История одного города чем закончилось
История одного города
Данная повесть — «подлинная» летопись города Глупова, «Глуповский Летописец», обнимающая период времени с 1731 по 1825 г., которую «преемственно слагали» четыре глуповских архивариуса. В главе «От издателя» автор особенно настаивает на подлинности «Летописца» и предлагает читателю «уловить физиономию города и уследить, как в его истории отражались разнообразные перемены, одновременно происходившие в высших сферах».
«Летописец» открывается «Обращением к читателю от последнего архивариуса-летописца». Архивариус видит задачу летописца в том, чтобы «быть изобразителем» «трогательного соответствия» — власти, «в меру дерзающей», и народа, «в меру благодарящего». История, таким образом, представляет собой историю правления различных градоначальников.
Сначала приводится глава доисторическая «О корени происхождения глуповцев», где повествуется о том, как древний народ головотяпов победил соседние племена моржеедов, лукоедов, кособрюхих и т. д. Но, не зная, что делать, чтобы был порядок, головотяпы пошли искать себе князя. Не к одному князю обращались они, но даже самые глупые князья не хотели «володеть глупыми» и, поучив жезлом, отпускали их с честию. Тогда призвали головотяпы вора-новотора, который помог им найти князя. Князь «володеть» ими согласился, но жить к ним не пошёл, послав вместо себя вора-новотора. Самих же головотяпов назвал князь «глуповцами», отсюда и пошло название города.
Глуповцы были народом покорным, но новотору нужны были бунты, чтобы их усмирять. Но вскоре он до того проворовался, что князь «послал неверному рабу петлю». Но новотор «и тут увернулся: ‹…› не выждав петли, зарезался огурцом».
Присылал князь и ещё правителей — одоевца, орловца, калязинца, — но все они оказались сущие воры. Тогда князь «. прибых собственною персоною в Глупов и возопи: „Запорю!“. С этими словами начались исторические времена».
Далее следует «Опись градоначальникам в разное время в город Глупов от вышнего начальства поставленным», после чего подробно приводятся биографии «замечательнейших градоначальников».
В 1762 г. в Глупов прибыл Дементий Варламович Брудастый. Он сразу поразил глуповцев угрюмостью и немногословием. Его единственными словами были «Не потерплю!» и «Разорю!». Город терялся в догадках, пока однажды письмоводитель, войдя с докладом, не увидел странное зрелище: тело градоначальника, как обычно, сидело за столом, голова же лежала на столе совершенно пустая. Глупов был потрясён. Но тут вспомнили про часовых и органных дел мастера Байбакова, секретно посещавшего градоначальника, и, призвав его, все выяснили. В голове градоначальника, в одном углу, помещался органчик, могущий исполнять две музыкальные пьесы: «Разорю!» и «Не потерплю!». Но в дороге голова отсырела и нуждалась в починке. Сам Байбаков справиться не смог и обратился за помощью в Санкт-Петербург, откуда обещали выслать новую голову, но голова почему-то задерживалась.
Настало безначалие, окончившееся появлением сразу двух одинаковых градоначальников. «Самозванцы встретили и смерили друг друга глазами. Толпа медленно и в молчании разошлась». Из губернии тут же прибыл рассыльный и забрал обоих самозванцев. А глуповцы, оставшись без градоначальника, немедленно впали в анархию.
Анархия продолжалась всю следующую неделю, в течение которой в городе сменилось шесть градоначальниц. Обыватели метались от Ираиды Лукиничны Палеологовой к Клемантинке де Бурбон, а от неё к Амалии Карловне Штокфиш. Притязания первой основывались на кратковременной градоначальнической деятельности её мужа, второй — отца, а третья — и сама была градоначальнической помпадуршей. Притязания Нельки Лядоховской, а затем Дуньки-толстопятой и Матренки-ноздри были ещё менее обоснованны. В перерывах между военными действиями глуповцы сбрасывали с колокольни одних граждан и топили других. Но и они устали от анархии. Наконец в город прибыл новый градоначальник — Семен Константинович Двоекуров. Его деятельность в Глупове была благотворна. «Он ввёл медоварение и пивоварение и сделал обязательным употребление горчицы и лаврового листа», а также хотел учредить в Глупове академию.
При следующем правителе, Петре Петровиче Фердыщенке, город процветал шесть лет. Но на седьмой год «Фердыщенку смутил бес». Градоправитель воспылал любовью к ямщиковой жене Аленке. Но Аленка ответила ему отказом. Тогда при помощи ряда последовательных мер мужа Аленки, Митьку, заклеймили и отправили в Сибирь, а Аленка образумилась. На Глупов же через градоначальниковы грехи обрушилась засуха, а за ней пришёл и голод. Люди начали умирать. Пришёл тогда конец и глуповскому терпению. Сначала послали к Фердыщенке ходока, но ходок не вернулся. Потом отправили прошение, но и это не помогло. Тогда добрались-таки до Аленки, сбросили и её с колокольни. Но и Фердыщенко не дремал, а писал рапорты начальству. Хлеба ему не прислали, но команда солдат прибыла.
Через следующее увлечение Фердыщенки, стрельчиху Домашку, в город пришли пожары. Горела Пушкарская слобода, за ней слободы Болотная и Негодница. Фердыщенко опять стушевался, вернул Домашку «опчеству» и вызвал команду.
Закончилось правление Фердыщенки путешествием. Градоправитель отправился на городской выгон. В разных местах его приветствовали горожане и ждал обед. На третий день путешествия Фердыщенко умер от объедания.
Преемник Фердыщенки, Василиск Семенович Бородавкин, к должности приступил решительно. Изучив историю Глупова, он нашёл только один образец для подражания — Двоекурова. Но его достижения были уже забыты, и глуповцы даже перестали сеять горчицу. Бородавкин повелел исправить эту ошибку, а в наказание прибавил прованское масло. Но глуповцы не поддавались. Тогда Бородавкин отправился в военный поход на Стрелецкую слободу. Не все в девятидневном походе было удачно. В темноте свои бились со своими. Многих настоящих солдат уволили и заменили оловянными солдатиками. Но Бородавкин выстоял. Дойдя до слободы и никого не застав, он стал растаскивать дома на бревна. И тогда слобода, а за ней и весь город сдались. Впоследствии было ещё несколько войн за просвещение. В целом же правление привело к оскудению города, окончательно завершившемуся при следующем правителе, Негодяеве. В таком состоянии Глупов и застал черкешенин Микеладзе.
В это правление не проводилось никаких мероприятий. Микеладзе отстранился от административных мер и занимался только женским полом, до которого был большой охотник. Город отдыхал. «Видимых фактов было мало, но следствия бесчисленны».
Сменил черкешенина Феофилакт Иринархович Беневоленский, друг и товарищ Сперанского по семинарии. Его отличала страсть к законодательству. Но поскольку градоначальник не имел права издавать свои законы, Беневоленский издавал законы тайно, в доме купчихи Распоповой, и ночью разбрасывал их по городу. Однако вскоре был уволен за сношения с Наполеоном.
Следующим был подполковник Прыщ. Делами он совсем не занимался, но город расцвёл. Урожаи были огромны. Глуповцы насторожились. И тайна Прыща была раскрыта предводителем дворянства. Большой любитель фарша, предводитель почуял, что от головы градоначальника пахнет трюфелями и, не выдержав, напал и съел фаршированную голову.
После того в город прибыл статский советник Иванов, но «оказался столь малого роста, что не мог вмещать ничего пространного», и умер. Его преемник, эмигрант виконт де Шарио, постоянно веселился и был по распоряжению начальства выслан за границу. По рассмотрении оказался девицею.
Наконец в Глупов явился статский советник Эраст Андреевич Грустилов. К этому времени глуповцы забыли истинного Бога и прилепились к идолам. При нем же город окончательно погряз в разврате и лени. Понадеявшись на своё счастье, перестали сеять, и в город пришёл голод. Грустилов же был занят ежедневными балами. Но все вдруг переменилось, когда ему явилась о н а. Жена аптекаря Пфейфера указала Грустилову путь добра. Юродивые и убогие, переживавшие тяжёлые дни во время поклонения идолам, стали главными людьми в городе. Глуповцы покаялись, но поля так и стояли пустые. Глуповский бомонд собирался по ночам для чтения г. Страхова и «восхищения», о чем вскоре узнало начальство, и Грустилова сместили.
Последний глуповский градоначальник — Угрюм-Бурчеев — был идиот. Он поставил цель — превратить Глупов в «вечно-достойныя памяти великого князя Святослава Игоревича город Непреклонск» с прямыми одинаковыми улицами, «ротами», одинаковыми домами для одинаковых семей и т. д. Угрюм-Бурчеев в деталях продумал план и приступил к исполнению. Город был разрушен до основания, и можно было приступать к строительству, но мешала река. Она не укладывалась в планы Угрюм-Бурчеева. Неутомимый градоначальник повёл на неё наступление. В дело был пущен весь мусор, все, что осталось от города, но река размывала все плотины. И тогда Угрюм-Бурчеев развернулся и зашагал от реки, уводя с собой глуповцев. Для города была выбрана совершенно ровная низина, и строительство началось. Но что-то изменилось. Однако тетрадки с подробностями этой истории утратились, и издатель приводит только развязку: «. земля затряслась, солнце померкло ‹…› Оно пришло». Не объясняя, что именно, автор лишь сообщает, что «прохвост моментально исчез, словно растворился в воздухе. История прекратила течение своё».
Повесть замыкают «оправдательные документы», т. е. сочинения различных градоначальников, как-то: Бородавкина, Микеладзе и Беневоленского, писанные в назидание прочим градоначальникам.
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Краткое содержание М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»
Краткое содержание «Истории одного города» поможет тем, у кого нет времени на прочтение полной версии романа. Эта повесть названа многими критиками лучшим творением автора. В момент выпуска она вызвала отклик общественности, а Салтыкова-Щедрина критиковали за укоры власти и населения Российской империи. Жанр произведения – сатирический роман, в котором обличаются привычки народа и монархов в самодержавном государстве. Многие мысли повести, однако, актуальны и в современном обществе.
Основные герои
Основные действующие лица повести, вокруг которых крутится сюжет – это градоначальники небольшого города с говорящим названием Глупов:
Второстепенными героями романа являются простые люди, населяющие Глупов. Народ показан в качестве собирательного образа. В «Истории одного города» Салтыков-Щедрин сделал его готовым терпеть унижения и притеснения властью. Своеобразная обобщенная масса, проявляющая себя только в голод и мор.
Очень краткий пересказ
Летопись о жизни маленького городка под названием Глупов – содержание «Истории одного города». В давние времена на Руси проживали головотяпы – это древний народ, решивший найти себе правителя, наводящего определенные правила в племени. В один момент они находят очень глупого князя, согласившегося руководить народом.
Племя головотяпов получило новое название и теперь стало племенем «глуповцев», а на месте поселения основался город Глупов. В течение столетия 1731-1826 гг. к власти приходили другие градоначальники. Каждый из двадцати одного – глупые и ограниченные люди. Кто-то из них добивался улучшений или не делал ничего, а другие только делали жизнь глуповцев невыносимой.
Жизнь в городе нестабильна, настроения у жителей постоянно меняются. В течение века Глупов подвергался стихийным бедствиям, неурожаям и пожарам. Однако виноваты в бедах не правители, а глуповцы – невежественные, ленивые. Им всегда нужно кому-то подчиняться, они готовы терпеть все «особенности» градоначальников.
В тяжелые годы герои рассказа бунтуют, но все проходит незамеченным. После 1826 года история прерывается, а что происходило дальше – неизвестно. Остается догадываться, что все в Глупове осталось на своих местах.
Краткое содержание рассказа по главам
Сатирический роман Салтыкова-Щедрина «История одного города» рассказывает кратко «подлинную» летопись города Глупов. Охватывает период 1731-1826 годов.
От издателя
Автор старается убедить аудиторию в реальности происходящего в романе. История Глупова повторяет развитие Российской империи в период монархии. Содержание романа «фантастическое», а иногда «практически невероятное». Структура летописи по главам также объясняется автором – это описания всех правителей города.
О корени происхождения глуповцев
Часть фигурально повествует об истории призвания варяг, описанной «Повестью временных лет». До Руси на территории Глупова селились многие племена. Самое сильное из них – головотяпы, ставшие предками современных глуповцев. Они победили всех соседей, но не могли ничего делать без руководства. Тогда было решено найти правителя «со стороны».
Все князья отказывались руководить головотяпами. Тогда и был найден самый глупый правитель, вместо которого правил вор-новотор. С того момента на месте поселений племени появился город Глупов. Его жители стали официально зваться глуповцами.
Головотяпы смирные, подчиняются власти и раболепствуют. Вор-новотор со временем попадается на воровстве, за что князь выносит ему приговор о смерти. Тогда вор убивает себя, перерезав горло огурцом. Эпоха завершается на крике князя «Запорю!», адресованном вороватым наместникам.
Опись градоначальникам
В этой главе поименно перечисляются все градоначальники, правившие Глуповым. Некоторые удостоились пары строк, а жизнь других подробно расписана. Все фамилии правителей «говорящие», прототипами некоторых персонажей являются реальные люди.
Органчик
С 1762 года городом правит Дементий Брудастый. Несмотря на все ожидания горожан, добиться просветления не удается – градоначальник угрюм и молчалив. Один раз писарь случайно заметил, что туловище Брудастого находится за столом, но вот голова расположена рядом на столе. Жители обращаются за помощью к органных дел мастеру, в результате чего выясняют, что у него в голове находится небольшой органчик. Все, что он мог произносить, – это «Не потерплю!» или же «Разорю!».
Голова Брудастого возле тела
Механизм в голове отремонтировать не вышло, в итоге заказали новую. Однако посыльный испугался говорящей части тела и выбросил ее. С этого момента заканчивается правление Брудастого. В Глупове царит хаос, объявляются и сразу исчезают самозванцы.
Сказание о шести градоначальницах
Пародирует период Дворцовых Переворотов. В городе также правят женщины, борясь друг с дружкой за власть. Каждая старается привлечь внимание атаманов для поддержки. Успешнее всего это получается у немки с фамилией Штокфиш.
Во время постоянных перебранок в городе стояла анархия, иногда начинались драки между жителями. Примечательна последняя градоначальница Дунька, укрепившаяся на клоповом заводе. Она натравливала насекомых на всех горожан, что были против нее.
Известие о Двоекурове
После смутного времени бразды правления перенимает Двоекуров. Он восемь лет управлял городом. Это – один из немногих, оказавших хорошее влияние на жизнь, градоначальников: вводил новые правила, хотел просвещать людей.
Голодный город
Следующий правитель – Петр Фердыщенко, успешно правивший городом шесть лет. Глупов же в это время только процветал. Со следующего года начинаются несчастья. Мужчина влюбляется и начинает творить глупости ради Аленки Осиповой, жены ямщика.
Петр добивается счастья, но тут начинаются засухи и голод. Население устраивает бунт и казнит Аленку, считая ее виновницей всех бед. Чтобы усмирить волнения, из губернии высланы солдаты. Глуповцы приняли их за гонцов с провизией. На этом глава заканчивается.
Соломенный город
Фердыщенко продолжает править и находит новый объект воздыханий. Добиваясь стрельчихи Домашки, он вновь забывает об обязанностях. В городе начинаются сильные пожары, снова начинаются волнения.
Фантастический путешественник
Проходит время после пожара, и Петр решает отправиться в путешествия. Приключения проходят недалеко – он прогуливается в местах выгона скота, требует подарков от жителей, ведет переговоры с пастухом, узнает о известных местах, богатствах. Из-за большого количества подношений Фердыщенко погибает от переедания.
Войны за просвещение
Следующий правитель, Василиск Бородавкин, читает о развитии города, хочет стать реформатором. Пример для подражания – Двоекуров. Однако среди всех реформ Двоекурова Василиск ухватывается только за одну идею – нужно сеять горчицу. Жители не хотят вновь питаться горчицей и учиняют бунт.
Начинается небольшая гражданская война, проходящая на болотах. В один день Бородавкин замечает, что войска ушли, оставив вместо себя оловянных солдатиков. Градоначальник создает из них резервные войска, направляется брать Стрелецкую слободу. Уничтожая, по совету оловянных солдатиков, избы горожан, Бородавкин побеждает.
Эпоха увольнения от войн
Следующий правитель – Негодяев, выступавший против Конституции. Его сразу за это уволили, хотя летописец намекает о других причинах. Выясняется, что Негодяев – истопник, что близко к демократам.
Еще один начальник – Микеладзе. Манерный правитель, желавший лишь привлекать дам и покорять их деликатностью. При этом даже он заметил все пороки и лишения города после Бородавкина. Прекращает просвещение, не выпускает новых указов. Вскоре погибает от истощения после дам.
Далее шел Феофилакт Беневоленский. Составил ряд указов и законов, однако выяснил, что не имеет права их выпускать. Во время правления Беневоленского горожане существовали сами по себе. В итоге Беневоленский издает два закона, после чего его отстраняют за сотрудничество с Наполеоном.
Четвертый начальник – Прыщ. Не увлечен правлением, при нем все живут счастливо и сыто. Однако глуповцы все равно недовольны, подозревая Прыща в колдовстве. Горожане замечают странности в поведении Прыща: он заставляет все вокруг мышеловками на время сна. Как выяснилось, это из-за трюфелей в голове. В итоге предводитель дворян поедает голову Прыща.
Странное поведение правителя
Поклонение мамоне и покаяние
Следующий правитель – советник Иванов, обладавший небольшим ростом. О нем практически ничего не говорится, так как начальник быстро умер, ничего не оставив после. Далее правил Викон де Шарио родом из Франции. Он любил разные веселья, а в результате оказался женщиной.
В это время происходили массовые неистовства, а сам период назван «Скоропреходящим глуповским баловством». Постепенно город становится языческим. Переход осуществлялся с небольших суеверий, ритуалов, а завершился строительством «Вавилонской» башни. Градоначальник поощрял такое поведение горожан и помогал им.
После француза появляется влюбчивый Эраст Грустилов. На тот момент все население Глупова уже перешло на идолопоклонство. Теперь они не заботятся о материальных вещах и посвящают себя духовному и «культурному». Грустилову нравится такой исход событий.
Постепенно жители вовсе перестают трудиться. Градоначальнику же тоже неинтересны такие проблемы. Грустилов проводит время на балах, не замечая жизни города. Так в Глупов пришел голод.
Во время одного из балов Глупов встречает юродивую из далекого Гамбурга — Пфейффершу, в которую сразу же влюбляется. С этого момента городом правят убогие и юродивые, ранее забытые и брошенные. Женщина же увлекается мистическим ритуалами, пишет книги и правит градоначальником.
Грустилов потворствует возлюбленной, жители при этом продолжают лениться и каются в грехах. По ночам вся элита города собирается за прочтением критических высказываний Страхова. Обо всем этом становится известно начальству штабс-офицера. Грустилов отправляется в отставку, давая дорогу новой эпохе.
Подтверждение покаяния. Заключение
Последний правитель — Угрюм-Бурчеев. Он никак не проявлял характер, однако жители все равно его боялись. Издатель так же, как и летописец, называет его идиотом, однако все равно боится. Все, чем интересуется Угрюм-Бурчеев — простое, незамысловатое. В голове начальника есть план, который нужно воплотить досконально. Угрюм-Бурчеев желает устроить в городе тоталитарный режим, назвав место Непреклонском. Более о Глупове ничего не известно. Предположительно, все остается по-прежнему.
Оправдательные документы
Издатель прилагает так называемые «Оправдательные документы» под авторством некоторых правителей.
Главная мысль
Краткое содержание произведения показывает все пороки общества. «История одного города» точно передает мышление людей, не способных противостоять самодержавию. Людям всегда проще жить в повиновении, чем самим бороться за правду и строить справедливое общество.
Краткий пересказ полезно прочитать тем, у кого нет времени на знакомство с целым романом. Произведение актуально во все времена, ведь жители города – это современные люди, привыкшие плыть по течению. Они не пререкаются с государством и довольствуются малым.
Название произведения | История одного города |
---|---|
Автор | Михаил Салтыков-Щедрин |
Жанр | Сатирический роман |
Год написания | 1870 |
Главные герои
Краткое содержание
От издателя
Обращение к читателю от последнего архивариуса-летописца
О корени происхождения глуповцев
Доисторическая эпоха в Глупове заканчивается, когда однажды все же прибывает князь: последующие наместники воровали все больше. Он является с криком: «Запорю!». Этот возглас и служит меткой отсчета времени.
Опись градоначальникам
в разное время в город Глупов от вышнего начальства поставленным (1731 – 1826)
Органчик
Однажды письмоводитель, проходя мимо дома градоначальника, видит, как тело Брудастого сидит за столом, а голова лежит рядом на столе, совершенно пустая. Перепуганный, он разносит весть о диковинке. Глуповцы в растерянности идут к часовых и органных дел мастеру Байбакову: он был с визитом у градоначальника. Оказывается, в голове у Брудастого (который с этих пор получает прозвище «Органчик») помещен музыкальный органчик, издающий две пьески – «Не потерплю!» и «Разорю!». Механизм от влаги повредился, и Байбаков получил задание наладить его работу, но починить органчик он не смог и выписал из Петербурга новую голову, а поскольку заказ запаздывал, письмоводитель и стал свидетелем неприятной сцены. Не всех смущает такая новость: помощник градоначальника сообразил, что ежели однажды допущено, чтобы в Глупове был городничий, имеющий вместо головы простую укладку, то, стало быть, это так и следует
Сказание о шести градоначальницах
Картина глуповского междоусобия
Эта глава – пародия на эпоху Дворцовых Переворотов, когда в России правили императрицы. В Глупове также шесть градоначальниц сменяли одна другую: боролись за власть Ираида Лукинична Палеологова, Клемантинка де Бурбон, Амалия Карловна Штокфиш. Глуповцы не желали легко признавать градоначальниц и требовали доказательств. Палеологова считала, что имеет право на власть, поскольку она – жена бывшего градоначальника, де Бурбон заверяла, что править как дочь градоначальника, должна она, а Штокфиш, в свою очередь, была какое-то время помпадуршей градоначальнической. Каждая градоначальница стремилась расположить к себе атаманов: так она получала военную поддержку. Лучше всех это удается немке Штокфиш.
Известие о Двоекурове
Двоекуров был глуповским градоначальником 8 лет. Он был, пожалуй, одним из немногих правителей, кто оказал положительное влияние на жизнь в Глупове. Он вводит ряд новых правил: например, положено варить мед и пиво, обязательно использовать горчицу и лавровый лист. Также Двоекуров собирался учредить в Глупове первую Академию.
Голодный город
После, в 1776 г. приходит к власти Петр Петрович Фердыщенко. Шесть лет его правления были весьма благотворны, и Глупов процветал. На седьмой год Фердыщенко смутил бес и он влюбляется в жену ямщика Митьки, Аленку Осипову. Замужняя Аленка противится чувствам градоначальника. Чтобы расположить ее к себе Фердыщенко даже отправляет Митьку в Сибирь, и тогда она успокаивается и отзывается на его внимание.
Соломенный город
Фантастический путешественник
Войны за просвещение
«История города Глупова представляет собой мир чудес, отвергать который можно лишь тогда, когда отвергается существование чудес вообще»
В правление Бородавкина проходят еще три войны, и все они возникают в ответ на нововведения градоначальника: жители отказываются строить дома на каменных фундаментах, выращивать персидскую ромашку. Третья война оказалась действительно «за просвещение» — глуповцы выступают против учреждения Академии, причем длилась она целых два дня, в то время как остальные – по нескольку часов.
Глупов обнищал: многочисленные войны и походы истощили казну. Бородавкин планирует снова сжечь непокорный Глупов, но умирает.
Эпоха увольнения от войн
«Так и живем, что настоящей жизни не имеем»
Поклонение мамоне и покаяние
Когда к власти приходит Эраст Андреевич Грустилов, чувствительный друг Карамзина, жители города уже сделались совершенными идолопоклонниками. Теперь их гораздо более заботят вещи духовные и «культурные», нежели материальные, что очень приятно меланхоличному Грустилову. Однако предаваясь «разврату», жители перестают работать. Грустилов, в свою очередь, больше интересуется балами, чем жизнью глуповцев, поэтому не замечает, как в город приходит голод.
Под воздействием Пфейфферши жители предаются покаянию, но продолжают лениться. По ночам бомонд Глупова собирается на чтение критических статей Н. Страхова, но некий штабс-офицер, шпион, доносит это до начальства, и Грустилова отправляют в отставку. Наступает новая эпоха:
«У самого главного выхода стоял Угрюм-Бурчеев и вперял в толпу цепеняющий взор… Но что это был за взор. »
Подтверждение покаяния. Заключение
«В этом фантастическом мире нет ни страстей, ни увлечений, все живут каждую минуту вместе, и всякий чувствует себя одиноким»
Идеи Угрюм-Бурчеева нравятся начальству, и он приступает к их воплощению. Градоначальник начинает ломку города, самостоятельно выбегая из дому с топором, и разрушая все на своем пути. Город перестраивают, но встречают препятствие: реку, которая не поддается никаким воздействиям человека. Дамбы из останков былого Глупова она размывает, русло ее изменить также не удается. Тогда Угрюм-Бурчеев решает выбрать новое место для Непреклонска, но его планам не дано сбыться… Что помешало ему – неизвестно, поскольку именно на этом месте и обрывается глуповская летопись.
Оправдательные документы
В конце книги Издатель приводит «Оправдательные документы»: «Мысли о градоначальническом единомыслии, а также о градоначальническом единовластии и о прочем» под авторством Бородавкина, уставы и личную переписку законотворца-Беневоленского и заметки Микеладзе.