История создания романа что делать

Основной сюжет Что делать и история создания романа

История создания романа что делать. Смотреть фото История создания романа что делать. Смотреть картинку История создания романа что делать. Картинка про История создания романа что делать. Фото История создания романа что делать

История создания романа что делать. Смотреть фото История создания романа что делать. Смотреть картинку История создания романа что делать. Картинка про История создания романа что делать. Фото История создания романа что делать

Роман «Что делать?» был написан Н. Г. Чернышевским в 1862-1863 годах и стал для молодежи того времени символом современных людей, объединенных идеей светлого будущего.

Роман был написан автором за 4 месяца с 4 декабря 1862 года по 4 апреля 1863 года. В это время Чернышевский находился в тюремном заключении в Петропавловской крепости г. Санкт-Петербурга. Главы романа постоянно подвергались цензуре. Однако цензоры не нашли в нем ничего запрещенного. По их мнению главная сюжетная линия – любовная. И действительно, роман начинается как классический французский роман. Но Чернышевский вкладывал в свое произведение и иные смыслы. Важное место в романе занимают политические взгляды героев, их современные нравы, а также женская эмансипация, образом которой стала Вера Павловна.

Главная героиня Вера Павловна Розальская не желает выходить замуж за состоятельного человека по наставлению матери. Чтобы избежать этого брака, она заключает союз с хорошим знакомым Лопуховым Дмитрием. Вера учится, работает, предано исповедует идеи социализма. Девушка влюбляется в друга мужа, Александра Кирсанова, который отвечает ей взаимностью. Видя чувства двух влюбленных, Лопухов решает им не мешать и инсценирует свое самоубийство. Сам же он уезжает в Америку, где изучает промышленное производство.

Спустя время молодой человек возвращается под именем Чарльза Бьюмонта в Россию. Он прибыл по поручению английской компании для покупки промышленного завода господина Полозова. Общаясь с промышленником, Лопухов влюбляется в его дочь Катерину и вскоре женится на ней. Тогда он объявляет о своем прибытии Кирсановым, и они начинают дружить семьями. Во круг них формируется общество, так называемых, «новых людей».

Источник

Роман Чернышевского — Что делать?

Роман «Что делать?» — произведение, написанное философом и литературным критиком Н.Г. Чернышевским в 1862-1863гг. Был создан во время заключения автора в Петропавловской крепости как ответ Тургеневу. Опубликован в журнале «Современник», но вскоре запрещён цензурой. Несмотря на запрет, быстро разошёлся в рукописных копиях. Отдельной книгой впервые выпущен в Женеве. Издан на многих иностранных языках. Положил началу жанра «антинигилистического» романа. За внешним фасадом любовной истории автор поднял глубокие социальные, экономические и философские вопросы.

История создания романа что делать. Смотреть фото История создания романа что делать. Смотреть картинку История создания романа что делать. Картинка про История создания романа что делать. Фото История создания романа что делать

Чернышевский Н.Г. (1828 – 1889)

История создания

Роман был написан Чернышевским в Петропавловской крепости в 1862-1863 гг. Изначально история была задумана в противовес Тургеневским «Отцам и детям». Чтобы обойти цензуру, произведение было подано как любовный роман. Когда раскрылась истинная суть, он был уже напечатан в журнале «Современник» и распространялся в рукописных копиях. Запрет на издание сняли в 1905 году и вскоре выпустили несколько экземпляров книги.

Сюжетная линия

На первый план в романе выходит история Веры Розальской. Пытаясь избежать брака, который навязывает ей корыстная мать, девушка заключает фиктивный брак с Дмитрием Лопуховым. В дом мнимых супругов часто захаживает друг семьи, Александр Кирсанов. Вера и Александр влюбляются друг в друга. Чтобы дать свободу фиктивной жене, Лопухов инсценирует самоубийство и уезжает из России. Через некоторое время он возвращается под новым именем. В доме фабриканта Полозова он знакомится с его дочерью Екатериной. Они проникаются взаимными чувствами и женятся. Через некоторое время Лопухов объявляется Кирсановым, они начинают дружить семьями.

Отдельное место занимает «новый человек» – Рахметов. Этот персонаж – один из важнейших в произведении. Он олицетворяет собой настоящего героя-революционера.

Смысл романа

Основной смысл произведения – воспевание людей нового типа: активных и деятельных, готовых решать назревшие общественные проблемы. Чернышевский дал пример для подражания в образе Рахметова.

По мнению автора, жить нужно так, как жил герой. Он призывал помогать простому народу не только на словах, но и на деле, а также участвовать в глобальных процессах улучшения жизни общества.

Через позицию Рахметова автор выразил собственное мировоззрение и идеалы.

Жанр произведения

По своему жанру роман относится к философско-публицистическим. В нём автор выразил свои политические взгляды. Беллетристический сюжет прикрывает острые философские вопросы и мысли о справедливом общественном строе. В книге сочетаются утопия и социальный реализм. Объективная реальность того времени смешана с предполагаемым будущим.

Основные раскрытые темы

В романе освещено несколько тем:

Любовь. В описанном треугольнике одна из сторон сознательно выбывает из игры, чтобы сделать счастливыми своих друзей.

Сила характера и обуздание страстей. Герой отказался от общения с женщинами, алкоголя и всяких развлечений.

Эгоизм и отзывчивость. Мать главной героини думала только о своей выгоде. В то же время посторонний человек пожертвовал ради спокойствия Веры своей карьерой и счастьем.

Просвещение. Описанные в романе «новые люди» умны и образованы. Все свои силы они вкладывают в борьбу с невежеством.

Необходимость радикальных перемен в общественном строе – отражена в снах Веры Павловны и мировоззрении Рахметова.

Проблематика

В произведении Чернышевский затронул наиболее злободневные проблемы своего времени:

Неравенство полов и незавидное положение женщин в царской России. Чтобы выжить, они соглашаются на унизительные браки по расчёту или сомнительные виды заработка.

Проблема нравственного выбора. Герои любовного треугольника постоянно сталкиваются с ней в своих взаимоотношениях. В конце концов все они выдерживают испытание и выходят с честью из сложившейся ситуации.

Кризис самодержавного правления. С течением времени нарастала потребность в революции. Монархия же, напротив, ослабевала и сдавала позиции.

Нищета – именно она толкает Марью Алексеевну, мать Веры, на низкие поступки.

Социальное неравенство. Мать Веры готова пожертвовать честью дочери, лишь бы получить в зятья «высокородного» офицера.

Характеристики главных героев

Поступки и поведение

Вера Павловна Розальская

Не желая подчиняться воле деспотичной матери покидает дом. Организует собственную швейную мастерскую (прототип коммуны).

Ответственная и самостоятельная. В романе олицетворяет женскую эмансипацию.

Дружит с фиктивным мужем Веры и влюблён в неё. После «самоубийства» Лопухова соединяется с любимой.

Умный и серьёзный человек. Глубоко порядочен и готов к самопожертвованию.

Мнимый муж Веры. Бескорыстно помог ей уйти из дома. Видя взаимные чувства Веры и Кирсанова, инсценирует самоубийство, чтобы не мешать их счастью.

Отличается благородством и чистотой помыслов. Великодушен и готов прийти на помощь.

Решил посвятить себя служению людям. Ради этого отказался от всех земных благ и расстался с любимой.

Герой своего времени. Настоящий революционер. Фигура яркая и неоднозначная.

Марья Алексеевна Розальская

Мать Веры. Живёт за счёт ростовщичества. Людей делит на дураков и плутов.

Жестокая и властная. Распоряжается людьми по своему усмотрению и не считается ни с кем.

Оценка романа современниками

После выхода книги мнения читателей разделились. Одни с восторгом приняли её, другие не нашли в ней художественной ценности. В целом роман оказал значительное влияние на философскую мысль своего времени. По словам Н. И. Лескова, роман обсуждали громко и открыто, и никто не остался равнодушным.

Высокую оценку произведению дали известный анархист Кропоткин и вождь революционного движения Ульянов-Ленин.

Для молодых и активных людей книга стала своего рода программой и руководством к действию.

Актуальность для современного читателя

Тематика, раскрытая в романе и отношения главных героев интересны и современным читателям. Описанные в книге «новые люди» сами создают своё счастье. Основа их поступков – разумный эгоизм. По мнению Чернышевского, настоящего счастья можно добиться не за счёт чужих бед, а разумно совмещая личные и общественные интересы.

Источник

История создания романа «Что делать» Чернышевский

История создания романа что делать. Смотреть фото История создания романа что делать. Смотреть картинку История создания романа что делать. Картинка про История создания романа что делать. Фото История создания романа что делать

История создания романа что делать. Смотреть фото История создания романа что делать. Смотреть картинку История создания романа что делать. Картинка про История создания романа что делать. Фото История создания романа что делать

Роман “Что делать?” – произведение, написанное Николаем Гавриловичем Чернышевским. Работа над произведением началась в декабре 1862 года. В то время Чернышевский находился в Петропавловской крепости. Писателя обвиняли в разжигании революционного настроя среди крестьян. Поводом для взятия Чернышевского под стражу послужила его прокламация “Барским крестьянам от их доброжелателей поклон”.

Находясь в одиночной камере, Чернышевский начинает работу над романом. Написание произведения закончилось в апреле 1863 года. С января 1863 года Николай Гаврилович начинает передавать готовые части рукописи, чтобы с ними ознакомилась следственная комиссия. Так как комиссия оценивала главы по отдельности, суть романа так и осталась неясна, никакого политического подтекста цензура не обнаружила.

Роман пропустили в печать, и в том же 1863 году он был опубликован в журнале “Современник”. Однако вскорости ошибка цензоров была замечена. Любовная линия была всего лишь ширмой, за которой скрывался глубокий политический подтекст. Все номера “Современника” были изъяты, однако роман переписывали от руки, и он стал популярным среди читателей. Официально роман был допущен до печати лишь в 1905 году.

Считается, что прототипом Веры Павловны была Мария Александровна Бокова, одна из первых русских женщин-врачей. Она вступила в фиктивный брак со студентом П. И. Боковым, а после развелась с ним и заключила брак со своим университетским профессором, знаменитым физиологом И. М. Сеченовым.

Источник

Анализ «Что делать?» Чернышевский

История создания романа что делать. Смотреть фото История создания романа что делать. Смотреть картинку История создания романа что делать. Картинка про История создания романа что делать. Фото История создания романа что делать

Всего получено оценок: 125.

Всего получено оценок: 125.

Роман Николая Чернышевского “Что делать?” современники восприняли неоднозначно. Одни считали его “мерзостью”, другие – “прелестью”. Это связано со сложной композицией, попытками спрятать основную мысль за снами главной героини и любовным треугольником и, наконец, с особенностями языкового оформления. Тем не менее, роман оказал серьезное влияние на русское общество ХIX века. Школьники изучают его в 10 классе. Предлагаем краткий анализ произведения “Что делать?”, который поможет качественно подготовиться к урокам и к ЕГЭ.

История создания романа что делать. Смотреть фото История создания романа что делать. Смотреть картинку История создания романа что делать. Картинка про История создания романа что делать. Фото История создания романа что делать

Краткий анализ

Год написания – декабрь 1862 – апрель 1863.

История создания – Н. Чернышевский создал роман, когда пребывал в Петропавловской крепости. Писателя арестовали за радикальные идеи. Произведение задумывалось как ответ на “Отцы и дети” Тургенева, поэтому между образами Евгения Базарова и Рахметова есть определенное сходство.

Тема – В произведении можно выделить две главные темы – любви и жизни в новом обществе, построенном на основе законов труда и равноправия.

Композиция – Структура произведения имеет особенности. Сквозные линии романа – жизнь Веры Павловны, судьбы Лопухова и Кирсанова. Главную роль в этих сюжетных линиях играют любовные перипетии. С реальностью тесно переплетаются сны Веры Павловны. При помощи них автор зашифровал социально-политические мотивы.

Жанр – Роман, в котором можно заметить черты нескольких жанровых разновидностей – романа-утопии, социально-политического, любовного и философского романов.

Направление – Реализм.

История создания

Над анализируемым произведением писатель работал несколько месяцев: с декабря 1862 г. до апреля 1863 г. В то время он пребывал под арестом в Петропавловской крепости. Заключили его за радикальные взгляды. Роман задумывался как ответ на “Отцы и дети” Тургенева, поэтому между образами Евгения Базарова и Рахметова есть определённое сходство.

Работая над романом, Н. Чернышевский понимал, что цензура не допустит его к печати, если заметит острый политический подтекст. Чтобы обмануть контролирующие органы, писатель прибегнул к художественным приёмам: обрамил социальные мотивы любовным контекстом, ввёл в сюжет сны. Ему удалось напечатать свое произведение в “Современнике”, но вскоре власти запретили не только распространять роман, но даже подражать ему. Разрешили опубликовать произведение Чернышевского “Что делать?” только в 1905 г.

В романе отобразились мотивы, характерные для русской литературы XIX века. Их писатель реализовал в неординарном, запутанном сюжете. Он подал ситуации, которые должны подталкивать читателя к самостоятельным выводам.

Н. Чернышевский раскрыл несколько тем, среди которых выделяются следующие: любовь, которая питается общими интересами, взаимоуважением; мечты о новой жизни. Указанные темы тесно переплетаются между собой и определяют проблемы “Что делать?”: брак без любви, дружба, равноправие мужчин и женщин, роль труда в человеческой жизни.

Начало романа интригует читателя. Автор рассказывает о записке человека, который хочет покончить жизнь самоубийством. После этого Н. Чернышевский рассказывает, что подтолкнуло героя к такому шагу.

Значительная часть романа посвящена жизни Веры Павловны. Мать героини хотела выдать её замуж за богатого мужчину. Выгодной партией она считала хозяйского сына. Мать даже не думала о том, что это ловелас, с которым её дочь не обретёт счастья. От неудачного замужества Верочку спас студент-медик Дмитрий Лопухов. Между молодыми людьми возникло нежное чувство, и они поженились. Вера стала владелицей швейной мастерской. Однако она не использовала наёмный труд. Героиня сделала девушек, работавших у неё, совладелицами, доходы они делили поровну. В рассказе о мастерской Веры Павловны автор воплотил идею о равноправном труде.

Брак с Лопуховым вскоре распался: Верочка полюбила другого – друга мужа, Кирсанова. Чтобы развязать любовный узел, Лопухов решил застрелиться. Оказывается, это он оставил записку, о которой шла речь в начале романа. В послании он заявил, что никто не виноват в его смерти, и Вера Павловна спокойно обвенчалась с Кирсановым.

Супружеская пара зажила счастливо. Вера Павловна была увлечена своим любимым делом – швейными мастерскими, начала изучать медицину, а муж всячески помогал ей. В описаниях семейной жизни этих людей проявляется идея равноправия мужчин и женщин. В конце романа узнаём, что Лопухов жив. Теперь взял фамилию Бьюмонт и женился на Полозовой Екатерине Васильевне. Семьи Кирсановых и Бюмонт начинают дружить и распространять идеи “новой” жизни.

Композиция

В “Что делать?” анализ следует дополнить характеристикой композиции. Особенности формальной и смысловой организации текста позволяют автору раскрыть несколько тем, завуалировать запретные мотивы. На первый взгляд, главную роль в романе играют любовные перипетии. На самом деле они являются маской, скрывающей социально-политические проблемы. Для раскрытия последних автор использовал описание снов Веры Павловны.

Составляющие сюжета размещены непоследовательно: автор подает событие из развития действий перед экспозицией, и только потом сюжетные элементы выстраиваются в логическую цепочку. И в начале, и в конце романа появляется образ Лопухова. Так, создается своеобразное обрамление.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Что делать?».

Жанр произведения – роман, так как в нём есть несколько сюжетных линий, а центральная проблема остаётся открытой. Характеры главных героев даются в развитии. Произведению присущ жанровый синкретизм: в нём переплелись черты любовного, философского, социально-политического романов и утопии. Направление произведения – реализм.

Источник

История создания романа Что делатьЧернышевский

История создания романа что делать. Смотреть фото История создания романа что делать. Смотреть картинку История создания романа что делать. Картинка про История создания романа что делать. Фото История создания романа что делать

История создания романа что делать. Смотреть фото История создания романа что делать. Смотреть картинку История создания романа что делать. Картинка про История создания романа что делать. Фото История создания романа что делать

История создания романа что делать. Смотреть фото История создания романа что делать. Смотреть картинку История создания романа что делать. Картинка про История создания романа что делать. Фото История создания романа что делать

“Что делать?” – роман философа и критика Николая Гавриловича Чернышевского. Период работы над романом – с 14 декабря 1862 по 4 апреля 1863 года. Место написания – Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге, где Чернышевский находился под заключением.

Чернышевский сидел в одиночной камере. Между допросами и попытками выйти на свободу он работал над романом. Всего работа над произведением заняла 112 дней.

С января 1863 года роман Чернышевского начинают по частям передавать в следственную комиссию. За счет того, что роман анализировали по частям, комиссия не усмотрела его скрытый смысл, обратив внимание лишь на любовную линию. Но самом же деле в романе присутствуют революционные идеи, новое видение социальной жизни, экономики и политики.

Так произведение избежало цензуры. Работа Чернышевского начала публиковаться в журнале “Современник”, которым на то время руководил поэт Николай Алексеевич Некрасов.

Оплошность цензоров стала заметна только после попадания романа в печать. Цензора Бекетова, который был ответственный за допуск рукописи в печать, уволили с должности.

Все номера “Современника”, в которых публиковался роман, тут же оказались под запретом. Но все попытки властей запретить произведение оказались тщетными. Роман переписывали от руки, он обрел чрезвычайную популярность среди читателей.

Работа Чернышевского бурно обсуждалась в обществе. Реакция на роман была неоднозначной. Одним произведение пришлось по душе, другие же критиковали автора. Но все равно “Что делать?” зацепил читателей и заставил их задуматься о жизни.

До 1905 года в России роман был под запретом. Его нельзя было пускать в печать. Однако известно, что в Швейцарии роман опубликовали еще в 1867 году. Сделали это русские эмигранты.

До 1917 года в печати было уже четыре издания “Что делать?” Подготовил их сын Чернышевского, Михаил Николаевич.

Одним из показателей популярности произведения можно считать наличие множества переводов “Что делать?” Так, роман доступен на голландском, польском, венгерском, английском, итальянском, французском, шведском и сербском языке.

Роман состоит из нескольких сюжетных линий. Главная героиня – Вера Павловна Розальская. Чернышевский не зря сделал центровым персонажем именно женщину. Женщинам было гораздо сложнее добиться значимого положения в обществе.

В основе романа – реальная история из жизни. Друг Чернышевского, доктор Петр Иванович Боков, фиктивно женился на своей студентке Марье Александровне Обручевой. Девушка стремилась к независимости и получению знаний.

Потом Марья Александровна влюбилась в физиолога Ивана Михайловича Сеченова. Видя, что между Сеченовым и Обручевой вспыхнуло настоящее чувство, Петр Иванович Боков не стал препятствовать их отношениям.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *