Избиратель унес бюллетень что делать
Вынес бюллетень — получи протокол по самоуправству
Фото: Ноябрьск-24
На участников общероссийского голосования составляют административные протоколы о самоуправстве за вынос бюллетеней. Уже известны два таких случая: Стерлитамак и Екатеринбург.
Кампания по общероссийскому голосованию по поправкам в Конституцию принесла еще один сюрприз. Теперь вынос бюллетеня из помещения для голосования расценивается полицейскими как самоуправство. Уже известны два случая, когда на избирателей составили административные протоколы по 19.1 КоАП (самоуправство):
Под самоуправством понимается самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам.
Владислав Иванов 1-го июля пришел на участок № 1614 в Екатеринбурге, чтобы проголосовать по поправкам в Конституцию. Получил бюллетень, прошел в кабинку, провел в ней одну минуту и вышел. Затем минуя стационарный ящик для голосования Иванов прошел к выходу, а бюллетень положил в портфель.
На него составили административный протокол по статье 19.1 КоАП РФ.
«При этом повестку выписали в районный суд, хотя по кодексу должен рассматривать мировой. Дата суда еще не назначена», — делится своими впечатлениями Иванов.
Похожий случай произошел в башкирском Стерлитамаке. Руфина Лаврентьева также пришла 1 июля на избирательный участок № 690, получила бюллетень и унесла его с собой. Председатель участковой комиссии вызвал наряд полиции, который поехал к избирательнице домой. Полицейские не застали Лаврентьеву дома. 6 июля к ней на работу приехал старший лейтенант полиции, который сообщил, что будет возбуждаться уголовное дело по хищению госсобственности, а пока ей светит административка по 19.1 КоАП. Руфина Рамильевна отказалась подписывать объяснения и сообщила, что явится в полицию только по повестке. Такую история рассказа дочь избирательницы Ксения Лаврентьева.
Юрист Станислав Рачинский уверен, что обвинение по самоуправству «притянуто за уши». Иначе полиции придется по каждому недействительному бюллетеню возбуждать дело по статье 19.1 КоАП:
«Если считать повествовательное описание порядка голосования в разделе 8 обязательными нормами, то придется считать таким же правонарушением опускание в ящик для голосования бюллетеня без отметок или с несколькими отметками. По каждому недействительному бюллетеню полиции придется возбуждать дело по статье 19.1».
Еще безумнее выглядят рассуждения о госсобственности. Бюллетени, как и любая бланковая продукция после получения из типографии не рассматриваются как товарно-материальные ценности, поясняет юрист:
«Бюллетени, как и вообще вся бланковая и аналогичная продукция, после их получения из полиграфической организации не рассматриваются как товарно-материальные ценности. Учет бюллетеней, как и любых бланков, осуществляется за балансом. И пусть обвинения в хищении госсобственности предъявляет тот сотрудник правоохранительных органов, который ни разу не портил и не уничтожал «госсобственность», ошибившись при заполнении какого-нибудь бланка».
Какую стратегию голосования выбрать? Можно ли уносить бюллетень? Что делать, если не нравится никто из кандидатов?
Отвечаем на вопросы о выборах в Госдуму
17-19 сентября в России проходит голосование по выборам депутатов Госдумы VIII созыва. Всего россияне выбирают 450 депутатов, половина из них идет по партийным спискам, половина – по одномандатным округам. Это значит, что избиратель получит два бюллетеня (или больше – если одновременно с думскими выборами в регионе проходят еще какие-либо). В одном будет список партий (всего в этих выборах принимает участие 14 партий), в другом – фамилии кандидатов, которые будут представлять округ в случае избрания. И в том, и в другом бюллетене можно поставить лишь одну отметку. Партии получат места в Думе пропорционально полученным голосам по всей России, а в одномандатном округе в парламент пройдет тот, кто получил больше всего голосов.
Если избиратель поддерживает какого-то конкретного кандидата или партию и знает, за кого хочет проголосовать, все просто. Главное не перепутать нужного кандидата или партию с похожим: например, КПРФ и «Коммунисты России» – это две разных партии, а в Санкт-Петербурге в избирательных бюллетенях будет целых три Бориса Вишневских, но только один из них – настоящий политик.
Но что же делать тем, кому не нравится никто из зарегистрированных кандидатов, но небезразличен результат выборов в целом? Можно ли не ходить на выборы? Имеет ли смысл портить бюллетень? Стоит ли голосовать электронно или лучше идти на участок ногами?
Настоящее Время не агитирует в пользу или против каких-либо кандидатов или партий на предстоящих выборах в Госдуму России. Данный материал рассказывает лишь о законных способах волеизъявления и контроля за выборами.
Может, вообще не идти на выборы? Все равно говорят, что их сфальсифицируют и один голос ничего не решит
Не идти на выборы вообще – не лучшая тактика в случае, если избирателю не все равно, каким будет их итог.
Во-первых, на этих выборах нет порога явки, то есть они не станут недействительными, даже если на них почти никто не придет. «Для того чтобы бойкотная кампания была успешна, нужно, чтоб была сильная оппозиция, которая могла бы выработать единую позицию», – говорит координатор движения в защиту прав избирателей «Голос» Виталий Аверин.
Во-вторых, чем меньше на выборы придет избирателей со свободным и осознанным волеизъявлением, тем больше в итоге может оказаться процент тех, кто голосует «по разнарядке», а в Думе в итоге – больше тех, кто избирался с использованием административного ресурса. «У власти всегда были возможности мобилизовать какую-то часть своих сторонников и выдать данный результат за «всенародную поддержку», – объясняет электоральный юрист, профессор Высшей школы экономики Илья Шаблинский.
В-третьих, недобросовестным членам избиркомов намного проще фальсифицировать голоса тех, кто не пришел на выборы, чем тех, кто пришел: физически изменить или изъять уже заполненный бюллетень сложнее, чем «нарисовать» новый за того, кто за себя голосовать не ходил. Еще проще «нарисовать» голосование за тех, кто вообще никогда не ходит на выборы. «Голосом тех, кто хронически не голосует, могут воспользоваться с целью сфальсифицировать результаты выборов. Бывает, люди несколько лет не ходили голосовать, несколько электоральных циклов, а потом все-таки пришли и решили проголосовать. А за них уже кто-то проголосовал», – рассказывает Аверин.
В России началось голосование на выборах в Госдуму, оно продлится до 19 сентября
Что делать, если никому не хочется отдавать голос, а графы «Против всех» нет?
На российских выборах нет графы «Против всех», в которой можно поставить отметку в качестве демонстрации своего недоверия всем кандидатам. Но все равно есть несколько способов это недоверие выразить.
Возможно, какой-то один кандидат (или партия) симпатичен голосующему менее остальных – и очень не хочется, чтобы именно этот кандидат (или партия) прошел. Тогда, например, можно проголосовать за любого другого кандидата (или партию). От этого в Думе не появится ваш кандидат, но у тех, кто вам не нравится, станет меньше шансов туда попасть. Это называется «протестным голосованием».
Например, в 2011 году среди протестно настроенных избирателей был популярен лозунг «голосуй за любую партию, кроме партии жуликов и воров». Итоговый результат «Единой России», против которой и был направлен этот лозунг, оказался ниже прогнозируемого ранее (ЕР не набрала и 50%, хотя социологи предсказывали до 60% ). Правда, на качество работы депутатов в целом это мало повлияло: именно избранный тогда созыв первым получил прозвище «бешеный принтер» за количество и качество принимаемых репрессивных законопроектов.
Испортить бюллетень (например, разрисовать его) или вообще унести с избирательного участка – это хороший способ выразить свой протест? За это не посадят?
Ни порча, ни вынос избирательного бюллетеня с участка не являются правонарушением (хотя в России были случаи, когда полиция пыталась преследовать и за это).
Точно не стоит пытаться проголосовать дважды или портить информационные стенды на участке – за это предусмотрена уголовная или административная ответственность. Но со своим законно полученным бюллетенем можно делать что угодно.
С одной стороны, отмечают эксперты, портить или выносить бюллетень в любом случае лучше, чем просто игнорировать выборы: избиратель воспользовался своим голосом и тот не будет сфальсифицирован.
С другой стороны, такое поведение не сильно отличается от неявки: «Своим голосованием [такой избиратель] ни на что не влияет. И это даже, в принципе, выгодно кандидату-фавориту, которым в наших условиях является ресурсный административный кандидат», – говорит Аверин из «Голоса».
Наконец, неожиданная пропажа бюллетеней (то есть когда количество выданных не сходится с количеством найденных в урне или КОИБах листков) иногда ставит в тупик сотрудников комиссий, и они, например, просто подрисовывают цифры, полагая, что случайно ошиблись при пересчете, – особенно если за ними никто не наблюдает.
Так что вынос бюллетеня с участка в итоге может обернуться как фальсификацией итогов, так и дополнительным способом контроля за честностью подсчетов (если после выноса бюллетеня в итоговом протоколе число выданных бюллетеней равно числу проголосовавших людей, это повод обеспокоиться чистотой работы комиссии и подать соответствующую жалобу).
Как лучше участвовать в выборах – электронно с помощью «Госуслуг» или по старинке, на участке?
Электронное голосование – это очень удобный способ выразить волю, если избиратель не может прийти на участок по месту прописки: например, находится в командировке или отпуске. Поэтому если нет возможности прийти в свой УИК, лучше, конечно же, проголосовать электронно, чем вообще никак.
Эта процедура еще довольно новая для России (сейчас она доступна жителям шести российских регионов, а также в Севастополе на территории аннексированного Россией Крыма). Эксперты высказывают опасения насчет ее прозрачности и надежности: «Никаких средств контроля за подсчетом голосов, поданных с помощью Сети, ни у кого нет. И это не только российская проблема. В Германии Конституционный суд принял решение, согласно которому электронное голосование не обеспечивает надлежащего контроля со стороны общества и политических сил», – рассказывает Шаблинский.
Однако, по словам Аверина из «Голоса», опыт электронного голосования в Москве по поправкам к Конституции (тогда уже пробовали эту систему) показал, что, вероятнее всего, именно там масштабных фальсификаций не было. «Когда оно [электронное голосование] проводилось в Москве и Нижегородской области, там протестного голосования было больше, чем офлайн. То есть против поправок электронно проголосовало больше, чем в офлайне что в Нижегородской области, что в Москве».
По его мнению, электронное голосование для властей – скорее способ принудить бюджетников регистрироваться и голосовать за кого надо, чем фальсифицировать честно поданные голоса.
Но в любом случае пока еще самый проверенный способ – идти и голосовать по старинке, 19 сентября, на избирательный участок. Во-первых, это будет последний день голосования и голоса сразу же будут подсчитываться. Во-вторых, спрятать следы физической фальсификации сложнее, чем цифровой: в классическом голосовании есть протокол, урна или КОИБ, наблюдатели, люди, которые считают голоса, и так далее. В цифровом – только цифровые следы, доступные для изучения лишь специалистам, связанным с властью.
«Очень боюсь давления, с которым не смогу справиться». Как «Голос» тренирует волонтеров-наблюдателей перед выборами в Госдуму
Что делать, если на работе заставляют зарегистрироваться на «Госуслугах» и голосовать там?
Во-первых, никто не имеет права насильно – и тем более на работе – заставлять голосовать за кого-то. Это уголовное преступление и нарушение Трудового кодекса (ТК). В случае, если человек сталкивается с таким давлением, нужно зафиксировать все доказательства и сообщить о случившемся в ЦИК, в прокуратуру, в трудовую инспекцию и обратиться к СМИ.
Во-вторых, даже если по предложению начальства сотрудник согласился зарегистрироваться на «Госуслугах» для электронного голосования, вовсе необязательно голосовать за того, за кого скажет руководитель. В своей кабинке для голосования, за своим компьютером и в своем электронном кабинете избиратель волен поставить галочку за кого угодно – тайну голосования никто не отменял.
Везде пишут про «Умное голосование», что это такое?
«Умное голосование» – это стратегия, придуманная сторонниками оппозиционного политика Алексея Навального для снижения результатов конкретных кандидатов и конкретной партии. Это более продвинутый вариант протестного голосования, который предлагают применить для кандидатов-одномандатников. Избирателям предлагается голосовать не просто за любых кандидатов кроме тех, кто идет от определенной партии, а конкретно за тех, кто, по мнению сторонников Навального, имеет наибольшие шансы победить неприятного им выдвиженца. По плану авторов «Умного голосования», если все протестные голоса будут не распределяться между разными кандидатами, а уйдут к одному конкретному противнику, этот противник в итоге выиграет, а в Думе окажется меньше тех, против кого выступает команда Навального.
Если еще короче: список «Умного голосования» – это не список тех, кого поддерживают сторонники Навального, а список тех, за кого можно проголосовать, чтобы победить их противников.
Однако если кандидаты, представленные в списке «Умного голосования», по тем или иным причинам не нравятся, а нравится кто-то другой – безусловно, избиратель, даже протестно настроенный, может голосовать за более симпатичного ему человека.
А это вообще может сработать?
Пока самый известный кейс «Умного голосования» – выборы депутатов Мосгордумы в 2019 году. Тогда из 45 разыгрываемых мандатов 20 оказалось не у единороссов или связанных с московскими властями людей – именно против них тогда агитировали сторонники Навального. Впрочем, точно оценить, что из этого следствие «Умного голосования», а что – других факторов, сложно. Во-первых, выборы прошли после массовых протестов, связанных со снятием независимых кандидатов, что в целом повысило протестные настроения. Во-вторых, как минимум трое из тех 20 «оппозиционных» кандидатов шли в округах, где московские власти не выставили им конкурентов (о том, кого поддерживала мэрия, можно было судить по опубликованному незадолго до выборов «списку Ланового»).
Однако, судя по реакции российских властей на этот проект в 2021 году, они видят в нем реальную угрозу: заблокирован сайт «Умного голосования», суд запрещает «Яндексу» и Google выдавать в поиске это словосочетание, а чтобы ограничить доступ к списку сторонников Навального, провайдеры даже ненадолго блокировали Google Docs, на платформе которого он был опубликован.
Если в Думе окажутся не только представители партии власти, хотя бы какой-то противовес «партии большинства» может появиться – даже если это будет всего несколько депутатов, считает Виталий Аверин: «То есть если вы, я так подозреваю, продемократический протестный избиратель, вы хотите, чтобы была сильная оппозиция, чтобы была система сдержек и противовесов, чтобы парламентский контроль заработал, идея консолидации должна быть нацелена именно на это».
«У того, кто окажется в Думе, будет возможность, по крайней мере, громко говорить о том, что происходит, объяснять и разоблачать. Не следует этими возможностями пренебрегать, – подчеркивает Илья Шаблинский. – Сейчас не 70-е годы, на которые пришлась моя юность. Сейчас в бюллетене несколько партий, и, хотя у них выбили самых ярких активистов, все же выбирайте. Этот навык ходить на избирательные участки и отдавать свой голос не следует утрачивать. Он еще пригодится».
Статья 79. Избирательные бюллетени
1. Порядок изготовления и доставки избирательных бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за их изготовлением и доставкой утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации не позднее чем за 45 дней до дня голосования.
2. В целях защиты избирательных бюллетеней от подделки при их изготовлении используется бумага с водяными знаками или с нанесенными типографским способом надписью микрошрифтом и защитной сеткой либо в этих целях используется специальный знак (марка). Порядок изготовления и использования специальных знаков (марок), их количество, а также требования, предъявляемые к передаче специальных знаков (марок) вышестоящими избирательными комиссиями нижестоящим избирательным комиссиям, утверждаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации не позднее чем за 60 дней до дня голосования.
3. В помощь избирателям, являющимся инвалидами по зрению, по решению соответствующей избирательной комиссии изготавливаются специальные трафареты для самостоятельного заполнения избирательных бюллетеней, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля. Избирательные участки, для которых изготавливаются такие трафареты, определяются решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.
5. В избирательном бюллетене для голосования по федеральному избирательному округу в порядке, определяемом жеребьевкой, помещаются наименования политических партий, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, а также эмблемы этих политических партий (если они были представлены в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 37 настоящего Федерального закона) в одноцветном исполнении. Жеребьевку проводит Центральная избирательная комиссия Российской Федерации с участием уполномоченных представителей политических партий не позднее чем за 30 дней до дня голосования. Номер, полученный политической партией в результате жеребьевки, сохраняется до окончания избирательной кампании. Под наименованием политической партии помещаются фамилии, имена и отчества зарегистрированных кандидатов, включенных в общефедеральную часть федерального списка кандидатов, номер соответствующей региональной группы кандидатов (при ее наличии) и фамилии, имена и отчества первых трех зарегистрированных кандидатов, включенных в эту региональную группу кандидатов. Если в федеральном списке кандидатов отсутствуют общефедеральная часть и соответствующая региональная группа кандидатов, в избирательном бюллетене помещаются только наименование политической партии, зарегистрировавшей данный федеральный список кандидатов, и ее эмблема (если она была представлена в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 37 настоящего Федерального закона). Если в федеральном списке кандидатов отсутствует общефедеральная часть, в избирательном бюллетене помещаются наименование политической партии, зарегистрировавшей данный федеральный список кандидатов, ее эмблема (если она была представлена в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 37 настоящего Федерального закона), номер соответствующей региональной группы кандидатов и фамилии, имена и отчества первых трех зарегистрированных кандидатов, включенных в эту региональную группу кандидатов. При регистрации более десяти федеральных списков кандидатов в избирательном бюллетене по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации помещаются только наименования политических партий, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, и эмблемы этих политических партий (если они были представлены в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 37 настоящего Федерального закона). В этом случае фамилии, имена и отчества зарегистрированных кандидатов, включенных в общефедеральные части федеральных списков кандидатов, номера соответствующих региональных групп кандидатов, фамилии, имена и отчества первых трех зарегистрированных кандидатов, включенных в эти региональные группы кандидатов, а также иные предусмотренные настоящей статьей сведения о зарегистрированных кандидатах указываются в специальном информационном материале, который изготавливается по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательной комиссией субъекта Российской Федерации. Данный информационный материал размещается в кабине либо ином специально оборудованном месте для тайного голосования и (или) на информационном стенде, указанном в части 3 статьи 78 настоящего Федерального закона.
6. Справа от наименования каждой политической партии или под наименованием каждой политической партии и сведениями о зарегистрированных кандидатах, включенных в соответствующую региональную группу кандидатов (при ее наличии), помещается пустой квадрат.
7. В избирательном бюллетене для голосования по одномандатному избирательному округу фамилии зарегистрированных кандидатов размещаются в алфавитном порядке, при этом избирательный бюллетень должен содержать следующие сведения о каждом из зарегистрированных кандидатов:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 9 марта 2016 г. N 66-ФЗ пункт 1 части 7 статьи 79 изложен в новой редакции
1) фамилия, имя и отчество. Если фамилии, имена и отчества двух и более кандидатов совпадают полностью, сведения о кандидатах размещаются в избирательном бюллетене в соответствии с датами рождения кандидатов (первыми указываются сведения о старшем кандидате), при этом если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество в период избирательной кампании либо в течение года до дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, в бюллетене также указываются прежние фамилия, имя, отчество кандидата;
3) место жительства (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта);
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 9 марта 2016 г. N 66-ФЗ в пункт 5 части 7 статьи 79 внесены изменения
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
ГАРАНТ:
Положения части 7.1 (в редакции Федерального закона от 5 апреля 2021 г. N 89-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 5 апреля 2021 г.
7.1. В случае, если в избирательный бюллетень для голосования по одномандатному избирательному округу внесено свыше десяти зарегистрированных кандидатов, по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации сведения о каждом из таких зарегистрированных кандидатов, предусмотренные пунктами 4 и 7 части 7 настоящей статьи (все либо отдельные из этих сведений), в избирательном бюллетене не размещаются и указываются в специальном информационном материале, который изготавливается по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Данный информационный материал размещается в кабине либо ином специально оборудованном месте для тайного голосования и (или) на информационном стенде, указанном в части 3 статьи 78 настоящего Федерального закона.
8. Справа от сведений о каждом зарегистрированном кандидате или под указанными сведениями помещается пустой квадрат.
9. Если у зарегистрированного кандидата, фамилия, имя и отчество которого указываются в избирательном бюллетене, имелась или имеется судимость, в избирательном бюллетене должны содержаться сведения о судимости кандидата. Эти сведения указываются на основании соответствующих документов, представленных в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, окружную избирательную комиссию до утверждения текста избирательного бюллетеня.
Информация об изменениях:
Изменения применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 20 апреля 2021 г.
9.1. Если зарегистрированный кандидат, фамилия, имя, отчество которого внесены в избирательный бюллетень, является физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, либо кандидатом, аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом, в избирательном бюллетене должны указываться сведения о том, что кандидат является физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, либо кандидатом, аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом. В случае, если такой кандидат (такие кандидаты) включен (включены) в состав федерального списка кандидатов и сведения о нем (о них) не внесены в избирательный бюллетень в соответствии с частью 5 настоящей статьи, в избирательном бюллетене указывается, что в составе федерального списка кандидатов выдвинут (выдвинуты) такой кандидат (такие кандидаты).
11. Количество избирательных бюллетеней для голосования по федеральному избирательному округу и одномандатным избирательным округам, в том числе по субъектам Российской Федерации, определяется решением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации не позднее чем за 24 дня до дня голосования. Количество избирательных бюллетеней не должно превышать более чем на 1,5 процента число избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа. Избирательные бюллетени изготавливаются в два этапа:
12. Изготовленные полиграфической организацией избирательные бюллетени передаются по акту членам избирательной комиссии, осуществившей закупку избирательных бюллетеней. В этом акте указываются дата и время его составления, а также количество передаваемых избирательных бюллетеней. После передачи упакованных в пачки избирательных бюллетеней в количестве, соответствующем договору, работники полиграфической организации уничтожают лишние избирательные бюллетени (при их выявлении), о чем составляется акт. Избирательная комиссия, осуществившая закупку избирательных бюллетеней, обязана не позднее чем за два дня до получения ею избирательных бюллетеней от соответствующей полиграфической организации принять решение о месте и времени передачи избирательных бюллетеней членам данной избирательной комиссии, уничтожения избирательных бюллетеней. Любой член данной избирательной комиссии, представитель политической партии, кандидат, зарегистрированный по соответствующему одномандатному избирательному округу, вправе подписать акты, указанные в настоящей части.
13. Передача избирательных бюллетеней территориальным избирательным комиссиям осуществляется в сроки, установленные Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Вышестоящие избирательные комиссии передают территориальным избирательным комиссиям на основании своего решения о распределении избирательных бюллетеней по территориальным избирательным комиссиям весь тираж избирательных бюллетеней, полученный ими от полиграфических организаций.
Информация об изменениях:
Изменения применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31 июля 2020 г.
14. На основании решения территориальной избирательной комиссии о распределении избирательных бюллетеней участковые избирательные комиссии получают от территориальной избирательной комиссии избирательные бюллетени не позднее чем за один день до дня (первого дня) голосования (досрочного голосования). По каждому избирательному участку количество избирательных бюллетеней не может превышать более чем на 0,5 процента (но не менее чем на два избирательных бюллетеня) число избирателей, зарегистрированных на данном избирательном участке, и составлять менее чем 70 процентов от числа избирателей, включенных в список избирателей на избирательном участке, на день передачи избирательных бюллетеней. На избирательном участке, на котором ожидается значительное число избирателей, подавших заявление о включении в список избирателей по месту нахождения в порядке, установленном частью 4.1 статьи 17 настоящего Федерального закона, а также на избирательном участке, на котором зарегистрировано менее 500 избирателей и используются комплексы обработки избирательных бюллетеней, количество избирательных бюллетеней может быть увеличено решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации в пределах количества избирательных бюллетеней, определенного решением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации для соответствующего избирательного округа. При передаче избирательных бюллетеней участковым избирательным комиссиям производятся их поштучный пересчет и выбраковка, при этом выбракованные бюллетени (при их выявлении) уничтожаются членами территориальной избирательной комиссии, о чем составляется акт.
15. О передаче избирательных бюллетеней вышестоящей избирательной комиссией нижестоящей избирательной комиссии составляются в двух экземплярах акт о передаче избирательных бюллетеней для голосования по федеральному избирательному округу и акт о передаче избирательных бюллетеней для голосования по одномандатному избирательному округу. В каждом акте указываются время и дата его составления, количество передаваемых избирательных бюллетеней. При передаче избирательных бюллетеней вышестоящей избирательной комиссией нижестоящей избирательной комиссии вправе присутствовать члены указанных избирательных комиссий, представители политических партий, наименования которых внесены в избирательный бюллетень, кандидаты, фамилии, имена и отчества которых внесены в избирательный бюллетень для голосования по соответствующим одномандатным избирательным округам, или представители этих кандидатов. Соответствующая избирательная комиссия обязана оповестить всех членов данной избирательной комиссии, представителей указанных политических партий, кандидатов о дате, времени и месте передачи избирательных бюллетеней и предоставить возможность присутствовать не менее чем одному представителю каждой политической партии, каждому кандидату или его представителю при проведении указанной передачи. При этом каждое из перечисленных лиц вправе подписать составляемый при передаче избирательных бюллетеней акт.
16. Ответственность за передачу и сохранность избирательных бюллетеней несут председатели избирательных комиссий, осуществляющих передачу, получение и хранение избирательных бюллетеней.
17. В участковые избирательные комиссии, сформированные на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, избирательные бюллетени могут передаваться непосредственно избирательной комиссией, осуществившей их закупку, в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, и в определенном ею количестве.
18. В исключительных случаях на избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях, а также на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, при наличии технических средств допускается изготовление документов, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы, в том числе избирательных бюллетеней, непосредственно участковой избирательной комиссией. Решение об изготовлении этих документов с указанием необходимого тиража и срока изготовления избирательных бюллетеней принимается участковой избирательной комиссией по согласованию с соответствующей территориальной избирательной комиссией либо с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
19. На лицевой стороне всех избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии. Если избирательные бюллетени изготовлены в форме брошюры, указанные печать и подписи ставятся в правом верхнем углу первой страницы брошюры. Незаверенные избирательные бюллетени признаются избирательными бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются.
20. В случае выбытия отдельных зарегистрированных кандидатов, фамилии, имена и отчества которых указаны в избирательном бюллетене, отмены или аннулирования регистрации федерального списка кандидатов после изготовления избирательных бюллетеней территориальные и участковые избирательные комиссии по указанию Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, соответствующей окружной избирательной комиссии вычеркивают в избирательных бюллетенях сведения о таких кандидатах, политических партиях, выдвинувших такие федеральные списки кандидатов. При необходимости внесения в изготовленный избирательный бюллетень изменений в сведения о политической партии, кандидате эти изменения по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, соответствующей окружной избирательной комиссии могут быть внесены членами территориальной или участковой избирательной комиссии от руки либо с использованием технических средств.
21. В случае регистрации федерального списка кандидатов, кандидата менее чем за 10 дней до дня голосования Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, соответствующая окружная избирательная комиссия вправе принять решение о внесении в изготовленные избирательные бюллетени предусмотренных настоящей статьей сведений о политической партии, выдвинувшей этот федеральный список кандидатов, региональных группах кандидатов, зарегистрированных кандидатах от руки либо с использованием технических средств.
Информация об изменениях:
Изменения применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31 июля 2020 г.
22. В день голосования (последний день голосования) после окончания времени голосования неиспользованные избирательные бюллетени, находящиеся в территориальной избирательной комиссии, подсчитываются и погашаются, о чем соответствующей территориальной избирательной комиссией составляется акт. При погашении избирательных бюллетеней вправе присутствовать лица, указанные в части 5 статьи 32 настоящего Федерального закона. Эти бюллетени хранятся секретарем данной избирательной комиссии в опечатанном виде вместе с другими документами данной избирательной комиссии.