Иверское сердце что это
Газета «Вестник» №16
Там Иверское сердце, Червонное, горит.
Мы все к тебе придем.
А вон за тою дверцей,
Там Иверское сердце,
Склонясь, тебя целую,
Женщина упала перед иконой на колени и долго слезно молилась. Не придумав, как спасти икону, в порыве великой веры в Божественную силу, пошла с иконой на берег моря и, плача, воззвала: «О Богоматерь! Ты царствуешь над всеми тварями, власть Твоя безгранична. Ты можешь избавить образ Твой от потопления!» И опустила икону в воды моря. И вдруг она увидела, что икона не упала плашмя, но встала прямо и понеслась по волнам прочь от берега.
Как-то вечером они заметили в море высокий столп света. Пораженные небывалым явлением, иноки стали молиться, повторяя: «Господи, помилуй!»
Услышав о видении, к этому месту на берегу сошлись все монахи из близлежащих монастырей. Они рассмотрели, что столп вознесен над иконой. Стали пытаться спасти икону: кто подбирался к ней вплавь, кто хотел подойти по дну. Но всякий раз при приближении кого-либо из них икона удалялась. Иноки молились Господу, чтобы им было дозволено взять святыню. Так продолжалось несколько дней.
Явление Иверской иконы свершилось 31 марта (по ст. стилю), 13 апреля (по нов. стилю), тогда это был вторник Пасхальной недели.
В этот день в афонском Иверском монастыре бывает крестный ход на берег моря, где когда-то вынес из моря чудотворную икону отшельник и подвижник Гавриил.
О том, как появилась Иверская икона Богородицы в России, сообщалось в декабрьском номере «Вестника» за 2011 год. Повторю эту историю кратко, добавив и новые сведения, которые я нашла за прошедшие месяцы.
Русские государи династии Романовых оказывали финансовую поддержку афонским монастырям. В 1647 году в Москву за получением помощи приехал архиепископ Пахомий. Несмотря на трудное положение Руси, финансы были собраны, и царь Алексей Михайлович повелел передать деньги Владыке. Присутствующий при этом Новгородский митрополит Никон (будущий Патриарх) обратился к архиепископу Пахомию с просьбой подарить государю для помощи в трудных государственных делах чудотворную афонскую икону Иверскую. Однако архиепископ объяснил, что без воли Богородицы икона никогда не покинет Святую Гору. Но он обещал сделать точный список с этой чудотворной иконы. И 13 октября следующего года список (копию) афонской Иверской иконы торжественно встречали в Москве. Икону вместе с письмом от архиепископа Пахомия привезли три монаха-святогорца. В письме архиепископ сообщал о процессе написания копии, созданной для русского царя, и о том «особом тщании», с каким был сделан список. С этой иконой вскоре у поляков был отвоеван Смоленск. А потом ее поместили в Смоленский собор Новодевичьего монастыря, место царского богомолья. Икона недаром считалась государственной святыней. От нее было много чудесной помощи не только отдельным молитвенникам, но и всему русскому народу, даже во времена безбожной советской власти. Для различных нужд за несколько веков афонские иконописцы сделали еще четыре копии для Москвы. Одна из них находится в ГИМе, вторую увезли в Париж французы, украв ее в 1812 году. Судьба других образов после революции неизвестна. А еще одну прекрасную копию чудотворной Иверской иконы написали русские мастера, посланные в пятидесятые годы XVII века патриархом Никоном на Афон.
В декабре 2011 года в Москве на выставке «Святая земля. Гора Афон» в ГИМе можно было увидеть Иверскую икону Божией Матери. Видимо, это та чудотворная икона, которую создали для царя Алексея Михайловича. Сейчас она экспонат Государственного Исторического музея. Но очевидно, что такая чудотворная, намоленная веками икона может находиться только в храме, Возможно, верующие этого дождутся.
Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь на Валдае. Основан в честь Иверской иконы Богоматери патриархом Никоном в 1653 году
🔥 Стихи о Москве (цикл)
Поэтический цикл «Стихи о Москве» написан с марта по август 1916 года и состоит из девяти стихотворений, связанных единой темой – любовью поэтессы к столице. Сборник относится к раннему творчеству Марии Ивановны, произведения в нём написаны в лирическом стиле.
Разбор стихов
Первое стихотворение цикла является одой, в которой славится древний град Москва:
Цветаева называет столицу своим первенцем, ведь она родилась в столице и останется с ней навсегда, пусть и на Ваганьковском кладбище (к сожалению, последнее пожелание не сбылось).
Второй стих славит православную Москву с её сорока сороками церквей и Спасскими воротами. Этот город хранит сама Богородица, накрывая его своим покровом и благословляя на вечность.
И на тебя с багряных облаков
Уронит Богородица покров.
Финал стиха описывает воскрешение града, который всегда будет возрождаться из пепла, исполненный дивных сил, при этом он не раскается, что любил автора строк.
Стих №3 – это лихая поездка по ночной столице, где тишина сторожевых башен сочетается с страшным ревом молодых солдат. Не забываем, что идет Первая мировая война и Москва наполнена солдатами.
Молодая кровь поэтессы играет, и она сама себе приказывает:
Ты озорство прикончи,
Да засвети свечу.
Цветаева даже в 24 года знает грани и умеет останавливать своё «Я хочу» против «Я должна».
Интерес представляет стих №5, где речь идёт о городе, который когда-то был отвергнут Петром (при Петре столицей стал Питер). Марина Цветаева пишет тут, что этот град мстит ей отвергая её, словно бы в отместку за петровский поступок.
Вместе с тем поэтесса признает Москву лидером на первенство и пишет, что столица просто смеются над гордыней царя Петра, она выше его, она выше всего земного.
— И целых сорок сороко́в церквей
Смеются над гордынею царей!
Последний стих цикла написан в августе 1916 года и восхваляет красоту Москвы на излете лета. Тут мало философии, но град коротко и красиво описан в своей августовской красе. В это время зажигаются листья рябины, а в воздухе витает субботний перезвон сотен колоколов Иоанна Богослова.
В целом стихотворения цикла восхваляют Москву, делая акцент на православии и могуществе русской столицы XX века. Хорошо обозначают это цикл последние строки восьмого стихотворения сборки:
Средства выразительности
Анализ средств выразительности помогает нам найти в строфах эпитеты, метафоры и олицетворения. Особое внимание стоит уделить эпитетам, так как они помогают оживить картинки стихов и более четко прорисовать образ столицы.
Отметим эпитеты, относящиеся к Москве – «дивный… мирный град», «нерукотворный град» и «странноприимный дом».
Из метафор выделим – «дочери передашь Москву» и «с багряных облаков уронит Богородица покров». Четвертая строфа второго стиха является двойной метафорой:
Часовню звёздную — приют от зол —
Где вытертый — от поцелуев — пол.
Олицетворения – «площади нас мчат», «бессонные взгремят колокола», «встанешь ты, исполнен дивных сил» (град) и т д.
Рифмовка в цикле меняется от перекрёстной до параллельной, что усложняет восприятие строк, если читать все стихотворения подряд, поэтому делайте паузу между ними.
Полный текст
Облака — вокруг,
Купола — вокруг.
Надо всей Москвой
— Сколько хватит рук! —
Возношу тебя, бремя лучшее,
Деревцо мое
Невесомое!
В дивном граде сем,
В мирном граде сем,
Где и мертвой мне
Будет радостно —
Царевать тебе, горевать тебе,
Принимать венец,
О мой первенец!
Ты постом — говей,
Не сурьми бровей
И все сорок — чти́ —
Сороков церквей.
Исходи пешком — молодым шажком! —
Всё привольное
Семихолмие.
Будет тво́й черед:
Тоже — дочери
Передашь Москву
С нежной горечью.
Мне же — вольный сон, колокольный звон,
Зори ранние
На Ваганькове.
Из рук моих — нерукотворный град
Прими, мой странный, мой прекрасный брат.
По це́рковке — все́ сорок сороков,
И реющих над ними голубков;
И Спасские — с цветами — ворота́,
Где шапка православного снята;
Часовню звёздную — приют от зол —
Где вытертый — от поцелуев — пол;
Пятисоборный несравненный круг
Прими, мой древний, вдохновенный друг.
К Нечаянныя Радости в саду
Я гостя чужеземного сведу.
Червонные возблещут купола,
Бессонные взгремят колокола.
И на тебя с багряных облаков
Уронит Богородица покров,
И встанешь ты, исполнен дивных сил.
— Ты не раскаешься, что ты меня любил.
Мимо ночных башен
Площади нас мчат.
Ох, как в ночи́ страшен
Рёв молодых солдат!
Греми, громкое сердце!
Жарко целуй, любовь!
Ох, этот рёв зверский!
Дерзкая — ох! — кровь.
Мо́й — ро́т — разгарчив,
Даром, что свят — вид.
Как золотой ларчик
Иверская горит.
Ты озорство прикончи,
Да засвети свечу,
Чтобы с тобой нонче
Не было — как хочу.
Настанет день — печальный, говорят!
Отцарствуют, отплачут, отгорят,
— Остужены чужими пятаками —
Мои глаза, подвижные как пламя.
И — двойника нащупавший двойник —
Сквозь легкое лицо проступит лик.
О, наконец тебя я удостоюсь,
Благообразия прекрасный пояс!
А издали — завижу ли и Вас? —
Потянется, растерянно крестясь,
Паломничество по дорожке черной
К моей руке, которой не отдерну,
К моей руке, с которой снят запрет,
К моей руке, которой больше нет.
На ваши поцелуи, о, живые,
Я ничего не возражу — впервые.
Меня окутал с головы до пят
Благообразия прекрасный плат.
Ничто меня уже не вгонит в краску.
Святая у меня сегодня Пасха.
По улицам оставленной Москвы
Поеду — я, и побредете — вы.
И не один дорогою отстанет,
И первый ком о крышку гроба грянет, —
И наконец-то будет разрешен
Себялюбивый, одинокий сон.
И ничего не надобно отныне
Новопреставленной болярыне Марине.
11 апреля 1916 (первый день Пасхи).
Над городом, отвергнутым Петром,
Перекатился колокольный гром.
Гремучий опрокинулся прибой
Над женщиной, отвергнутой тобой.
Царю Петру и Вам, о царь, хвала!
Но выше вас, цари, колокола.
Пока они гремят из синевы —
Неоспоримо первенство Москвы.
— И целых сорок сороко́в церквей
Смеются над гордынею царей!
Над синевою подмосковных рощ
Накрапывает колокольный дождь.
Бредут слепцы калужскою доро́гой —
Калужской, песенной, привычной, и она
Смывает и смывает имена
Смиренных странников, во тьме поющих Бога.
И думаю: когда-нибудь и я,
Устав от вас, враги, от вас, друзья,
И от уступчивости речи русской —
Одену крест серебряный на грудь,
Перекрещусь — и тихо тронусь в путь
По старой по дороге по калужской.
Троицын день, 1916 год
Семь холмов — как семь колоколов,
На семи колоколах — колокольни.
Всех счетом: сорок сороков, —
Колокольное семихолмие!
В колокольный я, во червонный день
Иоанна родилась Богослова.
Дом — пряник, а вокруг плетень
И церко́вки златоголовые.
И любила же, любила же я первый звон —
Как монашки потекут к обедне,
Вой в печке, и жаркий сон,
И знахарку с двора соседнего.
— Провожай же меня, весь московский сброд,
Юродивый, воровской, хлыстовский!
Поп, крепче позаткни мне рот
Колокольной землей московскою!
Москва! Какой огромный
Странноприимный дом!
Всяк на Руси — бездомный.
Мы все к тебе придем.
На каторжные клейма,
На всякую болесть —
Младенец Пантелеймон
У нас, целитель, есть.
А вон за тою дверцей,
Куда народ валит —
Там Иверское сердце,
Червонное, горит.
И льется аллилуйя
На смуглые поля.
— Я в грудь тебя целую,
Московская земля!
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
16 августа 1916 год
Аудио-вариант
Иверское сердце Москвы
Среди церковных праздников есть немало таких, которые посвящены тому или иному образу Богородицы. А их вообще-то около семисот. Но совершенно особое место в этом ряду принадлежит Иверской иконе Божией Матери, которую чествуют 26 октября.
Образ этот знаменит не только сам по себе, но и своими чудотворными списками. Причём список в иконописи — это вовсе не точная копия оригинала, как иногда считают. Автор может добавить какие-то важные элементы, сохранив при этом принципиальные черты первоначального образа. Зачастую список приобретает уникальное своеобразие и собственную историю.
Началось всё в XI веке, когда афонские монахи увидели в море огненный столп и стоящую на воде икону. Её перенесли в храм, но наутро обнаружили над воротами Иверского монастыря. Так икона получила название «Вратарница». Скоро она прославилась чудесными исцелениями молящихся, привлекала к себе множество паломников и стала известна как Иверская по названию монастыря.
Слава её была велика. После щедрых пожертвований Иверскому монастырю прозвучала просьба передать в дар Москве чудотворную икону. Однако афонские монах и уверяли, что икона сама выбирает место пребывания и никогда не покинет обитель. А вот список для передачи в дар сделали. И в октябре 1648 года его встреча ла вся Москва во главе с царём Алексеем Михайловичем. С тех пор православные отмечают день 26 октября как праздник её обретения. Марина Цветаева называла эту икону сердцем столицы: «А вон за тою дверцей, куда народ валит, там Иверское сердце, червонное, горит».
Сейчас икона находится в Новодевичьем монастыре, а более поздний список — в храме Воскресения Христова в Сокольниках.
Иверское сердце Москвы
Думая о далеком путешествии к святым местам, не забудьте про святыню в самом сердце русской столицы. В Иверскую часовню веками приходят с любыми проблемами и получают помощь – от успешной сдачи экзамена до исцеления болезни.
Точный список чудотворной Иверской иконы был впервые привезен с Афона в Москву по просьбе царя Алексея Михайловича в 1648 году. После поклонения образ оказался в недавно построенном Святоозерском монастыре на Валдае. Через некоторое время валдайские монахи сделали копию со списка и отправили его в Москву. Долгое время икона находилась на открытом воздухе, доступная для всенародного поклонения. Однако со временем краски на ней стали тускнеть и осыпаться. Для защиты образа от непогоды была сделана небольшая деревянная часовня, в которой постоянно служили святоозерские иноки.
Современный вид часовня приобрела после 1812 года, когда она стала памятником победы над Наполеоном и была украшена итальянским художником Пьетро Гонзаго. В 19 веке Иверская часовня была самой почитаемой святыней Москвы. Даже зимой, в самый лютый мороз все мужчины проходили около нее с непокрытой головой в знак своего уважения к святости места. Этому обычаю следовали и некоторые из иностранцев, даже католики и лютеране. Например, у итальянцев, долго живших в Москве, сложился настоящий культ часовни и ее иконы.
В 1929 году часовня была полностью разрушена. Восстановление началось в 1994 году, когда афонские монахи решили сделать еще один список с Иверской иконы Божией Матери и передать его в Москву. История совершила круг и через триста пятьдесят лет после царя Алексея Михайловича и патриарха Никона монахи-святогорцы опять привезли образ Иверской Богоматери в Россию. Его установили на прежнем месте, во вновь отстроенной часовне.
Москва! Какой огромный странноприимный дом!
— Москва! — Какой огромный
Странноприимный дом!
Всяк на Руси — бездомный.
Мы все к тебе придём.
На каторжные клейма,
На всякую болесть —
Младенец Пантелеймон
У нас, целитель, есть.
А вон за тою дверцей,
Куда народ валит, —
Там Иверское сердце
Червонное горит.
И льётся аллилуйя
На смуглые поля.
Я в грудь тебя целую,
Московская земля!
Статьи раздела литература
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.