Итерации что это такое в логопедии

Нарушения речи. Речевые итерации

Эта часть главы является как бы дополняющей разделы книги, в которых описаны многие нарушения речи. Системное изложение психопатологии речи (разных форм речи и на различных этапах развития речи у представителей разных систем языка) в настоящее время представить трудно ввиду недостаточной изученности данной проблемы. Здесь ограничимся описанием или только упоминанием некоторых речевых нарушений. Отметим одно важное обстоятельство: будут представлены именно нарушения речи, а не расстройства мышления, хотя кажется очевидным, что и то и другое взаимосвязано. Тем не менее эта связь нуждается в изучении, вполне вероятно, она может быть разной. Например, известно, что разорванность мышления проявляется разорванной устной речью. Однако следует иметь в виду, что при этом подразумевается разорванность словесно-логического мышления.

Как обстоит дело с другими формами мышления, неясно. Очень может быть, что некоторые из них нарушены при этом в меньшей степени либо, что также нельзя исключить априори, интактны. Совершенно непонятно, в каком состоянии находится у таких пациентов внутренняя речь. То же самое относится к письменной речи. Устная речь может находиться в состоянии разорванности, но это не значит, что в равной степени или таким же образом страдает письменная и наоборот. Поэтому в текст не включены характеристики речи, которые прямо указывают на то или иное нарушение мышления, например бессвязная, обстоятельная речь и т. п. Заметим также, что в оценке выявляемых путём расспроса нарушений следует учитывать как отклонения в мышлении, так и нарушения речи, самоописания пациентов отнюдь не всегда являются тождественными подлинным болезненным переживаниям.

Итерации что это такое в логопедии. Смотреть фото Итерации что это такое в логопедии. Смотреть картинку Итерации что это такое в логопедии. Картинка про Итерации что это такое в логопедии. Фото Итерации что это такое в логопедииПри нарушениях речи советуем обратиться к психиатру

Речевые итерации (от лат. iterativus — часто повторяемый) или речевые стереотипии, словесные тики — непроизвольные, бессмысленные и эмоционально индифферентные повторения, нередко многократные, фраз, слов, слогов, отдельных звуков устной речи самого пациента, как спонтанной, так и провоцируемой вопросами со стороны. К расстройству относятся палилалия, вербигерация, персеверации, возвращающиеся выражения, а также такой письменный вариант, как палиграфия (Кричли, 1974).

Палилалия (Brissaud, 1899; Souques, 1908; Pick, 1921) — повторение пациентом два раза и более фразы, какой-нибудь её части, слова, слога из конца только что произнесённого им вслух фрагмента речи. Громкость повторения обычно не превышает таковую прототипа, темп повторения может постепенно ускоряться, а громкость — снижаться, слова могут частично проглатываться. Так, после ответа на вопрос о сегодняшнем числе (ответ: не знаю, численника нет) пациент практически без перерыва повторяет ответ шесть раз подряд. Другой пациент правильно называет дни недели, а затем не останавливаясь, в том же темпе и с неизменными интонациями повторяет сказанное ещё два раза. Палилалия в отношении одной или нескольких фраз обозначается также как симптом граммофонной пластинки (Майер-Гросс, 1931), симптом курантов, стоячие обороты речи. Этот симптом является типичным для болезни Пика, он встречается также при стриарной патологии, в структуре постэнцефалитического паркинсонизма, псевдобульбарного синдрома.

Палилалия возникает в отношении разных форм речи, как интеллектуальной, так и эмоциональной (восклицания, окрики, брань и др.). Наблюдается и в структуре вербальных галлюцинаций. Как правило, она не касается оборотов автоматизированной речи, произносимых машинально. Число повторений может достигать 20 и более. Повторения в конце делаются иногда беззвучными — афоническая палилалия. Палилалия наблюдается при стриопаллидарной патологии различного генеза (сосудистого, воспалительного, атрофического), а также при кататонии. От палилалии следует отличать палилогию — ораторский приём в виде повторения фрагментов речи с целью подчеркнуть их особое значение. Иногда палилогия встречается у ораторов при их волнении и потере нити высказываний.

Вербигерация или персевераторная логорея (от лат. verbum — слово, gerere — создавать) — «нанизывание» сходных по звучанию, но разных по значению слов, растягивание и коверкание слов, произнесение бессмысленных сочетаний звуков и слов (Kahlbaum, 1874). Так, пациент на протяжении нескольких часов громко выкрикивает одну и ту же фразу: «Солнце с мясом не играют». Другой говорит, как бы рифмуя звукосочетания, следующее: «Ах, тах, чвах, брах, тух, жух. ». Вербигерация может звучать в вербальных галлюцинациях. Обычно возникает у пациентов с кататоническими проявлениями шизофрении.

Тревожная вербигерация — многократное повторение выражений отчаяния у пациентов с паникой, тревогой и тревожной депрессией на высоте расстройства — раптусе (возбуждении двигательном, экспрессивном и речевом). Так, больные громко причитают: «Погибаю, спасите меня. делайте же что-нибудь. боже мой, что теперь делать!».

Персеверация (от лат. persevero — упорно держаться, продолжаться) — застревание речевых ответов на вопросы (Neisser, 1894). Так, сообщив на первый вопрос свою фамилию, на последующие вопросы пациент несколько раз продолжает называть свою фамилию. Персеверации могут быть в письменной речи, а также возникать в двигательной сфере: написав слово или фразу, пациент вместо последующих продолжает писать то же самое; совершив действие, пациент вместо нескольких новых повторяет первое. Речевые персеверации наблюдаются при сенсорной афазии, оглушённости сознания, двигательные — при атрофических процессах, кататонии. Наряду с упомянутыми некоторые авторы говорят также о существовании сенсорных и эмоциональных персевераций.

Возвращающиеся выражения (Jackson, 1864) — речевые стереотипии у пациентов с грубой сенсорной афазией, когда речь бывает ограничена одним словом или одной фразой, неуместно повторяемой в самых разных ситуациях. Так, пациент после черепно-мозговой травмы на разные вопросы или в разных ситуациях неизменно произносил одно и то же слово: «Помогите!». Джексон предполагал, что такие слова и выражения связаны с какойнибудь мыслью в момент катастрофы, пациент будто бы хотел её высказать именно в этот момент, но не успел.

Палиграфия — письменный вариант речевой итерации. Пациент, начав писать, пишет одно какое-то слово, одну и ту же фразу, иногда совершенно бессмысленное сочетание слогов или букв. Так, больной спонтанно исписал четыре страницы таким выражением:

«Фе-те-те-ре-фе-те-те». Точно таким же образом может повторяться один и тот же рисунок, нередко совершенно бессмысленный.

Логоклония (лого + от греч. klonos — беспорядочное движение) — ритмическое повторение слогов в устной и письменной речи. Впервые описана при прогрессивном параличе (Крепелин, 1904). Логоклония, распространяющаяся с начальных слогов слова на промежуточные, а затем конечные, считается характерным симптомом болезни Альцгеймера. Наблюдается также при болезни Пика, некоторых формах энцефалита.

Источник

Нарушения речи. Речевые итерации

Эта часть главы является как бы дополняющей разделы книги, в которых описаны многие нарушения речи. Системное изложение психопатологии речи (разных форм речи и на различных этапах развития речи у представителей разных систем языка) в настоящее время представить трудно ввиду недостаточной изученности данной проблемы. Здесь ограничимся описанием или только упоминанием некоторых речевых нарушений. Отметим одно важное обстоятельство: будут представлены именно нарушения речи, а не расстройства мышления, хотя кажется очевидным, что и то и другое взаимосвязано. Тем не менее эта связь нуждается в изучении, вполне вероятно, она может быть разной. Например, известно, что разорванность мышления проявляется разорванной устной речью. Однако следует иметь в виду, что при этом подразумевается разорванность словесно-логического мышления.

Как обстоит дело с другими формами мышления, неясно. Очень может быть, что некоторые из них нарушены при этом в меньшей степени либо, что также нельзя исключить априори, интактны. Совершенно непонятно, в каком состоянии находится у таких пациентов внутренняя речь. То же самое относится к письменной речи. Устная речь может находиться в состоянии разорванности, но это не значит, что в равной степени или таким же образом страдает письменная и наоборот. Поэтому в текст не включены характеристики речи, которые прямо указывают на то или иное нарушение мышления, например бессвязная, обстоятельная речь и т. п. Заметим также, что в оценке выявляемых путём расспроса нарушений следует учитывать как отклонения в мышлении, так и нарушения речи, самоописания пациентов отнюдь не всегда являются тождественными подлинным болезненным переживаниям.

Итерации что это такое в логопедии. Смотреть фото Итерации что это такое в логопедии. Смотреть картинку Итерации что это такое в логопедии. Картинка про Итерации что это такое в логопедии. Фото Итерации что это такое в логопедииПри нарушениях речи советуем обратиться к психиатру

Речевые итерации (от лат. iterativus — часто повторяемый) или речевые стереотипии, словесные тики — непроизвольные, бессмысленные и эмоционально индифферентные повторения, нередко многократные, фраз, слов, слогов, отдельных звуков устной речи самого пациента, как спонтанной, так и провоцируемой вопросами со стороны. К расстройству относятся палилалия, вербигерация, персеверации, возвращающиеся выражения, а также такой письменный вариант, как палиграфия (Кричли, 1974).

Палилалия (Brissaud, 1899; Souques, 1908; Pick, 1921) — повторение пациентом два раза и более фразы, какой-нибудь её части, слова, слога из конца только что произнесённого им вслух фрагмента речи. Громкость повторения обычно не превышает таковую прототипа, темп повторения может постепенно ускоряться, а громкость — снижаться, слова могут частично проглатываться. Так, после ответа на вопрос о сегодняшнем числе (ответ: не знаю, численника нет) пациент практически без перерыва повторяет ответ шесть раз подряд. Другой пациент правильно называет дни недели, а затем не останавливаясь, в том же темпе и с неизменными интонациями повторяет сказанное ещё два раза. Палилалия в отношении одной или нескольких фраз обозначается также как симптом граммофонной пластинки (Майер-Гросс, 1931), симптом курантов, стоячие обороты речи. Этот симптом является типичным для болезни Пика, он встречается также при стриарной патологии, в структуре постэнцефалитического паркинсонизма, псевдобульбарного синдрома.

Палилалия возникает в отношении разных форм речи, как интеллектуальной, так и эмоциональной (восклицания, окрики, брань и др.). Наблюдается и в структуре вербальных галлюцинаций. Как правило, она не касается оборотов автоматизированной речи, произносимых машинально. Число повторений может достигать 20 и более. Повторения в конце делаются иногда беззвучными — афоническая палилалия. Палилалия наблюдается при стриопаллидарной патологии различного генеза (сосудистого, воспалительного, атрофического), а также при кататонии. От палилалии следует отличать палилогию — ораторский приём в виде повторения фрагментов речи с целью подчеркнуть их особое значение. Иногда палилогия встречается у ораторов при их волнении и потере нити высказываний.

Вербигерация или персевераторная логорея (от лат. verbum — слово, gerere — создавать) — «нанизывание» сходных по звучанию, но разных по значению слов, растягивание и коверкание слов, произнесение бессмысленных сочетаний звуков и слов (Kahlbaum, 1874). Так, пациент на протяжении нескольких часов громко выкрикивает одну и ту же фразу: «Солнце с мясом не играют». Другой говорит, как бы рифмуя звукосочетания, следующее: «Ах, тах, чвах, брах, тух, жух. ». Вербигерация может звучать в вербальных галлюцинациях. Обычно возникает у пациентов с кататоническими проявлениями шизофрении.

Тревожная вербигерация — многократное повторение выражений отчаяния у пациентов с паникой, тревогой и тревожной депрессией на высоте расстройства — раптусе (возбуждении двигательном, экспрессивном и речевом). Так, больные громко причитают: «Погибаю, спасите меня. делайте же что-нибудь. боже мой, что теперь делать!».

Персеверация (от лат. persevero — упорно держаться, продолжаться) — застревание речевых ответов на вопросы (Neisser, 1894). Так, сообщив на первый вопрос свою фамилию, на последующие вопросы пациент несколько раз продолжает называть свою фамилию. Персеверации могут быть в письменной речи, а также возникать в двигательной сфере: написав слово или фразу, пациент вместо последующих продолжает писать то же самое; совершив действие, пациент вместо нескольких новых повторяет первое. Речевые персеверации наблюдаются при сенсорной афазии, оглушённости сознания, двигательные — при атрофических процессах, кататонии. Наряду с упомянутыми некоторые авторы говорят также о существовании сенсорных и эмоциональных персевераций.

Возвращающиеся выражения (Jackson, 1864) — речевые стереотипии у пациентов с грубой сенсорной афазией, когда речь бывает ограничена одним словом или одной фразой, неуместно повторяемой в самых разных ситуациях. Так, пациент после черепно-мозговой травмы на разные вопросы или в разных ситуациях неизменно произносил одно и то же слово: «Помогите!». Джексон предполагал, что такие слова и выражения связаны с какойнибудь мыслью в момент катастрофы, пациент будто бы хотел её высказать именно в этот момент, но не успел.

Палиграфия — письменный вариант речевой итерации. Пациент, начав писать, пишет одно какое-то слово, одну и ту же фразу, иногда совершенно бессмысленное сочетание слогов или букв. Так, больной спонтанно исписал четыре страницы таким выражением:

«Фе-те-те-ре-фе-те-те». Точно таким же образом может повторяться один и тот же рисунок, нередко совершенно бессмысленный.

Логоклония (лого + от греч. klonos — беспорядочное движение) — ритмическое повторение слогов в устной и письменной речи. Впервые описана при прогрессивном параличе (Крепелин, 1904). Логоклония, распространяющаяся с начальных слогов слова на промежуточные, а затем конечные, считается характерным симптомом болезни Альцгеймера. Наблюдается также при болезни Пика, некоторых формах энцефалита.

Источник

Физиологические итерации

Итерации что это такое в логопедии. Смотреть фото Итерации что это такое в логопедии. Смотреть картинку Итерации что это такое в логопедии. Картинка про Итерации что это такое в логопедии. Фото Итерации что это такое в логопедии

Физиологические итерации (лат. iteracio — повторение) — повторения детьми некоторых звуков или слогов, обусловленные возрастными несовершенствами деятельности слухового и речедвигательных анализаторов в период формирования речи в дошкольном возрасте.

Чешский ученый М. Зееман считал, что итерации начинают проявляться ещё в стадии «агукания», а затем в стадии появления первых самостоятельных слов. Однако преобладает точка зрения, что у большинства детей (в 80 % случаев) итерации наиболее ярко проявляются в период формирования фразовой речи. Ф. А. Рау также говорил о подобных явлениях детской речи, отмечая их как персеверации (застревания). Причину этих явлений он видит в том, что у дошкольников слуховые и кинестетические образы многих слов еще недостаточно четки. А нечеткость словесных образов приводит к ошибочному их воспроизведению. Вот почему речь детей содержит много повторений, неточностей, перестановок.

Физиологические итерации относятся к числу возрастных нарушений темпо-ритмической стороны устной речи и наиболее ярко они проявляются в период формирования фразовой речи, то есть с 2-х лет.

В речевом развитии детей отмечаются периоды, когда их нервная система испытывает большое напряжение. Физиологические запинки, повторения в речи ребёнка являются следствием того, что развитие мышления ребенка опережает развитие его речевых возможностей, которые, в свою очередь, ограничены периодом формирования самой речи и её аппарата. А также выявляется значительное несоответствие между пока еще недостаточно оформленным речевым дыханием и психической возможностью произнесения сложных фраз. Психическая сторона речи в этот период опережает возможности ее моторной реализации.

В период формирования речи отмечается следующая ее особенность: дети повторяют некоторые звуки или слоги. Причем сами они не замечают подобных явлений, и, следовательно, такие итерации не препятствуют нормальному речевому общению. К этому периоду ребёнок уже многое понимает, а еще больше хочет знать. Вся его деятельность и общение с окружающими эмоционально насыщены. Все это приводит к тому, что речь ребёнка от 2 до 5 лет обычно полна различного рода повторами, перестановками, спотыканиями, хаотичностью, разбросанностью, нечёткостью звукопроизношения и фразового оформления и прочими несовершенствами.

Подобное состояние речи у детей является естественным на определенном этапе их развития. Постепенно благодаря постоянному речевому общению ребенка с окружающими, их воспитательному воздействию в результате систематической речевой практики к 4-5 г. у детей полностью исчезают такие переходные явления, как итерации и другие несовершенства фонетики. А это означает, что в коре головного мозга ребенка образовались четкие, прочные слуховые и кинестетические образы слов и словосочетаний. И в дальнейшем ребенок оказывается в состоянии не только управлять работой своих речевых органов, но и контролировать ее, а в случаях необходимости исправлять допущенные фонетические ошибки. Однако при нервной ослабленности ребенка, других неблагоприятных факторах (болезни, травма, неправильные педагогические приемы) физиологические итерации могут задерживаться у ребёнка и в дальнейшем перейти в заикание.

Заикание внешне также выражается различными видами речевых запинок: многократные повторения, напряженное произнесение отдельных звуков или звукосочетаний, внезапное прерывание речи молчанием, и разные совокупности этих проявлений. Большое количество итераций часто наблюдается у детей с невротической формой заикания, что нередко привлекает внимание окружающих. Но если в норме наибольшее количество итераций совпадает с интенсивным периодом формирования развернутой фразовой речи и ограничено во времени 2-3-мя месяцами, то у детей данной группы количество итераций может оставаться значительным на протяжении более длительного времени. Заикание возникает чаще всего остро на фоне развитой фразовой речи после перенесенной психической травмы (с 2 до 6 лет).

Физиологические итерации относятся к запинкам несудорожного характера.
Причины возникновения запинок несудорожного характера:
1) Неравномерное развитие мышления и речевых возможностей ребёнка. Речевые запинки здесь — результат возрастной недостаточности в координации мышления и речи или возрастных несовершенств речевого аппарата ребёнка, его словарного запаса, выразительных средств (физиологические запинки);
2) Задержки психофизического развития в результате перенесённых болезней, травм, неблагоприятной наследственности;
3) Недостатки речи: звукопроизношения, слово- и фразообразования;
4) Безудержно-быстрая, хаотическая речь;
5) Неблагоприятное речевое окружение.

Таким образом, итерации в детской речи вполне закономерное, естественное явление. Они и называются физиологическими потому, что ничего общего не имеют с патологией, а свойственны раннему периоду развития речи дошкольников.

Источник

Физиологические итерации

Из Википедии — свободной энциклопедии

Физиологические итерации (лат. iteracio — повторение) — повторения детьми некоторых звуков или слогов, обусловленные возрастными несовершенствами деятельности слухового и речедвигательных анализаторов в период формирования речи в дошкольном возрасте.

Чешский ученый М. Зееман считал, что итерации начинают проявляться ещё в стадии «агукания», а затем в стадии появления первых самостоятельных слов. Однако преобладает точка зрения, что у большинства детей (в 80 % случаев) итерации наиболее ярко проявляются в период формирования фразовой речи. Ф. А. Рау также говорил о подобных явлениях детской речи, отмечая их как персеверации (застревания). Причину этих явлений он видит в том, что у дошкольников слуховые и кинестетические образы многих слов ещё недостаточно четки. А нечеткость словесных образов приводит к ошибочному их воспроизведению. Вот почему речь детей содержит много повторений, неточностей, перестановок.

Физиологические итерации относятся к числу возрастных нарушений темпо-ритмической стороны устной речи и наиболее ярко они проявляются в период формирования фразовой речи, то есть с 2 лет.

В речевом развитии детей отмечаются периоды, когда их нервная система испытывает большое напряжение. Физиологические запинки, повторения в речи ребёнка являются следствием того, что развитие мышления ребёнка опережает развитие его речевых возможностей, которые, в свою очередь, ограничены периодом формирования самой речи и её аппарата. А также выявляется значительное несоответствие между пока ещё недостаточно оформленным речевым дыханием и психической возможностью произнесения сложных фраз. Психическая сторона речи в этот период опережает возможности её моторной реализации.

В период формирования речи отмечается следующая её особенность: дети повторяют некоторые звуки или слоги. Причём сами они не замечают подобных явлений, и, следовательно, такие итерации не препятствуют нормальному речевому общению. К этому периоду ребёнок уже многое понимает, а ещё больше хочет знать. Вся его деятельность и общение с окружающими эмоционально насыщены. Все это приводит к тому, что речь ребёнка от 2 до 5 лет обычно полна различного рода повторами, перестановками, спотыканиями, хаотичностью, разбросанностью, нечёткостью звукопроизношения и фразового оформления и прочими несовершенствами.

Подобное состояние речи у детей является естественным на определённом этапе их развития. Постепенно благодаря постоянному речевому общению ребёнка с окружающими, их воспитательному воздействию в результате систематической речевой практики к 4-5 г. у детей полностью исчезают такие переходные явления, как итерации и другие несовершенства фонетики. А это означает, что в коре головного мозга ребёнка образовались четкие, прочные слуховые и кинестетические образы слов и словосочетаний. И в дальнейшем ребёнок оказывается в состоянии не только управлять работой своих речевых органов, но и контролировать её, а в случаях необходимости исправлять допущенные фонетические ошибки. Однако при нервной ослабленности ребёнка, других неблагоприятных факторах (болезни, травма, неправильные педагогические приемы) физиологические итерации могут задерживаться у ребёнка и в дальнейшем перейти в заикание.

Заикание внешне также выражается различными видами речевых запинок: многократные повторения, напряжённое произнесение отдельных звуков или звукосочетаний, внезапное прерывание речи молчанием, и разные совокупности этих проявлений. Большое количество итераций часто наблюдается у детей с невротической формой заикания, что нередко привлекает внимание окружающих. Но если в норме наибольшее количество итераций совпадает с интенсивным периодом формирования развернутой фразовой речи и ограничено во времени 2—3 месяцами, то у детей данной группы количество итераций может оставаться значительным на протяжении более длительного времени. Заикание возникает чаще всего остро на фоне развитой фразовой речи после перенесенной психической травмы (с 2 до 6 лет).

Физиологические итерации относятся к запинкам несудорожного характера. Причины возникновения запинок несудорожного характера:

Таким образом, итерации в детской речи вполне закономерное, естественное явление. Они и называются физиологическими потому, что ничего общего не имеют с патологией, а свойственны раннему периоду развития речи дошкольников.

Источник

Итерации что это такое в логопедии

После окончания курса занятий необходимо в течение года очень внимательно следить за речью ребенка, так как тахилалия имеет тенденцию к возвращению. Нужно беречь приобретенные ребенком навыки и не позволять ему ускорять темп речи. Если в течение года сохранится нормальный темп речи, значит, тахилалия исчезла прочно.

Физиологические итерации

Термин «физиологические итерации» произошел от латинского iteratio — повторение. У детей дошкольного возраста в результате несовершенства деятельности слухового и речедвигательного анализаторов в период формирования речи отмечается следующая ее особенность: дети повторяют некоторые звуки или слоги. Причем сами они не замечают подобных явлений, и, следовательно, такие итерации не препятствуют нормальному речевому общению.

Ф. A. Pay также говорил о подобных явлениях детской речи, отмечая их как персеверации (застревания). Причину этих явлений он видит в том, что у дошкольников слуховые и кинестетические образы многих слов еще недостаточно четки. А нечеткость словесных образов приводит к ошибочному их воспроизведению. Вот почему речь детей содержит много повторений, неточностей, перестановок.

Постепенно благодаря постоянному речевому общению ребенка с окружающими, их воспитательному воздействию в результате систематической речевой практики к 4 — 5 г. у детей полностью исчезают такие переходные явления, как итерации и другие несовершенства фонетики. А это означает, что в коре головного мозга ребенка образовались четкие, прочные слуховые и кинестетические образы слов и словосочетаний. И в дальнейшем ребенок оказывается в состоянии не только управлять работой своих речевых органов, но и контролировать ее, а в случаях необходимости исправлять допущенные фонетические ошибки.

Таким образом, итерации в детской речи вполне закономерное, естественное явление. Они и называются физиологическими потому, что ничего общего не имеют с патологией, а свойственны раннему периоду развития речи дошкольников.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *