Изолированные рампы автостоянок что это
Изолированные рампы автостоянок что это
Из определения следует, что рампа ( пандус) связывет несколько этажей автостоянки здания, а не выезд и один этаж:
автостоянки с пандусами (рампами): Автостоянки, которые используют ряд постоянно повышающихся (понижающихся) полов или ряд соединительных пандусов между полами, которые позволяют автомашине на своей тяге перемещаться с и на уровень земли. СП154.13130.
Так же специалисты ссылаются на п.5.2.17 СП 154.13130:
В автостоянках общие для всех подземных этажей рампы, а также пандусы, соединяющие этажи автостоянки, должны отделяться (быть изолированы) на каждом этаже от помещений для хранения автомобилей противопожарными преградами и тамбур-шлюзами 1-го типа с подпором воздуха при пожаре глубиной, обеспечивающей открывание ворот, но не менее 1,5 м.
В автостоянках с одним подземным этажом перед рампами (пандусами) тамбур-шлюзы допускается не предусматривать, за исключением случая, когда выезд (въезд) из подземного этажа автостоянки осуществляется через зону хранения автомобилей на первом или цокольном этаже.
И говорят, что установка на въезде в рампу противопожарной стены с воротами обязательна. Мне кажется первый абзац относится к рампе, соединяющих несколько этажей автостоянки, а не выезд на улицу одного, а второй пункт как-то невнятно допускает неиспользования тамбур-шлюза. Так же по определению СП113 видно, что рампа для нескольких этажей. Так же по п. 5.1.37 СП113 четко указано, когда следует применять изолированные рампы:
Общие для всех этажей стоянки автомобилей пандусы (рампы), предназначенные для въезда (выезда), при двух и более этажах стоянок автомобилей должны отделяться (быть изолированы) на каждом этаже от помещений для хранения автомобилей, противопожарными преградами, воротами, тамбур-шлюзами в соответствии с требованиями СП 4.13130.
В стоянках автомобилей общие для всех подземных этажей рампы, а также пандусы, соединяющие этажи стоянки следует выполнять в соответствии с 5.2.17 СП 154.13130.
Но дается ссылка на это СП154.
Пособие к МГСН 5.01-94* Стоянки легковых автомобилей
Рис. 5 Наиболее применяемые рампы
Встроенные неизолированные рампы (рис.5, б-д), предусматривающие транзитное движение автомобилей через этажи автостоянки, в соответствии с п.2.28 МГСН 5.01-94* могут быть применены в стоянках не выше 3 этажей и общей площадью не более 10400 кв.м.
Полурампы (рис.5, е, ж) применяются, как правило, в автостоянках открытого типа.
Наибольшее распространение получили изолированные наружные рампы, пристроенные или встроенные (рис.5, а, з, и).
Уклон рампы измеряется по средней линии полосы движения и выражается в градусах, процентах или отношением высоты подъема к длине горизонтальной проекции оси наклонной поверхности. Угол в 1° равен 1,7%.
Для различных типов рамп установлены следующие максимальные уклоны:
Сопряжение рампы с горизонтальными участками пола должно быть плавным, а расстояние от низа автомобиля до пола должно быть не менее 0,1 м.
Ширина проезжей части рамп определяется в зависимости от размеров наибольшего автомобиля, пользующегося рампой, согласно табл.4.
Ширина проезжей части рампы, м
наибольшая ширина автомобиля (м) плюс 0,8 м, но не менее 2,5 м
удвоенная наибольшая ширина автомобиля (м) плюс 1,8 м, но не менее 5 м
ширина наибольшего автомобиля (м) плюс 1 м, но не менее 3,1-3,3 м
удвоенная наибольшего автомобиля (м) плюс 2,2 м, но не менее 6,2-6,6 м
Пособие к МГСН 5.01-94 Пособие к МГСН 5.01-94 «Стоянки легковых автомобилей»
Авторский коллектив под руководством проф. Подольского В.И :
арх. Повтарь В.Я., инж. Маслов А.А., канд. техн. наук Ильминский И.И., канд. арх. Пирогов Ю.М., инж. Кожушко Т.Г., инж. Боксер А.Н.
сан. врач Фокин С.Г., сан. врач Черный B.C.
2. Согласовано Москомархитектурой, УГПС ГУВД г. Москвы ; и ЦГСЭН в г. Москве.
3. Подготовлено к утверждению Управлением перспективного проектирования и нормативов Москомархитектуры (арх. Шалов Л.А., инж. Щипанов Ю.Б.).
4. Утверждено Указанием Москомархитектуры от 02.12.1997 г. № 47.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Пособие подготовлено с целью оказания помощи проектировщикам, разрабатывающим проекты стоянок легковых автомобилей (автостоянок) в г. Москве.
1.2. При подготовке выпуска 1 Пособия учтен опыт проектирования автостоянок в Москве и применения МГСН 5.01-94* в 1994-1997 гг. по данным Мосгосэкспертизы. В состав выпуска 1 Пособия включены разъяснения и рекомендации, способствующие решению наиболее часто встречающихся проблем, связанных с разработкой планировки и противопожарной защиты автостоянок. В выпуске 1 Пособия приводятся примеры планировочных решений автостоянок, согласованных Мосгоэкспертизой и принятых к строительству. Учитывая широкий круг проблем, возникающий при проектировании и строительстве автостоянок в Москве, намечена подготовка нескольких выпусков Пособия. В очередной выпуск Пособия будут включены вопросы вентиляции, шумозащиты и другие проблемы, санитарной защиты при проектировании автостоянок.
1.3. Разъяснения и рекомендации, вошедшие в настоящее Пособие и учитывающие сложившийся опыт проектирования автостоянок, не следует считать нормативными требованиями. Проектировщики вправе принимать другие решения, отвечающие действующим нормам.
1.4. Нормативные документы, применяемые при проектировании автостоянок :
СНиП 10-01 94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения.»
СНиП 2.07.01-89* «Планировка и застройка городских и сельских поселений».
МГСН 5.01-94* «Стоянки легковых автомобилей».
МГСН-1.01-94 «Временные нормы и правила проектирования планировки и застройки Москвы» (Корректировка и дополнение ВСН 2-85).
МГСН 4.04-94 «Многофункциональные здания и комплексы».
ГОСТ 12.1.004. «Пожарная безопасность. Общие требования».
СНиП 2.04.09-84 «Пожарная автоматика зданий и сооружений».
Пособие 15-91 к СНиП 2. 04.05.-91* « Противодымная защита при пожаре и вентиляция подземных стоянок легковых автомобилей».
СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений».
СНиП 2.04.05-91 * «Отопление, вентиляция и кондиционирование».
НПБ 239-97 «Клапаны, противопожарные системы вентиляции зданий и сооружений. Методы испытаний на огнестойкость».
НПБ 240-97 «Воздуховоды. Метод испытаний на огнестойкость».
ВСН 01-89 ( Минавтотранс РСФСР) «Ведомственные строительные нормы. Предприятия по обслуживанию автомобилей».
ОНТП 01-91 ( Росавтотранс) «Отраслевые нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта».
СНиП 2.04.01-85* «Водопровод и канализация зданий».
ВСН 62-91* «Проектирование среды жизнедеятельности с у четом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения».
2. ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ АВТОСТОЯНОК
2.1. Планировочные параметры помещений автостоянок
При проектировании помещений для хранения автомобилей и постов технического обслуживания (ТО) и технического ремонта ( ТР) основными факторами, определяющими размеры сооружений, являются габариты автомобилей и наименьшие радиусы их поворотов.
В таблице 2 приведены рекомендуемые расстояния между автомобилями, элементами строительных конструкций зданий и сооружений в помещениях хранения автомобилей и в помещениях ТО и ТР.
Автомобиль при движении в пределах здания совершает повороты и другие маневры, в том числе при установке его на место хранения или для ТО и ТР. При этом должны соблюдаться так называемые защитные зоны (рекомендуемое приближение), исключающие взаимные повреждения въезжающего автомобиля и автомобилей, стоящих в одном или в противоположном с ним ряду (по другую сторону проезда).
Ширина внутреннего проезда в помещениях хранения автомобилей и постах ТО и ТР, приведенная в табл. 3, определена с учетом рекомендуемого приближения движущегося автомобиля к конструкциям здания (сооружения), к оборудованию и к автомобилям на местах хранения.
Для условий, отличных от приведенных в табл. 1 и 2, необходимые при проектировании планировочные параметры проезда могут быть определены графическим путем при помощи шаблона (рис. 1). Шаблон изготавливается из прозрачного материала в масштабе чертежа, накладывается на него и вращается относительно оси О. При этом рекомендуется выполнять следующие условия :
Рис. 1 Шаблон для определения ширины проезда
Габаритные размеры, мм
Легковые особо малый класс
Легковые малый класс
«Жигули», «Москвич», «Ford-Escort», «Volkswagen» и др.
Легковые средний класс
«Волга», «Audi», «BMW», «Mercedes-Benz»
Микроавтобусы особо малого класса
Примечание. При проектировании автостоянок для других марок автомашин следует руководствоваться их габаритами, указанными в паспортах.
на местах хранения
стороны автомобиля до
стационарного технологического оборудования
От продольной стороны
Между продольными сторонами автомобилей
При увеличении защитных зон автомобиля, приведенных в табл. 2, на 0,1; 0,2; 0,3 и 0,4 м (но не более) ширина внутреннего проезда (табл. 3) может быть уменьшена соответственно на 0,15; 0,3; 0,45; и 0,6 м.
ширина внутреннего проезда, м
в помещениях хранения автомобилей
в помещениях постов ТО и ТР
при установке автомобилей
без дополнит. маневра
без дополнительного маневра
угол установки автомобилей к оси проезда
угол установки автомобилей к оси проезда
легковые особо малого
легковые малого класса
легковые среднего класса
микроавтобусы особо малого класса
2.2.Схемы расстановки автомобилей
На рис. 2 представлены наиболее распространенные планировочные типы автостоянок.
Рис. 2 Планировочные типы автостоянок
На рис. 3 и показано расположение мест хранения и внутренние проезды (с указанием их размеров) для автомобилей среднего класса при условии соблюдения минимальных расстояний приближения автомобилей друг к другу и к элементам строительных конструкций (оборудованию), приведенных в таблицах 1, 2 и 3. В помещении хранения автомобилей манежного типа расстояние от колонны до ближайшей границы проезда рекомендуется принимать около 0,5 м, при этом конструктивный шаг по проезду составит примерно 7,1 м.
Рис. 3 Примеры расстановки автомобилей
При сравнении представленных на рис. 3 вариантов расположения автомобилей следует вывод, что наиболее экономичной по площади на один автомобиль (S м 2 ) является стоянка манежного типа с перпендикулярным расположением автомобилей к оси проезда ( S = 22,4 м 2 ).
Могут применяться и другие размеры секций и шага колонн, но при соблюдении размеров мест хранения и внутренних проездов не менее рекомендуемых таблицами 1, 2, 3
2.3. Рампы и лифты
Для организации перемещения автомобилей по вертикали в многоэтажных автостоянках используются рампы и лифты.
Устройство рамп, их количество и организация движения на них оказывают непосредственное влияние на планировку стоянки.
На рис. 4 представлена классификация рамп и рамповых устройств, а на рис. 5 изображены наиболее применяемые типы рамп.
Рис. 4 Классификация рам
Рампы могут быть изолированными и неизолированными от помещений хранения автомобилей
Рис. 5 Наиболее применяемые рампы
Встроенные неизолированные рампы (рис. 5 б-д) предусматривающие транзитное движение автомобилей через этажи автостоянки, в соответствии с п.2.26. МГСН 5.01-94* могут быть применены в стоянках не выше 3 этажей и общей площадью не более 10400 кв. м.
Полурампы (рис. 5, е, ж) применяются, как правило, в автостоянках
Наибольшее распространение получили изолированные наружные рампы, пристроенные или встроенные (рис. 5, а, з, и).
Уклон рампы измеряется по средней линии полосы движения и выражается в градусах, процентах или отношением высоты подъема к длине горизонтальной проекции оси наклонной поверхности. Угол в 1° равен 1,7 %.
Для различных типов рамп установлены следующие максимальные уклоны:
Сопряжение рампы с горизонтальными участками пола должно быть плавным, а расстояние от низа автомобиля до пола должно быть не менее 0,1 м,
Ширина проезжей части рамп определяется в зависимости от размеров наибольшего автомобиля, пользующегося рампой, согласно табл. 4.
Ширина проезжей части рампы, м
наибольшая ширина автомобиля (м) плюс 0,8 м, но не менее 2,5 м
удвоенная наибольшая ширина автомобиля (м) плюс 1,8 м, но не менее 5 м
Пропускная способность рампы для одной полосы движения определяется скоростью движения по рампе и интервалом между движущимися автомобилями.
При скорости движения 10 км/час и расстоянии 20 м
сек
автомобилей в час.
Во избежание возможной закупорки рампы (независимо от расчета ее пропускной способности) в многоэтажной автостоянке целесообразно принимать следующее минимальное количество рамп при числе автомобилей на всех этажах, кроме первого:
Движение автомобилей на въездных рампах независимо от типа последних рекомендуется проектировать в направлении против часовой стрелки; движение же на выездных рампах в зависимости от их типа может иметь направление как по часовой стрелке, так и против, однако предпочтительнее последнее.
Разновидностью многоэтажных автостоянок являются, так называемые, скатные стоянки, в которых рамповые устройства отсутствуют.
Особенность скатных стоянок заключается в том, что они имеют на всех этажах наклонные полы, по которым происходит как междуэтажное; так и внутриэтажное движение автомобилей, и одновременно размещаются места хранения автомобилей, располагаемые поперек наклонного пола (с уклоном не более 6 %), как показано на рис. 6.
Рис. 6 Расположение автомобилей (скатная стоянка)
Скатная стоянка может иметь: один одноходовой винт при двустороннем движении в проездах (рис. 7- а), два смежно расположенных одноходовых винта с односторонним движением (рис. 7-б), или один двухходовой винт (рис. 8).
Рис. 7 Схемы скатной стоянки с :
Рис. 8 Схема скатной стоянки с одним двухходовым винтом.
Почти все типы скатных автостоянок характеризуются непрерывностью движения автомобилей через все нижележащие этажи.
Для сокращения пути движения в скатных автостоянках применяют различные приемы, в том числе, устройство зданий цилиндрического объема; устройство переходных боковых проездов с нормальными рамповыми уклонами; включение в объем скатной автостоянки дополнительного рампового устройства, которое взаимодействует с наклонными полами (рис. 9).
Рис. 9 Схема скатной стоянки с рамповым устройством.
2.4. Организация въездов и выездов с учетом режима использования автостоянок
По характеру использования автостоянки предназначаются для постоянного (с закрепленными за индивидуальными владельцами местами) и кратковременного хранения автомобилей.
Автостоянки постоянного хранения характеризуются ярко выраженными пиками интенсивности въездов и выездов автомобилей в утренние и вечерние часы. В автостоянках кратковременного хранения въезды и выезды относительно равномерно распределены в течение всего дня.
В последние годы в Москве с ростом парка легковых автомобилей резко повысилась интенсивность их эксплуатации, в том числе и в зимнее время года.
На основе натурных наблюдений в табл. 5 приведены ориентировочные показатели режимов содержания автомобилей в стоянках при различном их использовании.
Общее количество выездов
в час пик в % от общего
То же одновременно
Общее количество выездов
в час пик в % от общего
в стоянке в холодный период года
То же одновременно
Общий разбор автомобилей в
напряженные сутки в % от общего
количества мест в стоянке
Показатели табл. 5 рекомендуются для расчетов максимальных секундных и годовых выбросов в час пик при определении загазованности окружающей атмосферы.
Въезды и выезды из автостоянок должны обеспечиваться хорошим обзором и располагаться так, чтобы все маневры автомобилей осуществлялись без создания помех пешеходам и движению транспорта на прилегающей улице.
В целях улучшения контроля зоны въезда и выезда на территорию автостоянки въезд рекомендуется устраивать рядом с выездом.
Въездная и выездная полосы должны иметь ширину не менее 3 м; на кривых участках ширина полосы увеличивается до 3,5 м.
Количество въездных и выездных полос определяется по пропускной способности контрольного пункта, которая составляет:
Общее количество полос движения на въезде и выезде рекомендуется не менее двух.
Проем ворот для въезда и выезда автомобилей следует принимать с учетом следующих габаритов приближения:
2.5. Планировочные параметры постов мойки, ТО и ТР
Устройство мойки автомобилей при автостоянке предусматривается в соответствии с МГСН 5.01-94*.
Количество постов мойки рекомендуется определять из условия, что мойкой в течение суток пользуется около 10 % автомобилей от общей вместимости автостоянки для постоянного хранения и около 5 % автомобилей от общей вместимости стоянки для кратковременного хранения. Необходимо учитывать:
В автостоянках для индивидуальных владельцев (с закрепленными машино-местами) рекомендуется предусматривать на 100 и более (до 200 включительно) машино-мест 1 пост ТО ( ТР) и по 1 посту на каждые последующие полные и неполные 200 машино-мест.
Планировку постов мойки, ТО и ТР автомобилей в составе автостоянки следует выполнять с учетом параметров приведенных в табл. 2 и 3 настоящего пособия.
Высоту помещений постов ручной шланговой мойки автомобилей, а также постов ТО и ТР напольных и оборудованных смотровыми канавами следует принимать не менее 2,5 м в чистоте. При оборудовании моечных постов механизированными щеточными установками, высоту помещений следует принимать не менее 3,6 м. в чистоте
Размеры осмотровых канав рекомендуется проектироваться с учетом следующих требований:
длина рабочей зоны осмотровой канавы должна быть не менее габаритной длины обслуживаемого автомобиля (но не менее 5 м);
ширина осмотровой канавы должна устанавливаться, исходя из размеров колеи автомобиля с учетом устройства наружных реборд (0,9 м для легковых автомобилей, также для автобусов особо малого класса);
На въездной части осмотровой канавы целесообразно предусматривать рассекатель высотой 0,15 м.
Для входа в досмотровую канаву рекомендуется предусматривать лестницы шириной не менее 0,7 м.
Входы в осмотровые канавы не следует располагать под автомобилями и на путях движения и маневрирования автомобилей, рекомендуется также устройство ограждения указанных входов перилами высотой 0,9 м.
На тупиковых осмотровых канавах целесообразно предусматривать устройства упоров для колес автомобилей.
В осмотровых канавах желательно устройство ниш для размещения светильников и розеток для включения переносных ламп напряжением 12 В
3. ПРОТИВОДЫМНАЯ ЗАЩИТА
3.1. Функциональное назначение и состав противодымной защиты
Противодымная защита автостоянок предназначена для обеспечения безопасной эвакуации людей (водителей и технического персонала) при возникновении пожара в одном из помещений на любом этаже (ярусе). Посредством противодымной защиты должно быть предусмотрено эффективное блокирование распространения продуктов горения:
в смежные пожарные отсеки (на этаже/ярусе пожара);
на выше- и нижележащие этажи/ярусы (по отношению к горящему помещению);
в помещения (группы помещений), встроенные, пристроенные или других функциональных зон (при устройстве автостоянок как составных частей многофункциональных зданий и комплексов).
При обосновании технической и экономической целесообразности противодымная защита автостоянок может иметь дополнительные функции:
по выполнению операций, в случае при эвакуации автомобилей;
Для реализации указанных дополнительных функций технические решения противодымной защиты автостоянок должны разрабатываться на основе технических заданий, согласовываемых в установленном порядке с заказчиками и органами УГПС ГУВД г. Москвы.
В составе противодымной защиты автостоянок необходимо предусматривать:
системы приточно-вытяжной противодымной вентиляции;
конструкции и оборудование специального назначения;
технические средства управления.
3.2. Типовые схемы и параметры противодымной вентиляции
3.2.1. Системы вытяжной противодымной вентиляции.
Системы вытяжной противодымной вентиляции предусматриваются
для удаления продуктов горения с этажа (яруса), на котором возник пожар:
из помещений хранения автомобилей;
из помещений вспомогательного назначения (ТО, ТР, мойки и др.);
из коридоров (отсеков коридоров), сообщающихся с выходом из горящего помещения;
из изолированной рампы.
Рис. 10. Схемы вытяжной противодымной вентиляции в помещениях хранения автомобилей
Для удаления продуктов горения при пожаре из объемов изолированных рамп могут быть использованы различные схемы: либо с удалением из верхней зоны рамп (рис. 11-а), либо из части объема рамп, в которой произошло загорание (рис. 11-б), либо с естественным побуждением тяги, для инициирования которой используется подача воздуха в нижнюю зону рампы (рис. 11-в).
Эвакуация людей с подземной парковки.
Эвакуация людей с подземной парковки. Какие есть пути эвакуации из подземной парковки. Что предусмотреть проектировщику?
Сколько эвакуационный выходов должно быть из подземной парковки? Как узнать какие выходы являются эвакуационными?
Думаю все согласятся, что пожар одно из худших бедствий в нашей жизни. Если не всё сгорит и никто не погибнет, то пожарные при проливке конструкций водой, зальют всё, что осталось невредимым. Но кроме черного юмора – пожар очень опасное бедствие, гибнут люди, ущерб причиняется просто колоссальный. Поэтому задача проектировщика максимально защитить жизнь человека.
Какие же пути эвакуации существуют при пожаре или задымлении, если это событие застало человека на подземной автомобильной парковке? Если парковка многоуровневая, эвакуироваться вместе с автомобилем скорее всего не получиться, так как на выезде с этажа устраивается тамбур-шлюз с подпором воздуха в нем. То есть выезд будет перекрыт двумя, параллельно расположенными воротами и между ними будет нагнетаться воздух.
Значит, придется оставить свою машину и искать эвакуационный выход. Их на каждом этаже парковки должно быть – два. Задача проектировщика сделать так, чтобы они были оборудованы всеми необходимыми атрибутами эвакуационного выхода. Над дверями ведущими на эвакуационную лестницу должно быть табло с надписью «ВЫХОД» и рядом с дверью необходимо установить ручной пожарный извещатель. Табло “ВЫХОД” должно при пожаре мигать, для этого нужно правильно составить таблицу программирования приемно-контрольного прибора. Если на двери стоит система контроля доступа, то при пожаре она должна быть разблокирована.
Эвакуация с подземной парковки
Свод правил СП 113.13330.2016 «Стоянки автомобилей»:
п. 5.1.21 С каждого этажа пожарного отсека стоянок автомобилей (кроме механизированных стоянок автомобилей) должно быть предусмотрено не менее двух рассредоточенных эвакуационных выходов непосредственно наружу, в лестничные клетки или на лестницу 3-го типа.
Не забывайте, что таких выходов должно быть минимум два и оба они должны вести на улицу.
Может ли автомобильная рампа быть путем эвакуации?
Но Вы скажете, что проще всего выйти из зоны поражения по рампе, по которой заехали, эту дорогу Вы запомнили. Да, рампа может быть эвакуационным выходом, ЕСЛИ на ней есть тротуар шириной не менее 0,8 м и колесоотбойник.
Свод правил СП 154.13130.2013 «Встроенные подземные автостоянки. Требования пожарной безопасности»
п. 5.2.19 Допускается один из эвакуационных выходов из автостоянки предусматривать на изолированную рампу. При этом с одной стороны рампы устраивается тротуар шириной не менее 0,8 м.
Свод правил СП 113.13330.2016 «Стоянки автомобилей»:
п. 5.1.21 С каждого этажа ………
Рампа на которую предусматривается один из эвакуационных выходов, должна быть изолированной и выполненной с устройством тротуара шириной не менее 0,8 м и колесоотбойников.
Только при этих условиях рампа может быть одним из путей эвакуации.
Если же такого тротуара нет, то пешеходное движение по такой рампе запрещено при любом раскладе.
Понятно, что требования пожарной безопасности написаны жизнями пострадавших или погибших людей, но все эти «но» и «если» могут поставить в тупик обычного человека. Который перед тем, как уйти с парковки по своим делам, вряд ли изучил план эвакуации или обратил внимание на наличие тротуара на рампе. Задача проектировщика, предусмотреть все нюансы при проектировании и максимально облегчить для человека ориентацию в кризисной ситуации.
Поэтому, обращайте внимание, есть или нет на рампе тротуар, и где находятся эвакуационные выходы, когда-нибудь это спасет людям жизнь.
Если Вы нашли статью полезной – поделитесь ею в социальных сетях.