История короче чем принято считать

Как помолодеть на тысячу лет и избавиться от депрессии

Предположим, что «Новая хронология» Фоменко истинна, Христос родился тысячу лет назад, а Платон писал в эпоху Ренессанса. Тогда окажется, что мы недалеко ушли в истории человечества, а прогресс не останавливался ни на столетие. Следуем за философом Михаилом Куртовым в его мысленном эксперименте по исследованию «Новой хронологии» и разбираемся, как понять наш столь молодой мир.

Сторонники «альтернативных» хронологий утверждают, что европейская история сфальсифицирована и искусственно удлинена — по разным оценкам, на срок от 300 до 1000 лет. Попробуем со всей серьезностью представить себе, что на дворе не XXI век, а, согласно гипотезе математика Анатолия Фоменко, конец X или начало XI века от рождества Христова (сдвиг всех датировок на 1000–1053 года «вверх», то есть ближе к нам). Самому Фоменко и другим критикам общепринятой хронологии больше интересно, какой могла быть история, если бы оказалась короче, чем считается. Но не менее интересно рассмотреть последствия этой гипотезы для нашего понимания современности.

Читайте и другие исследования «странных текстов» от Михаила Куртова

Пустившись в этот мысленный эксперимент, мы сразу обнаруживаем одну любопытную вещь: на самом деле для нашей практической, повседневной жизни совершенно безразлично, какое сейчас столетие. Мы можем продолжать делать все наши обычные дела, будь сегодня XI или даже XXXI век. Вещи или события прошлого, как правило, сами не сообщают нам о своем точном возрасте (то есть о том, сколько прошло времени между ними и нами) — узнать о нем мы можем, только доверившись «специалистам». Последние используют для определения возраста принятую хронологическую шкалу, но проблема в том, что любая хронологическая шкала отсчитывается не от нас, не от текущего момента, а от некоего события в прошлом, которое само еще должно быть датировано. Например, сегодня странно думать, что в России никогда не было 1699 или 1698 года: после петровской календарной реформы 7208 год от сотворения мира сменился 1700 годом от рождества Христова.

Можно попытаться определить возраст самостоятельно, но известно, что как только начинается исследовательский процесс, всё сразу усложняется и запутывается (а в числах, в датах заплутать особенно легко). Для «свободных» исследователей (каких сегодня много на просторах сети) это отличный повод создать интригу и увлечь своим «альтернативным» рассказом, для «специалистов» — обвинить первых в невежестве и обесценить их поиски (как будто у них у самих всё всегда кристально ясно). Но важно здесь то, что всё это одинаково далеко от наших насущных интересов, простирающихся в прошлое обычно не больше чем на срок службы или срок годности приобретаемых товаров.

Здесь мы начинаем догадываться, что вопрос о хронологии — это вопрос в первую очередь идеологический.

По большей части это поле чистых спекуляций, которые могут иметь в том числе скрытые политические ставки. И эта скрытая политическая мотивированность как раз и может объяснить то рвение и тот раж, с которыми зачастую проходит (с обеих сторон) обсуждение этих концепций, — а иначе не ясно, какое вообще дело человеку, который готовит ужин или идет в офис, до того, сколько лет прошло с момента рождения основателя религиозного учения…

Политичность ставки на удлиненную историю понятна: удлинение истории государств или национальных культурных памятников легитимирует их, придает им вес, увеличивает их влияние (в том числе потому, что более «поздние» явления и артефакты тогда автоматически оказываются вторичными по отношению к более «ранним»). И это как раз хорошо продемонстрировано Фоменко в той части его сочинений, которую он осторожно называет «реконструкцией» (это попытка заново написать историю, отталкиваясь от «критической» части его сочинений — более теоретической): при укорачивании истории изменяются культурные приоритеты и вся политическая конструкция существующих сегодня государств. Но как трансформировалось бы в свете этого допущения не наше сознание прошлого, а наше сознание текущего момента?

А какие у нас вообще представления об XI столетии? Тотчас скажут, что это период Средних веков. Что мы знаем о Средних веках? Тотчас скажут, что это период, когда над всем преобладала вера и всем заправляла церковь, а развитие физических и технических знаний надолго приостановилось: это была темная эпоха, эпоха неведения и невежества. Но откуда мы знаем обо всём этом? Вот тут-то и начинает прорастать «альтернативно»-хронологическая интрига, поскольку все эти представления о Средних веках возникают достаточно поздно, в XVI–XVII веках по принятой хронологии, то есть они складываются именно тогда, когда меняется политическая система в Европе и когда, согласно Фоменко, происходит фальсификация истории в сторону ее удлинения. Иначе говоря, это созданный довольно поздно образ исторического времени (подобный созданному образу лихих девяностых), и созданный, скорее всего, под влиянием нового общественно-политического проекта: представители образовавшейся городской прослойки — буржуазии — стремились таким образом оспорить легитимность власти духовенства и дворянства, что увенчалось формированием в XVIII веке (по принятой хронологии) новой универсальной идеологии, идеологии Просвещения.

Однако, повторимся, нам сейчас не интересна история — нам интересен текущий момент: наш, условно говоря, 1021 год. Отбросим на время гордыню человека прогресса, человека — покорителя космоса, человека — победителя болезней (стоп-стоп, победителя. мы вернемся к этому моменту ниже, как и к покорителю космоса), — ведь через тысячу лет эти сегодняшние достижения и эта наша гордыня будут, по всей вероятности, казаться смехотворными. Можно ли отнести имеющийся у нас образ Средних веков к дню сегодняшнему? Даже если отбросить гордыню, ответят нам, между нашим днем и Средними веками — разница как между небом и землей. Действительно, тогда люди не летали на самолетах, а сейчас летают, тогда книжек в мире было раз-два и обчелся, а сейчас их миллионы и они в каждом доме в электронном виде и т. д. (поостережемся, впрочем, повторять миф о том, что в Средние века продолжительность жизни была гораздо меньше). И тут не особо помогут и вполне здравые контрдоводы, что сегодня, дескать, свобода передвижения по сравнению со Средними веками заметно убавилась, сегодня по-прежнему карают (как неформально, так и на законодательной основе) за слова и мнения, сегодня изобретены совершенно дьявольские средства уничтожения — то есть во многих аспектах наше время безусловно более темное. Нет, всё это не убеждает: какой-никакой, а прогресс есть.

Может быть интересно

Тут наступает момент вспомнить о том, как наше время виделось из прошлого, то есть каким будущим представлялось наше нынешнее настоящее.

«Старые» тексты, повествующие о будущем человечества, можно разделить на два типа: пророчески-эсхатологические и социально-утопические.

Первые имели сугубо религиозный характер и изображали катастрофический конец времен. Вторые — утопии — рассказывали именно о будущем, а не о конце времени как такового, и это возможное будущее они рисовали в гораздо более оптимистическом свете. Заметим, что их авторы (Т. Мор, Т. Кампанелла и др.) еще не мыслили это описываемое будущее как нечто заведомо невозможное, лишь позднее за утопиями закрепилось значение нереалистичности, несбыточности. Массово создаваться утопические тексты начинают на исходе Средних веков — в XVI–XVII столетиях (по принятой хронологии). Если между моментом их написания и нашими днями прошло около пяти веков, то, как кажется, описанные в них миры могут быть отнесены именно к нам: это мы сегодня должны были бы существовать в гармоничном, утопическом обществе…

Теперь обратим внимание на то, что время создания утопий — это как раз тот период, когда, согласно Фоменко и прочим «альтернативным» хронологам, и происходит фальсификация истории. (Могут возразить, что «Государство» Платона, этот наиболее ранний европейский утопический текст, был написан почти на два тысячелетия раньше ренессансных утопий, но для Фоменко — как и для многих филологов прошлого, не уличенных в стремлении к ревизии хронологии, — сочинения Платона датируются как раз периодом поздних Средних веков или раннего Ренессанса; отличие Фоменко от этих филологов состоит только в том, что, согласно первым, тексты Платона являются поздними искусными подделками, а согласно второму, они действительно принадлежат автору с таким именем, но жил он при этом гораздо позже.) Не является ли тогда вероятная фальсификация истории в сторону ее удлинения попыткой отодвинуть реализацию утопий — точнее, общественных ожиданий, представленных в этих утопиях, — на неопределенный срок. Одно дело, когда утопический образ будущего возникает спустя полторы тысячи лет после запуска общей христианской цивилизации: тогда как будто можно еще подождать (при условии, конечно, что не случится конец света, но утопические тексты — не эсхатологические, они выражают другое умонастроение и другое видение истории). И другое дело — когда этот образ возникает всего пять столетий спустя: при таком изменении масштаба он видится уже не как утопический в значении «несбыточный», а как вполне себе нормальный проект будущего, вроде долгосрочного социалистического плана.

Если сегодня не 2021 год, а условно 1021-й, то пять столетий прошло как с момента начала христианской цивилизации до момента создания утопических проектов будущего, так и с момента их создания до нашего времени.

В общем-то, это и правда довольно большой срок, за который «что-то уже можно было сделать». Разумеется, многое с тех пор и было сделано, однако при сравнении с «проектом» это всё еще полумера. С тех пор неоднократно возникали ожидания, которые буквально назывались утопическими: это и план сенсимонистов по преобразованию человечества, и мечты о заселении других планет в 1960-х годах… В итоге же всегда оказывалось, что для такого будущего «еще слишком рано». Но чем дальше, тем труднее объяснить систематическое неисполнение этих проектов.

Если в XIX веке (по официальной хронологии) препятствием для осуществления проектов Сен-Симона и Конта, согласно Марксу, была частная собственность и неустраненные классовые противоречия (сомнительно, но допустим), то что мешает сегодня обеспечить всех жителей Земли пищей и колонизировать другие планеты? Объяснений этому теперь наберется еще больше, и все они будут носить уже не «философский», а «объективный», «научный» характер (поскольку институциональные и риторические позиции ученых с тех пор значительно усилились) — от ссылок на ограниченность ресурсов и удлинение циклов производства до той же критики капитала. Все эти объяснения будут для нас в разной степени неудовлетворительными — в душе мы и впрямь не понимаем, почему, несмотря на все достижения человечества, мы не можем жить лучше и интересней, — но мы вынуждены принимать их, потому что больше нам ничего не остается. За последние десятилетия мы привыкли к постоянной фрустрации и депрессивному согласию.

Подытожим этот экскурс в утопическое: пять веков назад люди видели будущее более оптимистично, чем видим его мы, и, более того, этим будущим могло бы оказаться наше настоящее. А теперь снова проделаем уже предложенную операцию — держа в уме «альтернативно»-хронологическое допущение (тысячи лет не было!), набросим на наше время имеющийся у нас образ Средних веков: если эпоха Возрождения — это в действительности VI–VII века, то наше «текущее» XI столетие — это и есть средневековое торможение в реализации утопических ренессансных задумок. В самом деле, чем наши века не средние, не темные, коль скоро мы до сих пор не способны предложить какие-то проекты будущего, которые составили бы радикальную альтернативу ренессансным, — ни на словах, ни на делах? Да, повторимся, прогресс есть, но, как кажется, он сильно преувеличен — всё зависит от того, с чем сравнивать (мы попытались сравнить его с утопическими проектами), и от того, сколько времени прошло с того момента, когда подобные размышления сделались возможными в масштабе всей цивилизации. Тезис об искусственном удлинении истории, таким образом, не столько впервые ставит эту проблему, сколько предельно заостряет ее.

Понятно, что у преувеличения достижений прогресса есть свои интересанты: это все те, кто сегодня говорит от его имени и кто хочет делать всё так, как делал это прежде, то есть на протяжении последних трех-четырех веков — периода интенсивного развития науки и техники, — и никак иначе (они называют это «научным методом»).

Карикатурный отрицательный образ темных Средних веков, часто риторически используемый разного рода «прогрессистами» и «просветителями», как раз и нужен им для того, чтобы оперативно отводить тень подозрения от дня сегодняшнего: «сегодня» по умолчанию не может быть «темным», потому что «темным» уже было «вчера» (идеология перевернутого золотого века). Но всё существенно меняется, если сдвинуть датировки «вверх», как предлагают сторонники «альтернативных» хронологий: во-первых, тогда темные Средние века фактически сливаются с эпохой Ренессанса (тоже, к слову, определенный образ прошлого, созданный уже в начале позапрошлого века), которая как будто была уже не такой темной, а во-вторых, история предстает тогда как нескончаемый прогресс, без всяких провалов и застоев, что любит подчеркивать Фоменко.

Иными словами, наша «эпоха прогресса» мало чем отличается от прошлых времен: прогресс всегда был более-менее постоянным, равномерным. Единственное, что радикально отличает сегодняшнюю эпоху от прошлых, это внушенная всем вера в то, что она абсолютно исключительна, что человек находится на пике своего социокультурного развития и что дальше будет только лучше (может быть, сама эта вера, сама эта некритичность к современности уже является признаком ее «темноты»). И это и есть в чистом виде идеология, предназначенная обслуживать правящий класс и позволяющая ему удерживать власть: если сформулировать ее главный лозунг, он будет подозрительно напоминать риторическую мантру современных российских государственников — «если не наука, то что. ».

Но у этой идеологии исторического превосходства есть одно кричащее противоречие: значительно лучше не становится. И не заметить этого обычные люди не могут даже несмотря на непрерывно ведущуюся пропаганду — от школьных и университетских курсов, навязывающих практически безальтернативное видение эволюции знания, до невинной с виду области «популяризации науки».

Последняя на деле замедляет развитие знания, поскольку замораживает его в преходящих формах «нормальной науки», как это называл философ Т. Кун.

Отсюда огромное количество «свободных» исследователей, создающих порой фантастические объяснительные теории чего угодно: люди вовсе не сошли с ума, как пытаются уверить нас «прогрессивные» ученые, они искренне пытаются разобраться в том, что происходит, — просто против них эта пропаганда уже не работает. Ответ «прогрессистов» на эти самостоятельные поиски истины (которые иногда называют греческим словом «зететика») двояк.

С одной стороны, они всячески клеймят, уничижают, обесценивают «свободных» исследователей, отлучают их от «церкви науки», угрожают законодательными запретами и уголовным преследованием и т. п. (хотя, казалось бы, именно такие пытливые умы должны привечаться настоящими учеными). С другой стороны, им приходится придумывать всё менее и менее убедительные оправдания «застою»: скоро-скоро, говорят они, нужно еще немного подождать, есть объективные причины и т. д. (что тоже очень похоже на риторику современного российского руководства: двадцать лет им было мало — дайте, мол, еще двадцать, и еще столько же, и еще…). После «пандемии» коронавируса делать это стало сложнее, так как даже чисто внешне всё происходящее неудобно напоминает тот самый образ темных Средних веков.

Читатель, который дочитал до этого места и даже был, возможно, отчасти убежден в том, что на дворе и впрямь Средние века (тезис, конечно, сам по себе не новый), скорее всего, остался внутренне стеснен и озадачен двумя вещами, мешающими ему всерьез принять такую точку зрения. Первая: всё сказанное сильно напоминает те самые утопии, о которых речь шла выше. Мол, всегда есть какие-то «мечтатели», «утописты», и эта спекуляция — одна из таких «фантазий», а «на самом деле» жизнь инертна, рутинна, беспросветна и т. п. Ответить на такое возражение довольно просто: оно само уже производится из внушенного извне депрессивного состояния и игнорирует всё то удивительное, что человек создавал на протяжении своей истории. Нужно отделять науку, которая порой и правда способна творить чудеса, от идеологии прогресса, которая, как ни парадоксально, тормозит развитие науки. И нужно отделять собственное психическое состояние, во многом обусловленное господствующей идеологией, от возможностей человека.

Почему, скажем, человек эпохи Возрождения был человеком эпохи Возрождения? Почему он разделял оптимистический взгляд на свои возможности и на будущее человечества и был способен на разностороннее революционное творчество, а мы сегодня не можем.

Сдвиг датировок «вверх» как раз и показывает, что этот человек не был в каком-то исключительном положении — просто над ним еще не довлел депрессивный образ времени, в соответствии с которым почти всё уже достигнуто и нам теперь нужно только сложа руки дожидаться, когда ученые наконец-то доразберутся с устройством микромира, а политики придумают способ избавить половину населения Земли от голода и нищеты…

Второе внутреннее стеснение, вероятно, испытываемое читателем, более серьезное: дело в том, что сторонники «альтернативной» хронологии в версии Фоменко так или иначе опираются на допущение о некоем «заговоре», имевшем место в XVI–XVII веках (по принятой хронологии). Одно это выражение, «теория заговора», способно отпугнуть подавляющее большинство читателей. Разобраться с этим вопросом не так просто в первую очередь потому, что размышление над ним связано с сильным страхом маргинализации и даже медикализации (мол, всё это какие-то сумасшедшие, а сумасшедшим быть не очень приятно), но мы попытаемся всё же ответить на него насколько возможно кратко.

Читайте также

Во-первых, в заговорах нет ничего экстраординарного, они регулярно случались в ходе истории. Любая договоренность в чатике мессенджера между двумя людьми, особенно имеющими влияние, уже может быть сочтена заговором. Во-вторых, сама критика теорий заговора заключает в себе логическое противоречие: она исходит из того, что теоретик заговора (конспиролог) более проницателен, чем те, кого он в заговоре подозревает. Дескать, подозреваемые им заговорщики якобы и были бы рады идее сговориться, но не додумались, а нашего конспиролога просто рядом с ними не было, чтобы подсказать им. Иными словами, критик конспиролога приписывает конспирологу некую гиперпроницательность, в которой якобы и состоит его «безумие», тогда как для самого конспиролога факт заговора, как правило, представляется делом самым естественным: находясь в той же ситуации, он мог бы поступить так же, как подозреваемые им заговорщики.

Ничего страшного не произошло, вы не сошли с ума. Но кое-что всё-таки изменилось: теперь вы более критично, с подлинным скепсисом (с метаскепсисом) относитесь к современности. Нас пытались убедить, что «тьма» позади, но что, если она сейчас? Что, если эта сегодняшняя «тьма» как раз и покоится на нашем убеждении, что теперь мы по-настоящему «просвещены», а всё «темное» позади? Такой взгляд на современность при всём при том более оптимистичен, чем тот, что предлагают нам идеология прогресса и идеология Просвещения: если 2021 год еще впереди, то за предстоящую тысячу лет мы действительно можем успеть сделать что-то из того, что соответствовало бы нашим ожиданиям от этого года. Если сегодня и возможна какая-то подлинная общественно-политическая революция, то эта революция, думается, произойдет в прошлом.

Источник

История сфальсифицирована, ее надо переписать. Как один математик «затроллил» сотню историков

Павшие оковы советского строя развязали руки альтернативной науке и теориям, которые жестко пресекались в СССР учеными, имевшими вес в ЦК КПСС. Но всеобщий хаос и неопределенность в стране побудили общество искать новые точки опоры. В частности, в истории. Что вы ответите человеку, заявляющему, что Иисус Христос на самом деле был князем Андреем Боголюбским, Чингисхан — Рюриком, а Иван Грозный — римским императором? Надеюсь, вы забросаете его помидорами и погоните взашей. Но книги по альтернативной истории расходятся тысячными тиражами, их кто-то читает, в них кто-то верит. Сегодня мы попытаемся объяснить, как же это все получилось.

В 90-х достаточно было заиметь громкую теорию, заинтересовать издателя тиражами и… вуаля, волна поймана, псевдонаучные книги, написанные левой ногой, разлетаются с полок как горячие пирожки. А в резюме автора появляются многочисленные публикации с громкими околонаучными заголовками, которые при ближайшем рассмотрении оказываются сущим бредом, который умалчивает об одних фактах, перевирает другие, а третьи нещадно эксплуатирует, подгоняя под свои нужды.

Одной из таких псевдонаучных теорий является «Новая хронология» Анатолия Фоменко, которая не только снискала себе благодатную почву на полках рядом с бульварным чтивом, но и активно эксплуатируется в интернете, пробирается в ваши дома через экраны телевизоров. Теория называет выдуманными целые столетия в человеческой истории: мол, на самом деле до 11-го века люди жили первобытным строем, после чего возникла одна огромная империя, на осколках которой различные нации и народы в едином порыве сфальсифицировали исторические документы, чтобы создать свою собственную государственность и обосновать свои права на исторические территории. Ну и просто чтобы покрасоваться крутым фоном, впечатляющим имиджем.

История короче чем принято считать. Смотреть фото История короче чем принято считать. Смотреть картинку История короче чем принято считать. Картинка про История короче чем принято считать. Фото История короче чем принято считать

Откуда ноги растут?

Анатолия Фоменко мы уже однажды упоминали в контексте советской космической мультипликации. Его графическим стилем вдохновлялись авторы мультфильма «Перевал». В годы создания последнего ученый уже был профессором МГУ, работал на кафедре высшей геометрии и топологии. Он и сейчас, в возрасте 73 лет, преподает в этом вузе, заведует кафедрой дифференциальной геометрии и приложений мехмата. Но на сайте университета стараются обходить стороной его исторические изыскания, лишь иногда припоминая некие книги по разработке и применению новых эмпирико-статистических методов к анализу исторических летописей, хронологии древности и Средневековья.

Фоменко одним махом, радикально взял и поставил под сомнение все научно-исторические труды своих коллег и предшественников. И хоть был высмеян научным сообществом, но нашел единомышленников среди читателей, которые с удовольствием покупают его книги по «Новой хронологии». Как же так получилось?

Еще в конце 60-х годов прошлого века Фоменко, будучи студентом, прослушал лекцию о теории Николая Морозова, революционера и почетного члена Академии наук СССР, который был уверен в ошибочности существующей хронологии исторических событий. Мол, каменный век на самом деле был в 1-м веке нашей эры, спустя сотню лет наступила эпоха бронзы, а затем и железа. Основывался исследователь на солнечных и лунных затмениях, описанных в летописях.

История короче чем принято считать. Смотреть фото История короче чем принято считать. Смотреть картинку История короче чем принято считать. Картинка про История короче чем принято считать. Фото История короче чем принято считать

Ведь как историки устанавливают даты исторических событий? В древних документах частенько записывали результаты наблюдений за астрономическими явлениями. Благодаря этому, а также специальным расчетам можно установить точную дату в прошлом относительно нашей современности. Конечно, есть еще радиоуглеродный анализ и другие физические методы, но они не бьют настолько точно в яблочко.

Фоменко же подхватил идею Морозова и провел собственные астрономические расчеты как любитель. Специалисты отмечают, что в расчетах этих содержатся «громадные ошибки», однако профессора математики уже было не остановить. Во времена СССР широкого размаха теория не получила, так как ЦК был недоволен изысканиями Фоменко, которого громили в научных журналах и прямых письмах в комитет партии.

Звездный же час ученого наступил в 1995 году. Тогда он в соавторстве с Носовским издал книгу «Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима», которая стала очень популярной. Дальше книги посыпались одна за другой, поддерживаемые как рекламой, так и издателями, узревшими коммерческий успех.

История короче чем принято считать. Смотреть фото История короче чем принято считать. Смотреть картинку История короче чем принято считать. Картинка про История короче чем принято считать. Фото История короче чем принято считать

— Думаю, что в наше время вряд ли нас ждет всеобщее признание. Ростки-то мы видим, их очень много, — сказал Фоменко в одном из интервью. — Но до написания школьного учебника «по мотивам» Новой хронологии и введения Новой хронологии как базы для всех курсов на истфаке МГУ еще очень далеко. Но это будет обязательно.

Профессор любит сравнивать свою хронологию с теорией относительности Эйнштейна и неевклидовой геометрией Лобачевского: «Они вызывали сначала негативную реакцию научного сообщества, теперь же стали неотъемлемой частью современной физики и математики».

Во что верят адепты «Новой хронологии»

Традиционная история, которую все мы изучаем со школьных времен, сфальсифицирована. И эта ложь была преднамеренной, проводилась по заказу различных политических сил: уничтожались или правились источники, создавались подложные исторические документы. При этом уровень фальсификаций был международным и организованным. Они проводились во многих странах, полностью вытравливая из истории некоторые события.

История короче чем принято считать. Смотреть фото История короче чем принято считать. Смотреть картинку История короче чем принято считать. Картинка про История короче чем принято считать. Фото История короче чем принято считать

Адепты «Новой хронологии» уверены, что подлинная история человечества начинается с 18-го века. Именно тогда появляется достаточное количество подробных и многочисленных исторических источников, по которым можно строить современную хронологию событий. В то время как исторические документы в период с 9-го по 17-й века малочисленны и требуют исследования их подлинности. Что касается археологических находок более ранних периодов, то их возраст ставится под сомнение, поскольку «хронологи» не доверяют методу радиоуглеродного анализа. Точнее, доверяют лишь в том случае, когда это им выгодно.

Например, в ситуации с Туринской плащаницей Фоменко не забывает упомянуть, что анализ указывает на ее возраст в интервале между 11-м и 13-м веками (на самом деле между 1275 и 1381 годами). Сам профессор говорит, что разбежка в результатах радиоуглеродного анализа может достигать полутора тысяч лет. Это выдает его крайнюю отсталость в понимании основ метода и особенностей калибровки на современном этапе.

Основные посылы «Новой хронологии»

То, что приведено ниже, это тезисы, в которых Фоменко уверен и которые пропагандирует через свои книги, свободно продающиеся и экранизированные для ТВ. Только представьте масштаб трагедии.

В какой-то момент идеи ученого трансформировались в существование огромной и единой Евразийской империи, в состав которой до 17-го века входили Европа, Турция, Египет, Китай, Индия и даже части Северной, Центральной и Южной Америки. Фоменко утверждает, что известна она была под разными названиями: Русь-Орда, Великая Монгольская империя, Арабский халифат, Великая Поднебесная империя Китая и т. д. Там была единая культура, вера и власть. А создали империю колонизаторы, вышедшие в 13-м веке с территории центральной России.

История короче чем принято считать. Смотреть фото История короче чем принято считать. Смотреть картинку История короче чем принято считать. Картинка про История короче чем принято считать. Фото История короче чем принято считать

Лишь иногда империю сотрясали гражданские войны, пока в 17-м веке она не раскололась из-за разделения христианства на католицизм, православие, мусульманство и прочие мировые религии. Раскол религиозный привел к расколу в быту, культуре и даже языке. Фоменко без капли стеснения утверждает, что многообразие языков в 17-м веке насаждалось искусственно, чтобы внести раскол среди населения и создать барьеры. Чу! Несколько лингвистов и филологов схватились за сердце.

Например, профессор пишет о том, что татаро-монгольское иго на Руси в обычном школьно-университетском понимании — выдумка. Никакого завоевания иноземцами-монголами с Востока не было, иностранцы не царили на Руси несколько веков как завоеватели. Это был просто специфический период, когда в стране сложился общественный строй из гражданской и военной администрации. Армия и была той якобы иноземной Ордой, набранной из казаков и татар. А татары не были иностранцами. Так просто обозначали военную профессию.

История короче чем принято считать. Смотреть фото История короче чем принято считать. Смотреть картинку История короче чем принято считать. Картинка про История короче чем принято считать. Фото История короче чем принято считать

Иисус Христос же родился в 1152 году. В светской византийской истории он известен как император Андроник и апостол Андрей Первозванный. В 1185 году Христа казнили в Царь-Граде. Это вызвало волнения на Руси, родине Марии Богородицы. Именно оттуда хлынули Крестовые походы с целью отмщения. Фоменко утверждает, что они известны нам как Троянская война в «античной» версии истории.

Ну как, прониклись бредовостью? Не совсем? Ну так вот вам еще: в Империи каждые четыре года устраивали Олимпийские игры в память о Христе. Да-да! Выкуси, Зевс!

Зачем все это надо?

На самом деле довольно сложно понять, зачем специалист вполне достойного уровня (в сфере математики) решил выдумывать столь нелепые теории. Может быть, Фоменко вполне адекватен, раз преподает в МГУ, и просто «троллит» научную общественность? Но этот «троллинг» уж слишком затянулся.

Возможно, ученый попросту не хочет отказываться от однажды высказанной теории и продолжает нагромождать все новые, чтобы не признавать своих ошибок. Или самогипноз и самовнушение зашли настолько глубоко, что профессор и сам поверил в свою «Новую хронологию»?

История короче чем принято считать. Смотреть фото История короче чем принято считать. Смотреть картинку История короче чем принято считать. Картинка про История короче чем принято считать. Фото История короче чем принято считать

Но самой очевидной, а значит, и самой вероятной причиной является коммерческий успех этой теории. Человек зарабатывает на жизнь своим хобби, тем, что ему нравится. Книги не требуют от него какого-то глубокого погружения в изучение истории, пишутся легко, с вдохновением и полетом фантазии.

— Признаюсь, я сам не могу до конца отделаться от мысли, что для Фоменко его сочинения на гуманитарные темы — это забавный, хотя и изрядно затянутый фарс, мефистофелевская насмешка математика над простофилями гуманитариями, наука которых так беспомощна, что они не в состоянии отличить пародию от научной теории, — писал лингвист и академик Андрей Зализняк.

Критика «Новой хронологии»

Сколь популярна стала эта псевдонаучная теория, столь же много она наплодила критики от ученых, не готовых мириться с таким бестактным вторжением неспециалиста в их сферу. А потому Фоменко доставалось от всех: и от историков (за отрицание очевидных фактов), и от лингвистов (за неверные толкования летописных документов), и от астрономов (за подтасовку фактов), и от археологов (за отрицание памятников, нумизматики и дендрохронологии) и так далее. И даже Русская православная старообрядческая церковь открестилась от подобного переписывания истории.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *