Изгой в школе что делать

Ребёнок — изгой в классе: что делать?

Изгой в школе что делать. Смотреть фото Изгой в школе что делать. Смотреть картинку Изгой в школе что делать. Картинка про Изгой в школе что делать. Фото Изгой в школе что делать

Вы убеждены, что ваш ребёнок стал в своём классе изгоем. Что делать? Как решить данную проблему? Прежде всего, стоит всесторонне проанализировать ситуацию. Возможно, придётся воспользоваться помощью психолога. Давайте разберёмся.

Один против всех — все против одного

Каждый родитель мечтает, чтобы процесс адаптации к школе прошёл гладко, и ребёнок ходил на занятия с удовольствием. Но в жизни не всегда так случается. И одна из главных причин, почему сын или дочь отказывается ходить в школу — несложившиеся отношения с другими учениками. В запущенных случаях может дойти до травли со стороны сверстников.

Наверное, нет смысла писать назидательные речи о том, что травля в школе одноклассника — это подло, мерзко, недостойно и несправедливо. Это и так понятно. По мере возможности с данной проблемой пытаются справиться учителя. Но, конечно, основная воспитательная работа должна проводиться дома, родителями, а при возникновении необходимости — детскими психологами.

Травля в школе наносит серьёзный, а иногда даже непоправимый ущерб психике ребёнка, оказавшегося в роли «жертвы». Тактика невмешательства взрослых как в школе, так и дома может привести к трагическим последствиям. Ребёнок, загнанный в угол (в прямом и переносном смысле), способен на необдуманные, страшные поступки, вплоть до суицида. Когда они совершаются, то приобретают широкий общественный резонанс, начинается расследование. Только вот оказывается слишком поздно…

Изоляцию ребёнка в коллективе гораздо проще предупредить, нежели пытаться устранить уже существующую проблему. Как? Ранней социализацией малыша. Давайте остановимся на этом подробнее.

Поощрение общительности

С раннего возраста культивируйте в ребёнке общительность. Всегда разговаривайте с ним, даже когда он ещё не может ответить. Важно, чтобы круг общения малыша был широким и разнообразным.

Роль детского сада

После 2-летнего возраста ребёнок нуждается хотя бы в кратковременном общении с другими детьми. Реализовать эту потребность поможет оформление ребёнка в детский сад. Есть и альтернатива детсаду: центры раннего развития, где продят обучающие занятия, в том числе по подготовке к школе, всевозможные детские секции и т. п. Недостаток живого общения с другими детьми можно компенсировать ежедневными прогулками на детской площадке. Например, когда малыш играет в песочнице, учите его делиться игрушками с другими детками, обращаться с просьбами и т. п.

Роль семьи

Дети, наблюдавшие внутри своей семьи гармоничные отношения, выросшие в любви и ласке, гораздо чаще чувствуют себя счастливыми и уверенными в себе людьми во взрослом возрасте. Если говорить о школе, то большинство проблем исходит от детей из так называемых неблагополучных семей. Искажённое представление о человеческих отношениях, любви они проецируют на свою жизнь.

Благоприятным фактором воспитания общительности является наличие в семье других детей. Братья или сёстры старшего возраста содействуют ускорению психического и социального развития малыша (за счёт эффекта подражания) и стимулируют его познавательную деятельность.

Врага надо знать в лицо

Но вернёмся к проблеме изоляции, травли в школьном коллективе, когда ребёнок становится изгоем в своём классе. Он ни с кем не дружит, замкнут и с большой неохотой посещает занятия. Возможно, на этом фоне снизилась успеваемость. Что делать? Можно ли исправить ситуацию? Да! Более того, вы просто обязаны это сделать.

Зри в корень

Итак, ваши действия.

Чтобы решить любую проблему, необходимо её всесторонне изучить — проанализировать ситуацию. Почему конкретный ребёнок стал объектом травли? Что в его внешности или поведении даёт повод для подтруниваний?

Самыми распространёнными причинами насмешек одноклассников являются:

Постарайтесь, по возможности, устранить те дефекты, избавиться от которых вам по силам. Например, чтобы устранить проблемы со звукопроизношением, целенаправленно и регулярно посещайте логопеда. Ребёнок страдает от лишнего веса? Проконсультируйтесь с диетологом и пересмотрите его рацион питания и образ жизни. Запишите чадо в спортивную секцию и не пропускайте занятия.

Часто устранение физической проблемы позволяет решить и психологические. Например, сделав офтальмологическую операцию по устранению косоглазия, девочка-подросток избавилась от чрезмерной застенчивости и стала более общительной.

Повышаем самооценку

Однако но не всегда причины внутренних комплексов и низкой самооценки очевидны. И задача психолога — проанализировать ключевые события из жизни ребёнка и докопаться до истоков психологических проблем.

Неуверенность в себе — пожалуй, главное качество личности, из-за которого человека преследуют неудачи уже со школьного возраста. Его разновидностями являются мнительность и неумение за себя постоять.

Некоторые учителя не только не содействуют решению конфликта между детьми, но и сами его провоцируют. Вот жизненный пример. Когда в класс поступил новый ученик, классный руководитель, вместо того чтобы помочь ребёнку адаптироваться в новом коллективе и подружиться с другими детьми, посадила его одного за заднюю парту и за глаза называла «пришельцем». Так с её подачи в классе появился изгой, и весь класс дружно ополчился против тихого и скромного новенького мальчика.

Или другой пример. В личном разговоре с учительницей мама поделилась сведениями из прошлого дочери, рассказав что она по медицинским показаниям посещала специализированный детский сад. Там девочка научилась говорить, а вскоре догнала в развитии своих роверсников и поставленный диагноз был снят. Девочка освоила начальные навыки чтения, письма и поступила в обычную школу. Тем не менее, информация, которую мать поведала в доверительной беседе, в будущем была использована против её дочери. Учительница во всеуслышание обзывала девочку «тупой», «дебилкой» и говорила, что после спецсадика её место в спецшколе.

Это самая вопиющая ситуация, которая требует решения на высшем уровне — уровне руководства школы.

Многие родители задаются вопросом: «Стоит ли учить ребёнка драться, давать сдачу?» Если ваш ребёнок не отличается агрессивностью, большинство психологов сходятся во мнении, что такая необходимость есть, тем более если речь идёт о мальчике. Очень желательно отдать сына в детскую спортивную секцию, например, бокса. Регулярные занятия не только повысят физическую силу и выносливость, сделают мальчика более ловким, но и повысят его самооценку — как собственную, так и в глазах одноклассников.

Решение проблемы

Какие же меры необходимо предпринять, чтобы решить проблему изоляции, травли в школе и избавиться от статуса изгоя?

Вывод

Если ни одно из вышеперечисленных действий не помогает, ребёнок страдает от подтруниваний и находится в состоянии постоянного стресса, выход всё равно есть — перевод в другую школу. Возможно, это слишком радикальная мера, зато на новом месте не будут известны те обстоятельства, из-за которых ребёнка повергали насмешкам, и он сможет найти друзей и начать жизнь с чистого листа.

Источник

Ребенок-изгой в классе. Как помочь ребенку-изгою? Советы психолога

Ребенок уже достаточно долго ходит в школу и вы вдруг стали замечать, что он становится все более замкнутым и не хочет рассказывать о том, что происходит в классе. Вы замечаете, что у сына или у дочери часто испачканы или порваны тетради, учебники, другие личные вещи. Ребенок не хочет ходить в школу, возможно, прогуливает уроки, у него нет друзей в классе, он даже затрудняется спросить домашнее задание у одноклассников. Все это набор очень тревожных признаков, говорящих о том, что ваше чадо подвергается травле в школе.

Изгой в школе что делать. Смотреть фото Изгой в школе что делать. Смотреть картинку Изгой в школе что делать. Картинка про Изгой в школе что делать. Фото Изгой в школе что делать

Почему ребенок становится изгоем

Самым главным признаком, по которому можно определить потенциальную жертву травли – непохожесть. Дети-«белые вороны», которые отличаются от общей массы одноклассников, очень часто подвергаются насмешкам, унижениям, разного рода издевательствам. Ребенок может выделяться не только своей внешностью. Он может обладать талантами вызывающими зависть или определенными чертами характера, которые, по тем или иным причинам, отвергаются детьми в классе.

Не всегда провокаторами травли выступают одноклассники. В некоторых случаях, зачинщиком может быть и учитель. А дети, подражая, просто подхватывают эту «волну» и продолжают начатое педагогом дело. В данном случае, причиной может быть конфликт преподавателя с родителями ребенка или нечто, не поддающееся обычной логике. Но, как правило, ребенка-изгоя учителя просто «не замечают» и делают вид, что ничего не происходит и все в рамках дозволенного, а между тем, гонимый ребенок сильно страдает.

Чаще всего, изгоями становятся дети, имеющие замкнутый характер, «тихони», которые предпочитают больше общаться с книгами, чем с другими учениками. Ребенок с необычной внешностью или какой-либо аномалией, часто становится жертвой своих одноклассников. Дети подсознательно чувствуют более слабого и не способного дать решительный отпор ученика и стараются спровоцировать его. Иногда достаточно всего одной серьезной словесной атаки, на которую жертва не смогла ответить и обидное прозвище надолго прилипнет к ребенку. Постепенно дети наглеют все больше и в последствии, переходят к силовым методам воздействия на жертву. Все это может серьезно поломать психику ребенку или даже довести до крайностей.

Если ребенок-изгой уходит из школы, где он подвергался травле, дети, почувствовавшие «вкус» агрессии и насилия, сразу же найдут ему замену.

Как помочь ребенку-изгою

Как правило, дети, проживающие эту ситуацию изнутри, молчат до последнего, опасаясь спровоцировать еще большую агрессию. Поэтому не нужно оказывать своему чаду «медвежью услугу» своим вмешательством, не посоветовавшись с ребенком и не спросив его о том, как он представляет выход из ситуации и чем вы можете помочь, чтобы найти подходящее решение.

Вряд ли здесь помогут «задушевные беседы» с обидчиками или жертвой. В процессе травли страдают все: жертва, получившая заниженную самооценку и опыт унижений, агрессор, привыкший к безнаказанности, лишающий себя возможности иметь с кем-либо настоящие крепкие и душевные отношения и, наконец, общая масса, которая просто трусливо не вмешивается. В дальнейшем, каждый член этой толпы приобретает неспособность противостоять общественному мнению и боится любых проявлений нестандартных ситуаций в коллективе.

Ваше неудобство – ничто, по сравнению с травмированной психикой. А перед тем, как отправить сына или дочь в новый детский коллектив, обязательно нужно обратиться к специалисту, психологу, который сможет повысить самооценку и правильно настроить ваше чадо на успешное взаимодействие с новыми одноклассниками.

Если ребенок подвергся травле, необходимо действовать очень осторожно, чтобы не навредить ему еще сильнее. Старайтесь больше уделять ему внимания, выстраивайте доверительные отношения. Как ни странно это звучит, ваш ребенок приобрел ценный опыт, пусть даже такой горький. А какие выводы он сделает и что принесет в новую жизнь, зависит уже от вас.

А вам приходилось сталкиваться с травлей в коллективе? Как еще можно помочь жертве?

Источник

«У ребенка так и осталось ощущение, что он изгой». Как защитить детей от травли?

Изгой в школе что делать. Смотреть фото Изгой в школе что делать. Смотреть картинку Изгой в школе что делать. Картинка про Изгой в школе что делать. Фото Изгой в школе что делать

Мир взрослых полон проблем и трудностей, но вспомните себя в детстве – в этот, казалось бы, светлый и безоблачный период жизни нам тоже не удавалось избежать конфликтов. Практически каждый ребенок хоть раз сталкивался с обидами со стороны сверстников и старших, конфликтовал с воспитателем/учителем/директором или просто взрослым, который был недоволен его поведением. Конечно, у большинства родителей в таких ситуациях тут же включается инстинкт – защитить, найти обидчика и разобраться с ним, чтобы неповадно было обижать твое драгоценное чадо. Но всегда ли такой подход правильный? Да и ситуации бывают разные: одно дело, когда у ребенка конфликт с одним конкретным одноклассником, и другое дело – когда на него ополчился весь класс. А как быть, если к нему постоянно придирается учитель? Или посторонние люди делают ему замечание при вас?

По случаю Международного дня защиты детей мы пообщались с родителями, психологами и другими экспертами, чтобы узнать, как правильно помогать ребенку справляться с конфликтами.

«Дети травили его, но он продолжал с ними общаться»

Травля или, как часто говорят, буллинг – одна из самых распространенных проблем, с которой может столкнуться ребенок. Чаще всего мы наблюдаем издевки со стороны сверстников: они могут настигнуть ребенка в детском саду, школе, спортивной секции – иными словами, в любом коллективе.

Евгения – многодетная мама, и недавно она узнала о том, что у ее сына проблемы в школе. Славе сейчас 13 лет, в этом году он окончил 7 класс. В последние месяцы женщина стала замечать, что сын стал замкнутым и агрессивным. Оказалось, причиной всему была жестокая травля со стороны одноклассников.

«Я, наверно, не очень хорошо делала – отслеживала, чем занимается мой ребенок в социальных сетях, – рассказывает Евгения. – Я время от времени проверяла его переписку, дабы исключить попадание во всякие неприятные ситуации. И в его переписках со сверстниками (некоторые из них – одноклассники, некоторые из бывшего класса, а кто-то просто из той же школы, но на год старше) я отметила некую агрессию по отношению к моему ребенку. Там были оскорбления и прочие фразы, принижающие его достоинство».

Постоянные насмешки и унижения превратили и без того скромного Славу в нервного и угрюмого ребенка. Не сумев дать отпор обидчикам, он стал вымещать злобу на младших братьев, чего за ним раньше не замечали. Кроме того, у мальчика начались проблемы с учебой.

«Он стал эмоционально нестабилен: мог и заплакать, и грубо ответить. И усугубилось наше заикание, с которым мы много лет боремся», – вздыхает мама Славы. Она не стала сразу же устраивать скандал и сперва заняла позицию наблюдателя. Однако со временем ситуация только усугубилась: обидчики Славы не ограничились оскорблениями в переписке и создали в одной из социальных сетей целую группу, посвященную травле школьника.

«Они выставляли там фотографии, оставляли подписи и комментарии, унижающие его достоинство. Он это все видел, читал, но ничего с этим сделать не мог. И что больше всего меня удивляло – он продолжал с этими обидчиками общаться, так как у них была общая точка соприкосновения. Мой ребенок очень любит футбол и ходит в школьную секцию; туда же ходили все эти ребята. Меня, конечно, поражало, что, получая обиду и негатив, он все равно к ним тянулся, но ничего с этим не делал», – рассказывает женщина.

Оказалось, что травили Славу не только потому что он «слабак», как считали его так называемые «друзья», но и из-за достатка его семьи.

«Мы – многодетная семья среднего достатка, и в принципе можем позволить себе многое. Дети имеют все: хорошую обувь, одежду, телефоны. Слава занимается футболом, все необходимое для этого есть. Но ребята его гнобили из-за того, что считали его нищим. Если одному ребенку родители могли позволить купить брендовые бутсы для футбола за 8-9 тысяч, то я считала нецелесообразным покупать такую дорогую брендовую обувь для своего ребенка, так как, во-первых, у него быстро растет нога, а во-вторых, он не очень аккуратно носит обувь, и она просто убьется за два-три месяца. Поэтому мы покупали обувь более дешевых брендов или подделки под известные марки. А это, видимо, у молодежи не приветствуется, и дети считают, что это дает им право гнобить и унижать человека», – говорит Евгения.

Поговорив с сыном, женщина была поражена: Слава не только продолжал общаться с детьми, которые каждый день измывались над ним, но к тому же был уверен, что они правы. Он искренне считал себя никчемным изгоем и старался переводить все это в шутку: мол, ничего не поделаешь!

«Он такого плана человек, который все держит в себе, никогда ни на кого не жаловался, и из него очень тяжело что-то выудить. Я очень переживала. В разговоре со мной он говорил обо всем этом в шуточной форме, а по ночам плакал в подушку. Так продолжалось порядка двух месяцев», – вспоминает Евгения.

Договариваются не дети, а системы воспитания

Что делать родителям, которые оказались в подобной ситуации? Мнения специалистов здесь расходятся. Одни считают, что взрослые непременно должны вмешаться в конфликт, поскольку он травмирует детскую психику (не говоря уже о более трагических случаях, когда дело доходит до применения насилия). Другие, напротив, выступают за то, чтобы ребенок учился сам решать свои проблемы, иначе он будет всю жизнь убегать от них и вырастет слабым и беззащитным.

«Здесь нужно искать золотую середину, – считает детский психолог, семейный психотерапевт Наталья Наумова. – Иногда ребенка действительно обижают в школе, и ситуация бывает такая, что он самостоятельно справиться с ней ну никак не сможет. Тогда помощь родителей действительно нужна. А иногда бывают ситуации настолько простые, пустяковые, с которыми он должен самостоятельно справиться. Если ребенок воспитывается в совсем тепличных условиях, тогда из него вырастет человек инфантильный, который не умеет справляться с жизненными сложностями. Но бывают действительно такие ситуации, когда родителям просто необходимо вмешаться – когда его делают изгоем, когда к нему предвзятое отношение в связи с тем, что он, например, из малообеспеченной семьи, неуспевающий или с особенностями в развитии. Тогда, конечно, родителям необходимо помочь ребенку».

Всегда следует помнить, что издевательства, пережитые в детском возрасте, так или иначе отразятся на психике ребенка, когда он вырастет, просто у кого-то это проявится в меньшей степени, у кого-то – в большей.

«Я семейный психотерапевт, поэтому работаю не только с детьми, но и со взрослыми. И я часто сталкиваюсь с тем, что, когда человек уже вырастает, в нем сохраняется обида, потому что он не мог сам справится с какой-то ситуацией без помощи взрослых, но взрослые отнеслись к этому легкомысленно (по-детски!) и не смогли ребенку помочь. И потом ребенок всю жизнь понимает, что у него никогда нет поддержки, что он может положиться только на себя, у него нет доверия к обществу», – отмечает Наталья Наумова.

Почти всегда конфликты между детьми произрастают из непонимания, разных взглядов на жизнь, которые, в свою очередь, формируются внутри каждой семьи. Поэтому любые конфликты между детьми должны решать именно взрослые, считает имидж- и этикет-инструктор, специалист в вопросах светского и делового позиционирования Ксения Ферзь.

«Договариваться между собой должны две семьи, потому что, в сущности, договариваются не дети, а две системы воспитания. И когда вы пытаетесь между детьми уладить эти моменты, не понимая, что стоит за другим ребенком, какие убеждения дома ему внушают, вы никогда не сможете привести это к какой-то гармонии. А если родители договариваются о том, к чему они должны прийти, каждый ребенок уже получает наставления от собственного авторитета, то есть своего родителя – а не от чужого человека.

Если вам пришлось инициировать такой диалог, то вы говорите другому родителю: «Я вынужден (а) обратиться к вам, чтобы уладить конфликт между нашими детьми и избежать его в будущем». Здесь надо выяснить: а родитель вообще понимает, что и как думает его ребенок? Потому что бывают случаи, когда дети находятся вообще не под родительским контролем. То есть вы в этом процессе можете выяснить, какое влияние имеет родитель вашего «обидчика» на своего ребенка. Может быть, он не имеет никакого влияния, и проблему надо решать только через «менеджера» учебного заведения, то есть через завуча или директора. Если его решение вам не подходит, то вы предлагаете свою альтернативу: это может быть либо перевод в другой класс, либо дистанцирование в рассадке, либо какие-то еще решения», – говорит Ксения Ферзь.

Приходил с улицы весь мокрый, от него несло «химией»

Конечно, часто родителям сложно добиться от ребенка правды. Многие дети (особенно мальчики) не хотят жаловаться на нападки в школе, поскольку боятся заработать репутацию «маменькиных сынков». Так было и с сыном Евгении: когда она предложила помочь ему разобраться с обидчиками, мальчик воспринял это в штыки.

«Он сказал: «Не лезь, не вмешивайся, я сам разберусь». Я думаю, он просто боялся огласки, потому что считал, что тогда его будут считать совсем слабаком. Но я не стала идти у него на поводу и взяла ситуацию в свои руки, потому что те посты и фотографии, которые стали выставляться ежедневно, носили уже очень жесткий характер. По фотографиям и описаниям этих фотографий я стала понимать, что на ребенка уже идет физическое воздействие: его обливают водой и опрыскивают какими-то химическими средствами. И были моменты, когда он приходил с улицы, от него несло какой-то «химией» и он был весь мокрый. Он, конечно же, отшучивался. Но ребенок ходит в очках, у него серьезный диагноз – очень высокая дальнозоркость. И сами представьте мое состояние: на ребенка брызгают какой-то «химией», и не дай бог, какая-то травма будет нанесена глазам. », – с содроганием вспоминает Евгения.

Кроме того, женщина боялась, что психика ребенка не выдержит, и он, решив отомстить обидчикам, совершит какие-то плохие поступки. От таких мыслей у любой матери, естественно, мороз по коже.

«Вы знаете, ребенок может так постоять за себя, что родителю придется уже разбираться с судебными исками, – соглашается Ксения Ферзь. – Поэтому я рекомендую все-таки в превентивной манере это решать. Ведь, вы знаете, это нередкая история, когда дети, понимая, что они не хотят иметь славу «маменькиных сыночков», пытаются решить проблему своими силами, и делают это почти криминальными методами. Лучше до этого не доводить. Одно дело, когда ребенок в принципе не рассказывает о конфликте – это его выбор, вы не можете из него изъять эту информацию. А если ребенок все-таки жалуется дома, мы не можем его отправить с этой проблемой назад, чтобы он искал решение сам».

Защита ребенка от всех внешних нападок – это прямая функция родителя, подтверждает психолог, психотерапевт Елена Лосева.

«Если доверие между родителем и ребенком сохраняется, то безусловный рефлекс родителя – защитить ребенка. Но после этой первичной реакции, которая опирается на безусловную любовь и привязанность к ребенку, ситуацию нужно разобрать. Причем разобрать со стороны всех участников конфликта. Как правило, кого-то безусловно неправого и безусловно правого в конфликте нет: все стороны так или иначе задействованы, принимали участие и виновны в конфликте. Здесь важно помнить, что каждая ситуация индивидуальна. У нас есть неадекватные учителя, неадекватные дети, неадекватные родители, и в каждой конкретной ситуации набор участников и их характеристики будут уникальны, поэтому какого-то единого рецепта здесь нет. Важно сохранять трезвый ум, выслушать все стороны и только потом обдуманно принимать какое-либо решение и выстраивать свою линию поведения. Не рубить сгоряча – это правило для любого конфликта», – считает Лосева.

Видя, что у ребенка не складываются отношения с коллективом, многие родители находят единственный выход в смене учебного заведения. Но всегда ли перевод в другую школу решает проблему? Не стоит поддаваться этой иллюзии, считает Елена Лосева.

«Травля может не иметь под собой каких-либо объективных оснований, и перевод в другую школу и смена детского коллектива во многих случаях действительно может решить проблему. Но здесь очень важно разобрать поведение самого ребенка. Мне недавно рассказали такой случай из практики, когда девочку защищали и мама, и учитель, и директор, а она сама задирала одноклассников в духе: «Ты мне ничего не сделаешь, ты получишь от моей мамы и от директора!». Здесь проблема в поведении ребенка, и речь идет уже не столько о воспитании, сколько о коррекции поведения и формировании социально одобряемых стилей поведения. То есть каких-то в случаях жертва действительно бывает сама виновата – зачинщиком конфликтом иногда становится сам ребенок. Поэтому здесь, опять же, требуется разбор каждой конкретной ситуации», – отмечает психотерапевт.

Заставил выйти к доске и проговаривать слово «рефрижератор»

Мы привыкли видеть в учителях блюстителей дисциплины в классе, и именно у педагога школьник может искать защиты, если его третируют одноклассники. Но, как это ни парадоксально, во многих случаях учителя поддерживают издевательства в классе и даже сами становятся зачинщиками травли.

Об одном из таких случаев нам рассказал ученик 7 класса Саша. Он занимается в подростковой театральной студии, и недавно ее художественный руководитель предложил ребятам поставить спектакль, посвященный теме буллинга. Чтобы собрать материал для постановки, школьники решили пройтись по району и расспросить случайных прохожих о том, приходилось ли им сталкиваться с травлей. Кто-то отвечал отрицательно, многие, очевидно, стеснялись рассказывать о подобных вещах, но некоторые все же поделились своими историями.

«Были истории из разряда: кто-то с кем-то поссорился, и человека решили облить кислотой из кабинета химии. Слава богу, там обошлось. Были истории о том, как сами преподаватели издевались над учениками. Например, была история о том, как девочка, у которой была картавость, терпела унижения со стороны учителя, который заставил ее выйти к доске и проговаривать слово «рефрижератор» до того момента, пока она не выговорит его идеально. Она, соответственно, дико нервничала, плакала, а учитель вместе с учениками над ней насмехался».

Когда к вашему ребенку придирается (или откровенно издевается, как в данном случае) сам учитель, то тут уже всякие сомнения отпадают: родителям необходимо действовать. Ксения Ферзь советует сначала поговорить с самим педагогом и выяснить, что послужило причиной конфликта: возможно, ребенок сам своим поведением спровоцировал преподавателя.

«Здесь, опять же, начинаем с локальных методов – пробуем в какой-то определенной форме поставить этого человека на место, – советует Ксения. – Если родитель должен объясниться с учителем, он говорит так: «Могу я попросить вас в случае, если мой ребенок ведет себя как-то, на ваш взгляд, не так, сразу сообщить мне причину вашего негодования, не применяя воспитательных мер на месте происшествия, в том числе публично?».

То есть человеку надо объяснить, что публичное поругание – это не норма. Это «дедовская» система воспитания, которая в цивилизованном мире неприемлема. И мы учителю должны сказать: «Не могли бы вы через меня это решать? Я потребую от своего ребенка объяснений или извинений перед вами. Это будет и менее стрессово для нас всех, и более эффективно». Когда учитель понимает, что за ребенком стоит родитель – это очень важно».

Если же договориться с педагогом напрямую не получается, и он не может вам толком объяснить, что именно в поведении ребенка вывело его/ее из себя, то проблему необходимо решать через завучей, директора, говорит Ферзь. Если и этот метод оказывается неэффективным, то стоит обращаться в более высокие инстанции.

В последние годы на помощь родителям пришли так называемые службы школьной медиации, рассказывает Елена Лосева. Служба школьной медиации – это служба, созданная внутри школы и состоящая из учителей, учащихся и их родителей, главной целью которой является урегулирование конфликтов. Пару лет назад такие службы стали появляться в Москве и Подмосковье, а также в некоторых других регионах в рамках развития психологического сопровождения школ, объясняет Лосева.

«Деятельность службы медиации направлена на урегулирование конфликтов между детьми, родителями и учителями. Представители служб медиации выезжают в школы и разбирают конфликты. И на самом деле запросов у них очень много. Также сейчас активно ведется обучение школьных медиаторов. В обучении принимают участие главным образом психологи школы и учителя, но и для школьников проводятся своеобразные мастер-классы по школьной медиации, чтобы учить детей решать конфликты.

Очень радует, что эта система развивается, положительные тенденции есть. Здесь большой толчок дало освещение в СМИ различных случаев буллинга. Сейчас можно встретить множество историй, в том числе тех, которые публикуют родители – о том, как они по большому счету победили школу и систему, обращались в полицию и прочее. Это как раз случаи, когда директор закрывал глаза, а учитель поддерживал травлю», – говорит психолог.

«У ребенка осталось ощущение, что он изгой»

«Важно реагировать правильно, спокойно, чтобы ребенок, глядя на вас, не вырос хамом и скандалистом, – подчеркивает Ксения Ферзь. – Если мы понимаем, что ребенок действительно неправ, и это наше упущение, что замечание ему сделали не мы, а кто-то посторонний, но все-таки надо держать лицо и не распалить этот конфликт, то здесь лучше «парировать» контакт, как в колл-центре: «Благодарю вас за отзыв, сделаем все возможное, чтобы это не повторилось». После чего берем ребенка за руку, разворачиваемся и идем в другую сторону. Это, скорее всего, исчерпает назревающий конфликт, потому что вы таким образом ставите точку, и человеку нечего на это ответить. В то же время вы приняли его реплику к сведению. Это даст вам возможность уйти красиво из этого конфликта».

Очень часто в роли взрослого-антагониста выступает и знакомый ребенку человек – например, родитель одноклассника. Подобная история произошла с практикующим судебным экспертом Кристиной Авериной. Она сама является профессиональным медиатором и помогает разрешать семейные конфликты, защищая права детей. Недавно ей пришлось отстаивать права ее собственной дочери.

«Мне позвонила моя десятилетняя дочь и, рыдая, рассказала о том, что только что на нее накинулась с угрозами и криками мама ее одноклассницы. К сожалению, наши дети абсолютно не защищены в подобных ситуациях, они не могут рассчитывать на поддержку со стороны взрослых, которые в такой момент были рядом или в силу своих профессиональных обязанностей должны оказать содействие. Наша история закончилась благополучно, но не сразу… К сожалению, взрослые люди, невольные свидетели той неприемлемой ситуации, даже не пытались помочь моему ребенку. Мне пришлось самой разбираться с темпераментной мамой. Удача была в том, что именно в тот день, когда все случилось, было плановое родительское собрание, на котором я озвучила произошедшее, призвав родителей, не забывая о недопустимости эмоционального воздействия на детей, сначала выходить на разговор с родителями», – рассказала Кристина.

К счастью, после ее выступления на собрании администрация школы постаралась вникнуть в случившееся. Но сколько еще таких проблем так и остались (и останутся) нерешенными!

«Самое главное – это то, что я уберегла своего ребенка от попадания в ситуацию неуспеха. Являясь профессиональным медиатором, уверена, что во всех этих конфликтных историях с участием детей, дети – заложники ситуации. Решение проблемы – в развитии навыков поведения в конфликте, чему необходимо учить и детей, и родителей, и педагогов! Этим необходимо заниматься системно, используя методологию и подходы школьной медиации. Школьная медиация это не еще одна должностная обуза для педагогов, а приносящая реальные результаты образовательная технология, обучающая достойно выходить из ситуации конфликта и помогающая защитить ребенка от произвола взрослых», – считает Кристина.

А вот маме семиклассника Славы повезло меньше. Она также попросила помощи у администрации школы, написала заявление. Но на этом все и закончилось.

«Заявление у меня приняли, но ничего не сделали. Я была несколько раз на встречах с директором, психологом и классным руководителем, я предоставила скриншоты всех этих постов и переписок в качестве доказательств того, что происходит самая настоящая травля моего сына. Администрация все это приняла к сведению, мне сказали, что будут проведены разговоры с детьми и их родителями, и обо всем мне будут докладывать. Ну и на этом все. Никто из родителей мне не позвонил, никто из администрации школы со мной ни о чем не разговаривал, не донес до меня ход разбирательств и их итог. Потом, конечно, случилась вся эта пандемия, но это не означает, что мой ребенок не заслуживал хотя бы извинений и уважительного отношения хотя бы со стороны нас, взрослых.

Единственным человеком, который мне позвонил, была мама одного из обидчиков, его бывшего одноклассника, с которой мы очень хорошо общались. Узнав обо всей этой ситуации, она была в шоке от своего ребенка и извинилась за него. И потом даже сам этот мальчик нашел Славу, поговорил с ним, извинился и сказал, что перегнул – поддался стадному чувству. Но на этом все сошло на нет, и я очень из-за этого расстроена, потому что, как итог, ребенок так и остался с этой травмой, с этим ощущением, что он изгой и какой-то недоделанный. У меня остался осадок именно оттого, что мы, взрослые, не помогли ребенку», – вздыхает мама школьника.

Впрочем, пока страсти поутихли, и Евгения надеется, что в следующем году издевательства над ее сыном не продолжатся. Слава, кажется, тоже настроен оптимистично и не намерен бросать любимый футбол: часами играет в FIFA на смартфоне и ждет, когда ему купят новые обещанные бутсы на следующий сезон. Только вот заикание отказывается пропадать, и глазами он стал моргать чаще, чем обычно.

«Теперь я смотрю на травлю со стороны пострадавшего»

«Девочка, судя по всему, нравилась мальчику, который пытался обратить на себя ее внимание, как-то издеваясь над ней. В какой-то момент она со своей компанией сидела на задней парте, и он решил сунуть ей таракана за шиворот. У нее с тех пор большая боязнь насекомых в целом и тараканов в особенности», – пересказывает Саша очередную историю из тех, что услышал от прохожих на улице.

Он и его друзья опросили несколько десятков человек, не устанавливая строгих рамок по возрасту: среди рассказчиков были и 14-летние подростки, и люди предпенсионного возраста. Истории про девочку и таракана уже 20 с лишним лет – казалось бы, такой невинный и в чем-то даже анекдотический случай. Но далеко не всегда насмешки оказываются безобидными.

«К счастью, были люди, которые сообщали, что в принципе серьезного впечатления на них это не произвело, но были и тяжелые истории, которые некоторые рассказывали о своих знакомых», – произносит Саша, и в разговоре повисает тяжелая пауза.

Часть людей, с которыми ему довелось пообщаться, призналась, что издевательства в школе вынудили их обратиться к психологам, кто-то находил утешение в обществе друзей, но «в основном это оставляло довольно серьезный след на психике».

«Когда ты лично убеждаешься во всей серьезности последствий травли, ты вообще перестаешь задумываться о том, чтобы самому принимать в этом участие. Был момент, когда я становился частью таких мероприятий и сам давил на людей, но сейчас мне сильно стыдно за такие вещи. Теперь я смотрю на это с совершенно другой стороны – со стороны пострадавшего», – признается Саша.

Спектакль, которые поставили ребята, произвел на зрителей сильное впечатление. Саша и его друзья видели, как менялись лица людей, сидевших в зале: было видно, что у многих в душе всколыхнулось что-то тяжелое и неприятное, о чем хотелось бы навсегда забыть.

«Мы поставили достаточно антиутопичный спектакль: все было в темных тонах, в том числе мы сами, и некоторые зрители испытали довольно серьезное расстройство, потому что, судя по всему, у многих есть связанный с этим отрицательный опыт. Спектакль и вообще открытие этой темы производит довольно большое впечатление на смотрящих. Мы не подводили никакого итога, мы просто сообщали миру, что такая проблема есть и ее нужно решать. Она не будет решена до тех пор, пока ей не займется серьезная часть людей», – убежден Саша.

Он и сам когда-то был изгоем среди сверстников: в детском саду с ним никто не дружил, большую часть времени он был предоставлен сам себе. Со временем воспоминания стерлись, но теперь Саша точно знает: унижения, издевательства, насмешки – все это, может, и пройдет для человека относительно легко, но бесследно – никогда.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *