Историзм что это значит

Значение слова «историзм»

Историзм что это значит. Смотреть фото Историзм что это значит. Смотреть картинку Историзм что это значит. Картинка про Историзм что это значит. Фото Историзм что это значит

1. Свойственный диалектике принцип изучения и оценки каждого предмета и явления в их историческом развитии.

2. Интерес к прошлому, воспроизведение его в произведениях искусства. Футуристы прежде всего хотели быть поэтами современности, жестоко высмеивая преувеличенный историзм символистов. Брюсов, Смысл современной поэзии.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Историзм — научный метод, принцип рассмотрения мира, природных и социально-культурных явлений в динамике их изменения, становления во времени, в закономерном историческом развитии, предполагающий анализ объектов исследования в связи с конкретно-историческими условиями их существования.

Историзм (историцизм) — немецкая философская школа конца XIX — начала XX веков, к представителям которой относят В. Дильтея, Г. Зиммеля, Ф. Мейнеке, Г. Риккерта, М. Вебера, Э. Трёльча.

Историзм — слово, обознающее предмет или явление, которые из современной действительности исчезли.

Историзм — архитектурный стиль, основанный на смешении элементов ранее доминировавших архитектурных стилей. Был наиболее распространён в конце XIX века. В советской литературе назывался эклектикой.

ИСТОРИ’ЗМ, а, мн. нет, м. (науч.). Методологический принцип рассмотрения предметов и явлений в их истории.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

истори́зм

1. принцип изучения действительности, минувших событий и явлений в их становлении и развитии, в органической связи с порождающими их условиями ◆ Хотя идеи фиксизма и мобилизма не оказали столь существенного влияния на геокартографию, как идеи историзма и уникализма, они все же заслуживают обсуждения. В.Ю. Забродин, ‎В.И. Оноприенко, ‎В.А. Соловьев, «Основы геологической картографии», 1986 г.

2. лингв. (мн. ч.) слова или устойчивые словосочетания, обозначающие исчезнувшие реалии, относящиеся к пассивному словарю и не имеющие синонимов в современном языке

Делаем Карту слов лучше вместе

Историзм что это значит. Смотреть фото Историзм что это значит. Смотреть картинку Историзм что это значит. Картинка про Историзм что это значит. Фото Историзм что это значитПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова содержательница (существительное):

Источник

Историзмы — это устаревшие слова из прошлого

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Русский язык – это в некотором роде живой организм. Он растет, взрослеет, видоизменяется, впитывает в себя что-то новое.

В нашей повседневной речи постоянно появляются новые слова. Как правило, они заимствуются из других языков. Например, одни из самых последних нововведений – «праймериз», «криптовалюта», «блокчейн», «роуминг».

Историзм что это значит. Смотреть фото Историзм что это значит. Смотреть картинку Историзм что это значит. Картинка про Историзм что это значит. Фото Историзм что это значит

А некоторые слова, наоборот, навсегда уходят из лексикона. И встретить их можно только на страницах книг или в фольклоре (песнях, поговорках, анекдотах и так далее).

Их делят на две категории – это историзмы и архаизмы (что это?). В этой статье мы подробно расскажем о первой группе, но и поясним, чем она отличается от второй.

Что такое историзм

Историзмами называют слова, вышедшие из употребления в связи с тем, что предметы или явления, которые они обозначали, стали неактуальны для настоящего времени.

Историзм что это значит. Смотреть фото Историзм что это значит. Смотреть картинку Историзм что это значит. Картинка про Историзм что это значит. Фото Историзм что это значит

Чтобы лучше понять это определение, давайте в качестве примера вспомним известный советский фильм Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Когда царь Иван Грозный попал в XX век, он разговаривал на таком непонятном языке, что окружающие его не всегда понимали. Ну, например:

Чей холоп спрашиваю?
Ты пошто боярыню обидел, смерд?

Историзм что это значит. Смотреть фото Историзм что это значит. Смотреть картинку Историзм что это значит. Картинка про Историзм что это значит. Фото Историзм что это значит

Здесь наибольшее непонимание могут вызвать слова «ХОЛОП» и «СМЕРД». Так в XVI веке называли соответственно «крепостных, которые полностью зависят от хозяев» и «крестьян-землепашцев, которых впоследствии также закрепостили».

Во времена того же Ивана Грозного эти слова ни у кого не вызывали вопросов и были привычной частью русского языка. Но с отменой крепостного права они потеряли свою актуальность и постепенно ушли из лексикона. В современном понимании это и есть историзмы.

Историзмы и архаизмы – в чем принципиальная разница

А вот теперь приведем определение архаизмов:

Архаизмы – это устаревшие слова, которые вышли из повседневного лексикона, но были заменены современными синонимами.

В качестве примера можно вспомнить еще пару фраз из того же фильма «Иван Васильевич меняет профессию»:

Эх, лепота-то какая!
Молви еще раз, ты не демон?
Как челобитную царю подаешь?

Здесь также есть устаревшие слова, которые мы уже почти не употребляем. Это «лепота», «молви» и «челобитная». Но в современном русском языке им легко можно найти замену – «красота», «скажи» и «докладная, прошение».

И в этом принципиальная разница между этими понятиями. У архаизмов есть современные синонимы, а у историзмов нет.

Принцип возникновения историзмов

Все историзмы соответствуют какому-нибудь историческому периоду.

Например, раньше в России была такая монета как «алтын», равнявшаяся трем копейкам. Сейчас это слово уже не употребляется, так как и денег таких нет. Или возьмем для примера различные чины – граф, князь, боярин. Таких званий в современной России уже не существует, а потому и слова можно также считать историзмами.

Но не надо думать, что к историзмам относятся только термины, которым уже несколько веков. Есть и более современные примеры. Например, многие слова, которые были в ходу в Советском Союзе, сейчас уже стали частью истории. Например:

А можно привести и еще более современный пример историзмов. Всего 10-20 лет назад существовали предметы, которые сейчас также стали частью истории.

Историзм что это значит. Смотреть фото Историзм что это значит. Смотреть картинку Историзм что это значит. Картинка про Историзм что это значит. Фото Историзм что это значит

И если взрослые понимают, что означают слова «ДИСКЕТА», «ПЕЙДЖЕР», «АУДИОКАССЕТА», «ТАКСОФОН», то у молодежи они вызовут откровенное удивление.

Примеры историзмов

Как мы уже говорили, историзмы – это названия предметов или явлений, которые существовали в прошлом.

Общественный уклад жизни:

Историзм что это значит. Смотреть фото Историзм что это значит. Смотреть картинку Историзм что это значит. Картинка про Историзм что это значит. Фото Историзм что это значит

Название воинских чинов:

Название вооружения и экипировки воинов:

Старинные меры измерения:

Интересно, что некоторые историзмы через какое-то время могут вернуться в активную лексику. И тогда они перестают считаться устаревшими.

Вместо заключения

Понятие «историзм» используется не только в языкознании, но и в литературе, но там оно имеет совершенно другое значение. Это способность автора в мельчайших деталях и наиболее ярких образах передать облик различных исторических событий.

Яркими примерами могут быть такие произведения, как «Слово о полку Игореве» (автор неизвестен), «Война и мир» Льва Толстова или «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (3)

Не соглашусь насчет князей и графов, сейчас столько обществ развелось, которые присваивают всякие титулы, что и в современном русском языке эти слова вполне актуальны. С забралом тоже не понял, у шлема мотоциклиста эта деталь тоже забралом называется.

Хотя многие историзмы вышли из обихода, от них все еще есть польза. Например, можно понять, что человек любит читать классику, если в его речи встречаются подобные слова.

. овно полное это не историзмы, а архаизмы.

Источник

Историзм

Примечания

Ссылки

Историзм что это значит. Смотреть фото Историзм что это значит. Смотреть картинку Историзм что это значит. Картинка про Историзм что это значит. Фото Историзм что это значит

Историзм что это значит. Смотреть фото Историзм что это значит. Смотреть картинку Историзм что это значит. Картинка про Историзм что это значит. Фото Историзм что это значитСписок значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи.
Если вы попали сюда из другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и уточните ссылку так, чтобы она указывала на статью.

Полезное

Смотреть что такое «Историзм» в других словарях:

ИСТОРИЗМ — одна из центральных категорий исторических наук, истолковывающих мир и прежде всего социальную жизнь как постоянное обновление (становление) и использующих временной ряд «прошлое настоящее будущее» («было есть будет»). Из многочисленных значений… … Философская энциклопедия

Историзм — Историзм ♦ Historicisme Стремление все объяснить через историю. Но если все происходит из истории, включая сами эти объяснения, то чего они стоят и чего стоит историзм? История должна быть рациональной или разум должен быть историческим.… … Философский словарь Спонвиля

ИСТОРИЗМ — принцип рассмотрения мира, природных и социально культурных реалий в динамике их изменения, становления во времени, развития. Видение истории как опр. целостности, обладающей имманентным смыслом, необходимостью, на базе к рой зачастую… … Энциклопедия культурологии

Историзм — (historicism) Учение, согласно которому историческими событиями управляют естественные законы, определяющие, в свою очередь, общественное и культурное развитие, религию и ценности, присущие каждому периоду истории. В переводе с немецкого… … Политология. Словарь.

историзм — а, м. historisme m. 1. Воспроизведение прошлого, увлечение прошлым. БАС 1. Отграничиваются они <художники Золотого руна > и от имитаторов, проникнутых историзмом (приятный неологизм! ) и даже от эстетов символистов. Моск. еженед. 1909 3 59.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ИСТОРИЗМ — ИСТОРИЗМ, принцип подхода к действительности как развивающейся во времени. Предполагает рассмотрение объекта как системы, закономерностей его развития. Истоки историзма в учениях Гераклита, Платона, Аристотеля; применительно к обществу его… … Современная энциклопедия

ИСТОРИЗМ — принцип подхода к действительности как развивающейся во времени. Предполагает рассмотрение объекта как системы, закономерностей его развития. Истоки историзма в учениях Гераклита, Платона, Аристотеля; применительно к обществу его разрабатывали Дж … Большой Энциклопедический словарь

историзм — слово, принцип Словарь русских синонимов. историзм сущ., кол во синонимов: 2 • принцип (19) • слово … Словарь синонимов

историзм — ИСТОРИЗМ (от греч. historia рассказ о прошлых событиях, о том, что узнано, исследовано) философский принцип, требующий рассматривать любое явление в его возникновении, развитии и изменении. И. возможен в политике, искусстве, философии,… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Историзм — ИСТОРИЗМ, принцип подхода к действительности как развивающейся во времени. Предполагает рассмотрение объекта как системы, закономерностей его развития. Истоки историзма в учениях Гераклита, Платона, Аристотеля; применительно к обществу его… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Источник

Историзмы

Историзмы — это уста­рев­шие сло­ва, назы­ва­ю­щие исчез­нув­шие пред­ме­ты и явле­ния объ­ек­тив­ной действительности.

Историзмы — это уста­рев­шие сло­ва, кото­рые харак­тер­ны для опре­де­лён­ной исто­ри­че­ской эпо­хи. Эти сло­ва актив­но не упо­треб­ля­ют­ся в совре­мен­ной речи, а исполь­зу­ют­ся толь­ко в исто­ри­че­ских тру­дах, мему­а­рах, в исто­ри­че­ских хро­ни­ках, в про­из­ве­де­ни­ях лите­ра­ту­ры о про­шлом, в пуб­ли­ка­ци­ях ста­рых газет и журналов.

Объекты и поня­тия, кото­рые они когда-то обо­зна­ча­ли, с тече­ни­ем вре­ме­ни исчез­ли из оби­хо­да или ста­ли неак­ту­аль­ны­ми в совре­мен­ной жизни:

Слова-историзмы сохра­ни­лись в пас­сив­ном соста­ве лек­си­ки рус­ско­го язы­ка как память о про­шлом. У исто­риз­мов нет и не может быть сино­ни­мов, в чем заклю­ча­ет­ся глав­ное отли­чие исто­риз­мов от арха­из­мов.

Историзм что это значит. Смотреть фото Историзм что это значит. Смотреть картинку Историзм что это значит. Картинка про Историзм что это значит. Фото Историзм что это значит

В совре­мен­ном рус­ском язы­ке неко­то­рые исто­риз­мы сохра­ни­лись толь­ко в соста­ве устой­чи­вых выра­же­ний:

Чтобы понять, что зна­чат уста­рев­шие сло­ва «лясы», «баклу­ши», «кани­тель» и «бирюль­ки», сле­ду­ет обра­тить­ся к исто­ри­че­ско­му про­шло­му. Эти сло­ва обо­зна­ча­ют исчез­нув­шие пред­ме­ты, назва­ния кото­рых сохра­ни­лись в рус­ском язы­ке бла­го­да­ря имен­но фразеологизмам.

В соста­ве фра­зео­ло­гиз­ма «точить лясы», что зна­чит «пусто­сло­вить», «бол­тать», исто­ризм «лясы» обо­зна­ча­ет фигур­ные дере­вян­ные стол­би­ки, кото­рые укра­ша­ли пери­ла крыльца.

В устой­чи­вом соче­та­нии «тянуть кани­тель», кото­рое упо­треб­ля­ет­ся в речи для обо­зна­че­ния нуд­но­го, хло­пот­но­го дела, исто­ризм «кани­тель» обо­зна­ча­ет тон­кую сереб­ря­ную или золо­тую нить для выши­ва­ния. В ста­ри­ну выши­ва­ние кани­те­лью было кро­пот­ли­вым заня­ти­ем, зани­мав­шим мно­го времени.

А баклу­ша­ми назы­ва­ли мел­кие чуроч­ки, на кото­рые рас­ка­лы­ва­ли оси­но­вый чур­бан, что­бы из них выре­зать лож­ки, пова­реш­ки и про­чие мел­кие дере­вян­ные вещи. Изготавливать баклу­ши счи­та­лось лёг­ким делом. Вот поче­му сло­во­со­че­та­ние «бить баклу­ши» при­об­ре­ло зна­че­ние «без­дель­ни­чать».

Старинная игра в бирюль­ки заклю­ча­лась в том, что­бы спе­ци­аль­ным крюч­ком доста­вать одну дере­вян­ную фигур­ку, то есть бирюль­ку, за дру­гой, при­чём не заде­вая остальных.

Примеры историзмов

По зна­че­нию исто­риз­мы мож­но раз­де­лить на несколь­ко семан­ти­че­ских групп:

Историзм что это значит. Смотреть фото Историзм что это значит. Смотреть картинку Историзм что это значит. Картинка про Историзм что это значит. Фото Историзм что это значит

Историзмами явля­ют­ся не толь­ко сло­ва, кото­рые были обще­упо­тре­би­тель­ны­ми несколь­ко веков назад. Достоянием исто­рии явля­ют­ся пред­ме­ты и поня­тия, обо­зна­чен­ные в совре­мен­ном рус­ском язы­ке отно­си­тель­но недав­но уста­рев­ши­ми сло­ва­ми. С этой точ­ки зре­ния име­ют­ся в виду, напри­мер, сло­ва вре­мён суще­ство­ва­ния СССР, кото­рые назы­ва­ли исчез­нув­шие поня­тия, свя­зан­ные со ста­нов­ле­ни­ем и раз­ви­ти­ем совет­ско­го госу­дар­ства, а затем попол­нив­шие пас­сив­ную лек­си­ку рус­ско­го язы­ка. К при­ме­ру, обще­упо­тре­би­тель­ным сло­вом «кулак» обо­зна­ча­ют кисть руки с согну­ты­ми и плот­но сжа­ты­ми паль­ца­ми. В 20-е годы про­шло­го сто­ле­тия сло­вом «кулак» назы­ва­ли зажи­точ­но­го кре­стья­ни­на, нани­мав­ше­го батра­ков на сель­ско­хо­зяй­ствен­ную рабо­ту. Это сло­во ста­ло про­из­во­дя­щим для гла­го­ла «рас­ку­ла­чить» и суще­стви­тель­но­го «кула­че­ство». С исчез­но­ве­ни­ем соци­аль­но­го слоя кула­че­ства эти сло­ва ста­ли исто­риз­ма­ми. Среди исто­риз­мов совет­ской эпо­хи отме­тим слова:

Видеоурок «Устаревшие слова»

Источник

Значение слова историзм

Словарь Ушакова

истор и зм, историзма, мн. нет, муж. (научн.). Методологический принцип рассмотрения предметов и явлений в их истории.

Политическая наука: Словарь-справочник

принцип подхода к действительности как развивающейся во времени. Предполагает рассмотрение объекта как системы, закономерностей его развития. Истоки историзма — в учениях Гераклита, Платона, Аристотеля; применительно к обществу его разрабатывали Дж. Вико, Вольтер, Г. Ф. В. Гегель, К. Маркс; в естествознании — Ч. Лайель и Ч. Дарвин. С кон. 19 в. историзм (его называют также историцизмом) подвергался критике В. Дильтеем, Б. Кроче, Г. Риккертом, К. Ясперсом, К. Поппером и др., которые ставили под сомнение возможность установления законов развития общества и предсказание его будущего. В современной философии и науке продолжается острая полемика по проблемам историзма.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

(от лат. historia — история) — историческое сознание или сознание того, что все познаваемое является ставшим; представление о действительности, как становящейся и развивающейся во времени. Фактически получил распространение во всех науках в «иде системного историзма.

Культурология. Словарь-справочник

принцип подхода к действительности как развивающейся во времени. Предполагает рассмотрение объекта как системы, закономерностей его развития.

☼ принцип рассмотрения мира, природных и социально-культурных реалий в динамике их изменения, становления во времени, развития. Видение истории как опр. целостности, обладающей имманентным смыслом, необходимостью, на базе к-рой зачастую выдвигаются глобальные пророчества будущего, — отличит. черта И. В конечном итоге историцистские проблемы сопряжены с осмыслением существования субъекта во времени, в контексте космич. целого, обществ. эволюции. И. резюмирует содержание той или иной филос. доктрины, зависит от типа мировоззренч. рефлексии, превалирующего в культуре эпохи. Можно выделить натуралистич., религиозно-эсхатологич. и антинатуралистич. разновидности И.

Натуралистич. И. античности специфичен рассмотрением динамики развития социокультурной сферы по аналогии с природными процессами, связан с рефлективным переосмыслением цикличных мифол. представлений. Сообразно с античными концепциями, человек включен в круговорот космич. целого, подчинен велению судьбы, от всевластия к-рой несвободны даже боги. Одновременно в эту эпоху утверждается и идея космич. благовремения — подобающего момента для свершения предначертанных судьбой событий. Поиск субстанциального начала существующего, диалектики вечности и времени обусловливает истор. воззрения и социальные идеалы представителей античной мысли от Гераклита до Платона и Аристотеля.

Христианство приносит с собой универсалистское видение развития единого человечества в перспективе эсхатологич. И. Рассматривая явление Христа как центр и смыслообразующее звено истории, философы эпохи патристики и ср.-вековья подчиняют ее провиденциально-эсхатологич. сценарию, видят в ней постоянное противоборство «града земного» и «града Божия» — церковного сооб-ва. Человек, являясь сопричастным двум градам, оказывается вовлеченным в драму их противостояния. Если Августин полагал столкновение двух градов не примиримым в истории и уповал на завершение бедствий человечества за ее пределами, то Иоахим Флорский верил в торжество царства мира и правды, наступление эры Святого Духа и вечного Евангелия на земле. Фома Аквинский попытался рассмотреть историю как процесс кооперации «града земного» и «града Божия», в к-ром люди, стремящиеся к общему благу, постепенно реализуют веление «естеств. закона», данного им свыше как порождение космич. «вечного божеств. закона».

Ренессансный И. проникнут гуманистич. миросозерцанием, предполагающим самоценность личности и ее истор. деяний, к-рые могут быть постигнуты сами по себе вне ссылок на божеств. провидение. Именно такой подход содержится в работах Ф. Гвиччардини и Н. Макиавелли. Ж. Боден разрабатывает светскую схему всемирной истории, утверждая превосходство совр. ему эпохи по отношению к предшествующим.

Осознание автономии культуры, ее надприродности — важнейшая черта И. Нового времени. Он питается духом рационализма, устремлен на поиск субстанции истории, прогрессивно ведущей к торжеству гуманизма, связан с утверждением глобальных утопий грядущего. Расставание с установками ср.-вековья первоначально, однако рождает скепсис относительно возможностей И. Ф. Бэкон и Декарт весьма невысоко оценивают значимость истор. знания. Его оправдание как важного звена в спектре иных способов постижения мира содержится в трудах Локка, Беркли и Юма. Одновременно в полемике с Декартом формулирует свой антинатуралистич. подход к истории и Вико, сообразно с воззрениями к-рого деяния людей в прошлом и настоящем более доступны разуму, нежели природные феномены. История дана субъекту через совокупность культурных форм, позволяющих судить о логике ее развития, в финальной инстанции продиктована божеств. провидением. Каждая истор. эпоха характеризуется циклич. ритмом движения от божественной к героич. и человеч. стадиям, хотя в целом социальное развитие спиралевидно.

Взгляд на историю как особую надприродную реальность, сопряженную с непрекращающимся совершенствованием человеч. духа, задающим прогрессивное поступат. развитие об-ва, начинает утверждаться уже в 17 в. в ходе спора о «древних и новых», в к-ром приняли участие Ш. Перро и Б. де Фонтенель. Просвещенческие теории обществ. прогресса говорят о поступат. совершенствовании разумных начал в истории, запрограммированно ведущих к торжеству свободы и справедливости. Вольтер видит в истории прогрессивное развитие человеч. рода, не исключающее, однако, и регресса, побочных линий эволюции. Для Тюрго прогресс рисуется «естеств. законом» истории. Кондорсе полагал его зависимым от успехов коллективного разума, к-рый низвергнет гнет тиранов и служащих им лицемеров и обманщиков, создав царство свободы и истины. Рационалистич. вера в способность разума обеспечить торжество гуманистич. начал в истории, прогрессивно ведя ее к утопии снятия разъединяющих об-во трагич. противоречий, оказывается секуляризированной версией религиозно-эсхатологич. И. Слабость установки линейного прогрессизма была осознана уже в границах просвещенческого И. Руссо и Гердером. Руссо подметил связь цивилизационного процесса и отчуждения, а Гердер попытался соединить веру в совершенствование человеч. рода с утверждением своеобразия культур отд. народов, не укладывающегося в прокрустово ложе линейно-прогрессистского видения. Еще более острая критика просвещенческого И. содержится в соч. Шатобриана, А. и Ф. Шлегелей и др. представителей романтизма, осознавших неповторимое своеобразие и самоценность каждой истор. эпохи.

Нем. классич. философия и марксизм продолжают линию И. эпохи Просвещения. Исходя из противопоставления ноуменального мира человеч. свободы противоположной ему сфере природных феноменов, Кант полагал возможным постижение объективной направленности истор. процесса. Хотя в истории и действуют свободные индивиды, она постигается через события, к-рые выступают как внешние феномены, обнаруживающие необходимость, тождественную естественной. В природе наблюдается совершенствование ее форм, история же призвана реализовать цель прогрессивного движения к торжеству интеллектуального и нравств. начал. Подобно Канту, Фихте видит цель земной жизни человечества в установлении обществ. отношений на основе свободы и разума. Природа и история, согласно Шеллингу, оказываются проявлениями Абсолюта. В истории для него становится возможным самопознание, постоянное самообогащение. В границах нем. классич. философии И. находит свою кульминацию в системе Гегеля, для к-рого весь природный и социальный мир предстает порождением абсолютной идеи или Бога. Природа не знает развития во времени, к-рое является достоянием истории, где абсолютная идея на пути самопознания реализуется в стремлении обрести все большую степень свободы. Рассматривая всемирную историю как целостность в перспективе прогрессивного обретения народами новых ступеней свободы, Гегель высказал ряд интересных диалектич. положений, но при этом остался в плену «герметического И.» с присущим ему постулированием единой субстанции обществ. жизни, устремленной к заранее известному финалу.

Марксистский И. имеет своим основанием гуманистич. традицию, наследие Просвещения и нем. классич. философии. Внимание Маркса было сосредоточено по преимуществу на социально-филос. проблемах, и лишь впоследствии его И. получил «дополнение снизу» в виде учения о диалектике природы, формах развития материального мира Энгельса. Маркс близок к классич. варианту И., сложившемуся в период Нового времени, хотя пафос его доктрины связан с революц. отрицанием всей предшествующей истории как поработившей человека узами отчуждения. Место субстанциальной абсолютной идеи в его учении занимает всеобщий труд, созидающий ткань истории. Делая акцент на практич. усилиях человека, творящего культурно-истор. мир, Маркс настаивает одновременно на существовании специфич. законов обществ. развития, важности классовой борьбы.

В постклассич. философии наблюдается радикальный разрыв с И. классич. периода. Ее представители отказываются от рационалистич. оптимизма, критикуют субстанциалистские схемы истории, утверждающие веру в необходимость прогресса и запрограммированное торжество гуманистич. начал, универсальные утопии грядущего. Здесь в целом превалирует антинатуралистич. установка, рефлективное осознание зависимости постижения истории от усилий субъекта и культурной ситуации эпохи.

В ряду основоположников постклассич. И. обычно называют одного из создателей академич. варианта философии жизни Дильтея (см. Дильтей), положившего начало движению критики истор. разума. Порицая Канта за «забвение истории и жизни», а Гегеля за поиск находящейся в саморазвитии субстанции социальной реальности, Дильтей полагал существующими во времени многообразные уникальные культурные образования. Переживание и интерпретация их «духовных миров» понимались им как находящиеся в компетенции истор. разума, чьи потенциальные возможности были предметом его пристального анализа. Критика истор. разума была продолжена теоретиками неокантианства — Виндельбандом и Риккертом, противопоставившими «науки о природе», ищущие законы, и историю, принадлежащую к «наукам о культуре», ориентированным на постижение уникально-неповторимого. Отвергая самую возможность существования всеобщей истории как дисциплины, Риккерт, тем не менее, не отрицал значимость умозрительного конструирования философско-истор. схем. Его положит. отношение к кантовскому видению истории в перспективе человеч. свободы, нашедшему свое продолжение в соч. др. представителей нем. классич. философии, говорит о частичном оправдании классич. И. в границах его критич. переосмысления. Более радикальные выводы делают в данной связи такие теоретики неогегельянства, как Кроче и Коллингвуд. Принимая гегелевский тезис о совершенствовании в истории объективного духовного начала, они одновременно резко критикуют спекулятивную философию истории с ее субстанциалистской установкой и тенденцией схемосозидания. История понимается как борьба за свободу, зачастую обреченная на поражение, а не как ее прогрессивное триумфальное шествие. Кроче сформулировал продуктивные тезисы о взаимосвязи истории и современности, истории и философии. Они получили развитие в трудах Коллингвуда, утверждавшего существование априорной идеи истории, направляющей синтетич. усилия разума, адресующего непрестанно свои вопросы прошлому в свете совр. ситуации.

Наряду с движением критики истор. разума, повергшим рационалистич. оптимизм классич. новоевроп. И., делу развенчания глобально-прогрессистских конструкций способствовали и концепции локальных цивилизаций Шпенглера, Тойнби, Сорокина. История предстает в них сотканной из отд. культур, отмеченных неповторимым своеобразием, рождающихся, расцветающих, стареющих и безвозвратно покидающих ее сцену. Шпенглер полагал, что единое человечество — иллюзия, а каждая из культур герметична по отношению к другим. В работах Тойнби и Сорокина присутствует идея диалога культур, преемственности традиции, позволяющая говорить о целостности истории и нелинейном варианте прогрессивного развития.

Против любых классич. и неклассич. разновидностей И. выступил К. Поппер, обвинивший их в культивировании мыслительной модели, прокладывающей дорогу тоталитарному утопизму. Однако даже в границах англо-амер. аналитич. философии истории сегодня звучит призыв к созданию целостной картины развития человечества на критико-гносеологич. основе (В. Б. Галли, А.К. Данто, X. Фэйн и др.). Структуралистская полемика Леви-Стросса с программой И. выявила многие ее слабости. В противовес тотализирующим картинам культурно-истор. развития Фуко предложил проект «общей истории», раскрывающей основные дискурсивные формации, определявшие деяния людей в прошлом и функционирующие в настоящем. В грамматологии Деррида истор. традиция предстает объектом критич. деконструкции (см. Деконструкция), вскрывающей корни совр. явлений. Подобная генеалогич. установка, противоположная классич. И., роднит постструктуралистские штудии Фуко и Деррида.

Наиболее созвучна культурной ситуации конца 20 в. герменевтич. трактовка И. Хайдеггер полагал, что история производна от бытия человека во времени, а Понимание, дающее видение ее событий, — неотъемлемая характеристика экзистенциальной активности. Темы связи истории и традиции, круговой структуры понимания и его языковой обусловленности стали основными у Гадамера, исходящего из основоположений экзистенциальной герменевтики Хайдеггера. Интересны варианты герменевтич. И., представленные в синтезе марксизма и экзистенциализма Сартра и в неомарксистской теории коммуникативного действия Хабермаса. Перспективный вариант соединения герменевтики с аналитич. теориями истор. дискурса предлагает сегодня Рикёр. Герменевтич. И. устойчиво доминирует в зап. философии наших дней, составляя методол. базу многочисл. светских и религ. теорий.

Лит.: Кон И.С. Проблема истории в истории философии // Методологические и историографические вопросы исторической науки. Вып. 4. Томск, 1966; Лосев А.Ф. Античная философия истории. М., 1977; Григорьян Б.Т. Философия и философия истории // Философия и ценностные формы сознания. М., 1978; Коллингвуд Р.Дж. Идея истории: Автобиография. М., 1980; Барг М.А. Эпохи и идеи: становление историзма. М., 1987; Элиаде М. Космос и история. М., 1987; Губман Б.Л. Смысл истории. М., 1991; Поппер К. Нищета историцизма. М., 1993; Трёльч Э. Историзм и его проблемы. М., 1994; Сгосе В. Teoria e storia della storiografia. Bari, 1927; Meinecke F. Die Entstehung des Historismus. Munch., 1946; Shinn R.L. Christianity and the Problem of History. N.Y., 1953; Sampson R.V. Progress in the Age of Reason. Camb., 1956; Bruning W. Geschichtsphilosophie dei-Gegenwart. Stuttg., 1961; Mann G. Die Gmndprobleme der Geschichtsphilosophie von Plato bis Hegel // Der Sinn der Geschichte. Munch., 1961; Aron R. Dimensions de la conscience historique. P., 1965; Lowith K. Nature, History and Existentialism and other essays in the Philosophy of History. Evanston, 111., 1966; Reill P.H. The German Enlightenment and the Rise of Historicism. Berk., 1975; Fornara Ch. The Nature of History in Ancient Greece and Rome. Berk., 1983.

Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *