Итсизм и агностицизм в чем разница
Религия или культура- итсизм: Что это такое? Обзор и стоит ли в это верить? +Видео
Итсизм – это своеобразная форма религиозного либерализма, которая характеризуется тем, что какая-то высшая сила между небом и землей существует, но при этом отрицаются религиозные течения.
Первое упоминание этого слова появилось в 1996 году в нидерландском «Социально-культурном отчете». В том же году в философском журнале «Filosofie Magazine» вышла статья, которая более детально разбирала этот культурный и социальный феномен. В статье приводились факты того, что число людей верящих в абстрактную высшую силу с 1991 года возросло с 2% до 22%. Чаще всего в ответ на вопрос «Верите ли в в Бога?», итсисты отвечали, что не верят, «но должно же быть что-то».
В отличие от агностиков, которые не верят в то, что им неизвестно…
… итсисты полагают, что возможно мы не все знаем, а есть что-то намного большее. В концепции итсизма Бог представляется в виде некой сущности, которая существует над нашим миром, либо как коллективная сила, которая существует в рамках нашего мира.
Такое мировоззрение характерно для мыслящих людей, которые довольно критично относятся к религиозным институтам, при этом имеют веру. Люди с давних времен верили в существование высших сил, но сегодня многие религиозные традиции, догмы и обряды перестали соответствовать реалиям нынешнего времени.
Легко и просто познакомиться с этим течением
…можно, посмотрев индийский фильм ПиКей (2014). Это не тот индийский фильм про танцы, любовь, наигранную наивность. Но фильм ПиКей существенно отличается от всего, что мы привыкли видеть за лейблом индийское кино. Фильм, наверное, лучший в своем жанре и лучший на тему итсизма, он никак не оскорбляет чувства верующих, наоборот, он помогает взглянуть на проблему религии свежим, детским, наивным взглядом.
Вообще тема религии довольно острая, захватывает большое количество людей и интересов этих людей. И, пожалуй, именно этот фильм отвечает на большинство вопросов, которые возникают на тему религии и Бога. Для того, чтобы ответить на большинство вопросов про религию необходим чистый ум.
А у кого самый чистый ум? У детей! Или у тех, кто впервые посещает нашу Землю. Инопланетяне. Это мы плавно перешли к сюжету самого фильма. На Планету Земля прилетает инопланетянин. Первое, что с ним случается на Земле – у него крадут передатчик, который помогает ему перемещаться между планетами. И теперь он никак не может вернуться обратно.
Но какой индийский фильм без любовной линии?
Так вот в этом фильме любовь происходит между представителями разных религиозных конфессий. Они любят друг друга, но не могут быть вместе. Отец главной героини против того, чтобы она имела какие-либо контакты с представителями каких-либо других религиозных взглядов. Но главная героиня решает все-таки пойти по зову своего сердца и решает сама сделать предложение своему возлюбленному, но после его согласия в день свадьбы получает от него письмо о том, что они не могут быть вместе именно из-за разных религиозных взглядов.
Героиня в расстроенных чувствах бросается в работу с головой, а работает она в медиа сфере. Именно очередной поиск сюжета сводит ее с главным героем – инопланетянином.
Не обычный взгляд на наш мир инопланетного гостя очень сильно привлекает героиню. Особенно когда он рассказывает ей свою историю попадания на Землю, и как он знакомиться с этим миром, как изучает язык и традиции. Через весь фильм красной нитью проходит тема религии. Инопланетянин, общаясь с представителями Земли, которые так часто уповают на Бога, понимает, что только он способен помочь ему с поиском пульта от своего космического корабля. Но тут возникает вопрос, к какому Богу обращаться? Как оказалось на земли Богов много, у каждого из них свои правила, своя компания, которая и называется религией.
Но герою так и не удается достучаться хоть до какого-то Бога, и он решает, что во всех этих вещах, во всех этих атрибутах Бога нет. Он понимает, что Бога нужно найти, и тут ПиКей знакомиться еще и с шарлатанами от псевдорелигии, именно из-за них связь с Богом не устанавливается. В общем, чем там все закончилось, стоит посмотреть лично.
Тем более, что фильм снят очень-очень качественно, вы получите эстетическое, визуальное, аудиальное и эмоциональное удовольствие. Очень веселый, позитивный и глубокий фильм, проясняющий многие вопросы религии. От всей души рекомендую пересмотреть с открытым сознанием.
Кто такие агностики? В чем суть их взглядов? Что значит слово агностик? Что такое агностицизм? Объясняем простыми словами. Знаменитые ученые-агностики: Дэвид Юм, Иммануил Кант, Томас Гексли, Герберт Спенсер, Огюст Конт, Бертран Рассел, Карл Поппер, Нил Деграсс Тайсон.
В частности, агностики полагают, что человек не может знать, существует ли бог, есть ли рай и ад, жизнь после смерти и прочие сверхъестественные явления. Чаще всего слово «агностик» употребляют именно в религиозном смысле, противопоставляя агностиков верующим и атеистам.
В чем суть агностицизма
Агностик и атеист: в чем разница
Иногда агностиков путают с атеистами. Это не всегда верно.
В отличие от атеистов, агностики не утверждают, что бога нет. Агностики лишь указывают, что доказательств существования бога нет и отрицают возможность узнать, существует ли он на самом деле.
Известные агностики: Иммануил Кант, Герберт Спенсер, Нил Деграсс Тайсон
Иммануил Кант полагал, что независимо от нас существует внешний мир, где существуют подлинные «вещи в себе». Этот мир воздействует на наши органы чувств, и мы лишь опосредованно знаем об устройстве этого мира (мы видим и чувствуем «вещи для нас»). При этом мы не можем сказать, насколько «вещь для нас» похожа на «вещь в себе». Ведь человек не может изучить предмет, не используя свои органы чувств.
Дэвид Юм также отмечал, что человеческое познание имеет дело с чувственным опытом, а потому не может судить о том, какова реальность «на самом деле».
Нил Деграсс Тайсон. Кадр YouTube / Big Think
Итсизм и агностицизм, в чем отличия?
ИТСИЗМ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА РЕЛИГИОЗНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ
В статье анализируются результаты социологического исследования отношения современной московской молодёжи к религии, и приводится авторское мнение в отношении итсизма как феномена. Делается вывод о склонности большинства молодёжи к итсизму — интуитивной вере в неопределённую Высшую Силу.
Ключевые слова: религия, религиозность, итсизм, православие, атеизм, агностицизм, деизм, пантеизм, фатализм, традиционная вера, религиозная догма, моральный релятивизм, верующие и неверующие, социальная система.
IETSISM AS AN UNDERLYING FORM OF MODERN YOUTH’S RELIGION
In this article the results of the survey of contemporary Moscow youth’s attitudes toward religion are analyzed and the author’s point of view to an ietsism as a kind of phenomenon is showed. It is concluded that…
Ведь как оно получается…
Атеисты (воинственных фанатиков не берём в расчет) — никаких проблем, можно разговаривать, например, о социологической или биологической стороне вопроса на рациональном, «научном» языке. Это наиболее распространенный и универсальный язык современности, и я всегда могу понять человека, который на нем говорит. Вне зависимости от близости позиций.
Верующие (воинственных фанатиков не берём в расчет) — никаких проблем, можно разговаривать на том же самом «наиболее универсальном языке», а можно, коли собеседнику охота, переключиться и на сугубо религиозный взгляд на вещи. Для меня это будет столь же просто и естественно, ибо я и сам…
Возможно, что первое упоминание этого слова было в нидерландском «Социально-культурном отчёте» 1996 годa, (нидерл. «Sociaal en Cultureel Rapport 1996»). B ноябрьском издании периодического журнала Философии, «Filosofie Magazine» того же года в статьe «Вот, идут Итсеры», сообщалось: «Всё меньше людей проявляют интерес к церкви. Количество людей верующих в «неизвестную, высшую силу» увеличивается; начиная с 1991 года c 2 % до 22 %, (по данным «Социально-культурного отчёта» за 1996 год). Это национальная эпидемия. Типичный ответ итсиcта на вопрос: «Верите ли вы в общепринятого христианского Бога?» будет: «Hет,…
В нашей стране традиционной религией считается православие, одна из ветвей христианства. Совсем недавно церковь еще не была отделена от государства и имела большое влияние на жизнь любого гражданина нашей страны. Принимала участие в управлении государством и практически отвечала за социальное развитие в Российской империи.
А что сейчас?
Весной 2008 года был проведен ряд социологических исследований с целью выяснить роль религии в российском обществе. Такие исследования проводятся аналитическим центром Юрия Левады регулярно с 1999 года. Последние исследования показали, что роль религии в нашем обществе неуклонно растет, позиции православной церкви укрепляются. Так, в этом году число людей, которые причислили себя к верующим, увеличилось на 19%, а людей, посещающих церковь время от времени, увеличилось на 27%. По результатам опроса число агностиков в нашей стране выросло на 20%, по сравнению с результатами 2002 года. Кто же они?
Термин «агностик» ввел в…
Даже странно, что на такую вещь нет рецензий. Подозреваю, чтьо 99% просто не знают что такое итсизм и всевидящее око.
Мне вот что интересно: чем итсизм отличается от агностицизма? И можно ли их считать религиозным анархизмом?
Михаил Минаичев 05.11.2011 19:51 Заявить о нарушении
Итсизм подразумевает наличие высшей силы, но не наделяет ее никакими свойствами (хотя и не отрицает возможность их наличия). Агностицизм же допускает отсутствие этой силы. Итсзим, в принципе, можно назвать агностическим теизмом.
Насчет религиозного анархизма — не могу вообще соотнести эти понятия. Анархизм — устройство общества, а религия это чисто субъективное понятие. Религиозный анархизм — это свобода совести.
Ян Хвилищевский 05.11.2011 21:51 Заявить о нарушении
Да в том и дело, что свобода совести может декларироваться и применяться на практике любым государством, даже тоталитарным. В таком государстве представители разных культов могут иметь…
Вопросы для проверки знаний по социологии религии
Вопросы для контроля знаний, полученных в ходе изучения социологии религии, должны касаться всех основных проблем этого курса.
1. Что такое религия? Каково происхождение этого слова?
2. Какова цель социологического исследования религии?
3. Каковы основные методы социологического изучения религии?
4. Под влиянием каких факторов формируется религиозная личность?
5. Каким образом религия разрешает конфликт между интересами общества и индивида?
6. Что имеют в виду социологи, говоря, что религия – это социальный институт?
7. Каковы основные социальные функции религии?
8. В чем отличие культа от догматики? Приведите примеры.
9. Какие виды и формы религии вы знаете?
10. Сохраняются ли анимизм и магия в современных религиях?
11. Почему Церковь всегда выступала против магов и экстрасенсов?
12. Согласны ли вы с утверждением о том, что атеизм – это…
Агностик же менее критичен. Он не говорит с уверенностью, что Бога нет, он лишь сообщает о невозможности узнать точный ответ на этот счет. Иными словами, человек считает бессмысленным любой спор о понятиях, которые нельзя доказать или опровергнуть. Такая позиция подразумевает, что ее обладатель при наличии достаточного количества неоспоримых аргументов может принять и ту, и другую сторону.
Важно отметить, что сомнения относительно религиозной принадлежности истинного Бога вовсе не являются агностицизмом. Человек, неуверенный в правомерности самого института церкви или правдоподобности конкретной религии, относится к антиклерикализму.
Наиболее простым и наименее правильным ответом на…
В настоящее время довольно часто можно слышать термин «агностик». Значение слова можно произвольно растолковать как «непознаваемый». И этот перевод как нельзя лучше передает саму суть агностицизма.
Агностик — это человек, который считает невозможным познавание действительности иначе, чем через существующий субъективный опыт. Иными словами, если рассматривать этот термин в отношении религии, то позиция агностика звучит примерно так: «Я не знаю, существует бог или не существует, и считаю, что никто из людей, живущих на Земле, не может обладать подобным знанием». Такие люди подходят к вопросам веры с логической точки зрения, утверждая, что действительность сама по себе непознаваема для человека. Поэтому агностик — это человек, не верящий в доказуемость или опровержимость отвлеченных суждений.
Агностик предпочитает не рассуждать, а приводить логические доводы и доказательства. Часто его путают с атеистами, но это принципиально не верно. Агностик — это не человек,…
Само по себе слово «агностицизм» давно стало привычным для современного человечества, однако верность его трактовки зачастую вызывает сомнения. Попробуем разобраться: агностик – кто это?
Как правило, большинство отвечающих на этот вопрос приравнивают людей таких убеждений к неисправимым скептикам, а иногда и вовсе атеистам, что в корне неверно. Утверждение, что агностики – это люди, не верящие в бога, свидетельствует лишь о недостаточности культурного развития.
Филологический контекст
До того как мы углубимся в суть данного явления, обратим внимание на весьма схожее по написанию слово – «гностицизм». Оба определения восходят этимологически к греческому gnosis — знание. Это и можно назвать ключевым концептом обоих определений.
Так, последователи гностицизма, распространение которого началось в третьем-четвертом веке нашей эры, утверждали, что обладают неким сакральным знанием, полученным непосредственно от бога. Изначально этот тип мировоззрения…
«Я не знаю, я агностик», или краткий экскурс в терминологию
Вс Июл 14, 2013 16:22
Многие считают, что можно быть либо “верующим”, либо “агностиком”, либо “атеистом”.
Это некорректное суждение, так как позиции “верующий” и “атеист” определяются ответом на вопрос “верите ли вы в бога”, а позиция “агностицизма” заключается в отрицании возможности узнать, есть бог или его нету.
Таким образом, теист говорит “я верю в бога”, атеист — “я не верю в богов”, а позиция агностика звучит так: “я считаю, что нельзя узнать, существует ли бог.” При этом как теист, так и атеист могут быть агностиками.
Бертран Рассел, приводя аналогию с чайником, говорил, что, хоть он и не может установить, истинно суждение “чайник летает на орбите” или ложно, в его истинность он не верил. Примерно в этом и состоит позиция атеиста–агностика.
Теолог Роберт Флинт году эдак в 1887 в одной из своих лекций сказал:
Если человек не смог найти достаточных оснований, чтобы поверить в бога, совершенно естественно и разумно для него не верить, что бог есть; в таком случае он является атеистом; но если он пойдет дальше, и после исследования природы и предела человеческого знания придет к выводу, что существование бога невозможно доказать, и прекратит верить, потому что не способен знать, истина ли это, он является и агностиком, и атеистом — агностиком–атеистом, и атеистом, потому что он агностик. Ошибочно как отождествлять агностицизм с атеизмом, так и разделять их, словно одно исключает другое.
Дэн Баркер, много лет служивший проповедником, но потом перейдя на сторону противников религии, выразился еще яснее:
Люди постоянно удивляются, когда я говорю, что я и атеист, и агностик, будто это как–то ослабляет мою уверенность. Я обычно в ответ спрашиваю их: “Вы республиканец или американец?” Эти понятия обозначают разные характеристики и не исключают друг друга. Агностицизм касается знания, атеизм — веры. Агностик говорит “я не знаю, существует ли бог”, атеист — “я не верю, что бог существует”. Можно сказать быть и тем, и другим одновременно. Некоторые агностики — атеисты, некоторые — теисты.
Агностик–теист же, тоже признавая, что установить истинность ему не под силу, все же верит в эту самую истинность (почему–то при этом часто позиционируя свою веру как некую ценность).
UPD: Когда речь идет о религии, агностицизм определяют по–разному. Первое определение я привел — просто позиция признания недоказуемости–неопровержимости. То есть, согласно этому определению, верующие–агностики могут верить, но признавать, что ни доказать, ни опровергнуть они существование не могут. И атеисты–агностики, не веря, могут утверждать, что не могут ни доказать, ни опровергнуть. Либо просто считать, что нельзя опровергнуть. Опровергнуть нельзя, –> знать, что бога нет, нельзя, но при этом можно легко не верить. И наоборот.
Другая точка зрения состоит в том, что агностицизм — это средняя позиция, исключающая теизм и атеизм — раз агностик считает, что, чтобы решить, верить или не верить, нужно знать, а знать (доказать или опровергнуть для получения знания), по его мнению, нельзя, то и решить, верить или не верить, он не может. Эта позиция относительно распространена, но по–моему, проблема в том, что, чтобы во что–то не верить, не обязательно знать и уметь опровергать. Ведь есть множество выдуманных сущностей и концепций, которые фальсифицировать нельзя.
И чтобы выбрать веру, не обязательно знать (по определению веры). Достаточно хотеть верить. При этом вполне можно признавать, что вы не можете ни опровергнуть, ни доказать. Поэтому мне первый вариант, который я включил в пост, мне показался адекватнее. И агностицизм, по–моему, просто описывает позицию по другому вопросу.
________________________
Если с атеистами, которые не верят ни в одного из предполагаемых богов, все относительно просто, то классифицировать верующих сложнее. Ведь верующие бывают разные, боги у них разные, и характеристики, им приписываемые, тоже разные.
В первую очередь следует определить понятие “теизм”. Согласно вики и куче других словарей, теизм в широком смысле — просто вера в то, что существует некая сверхъестественная сущность. Как минимум одна. В узком смысле теизм — вера во вездесущего, всемогущего, всеведущего бога–личность, который создал Вселенную, может участвовать в развитии её событий, и которого человек может познать посредством божественных откровений и личного общения. К теизму–в–узком–смысле относятся такие популярные религии, как христианство, ислам, иудаизм, индуизм. Которые делятся на моно — и политеистические (это, думаю, объяснять не стоит).
Теизм в широком смысле является верой в бога (любого) и включает ряд других позиций. В частности:
Деизм — вера в бога–создателя, который в самом начале определил законы природы, и не разговаривает ни с кем лично, но может вмешиваться в ход событий посредством божественного провидения (хотя я не очень понимаю, чем это провидение отличается от чудес, в которые, как утверждают сами деисты, они не верят). Также деисты не верят в истинность религиозных откровений, отвергая догматические религии, основанные на “слове божьем”. По мнению деистов, бога можно познать посредством исследования природы, её сложностей и закономерностей.
Пантеизм — вера в то, что бог и Вселенная — одно и то же. То есть, пантеисты в бога–личность не верят — у них он вездесущ, вечен, но личностью не является и проявляет себя только посредством событий самой природы, с которой возник одновременно.
Пандеизм — вера в то, что этот неличностный бог, прежде чем создать Вселенную и слиться с ней, существовал как сознательная сущность.
Что интересно — некоторые верующие, относящие себя к христианам или мусульманам, могут не соглашаться с догматическим описанием бога, таким образом, считая себя христианами или мусульманами (обычно из–за воспитания), но веруя в бога деистов или вовсе итсистов.
Лично я заметил, что таких людей становится со временем все больше — традиционная организованная религия знакомит их с идеей бога, но претензии на знание истины и жесткая догматичность отторгают таких людей от церковной жизни.
Также любопытна позиция “христианского атеизма”. Звучит, как оксюморон, но суть её состоит в следовании учению Христа без веры в его божественное происхождение и в существование христианского бога вообще.
Антитеизм заключается в активном противостоянии теизму. Антитеисты считают, что теистические воззрения неверны и часто пагубны, и утверждают, что богов не существует.
Атеизм обычно подразделяют на “сильный” и “слабый”. Слабый атеизм подразумевает просто отсутствие веры. Сильный же предполагает убежденность в том, что утверждение “хотя бы один бог существует” ложно.
При этом атеизм может быть “выраженным” и “невыраженным” — относящие себя к первым признают, что не верят; “невыраженные” атеисты могут не верить до того, как смогли определиться с позицией либо вообще познакомиться с понятием “бога” (маленькие дети, к примеру). Суть ясно изложена в русскоязычной вики и сопровождается великолепной иллюстрацией с кружочками Эйлера.
В целом это «классы» позиций, сгруппированных по общим признакам; на деле позиции, относящиеся к одной группе, могут отличаться между собой в деталях, или пересекаться в ряде концепций с другими позициями (тот же христианский атеизм).
Еще можно отметить «игностицизм» (или «игтеизм») как отказ от определения позиции до того, как спрашивающий о вере в бога определит понятие «бога». Игтеист считает, что вопрос «есть ли бог» не имеет смысла, если не определено слово «бог». И так как значений у него множество, один человек может быть как теистом, так и атеистом относительно разных «богов».
У перечисленных терминов могут быть и другие определения — я привел лишь те, которые, на мой взгляд, непротиворечиво складываются в общую картину. Если где–то накосячил или чего–то забыл, обязательно пишите, поправлю. Предложениям по шлифовке формулировок открыт.
СИСТЕМНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
И СОЦИОЛОГИЯ
Заключением Президиума ВАК Минобрнауки России №13-6518 от 01.12.2015 г. включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий
Теория и метод системной психологии
Психологические исследования
История психологии и психология истории
Наши юбиляры
Информация
WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU
Ткаченко А.В., ИТСИЗМ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА РЕЛИГИОЗНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ
Журнал » 2012 №6 : Ткаченко А.В., ИТСИЗМ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА РЕЛИГИОЗНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ |