Историзм и эклектика в чем разница

Историзм и эклектика

К середине XIX в. классицизм начинает себя изживать. Новых решений уже не появлялось. Архитекторы и их заказчики начали уставать от нормативности этого стиля, который превратился в набор скучных формул. Антиподом классицизма еще в первой половине XIX века, стал романтизм.

Историзм и эклектика в чем разница. Смотреть фото Историзм и эклектика в чем разница. Смотреть картинку Историзм и эклектика в чем разница. Картинка про Историзм и эклектика в чем разница. Фото Историзм и эклектика в чем разница

Как и классицизм, он зародился в XVIII столетии. Многие идеи, присущие ему (культ чувства, а не разума, культ свободной человеческой личности) восходят к таким важным культурным явлениям XVIII столетия, как Просвещение и сентиментализм. Немалую роль в формировании романтизма сыграли события Великой Французской революции и разочарование в ее последствиях. Романтизм стал протестом против жестких норм, подавляющих все личное и индивидуальное. Неудивительно, что представители романтизма создали свой почерк, отличный от почерка классицистов, и не руководствовались их правилами. Им были чужды строгость линий, завершенность композиции, сдержанность в проявлении эмоций.

Более всего романтизм проявил себя в живописи и литературе, а также в музыке. В архитектуре он не создал чего-то принципиально нового. Но именно идеи романтизма породили такое явление, как историзм. Он, в свою очередь, нашел применение в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве, в оформлении интерьеров.

Эпоха историзма охватывает середину – вторую половину XIX в. Определенное влияние историзм оказал на стиль модерн. Сам историзм трудно было бы назвать стилем. В рамках этого явления архитекторы Европы и Америки обращались к самым разным историческим стилям прошлого. В одних случаях они старались полностью их повторять, выдерживая в одном стиле все здание, включая его интерьеры, или, по крайней мере, оформление одного помещения. В других мастера соединяли в одном произведении мотивы, взятые из архитектуры и декора разных стран и эпох. Такое явление именуют эклектикой. Стремление подражать тому или иному стилю прошлого имело свои положительные стороны. Оно способствовало комплексному изучению старых памятников (что, кстати, побуждало реставрировать их и спасать от разрушения), освоению различных полезных навыков, прививало хороший вкус, расширяло кругозор архитекторов. Впоследствии все это сыграло большую роль для формирования стиля модерн, в котором мастера уже свободно оперировали различными мотивами, творчески их переосмысляя.

Романтизм проявлял большой интерес к национальным культурам и видел в них проявление самобытности. Не менее интересной для него был стиль готики и вообще искусство Средневековья, в котором высоко ценилась эмоциональная выразительность. Загадочность и экзотика Востока также волновали романтиков. Так возникают неоготика, мавританский и неорусский стили и многое другое. Наряду с этим в эпоху историзма возрождали традиции барокко и рококо и продолжали обращаться к наследию античности. Используя исторические стили прошлого, строили городские дворцы и загородные резиденции, парковые павильоны, храмы, музеи, торговые ряды, вокзалы, больницы, а порой даже промышленные и хозяйственные сооружения. Интересно, что со временем возник перечень предписаний, в каком стиле лучше выдерживать здания того или иного типа.

Историзм и эклектика в чем разница. Смотреть фото Историзм и эклектика в чем разница. Смотреть картинку Историзм и эклектика в чем разница. Картинка про Историзм и эклектика в чем разница. Фото Историзм и эклектика в чем разница

Что касается эклектики, то в большинстве случаев она, напротив, демонстрирует упадок вкуса. Архитектурный и скульптурный декор нередко механически наносится на стены здания, его детали мало согласованы друг с другом, а конструкция здания примитивна. Так были оформлены многие частные и доходные дома, ряд общественных зданий. Очень часто здание оказывалось перегружено декором, получалось вычурным и помпезным.

Храм Христа построен в русско-византийском стиле. В основе его лежит тип центрического сооружения, конкретно – крестово-купольного храма. Творение Тона отнюдь нельзя считать точной имитацией старинных образцов. Отдельные мотивы трактуются им достаточно вольно. Так, совсем иными были пропорции барабана относительно тела храма (в данном случае он слишком массивный и широкий) и закомары, завершающиеся как отдельные отсеки стен, не смотрятся таким естественным их завершением, как это было в лучших образцах древнерусской архитектуры.

Формы купола и декоративная резьба на барабане также отличаются от своих древнерусских прототипов. Такая вольная трактовка традиционных мотивов и их неожиданное сочетание по-своему интересны и эффектны. Но архитектурным деталям присуща суховатость и дробность, а формам излишняя тяжеловесность. Язык архитектурных форм слишком чопорный и официальный. С другой стороны, такие его качества соответствуют той основной цели, с которой строился храм, – стать мемориалом, памятником прославляющим мужество и героизм, стойкость русского народа. Им соответствуют и главные образные характеристики этого храма – торжественность, монументальность, величие.

Источник

ИСТОРИЗМ ЭКЛЕКТИКА,ОПРЕДЕЛЕНИЕ,ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ.ПРИМЕРЫ.

Историзм- сложное понятие – единство разновременных стилей. Конструкции новые- декорации старые.

Эклектика-*смешение* и равнозначность элементов.

Историзм делится на многие ветви: неоготика, национальный стиль, романтизм, псевдовосточный стиль, неоренессанс, необарокко, неомавританский стиль, неовизантийский стиль, псевдорусский стиль, индо-сарацинский стиль.

Историзм зародился в 19 веке после увядания ампира. Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Так, в российской практике, русский стиль К. А. Тона стал официальным стилем храмостроительства, но практически не применялся в частных постройках. Эклектика «многостильна» в том смысле, что постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика (сосуществуют богатый декор, заполняющий все поверхности постройки, и экономная «краснокирпичная» архитектура). В этом принципиальное отличие эклектики от ампира, диктовавшего единый стиль для построек любого типа.Историзм второй половины 19 века-это реакция на классицизм. Историзм 19 века буквален.

1-Новый заказчик(из-за революции)

2-Новые по типу здания (тюрьмы)

3-Демократизация общества(свобода выбора)

1865г галерея Виктора Эммануила Менгони Джузеппе неоренессанс

Историзм и эклектика в чем разница. Смотреть фото Историзм и эклектика в чем разница. Смотреть картинку Историзм и эклектика в чем разница. Картинка про Историзм и эклектика в чем разница. Фото Историзм и эклектика в чем разница

Чарльз Берри 1895-1960 Westminster Big Ben Лондон неоготика Историзм и эклектика в чем разница. Смотреть фото Историзм и эклектика в чем разница. Смотреть картинку Историзм и эклектика в чем разница. Картинка про Историзм и эклектика в чем разница. Фото Историзм и эклектика в чем разница

Новая Ратуша 1867-1909 Георг фон Хауберриссер. Мюнхен.неоготика

Историзм и эклектика в чем разница. Смотреть фото Историзм и эклектика в чем разница. Смотреть картинку Историзм и эклектика в чем разница. Картинка про Историзм и эклектика в чем разница. Фото Историзм и эклектика в чем разница

ЦУМ, Клейн, Москва, 1906, неороманика Историзм и эклектика в чем разница. Смотреть фото Историзм и эклектика в чем разница. Смотреть картинку Историзм и эклектика в чем разница. Картинка про Историзм и эклектика в чем разница. Фото Историзм и эклектика в чем разница

Особняк Тарасова, Желтовский, 1908 (неороманский) от Палаццо

Историзм и эклектика в чем разница. Смотреть фото Историзм и эклектика в чем разница. Смотреть картинку Историзм и эклектика в чем разница. Картинка про Историзм и эклектика в чем разница. Фото Историзм и эклектика в чем разница

Потсдам, Насосная станция 1841-43, псевдовосточный

Историзм и эклектика в чем разница. Смотреть фото Историзм и эклектика в чем разница. Смотреть картинку Историзм и эклектика в чем разница. Картинка про Историзм и эклектика в чем разница. Фото Историзм и эклектика в чем разница

Историзм и эклектика в чем разница. Смотреть фото Историзм и эклектика в чем разница. Смотреть картинку Историзм и эклектика в чем разница. Картинка про Историзм и эклектика в чем разница. Фото Историзм и эклектика в чем разница

Королевский павильон в Брайтане. 1815.Нэш Джон

Историзм и эклектика в чем разница. Смотреть фото Историзм и эклектика в чем разница. Смотреть картинку Историзм и эклектика в чем разница. Картинка про Историзм и эклектика в чем разница. Фото Историзм и эклектика в чем разница

Дом Перлова.Чайный домик. 1890

Историзм и эклектика в чем разница. Смотреть фото Историзм и эклектика в чем разница. Смотреть картинку Историзм и эклектика в чем разница. Картинка про Историзм и эклектика в чем разница. Фото Историзм и эклектика в чем разница

Дом Перцова, Жуков Малютин,1905, национально-романтический стиль

Историзм и эклектика в чем разница. Смотреть фото Историзм и эклектика в чем разница. Смотреть картинку Историзм и эклектика в чем разница. Картинка про Историзм и эклектика в чем разница. Фото Историзм и эклектика в чем разница

Нойшванштайн Германия (эклектика многих стилей)

Историзм и эклектика в чем разница. Смотреть фото Историзм и эклектика в чем разница. Смотреть картинку Историзм и эклектика в чем разница. Картинка про Историзм и эклектика в чем разница. Фото Историзм и эклектика в чем разница

Царское село, башня-руина, Фельтен (романтизм)

Историзм и эклектика в чем разница. Смотреть фото Историзм и эклектика в чем разница. Смотреть картинку Историзм и эклектика в чем разница. Картинка про Историзм и эклектика в чем разница. Фото Историзм и эклектика в чем разница

Дата добавления: 2016-05-16 ; просмотров: 2662 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

ЭКЛЕКТИКА ИЛИ ИСТОРИЗМ

Слово «эклектика» в переводе с греческого означает «выбирающий», и именно это значение определяет суть направления стиля с таким названием. Сложное сочетание разных и порой даже совсем противоположных и несовместимых по художественному смыслу, стилю и происхождению элементов для оформления такого интерьера является закономерностью.

Не каждый человек, находясь в подобном помещении, сможет чувствовать себя комфортно, потому что на первый взгляд квартира в эклектичном стиле может показаться хаотичной и порой безвкусной, однако такое направление дизайнерской мысли находит своих ценителей, что позволяет эклектике быть на пике популярности уже не одно столетие. И если хорошо всмотреться в интерьер жилища каждого из нас можно найти вещи, которые несут в себе дух прошлого времени и прекрасно вписываются в общую картину, даже при том, что вступают в конфликт с новомодными элементами, чем в принципе эклектичный стиль и выделяется из множества других. Сочетать несочетаемое – вот основная задача для оформления квартиры в эклектичном стиле.

Для того чтобы добиться гармоничного соединения, казалось-бы, совершенно разных и противоречащих друг другу вещей при создании эклектичного стиля в интерьере необходимо следовать простым правилам, которыми пользуются все дизайнеры при оформлении такого интерьера. В первую очередь все предметы мебели должны сочетаться по цвету, а иногда для достижения большей гармонии и по фактуре отделочного материала. Именно сочетание оттенков играет огромную роль в восприятии пространства как единого целого. Даже если это контрастные цвета, их нужно сопоставить таким образом, чтобы вся находящаяся мебель в комнате, будь то старинная тахта или новомодное кресло, смотрелась как одна большая картина с множеством интересных деталей.То же касается всего текстиля в помещении: шторы, гардины, декоративные подушки, покрывала – все эти элементы должны гармонировать друг с другом. Стоит отметить, что все эти составляющие в эклектичном стиле чаще всего насыщенных цветов, и оформлены в восточном стиле.

Эклектика в интерьере хороша для восприятия лишь в том случае, когда в помещении соблюдены все правила, в то время как чрезмерное количество элементов декора и предметов мебели разной стилистики и времени утяжелят пространство и сделают его беспорядочным и некомфортным.

Цвета эклектики.

Как правило, стены и потолок в эклектичном стиле оформляются в спокойные тона, их можно отштукатурить и покрасить или же использовать в оформлении обои. Однако это совсем не исключает возможность создания каких-либо панно или контрастных отделок. К примеру, голубой потолок идеально будет смотреться со светлыми стенами, на которых можно расположить панно из обоев и стенового плинтуса. Превосходно здесь будет смотреться и ручная роспись стен. Также можно украсить стены, выложив их плиткой с восточным орнаментом. Для пола беспроигрышным вариантом станет паркет или плитка. Однако в качестве покрытия для экономичного варианта можно использовать линолеум или ламинат с имитацией паркета. Обязательным условием оформления полов в стиле эклектика являются ковры. Это могут быть как современные ковровые покрытия, так и дорожки в стиле ретро с различными растительными или геометрическими узорами.

Соприкосновение эпох и стилей делает эклектический стиль особенным. Здесь можно не отказываться от дорогих сердцу предметов мебели, единственное что необходимо, это задекорировать любимое зеркало, кресло или журнальный столик так, чтобы он гармонично вписался в интерьер. И пусть даже для этого придется поменять обивку или выкрасить каркас, будь это стул или комод, старинная мебель будет смотреться по особому великолепно и, помимо этого будет нести в себе энергетику прошлых времен. В таком интерьере рядом с современным кожаным диваном легко впишется шкаф с резными дверцами на фигурных ножках, который достался по наследству. Такое сочетание не только добавит шарма, но и вполне сможет стать настоящей изюминкой всего помещения.

Декоративные элементы.

Декор в квартире в эклектическом стиле может быть самым разнообразным. Учитывая особенности этого направления в обстановку идеально впишутся самые разнообразные предметы: вазы, картины, фоторамки, статуэтки, подсвечники и прочие безделушки.Стоит также отметить, что светильники также могут стать превосходным украшением комнаты. Например, большая хрустальная люстра с множеством подвесок, от света которой по стене и потолку «бегают» маленькие радужные переливы. Также хорошим дополнением в этой картине будут разные торшеры и необычные светильники.Особое внимание уделяется и оформлению окон, тут как нигде уместны массивные драпировки, подхваты, бахрома и кисти со стеклярусом.

Интерьерная эклектика как способ сохранить дорогие сердцу вещи.

Эклектика в интерьере — это идеальное направление для любителей с независимыми и свободными взглядами на окружающий мир, для людей, которые ценят раритетные вещи и не спешат с ними расставаться, приобретая для своего жилища что-то новомодное.

Источник

Архитектура и Проектирование | Справочник

Вы здесь

Историзм (Эклектика)

XIX век не создал своего стиля эпохи, но ни одна предшествовавшая эпоха не знала такого разнообразия стилей, направлений, всех видов и жанров искусства как ампир, романтизм, реализм, критический реализм, импрессионизм, постимпрессионизм, символизм, прерафаэлизм, неорусский, неоготический, неоклассический и т.д.

Отсутствие стилевого единства долгое время вызывало критические оценки искусства середины — 2-й половины XIX века как «эклектичного».

Действительно, со 2-й трети XIX века в России (а в некоторых странах намного раньше) в архитектуре был стиль, который лишь недавно был реабилитирован, сейчас называемый историзмом.

Главным достижением историзма стал отказ от обязательности ордерной архитектуры, от «надоевшей классики греков и римлян» и появившаяся таким образом огромная творческая свобода как архитекторов, так и заказчиков.

В 30-е годы XIX века классицизм с его обязательным ордером и однообразным обликом построек постепенно вытесняется в России более гибким и демократичным стилем — историзмом или эклектикой.

Термин «историзм» для определения архитектурного стиля был принят у нас недавно.

Он не несет в себе оттенка оценочного, осуждающего, как это было с термином «эклектика», гораздо более принятым для определения стиля архитектуры и декоративно-прикладного искусства в 1830-1880 гг. Историзм «говорит» лишь о том, что искусство этого периода обратилось за темами и образами к истории. Любой исторический период или стиль могли отныне стать прообразом для будущей постройки, в том числе и классика, но наравне со всеми. В этом и заключалось историческое значение этого стиля и его «революционная» сила. Ордер перестает быть единственным и обязательным инструментом архитектора. Различные художественные (а иногда антихудожественные) вкусы заказчика начинают играть определяющую роль в сложении архитектурного образа здания.

Самым признанным и продуктивным архитектором этого направления был К. Тон. Именно по его проекту был построен храм, имевший столь скандальную и трагическую судьбу — храм Христа Спасителя в Москве (1839-1883). Он строился недалеко от Кремля как памятник героической победе русского народа над Наполеоном, которая сейчас оценивается как победа православия. Для выражения общей идеи были выбраны формы, напоминавшие византийскую архитектуру.

Архитектура наделяется новыми качествами — иллюстративностью и повествовательностью, проявляющиеся на уровне деталей.

С художественной точки зрения нельзя сказать, что храм Христа Спасителя был шедевром архитектуры. Слишком много стилей в нем намешано, явно воспринят и выполнен государственный заказ, слепо следуя официальной программе. Однако то, что храм был одухотворен действительно общей идеей победы в Отечественной войне, строился на народные средства и привлек всеобщий интерес и участие ведущих мастеров своего времени в его скульптурном и живописном оформлении, сказалось на его архитектурном качестве.

Этим же свойством, к сожалению, грешит и большинство псевдоисторических построек США, хотя идеи, которыми они были вызваны к жизни, вполне ясны: при отсутствии исторических корней на новом континенте оставалось только их создать искусственно или, попросту, создать иллюзию присутствия истории с помощью архитектурных сооружений в формах, позаимствованных из античности, классики, готики, Возрождения и т.д.

В России, а также в других странах, уставших от надоевших однообразных «римлян и греков», новый демократичный стиль, предлагавший свободу выбора, оказался очень популярным.

С созданием огромных европейских колониальных держав восточные мотивы (мавританские, китайские, индийские, египетские) стали особенно модные.

Самой любопытной постройкой в этом стиле, является Королевский павильон в Брайтоне, в котором архитектор Джон Нэш виртуозно играет восточными мотивами. Построенный для отдыха на берегу моря в курортном городе на юге Англии павильон не претендует на серьезность.

Действительно, никаких конкретных стилей Д. Нэш не воспроизводит. Здесь встречаются арки и купола, напоминающие мавританские, индийские или мусульманские формы, башенки похожи на минареты, а окна на нижнем этаже — типичные «французские», открывающиеся в сад на уровне земли. Это павильон-сказка, дворец-фантазия, легкая и жизнерадостная, призванная доставлять удовольствие.

А как же классика, неужели удалось надолго избавиться от столь привычных архитектурных форм? Этого и не потребовалось. Классические формы стали использоваться наравне с другими, архитекторы обращались к ним, как к историческим архитектурным формам классических эпох. Примером такого обращения к архитектурным образам ренессанса и французского классицизма стал Исаакиевский собор в Петербурге (1817), построенный по проекту Огюста Монферрана, первоначально созданному вполне в ампирном духе. Однако в процессе 40-летнего строительства (собор был закончен в 1857 г.) и его стиль, и отдельные архитектурные детали, и внутренняя отделка претерпели определенные изменения в соответствии с изменившимися вкусами и стилем эпохи.

Архитектура историзма сыграла в истории архитектуры огромную роль. Она освободила зодчих от тяжелых пут ордера, сковывавших их фантазию и ограничивавших их возможности. Она продемонстрировала необыкновенное богатство раскрепощенной фантазии и то, что исторические формы могут вполне уживаться и между собой, и с современными планировочными решениями.

Формальный язык практически всех архитектурных стилей и эпох был введен в строительную практику. Во всех странах было реабилитировано принижаемое ранее национальное наследие и велись поиски национального языка архитектуры как протест против универсального и наднационального языка классических архитектурных форм.

Источник

Эклектика и историзм

Историзм и эклектика в чем разница. Смотреть фото Историзм и эклектика в чем разница. Смотреть картинку Историзм и эклектика в чем разница. Картинка про Историзм и эклектика в чем разница. Фото Историзм и эклектика в чем разница

Механическое соединение различных стилей либо использование стилевых форм одной эпохи в качестве формального языка другой, более поздней эпохи составляет сущность эклектики. Поскольку формальные элементы заимствуются из исторических стилей, то наряду с понятием эклектики существует и термин историзм.

Начиная с середины 19 века темпы развития капитализма стремительно повышаются. Налаживается массовое производство товаров, развитие техники и экономики вносит радикальные изменения в общественную структуру и социально-бытовые условия жизни людей. Осваиваются новые материалы и технические приемы; новые потребности могли бы вызвать к жизни и новые формы, однако неспособность эпохи к самостоятельному художественному формообразованию вынуждала ограничиваться обновлением старых стилей.

Во второй половине века наблюдаемое повсюду стремление создать непременно «новое» лишь мешало органическому поступательному развитию искусства. Стремительно развивающаяся индустриальная техника несла гибель миру уникальных художественных форм старых, благородных ремесел.

После июльской революции в Париже (1848 г.) в мебели наблюдается возвращение к формам рококо. Это второе рококо, иначе называемое во Франции «стилем Людовика-Филиппа», а в Англии «ранним стилем королевы Виктории», характеризуется массой накладных резных украшений и сильно изогнутыми формами ножек с глубокими, но мягкими профилями и выемками. В обивке мебели этой эпохи ситец и репс заменяются бархатом и плюшем с отделкой из бахромы. Из материалов употреблялись дуб, липа, береза, ясень и орех. Последней стадией этого увлечения рококо явился так называемый «стиль второй Империи» или «стиль Наполеона 3», соответствующий в России последнему периоду николаевского ампира в работах Гамбса-сына. Позднее, между 1850 и 1895 гг., в мебели, изготовляемой в это время, происходит повторение различных исторических стилей мебели.

Главной особенностью эклектики было то, что она оперировала исключительно средствами оформительского, «прикладного» характера; это был лишенный жизни мир рассчитанных на внешний эффект «рисованных» форм. К тому же мастера, работавшие в эклектической манере, самонадеянно полагали, что они могли «рисовать» более красивые и полноценные готические, ренессансные или барочные формы, чем те, что были сотворены в свое время оригинальными стилями. Они считали, что путем основательного, скрупулезного изучения и сбора «формальных элементов» можно создать «чистый стиль», а то и некий «сверхстиль».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *