьяне и феодалы мало отличались друг от друга по своему образу жизни. (-)

Подведение итогов. Мы совершили с вами виртуальное путешествие в мир прошлого, которое представляется нам очень загадочным и интересным. Я надеюсь, что вы сегодня на нашем уроке узнали что-то новое для вас, интересное и получили массу впечатлений.

Предлагаю оценить свою работу на уроке:

V. Домашнее задание: читать § 10; термины и понятия наизусть.

— Какие новые термины вы сегодня узнали?

Закончите одно из предложений :

Самым интересным для меня было. потому что. ;
Сегодня на уроке я узнал(а). ;
Мне понравилось. потому что. ;
Мне не понравилось. ;

Физическую силу феодалы ценили гораздо больше, чем ум и образование. Они были грубы и невежественны. Многие феодалы были совершенно неграмотны и вместо подписи ставили крест.

Буйные, заносчивые феодалы считали себя людьми «благородными», то есть стоящими намного выше простого народа. Они кичились древностью своих родов и числом знаменитых предков,

С ненавистью и презрением относились феодалы к крестьянам. « Лучше всего, когда крестьянин плачет; худо, когда он радуется »,- говорили они.

Приложение 2

В центре поместья находился господский двор, обнесенный оградой. Здесь был Дом феодала и его управляющего, амбары для хранения зерна и других продуктов, конюшня, хлев и птичник. Нередко у феодала был свой сад и огород.

Вокруг господского двора, среди полей, располагались деревни, где жили крестьяне.

Вся пахотная земля в поместье делилась на две части: господское поле и крестьянские надели. Урожай с господского поля целиком поступал в амбары феодала. Зависимые крестьяне вели свое хозяйство на выделенных им наделах.

Леса, луга, воды были захвачены феодалами, но пользоваться ими разрешалось и крестьянской общине.

Приложение 3

Жизнь средневекового крестьянина

Жили крестьяне в небольших деревнях. Их жилища бедные и убогие, строились из дерева, обмазывались глиной. Крыши накрывали соломой или камышом. Такая крыша была не только прочной и дешевой, но могла пойти на корм скоту в голодный год. Крошечные окошки прикрывали ставни. Вместе стекол использовали кожу или бычий пузырь. Для отопления и приготовления пищи в крестьянских домах использовали открытый очаг без трубы, а дым выходил в отверстие в потолке. Из-за отсутствия дымохода стены в помещении были покрыты копотью. В холодное время в отапливаемый дом заводили имеющуюся скотину, и животные зимовали вместе с людьми. Жили крестьяне на землях феодала – землевладельца, и были у него в совершенном порабощении. Подать и налоги крестьяне платили натуральными продуктами, отрабатывали повинность на тяжелых работах в поле и замке.

Повинности зависимых крестьян

За пользование землёй феодалы заставляли крестьян нести повинности, то есть выполнять принудительные обязанности.

Крестьянин должен был вспахать и засеять поле господина, а затем скосить, свезти и обмолотить собранное зерно. Часто, когда он работал на господском поле, ветры и дожди губили его урожай.

Крестьяне должны были даром отдавать феодалу часть продуктов своего хозяйства: зерно, скот, птицу, яйца, масло, мёд. Они обязаны были приносить и часть изготовленных ими изделий: полотно, пряжу, кожи. Платежи крестьян феодалу продуктами и изделиями своего хозяйства назывались оброком.

Источник

Феодальное общество

История 6 класс что такое феодальное общество. Смотреть фото История 6 класс что такое феодальное общество. Смотреть картинку История 6 класс что такое феодальное общество. Картинка про История 6 класс что такое феодальное общество. Фото История 6 класс что такое феодальное общество История 6 класс что такое феодальное общество. Смотреть фото История 6 класс что такое феодальное общество. Смотреть картинку История 6 класс что такое феодальное общество. Картинка про История 6 класс что такое феодальное общество. Фото История 6 класс что такое феодальное общество

Всего получено оценок: 1108.

Всего получено оценок: 1108.

С падением Римской империи под натиском варварских племен в Европе начинает формироваться новая форма организации общества. На смену рабовладельческого строя приходят феодальные отношения. Важно помнить, что феодализм – это такая форма организации общества, где власть принадлежит тем, кто имеет личное землевладение и распространяется на тех, кто на этой земле проживает.

Структура средневекового феодального общества

Феодальный строй был неизбежным процессом для своего времени. Варвары, не умеющие управлять огромными территориями, дробили свои страны на феоды, которые были гораздо меньше страны. Это, в свое время, вызвало ослабление королевской власти. Так, во Франции уже к XIII веку король является лишь «первым среди равных». Он был вынужден прислушиваться к мнению своих феодалов и ни одно решение он не мог принять без согласия большинства из них.

Рассмотрим формирование феодального общества на примере государства франков. Заняв обширные территории бывшей Галлии, короли франков наделяли большими земельными наделами своих видных военачальников, прославленных воинов, друзей, видных политических деятеляей, а впоследствии и простых воинов. Так начал формироваться тонкий слой землевладельцев.

Земельные наделы, которыми король наделял своих приближенных за верную службу, в средние века назывались феодами, а люди, которые ими владели – феодалами.

Так, уже к VIII веку в Европе был сформирован феодальный строй, окончательно оформившийся после смерти Карла Великого.

История 6 класс что такое феодальное общество. Смотреть фото История 6 класс что такое феодальное общество. Смотреть картинку История 6 класс что такое феодальное общество. Картинка про История 6 класс что такое феодальное общество. Фото История 6 класс что такое феодальное обществоРис. 1. Карл Великий.

К ключевым особенностям формирования феодализма относят:

которые читают вместе с этой

История 6 класс что такое феодальное общество. Смотреть фото История 6 класс что такое феодальное общество. Смотреть картинку История 6 класс что такое феодальное общество. Картинка про История 6 класс что такое феодальное общество. Фото История 6 класс что такое феодальное общество

История 6 класс что такое феодальное общество. Смотреть фото История 6 класс что такое феодальное общество. Смотреть картинку История 6 класс что такое феодальное общество. Картинка про История 6 класс что такое феодальное общество. Фото История 6 класс что такое феодальное общество

История 6 класс что такое феодальное общество. Смотреть фото История 6 класс что такое феодальное общество. Смотреть картинку История 6 класс что такое феодальное общество. Картинка про История 6 класс что такое феодальное общество. Фото История 6 класс что такое феодальное общество

История 6 класс что такое феодальное общество. Смотреть фото История 6 класс что такое феодальное общество. Смотреть картинку История 6 класс что такое феодальное общество. Картинка про История 6 класс что такое феодальное общество. Фото История 6 класс что такое феодальное общество

История 6 класс что такое феодальное общество. Смотреть фото История 6 класс что такое феодальное общество. Смотреть картинку История 6 класс что такое феодальное общество. Картинка про История 6 класс что такое феодальное общество. Фото История 6 класс что такое феодальное общество

Важным признаком этой эпохи является формирование трех основных сословий и базирование общества на сельском хозяйстве.

История 6 класс что такое феодальное общество. Смотреть фото История 6 класс что такое феодальное общество. Смотреть картинку История 6 класс что такое феодальное общество. Картинка про История 6 класс что такое феодальное общество. Фото История 6 класс что такое феодальное обществоРис. 2. Иерархия сословий в Европе

Таблица “Сословия феодального общества”

Феодалы

(герцоги, графы, бароны, рыцари)

Служат королю, защищают государство от внешней агрессии. Феодалы собирали налоги с тех, кто проживает на их наделах, имели право участвовать в рыцарских турнирах и должны были в случае военных действий явиться с военным отрядом в состав королевского войска.

Духовенство

(священники и монахи)Наиболее грамотная и образованная часть общества. Были поэтами, учеными, летописцами. Главная обязанность – служение вере и Богу.

Трудящиеся

(крестьяне, торговцы, ремесленники)Главная обязанность – кормить два других сословия.

Таким образом, представители класса трудящихся имели свои личные фермы, но при этом оставались в зависимости, подобно рабам. Это выражалось в том, что они вынуждены были платить феодалам ренту за землю в виде барщины (обязательных работ на землях феодала), оброка (продуктами) или же деньгами. Размер повинностей был строго установлен, что давало возможность трудящимся планировать ведение своего хозяйства и продажи своей продукции.

История 6 класс что такое феодальное общество. Смотреть фото История 6 класс что такое феодальное общество. Смотреть картинку История 6 класс что такое феодальное общество. Картинка про История 6 класс что такое феодальное общество. Фото История 6 класс что такое феодальное обществоРис. 3. Работа крестьян на полях.

Каждый феодал выделял своим крестьянам те формы повинностей, которые считал нужными. Некоторые феодалы отказывались от рабского отношения к крестьянам, взымая за пользование землей только символические налоги в виде продуктов.

Подобные взаимоотношения не могли не сказаться на развитии сельского хозяйства. Крестьяне были заинтересованы в повышении уровня обработки земли с целью получения большего урожая, что сказывалось на их доходах.

История 6 класс что такое феодальное общество. Смотреть фото История 6 класс что такое феодальное общество. Смотреть картинку История 6 класс что такое феодальное общество. Картинка про История 6 класс что такое феодальное общество. Фото История 6 класс что такое феодальное общество

Что мы узнали?

Феодальный строй был необходимым элементом развития общества. Повысить уровень производства в тех исторических условиях можно было только с применением труда зависимых крестьян, предложив им личную заинтересованность в труде.

Источник

Урок истории по теме «Феодальное общество средневековой Европы»

Презентация к уроку

Цель: дать характеристику феодальному обществу Западной Европы 10-13 вв.; провести сравнительный анализ социального развития общества на Руси и в странах Западной Европы в 10-13 вв.

На доске: эпиграф «Вассал моего вассала – не мой вассал»

Оборудование: учебник истории Средник веков 6 класс (автор Брандт М.Ю.); опорный конспект (Приложение 1); ПК; карточки с названиями сословий и крестьянских повинностей.

И, все-таки, главную роль в хозяйстве Киевской Руси и в странах Европы играло земледелие.
– Что нового происходит в земледелии?(с.124) (Трехполье) (Слайд 4). Объяснение слайда
– Давайте теперь начнем заполнение таблицы в опорном конспекте (Приложение 1).

В средние века общество часто сравнивали с человеческим телом. У него были свои глаза, руки, язык, голова. Все части взаимосвязаны между собой. Так и в обществе выделяли три главных части. Эти части называются сословиями.
Что такое сословие? (с. 125). Запишите в опорный конспект (Приложение 1)

– Итак, какие были сословия в Европе? (Слайд 5)
У меня на доске варианты названий сословий (духовенство (2 р.), бояре, князь, крестьяне (2р.), рыцарство, дружинники). Давайте выберем правильные. Работа у доски учащихся
В Европе:
Одно сословие работает не покладая рук, обеспечивает всех материальными благами. Те, кто трудятся. Это – крестьяне.
Другое защищает общество от врагов. Те, кто воюют. Это – рыцарство.
Третье сословие просит Бога о милости и прощении грехов, напоминает всем о христианских заповедях. Те, кто молятся. Это – духовенство.

(Расставляют сословия в порядке убывания)

– А на Руси какова была социальная структура? (князь, бояре, духовенство, дружинники, крестьяне)

Представьте себе, что у вас есть возможность наугад назвать имена дести европейцев, живших в средние века, и задать им вопрос о месте их жительства и роде занятий.
– Как вы думаете, что они ответят?
В девяти случаев из десяти вы услышите: место жительство – деревня, род занятий – земледелец, крестьянин..
Центром жизни средневекового общества была деревня, а главной ценностью – земля. Но земля принадлежала сеньорам. Собственность на землю была их привилегией.

Жили и работали крестьяне сообща. В общине. Иначе и быть просто не могло. (Слайд 8)
Община распределяла участки земли между крестьянами. Община определяла размер оброка в пользу сеньора. Кому сколько платить. Можно, конечно, поровну, но это несправедливо. У одного 3 взрослых сына работают с отцом, а у другого 5 маленьких дочек. А праздники? Их не так уж и много у крестьян. А веселится, потанцевать, попеть хочется. Но без общего согласия не будет и праздника. Все вокруг говорило крестьянам порознь прожить нельзя. Поэтому община в средние века была сильна.

Сообщение о семейной жизни крестьянина (с. 136)

– Какие отношения существовали между крестьянами и сеньорами? Крестьянам нравилась работать на сеньора? Отдавать ему часть своего урожая?

– Итак, крестьяне не любили сеньоров. Крестьяне в средневековом обществе занимали самое приниженное положение.

– Вы уже знаете, что земля в средние века была главной ценностью.
– Как назывался владелец земли? (Сеньор)
– Земля делилась на «благородную» и «неблагородную». Неблагородной она становилась после того, как передавалась в виде держания зависимым крестьянам. А благородная земля находилась в руках сеньоров и называлась феод.
– Что такое феод? (с. 139)
– А как называлось такое владение на Руси?
Запись в таблицу.
– Итак, владелец земли (феода) – это феодал или сеньор. Тот, кто получал от сеньора землю, назывался вассалом. Запись в конспект. (Приложение 1)
Сеньор – это господин, вассал – это военный слуга.
Вассал, получивший землю, сам мог отдать ее уже своему вассалу. Таким образом, складывалась длинная цепочка, а точнее пирамида. На схеме это хорошо видно. (Слайд 9) Крестьяне в эту пирамиду не входили.
На вершине пирамиды – король. Герцоги являлись прямыми вассалами короля. В свою очередь они выступали сеньорами маркизов и баронов. Вассалами маркизов и баронов были – рыцари. Внизу пирамиды располагался слой. Однощитных рыцарей. У них вассалов не было. У них был щит с гербом. То есть каждый человек, входивший в пирамиду, был одновременно и сеньором и вассалом (кроме короля и однощитных рыцарей). В Европе действовал принцип «Вассал моего вассала – не мой вассал». Герцог не мог приказать рыцарю повиноваться его распоряжениям.
Главный долг вассала – военная конная служба сеньору. Каждый вассал приносил клятву верности своему господину. (Слайд 10)

Сообщение (с. 140)

Обычно сеньор требовал от вассала являться к нему с конем и вооружением один раз в год на 40 дней. Кроме этого, вассал должен был помогать сеньору советом, участвовать в охране замка, заседать в его суде. Помогать деньгами при выкупе сеньора из плена, при выдаче замуж старшей дочери и принятии рыцарства старшим сыном сеньора, а также при снаряжении сеньора в военный поход. Сеньор, в свою очередь, был обязан защищать вассала от врагов и сохранять за ним право на феод. Если сеньор не выполнял своих обязанностей, то суд мог освободить вассала от принесенной им присяги. И тем не менее ссоры и распри между сеньорами и вассалами возникали постоянно, и выливались они в затяжные войны..

– На Руси такая вассальная пирамида существовала? (Нет)

Подведем итог.

– Что общего и что различного было в социальном развитии общества на Руси и в Западной Европе?

– А теперь – задание: Представьте себя средневековым крестьянином, сеньором или вассалом и составьте небольшой рассказ на тему «Один день из моей жизни».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *