Итоговое собеседование по русскому языку это что
Демоверсия итогового собеседования 2022
Официальная демоверсия итогового собеседования от ФИПИ для девятиклассников.
Итоговое собеседование является допуском к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования.
Общее количество баллов за выполнение всей работы – 20. Участник итогового собеседования получает зачёт в случае, если за выполнение всей работы он набрал 10 или более баллов.
На проведение итогового собеседования с одним участником итогового собеседования отводится примерно 15-16 минут.
Инструкция по выполнению заданий
Итоговое собеседование по русскому языку состоит из двух частей, включающих в себя четыре задания.
Часть 1 состоит из двух заданий.
Задания 1 и 2 выполняются с использованием одного текста.
Задание 1 – чтение вслух небольшого текста. Время на подготовку – до 2-х минут.
В задании 2 предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием. Время на подготовку – до 2-х минут.
Часть 2 состоит из двух заданий.
Задания 3 и 4 не связаны с текстом, который Вы читали и пересказывали, выполняя задания 1 и 2.
Вам предстоит выбрать одну тему для монолога и диалога.
В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем – и построить монологическое высказывание. Время на подготовку – 1 минута.
В задании 4 Вам предстоит поучаствовать в беседе по теме предыдущего задания.
Общее время Вашего ответа (включая время на подготовку) – примерно 15-16 минут.
На протяжении всего времени ответа ведётся аудиозапись.
Во время проведения итогового собеседования Вы имеете право делать пометки в контрольных измерительных материалах.
Постарайтесь полностью выполнить поставленные задачи, говорите ясно и чётко, не отходите от темы. Так Вы сможете набрать наибольшее количество баллов.
Задание 1. Чтение текста.
Вам, конечно, знаком человек, изображённый на этой фотографии. Это Юрий Алексеевич Гагарин (1934–1968) – первый космонавт.
Выразительно прочитайте текст о Юрии Алексеевиче Гагарине вслух.
У Вас есть 2 минуты на подготовку.
Кандидаты в первый отряд космонавтов набирались среди военных лётчиков-истребителей по решению Сергея Павловича Королёва, считавшего, что именно эти лётчики уже имеют опыт перегрузок, стрессовых ситуаций и перепадов давления. Их было 20 молодых лётчиков, которых готовили к первому полёту в космос. Юрий Гагарин был одним из них.
Когда началась подготовка, никто не мог даже предположить, кому из них предстоит открыть дорогу к звёздам. Надёжный, сильный
и доброжелательный, Юрий никому не завидовал, никого не считал лучше или хуже себя. Он легко брал на себя инициативу, работал упорно и с удовольствием.
12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут по московскому времени с космодрома Байконỳр стартовал космический корабль «Восток» с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. Вскоре весь мир увидел кадры кинохроники, ставшие историей: подготовка к полёту, спокойное и сосредоточенное лицо Юрия Гагарина перед шагом в неизвестность, его знаменитое «Поехали!».
Смелость и бесстрашие простого русского парня с широкой улыбкой покорили всё человечество. Продолжительность полёта Гагарина равнялась 108 минутам. Всего 108 минут. Но не количество минут определяет вклад в историю освоения космоса. Юрий Гагарин был первым и останется им навсегда!
Задание 2. Пересказ текста.
Подробно перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова С.П. Королёва, выдающегося конструктора и учёного, о Ю.А. Гагарине:
«Он открыл людям Земли дорогу в неизвестный мир. Но только ли это? Думается, Гагарин сделал нечто большее – он дал людям веру в их собственные силы, в их возможности, дал силу идти увереннее, смелее…»
Подумайте, где лучше использовать слова С.П. Королёва в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.
У Вас есть 2 минуты на подготовку.
При необходимости Вы можете использовать «Поле для заметок».
Выберите одну из предложенных тем беседы.
→ Тема 1. Праздник (на основе описания фотографии)
→ Тема 2. Поход (экскурсия), который запомнился мне больше всего (повествование на основе жизненного опыта)
→ Тема 3. Всегда ли нужно следовать моде? (рассуждение по поставленному вопросу)
Задание 3. Монологическое высказывание.
Используя карточку участника собеседования, выполните задание.
У Вас есть 1 минута на подготовку.
Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
Во время беседы Вам будут предложены вопросы по выбранной Вами теме. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные экзаменатором-собеседником.
Устный ОГЭ по русскому языку: как подготовиться к итоговому собеседованию
Экзамены все усложняют и усложняют, а ученикам ничего не остается, кроме как приспосабливаться и готовиться. С одной стороны, это может расстроить. С другой же, некоторые из них не представляют особой сложности, если просто хорошо учиться в школе. Один из таких экзаменов — итоговое собеседование на ОГЭ (или устный русский ОГЭ). Что на нем будет, как готовиться и на какие баллы рассчитывать — рассказываем в этой статье.
Из чего состоит итоговое собеседование
Чтобы написать устный русский ОГЭ, разберемся со структурой экзамена. Для того, чтобы успешно сдать итоговое собеседование, необходимо пройти через 4 этапа:
За устный русский ОГЭ можно получить 20 баллов, но системы оценок нет. Достаточно набрать 10 баллов, чтобы получить зачет, и нет обязательного минимума на каждое задание. Даже если не сдадите один раз, у вас будет вторая и третья попытка. О том, сколько можно получить за каждый из этапов, рассказываем ниже.
Советы по блоку “Чтение текста”
Тексты, чтобы написать устный русский ОГЭ, чаще всего посвящены каким-либо значимым событиям или людям, поэтому во время подготовки лучше всего пробежаться по тексту в поисках слов, которые вам мало знакомы. Это могут быть имена, места, обозначения, числительные (более двухсот, а не более двухста).
Обратите внимание и на пунктуацию. Так как читать вам придется вслух, нужно интонационно ставить паузы там, где запятые и завершать предложения там, где точки. Если в тексты встречается фамилия с инициалами, то нужно говорить их полностью или только фамилию.
Не торопитесь, читайте спокойно и выразительно. Но и не медлите, уложиться нужно в 2 минуты. Избегайте слов “классно”, “круто”, “прикольно” — за них будут сниматься баллы. Если сейчас вы понимаете, что с этим могут возникнуть проблемы — начните читать статью вслух. А лучше прочитайте книгу, а потом перескажите ее другу, чтобы отработать не только первый этап, но и второй.
Максимальное количество баллов за задание — 2.
Пересказ текста — секреты
Помимо обычного пересказа, когда вы будете сдавать устный русский ОГЭ вам дадут карточку с дополнительным материалом, который обязательно нужно включить в свой пересказ. Для этого заранее продумайте, куда вы вставите эту информацию.
Помимо этого экзаменатор будет оценивать:
Получить за это задание можно 5 баллов: если нет грамматических, орфоэпических и не более трех речевых ошибок.
Лучше всего поможет практика. Во-первых, вы подготовитесь и сдадите устный русский ОГЭ, а во-вторых, это хороший способ запоминать вообще любую информацию.
Подготовка к монологу
После того, как вы пришли на устный русский ОГЭ и дошли до этапа «Монолог», стоит определиться с выбором темы, на которую он будет. На карточке будет три типа:
Можете выбирать любую, но помните, что у вас будет всего минута на подготовку. А еще то, что к повествованию и рассуждению будут вспомогательные вопросы, на которые тоже нужно ответить в процессе монолога.
Следите за тем, чтобы размер монолога соответствовал критериям:
Всего за задание можно получить 3 балла:
Ознакомьтесь с видами монологов подробнее, чтобы быстро выбрать нужный и заработать баллы для того, чтобы сдать устный русский ОГЭ. Сделать это можно здесь.
Диалог
К этому заданию не будет подготовки, поэтому нужно сразу переключиться на последний этап, в котором основная задача — давать полные ответы на вопросы собеседника. Не отвечайте одним словом, рассказывайте свое мнение, объясняйте свою позицию, выбирайте правильные слова. Так вы получите 2 балла за последний этап и еще по 2 за отсутствие речевых ошибок в двух первых и двух последних заданиях и сдадите устный русский ОГЭ.
Порядок проведения экзамена
Стоит сказать об организационных моментах, чтобы на самом экзамене не возникло вопросов.
Устный русский ОГЭ — это обычная проверка общего развития учеников, поэтому его бояться не стоит. Если вы умеете читать, запоминать, говорить и вести диалог — у вас все получится. Чтобы быть уверенными в этом на все сто процентов, скачайте чек-лист по подготовке от преподавателя онлайн-школы Умскул. А еще не волнуйтесь, ведь на этом экзамене как никогда важно не путаться в мыслях и уверенно говорить. Выдохните, у вас все получится!
Итоговое собеседование — 2021: какими будут задания и где смотреть результаты
Через полторы недели в России стартуют государственные экзамены. В 2021 году из-за пандемии сезон ГИА торжественно откроют выпускники 9-х классов. 10 февраля они сдадут устный экзамен по русскому языку — итоговое собеседование. Наш постоянный блогер Михаил Ланцман рассказывает, как пройдёт ИС-2021.
21 января 2021 года Рособрнадзор опубликовал рекомендации по организации и проведению в 2021 году итогового собеседования по русскому языку. Теперь уже точно можно ответить на все вопросы выпускников 9-х классов, связанные с этим экзаменом.
Итоговое собеседование для всех без исключения выпускников 9-х классов состоится 10 февраля 2021 года. Принято решение, что все школьники несмотря на эпидемию будут сдавать этот промежуточный экзамен в единые дни. 10 февраля будет основным днём, дополнительные сроки — 10 марта и 17 мая 2021 года. Рекомендуемое время начала экзамена — 9:00 по местному времени.
Сколько будет длиться экзамен
Продолжительность экзамена — не более 16 минут. Для участников итогового собеседования с ОВЗ, детей-инвалидов продолжительность экзамена увеличена до 30 минут. Право на увеличение времени есть только у тех учеников, которые предоставляют справку об инвалидности или письменное заключение ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии).
Время продолжительности экзамена — это только время самого экзамена, в него не входит так называемый подготовительный период. Подготовительный период длится не более 15 минут и обязательно предусматривает следующие процедуры:
Какие будут задания и сколько баллов надо набрать, чтобы получить зачёт
Согласно официальной демоверсии итогового собеседования 2021 экзамен будет состоять из 4 заданий. Первые два будут по тексту. В начале экзамена участнику будет этот текст предоставлен.
Задание № 1 — чтение текста. Время на подготовку перед чтением — не более 2 минут.
Задание № 2 — подробный пересказ прочитанного текста с включением в него предложенной цитаты. Время на подготовку — не более 2 минут. При подготовке к ответу школьник имеет право делать пометки в КИМах в специальном разделе «Поле для заметок».
Максимальное количество баллов за первые два задания — 11.
Вторая часть итогового собеседования — проверка уровня устной монологической речи экзаменуемого, а также способности вести устный диалог с собеседником.
Задание № 3 проверяет уровень монологической речи. Ученику предлагается на выбор составить в уме за 1 минуту описание, повествование или рассуждение по конкретной теме, указанной в бланке заданий, а затем в течение примерно трёх минут устно воспроизвести этот текст.
Задание № 4 — последнее. Сразу после выполнения задания № 3 экзаменатор задаст участнику ИС вопросы по теме его монолога. Выпускник должен будет устно на них ответить. Обычно это три вопроса, на которые необходимо ответить сразу (то есть без подготовки).
Максимальное количество баллов за задания № 3 и № 4 — 9.
Всего участник ИС может заработать максимум 20 баллов. Оценка «зачёт» ставится школьнику, если он набрал не менее 10 баллов из 20 возможных. Получение «зачёта» на итоговом собеседовании даёт право выпускнику участвовать в ОГЭ-2021.
Где и как будет проходить итоговое собеседование в 2021 году
Итоговое собеседование проводится в тех образовательных организациях, в которых обучаются выпускники 9 классов. В 2021 году органам местного самоуправления предоставлена возможность проводить экзамен дистанционно. Если эпидемиологическая обстановка в регионе не позволяет провести итоговое собеседование очно, то проведение экзамена организуется в онлайн-режиме.
При очной форме сдачи итогового собеседования в школе организуют три типа аудиторий:
Из аудитории ожидания участники итогового собеседования вызываются по очереди согласно списку. Специальный организатор провожает каждого участника в аудиторию проведения экзамена. Там его встречает экзаменатор-собеседник. Этот педагог проводит сначала подготовительный период ИС (приветствие, заполнение документации. инструктаж), а затем и сам экзамен, включая диалог со школьником при выполнении задания № 4. Все ответы участников итогового собеседования фиксируются в режиме аудиозаписи.
Заменят ли ЕГЭ и ОГЭ на электронное портфолио, или Что ждёт экзамен
Перемещаться во время экзамена участники ИС могут только в сопровождении организаторов. При дистанционной форме прохождения ИС все те же этапы выполняются с использованием онлайн-технологий. Задания, время на подготовку и ответы, а также критерии оценивания ИС остаются прежними.
Что можно взять с собой на очное итоговое собеседование (а что брать не стоит)
В аудитории ожидания участники ИС могут пользоваться художественной и научно-популярной литературой, чтобы как-то занять время. Все средства связи, фото-, аудио-, видеоаппаратура, а также справочные материалы, любые средства хранения и передачи информации должны быть оставлены в комнате для личных вещей участников ИС до начала экзамена. Свои собственные толковые и орфографические словари тоже проносить нельзя.
При установлении факта использования участником ИС всех перечисленных запрещённых средств его удаляют с экзамена!
В аудиторию проведения итогового собеседования можно проносить:
Что делать, если опоздал на итоговое собеседование
Если участник ИС опоздал на экзамен, его должны допустить к участию в тот же день.
Можно ли пересдать, если выгонят за нарушения
Если участник ИС удалён с экзамена за нарушение порядка проведения, то его могут допустить до повторной сдачи устного экзамена только после положительного решения педагогического совета школы.
Что делать, если школьнику стало плохо прямо во время собеседования
Если участнику ИС не удалось завершить экзамен по уважительной причине, то ему обязательно предоставят возможность пройти экзамен повторно в дополнительные дни. Организаторы в таком случае должны оперативно пригласить медицинского работника, дежурившего на экзамене, чтобы тот оказал необходимую помощь и зафиксировал ухудшение самочувствия. Организаторы должны обязательно составить акт о досрочном завершении экзамена.
Как долго проверяют итоговое собеседование и где узнать результаты
Обычно проверка аудиозаписей ИС занимает не более 5 рабочих дней. Результаты приходят в образовательные организации, где обучаются школьники. В регионах, где есть личные кабинеты участников ОГЭ, результаты ИС также размещаются на соответствующих государственных онлайн-сервисах.
Сколько раз можно пересдавать итоговое собеседование
Пересдать ИС школьник может дважды — 10 марта и 17 мая 2021 года. Для того, чтобы участвовать в ИС повторно, надо успеть подать соответствующее заявление не позднее, чем за две недели до даты экзамена.
ОГЭ-2021: особенности проведения
Напоминаю, что Рособрнадзор и Министерство просвещения уже сообщили примерные даты ОГЭ 2021 года — с 24 по 28 мая 2021 года. Выпускникам 9-х классов в этом году придётся сдавать только два обязательных ОГЭ — по русскому языку и математике. Их успешное прохождение — условие получения аттестата. Вместо ОГЭ по выбору школы проведут контрольные работы. Они пройдут в школах с 17 по 21 мая 2021 года.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Взялись за язык
Ирина Петровна, так о чем спросят школьников на устном экзамене?
В ЕГЭ и ОГЭ последнее задание всегда самое сложное. В собеседовании это правило действует?
Собеседование как допуск к экзаменам проводится в России всего второй раз. Что изменилось в 2020 году?
За какие ошибки могут снизить баллы?
Ирина Цыбулько: Каждое задание оценивается по специальным критериям. В зависимости от них учитываются те или иные ошибки. Например, при чтении текста вслух ученики часто допускали орфоэпические ошибки в словах, в которых уже стоит знак ударения, искажали имена собственные (Вернонский вместо Вернадский), неправильно ставили ударение в терминах (минералогия, кристаллография), а также научной и публицистической лексике (естествоиспытатель, генералиссимус). Безусловно, снижались баллы за грамматические ошибки при склонении имен числительных.
Пересказ оказался самым сложным. За выполнение этого задания в прошлом году около 40 процентов девятиклассников получили «нули» по одному из критериев. Школьники искажают содержание текста, придумывают вместо него что-то свое. Иногда пропускают целые абзацы, не различают главной и второстепенной информации, допускают огромное количество повторов, не понимают значение отдельных слов. Так, можно было услышать «тщательно» вместо «тщетно», «было поручено звание» вместо «присвоено звание». Конечно, за такие ошибки баллы снижаются.
Но почему выпускники девятых классов так плохо пересказывают? Этому ведь учат малышей еще в началке.
Ирина Цыбулько: Действительно, в начальной школе дети пересказывают прочитанные сказки и рассказы. Но вот в средних классах на уроках русского языка все больше внимания уделяется письменной речи. Да и проверить знания каждого ученика гораздо проще в форме теста или диктанта. Учителю не нужно тратить время, выслушивать ответы у доски. Это, конечно, не единственная причина.
Сказывается и тенденция к господству письменной речи, и нежелание читать большие тексты, и жизнь в сети Интернет… В итоге мы видим, как сокращается словарный запас детей, игнорируется логика построения высказывания, снижается понимание чужих текстов, а лексика заменяется сленгом. Речь становится беднее и порой превращается в совсем уж хаотичный поток мыслей.
Но это все-таки спонтанная речь. Могут ли выпускнику все-таки простить хоть какие-то ошибки?
Ваш совет выпускнику: как потренироваться в красноречии?
Статья на тему: «Готовимся к итоговому собеседованию: часть первая Что такое итоговое собеседование. Цель итогового собеседования»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Междуреченская средняя общеобразовательная школа »
« Готовимся к итоговому собеседованию: часть первая
Что такое итоговое собеседование. Цель итогового собеседования »
Учитель русского языка и литературы
Магомедова Залина Рамазановна
Цунтинский район, с. Китлярата
2019-2020 учебный год.
Итоговое собеседование как элемент проверки орфоэпических норм, которыми владеет выпускник 9 класса, призвано проанализировать коммуникативную компетенцию обучающихся. Данная процедура проверяет, насколько у девятиклассников сформировано умение создавать монологическое высказывание, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух и пересказывать его, корректно включая дополнительную информацию в свое высказывание.
Выполнение школьниками заданий итогового собеседования позволяет экзаменаторам оценить соответствие уровня их подготовки по русскому языку в части владения устной речью государственным требованиям.
Целью итогового собеседования является оценка уровня общеобразовательной подготовки по разделу «Говорение» у девятиклассников. Результат проведения собеседования — это решение о допуске выпускника к государственной итоговой аттестации.
Как известно, итоговое собеседование в 9 классе состоит из двух частей. Первая часть включает чтение текста вслух и пересказ этого текста с включением в него цитаты, вторая часть проверяет сформированность умения создавать монологическое высказывание по одной из предложенных тем и «включаться» в диалог с экзаменатором-собеседником.
В данной статье мы рассмотрим некоторые особенности заданий первой части итогового собеседования и коснемся специфики подготовки к выполнению заданий этой части в школе.
Критерии оценивания заданий первой части
Задания первой части итогового собеседования по способу предъявления языкового материала имеют сходный характер: девятиклассник читает вслух текст, затем пересказывает его, дополняя предложенным фрагментом чужой речи (цитатой).
Ответ на задание 1 (чтение текста) оценивается экзаменатором-экспертом по специально разработанной системе критериев.
Критерии представлены в таблице ниже.
Как видим, максимальное количество баллов за чтение вслух — 2, за пересказ текста с привлечением дополнительной информации — 4 балла. Соблюдение норм современного русского литературного языка во время работы выпускника с текстом оценивается экзаменатором-экспертом отдельно.
Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за речевое оформление ответа на задания 1 и 2 первой части итогового собеседования, — 4 балла, максимальное количество баллов за первую часть — 10.
Задание 1. Чтение вслух
Для чтения на итоговом собеседовании учащимся предлагаются тексты научно-популярного стиля о выдающихся людях России (в науке, спорте, культуре и т.д.) с иллюстрациями, на которых представлен герой текста (его портрет) и сюжетная фотография, дающая чтецу-школьнику понятие о деятельности героя.
Первое задание направлено на выявление сформированности у девятиклассников навыков техники осмысленного чтения и проверяет понимание ими содержания текста. Экзаменатор-эксперт оценивает правильное оформление фонетической стороны устной речи: темп чтения (при норме в 120–150 слов в минуту), соответствие интонации знакам препинания текста (корректное использование пауз, логического и словесного ударения, повышения / понижения громкости голоса), соблюдение орфоэпических норм, отсутствие искажений слов.
Также задание проверяет сформированность умения школьников видеть и использовать при чтении графические символы, например знак ударения, который сопровождает имена собственные и сложные термины (Юрий Алексеевич Гага́рин, Байкону́р, бо́льшую часть жизни, в Царскосе́льский лицей, на постаме́нте) и др.
Одним из требований, предъявляемых к тексту для чтения, является наличие имени числительного в косвенном падеже, представленного в цифровой форме записи (например, «он написал более 400 научных работ», «ей было около 40 лет», «название танка Кошкин придумал в память о 1934 годе», «разработано более 100 различных конструкций самолетов» и т.д.).
Приведем пример первого задания итогового собеседования (приводим задания из методического пособия И. П. Цыбулько «ОГЭ. Русский язык. Итоговое собеседование. Типовые варианты»).
Задание 1. Выразительно прочитайте вслух текст о знаменитом советском авиаконструкторе Андре́е Никола́евиче Ту́полеве (1888–1972). У вас есть две минуты на подготовку.
Задания, подготавливающие школьников к успешному выполнению задания 1, из УМК В. В. Бабайцевой
К итоговому собеседованию школьник готовится на протяжении более четырех лет обучения: с первой четверти пятого по третью четверть девятого класса (обычно итоговое собеседование проводится в образовательных организациях в феврале текущего учебного года).
Успешное выполнение задания 1 «Чтение текста» предполагает, что у девятиклассника сформированы следующие умения:
пользоваться дополнительными графическими обозначениями, то есть ученик не допускает орфоэпических ошибок в словах, в которых стоит знак ударения;
«читать» имена собственные, термины, слова научной и публицистической лексики;
склонять имена числительные.
Конечно же, в курсе русского языка, развития речи и литературы в 5–9 классах содержатся упражнения, формирующие орфоэпические «умения» школьников. Однако, на наш взгляд, «помощниками» учителя в данном случае являются те сведения, которые в учебниках по русскому языку входят в состав приложения, но имеют важнейшее значение при орфоэпической подготовке ученика.
Так, в учебниках по русскому языку для 5, 6, 7, 8, 9 классов, входящих в УМК В. В. Бабайцевой, в разделах «Пишите правильно», «Произносите правильно» содержатся «сложные» слова с точки зрения их произношения, работа с которыми снимет «орфоэпические трудности» школьников.
Приведем примеры таких слов из приложения к учебнику по русскому языку для 5 класса.
Регулярное включение данных слов в словарные диктанты, проводимые на уроках русского языка в 5–8 классах, облегчит девятиклассникам задачу успешного выполнения задания 1 итогового собеседования.
Сформировать умение склонять числительные поможет постоянная работа с числительными на уроке русского языка. Наряду с анализом текстов, в которых используются числительные в косвенных падежах, целесообразно проводить небольшие словарные диктанты с заданиями такого характера, например: «Просклоняйте количественное числительное 796» или «Измените по падежам порядковое числительное 1973 (числительное в обоих случаях дается в цифровой записи)».
Приведем вариант выполнения данного задания обучающимися.
ОГЭ-2020 по русскому языку: что нового?
Итоговое собеседование: приемы и техники выразительного чтения
Аргументы к итоговому сочинению по направлению «Война и мир»
ОГЭ по русскому языку 2020: расписание, критерии оценивания, типы заданий
Задание 2. Пересказ текста с включением высказывания
Пересказ в методике обучения русскому языка — это связное устное изложение прочитанного текста.
Традиционно пересказ методисты считают «легким» видом работы с монологическим высказыванием, так как при пересказе школьник использует «готовые» авторскую композицию произведения, сюжет и речевые приемы.
Как известно, существуют различные виды пересказа: подробный, сжатый, выборочный, сплошной и др.
В задании 2 выпускникам предложено пересказать текст подробно и включить в него высказывание. При подготовке к этому заданию учащийся должен самостоятельно определить, в какую часть текста высказывание ввести логично и уместно.
При оценке задания 2 важным для экзаменатора-эксперта является то, чтобы пересказ и высказывание, включенное в него любым способом цитирования, составляли цельный текст. Учащийся во время пересказа может зачитать высказывание, а не воспроизводить его наизусть.
Приведем пример задания 2.
Задание 2. Перескажите прочитанный вами текст об Андрее Николаевиче Туполеве, включив в пересказ слова Леонида Львовича Кербера — советского авиаконструктора, автора первой книги об А. Н. Туполеве :
Задания, подготавливающие школьников к успешному выполнению задания 2, из УМК В. В. Бабайцевой
Выполнение второго задания итогового собеседования предполагает, что у выпускника сформированы умения:
использовать паузы в речи;
избегать искажений в произношении имен собственных и терминов;
приводить фактические сведения в пересказе;
подробно пересказывать текст;
сохранять важные микротемы текста;
логично включать высказывание (цитату) в пересказ;
использовать способы цитирования в речи.
Приведем некоторые упражнения из учебников по русскому языку и развитию речи для 5–9 классов УМК В. В. Бабайцевой, выполнение которых формирует представленные умения.
Умение корректно использовать паузы в речи
Данное умение формируется на уроках словесности при выполнении следующих упражнений (задания взяты из учебника по русской речи для 5 класса).
Упражнение. Рассмотрите рисунки. Расскажите, какие речевые ситуации изображены на них.
Упражнение. Рассмотрите рисунок. Как вы думаете, о чем рассказывает мальчик своим друзьям? Не было ли подобных происшествий с вами? Как бы вы о них рассказали товарищам? Напишите или составьте устно свой рассказ.
Умение создавать подробный пересказ текста
Приведем примеры упражнений, формирующих названное умение, из учебника по русской речи для 6 класса.
Упражнение. Прочитайте текст. Определите его стиль; укажите признаки, характерные для этого стиля. Почему пропорция, о которой говорится в этом тексте, названа своеобразной?
Перескажите подробно текст. Ответьте письменно на вопрос: один и тот же или разные суффиксы в словах «стрижонок» и «дрозденок»? Какие сведения из морфемики, фонетики, графики и орфографии необходимо использовать, доказывая правильность своего ответа?
Упражнение. Подготовьтесь к устному пересказу, близкому к тексту.
Прочитайте памятку «Как подготовиться к изложению (пересказу), близкому к тексту» (с. 140).
К пункту 2 памятки.
Как ребята относились к одуванчикам? Почему?
Что изменило их отношение к этим цветам?
Что значит «сделать открытие»?
Как наблюдал за цветами мальчик? Какое открытие ему удалось сделать?
Как изменилось отношение детей к одуванчикам? Почему?
К пункту 5 памятки.
Одуванчики были неинтересными цветами; мы их срывали только для забавы.
II. «Раз мне удалось сделать открытие».
Все говорили: «Луг золотой».
«Однажды я. заметил, что луг был не золотой, а зеленый».
а) одуванчики вечером;
б) одуванчики утром.
«Одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов».
К пункту 6 памятки.
Отметьте слова, сочетания, придаточные предложения, обозначающие время действий и подчеркивающие их последовательность.
Укажите примеры глаголов в форме настоящего и будущего времени; объясните, для чего они употреблены в рассказе о прошлом.
Прочитайте глаголы-синонимы. Подумайте, какие из них и почему употреблены в рассказе. Позвать, призвать, кликнуть (разг.), крикнуть; заглядеться, засмотреться, залюбоваться, зазеваться (разг.).
Укажите метафоры, проследите, как они «подготовлены» предыдущим содержанием текста.
План текста может быть простым и сложным. Каким планом пользовались вы при подготовке к пересказу «Золотого луга» — простым или сложным? Чем, повашему, сложный план отличается от простого?
Умение сохранять важные микротемы текста
Упражнение (из учебника для 5 класса). Напишите сочинение о своем друге (или о своих друзьях). При подготовке подумайте над вопросами:
Кто твой самый близкий друг?
Как началась ваша дружба?
Какой он, твой друг? Что нравится в нем окружающим людям, одноклассникам, тебе?
В чем проявляется ваша дружба?
Ниже представим упражнение из учебника для 6 класса по русской речи, формирующее данное умение.
Упражнение. Запишите несколько узких тем, входящих в тему «Осень». Напишите сочинение на одну из них.
Умение использовать способы цитирования в речи
Тема «Предложения с чужой речью» в рассматриваемом УМК дается в 9 классе, однако дети знакомятся с прямой речью раньше, уже в 5 классе.
Приведем примеры упражнений из учебника по русскому языку для 5 класса.
Упражнение. Закончите предложения, включив в них прямую речь.
Учитель может немного «усложнить» задание, поставив дополнительную задачу перед школьниками, например: преобразуйте прямую речь в косвенную; понаблюдайте, какие части речи вы включаете в состав предложения при такой трансформации.
Упражнение. Понаблюдайте, как можно использовать цитату в предложениях с прямой речью. В каждом предложении укажите прямую речь и слова автора. Объясните постановку знаков препинания. Запишите по выбору предложение. Подчеркните орфограммы.
Таким образом, анализ содержания заданий первой части итогового собеседования и обучения по русскому языку в 5–9 классах свидетельствует, что у выпускника 9 класса сформированы коммуникативные умения (с точки зрения развития устной речи), необходимые для успешного прохождения этих испытаний.