Итсизм и агностицизм в чем разница

Религия или культура- итсизм: Что это такое? Обзор и стоит ли в это верить? +Видео

Итсизм и агностицизм в чем разница. Смотреть фото Итсизм и агностицизм в чем разница. Смотреть картинку Итсизм и агностицизм в чем разница. Картинка про Итсизм и агностицизм в чем разница. Фото Итсизм и агностицизм в чем разницаИтсизм – это своеобразная форма религиозного либерализма, которая характеризуется тем, что какая-то высшая сила между небом и землей существует, но при этом отрицаются религиозные течения.

Первое упоминание этого слова появилось в 1996 году в нидерландском «Социально-культурном отчете». В том же году в философском журнале «Filosofie Magazine» вышла статья, которая более детально разбирала этот культурный и социальный феномен. В статье приводились факты того, что число людей верящих в абстрактную высшую силу с 1991 года возросло с 2% до 22%. Чаще всего в ответ на вопрос «Верите ли в в Бога?», итсисты отвечали, что не верят, «но должно же быть что-то».

В отличие от агностиков, которые не верят в то, что им неизвестно…

… итсисты полагают, что возможно мы не все знаем, а есть что-то намного большее. В концепции итсизма Бог представляется в виде некой сущности, которая существует над нашим миром, либо как коллективная сила, которая существует в рамках нашего мира.

Такое мировоззрение характерно для мыслящих людей, которые довольно критично относятся к религиозным институтам, при этом имеют веру. Люди с давних времен верили в существование высших сил, но сегодня многие религиозные традиции, догмы и обряды перестали соответствовать реалиям нынешнего времени.

Легко и просто познакомиться с этим течением

…можно, посмотрев индийский фильм ПиКей (2014). Это не тот индийский фильм про танцы, любовь, наигранную наивность. Но фильм ПиКей существенно отличается от всего, что мы привыкли видеть за лейблом индийское кино. Фильм, наверное, лучший в своем жанре и лучший на тему итсизма, он никак не оскорбляет чувства верующих, наоборот, он помогает взглянуть на проблему религии свежим, детским, наивным взглядом.

Вообще тема религии довольно острая, захватывает большое количество людей и интересов этих людей. И, пожалуй, именно этот фильм отвечает на большинство вопросов, которые возникают на тему религии и Бога. Для того, чтобы ответить на большинство вопросов про религию необходим чистый ум.

А у кого самый чистый ум? У детей! Или у тех, кто впервые посещает нашу Землю. Инопланетяне. Это мы плавно перешли к сюжету самого фильма. На Планету Земля прилетает инопланетянин. Первое, что с ним случается на Земле – у него крадут передатчик, который помогает ему перемещаться между планетами. И теперь он никак не может вернуться обратно.

Но какой индийский фильм без любовной линии?

Так вот в этом фильме любовь происходит между представителями разных религиозных конфессий. Они любят друг друга, но не могут быть вместе. Отец главной героини против того, чтобы она имела какие-либо контакты с представителями каких-либо других религиозных взглядов. Но главная героиня решает все-таки пойти по зову своего сердца и решает сама сделать предложение своему возлюбленному, но после его согласия в день свадьбы получает от него письмо о том, что они не могут быть вместе именно из-за разных религиозных взглядов.

Героиня в расстроенных чувствах бросается в работу с головой, а работает она в медиа сфере. Именно очередной поиск сюжета сводит ее с главным героем – инопланетянином.

Не обычный взгляд на наш мир инопланетного гостя очень сильно привлекает героиню. Особенно когда он рассказывает ей свою историю попадания на Землю, и как он знакомиться с этим миром, как изучает язык и традиции. Через весь фильм красной нитью проходит тема религии. Инопланетянин, общаясь с представителями Земли, которые так часто уповают на Бога, понимает, что только он способен помочь ему с поиском пульта от своего космического корабля. Но тут возникает вопрос, к какому Богу обращаться? Как оказалось на земли Богов много, у каждого из них свои правила, своя компания, которая и называется религией.

Но герою так и не удается достучаться хоть до какого-то Бога, и он решает, что во всех этих вещах, во всех этих атрибутах Бога нет. Он понимает, что Бога нужно найти, и тут ПиКей знакомиться еще и с шарлатанами от псевдорелигии, именно из-за них связь с Богом не устанавливается. В общем, чем там все закончилось, стоит посмотреть лично.

Тем более, что фильм снят очень-очень качественно, вы получите эстетическое, визуальное, аудиальное и эмоциональное удовольствие. Очень веселый, позитивный и глубокий фильм, проясняющий многие вопросы религии. От всей души рекомендую пересмотреть с открытым сознанием.

Источник

Кто такие агностики? В чем суть их взглядов? Что значит слово агностик? Что такое агностицизм? Объясняем простыми словами. Знаменитые ученые-агностики: Дэвид Юм, Иммануил Кант, Томас Гексли, Герберт Спенсер, Огюст Конт, Бертран Рассел, Карл Поппер, Нил Деграсс Тайсон.

Итсизм и агностицизм в чем разница. Смотреть фото Итсизм и агностицизм в чем разница. Смотреть картинку Итсизм и агностицизм в чем разница. Картинка про Итсизм и агностицизм в чем разница. Фото Итсизм и агностицизм в чем разница

В частности, агностики полагают, что человек не может знать, существует ли бог, есть ли рай и ад, жизнь после смерти и прочие сверхъестественные явления. Чаще всего слово «агностик» употребляют именно в религиозном смысле, противопоставляя агностиков верующим и атеистам.

В чем суть агностицизма

Агностик и атеист: в чем разница

Иногда агностиков путают с атеистами. Это не всегда верно.

В отличие от атеистов, агностики не утверждают, что бога нет. Агностики лишь указывают, что доказательств существования бога нет и отрицают возможность узнать, существует ли он на самом деле.

Известные агностики: Иммануил Кант, Герберт Спенсер, Нил Деграсс Тайсон

Иммануил Кант полагал, что независимо от нас существует внешний мир, где существуют подлинные «вещи в себе». Этот мир воздействует на наши органы чувств, и мы лишь опосредованно знаем об устройстве этого мира (мы видим и чувствуем «вещи для нас»). При этом мы не можем сказать, насколько «вещь для нас» похожа на «вещь в себе». Ведь человек не может изучить предмет, не используя свои органы чувств.

Дэвид Юм также отмечал, что человеческое познание имеет дело с чувственным опытом, а потому не может судить о том, какова реальность «на самом деле».

Итсизм и агностицизм в чем разница. Смотреть фото Итсизм и агностицизм в чем разница. Смотреть картинку Итсизм и агностицизм в чем разница. Картинка про Итсизм и агностицизм в чем разница. Фото Итсизм и агностицизм в чем разницаНил Деграсс Тайсон. Кадр YouTube / Big Think

Источник

Итсизм и агностицизм, в чем отличия?

ИТСИЗМ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА РЕЛИГИОЗНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ

В статье анализируются результаты социологического исследования отношения современной московской молодёжи к религии, и приводится авторское мнение в отношении итсизма как феномена. Делается вывод о склонности большинства молодёжи к итсизму — интуитивной вере в неопределённую Высшую Силу.

Ключевые слова: религия, религиозность, итсизм, православие, атеизм, агностицизм, деизм, пантеизм, фатализм, традиционная вера, религиозная догма, моральный релятивизм, верующие и неверующие, социальная система.

IETSISM AS AN UNDERLYING FORM OF MODERN YOUTH’S RELIGION

In this article the results of the survey of contemporary Moscow youth’s attitudes toward religion are analyzed and the author’s point of view to an ietsism as a kind of phenomenon is showed. It is concluded that…

Ведь как оно получается…

Атеисты (воинственных фанатиков не берём в расчет) — никаких проблем, можно разговаривать, например, о социологической или биологической стороне вопроса на рациональном, «научном» языке. Это наиболее распространенный и универсальный язык современности, и я всегда могу понять человека, который на нем говорит. Вне зависимости от близости позиций.

Верующие (воинственных фанатиков не берём в расчет) — никаких проблем, можно разговаривать на том же самом «наиболее универсальном языке», а можно, коли собеседнику охота, переключиться и на сугубо религиозный взгляд на вещи. Для меня это будет столь же просто и естественно, ибо я и сам…

Возможно, что первое упоминание этого слова было в нидерландском «Социально-культурном отчёте» 1996 годa, (нидерл. «Sociaal en Cultureel Rapport 1996»). B ноябрьском издании периодического журнала Философии, «Filosofie Magazine» того же года в статьe «Вот, идут Итсеры», сообщалось: «Всё меньше людей проявляют интерес к церкви. Количество людей верующих в «неизвестную, высшую силу» увеличивается; начиная с 1991 года c 2 % до 22 %, (по данным «Социально-культурного отчёта» за 1996 год). Это национальная эпидемия. Типичный ответ итсиcта на вопрос: «Верите ли вы в общепринятого христианского Бога?» будет: «Hет,…

В нашей стране традиционной религией считается православие, одна из ветвей христианства. Совсем недавно церковь еще не была отделена от государства и имела большое влияние на жизнь любого гражданина нашей страны. Принимала участие в управлении государством и практически отвечала за социальное развитие в Российской империи.

А что сейчас?
Весной 2008 года был проведен ряд социологических исследований с целью выяснить роль религии в российском обществе. Такие исследования проводятся аналитическим центром Юрия Левады регулярно с 1999 года. Последние исследования показали, что роль религии в нашем обществе неуклонно растет, позиции православной церкви укрепляются. Так, в этом году число людей, которые причислили себя к верующим, увеличилось на 19%, а людей, посещающих церковь время от времени, увеличилось на 27%. По результатам опроса число агностиков в нашей стране выросло на 20%, по сравнению с результатами 2002 года. Кто же они?

Термин «агностик» ввел в…

Даже странно, что на такую вещь нет рецензий. Подозреваю, чтьо 99% просто не знают что такое итсизм и всевидящее око.
Мне вот что интересно: чем итсизм отличается от агностицизма? И можно ли их считать религиозным анархизмом?

Михаил Минаичев 05.11.2011 19:51 Заявить о нарушении

Итсизм подразумевает наличие высшей силы, но не наделяет ее никакими свойствами (хотя и не отрицает возможность их наличия). Агностицизм же допускает отсутствие этой силы. Итсзим, в принципе, можно назвать агностическим теизмом.
Насчет религиозного анархизма — не могу вообще соотнести эти понятия. Анархизм — устройство общества, а религия это чисто субъективное понятие. Религиозный анархизм — это свобода совести.

Ян Хвилищевский 05.11.2011 21:51 Заявить о нарушении

Да в том и дело, что свобода совести может декларироваться и применяться на практике любым государством, даже тоталитарным. В таком государстве представители разных культов могут иметь…

Вопросы для проверки знаний по социологии религии

Вопросы для контроля знаний, полученных в ходе изучения социологии религии, должны касаться всех основных проблем этого курса.

1. Что такое религия? Каково происхождение этого слова?

2. Какова цель социологического исследования религии?

3. Каковы основные методы социологического изучения религии?

4. Под влиянием каких факторов формируется религиозная личность?

5. Каким образом религия разрешает конфликт между интересами общества и индивида?

6. Что имеют в виду социологи, говоря, что религия – это социальный институт?

7. Каковы основные социальные функции религии?

8. В чем отличие культа от догматики? Приведите примеры.

9. Какие виды и формы религии вы знаете?

10. Сохраняются ли анимизм и магия в современных религиях?

11. Почему Церковь всегда выступала против магов и экстрасенсов?

12. Согласны ли вы с утверждением о том, что атеизм – это…

Агностик же менее критичен. Он не говорит с уверенностью, что Бога нет, он лишь сообщает о невозможности узнать точный ответ на этот счет. Иными словами, человек считает бессмысленным любой спор о понятиях, которые нельзя доказать или опровергнуть. Такая позиция подразумевает, что ее обладатель при наличии достаточного количества неоспоримых аргументов может принять и ту, и другую сторону.

Важно отметить, что сомнения относительно религиозной принадлежности истинного Бога вовсе не являются агностицизмом. Человек, неуверенный в правомерности самого института церкви или правдоподобности конкретной религии, относится к антиклерикализму.

Наиболее простым и наименее правильным ответом на…

В настоящее время довольно часто можно слышать термин «агностик». Значение слова можно произвольно растолковать как «непознаваемый». И этот перевод как нельзя лучше передает саму суть агностицизма.

Агностик — это человек, который считает невозможным познавание действительности иначе, чем через существующий субъективный опыт. Иными словами, если рассматривать этот термин в отношении религии, то позиция агностика звучит примерно так: «Я не знаю, существует бог или не существует, и считаю, что никто из людей, живущих на Земле, не может обладать подобным знанием». Такие люди подходят к вопросам веры с логической точки зрения, утверждая, что действительность сама по себе непознаваема для человека. Поэтому агностик — это человек, не верящий в доказуемость или опровержимость отвлеченных суждений.

Агностик предпочитает не рассуждать, а приводить логические доводы и доказательства. Часто его путают с атеистами, но это принципиально не верно. Агностик — это не человек,…

Само по себе слово «агностицизм» давно стало привычным для современного человечества, однако верность его трактовки зачастую вызывает сомнения. Попробуем разобраться: агностик – кто это?

Как правило, большинство отвечающих на этот вопрос приравнивают людей таких убеждений к неисправимым скептикам, а иногда и вовсе атеистам, что в корне неверно. Утверждение, что агностики – это люди, не верящие в бога, свидетельствует лишь о недостаточности культурного развития.

Филологический контекст

До того как мы углубимся в суть данного явления, обратим внимание на весьма схожее по написанию слово – «гностицизм». Оба определения восходят этимологически к греческому gnosis — знание. Это и можно назвать ключевым концептом обоих определений.

Так, последователи гностицизма, распространение которого началось в третьем-четвертом веке нашей эры, утверждали, что обладают неким сакральным знанием, полученным непосредственно от бога. Изначально этот тип мировоззрения…

Источник

«Я не знаю, я агностик», или краткий экскурс в терминологию

Вс Июл 14, 2013 16:22

Многие считают, что можно быть либо “верующим”, либо “агностиком”, либо “атеистом”.
Это некорректное суждение, так как позиции “верующий” и “атеист” определяются ответом на вопрос “верите ли вы в бога”, а позиция “агностицизма” заключается в отрицании возможности узнать, есть бог или его нету.
Таким образом, теист говорит “я верю в бога”, атеист — “я не верю в богов”, а позиция агностика звучит так: “я считаю, что нельзя узнать, существует ли бог.” При этом как теист, так и атеист могут быть агностиками.

Бертран Рассел, приводя аналогию с чайником, говорил, что, хоть он и не может установить, истинно суждение “чайник летает на орбите” или ложно, в его истинность он не верил. Примерно в этом и состоит позиция атеиста–агностика.

Теолог Роберт Флинт году эдак в 1887 в одной из своих лекций сказал:

Если человек не смог найти достаточных оснований, чтобы поверить в бога, совершенно естественно и разумно для него не верить, что бог есть; в таком случае он является атеистом; но если он пойдет дальше, и после исследования природы и предела человеческого знания придет к выводу, что существование бога невозможно доказать, и прекратит верить, потому что не способен знать, истина ли это, он является и агностиком, и атеистом — агностиком–атеистом, и атеистом, потому что он агностик. Ошибочно как отождествлять агностицизм с атеизмом, так и разделять их, словно одно исключает другое.

Дэн Баркер, много лет служивший проповедником, но потом перейдя на сторону противников религии, выразился еще яснее:

Люди постоянно удивляются, когда я говорю, что я и атеист, и агностик, будто это как–то ослабляет мою уверенность. Я обычно в ответ спрашиваю их: “Вы республиканец или американец?” Эти понятия обозначают разные характеристики и не исключают друг друга. Агностицизм касается знания, атеизм — веры. Агностик говорит “я не знаю, существует ли бог”, атеист — “я не верю, что бог существует”. Можно сказать быть и тем, и другим одновременно. Некоторые агностики — атеисты, некоторые — теисты.

Агностик–теист же, тоже признавая, что установить истинность ему не под силу, все же верит в эту самую истинность (почему–то при этом часто позиционируя свою веру как некую ценность).

UPD: Когда речь идет о религии, агностицизм определяют по–разному. Первое определение я привел — просто позиция признания недоказуемости–неопровержимости. То есть, согласно этому определению, верующие–агностики могут верить, но признавать, что ни доказать, ни опровергнуть они существование не могут. И атеисты–агностики, не веря, могут утверждать, что не могут ни доказать, ни опровергнуть. Либо просто считать, что нельзя опровергнуть. Опровергнуть нельзя, –> знать, что бога нет, нельзя, но при этом можно легко не верить. И наоборот.

Другая точка зрения состоит в том, что агностицизм — это средняя позиция, исключающая теизм и атеизм — раз агностик считает, что, чтобы решить, верить или не верить, нужно знать, а знать (доказать или опровергнуть для получения знания), по его мнению, нельзя, то и решить, верить или не верить, он не может. Эта позиция относительно распространена, но по–моему, проблема в том, что, чтобы во что–то не верить, не обязательно знать и уметь опровергать. Ведь есть множество выдуманных сущностей и концепций, которые фальсифицировать нельзя.
И чтобы выбрать веру, не обязательно знать (по определению веры). Достаточно хотеть верить. При этом вполне можно признавать, что вы не можете ни опровергнуть, ни доказать. Поэтому мне первый вариант, который я включил в пост, мне показался адекватнее. И агностицизм, по–моему, просто описывает позицию по другому вопросу.
________________________

Если с атеистами, которые не верят ни в одного из предполагаемых богов, все относительно просто, то классифицировать верующих сложнее. Ведь верующие бывают разные, боги у них разные, и характеристики, им приписываемые, тоже разные.

В первую очередь следует определить понятие “теизм”. Согласно вики и куче других словарей, теизм в широком смысле — просто вера в то, что существует некая сверхъестественная сущность. Как минимум одна. В узком смысле теизм — вера во вездесущего, всемогущего, всеведущего бога–личность, который создал Вселенную, может участвовать в развитии её событий, и которого человек может познать посредством божественных откровений и личного общения. К теизму–в–узком–смысле относятся такие популярные религии, как христианство, ислам, иудаизм, индуизм. Которые делятся на моно — и политеистические (это, думаю, объяснять не стоит).

Теизм в широком смысле является верой в бога (любого) и включает ряд других позиций. В частности:

Деизм — вера в бога–создателя, который в самом начале определил законы природы, и не разговаривает ни с кем лично, но может вмешиваться в ход событий посредством божественного провидения (хотя я не очень понимаю, чем это провидение отличается от чудес, в которые, как утверждают сами деисты, они не верят). Также деисты не верят в истинность религиозных откровений, отвергая догматические религии, основанные на “слове божьем”. По мнению деистов, бога можно познать посредством исследования природы, её сложностей и закономерностей.

Пантеизм — вера в то, что бог и Вселенная — одно и то же. То есть, пантеисты в бога–личность не верят — у них он вездесущ, вечен, но личностью не является и проявляет себя только посредством событий самой природы, с которой возник одновременно.

Пандеизм — вера в то, что этот неличностный бог, прежде чем создать Вселенную и слиться с ней, существовал как сознательная сущность.

Что интересно — некоторые верующие, относящие себя к христианам или мусульманам, могут не соглашаться с догматическим описанием бога, таким образом, считая себя христианами или мусульманами (обычно из–за воспитания), но веруя в бога деистов или вовсе итсистов.

Лично я заметил, что таких людей становится со временем все больше — традиционная организованная религия знакомит их с идеей бога, но претензии на знание истины и жесткая догматичность отторгают таких людей от церковной жизни.

Также любопытна позиция “христианского атеизма”. Звучит, как оксюморон, но суть её состоит в следовании учению Христа без веры в его божественное происхождение и в существование христианского бога вообще.

Антитеизм заключается в активном противостоянии теизму. Антитеисты считают, что теистические воззрения неверны и часто пагубны, и утверждают, что богов не существует.

Атеизм обычно подразделяют на “сильный” и “слабый”. Слабый атеизм подразумевает просто отсутствие веры. Сильный же предполагает убежденность в том, что утверждение “хотя бы один бог существует” ложно.

При этом атеизм может быть “выраженным” и “невыраженным” — относящие себя к первым признают, что не верят; “невыраженные” атеисты могут не верить до того, как смогли определиться с позицией либо вообще познакомиться с понятием “бога” (маленькие дети, к примеру). Суть ясно изложена в русскоязычной вики и сопровождается великолепной иллюстрацией с кружочками Эйлера.

В целом это «классы» позиций, сгруппированных по общим признакам; на деле позиции, относящиеся к одной группе, могут отличаться между собой в деталях, или пересекаться в ряде концепций с другими позициями (тот же христианский атеизм).

Еще можно отметить «игностицизм» (или «игтеизм») как отказ от определения позиции до того, как спрашивающий о вере в бога определит понятие «бога». Игтеист считает, что вопрос «есть ли бог» не имеет смысла, если не определено слово «бог». И так как значений у него множество, один человек может быть как теистом, так и атеистом относительно разных «богов».

У перечисленных терминов могут быть и другие определения — я привел лишь те, которые, на мой взгляд, непротиворечиво складываются в общую картину. Если где–то накосячил или чего–то забыл, обязательно пишите, поправлю. Предложениям по шлифовке формулировок открыт.

Источник

СИСТЕМНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
И СОЦИОЛОГИЯ

Заключением Президиума ВАК Минобрнауки России №13-6518 от 01.12.2015 г. включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий

Итсизм и агностицизм в чем разница. Смотреть фото Итсизм и агностицизм в чем разница. Смотреть картинку Итсизм и агностицизм в чем разница. Картинка про Итсизм и агностицизм в чем разница. Фото Итсизм и агностицизм в чем разница

Итсизм и агностицизм в чем разница. Смотреть фото Итсизм и агностицизм в чем разница. Смотреть картинку Итсизм и агностицизм в чем разница. Картинка про Итсизм и агностицизм в чем разница. Фото Итсизм и агностицизм в чем разница

Теория и метод системной психологии

Психологические исследования

История психологии и психология истории

Наши юбиляры

Информация

Итсизм и агностицизм в чем разница. Смотреть фото Итсизм и агностицизм в чем разница. Смотреть картинку Итсизм и агностицизм в чем разница. Картинка про Итсизм и агностицизм в чем разница. Фото Итсизм и агностицизм в чем разница

Итсизм и агностицизм в чем разница. Смотреть фото Итсизм и агностицизм в чем разница. Смотреть картинку Итсизм и агностицизм в чем разница. Картинка про Итсизм и агностицизм в чем разница. Фото Итсизм и агностицизм в чем разница

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

Ткаченко А.В., ИТСИЗМ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА РЕЛИГИОЗНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ

ИТСИЗМ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА РЕЛИГИОЗНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ

В статье анализируются результаты социологического исследования отношения современной московской молодёжи к религии, и приводится авторское мнение в отношении итсизма как феномена. Делается вывод о склонности большинства молодёжи к итсизму — интуитивной вере в неопределённую Высшую Силу.

Ключевые слова: религия, религиозность, итсизм, православие, атеизм, агностицизм, деизм, пантеизм, фатализм, традиционная вера, религиозная догма, моральный релятивизм, верующие и неверующие, социальная система.

IETSISM AS AN UNDERLYING FORM OF MODERN YOUTH’S RELIGION

In this article the results of the survey of contemporary Moscow youth’s attitudes toward religion are analyzed and the author’s point of view to an ietsism as a kind of phenomenon is showed. It is concluded that modern young Muscovites are inclined to ietsism as the worship of an undefined Supreme Power.

Key words: religion, religiousness, ietsism, Orthodoxy, atheism, agnosticism, deism, pantheism, fatalism, traditional belief, religious dogma, moral relativism, religious people and unbelievers, social system.

Введение

Анализ мировоззрения молодёжи показывает те тенденции общественного развития, которые сегодня только набирают оборот, но в ближайшем будущем могут стать определяющими факторами социальных процессов. Идеи и ценности современной молодёжи через несколько лет могут стать нормой жизни всего общества, трансформироваться в стандарты доминирующей культуры.

Религиозные представления как часть мировоззрения являются отражением не всегда осознанных его носителями, но реально происходящих в обществе процессов, поэтому чрезвычайно важно изучить эти представления и выявить направление, в котором они развиваются год от года. Направленность изменений в сознании молодёжи демонстрирует тенденцию перехода общественной системы из одного качественного состояния в другое, следовательно, если установить, как и во что верят люди молодого поколения, можно представить, как будет вести себя значительная часть общества в будущем [19].

Исследования религиозной подсистемы общества, проведённые ИПССО подтверждают слова Анри Сен-Симона: «Думают, что всякая религиозная система должна исчезнуть. Это глубокое заблуждение. Религия не может покинуть мир, она только переменяет вид». Действительно, полученные данные свидетельствуют о постепенных переменах в религиозном сознании молодёжи. Причём меняется не просто сознание, меняется сам «вид» религии, так как религия — это всегда то, во что мы верим либо осознанно, либо неосознанно.

1 Общая характеристика итсизма

Социологические исследования позволяют выявить определённую тенденцию в эволюции религии, а именно — замену традиционного представления об антропоморфном Боге на абстрактное и чисто интуитивное представление о некой сущности, влияющей на судьбы людей. В современной социологии религии подобные абстрактные и аморфные представления объединяются общим термином «итсизм». Иначе, итсизм — это неопределённая вера в то, что либо в земном мире, либо где-то в другом измерении есть некая Высшая Воля, от которой люди могут как-то зависеть. Можно сказать, что итсизм — это вера во что-то глобальное и высокое, но даже самому верующему неясно, во что.

Очевидно, что в итсизме нашёл отражение распространённый во все времена и у всех народов фатализм — вера в судьбу или силу рока. Но также верно и то, что итсизм не тождественен древнему фатализму, поскольку главное в нём — не вера в судьбу, а интуитивная догадка, будто «там что-то есть». Более того, итсизм, признавая это «что-то» (от голландского слова Iets— «что-то» — происходит само название данной веры), исключает веру в предопределение судьбы. Итсист (или по-другому итсер) признаёт существование некой Божественной субстанции, или некого Абсолюта, но не готов признать, что этот Абсолют определяет жизнь человека наперёд. Итсист считает себя свободным, и в словарях понятие «итсизм» часто характеризуют как «либеральную веру», а это значит, что склонные к ней люди хоть и признают свою зависимость от высшей силы, но только тогда, когда самостоятельными усилиями они не справляются с какой-то проблемой. Не встречая серьёзных жизненных преград, итсисты не вспоминают об Абсолюте и убеждены в том, что они сами всего добиваются без посторонней помощи. Иначе и быть не может, поскольку итсизм — это вера абстрактная, и образ Абсолюта в ней настолько размыт, что в разное время одним и тем же человеком он представляется то Богом, то космосом, то судьбой, а то и вовсе забывается. Неслучайно англоязычная Wikipedia пытается перевести слово Ietsisme с голландского как Somethingism, что по-русски будет звучать примерно как «что-тоизм»[21]. Как видно, итсизм основан на страхах, догадках и неуверенности. Итсист неудовлетворён ни одной из традиционных религий, но не так, как агностик. Агностик начитан и считает, что ни одна из традиционных религий не дала доказательства существования Бога. Итсист же просто духовно безграмотен. Он мало знает о догматике конкретных религий. Абстрактность и поверхностный характер его религиозного мировоззрения объясняется отрывом от национальных культурных корней, господствующей светской системой образования и массовым информационным напором, которому современному молодому человеку противопоставить нечего. Поэтому, если агностик — это логик, он ищет рационального подтверждения известных религиозных доктрин, то итсист — это религиозный неуч, он верит, но не знает, во что, и верит лишь время от времени — тогда, когда начинает задумываться над происходящими неудачами.

Следует отметить, что итсистам чужд апатеизм — апатичное отношение к вере, которое господствовало, например, в позднем советском обществе. Сущность апатеизма выразил Дени Дидро, сказав, что ему «совершенно не важно — верить в Бога или нет». Однако среди московской молодёжи встречаются не только итсисты, но и атеисты и религиозные ортодоксы. Действительно, некоторая часть опрошенной социологами молодёжи безоговорочно относит себя к атеистам, забывая о том, что атеизм, принимаемый как догма, — всё та же вера — безукоснительная вера в то, что Бога нет. По крайней мере, с оговоркой, что Бога нет в том виде, в каком Его образ преподносит Церковь. Ещё меньшая часть молодых москвичей придерживается традиционных представлений о Боге как о высшем, всемогущем, сверхразумном Творце мира, создавшем человека по своему образу и подобию. В свою очередь, эти люди делятся на воцерковленных и лишь интуитивно признающих правоту Церкви. Воцерковленных, то есть добросовестно исполняющих религиозные обряды, оказывается меньше всего, и этот факт подтверждает мнение о том, что современная молодёжь в основе своей верующая, но вера её не подкрепляется традициями или логическим осмыслением мира.

Итсизм ещё недостаточно хорошо изучен, и та характеристика, которая дана ему в статье, является исключительно результатом наблюдений, контент-анализа источников и анализа устных и письменных опросов, проведённых автором. Например, можно утверждать, что итсизм противопоставлен традиционным религиям, но не оторван от них совсем. Он эклектичен, так как вобрал в себя жизненный опыт самого верующего и сведения из самых разных источников информации. В последнее время большинство опрошенных социологами молодых людей, как верующих, так и неверующих, не имеют чёткого представления о вере. Свои суждения о религии они черпают из личного опыта, разговоров с друзьями и родственниками, сообщений СМИ и из порой противоречащих друг другу разнообразных религиозных, философских, научных и оккультных концепций. Поэтому нередко вера современных студентов и школьников содержит примеси суеверий и даже идей экзотических сект.

Итсизм не является чем-то новым для российского и европейского общества. Начиная как минимум с эпохи Просвещения он проявлялся в суждениях немногих образованных лиц, разочарованных в жёстком догматизме Церкви, но не готовых только на этом основании встать на позиции агностиков и атеистов. И всё же современный итсизм отличается от первоначального. Во-первых, он приобрёл массовую форму, а во-вторых, стал подпитываться не философскими исканиями одиночек, а обилием критической информации, распространяемой масс-медиа. Можно сказать, что итсизм XXI века — это переход от индивидуализма немногочисленных изгоев, оторванных от социальной системы, к широкому признанию неспособности церковных кругов отстоять свою твёрдую догматическую позицию. В России массовый итсизм был порождён духовным вакуумом, который сложился в обществе в период XX века. Создавшийся вакуум можно было заполнить только отрывочными сведениями, поступающими из фильмов, книг, телепередач и общения с окружающими — в большинстве своём такими же духовно безграмотными людьми. Общество не может быть безыдейным, и люди ищут и находят кажущиеся им подходящими идеи. На Западе светский образ жизни так же вынуждают людей интуитивно искать среди всего информационного многообразия духовные ориентиры, которые, как и в России, не могут не быть эклектичными, абстрактными и антиконсервативными. Невозможно согласиться с мнением, будто итсизм — это явление, характерное лишь для западных стран, вроде Голландии, где оно впервые было обнаружено и описано. Итсизм распространяется во всех европейских странах, включая Россию, потому что везде в этих странах в последние десятилетия происходит переосмысление ценностных ориентиров.

В связи с этим можно выдвинуть предположение о том, что, с социологической точки зрения, возникновение итсизма как массового явления в 1980-90-е гг. было закономерным. Возникновение итсизма — это естественная попытка общества придти к усреднённой мировоззренческой норме взамен утративших доверие старых идей и ценностей. Общество как социальная система всегда стремится к равновесию. Падение авторитета старых ценностей нарушило это равновесие. Итсизм же даёт людям мнимое ощущение социального равновесия и некой духовной гармонии, а гармония всегда чужда радикальному максимализму в суждениях. Поэтому итсисты не любят, когда им пытаются навязать конкретные максимы в виде догм классических вероучений. При этом до сих пор социологи не обращали внимание на один очень важный момент. Несмотря на то, что итсизм отражает происходящую в обществе тенденцию к уравнению людей во всём, включая мировоззрение, на деле этот процесс приводит к разрушению границ европейской религиозной системы. На страже этих границ всегда стояли радикальные учения: с одной стороны — атеистов, с другой стороны — церковных ортодоксов. Но благодаря своей расплывчатости итсизм «размывает» границы религиозного мировоззрения, что создаёт угрозу вторжения в религиозную систему чужеродных для неё структурных элементов. Эти элементы проникают в систему из внешней среды. Применительно к русскому и европейскому христианству, такими чужеродными элементами могут стать разнообразные секты и ислам. Именно они больше всего выигрывают от духовной инертности итсистов, отказавшихся почитать Иисуса Христа как Бога и потому отказавших в поддержке традиционным течениям христианства. Восточные страны наименее подвержены влиянию итсизма, а потому он не угрожает исламу так, как традиционному христианству в Европе.

Впрочем, с психологической точки зрения, стремление человека избавиться от духовной пустоты вполне естественно. Величайшие умы человечества, как атеисты, так и верующие, считали религиозную веру важным условием существования общества. Аристотель, Р. Декарт, Б. Спиноза, И. Ньютон, В. Лейбниц, Вольтер, М. В. Ломоносов, О. Конт, Ф. М. Достоевский, Н. И.Пирогов, Д. И.Менделеев, Л. Н.Толстой, И. П. Павлов, А. Эйнштейн — большинство учёных и мыслителей разных религиозных направлений признавали потребность верить. А то, что возникший более 20 лет назад духовный вакуум привёл молодёжь к итсизму, показывают исследования Института психологии социологии и социальных отношений.

2 Контент-анализ обсуждений итсизма на Интернет-форумах

При написании данной статьи были проанализированы суждения об итсизме, написанные членами и случайными посетителями открытой группы «Итсизм», возникшей в 2008 г. в социальной сети «В контакте». При этом учитывалось, что большая часть посетителей — представители молодого поколения. Всего в группу входят 140 человек, в основном считающих себя итсистами. Руководитель группы даёт определение итсизма как «веры вне религии», или «веры в то, что за гранью человеческого понимания есть кто-то или что-то высшее, создавшее наш мир, или как-то влияющее на него, или просто сосуществующее с ним» [8]. То, что сам создатель группы, открытой для всех интересующихся итсизмом, употребляет при определении этого феномена расплывчатые фразы вроде «за гранью понимания», «есть кто-то или что-то» или «очень примерно», подтверждает характеристику итсистов как не определившихся во взглядах и абстрактно верующих людей.

Такие люди больше подвержены чужому влиянию, чем пребывающие в сомнениях агностики, потому что, в отличие от агностиков, у итсистов нет чёткой позиции — у них есть «немного больше, чем отсутствие позиции, но ещё не полноценная позиция», а «какое-то переходное состояние» [9]. Многие посетители сайта смутно во что-то верили, но из-за своего незнания долго не могли понять, как эту туманную веру назвать. Поэтому среди реплик людей, недавно примкнувших к итсизму, можно встретить признания о настоящем мировоззрении после долгого причисления себя к агностикам или атеистам. Бывших неверующих в итсизме привлекает отсутствие всякого принуждения, «кроме самоконтроля» [8]. Аморфность объекта поклонения и разочарование в традиционных религиях прослеживаются буквально во всех рассуждениях итсистов. Одни видят в Божестве «Огромнейшую энергию», которая «не может иметь имя, пол» и освобождает людей от влияния Церкви. Другие просто признают, что «есть что-то, чего мы не понимаем». Третьи, выступая против христианской идеи Божественного провидения, ссылаются на своё личное свободное и интуитивное видение мира [8]. Показательно, что на странице группы помещен рисунок, подписанный в виде афоризма: «Нет истины. Есть точки зрения». Такой релятивистский подход к осмыслению мира мог бы стать девизом итсистов. Они отвергают попытки «научить верить в» «Иисуса, Мохаммеда, Кришну, Будду», которые им «представляются такими же мифическими героями, как Геракл или Андромеда». Итсисты «не приемлют церковь и ритуалы» и представляют Бога как «энергетическое поле», в котором пребывают все живые существа и частица которого есть внутри каждого человека [8].

Выражение вроде «Бог есть внутри каждого из нас» следует считать типичным для итсистов. Говоря так, они имеют в виду, с одной стороны, желание чувствовать себя свободными от произвола Высшей Силы, а с другой стороны, заимствуют у пантеизма расплывчатое представление об эманации Высшей Силы ко всем людям. Отличие от пантеизма в том, что итсизм не признаёт тождества между Высшей Силой и природой, на которую её дух нисходит. Впрочем, от христиан тоже иногда можно услышать, будто в каждом человеке есть «искра Божья». Поэтому встречаются случаи, когда к итсизму приходят не от атеизма, а от путаницы, возникшей в голове в результате поверхностного осмысления догматики и культа традиционной веры. Итсисты считают «абсурдными» «православные каноны, праздники и традиции», не видят необходимости «носить на груди крест или луну» и не верят в священные тексты или святость отдельных людей, но верят в «непостижимое» «высшее существо», независимо от того, «много ли там их или оно одно». Адепты итсизма «не чувствуют веры» и потому «не принимают и не поддерживают ни православие, ни ислам» [8]. Неслучайно, по данным ВЦИОМ, 56 % россиян считают, что Православная Церковь не нуждается в защите [14]. Это мнение не столько атеистов, сколько итсистов, поскольку ни один социологический опрос не даёт информацию о наличии такого большого количества атеистов.

Некорректность утверждений итсистов о возможности веры в Бога, но «без религии», очевидна. Итсизм — это та же религия, только не дающая чёткого определения священному объекту поклонения. Однако желание итсистов отвергнуть общепринятые авторитеты и самоуспокаивать себя мыслью о личной свободе довольно часто приводит их к мнению о необходимости веры без религии, которую человек способен придумать себе сам. Итсисты «могут верить в Бога, в которого им хочется верить», отвергают «чужие пережёванные знания» и допускают возможность наличия «у каждого своей» веры [8]. Итсисты понимают свободу как отсутствие ответственности и освобождение от всякой обременительной, в том числе и мыслительной деятельности. По данным Левада-центра, почти 2/3 россиян считают, что «люди должны иметь свободу слова, а значит — и право публично критиковать религию» [10]. Имеется в виду критика традиционной религии. Проблема заключаются в том, что для того, чтобы критиковать, надо сперва узнать то, что критикуешь. Оппоненты итсистов не могут вступать с ними в дискуссию по поводу смысла священных текстов, догм или обрядов, потому что итсисты их, как правило, не знают. Итсисты не видят разницы между христианством, исламом или буддизмом. Отсюда следует акцент сторонников традиционных религий на невежество и косность тех людей, которым проще всего сказать, что они верят во что-то абстрактное. Православные видят основную проблему итсистов «в отсутствии желания познавать что-то», «эгоизме» и «лени». С точки зрения православных, итсисты ведут себя так, будто «слепой ведёт слепого» [8].

В 2009 г. в блоге «Итсизм и итсисты» на сайте mail.ru тоже появились редкие высказывания по поводу итсизма, но в силу малой известности этого термина и нежелания итсистов чем-то глубоко интересоваться, полемика продлилась всего около 3-х месяцев. Среди немногочисленных высказываний в этом блоге внимание исследователя должны привлечь лишь те, в которых раскрывается мировоззренческая позиция итсистов. В частности, один из блоггеров предлагает «веру в Нечто», которым может быть «Бог, может сгусток энергии». [7] Обращают на себя внимание два факта — затруднение итсистов в самоидентификации и кощунственно-уничижительное, с точки зрения религиозного ортодокса, итсистское сравнение Бога со «сгустком энергии». Такая сумятица в голове может быть лишь при отсутствии у человека чётких знаний и духовных ориентиров.

Наконец, контент-анализ сообщений на форумах позволил установить распространённость суждений о сходстве итсизма с деизмом. Но если итсисты нередко не понимают различия между двумя этими понятиями, то православные указывают на разную природу этих явлений: деизм возникает из попыток осмысления мира, а итсизм — из интеллектуальной лени. Православные знатоки религии подчёркивают, что для того, «чтобы быть итсистом, можно вообще ничего чётко не утверждать» [6, с. 1], в то время как деист должен чётко сформулировать свою точку зрения [6, с. 2]. «Деизм — естественно сформировавшийся ответ человека, разочаровавшегося в «религии откровения», а «итсизм появился из опросника как просто отсутствие позиции» [9].

Таким образом, хотя информация об итсизме встречается в Интернете крайне редко, когда она появляется, то на короткое время привлекает внимание самых разных пользователей. Большинство из них узнают, что для их поверхностных религиозных представлений есть точное научное название. Но первая же начавшаяся дискуссия вскрывает отторжение между итсистами и приверженцами традиционных религий. Конструктивную позицию в спорах не занял никто, а она вполне возможна: вместо критики друг друга и выявления различий в вере, оппонентам следует обращать обоюдное внимание на общие для них позиции. Например, православный сможет лишь тогда наладить общение с итсистом, когда покажет ему, что они оба верят, по сути, в одно и то же, а именно — в Высший Разум, который, раз он разумен, может быть мысленно олицетворён в Высшем Существе, называемом в православии Богом.

3 Результаты исследования

В конце 2011 года были опрошены 400 москвичей в возрасте от 15 до 22 лет — учащиеся старших классов школ и студенты институтов Москвы и ближайшего Подмосковья с целью выявления разницы между отношением верующих и неверующих людей к религии и нравственности. Общие результаты исследования были изложены в статье «Отношение московской молодёжи к религии и нравственности», опубликованной в № 5 журнала «Системная психология и социология» за 2012 год. [20] Затем была выдвинута гипотеза — большая часть современной московской молодёжи, называя себя верующей или неверующей, в действительности склоняется к итсизму. Для подтверждения данной гипотезы было проведено настоящее исследование.

Анкетирование показало, что из всех опрошенных неверующими признали себя только 15,5 %, в то время как православными — 76 %.Для сравнения, в 2006 г. ВЦИОМ определял количество атеистов в России в 16 %, а православных — в 63 % [3, 16]. По данным Фонда «Общественное мнение», в 2000 г. неверующими себя считали 37 % россиян, а православными — 54 % [18]. В 2004 г. неверующих было 30 %, а православных — 58 % [1]. В 2007 г. атеистами назвались уже 17 %, а православными — 61 % [13]. По сообщению Левада-центра, в 2011 г. в России насчитывалось 22 % неверующих и 69 % православных [15]. Так что, если следовать тенденции, полученные ИПССО цифры должны соответствовать современной религиозной самоидентификации как молодого, так и старшего поколения россиян.

Ответы на вопрос об уровне религиозности показали, что как абсолютно верующими, так и совершенно неверующими признали себя примерно по 12 % от всех опрошенных. В целом, верующими и скорее верующими, чем неверующими, оказались 46,5 %, то есть чуть меньше половины молодых москвичей. Соответственно, атеистов и скорее неверующих, чем верующих, выявлено 53,5 %. Ответы респондентов на вопрос об уровне их религиозности представлены в таблице 1.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Журнал » 2012 №6 : Ткаченко А.В., ИТСИЗМ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА РЕЛИГИОЗНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ