Ижемец что за нация

Ижемцы — коренное население Республики Коми

Ижемцы — финно-угорская этническая группа, воспринимается иногда как этногруппа в составе коми (коми-зырян). Коренным население Республики Коми. Другое название ижемцев — изьватас.

Центром формирования народности является бассейн реки Ижма. Вероятно, их предки являются выходцами с верховьев Выми и Мезени, где они появились в середине 16 века. Постепенно народ основал Ижемскую слободку, именуемую сегодня село Ижма. Немалое влияние оказал на ижемцев контакт с лесными европейскими ненцами, русскими из Усть-Цилемской слободки, с которыми они вступали в брачные связи.

Где живут

Основная часть проживает на территории Российской Федерации в Республике Коми, Ижемском районе, бассейне реки Печора, по берегам ее притоков Усы и Ижмы. Есть ижемцы в Салехарде, Ямало-Ненецком АО, Мурманской области, Ханты-Мансийском АО. Немногочисленные кочевья народа проживают в Ненецком автономном округе.

Численность

По переписи, проведенной в 2002 году, в России числилось 15607 ижемцев. В Республике Коми — 12 689 представителей народности. Сегодня в мире проживает около 16 000 ижемцев. Примечательно, что раньше, в том числе в переписи 1989 года, как отдельную этническую группу их вообще не выделяли.

Все цифры во многом являются условными, потому что коми-ижемцы не отделяются от основного народа коми и в переписях себя указывают без дифференциации. На это оказало влияние осознание культурной, исторической самобытности народа.

Ижемец что за нация. Смотреть фото Ижемец что за нация. Смотреть картинку Ижемец что за нация. Картинка про Ижемец что за нация. Фото Ижемец что за нация

Говорят ижемцы на одном из диалектов языка коми — ижемском. Он относится к группе нуль-эловых диалектов. Впервые был исследован российским филологом М. Кастреном, а после и другими учеными. В 2014 году был подготовлен к изданию коми-ижевский букварь.

Формирование ижемского диалекта началось в 16 веке, с появлением на реке Ижма первых переселенцев. Базой для него стал вымский диалект языка коми. Полностью ижемский диалект сложился уже к концу 18 века.

Религия

Исповедуют православие, распространено местами старообрядчество. В древности народ исповедовал политеизм. Особое значение среди календарных обрядов имеет Ильин день. В этот праздник оленеводы возвращаются с севера на юг, устраивают спортивные состязания. Оседлые ижемцы отмечают Иванов день, который ассоциируется с началом сенокоса.

На традиционную кухню ижемцев оказали влияние соседние регионы и их культура, обычаи местного населения. В каждом регионе, где проживают представители народа, существуют свои кулинарные традиции. В рационе всегда было много мяса, овощи. Ижемцы Прилузья в кухне активно использовали злаковые культуры, так как климат позволял им успешно выращивать их.

В целом кухня народа простая, для приготовления блюд требуется немного ингредиентов. Из мяса едят дичь, оленину, употребляют молочные продукты, рыбу, каши. Если в семье есть охотники, часто на столе мясо дикой птицы и животных. В то же время в некоторых семьях для приготовления каш используют молоко и масло вместо мясных подлив.

В кухне коми по традиции принято есть мясо лебедя. В этих местностях он считается символом любви и верности. Блюда из лебединого мяса употреблять в пищу можно только на свадьбу. В остальное время это строго запрещено. Национальный напиток народа «сур» — домашнее пиво. На юге Коми его часто готовят и пьют, в других регионах считают ритуальным напитком.

Едят в семьях ижемцев 3 раза в день. Рано утром хозяйка встает и готовит для всей семьи. Едят из общей посуды, на обед пищу подогревают в печи. Чтобы обогреваемые первые блюда и каши были полезнее, их обогащали грибами, овощами, изюмом, курагой. Трапезу запивают чаем, отваром из цветов, ягод. Любят ижемцы хлебный квас «ырёш», березовый сок «зарава». Из всех блюд ижемской кухни самые популярные следующие:

Ижемец что за нация. Смотреть фото Ижемец что за нация. Смотреть картинку Ижемец что за нация. Картинка про Ижемец что за нация. Фото Ижемец что за нация

Кашу правильно варить надо на открытом огне, в печи, в глиняном горшке. В первых блюдах обязательно должно быть достаточно крупы, овощей, мяса. В основе рациона народа есть сытная и ароматная выпечка, которую всегда готовят в каждой семье. Хлеб пекут на основе ячменной муки, в качестве начинки иногда добавляли солод, картофель. Особенно любят такой хлеб дети. Из оленины делали строганину (айбарч), с добавлением оленьей крови готовили лепешки вир шаньга.

В печи готовили не только каши, но и практически все блюда. Часто ижемцы пили топленое молоко. Здесь любят и другие молочные продукты:

Существует даже свадебная традиция, согласно которой молодожены на второй день свадьбы едут «к теще на сметану». Часто ижемцы занимались продажей злаковых культур, молочных продуктов в тех областях республики, где в них нуждались. Благодаря развитию в разных окрестностях торговли, у народа на столе были разнообразные продукты.

Внешность

Одежда

Традиционный костюм ижемцев схож с одеждой севернорусского населения. У оленеводов народ заимствовал основные виды ненецкой зимней обуви и одежды из меха оленя. Не обошлось без творчества, ижемцы к этим костюмам добавили различные усовершенствования. Меховую малицу носили женщины, мужчины и дети. Надевали ее поверх тканевой. Летом, если было холодно, в качестве верхней одежды использовали суконный совик.

Женщины носили сарафанный комплекс, состоящий из рубахи, поверх которой надевали прямой или косоклинный сарафан. Верх рубахи делали из пестряди, цветной ткани, кумача, низ был из белого холста. Украшали этот предмет одежды вставками из ткани другого цвета, вышитым узором (пельпом пас) в области плеч. По вороту и на оборках рукавов делали цветную кайму. Обязательно поверх сарафана женщины и девушки надевали передник. Подпоясывали сарафан плетеным, тканым узорным поясом. Сарафаны ижемских женщин отличались от русских. На сарафанах коми крупные складки, между бретелями в передней верхней части продевали шнурок, затягивающийся в передней части под грудь. Крепление лямок сзади тоже значительно отличалось.

На праздники наряды надевали из лучших тканей: сукна, тонкого холста, покупного шелка. Покупные ткани начали распространяться с середины 19 века. Головные уборы ижемок отличались разнообразием. Девушки носили повязки из ленты, обручи с лентами (бабюар), шали, платки. Замужние голову покрывали платками, надевали кокошники (чышъян).

Мужчины носили туникообразную рубаху из домотканого белого холста, пестряди. Праздничные были из тонкого холста, фабричных тканей. Украшали их вышивкой черно-красного цвета, полосками узорного бранного тканья, узкими вставками кумача в области груди, ворота и на оборках рукавов. Рубахи были со стоячим воротником или вообще без него. Носили их всегда на выпуск, подпоясывали плетеным, тканым поясом, завязывая узел на левом боку. Штаны носили нижние и верхние. Нижние были более широкими, шили их глухими, из сурового холста. Между штанинами вставлялись два клина, закреплялись штаны в области пояса шнуром на вздержке-гашнике.

Жизнь

У народа издавна существовали ремесла, связанные с обработкой дерева. В деревнях не было ни одного крестьянина, который не сумел бы из куска дерева сделать нужный в быту предмет. Развито было замшеделье, кожу выделывали в специально построенных «замшевых избах». В некоторых областях занимались выделкой валенок. Женщины издавна владели гончарным ремеслом, но не использовали гончарный круг, а предпочитали ленточно-жгутовый старинный способ. Обжигали посуду в русской печи. Занимались узорным ткачеством, шили скатерти, полотенца, одежду. Все это входило в приданое невесты.

Выращивали репу, лук, редьку, брюкву, с 19 века начали сажать картофель. Из зерновых сажали ячмень. Землю до 11 века обрабатывали вручную, в 12 веке стали использовать тягловую силу скота. Пахали в основном мужчины, бороной занимались подростки, на жатву ходили только женщины. Часто по причине ранних заморозков урожай приходилось собирать еще зеленым. Зерно мололи специальным инструментом, который назывался цепом. Было развито животноводство, в хозяйстве держали лошадей, овец, крупный рогатый скот. Традиционным занятием коми-ижемцев является оленеводство. Они продают оленину, замшу из оленьих шкур.

Жилище

Традиционное жилище народа — дом-двор северо-русского типа, пятистенок. Часто северные ижемцы строили жилища с верхними и нижними этажами. Во время кочевания жили в чумах ненецкого типа, которые отличались большими размерами, отсутствием центрального шеста. Внутри чум был поделен на 3 части, перегородками были занавески. Первая часть «общая» с очагом, красным углом, расположенным напротив входа, где находилась икона-складень. Остальные две половины жилища (чомбэк) предназначались для двух семей.

Культура

В устном народном творчестве народа существует ижемо-колвинский эпос, в котором воспроизведены сюжеты ненецкого эпоса. Возник он еще в середине 19 века. В фольклоре распространены различные жанры:

Развито в народе искусство меховой мозаики, которую наносили на женские сумки для рукоделия, коробки для хранения ценных вещей, детские малицы. С использованием овечьей шерсти занимались узорным вязанием, из бересты плели игрушки, короба, чехлы.

Традиции

У ижемцев есть праздник Луд, во время которого отмечают наступление весенне-летнего цикла. Это один из интересных и масштабных праздников в Республике Коми. В какой-то период времени его перестали отмечать, но в 1991 году он возобновился. На протяжении многих лет организаторы проведения праздника воссоздают весь материал. В результате был создан сценарий лугового гулянья, куда все приходят в традиционных ижемских костюмах. На праздник приезжали даже гости из Франции и Индии.

Свадебные традиции

У народа было 3 формы заключения брака:

На свадьбах раньше проводилось очень много различных церемоний. На кровать молодоженам стелили шубу, пошитую из овечьей шерсти. Перед венчанием невесте сажали на колени ребенка. Эти манипуляции с целью обеспечить молодой семье хорошее потомство. Перед тем как дать добро на женитьбу, родственниками тщательно проверялось, нет ли с обеих сторон в роду больных, с умственными проблемами.

Прочие обряды

Родильные обряды направлены были на удачные роды. Называли новорожденных необычным словом «чурка», которое происходит от «пращур». Народ верил, что дети приходят из мира предков. В течение 7 дней после родов мать с новорожденным жили в хлеву или бане, так как считались нечистыми. Ребенку в возрасте 1 года показывали впервые зеркало, отстригали волосы.

Похоронные обряды отличались особой сложностью. Когда умирал человек, в доме завешивали все окна, иконы, картины, предметы с глянцевыми поверхностями. Обмытого усопшего клали в гроб из ели или сосны.

Источник

ИЖЕМЦЫ

Полезное

Смотреть что такое «ИЖЕМЦЫ» в других словарях:

Ижемцы — коми ижемцы, в прошлом этнографическая группа в составе народа Коми … Большая советская энциклопедия

Коми-ижемцы — У этого термина существуют и другие значения, см. Коми. Коми ижемцы Самоназвание Изьватас … Википедия

Национальный состав России — Россия согласно конституции является многонациональным государством. На её территории проживает более 180 народов, в число которых входят не только коренные малые и автохтонные народы страны. При этом русские составляют около 80 % населения… … Википедия

Расселение народов России по субъектам РФ — В таблицах представлены народы и народности[1] России и их расселение по субъектам РФ с численностью (в скобках в виде процентной доли народа в субъекте РФ от численности народа в целом в стране по данным переписи 2010 года и переписи 2002… … Википедия

Европейская часть России — Европейская территория России … Википедия

Коми-зыряне — У этого термина существуют и другие значения, см. Коми. Коми … Википедия

Национальный состав населения России в 2002 году — по данным Всероссийской переписи населения. Всего было опрошено 145 166 731 человек. Из них 1 460 751 своей национальности не указали. 42 980 назвали национальность, не указанную в основном списке. Содержание 1 Алфавитный список национальностей с … Википедия

Коми (народ) — У этого термина существуют и другие значения, см. Коми. Коми Самоназвание … Википедия

АО Зырян — Коми Самоназвание: коми морт, коми войтыр Общая численность: 350 000, в России 293 406 (2002) Расселение: Россия … Википедия

Источник

Коми-ижемцы

Всего: 16000
Ижемец что за нация. Смотреть фото Ижемец что за нация. Смотреть картинку Ижемец что за нация. Картинка про Ижемец что за нация. Фото Ижемец что за нация Россия :
15 607 (Всероссийская перепись 2002 г.) [1]

Содержание

Расселение и численность

Большинство коми-ижемцев проживает в Ижемском районе (райцентр Ижма) Республики Коми в бассейне среднего течения реки Печора и по берегам её притоков — Ижмы и Усы. Часть ижемцев осела в Салехарде (Ямало-Ненецкий автономный округ) и Ловозерском районе Мурманской области; а также в Ханты-Мансийском автономном округе — Югра и, немногочисленно с кочевьями, в Ненецком АО.

В целом в России по переписи 2002 года было выделено 15 607 коми-ижемцев в составе народа коми. Из них в Республике Коми — 12 689 человек, в Мурманской области — 1 128 человек, в ЯНАО — 1002 человек и ХМАО — 740 человек (всего в Тюменской области — 1743 человека). По переписи 1989 года и ранее коми-ижемцы не выделялись вовсе.

Культура
Литература · Музыка · Искусство · Архитектура · Кухня · Танец ·
Коми имя · Коми фамилии

Приведённые цифры во многом условны и не отражают подлинного количества представителей субэтноса. Дело в том, что в массе своей коми-ижемцы (при осознании собственной исторической и культурной самобытности) всё же не отделяют себя от основного ядра народа коми, и в переписи, как правило, относили себя к коми без какой-либо дифференциации.

Язык и традиции

Говорят на ижемском диалекте языка коми. На нынешней территории Ижемского района проживает более 80 % коренного населения. Этот факт способствовал сохранению традиционного образа жизни, традиционной культуры и мироощущения живущих в тесной взаимосвязи с природой людей. [2]

Коми-ижемцы традиционно, в отличие от остальных коми, занимаются кочевым оленеводством. Ижемцы сделали оленеводство товарным, не только за счет продажи мяса, но и за счет производства замши из оленьих шкур. [3] Стоит отметить, что в расовом отношении коми-ижемцы относятся преимущественно к т.н. «беломорскому» типу, хотя отдельные локальные группы, живущие в окружении самодийских народов, имеют некоторые монголоидные черты.

Населённые пункты

История

Впервые предки коми обнаруживаются исследователями во II тыс. до н. э. в районе впадения в Волгу Оки и Камы. Позднее происходит распространение древних пермян (коми) на север, в Прикамье. В I тыс. до. н. э. (железный век) на территорию современной Республики Коми проникают предки коми.

Дискутивным среди учёных остаётся вопрос существования в VI—XI веках на этнических землях коми исторического раннегосударственного образования Биарма (в скандинавском произношении, иначе — Пермь, Перума).

С усилением славянского влияния, в XII веке Биарма подпадает под власть новгородских князей. Появляются первые смешанные коми-русские семьи. С XIII века начинается значительная славянская (новгородская и северо-русская, то есть суздальская) колонизация Перуми. В XV—XVI веках под давлением славяно-русской колонизации Севера этнический массив коми сдвинулся в восточном направлении. Коми население исчезло в низовьях Вашки, на Пинеге, нижней Вычегде, Виледи, Яренге, нижней Лузе.

С этого времени вплоть до начала ХХ в. происходило непрерывное расширение этнической территории коми. В XVI—XVII вв. коми заселили верхнюю Вычегду, а в XVIII—XIX вв. — Печору и Ижму.

Коми-ижемский субэтнос начал складываться во второй половине XVI века. В его формировании приняли участие вымские и удорские коми, северные великороссы и ненцы. К концу XVIII—XIX вв. ижемские коми выработали свою языковую и культурно-бытовую специфику, которая отличает их от остальных коми. [3]

Некоторые общественные организации и учёные выступают за включение коми-ижемцев в перечень коренных малочисленных народов России. [5] [6] [7]

Источник

Какими были коми-ижемцы, почти победившие в конкурентной борьбе ненцев и саами, и едва не вытеснивших их

Коми (устаревшее название: зыряне) — финно-угорский народ, живущий в России. Зыряне — коренное население Республики Коми, но также они расселились по всему северу России и Сибири (Свердловской, Мурманской, Омской, Тюменской области; Ненецкому, Ямало-Ненецкому, Ханты-Мансийскому автономному округу).

А коми-ижемцы — это самая северная этнографическая группа коми, изначально жившая в районе нижней Печоры.

Между 1568 и 1585 годами в пределах устьцилемских территорий на реке Ижме (притоке Печоры) была основана Ижемская слобода, которая долгое время являлась единственным населенным пунктом коми на нижней Печоре. И лишь в конце XVIII столетия вокруг нее разросся куст новых поселений коми: Мохча, Сизябск, Гам, Бакур, Мошьюга.

Постепенно у ижемцев возник особый ижемский диалект языка коми (с существенными заимствованиями в лексике из русского и ненецкого языков). Также произошли изменения в хозяйстве, и возник ряд других отличий от традиций коми.

В XVII–XVIII веках процесс формирования группы коми-ижемцев в основном был завершен.

В XIX веке ижемцы значительно расширили территорию обитания. Они основали ряд поселений по всей средней Печоре, заселили реку Усу, Большеземельскую и Канинскую тундры, основали свои поселения на Оби, большая их группа осела на Кольском полуострове.

В основном они занимались оленеводством, но также охотой, рыбной ловлей, и отчасти огородничеством.

Способы ведения хозяйства у ижемцев оказались более эффективными, чем у ненцев Большеземельской тундры, а также кольских саамов и хантов. Ижемские оленеводы целенаправленно увеличивали численность стад, и к середине 1830-х годов ненцы уже потеряли свой приоритет в тундре.

К 40-м годам ХIХ века соотношение численности оленьего поголовья, принадлежавшего ненцам и коми, было 1:4 и сохранялось в последующие годы.

Итак, чем коми-ижемцы оказались более конкурентоспособными, чем ненцы (и саами)

Во-первых, они не стеснялись перенимать лучшее у своих соседей. Так весь оленеводческий комплекс они полностью заимствовали у ненцев уже в XVII столетии.

Однако, при этом они ввели круглосуточное патрулирование стад с помощью собак, перешли к крупнотабунному товарному оленеводству в Большеземельской тундре.

Оленьи шкуры, мясо и прочую продукцию коми очень ловко продавали. Они вели торговлю по всему северу России, поставляли товар в Москву и Санкт-Петербург.

И конечно, даже судя по этим фото, коми-ижемцы в массе своей были хорошо образованы.

Интересно, что коми настолько явно вытесняли самоедов (ненцев), что этот факт отмечал не один исследователь.

«Тяжелый грех лежит на русских и особенно зырянских промышленниках, ижемцах, которые бессовестно обирали невежественный народ. С бочкой спирта зырянин отправлялся в тундру, останавливался у становища и, захватив бутылку, входил в чум. После взаимных приветствий, он начинал угощать самоеда, его жену и детей, и у пьяного хозяина почти даром брал все, что нравилось: оленей, звериные шкуры, рыбу и др. Потом он ехал в другой чум, где повторялась та же история. Когда бочка пустела, зырянин прекращал грабеж и ехал домой, везя на нескольких санях меха и шкуры, ведя десятка два-три оленей.

В настоящее время все самоеды ближайших становищ в кабале у зырян и русских купцов, состоя у них пастухами.

Самоеды, живущие вдали от опасного соседства, сохранили самостоятельность, например, на полуострове Канин и остров Вайгач; последние, по словам г. Робуша, развитее своих других несчастных братьев, живут в достатке, многие даже умеют читать и писать по-русски.

Если не произойдет улучшений в жизни самоедов, то им грозит полное вырождение, и от некогда сильного племени будущему поколению останется лишь одно воспоминание».

Это же отмечал и В.И. Немирович-Данченко:

«Ограбленное, разоренное племя этих инородцев напрасно ищет выхода из кабалы, в какую оно попало. Способностей к самостоятельной борьбе с чуждыми и более мощными элементами у самоедов нет, власть в пустыне является бессильною и потому. мы до сих пор остаемся равнодушными зрителями истребления этого племени — истребления, подтверждающего великий закон борьбы за существование. Нашлись даже люди, проповедывающие необходимость предоставить самоедов в жертву зырянам, как племени, более сметливому и умному. Что это — жестокость, или крайняя глупость?»

Но в любом случае, если бы не политика СССР, поддерживающая малочисленные народы севера, неизвестно, что бы произошло в итоге. Ненцы вполне могли вымереть уже к середине ХХ века, как это предрекали исследователи.

Так что те, кто говорят, что система интернатов, колхозов и прочих особенностей социализма привела к тому, что ненцы начали вымирать — на мой взгляд не вполне правы. Потому что как раз наоборот СССР позволил снизить тот накал конкуренции и наоборот помог ненцам спокойно заниматься оленеводством, наравне с коми.

Источник

Ижемцы. Кто они?

В этом году соседний с Усинским Ижемский район отметил 80-летие со дня образования. Происхождение одной из наиболее своеобразных групп народа коми – ижемцев – издавна привлекала внимание русских историков и этнографов.

– Ижма населена троякого племени народом, – писал в XVIII веке академик Иван Лепёхин. – Первые поселяне были зыряне. Ижемцы обитали около реки Ижмы и в других местах Яренского уезда. Затем к ним присовокупились многие российские семьи, и некоторые из самоедов, принявших святое крещение. Все сие жители говорят по зырянски.

Самоназвание ижемцев – «изьваmac». В прошлом они представляли собой этнографическую группу, смешанную по происхождению и несколько отличную по культуре от остальных коми-зырян. Ижемцы занимались в основном оленеводством, отчасти торговлей и отличались большой подвижностью. Значительная группа изьватас-переселенцев (до 10 тыс. человек) живёт сейчас в Ямало-Ненецком национальном округе. Ижемцев можно встретить на Новой Земле, в Малоземельной и Большеземельской тундрах. Отдельные их селения встречаются на Кольском полуострове.

Говорят изьватас в быту на одном из диалектов языка коми. Начало формирования группы приходится на конец XVI века. Центром тогда стала Ижемская слободка, расположенная в верхнем течении р. Ижмы, на месте нынешнего села Ижмы. Группа ижемцев сложилась в результате межэтнического смешения коми удорцев и вымичей, русских (новгородцы, архангелогородцы) и частично ненецкого населения, с доминантой коми зырянского компонента. В результате этнического взаимодействия появился особый хозяйственно-культурный уклад ижемцев, своеобразные черты в антропологическом их типе.

Первоначально ведущими хозяйственными занятиями изьватас были охота и рыболовство, в качестве вспомогательных отраслей выступали скотоводство и земледелие. В XVIII–XIX веках при сохранении прежних занятий ведущей отраслью экономики становится оленеводство. Оленеводство явилось основным фактором интенсивного расширения этнической территории ижемцев.

К началу XIX века изьватас освоили всю среднюю Печору, бассейны Колвы и Усы, основали поселения в большеземельской тундре, на Кольском полуострове и в низовьях реки Оби. По переписи 1897 года коми население Печорского края насчитывало 22 тыс. человек, около 10 тыс. человек проживало за пределами края. По переписи 1989 года в Ижемском и Усинском районах Коми АССР проживало 27,8 тыс. коми, еще около 18 тыс. потомков выходцев с Ижмы живут в Западной Сибири и на европейском Севере.

Специфика жизни ижемцев в настоящее время определена оленеводством и комплексным хозяйствованием, в том числе скотоводством и растениеводством, заключается в кочевом характере труда при оседлом образе жизни, наличии в материальной культуре специфических элементов, связанных с оленеводством (использовании одежды и обуви из оленьего меха, нарт, чумов и т.д.), в системе расселения и элементах осознания себя в качестве отдельной этногруппы.

Любовь Канева,
художественный редактор
редакционно-издательского отдела ИЯЛИ
Коми научного центра УрО РАН

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Это статья является частью серии статей о народе
Коми