Изразцы это что такое в изобразительном искусстве
Изразцы (61 фото): что это такое, рисунки русских изразцов и применение в архитектуре, муравленая и ярославская плитка и изразцовый мангал
Изразцы — керамические (глиняные) плитки специальной коробчатой формы, разновидность кафеля, предназначенная для облицовки стен, печей, каминов, фасадов зданий
Так что же такое изразец?
Изразец — это керамическийэлемент из обожженой глины для украшенияпечей и каминов, внутренних и внешних стен зданий, покрытый глазурью и частоукрашенный росписью. Как правило, такойдекор весьма ярок, и частенько используетсяв местах, где фантазия архитектора илидизайнера по интерьеру не ограничиваетсятиповым решением.
Изразцы в повседневной жизни можно наблюдать на сооружениях, связанных со сферой культуры, искусства и религии. Однако, всё большую популярность он набирает в сфере проведения дорогих эксклюзивных ремонтов, где дизайн может быть выполнен в средневековом, восточном или русском стиле, где современные элементы декора будут выглядеть просто несуразно.
Факты об истории распространения изразцов в нашей стране
Изразцы какглазурованные глиняные элементы зданийи сооружений появились довольно давно.Похожая майолика встречается даже вдревностях Востока. Благодаря своейкрасоте и долговечности она быстрооказалась в домах богатых мира сего.
Также, глазурованнаякерамика нашла своих ценителей и встранах Западной Европы на территориитаких стран, как Германия и Голландия.Бело-голубая отделка каминов и стензнакома многим туристам и знатокам.
Придя на земли Руси из Византии, керамика быстро завоевала, начиная с 10 века просторы храмов, княжеских палат, а к 14 веку была довольно таки широко распространена. В 17 веке это ремесло обрело второе дыхание от западных стран. В то время изразцы изготавливались преимущественно из красной глины. Кроме того, использовалась и светлая гжельская с покрытием на основе свинцовой глазури. Такие изразцы имели зеленый цвет и назывались муравлеными.
Многоцветнаямайолика уходит корнями в далекоепрошлое Новгородской земли. Если бытьточными, речь идет о селе Богородицкое,располагавшегося вблизи ВалдайскогоИверского монастыря. Патриарх Никон всвое время большое внимание уделялстроительству данного здания, поэтомук работам были привлечены лучшиеремесленники, в том числе и иностранные.Благодаря привлечению таких специалистови было заложено основание дляраспространения многоцветной поливнойкерамики. Такие изразцы в народеназывались ценинными (хотя справедливостиради, следует отметить, что муравленыеизразцы изначально не именовалисьтаковыми).
Большое распространение получила в то время четырехцветная керамика на основе оловянных глазурей синего, бирюзового, желтого и белого цветов. В короткие сроки она перекочевала в ремесленные цеха Московской гончарной слободы, где и закрепилась, а затем стала распространяться по остальным регионам России. Традиции, заложенные в древние времена отечественными мастерами были столь сильны, что их не удалось разрушить даже Петру I, желавшему внедрить привычный для тогдашней Европы бело-голубой стиль голландских изразцов.
Отличие изразца от плитки
Чем же отличается изразец от обычно декоративной плитки? Изразцы имеют специальное крепление для размещения их на печах и каминах. Оно имеет к тому же функции защитные и теплосберегающие и называется румпой.
Румпа — это выступ на тыльной стороне, располагающийся по контуру изразца и с пересечением в центре, высотой, как правило, не более девяти сантиметров. Иногда бывает круглой формы. Современные изразцовые крепления это по сути мини-румпы, поскольку усовершенствовались технологии, и обычно большие выступы просто не требуются. Такая майоликовая керамика выступает за счет крепления не более, чем на 2 сантиметра, и уже меньше увеличивает площадь поверхности, а значит для дизайнеров интерьера более предсказуема. Особенно, если это касается реставрации печной конструкции.
Что такое изразцы?
По сути, это плитка, украшенная на лицевой стороне выпуклым и чаще всего раскрашенным изображением, хотя лицевая сторона такой плитки может быть разной:
То же самое можно сказать и о форме, которую мастер может задать по собственному усмотрению. В большинстве случает предпочтение отдается различным четырехугольникам.
Еще одним отличием являются выступы с изнаночной стороны, которые называются румпа, и чаще всего походят по форме на коробку с открытым верхом (эта деталь необходима, как для обеспечения прочности самого изразца, так и для более надежного крепления на печи и повышения ее теплоемкости.
Описание
Лицевая поверхность изразцов может быть гладкой или рельефной. Поверхность может иметь покрытие глазурью (ценинный изразец), не иметь покрытия (терракотовый изразец). Обратная сторона изразца имеет вид открытой коробки (румпы) для крепления в кладке.[2]
Во второй половине XVII века изразцы активно применяются в России для отделки фасадов зданий. Во многом расцвет ценинного дела в Москве в 1670—1690-х годах связан с именем Степана Полубеса. Он известен по работам в Иосифо-Волоколамском, Новоиерусалимском, Солотчинском монастырях.[3]
Изразцы известны начиная с VIII века в странах Европы, но широкое распространение получили лишь в XV—XVI веках. В Германии, Голландии и Швейцарии были известны главным образом белые изразцы с синим рисунком. Изготовление изразцов — сложный процесс.
Часто изразцами ошибочно называют облицовочные плитки без румпы на тыльной стороне.
Изготовление изразцов
Изразцы изготавливают по авторским рисункам. Учитывая стилистику интерьера и эстетические предпочтения хозяев, художник рисует эскизы будущих изделий. В качестве ориентира обычно выбирают одно из традиционных декоративных направлений (древнерусское, голландское, фламандское).
Но бывают и исключения. В росписи могут быть использованы восточные мотивы или живописные композиции в стиле модерн. Для детских комнат часто заказывают облицовку с сюжетами из популярных мультфильмов.
Следующий этап — определение точных размеров и расчет количества изразцов. К этому моменту должен быть разработан проект будущей печи. Надо сказать, что компании, занимающиеся кладкой изразцовых отопителей, располагают обширными каталогами каминов и печей разного типа. Фирменные сборники также содержат многочисленные образцы облицовок.
Поливные изразцы. Москва
Какие материалы требуются для изготовления изразцов
Некогда это искусство было очень распространенным именно потому, что ничего особо сложного для производства таких изделий не требуется. Как ни странно, но в наше время дело обстоит ненамного сложнее. Сами материалы можно найти в любом строительном магазине, но для их обжига понадобится специальная печь, именуемая муфельной.
Но и эта задача вполне решаема: достаточно найти мастерские, специализирующиеся на работе с керамическими изделиями и договориться. К слову, это проще будет сделать жителям больших городов, в которых таких мастерских, как правило, не одна и не две. Что касается самих материалов, то это:
· ровные деревянные бруски для изготовления опалубки.
Кроме этого могут потребоваться ангобированная глина, толченый флюс, крахмал.
Значение слова «изразец»
Точное значение такого названия этого вида керамики не известно. Однако предполагается, что произошло оно от слова «резать». Дело в том, что при изготовлении такой облицовки когда-то применялись деревянные формы. Красота плитки при этом напрямую зависела от мастерства резчика по дереву. Чем искуснее был мастер, тем оригинальнее и привлекательнее получался готовый материал.
Возможно, значение слова «изразец» имеет и несколько другие корни. Некоторые исследователи проводят параллель между ним и словом «образец». Дело в том, что последнее было очень распространено в России именно в эпоху расцвета изразцового искусства.
Дополнительные плюсы
Довольно часто начинающие домашние мастера задаются вопросом о том, что такое изразцы. Они являются толстостенными изделиями, что обеспечивает их высокую термостойкость, долговечность и теплоемкость. Подобные элементы способны отдавать большое количество лучистого тепла, которое сравнивается с солнечным.
Изразцы изготавливаются по особой рецептуре, что позволяет получить изделия с низким водопоглощением. Их можно использовать в помещениях с высокой влажностью и даже на фасадах. Если перед вами тоже встал вопрос о том, что такое изразцы, то вы должны знать, что среди ингредиентов изделий отсутствуют токсины.
Шаг 1: изготовление клейма
Последовательность действий:
1. Положить большую (не менее 30х30 см) керамическую плитку гладкой стороной вверх.
2. Взять пластилин средней твердости (хорошо подходит скульптурный), и на поверхности плитки сделать из него квадрат, высотой 1 см и любого размера.
3. Вылепить на поверхности квадрата любой посильный рисунок.
Важно: размер готового изразца будет несколько меньше, чем пластилинового клейма, что необходимо учитывать еще на данном этапе.
Виды изразцовой росписи, определения и специфика городов
Эти изразцы отличаются особым рельефным изображением и самобытной цветовой композицией. На зданиях Ярославля до сих пор можно встретить характерную цветочную розетку. Всего таких розеток насчитывается шесть видов, отличающихся в основном количеством лепестков.
Ярославский изразец на фасаде древнего храма
Полевые цветы, вазы, птицы, ягоды и фрукты, — вот что обычно представлялось ярославскими мастерами зажиточным заказчикам. Розеточный орнамент символизирует благополучие, а это было весьма уместно в этом городе купцов. Ярославские изразцы широко применяли как для интерьера дворцовых зданий, так и для облагораживания фасадов.
Они по цветовой гамме очень сильно напоминают голландские, однако к белому цвету идет насыщенный синий вместо голубого. Кроме того, в отличие от европейских собратьев гжельский декор более минималистичен. Типичные элементы, изображенные на нем — цветы и листочки. Бонусом является огромное изобилие доступной керамической посуды, что для дизайнера интерьера является простым и изящным решением. Не надо ломать голову надо составлением композиции — все элементы согласуются друг с другом и уже в продаже, на заказ разве что изразцы и некоторые вазы.
Особенностью данных изразцов является их прямоугольная форма, а также достаточно минималистичный вид, если говорить о панно. Отдельные изразцы, как правило, имеют цветное обрамление по краям, пустое пространство в центральной части, а посередине — небольшое изображение. Как правило, это букеты, корзины, наполненные цветами, всадники или мифические животные вроде грифона.
История русского изразца — от крещения Руси до Серебряного века
Изразцовое искусство и архитектурная керамика в России существует более десяти веков. Самые ранние, старинные русские изразцы относят к X веку — они являются ровесниками крещения Руси. Старинные плитки были найдены в Киеве археологической экспедицией В. В. Хвойко в 1907 году на месте раскопок княжеских палат конца X — начала XI века. Это одни из самых старых плиток в мире. Тогда изразцы активно применялись в декорировании княжеских палат и были не только монохромными поливными, но и многоцветными — с росписями и рельефами. Традиция украшения зданий керамикой пришла на Русь из Византии, однако, новые изобразительные тенденции «легли» не на чистый лист совершенно нового для Руси вида декора — к моменту использования византийских сюжетов и техник на Руси активно применялась керамика, поэтому и новое были переосмыслено и получило свой собственный колорит и стиль.
Полы палат XII века князя земли Владимирской, Суздальской и Ростовской Андрея Боголюбского сплошь выложены цветными изразцовыми плитками с изображениями грифонов, полульвов, полуорлов — символов княжеского могущества. Такие же плитки, относимые к XIV веку, археологи находили в Галиче, Чернигове и в Гродно.
Искусство архитектурной глазурованной керамики процветало на Руси до татарского нашествия. Неизвестно, какое развитие получило бы искусство изразца в России, если бы не ордынское иго. По мнению историков, несмотря на позитивный момент «собирания земель» и установления единой государственности на Руси, ордынское иго разрушило технологии и сложные ремесла, такие как перегородчатая эмаль, стекло, полихромная керамика, известные древним русичам задолго до появления этих технологий в Европе.
Советский археолог, исследователь славянской культуры и истории Древней Руси, академик российской академии наук Б. А. Рыбаков пишет в своей книге «Ремесло Древней Руси»: «Русь была отброшена назад на несколько столетий, и в те века, когда цеховая промышленность Запада переходила к эпохе первоначального накопления, русская ремесленная промышленность должна была вторично проходить часть того исторического пути, который был проделан до Батыя».
Только в городах, избежавших ордынского полона сохранились и развивались ремесла, распространившиеся после освобождения Руси и в других русских землях. Одним из таких городов был Псков.
Поливные изразцы. Псков
В середине 60-х при восстановлении собора Спасо-Мирожского монастыря в Пскове, художники-реставраторы обнаружили на чердаке собора старинные плитки глазурованной керамики в рыже-зеленой поливе, отнесенные ими к концу XIII — началу XIV веков. Зеленым огоньком горела в лучах солнца глазурь на куполе собора Мирожского монастыря. Отсветы этого сияния десятилетия спустя вспыхнули на куполах других псковских церквей. Обливной черепицей оделись главы многих городских храмов. С десятилетиями плитки стали меньше и аккуратнее, глазурь на них сочнее и гуще.
Настоящей сокровищницей глазурованной керамики является Псково-Печорский монастырь, где среди десятков известковых досок, отсвечивают зеленым блеском глазурованные могильные плиты — знаменитые псковские керамиды. Керамиды — это большие керамические плиты, политые глазурью, имеющие сложный узорный рельеф и надписи, как правило, имя похороненного и даты. Керамиды делались так же, как и первые книги — с помощью разборных форм. Сразу напрашивается вывод, что создатели старинных керамид были знакомы с типографской техникой. Считается, что технологию мастерам-изразечникам подсказал Корнилий — настоятель монастыря — большой книгочей и очень образованный человек. Самая старая керамида относится к 1530 году.
Псковские мастера были известны далеко за пределами Пскова. Артели псковичан работали во многих городах Московского царства. В 1477 году псковские мастера возводят Духовскую церковь в Троице-Сергиевом монастыре. Духовская церковь имеет особенное украшение: у основания ее закомар протянулся декоративный пояс из рельефных терракотовых плит. Такими же плитами украшена и церковь Ризоположения в Московском Кремле 1485 года постройки.
Поливные изразцы. Москва
Полихромные изразцы
Уникальные цветные изразцы можно увидеть на Успенском соборе в Дмитрове: огромные изразцовые барельефы, высотой около трех метров сверкают цветными глазурями на северной и южной стороне собора. Абсолютно уникальный барельеф с Георгием Победоносцем имеет диаметр 2,93 м и состоит из 32 изразцов с рельефом до 7 см глубиной. Такого размера рельефные цветные изразцы — это было что-то совершенно новое для России. Никогда и никто до этого момента не делал ничего подобного.
Но настоящим переворотом в изразечном искусстве стало строительство патриархом Никоном Ново-Иерусалимского монастыря, в котором впервые были применены принципы итальянского Возрождения: ордерность, розетки, ионики, листики и т. д. Но самое главное то, что зарубежные мастера, которых привез Никон, ввели новую палитру глазурей в русское изразцовое искусство: впервые стали применяться глухие стекловидные эмали и были введены в обиход синие и белые пигменты. Изразцы Ново-Иерусалимского монастыря поражали своим многоцветием.
Следует отметить, что большое влияние на российскую архитектуру XVII века оказали белорусские мастера, переселяющиеся с западных земель в Москву от преследований католической Речи Посполитой. Находясь под властью польской шляхты, уроженцы белорусских городов имели возможность ознакомиться с западноевропейской архитектурой и искусством. К 1654 году белорусы переселялись уже тысячами. По переписи 1676 года около десяти процентов населения Москвы составляли выходцы из западных земель, которые принесли новой родине свои знания и профессиональные навыки. Удивительному расцвету российского зодчества при Алексее Михайловиче Романове в большой мере способствовал приток свежей «духовной крови» с Запада.
В 1654 году князь Трубецкой привез из Мстиславля гончара Степана Иванова, который прославился в последствии под именем Степан Полубес. А уже в 1658 году патриарх Никон забрал его на строительство Ново-Иерусалимского храма.
Вообще, керамика Степана Полубеса стоит в одном ряду с работами итальянских керамистов семьи делла Роббиа и француза Бернара Палисси: его значение для всемирного искусства вполне сравнимо с масштабом великих керамистов Возрождения.
Сохранилось немало работ Степана Полубеса в Москве. Кроме изразцов в Ново-Иерусалимском монастыре, впечатляют огромные горельефы в церкви Успения в Гончарной слободе, изразцы в церкви Григория Неокесарийского на Большой Полянке, фризы «павлинье око» на соборе в Измайлово и многие другие, чудом сохранившиеся образцы архитектурной керамики плодовитого мастера.
В последнее десятилетие XVII века Москва, словно предвидя близкое рождение новой столицы на Неве, стремилась украсить себя изысканными храмами и жилыми домами. Был расцвечен Собор Василия Блаженного, еще недавно беленый. На кремлевских башнях выросли островерхие шатры. Сооружая здания, русские зодчие старались украсить их как можно пышнее. Московских архитекторов этого периода волнует «скульптурный» облик здания, усложненность его силуэта.
Одним из последних памятников столичных изразечников стал Крутицкий Теремок, полностью облицованный многоцветными изразцами. Сотни изразцов с причудливым растительным орнаментом составили огромный ковер с неповторимым узором на фасаде здания. Наличники окон также изготовлены из глины и покрыты цветной поливой. Исполнены они в традициях модной резьбы по дереву в виде скрученных виноградных лоз. В солнечные дни, когда вспыхивали зеленые, желтые, белые, синие и коричневые блики, терем напоминал драгоценное ювелирное украшение.
Крутицкий терем стал последним и самым красочным памятником Руси боярской.
Ярославские изразцы
Пожалуй, в России нет второго такого города, где архитектурная керамика нашла бы столь широкое и повсеместное применение. Ярославль был вторым после Москвы городом по значимости, а накопленные в Ярославле богатства превосходили по размерам государственную казну. Между Москвой и Ярославлем шло откровенное соперничество, а совпадение вкусов мастеров и заказчиков привело к тому, что в ярославском зодчестве особенно сильно сказались черты народного творчества. Искусство полихромных изразцов достигло в Ярославле наивысшего расцвета.
Ярославские мастера создали свою собственную цветовую гамму и узнаваемый типично ярославский узор. Почти все ярославские изразцы имеют единый композиционный принцип: многоцветная розетка, раскрашенная различными цветами. Всего существует шесть видов розеток: четыре — с восемью крупными лепестками, одна — с шестью и одна — с двенадцатью.
Ярославские гончары опередили время и в применении глазурованного кирпича — только в наши дни этот прием используется широко и повсеместно. Ярославцы же покрывали сторону кирпича поливой, нанося на нее ряд цветных ромбиков. Ленты из таких нарядных кирпичей окаймляют широкие изразцовые карнизы с рельефным растительным орнаментом. Существует мнение, что затейливые узоры изразцовых наличников перешли с драгоценных восточных ковров, часто попадавшихся в Ярославле из Азии по оживленной торговой дороге — Волге.
Северные изразцы. Великий Устюг
Великий Устюг, расположенный между Москвой и Архангельском был крупнейшим торговым центром, в котором перекрещивались торговые пути на запад в Европу, на восток в Сибирь и Китай и на юг в Персию.
Богатые купцы Великого Устюга создали свое производство изразцов, по образу и подобию строгановских изразцов, завезенных купцами Строгановыми для строительства Введенского храма. На перекрестке торговых путей встретились художественные традиции старой Руси, Западной Европы и Востока, оказавшие приметное влияние на творчество местных художников и ремесленников.
Изразцами украшались в первую очередь Устюжские храмы. Привлекает к себе внимание храм Симеона Столпника, построенный в 1725 году в стиле барокко. Многочисленные полуколонки и пилястры на стенах храма увенчаны зелеными изразцовыми капителями коринфского ордера. Белые прямоугольники пилястров оживляют красную кирпичную стену, а в солнечный день изразцы порождают такую праздничную игру бликов, на которую не способен ни мрамор, ни резной камень.
Устюжские рельефные изразцы были последними представителями широко развитого семейства русской полихромной архитектурной керамики. Просуществовав до XIX столетия, они практически исчезли, оставив в роли наследников гладкие расписные или обыкновенные печные кафли.
Петровские времена
27 июня 1709 года русская армия разбила под Полтавой шведское войско Карла XII. Для нашей изразцовой истории интересен эпизод пленения двух солдат — Яна Флегнера и Кристана, которых Петр отправил «делать немедленно шведским манером печных изразцов гладких белых, а по ним травы синею краскою». Не очень понятна логика Петра, ибо странно предполагать, что абсолютно каждый плененный швед является специалистом в керамике и способен повторить непростую технологию с нуля. Особенно учитывая, что технология была известна в Гончарной слободе Москвы и более эффективно было бы пригласить специалистов оттуда.
Однако, Петр отличался темпераментом и патологической нетерпимостью ко всему русскому, видимо, поэтому столько очевидный и простой путь был для него неприемлем. Надо отдать должное Яну Флегнеру — его шведское трудолюбие и педантичность дали свои плоды, поэтому предприятие наладило производство печных изразцов в голландском стиле. А уже в 1732 году Яна Флегнера пригласил к себе на завод Афанасий Кириллович Гребенщиков — первый российский керамический промышленник. О Гребенщикове мы писали в нашей статье «История русского фарфора».
Голландские кафли, усиленно насаждаемые Петром, в итоге обрели русское подданство и «облеклись» в русские одежды. Подобно тому, как лубок превратился из религиозной картинки в своеобразную энциклопедию народных знаний и обычаев, так же и разрисованные изразцы из декоративного украшения переродились в необычный, долго живущий «учебник» географии, истории и правил поведения. В росписях новых печных изразцов оказалась запечатленной сумма знаний и этических правил той эпохи.
Владимир и Суздаль
Все кафли можно было систематизировать по сюжетам: рисунки с изображением природы и зверей, географические и этнографическе картинки, бытовые сцены, мифологические сюжеты и религиозные сцены. Мастера охотно рисовали оленей, зайца, барана, собаку, птиц. А вот изображения рыбы встречалось крайне редко. Интересны «этнографические» изображения, практически придуманные художниками: «китайский народ», «арапский народ», «брезальская (бразильская) баба», «французский комедиант».
В Суздальском музее хранятся «охальные» изразцы — пышная женщина с обнаженной грудью и задранным подолом, а внизу подпись «хотя маню да не даю». Забавные сюжеты изображены на изразцах Покровского женского монастыря: на фоне гор и домиков с китайскими крышами стоят две обнаженные девы, а к ним крадутся два кавалера. Как такие сюжеты попали на печь женского монастыря не совсем понятно, но факт остается фактом.
Калуга
Конец XVIII — начало XIX века сопровождался расцветом калужского изразечного промысла. И если в столицах в моде были гладкие белые кафли, то калужское купечество, богатое и своенравное, не желало облицовывать свои печи столь «бедными» кафлями. Поэтому огромный изразечный калужский промысел специализировался на расписных изразцах, имеющих несколько основных изобразительных мотивов, отличающих его от всех остальных.
Основными сюжетами калужских изразцов стали «цветки» — на белом фоне рамочный медальон с рокальными завитками и цветком по центру медальона, «лимончик» — внутри голубой рамки с завитушками нарисован желтый лимон, «корзиночка» — то же, что и «лимончик», только вместо лимона нарисована корзина с цветами, «деревцо» — в рамке из шаров или ромбиков на белом овале нарисована елочка или дубок, «свадебный» — композиция та же, но вместо деревца нарисована ампирная ваза. После войны 1812 года Калуга так и не оправилась, а изразечное производство практически прекратило свое существование, сохранившись лишь в виде небольшой частной артели.
Подробнее о калужском изразце вы можете прочитать в другой нашей статье.
Серебряный век
Ренессанс изразца в России совпал с периодом модерна в искусстве. Наверное, главным изразечником Серебряного века стал выдающийся художник Михаил Врубель, увидевший в майолике и изразцах искусственные цветные камни, завораживающие своей игрой бликов и полутонов. Врубель совершенно по-новому интерпретировал старинный материал и совместно с химиком-технологом Петром Ваулиным восстановил технологию люстрирования, забытую с XVI века. Он создал несколько печей в доме Саввы Игнатьевича Мамонтова, которые были чудом спасены от уничтожения в 1964 году В. А. Невским — энтузиастом и сотрудником абрамцевского музея.
Ночами В. А. Невский сторожил дом и печи, а днем аккуратно разбирал их, нумеруя каждый изразец, чтобы вывезти их в Абрамцево и собрать там. В результате, сегодня творения Михаила Врубеля может увидеть каждый. Творения о которых писал А. М. Горький: «Майоликовые печи Саввы Мамонтова — замечательны. Майолика — это самый артистический вид гончарного дела».
О майолике Врубеля вы можете прочитать подробнее в нашей статье «Абрамцевская керамическая мастерская». О еще одном выдающемся керамисте Серебряного века — Петре Ваулине — вы можете прочитать в нашей статье «Петр Ваулин — возрождение русской майолики».
В статье использованы материалы искусствоведа Ю. М. Овсянникова из его книги «Солнечные плитки» и альбома «Русские изразцы».
Прочитать об истории изразца в мире вы можете на этой странице.
Прочитать о значении символов на русских изразцах с рельефными мифологическими персонажами, животными и птицами, вы можете на этой странице.