Изложение что такое экология 9 класс
Наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы, называется экологией и как дисциплина начинает уже сейчас преподаваться в университетах.
Но экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его нравственной самодисциплины и социальности. А между тем вопрос о нравственной экологии не только не изучается, он даже и не поставлен нашей наукой как нечто целое и жизненно важное для человека. Изучаются отдельные виды культуры и остатки культурного прошлого, вопросы реставрации памятников и их сохранения, но не изучается нравственное значение и влияние воздействующей силы на человека всей культурной среды во всех ее взаимосвязях, хотя сам факт воспитательного воздействия на человека его окружения ни у кого не вызывает ни малейшего сомнения.
Улицы, площади, каналы, дома, парки напоминают, напоминают, напоминают. Ненавязчиво и ненастойчиво творения прошлого, в которые вложены талант и любовь поколений, входят в человека, становясь мерилом прекрасного. Он учится уважению к предкам, чувству долга перед потомками. И тогда прошлое и будущее становятся неразрывными для него, ибо каждое поколение это как бы связующее звено во времени. Любящий свою родину человек не может не испытывать нравственной ответственности перед людьми будущего, чьи духовные запросы будут все множиться и возрастать.
Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, бывшие «участниками» его юности, свидетелями исторических, революционных событий, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило, равнодушен и к своей стране.
Сжатое изложение «Наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы…»
Задание:
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения — не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Текст для изложения:
Наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы, называется экологией. Но экология не может ограничиться только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим.
Сохранение культурной среды — задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности. А между тем вопрос о нравственной экологии не только не изучается, он даже и не поставлен нашей наукой как нечто целое и жизненно важное для человека. Изучаются отдельные виды культуры и остатки культурного прошлого, вопросы реставрации памятников и их сохранения, но не изучается нравственное значение и влияние на человека всей культурной среды во всех ее взаимосвязях.
Ведь если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны — он, как правило, равнодушен и к своей стране. (По Д. С. Лихачёву) 188 слов
Микротемы:
1. Экология как наука не может ограничиться только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим.
2. Сохранение культурной среды – важная задача. Природа необходима человеку для его биологической жизни, культурная среда необходима для его духовного развития. Изучаются отдельные области культуры, но не изучается нравственное значение и влияние на человека всей культурной среды.
3. Если человек не ценит память о родителях, не любит старинную архитектуру, равнодушен к памятникам истории, он равнодушен к своим близким, городу, стране.
Сжатое изложение:
Экология — наука, занимающаяся охраной и восстановлением окружающей природы. Она не может ограничиться задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим.
Сохранение культурной среды – важная задача. Природа необходима человеку для его биологической жизни, культурная среда — для его духовного развития. Но вопрос о нравственной экологии даже не поставлен нашей наукой как нечто целое и важное для человека. Изучаются отдельные области культуры, но не изучается нравственное значение и влияние на человека всей культурной среды.
Ведь если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, не любит старинную архитектуру, равнодушен к памятникам истории, то он равнодушен к своим близким, городу, стране. (118 слов)
Сжатое изложение «Человек живет в определенной окружающей среде».
Текст для сжатого изложения:
Человек живёт в определённой окружающей среде. Загрязнение среды угрожает его жизни, грозит гибелью человечеству. Всем известно, какие гигантские усилия предпринимаются учёными, общественными деятелями, чтобы спасти от загрязнения воздух, моря, реки, леса, чтобы сохранить животный мир нашей планеты, спасти становища перелётных птиц, лежбища морских животных.
Человечество тратит миллиарды и миллиарды, чтобы не задохнуться, не погибнуть и чтобы сохранить природу, которая даёт людям возможность эстетического и нравственного отдыха. Целительная сила природы хорошо известна. Наука, которая занимается охраной и восстановлением природы, называется экологией, и она, как отрасль научного знания, активно развивается и преподается сегодня в школах и университетах.
Но сегодня нельзя ограничиваться только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды — задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его нравственной самодисциплины.
Микротемы:
Сжатое изложение:
Человек живет в определенной окружающей среде, ее загрязнение грозит гибелью человечеству. Гигантские усилия предпринимаются учеными и общественными деятелями, чтобы спасти от загрязнения воздух, моря, леса, животный мир.
Человечество тратит миллиарды, чтобы сохранить природу, которая дает людям возможность эстетического и нравственного отдыха. Сегодня охраной и восстановлением природы занимается активно развивающаяся наука — экология.
Сегодня нельзя ограничиваться задачами сохранения природной биологической среды. Сохранение культурной среды — задача не менее существенная, так как природа необходима человеку для его биологической жизни, а культурная среда — для его духовной, нравственной жизни. (83 слова)
Образовательный портал
Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования
Обучение сжатому изложению
Конспект урока русского языка в 9 классе
Обучение сжатому изложению
Мяконькая Майя Андреевна
• познакомить с различными приемами сжатия исходного текста;
• формировать умение выделять в тексте микротемы, определять в них главное;
• отрабатывать умение преобразовывать информацию
Оборудование: план-конспект, раздаточный материал, презентация.
-Сегодня на уроке мы вновь обратимся к анализу текста, будем продолжать учиться способам и приемам сжатия текста.
3. Актуализация знаний.
— Давайте вспомним, что такое изложение?
— Какие виды изложений мы знаем?
Подробное и сжатое. ( слайд №3)
-Что такое подробное изложение?
-Какое изложение мы называем сжатым?
— Обратите еще раз внимание на определения и выберите ключевые слова, которые покажут принципиальное различие между этими видами изложений. (максимально полное, сохранение языковых особенностей; передача существенной информации)
— Скажите, почему в сжатом изложении сохранение языковых особенностей не считается обязательным?
4. Знакомство с приемами и способами сжатия текста.
-Давайте вспомним, какие приемы сжатия текса мы знаем? (слайд №4)
• Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной информации
• Свертывание исходной информации за счет обобщения(перевода частного в общее)
• Слияние нескольких предложений в одно
С содержательными приемами мы уже знакомы, поэтому сегодня обратим внимание на языковые приемы.
Слайд №5 Разновидности замены и исключения.
• замена однородных членов обобщающим наименованием;
• замена фрагмента предложения синонимическими выражениями;
• замена предложения или его части указательным местоимением;
• замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
• замена сложноподчиненного предложения простым
• исключение одного или нескольких синонимов
-Практическая работа (коллективная) (Слайд № 6-7)
Замена однородных членов обобщающим наименованием;
В это лето я узнал наново, на вкус, на запах, на ощупь много слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далеко не пережитыми.
В это лето я узнал наново много слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далеко не пережитыми
В это лето я узнал наново, понял много слов, известных мне ранее
Замените придаточное предложение предложно-падежной конструкцией
Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно, чтобы нагреть от комнатной температуры до кипения 150 л. воды
Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно для нагревания от комнатной температуры до кипения 150 л. воды).
— Самостоятельная практическая работа по группам с последующей проверкой. (Слайд № 8-17).
Выполняем первое задание на листах, аккуратно делая карандашом необходимые пометки) Каждый ряд работает со своим заданием. 4-5 минут.
1 ряд: Произведите сжатие фрагмента, используя прием слияния
А) Не могу назвать себя нетерпеливым человеком. Но, кажется, только гений терпения мог прочитать эти дневники! Без сомнения, они писались на привалах при свете коптилок из тюленевого жира, на сорокапятиградусном морозе замерзшей и усталой рукой.
Не могу назвать себя нетерпеливым человеком. Но очень трудно было
читать эти дневники, написанные на привалах при свете замерзшей и
усталой рукой.
Б) Знаете ли вы, что многие птицы получили свое название по их крику или
по цвету оперенья? Иногда об этом нетрудно догадаться, только надо немного подумать над словом, иногда посмотреть в словаре, внимательно посмотреть на перышки птиц.
Многие птицы получили свое название по их крику или по цвету оперения,
о чем нетрудно догадаться, если внимательно посмотреть на птиц.
В) О значении любого слова можно узнать в справочной литературе. Где можно узнать о значении любого общеупотребительного слова? Конечно, в толковом словаре русского языка. А где можно узнать о значении слов общенаучной лексики? Наиболее полно эта лексика отражена в энциклопедических словарях.
О значении любого слова можно узнать в справочной литературе, а о значении любого общеупотребительного слова – в толковом словаре русского языка, о значении слов общенаучной лексики – в энциклопедических словарях.
2 ряд: Произведите сжатие фрагмента, используя прием замены
А) Песня тихая, тягучая, заунывная, похожая на плач и едва уловимая слухом, слышалась то справа, то слева, то сверху, то из-под земли.
Тихая и печальная песня слышалась отовсюду.
Великие качества человечности возникают и прочно закладываются в детстве, а потом лишь шлифуются.
В) М.В. Ломоносов стал живым воплощением русской науки и культуры с ее разнообразием и особенностями, с ее богатством и широтой. Он был естествоиспытателем, философом, поэтом, основоположником русского литературного языка, историком, географом, политическим деятелем.
Ломоносов стал живым воплощением русской науки и культуры. Он был ученым, философом, поэтом.
3 ряд: Произведите сжатие фрагмента, используя прием исключения
А) Кремль – центр боярства и духовенства, правящих сословий. Китай-город – сосредоточие посадского люда, тяглового сословия. Боярские дворцы встречались в Китай-городе только как исключение. Различие во внешности Кремля и Китай-города соответствовало этому социальному развитию.
Кремль – центр боярства и духовенства, правящих сословий. Китай-город – сосредоточие посадского люда, тяглового сословия. Различие во внешности Кремля и Китай-города соответствовало этому социальному развитию.
Б) За Красной площадью шли торговые помещения и далее купеческие дома. До конца 17 века торговые помещения были почти исключительно деревянные: самые большие дома были бревенчатые двухэтажные срубы, где наверху жил сам купец, а внизу под навесом располагалась его торговля; но таких домов было немного, и преобладали одноэтажные домики или просто сколоченные из досок палатки. Каменные ряды были построены в 1596 году, после страшного пожара 1596 года.
За Красной площадью шли торговые помещения и далее купеческие дома. До конца 17 века торговые помещения были почти исключительно деревянные. Каменные ряды были построены в 1596 году, после страшного пожара 1596 года.
В) Я люблю на своей великой Родине все. Но душа этой любви – «тот уголок земли» на берегу матушки-Волги, где я впервые познал аромат цветов и сотового меда, синеву меда и глубину рек, блеск снега и холодок родниковой воды.
Я люблю на своей великой Родине все. Но душа этой любви – «тот уголок земли» на берегу матушки-Волги, где я познал красоту родной земли.
Время истекло. Внимание на доску. Слушаем первый ряд, второй ряд, третий ряд.
Итак, мы увидели, как можно различными способами сжимать предложения.
— Теперь перед нами небольшой фрагмент текста, состоящий из 45 слов, который необходимо сжать до 35 слов.(Слайд № 18)
Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем нерациональные мечты. Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. (45 слов)
Варианты ответа
Может показаться парадоксальным, но человеку нужны не только рациональные цели, но и совсем нерациональные мечты. Цель конкретна и достижима, мы можем продумать или просчитать те действия, которые необходимы для ее достижения. (32 слова)
Тогда перейдем непосредственно к анализу текста.
-Прочитайте, пожалуйста, текст изложения.
Человек – организм высокоорганизованный, наделенный мощным интеллектом – ощутимо воздействует на экосистему Земли.
В отличие от всех других биологических видов, имеющих более или менее ограниченную среду обитания, люди расселились по всей земной поверхности, невзирая на почвенно-климатические, геологические, биологические и прочие условия. Уже поэтому степень их влияния на природу несопоставима с влиянием любых других существ. В течение многих тысячелетий люди почти не ощущали ограничений со стороны окружающей среды. А если и видели, что в ближайшей округе уменьшилось количество потребляемой ими дичи, истощились обрабатываемые почвы или луга для выпаса скота, то перекочевывали на новое место. И все повторялось. Природные ресурсы казались неисчерпаемыми.
.Благодаря своему интеллекту люди не столько приспосабливаются к природной среде, сколько приспосабливают эту среду к своим потребностям. И такое приспособление, которое еще недавно с гордостью называли «покорением природы», приобретает все более наступательный, даже агрессивный характер.
К настоящему времени человек приспособил для своих надобностей около
и сферы услуг. Из доступных источников свежей пресной воды человечество использует больше половины. При этом почти половина рек планеты существенно обмелела или загрязнена, а около 60% из 277 крупнейших водных артерий перегорожены плотинами и прочими инженерными сооружениями, что привело к созданию
искусственных озер, изменению экологии водоемов и устьев рек.
Люди ухудшили либо уничтожили места обитания множества представителей флоры и фауны. Только с 1600 года на Земле исчезли 484 вида животных и 654 вида растений.
Человек все больше загоняет природу и самого себя в тупик, выбраться
из которого все труднее.
— А теперь посмотрим на вариант сжатого изложения данного текста. (Слайд №19)
• Человек – высокоорганизованный организм, у которого есть, в отличие от других живых существ, интеллект. Благодаря интеллекту, человек расселился по всей поверхности Земли и приспосабливает ее для своих нужд. Но его деятельность плохо влияет на природу: загрязняются водоемы, гибнут растения и животные.
— Удачно ли это изложение? Почему?
Передано основное содержание, но пропущено несколько микротем.
— Значит, чтобы успешно написать сжатое изложение, нужно обязательно полноценное понимание исходного текста.
— Давайте вспомним этапы работы с текстом. (Слайд №20)
• Определение темы текста
• Определение идеи текста
• Определение структуры текста
• Определение микротем текста как частей общей темы
• Моделирование сжатого изложения
— Какова тема текста? (Слайд № 21)
Неразумное использование природных ресурсов может привести к катастрофе
• Человек взаимодействует на экосистему Земли.
• Воздействие человека несравнимо с другими воздействиями
• Люди ради своих целей нарушают экологическое равновесие
• Неразумное использование природных ресурсов может привести к катастрофе
— Соотнесите микротемы и абзацы.
Итак, сжимая текст, мы помним, что должны прозвучать все микротемы и каждая микротема должна быть сжата. Постарайтесь использовать различные приемы сжатия.
1 ряд – 1,2абзац (1,2 микротемы)
2 ряд – 3,4 абзац (3 микротема)
3 ряд – 5,6 абзац (4 микротема)
-Проверяем работу (Слайд № 22-25)
Человек – организм высокоорганизованный, наделенный мощным интеллектом – ощутимо воздействует на экосистему Земли.
Человек воздействует на экологическую систему Земли.
В отличие от всех других биологических видов, имеющих более или менее ограниченную среду обитания, люди расселились по всей земной поверхности, невзирая на почвенно-климатические, геологические, биологические и прочие условия. Уже поэтому степень их влияния на природу несопоставима с влиянием любых других существ. В течение многих тысячелетий люди почти не ощущали ограничений со стороны окружающей среды. А если и видели, что в ближайшей округе уменьшилось количество потребляемой ими дичи, истощились обрабатываемые почвы или луга для выпаса скота, то перекочевывали на новое место. И все повторялось. Природные ресурсы казались неисчерпаемыми.
Степень влияния человека на экологию несопоставима с влиянием других живых существ. Человек расселился по всей земной поверхности, невзирая на различия климатических, геологических, биологических условий. Если где-то становилось меньше дичи или почвы истощались, то люди перекочевывали на другое место. Ресурсы казались неисчерпаемыми.
Благодаря своему интеллекту люди не столько приспосабливаются к природной среде, сколько приспосабливают эту среду к своим потребностям. И такое приспособление, которое еще недавно с гордостью называли «покорением природы», приобретает все более наступательный, даже агрессивный характер.
К настоящему времени человек приспособил для своих надобностей около
и сферы услуг. Из доступных источников свежей пресной воды человечество использует больше половины. При этом почти половина рек планеты существенно обмелела или загрязнена, а около 60% из 277 крупнейших водных артерий перегорожены плотинами и прочими инженерными сооружениями, что привело к созданию
искусственных озер, изменению экологии водоемов и устьев рек.
Люди благодаря интеллекту не столько приспосабливаются к среде обитания,
Люди ухудшили либо уничтожили места обитания множества представителей флоры и фауны. Только с 1600 года на Земле исчезли 484 вида животных и 654 вида растений.
Человек все больше загоняет природу и самого себя в тупик, выбраться
из которого все труднее.
Люди ухудшили или уничтожили места обитания растений и животных, многие из которых вымерли. Загрязняя природу, человек ставит самого себя в тупик.
Вот наше сжатое изложение. Давайте оценим свою работу в соответствии с экзаменационными критериями.
К-1 экзаменуемый точно передал основное содержание текста, отразив все важные для его восприятия микротемы. (2)
К-2 Экзаменуемый использовал 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. (3)
Таким образом, мы успешно справились с заданием. Надеюсь, что домашняя работа будет такой же удачной.
Домашнее задание: произвести сжатие текста №2 Симакова
Изложение по русскому языку
(1) Человек живёт в определённой окружающей среде.
(2) Загрязнение среды делает его больным, угрожает его жизни, грозит гибелью человечеству. ( 3) Всем известны гигантские усилия, которые предпринимаются нашим государством, отдельными странами, учёными, общественными деятелями, чтобы спасти от загрязнения воздух, водоёмы, леса, чтобы сохранить животный мир нашей планеты, спасти становища перелётных птиц, лежбища морских животных. (4)Человечество тратит миллиарды и миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить также природу, которая даёт людям возможность эстетического и нравственного отдыха. (5) Целительная сила природы хорошо известна.
(6) Наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы, называется экологией и как дисциплина начинает уже сейчас преподаваться в университетах.
(7) Но экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. (8) Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. (9) Сохранение культурной среды – задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. (10) Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности.
Организационный момент. /Проветривание класса.
Сегодня мы будем готовиться к написанию сжатого изложения. Поэтому вам предстоит вспомнить и отработать основные приёмы сжатия исходного текста;
продолжать учиться выделять главную и второстепенную информацию; формулировать содержание микротем и искать тезисы;
отрабатывать приёмы сжатия текста;
записывать связный и логически стройный пересказ, не искажающий содержание и не нарушающий логики исходного текста.
Работа с текстом.( Текст сначала читается учителем, затем выводится на интерактивную доску и в компьютеры)