История россии 6 класс что такое уроки
Содержимое разработки
«Что изучает история Отечества»
Подготовила учитель истории и обществознания МАОУ СОШ « Школа № 139» Изосова И.В.
( один из крупнейших русских историков) :
( Русский поэт, драматург и прозаик) :
Начало формирования, становление и расцвет государства Киевская Русь
Формирование и становление централизованного Московского государства
Виды исторических источников?
Какие исторические источники вы знаете?
Работа со словарем
составленные по годам
Фольклористика — наука, изучающая народное творчество
История России. 6 класс. Тема: Введение. Что изучает история России
Тема: Введение. Что изучает история России.
Цели: объяснить особенности и задачи курса «История России: 6 класс»; познакомить с учебником, с основными историческими терминами, именами выдающихся отечественных историков; формировать представление о единстве исторического прошлого народов России и мирового сообщества.
Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать особенности и задачи курса «История России: 6 класс»; оперировать понятиями и терминами: историческая наука, исторический источник, археология, этнография, фольклористика, лингвистика; работать с исторической информацией.
Отношения, ценности и внутренние установки: выразить своё отношение к роли истории в жизни человеческого общества.
Оборудование: мультимедийная презентация.
Организационный момент. Мотивационно-целевой этап.
III. Актуализация опорных знаний.
— Тема нашего урока: «Введение. Что изучает история России». Давайте вспомним, что такое история?
— История – это наука о развитии общества
— это прошлое, сохранённое в памяти человека
История – это наука, изучающая прошлое человечества с древнейших времён до наших дней. (слайд)
— С историей каких стран вы уже познакомились?
— Какой временной период охватывает история Средних веков?
IV. Работа над темой урока.
Знакомство с учебником.
— Прочитайте название нового учебника. Чем этот учебник отличается от уже изученных вами учебников истории?
— Какие века русской истории мы будем изучать?
— Прочитайте оглавление учебника. Какие периоды истории нашей страны охватывает учебник?
— Что в истории России происходит в первой главе? (формирование Древнерусского государства).
— Что во второй главе? (феодальная (удельная) раздробленность).
— И что в третьей главе? (становление единого государства).
— К какому выводу можно прийти, проанализировав изученную вами историю и ознакомившись с предлагаемыми главами учебника? (в истории средних веков тоже происходило сначала возникновение и формирование государств, затем следовала феодальная раздробленность в большинстве их, и объединение и формирование единых государств).
— История России – неотъемлемая часть Всемирной истории и в своём развитии прошла общие этапы развития, присущие многим государствам, но при этом у неё свой, особенный, путь развития, свои особенности, с которыми мы познакомимся в ходе изучения курса «История России: 6 класс».
— Также обратите внимание на состав параграфа. Параграф делится на несколько подтем. Под синей чертой в параграфе делаются общие выводы. Посмотрите, каким шрифтом выделены важные понятия. Курсивом выделяются слова, объяснение к которым содержится в самом тексте учебника, жирным шрифтом – слова, объяснение которых даётся в конце параграфа.
— История России – это не только история русского народа. (слай д с современной картой РФ).
Наша Родина является крупнейшей в мире страной (её площадь в современных границах составляет более 17 миллионов км 2. Располагается она на юго-востоке Евразии. Уральские горы делят страну на 2 крупные части: европейскую и азиатскую. В свою очередь, эти части включают в себя многие земли. Так, европейскую часть России можно разделить на Центральную, Северо-Западную, Северный Кавказ, Предуралье. В азиатскую часть России входят Сибирь (Западная, Восточная), Дальний Восток (Приамурье, Приморье, Камчатка, Сахалин). По мере расселения людей на этих территориях – а расселялись они вдоль побережья и озёр – в обиход входили такие понятия, как Преднепровье, Поволжье, Предонье, Прекубанье и т. п. Часть названных земель включали в себя несколько менее крупных. В состав Поволжья, например, входили Верхнее, Среднее и Нижнее Поволжье. После присоединения к России других государств и земель появились и новые географические понятия: Прибалтика, Причерноморье, Приазовье и другие.
Все эти земли осваивались и присоединялись к России в течении многих столетий. На них испокон веков проживали различные племена и народы, которые относились к различным языковым семьям.
Значительная часть населения нашей страны принадлежит к индоевропейской языковой группе, которая распалась на несколько групп языков (слайд с языковыми группами). В Центральной и Северо-Западных территориях Восточной Европы проживали предки балтов, германцев, славян. Степные европейские районы издавна населяла другая группа индоевропейцев – племена, говорившие на иранских языках. К иранской языковой группе принадлежит и многочисленные племена, обитавшие на юге Сибири.
Восточная Сибирь и её северные районы освоили племена, принадлежавшие к урало-самодийской языковой семье. Предки ненцев и другие самодийские племена осели на севере. Племена, говорившие на финно-угорский языках, начали передвигаться из Восточной Сибири в Приуралье, в Прикамье и далее на запад в Восточную Прибалтику. В середине 3 тысячелетия до н. э. они распространились по всей лесной полосе Поволжья и на территории между Волгой и Окой.
Часть населения нашей страны принадлежит к алтайской языковой семье. Наиболее многочисленной в этой семье является тюркская группа языков. Прародина тюрков находилась в степях Центральной Азии. Отсюда они устремились на север, в Сибирь и на запад, к Уралу, в Среднюю Азию, а затем в степные районы Причерноморья.
Особой языковой зоной является Кавказ. Горные хребты препятствовали большому передвижению племён. Поэтому здесь с древнейших времён проживают в основном исконные жители этих мест, говорящие на разных языках, которые объединяются в кавказскую языковую семью.
Данные языковые семьи стали основой для формирования многочисленных народов, проживающих на территории нашей страны. История этих народов является составной частью истории нашей Родины. Каждый народ, входивший в состав России, вносил свой вклад в развитие её культуры, языка, хозяйства, то есть формирование российской цивилизации.
История Адыгеи – это тоже часть истории России. Поэтому на уроках истории нашей страны мы будем изучать и историю Адыгеи.
— Каким образом историки получают знания о прошлом?
— Что такое исторические источники?
— Для определения достоверности событий прошлого учёные используют исторические источники. (слайд)
Исторические источники – любые следы человеческой деятельности или сознательно оставленные на Земле. Это весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и отдельные факты и события, на основе которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях тех или иных исторических событий.
— Какие виды исторических источников вы можете вспомнить? (слайд).
— Особую роль в изучении истории России 9 – 11 веков занимают русские летописи. Древнейшей дошедшей до нас летописью является «Повесть временных лет». Она была составлены в начале 12 века на основе более древних летописей. Считается, что её автором был монах Киево-Печерского монастыря Нестор.
— Вспомните, какие науки помогают нам воссоздать, описать и спрогнозировать историю своей страны?
— Эти науки в истории принято также называть вспомогательными историческими дисциплинами (слайд).
V. Рефлексивный этап.
— Ребята, как вы думаете, зачем человеку изучать прошлое? (слайд)
— И как вы считаете, почему необходимо хорошо знать историю своей страны?
История россии 6 класс что такое уроки
Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта «Инфоурок».
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Московские школьники победили на международной олимпиаде по информатике
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Минздрав включил вакцинацию подростков от ковида в календарь прививок
Время чтения: 1 минута
АСИ организует конкурс лучших управленческих практик в сфере детского образования
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока «Введение. Наша Родина-Россия» (6 класс)
Введение. Наша Родина – Россия.
Цели и задачи: познакомить с основным содержанием курса, его целями и задачами, объяснить его специфику и особенности; определить место учебной дисциплины в образовательном процессе; познакомить со справочным и методическим аппаратом учебника; вызвать интерес к новому учебному предмету.
предметные: использовать текст исторического источника при ответе на вопросы; применять понятийный аппарат исторического знания; соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; доказывать, что история России является частью мировой истории; соотносить и систематизировать информацию из различных источников;
метапредметные УУД – 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; 2) регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план действий; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 3) познавательные: устанавливать причинно – следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; анализировать материал учебника и дополнительный материал;
личностные УУД: развивать стартовую мотивацию изучения нового материала; осмысливать роль и значение в жизни человека; развивать творческие способности через активные форм деятельности.
Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Мотивационно – целевой этап.
У каждого человека, у каждого народа есть свой образ идеального Отечества. Так, англичане говорят: «Добрая старая Англия» или «Веселая старая Англия» (« Merrie old England »), французы – «Милая Франция» (« La douce France »), а русские – «Матушка Россия».
— Прочитайте высказывания двух великих людей и ответьте на вопросы. (Цитаты представлены на экране».
«Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не сможет обойтись» (Иван Сергеевич Тургенев).
«Родину любят не за то, что она велика, а за то, что она своя» (Сенека).
— Как вы поняли смысл данных высказываний?
— Что объединяет эти два высказывания?
В этом году вы начинаете изучать историю своей Родины.
— Историю каких народов вы же изучали? (история Древнего мира, история Средник веков)
— Какие события из истории Древнего мира или Средних веков вам запомнились больше всего? Почему?
— Какие исторические деятели вызвали ваше восхищение и уважение?
— Интересно ли вам было знакомиться с курсом всеобщей истории?
Тема нашего урока «Наша Родина – Россия».
— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?
— На какие вопросы нам предстоит ответить?
Наша Родина, наше Отечество.
Для чего мы изучаем историю своего Отечества.
Исторические источники и науки – помощницы историка.
Знакомство со структурой учебника и формами работы.
— Почему историю России называют коллективной памятью?
Введение в новый материал.
Сегодня мы начинаем увлекательное путешествие по страницам истории России. Как начиналась и развивалась история нашей страны? Как мы узнаем о событиях прошлого? Надо ли человеку знать историю своего Отечества? Какую роль играет история в жизни общества? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.
Работа по теме урока.
Наша Родина, наше Отечество.
Давайте сыграем в игру «Ассоциации». Ее суть состоит в том, что я называю слово, а вы должны не задумываясь назвать те ощущения, представления, идеи, которые у вас возникли.
— Какие ассоциации вызывает у вас слово родина?
Посмотрите на карту (карта мира предоставлена на слайде). Россия – самое большое по площади государство в мире. Границы России проходят и по суше и по морю. Расположена наша страна на материке Евразия. Ее столицей является Москва.
2 ) и Новая Земля (площадь 48 900 км 2 ).
— Работа с материалом учебника (с. 6, 7) и картой, в схематичной форме представьте, где расселились представители различных языковых групп (см. таблицу)
(Проверка выполнения задания)
— Разгадайте старинную поэтическую загадку.
родить – произвести на свет потомство;
родители – отец и мать, у которых рождаются дети;
родословная – перечень поколений одного рода.
Люди гордятся своей родословной, изучают ее.
Знаете ли вы своих предков? Чем они занимались? Какую память о себе оставили?
А сейчас совершим небольшое историческое путешествие по славным страницам нашей истории
Богатырь олицетворяет крестьянскую силу; биться с ним нельзя, так как «весь род Микулов любит Матушка Сыра Земля».
Былины, посвящённые Микуле: «Вольга и Микула Селянинович», «Святогор и Микула Селянинович». Согласно одной из былин, он просит великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Тот не справляется с заданием. Тогда Микула Селянинович поднимает сумку одной рукой, сообщая, что в ней находится «вся тягость земная».
Слайд 2. Илья Муромец обладал огромной силой, как физической, так и нравственной. Он был скромен, благодушен, сдержан и отечески заботился о своих друзьях. Алеше Поповичу были свойственны удаль, натиск, сметливость, находчивость и хитроумие. Добрыню Никитича многие сопоставляли с историческим персонажем, дядей князя Владимира – крестителя Руси.
Слайд 3. Заветы богатырей своим потомкам:
защищать свою Родину, беречь ее;
защищать слабых, стариков и детей;
быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными;
любить свою родную землю, свой народ.
А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле!
Не топтать их коням землю русскую,
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит – не шелохнется!
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава русской стороне!
Великие полководцы-защитники земли Русской- Александр Невский и Дмитрий Донской
Слайд 5. Величайший российский полководец Александр Васильевич Суворов (1730-1800) не проиграл ни одного сражения, причем большинство из них были выиграны при численном превосходстве неприятеля. Он создал передовую систему воспитания и обучения войск в основе которой лежало убеждение, что человек является решающим фактором победы. Суворов уделял большое внимание быту и обеспечению солдат, разделяя с ними все тяготы походной жизни.
Слайд 6. Ушаков Федор Федорович (1744 – 1817)
выдающийся российский флотоводец, адмирал; один из создателей Черноморского флота и его командующий; командующий русскими военно-морскими силами в Средиземноморье с 1798 по 1800 гг. Этот военный командир в боях не потерял ни одного корабля и ни одного подчиненного не отдал в плен.
Слайд 7. Кутузов Михаил Илларионович (1745 – 1813)
С именем Михаила Илларионовича Кутузова связаны многочисленные яркие страницы в военной истории России. Ученик Александра Васильевича Суворова одинаково успешно защищал и отстаивал государственные интересы Российской Империи как на полях сражений, так и на дипломатических фронтах. Воин и Дипломат в одном лице.
Слайд 8. Жуков Георгий Константинович (1896 – 1974)
Жуков — фигура в русской истории исключительная, человек редкого военного таланта. Жизнь то поднимала его до небес, то низвергала. Его боялись такие люди как Сталин и Хрущев, ненавидел Брежнев. Именно за ним закрепилось звание, не предусмотренное «табелью о рангах» — Народный Маршал.
У каждого из нас есть мала Родина – место, где мы родились, и большая Родина – Отечество. Константин Дмитриевич Ушинский говорил: «Много есть на свете, и кроме России, всяких хороши государств, но одна у человека родная мать – одна у него и родина». Любить Родину – это значит знать ее историю, культуру, гордиться ее прошлым и заботиться о будущем.
Для чего мы изучаем историю своего Отечества.
(Ответы учеников, составление схемы)
История – наука, изучающая прошлое человечества
с древнейших времен до наших дней.
— Зачем человеку необходимо изучать события прошлого?
Ответим на этот вопрос, используя прием «Корзина идей»
Учащиеся записывают мысли и идеи в рабочие тетради, затем озвучивают по одной идее, не повторяя друг друга
— Перед вами высказывания о роли и назначении истории (слайды).
Изучите и прокомментируйте их.
Слайд 10. «История – это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого» (Василий Осипович Ключевский).
Слайд 11. «Если вы любите свою страну, вы не можете не любить своей истории, не можете не беречь памятников прошлого» (Дмитрий Сергеевич Лихачев).
Слайд 12. «Можно не знать тысячи наук, но быть при этом образованным человеком. Но не любить историю может только человек совершенно не развитый нравственно» (Николай Гаврилович Чернышевский).
Слайд 13. «Накопленные на основе исторических трудов знания и понимание причин как успехов, так и неудач других людей приводят к познанию опыта жизни безопасным путем. Ведь это очень хорошо, что мы можем использовать чужие ошибки в качестве поучительных примеров для различных случаев в течение всей нашей жизни и что нам не придется самим задумываться над тем, как нам следует поступить, а можно будет только подражать тому, что было правильно сделано» (Диодор Сицилийский)
(Ответы учеников, составление перечня)
Мы изучаем историю для того, чтобы:
узнавать о жизни людей в другие эпохи;
извлекать уроки – не повторять ошибок прошлого;
почувствовать себя наследниками великой культуры;
знать историю своих предков, гордиться ими достижениями;
осознавать свою причастность к событиям настоящего и осознавать свою ответственность перед потомками.
Исторические источники и науки – помощницы историка.
Попробуем приоткрыть завесу тайны музы истории Клио.
— Откуда и как ученые узнают о далеких событиях нашей истории, о том, как люди жили в древности?
Вы правильно вспомнили, что для определения достоверности событий прошлого ученые используют исторические источники. Именно с их помощью воссоздается портрет той или иной эпохи, выдвигаются гипотезы о причинах и следствиях различных событий.
Исторические источники весьма разнообразны. О многих из них мы говорили на роках истории Древнего мира. Историческими источниками служат рукописи, печатные книги, здания, предметы обихода, древние обычаи, элементы древней речи, сохранившиеся в языке, то есть все остатки прошлой исторической жизни.
— Работая с материалом учебника (с. 8), заполните таблицу (слайд 15).
(Проверка выполнения задания).
— Какие вспомогательные науки помогают нам воссоздать историю нашей страны?
(Ответы учеников, составление таблицы).
Вспомогательные исторические науки.
Попробуем подобрать ключи к тайнам музы Клио.
— Разделитесь на четыре группы, изучите дополнительный материал, с его помощью воссоздайте события прошлого и ответьте на вопрос
Дополнительный материал для первой группы.
Термин «Сибирь», по мнению профессора Зои Яковлевны Бояршиновой, происходит от названия этнической группы сипыр (сабир) – предков древних угров. Начиная с XIII в. восточные авторы называют Сибирью не только народность, но и местность, в которой она обитала.
— Как лингвистика помогает истории воссоздавать прошлое?
Дополнительный материал для второй группы.
Расположено городище в центре комплекса, на высоком мысу правого берега р. Москвы в северной части с. Боршево. Впервые упоминается С.К. Богоявленским. С 1960г. начинаются археологические исследования. Имеет форму треугольника, размер 80х50 м. Она ограниченна двумя сходящимися глубокими оврагами; с напольной стороны сохранился вал городища высотой в 6 м и ров. Данные магниторазведки свидетельствуют о существовании еще одного рва с напольной стороны. С северной стороны имелся вход в городище около 3-х метров с укрепленными воротами.
Помимо металла широко использовались орудия из кости.
— Как археология помогает истории воссоздавать прошлое?
Дополнительный материал для третьей группы.
Жилищами служили в раннюю эпоху — круглые полуземлянки с коническими крышами, впоследствии — длинные дома, относительно большие (площадь 50-70 кв.м.). Так, один из домов, раскопанных в Дьякове городище, имел длину 15 м при ширине 3,5 м. В городище было несколько домов, в каждом из которых проживала большая семья. Дома были срубные либо столбовые из тонких бревен (по некоторым предположениям даже плетня), обмазанных глиной; ямы опорных столбов хорошо видны в культурном слое. Дом делился на несколько помещений, холодное (типа сеней) и теплые комнаты, в центре которых располагался каменный или глинобитный очаг. Пол либо подсыпали песком, либо обмазывали глиной, либо устилали чем-то вроде циновок из травы. В последние века существования культуры, на смену большим длинным домам пришли небольшие (около 20 кв.м.) квадратные в плане постройки из бревен, закрепленных на опорных столбах. Кроме жилых домов, в городище были также хозяйственные постройки — хлева и амбары. В некоторых городищах находят кузницы и дома, где собирались женщины для прядения и ткачества
— Как этнография помогает истории воссоздавать прошлое?
Дополнительный материал для четвертой группы.
Корни пословицы как жанра уходят в языческое прошлое, о чем свидетельствуют сохранившиеся остатки языческо – магических представлений (например, «Дурной взгляд на осину глянет – осина завянет»).
Мы видим, что при любых обстоятельствах русский народ не теряет оптимизма и всегда надеется на лучшее.
Хотя не богат, а гостям рад (Чем богаты, тем и рады).