Известно что медоносная пчела

Известно что медоносная пчела

Известно что медоносная пчела. Смотреть фото Известно что медоносная пчела. Смотреть картинку Известно что медоносная пчела. Картинка про Известно что медоносная пчела. Фото Известно что медоносная пчела

«Биология отрицает законы математики: при делении происходит умножение» Валерий Красовский

Известно, что медоносная пчела принадлежит к общественным насекомым. Как распределяются обязанности между особями «пчелиной семьи»?

1) Матка – плодовитая самка, обеспечивает воспроизведение семьи.

2) трутни участвуют в размножении, оплодотворяя самок.

3) Рабочие пчелы – бесплодные самки, осуществляют кормление матки и личинок, ухаживание, сбор пищи, чистку и охрану жилища.

Теоретический вопрос ДНЯ

Советы, которые помогут эффективно подготовиться к ЕГЭ по БИОЛОГИИ

1. Познакомься с актуальными демоверсией, спецификацией, кодификатором на официальном сайте, чтобы четко понимать, что тебя ждет и какие требования предъявляются к уровню подготовки.

Известно что медоносная пчела. Смотреть фото Известно что медоносная пчела. Смотреть картинку Известно что медоносная пчела. Картинка про Известно что медоносная пчела. Фото Известно что медоносная пчела

2. Определись, сколько баллов ты хотел бы получить.

Известно что медоносная пчела. Смотреть фото Известно что медоносная пчела. Смотреть картинку Известно что медоносная пчела. Картинка про Известно что медоносная пчела. Фото Известно что медоносная пчела

3. Составь расписание своих занятий и старайся максимально его соблюдать. Регулярность занятий очень важна.

Известно что медоносная пчела. Смотреть фото Известно что медоносная пчела. Смотреть картинку Известно что медоносная пчела. Картинка про Известно что медоносная пчела. Фото Известно что медоносная пчела

4. Используй несколько источников для подготовки: школьные учебники, пособия для поступающих в ВУЗы, видео уроки и т.п.

Известно что медоносная пчела. Смотреть фото Известно что медоносная пчела. Смотреть картинку Известно что медоносная пчела. Картинка про Известно что медоносная пчела. Фото Известно что медоносная пчела

5. Главное – понимание! Старайся разобраться в теме, а потом можно зазубрить некоторые понятия.

Известно что медоносная пчела. Смотреть фото Известно что медоносная пчела. Смотреть картинку Известно что медоносная пчела. Картинка про Известно что медоносная пчела. Фото Известно что медоносная пчела

6. Учись внимательно читать и понимать задание.

Известно что медоносная пчела. Смотреть фото Известно что медоносная пчела. Смотреть картинку Известно что медоносная пчела. Картинка про Известно что медоносная пчела. Фото Известно что медоносная пчела

7. Начинай с легкого и постепенно усложняй материал. Но не бойтесь сложных заданий, если хочешь высокий балл.

Известно что медоносная пчела. Смотреть фото Известно что медоносная пчела. Смотреть картинку Известно что медоносная пчела. Картинка про Известно что медоносная пчела. Фото Известно что медоносная пчела

8. Постоянно повторяй пройденный материал, решай тесты, задачи и теоретические вопросы.

Повторять рекомендуется сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа. Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову.

Известно что медоносная пчела. Смотреть фото Известно что медоносная пчела. Смотреть картинку Известно что медоносная пчела. Картинка про Известно что медоносная пчела. Фото Известно что медоносная пчела

9. Систематизируй материал, создай целостную и структурированную систему знаний.

Известно что медоносная пчела. Смотреть фото Известно что медоносная пчела. Смотреть картинку Известно что медоносная пчела. Картинка про Известно что медоносная пчела. Фото Известно что медоносная пчела

10. И не забывай высыпаться, сбалансированно питаться и вести здоровый образ жизни. Это хорошо влияет на память:)

Источник

Задания части 2 ЕГЭ по теме «Разные вопросы по зоологии»

1. Известно, что медоносная пчела принадлежит к общественным насекомым. Как распределяются обязанности между особями пчелиной семьи?

Рабочие пчелы (бесплодные самки) чистят гнездо, кормят личинок, строят соты, собирают нектар.
Трутни (самцы) оплодотворяют матку.
Матка (плодная самка) откладывает яйца.

2. Виды, адаптируясь к среде в процессе эволюции, могут использовать одну из двух возможных стратегий приспособления: при r-стратегии организмы стремятся к максимально возможной скорости роста численности, а при К-стратегии, наоборот, размножаются медленно. Классическими К-стратегами являются слоны. За счёт каких особенностей размножения и поведения им удаётся поддерживать постоянную численность и избегать вымирания? Ответ аргументируйте.

1) Малое количество детенышей в помете (обычно один детеныш);
2) Небольшое количество потомков снижает между ними конкуренцию за ресурсы;
3) Длительная беременность;
4) При длительном вынашивании детеныши рождаются хорошо сформированными (адаптированными к условиям среды);
5) Забота о потомстве;
6) Защита детенышей родителями и забота о них обеспечивают высокую выживаемость потомства.

3. Малярия – заболевание человека, в результате которого развивается малокровие. Кем оно вызывается? Объясните причину малокровия.

Малярия вызывается малярийным плазмодием. Переносчик плазмодия – комар. Заражённый комар кусает человека, возбудитель малярии проникает в кровь человека и начинает активно размножаться в эритроцитах, разрушая их. Снижение содержания эритроцитов в крови и есть одна из причин малокровия.

Известно что медоносная пчела. Смотреть фото Известно что медоносная пчела. Смотреть картинку Известно что медоносная пчела. Картинка про Известно что медоносная пчела. Фото Известно что медоносная пчела

4. Назовите класс, к которому относят изображённое на фотографиях животное, и признаки внешнего строения, по которым это можно определить. Какие приспособления во внешнем строении сформировались у него в связи с обитанием в водной среде? В результате какого эволюционного процесса эти органы сформировались?

1) класс Млекопитающие, признаки: дифференциация зубов (выступающие верхние клыки), усы (вибриссы);
2) приспособления: обтекаемая форма тела; конечности, превращенные в ласты;
3) органы сформировались в результате дивергенции признаков (идиоадаптации)

5. Объясните, почему животные, ведущие сидячий или малоподвижный образ жизни, обитают в основном в водной среде. Приведите не менее двух примеров таких животных.

1) они получают пищу с током воды путем фильтрации;
2) они имеют в постоянном доступе воду, необходимую для обеспечения обмена веществ в организме (для обеспечения физиологических процессов);
3) водная среда способствует оплодотворению (переносу гамет) и расселению организмов;
4) примеры животных: кишечнополостные (полипы), двустворчатые моллюски (мидии, беззубки, устрицы), хордовые (асцидии)

6. У трески, щуки и многих других рыб количество выметываемых икринок исчисляется миллионами. Вместе с тем имеются рыбы, которые мечут несколько сотен или десятков икринок. Объясните, почему существуют в природе те и другие рыбы.

1) самки рыб, как правило, выметывают большое количество икры в воду, и она там оплодотворяется, оплодотворение внешнее;
2) приспособленность к выживанию при внешнем оплодотворении – большое количество икры;
3) у рыб с небольшой плодовитостью хорошо развита забота о потомстве, в противном случае они не смогли бы существовать

7. Одна самка обыкновенной щуки откладывает 10 миллионов икринок. Объясните, почему численность этого вида не возрастает в водоемах беспредельно.

1) при наружном оплодотворении в воде не все икринки бывают оплодотворены;
2) абиотические и биотические факторы вызывают массовую гибель икринок и мальков.

8. Грызуны – самый крупный по числу видов и широте распространения отряд млекопитающих. Что способствует процветанию грызунов в природе? Приведите не менее трех причин.

1) обилие растительной пищи, которой они питаются
2) высокая плодовитость и быстрая смена поколений
3) приспособленность к различному образу жизни: наземному, древесному, полуводному

9. Почему малярия распространена в заболоченных районах? Кто является возбудителем этого заболевания?

1) возбудителей малярии переносят малярийные комары, развитие которых от яйца до взрослого насекомого происходит в воде;
2) возбудителем малярии является простейшее – малярийный плазмодий.

Известно что медоносная пчела. Смотреть фото Известно что медоносная пчела. Смотреть картинку Известно что медоносная пчела. Картинка про Известно что медоносная пчела. Фото Известно что медоносная пчела

10. Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

11. Зачем человек разводит в специальных лабораториях небольших насекомых из отряда перепончатокрылых – яйцеедов и наездников?

1) Эти хищные насекомые откладывают свои яйца в яйца и личинки насекомых-вредителей.
2) Этим они сокращают численность насекомых-вредителей сельского хозяйства.

12. Какое значение имеют пчелы в природе и жизни человека?

13. Какие приспособления во внешнем строении, сформированные в процессе эволюции, обеспечивают водный образ жизни у гусеобразных птиц? Приведите не менее пяти особенностей и объясните значение каждой из них.

1) широкий клюв обеспечивает вылавливание из воды пищи;
2) плавательные перепонки на ногах обеспечивают быстрое плавание;
3) короткие ноги способствуют быстрому движению в воде;
4) водоотталкивающее свойство оперения за счет секрета копчиковой железы препятствует намоканию тела;
5) длинная шея обеспечивает вылавливание из воды пищи;
6) тело имеет форму плоскодонной лодки (центр тяжести смещён к заднему отделу тела) для увеличения плавучести

14. Известно, что мамонты имели уши небольшого размера. Современные слоны имеют уши гораздо крупнее. Как с физиологической точки зрения объяснить подобные различия в строении ушных раковин у названных видов хоботных? Ответ поясните.

1) большой размер ушных раковин увеличивает теплоотдачу;
2) мамонты жили в холодном климате;
3) большая теплоотдача была для мамонтов опасна;
4) слоны живут в жарком климате;
5) перегрев для слонов опасен

15. Животные неспособны синтезировать ферменты, расщепляющие целлюлозу (клетчатку). Как происходит переваривание растительной пищи у травоядных млекопитающих? Как это отразилось на строении их пищеварительной системы? Ответ поясните.

1) переваривание целлюлозы (клетчатки) обеспечивают симбиотические организмы (бактерии, простейшие);
2) эти организмы обитают в пищеварительном тракте;
3) желудок у этих животных имеет несколько камер (сложное строение);
4) кишечник у них длинный;
5) процесс пищеварения в желудочно-кишечном тракте более продолжительный;
6) слепая кишка хорошо развита (длинная);
7) слепая кишка является резервуаром для размножения симбиотических бактерий

16. Виды, адаптируясь к среде в процессе эволюции, могут использовать одну из двух возможных стратегий для поддержания численности вида: при r-стратегии организмы имеют высокую скорость размножения, а при К-стратегии, наоборот, размножаются медленно. Классическими r-стратегами являются кролики. За счет каких особенностей размножения они достигают большого прироста численности за короткий промежуток времени? В каких условиях среды (стабильных или переменчивых) такая стратегия наиболее выгодна? Объясните почему.

1) большое число детенышей в помёте (высокая плодовитость);
2) несколько помётов за один сезон (частое размножение);
3) ранняя половозрелость;
4) в нестабильных (переменчивых) условиях среды;
5) благодаря большой численности (быстрой смене поколений) часть особей сможет подстроиться под новые условия среды

17. У животных к конечным продуктам обмена веществ наряду с углекислым газом и водой относится ядовитый аммиак или гораздо менее токсичная мочевина, в которую превращается аммиак. Конечными продуктами обмена каких веществ являются аммиак и мочевина? Почему для личинок амфибий (головастиков) характерно выделение аммиака, тогда как у взрослых жаб и лягушек выводится мочевина?

1) аммиак и мочевина – продукты обмена белков (аминокислот);
2) аммиак и мочевина – продукты обмена нуклеиновых кислот (азотистых оснований);
3) головастики живут в воде, взрослые амфибии значительную часть времени проводят на суше;
4) постоянное поглощение легко доступной воды позволяет головастикам активно выводить ядовитый аммиак;
5) взрослые амфибии из-за длительного пребывания на суше поглощают меньше воды, поэтому образуют менее токсичную мочевину

18. Назовите организм, вызывающий заболевание малярией у человека. Как происходит заражение человека? Объясните, почему использование непродуманных оросительных систем может привести к росту заболеваемости малярией.

1) заболевание вызывает малярийный плазмодий;
2) переносчиками плазмодия являются малярийные комары;
3) при укусе человека комаром плазмодий попадает в кровоток человека;
4) личинки комара развиваются в воде;
5) непродуманные оросительные системы могут привести к заболачиванию и, следовательно, к росту популяции комаров

Известно что медоносная пчела. Смотреть фото Известно что медоносная пчела. Смотреть картинку Известно что медоносная пчела. Картинка про Известно что медоносная пчела. Фото Известно что медоносная пчела

19. Все представленные на рисунках 1–4 объекты относятся к одной стадии жизненных циклов животных. Как называют эту стадию?

Источник

Известно что самцы медоносной пчелы развиваются из неоплодотворенных яиц. сколько аллелей каждого гена может быть в их клетках?

Известно что медоносная пчела. Смотреть фото Известно что медоносная пчела. Смотреть картинку Известно что медоносная пчела. Картинка про Известно что медоносная пчела. Фото Известно что медоносная пчела

Известно что медоносная пчела. Смотреть фото Известно что медоносная пчела. Смотреть картинку Известно что медоносная пчела. Картинка про Известно что медоносная пчела. Фото Известно что медоносная пчела

Известно что медоносная пчела. Смотреть фото Известно что медоносная пчела. Смотреть картинку Известно что медоносная пчела. Картинка про Известно что медоносная пчела. Фото Известно что медоносная пчела

тому що тільки у них форма фзьоба мооже змінювати форму завдяки пластичості

Известно что медоносная пчела. Смотреть фото Известно что медоносная пчела. Смотреть картинку Известно что медоносная пчела. Картинка про Известно что медоносная пчела. Фото Известно что медоносная пчела

Известно что медоносная пчела. Смотреть фото Известно что медоносная пчела. Смотреть картинку Известно что медоносная пчела. Картинка про Известно что медоносная пчела. Фото Известно что медоносная пчела

Полостью тела называется пространство, в котором лежат внутренние органы. Эта полость у более низкоорганизованных трехслойных животных является остатком полости бластулы, и производные мезодермы развиваются внутри нее. Поскольку такая полость возникла в онтогенезе впервые, она получила название первичной. Единственный тип животных, у которых она сохранилась во взрослом состоянии, — это Круглые черви.

Высшие трехслойные (кольчатые черви, моллюски, хордовые) обладают вторичной полостью тела, называемой целомом. Целом всегда выстлан эпителием мезодермального происхождения. Во время закладки целома у кольчатых червей мезодермальные клетки, лежащие в первичной полости, делятся, раздвигаются и образуют мезодермальный пузырь, который, увеличиваясь в размерах, вытесняет первичную полость. Образовавшаяся внутри пузыря полость называется вторичной, так как в онтогенезе она возникла после первичной.

Есть животные, лишенные полости тела. Это плоские черви. У них пространство между кожно-мускульным мешком и внутренними органами заполнено клетками паренхимы.

Источник

Медоносная пчела

Известно что медоносная пчела. Смотреть фото Известно что медоносная пчела. Смотреть картинку Известно что медоносная пчела. Картинка про Известно что медоносная пчела. Фото Известно что медоносная пчела

Научная классификация
Царство:Животные
Тип:Членистоногие
Класс:Насекомые
Отряд:Перепончатокрылые
Надсемейство:Пчёлы
Семейство:Пчёлы настоящие
Род:Apis
Вид:Медоносная пчела
время

Медоно́сная пчела́ (лат. Apis mellifera ) — вид общественных пчёл семейства Apidae, подсемейства Apinae.

Медоносная пчела стала третьим после дрозофилы и комара насекомым, геном которого известен. Согласно результатам исследования, этот вид возник в Африке, а затем мигрировал в Европу двумя волнами. [1]

Содержание

Гнездо

Современный 12 рамочный улей Дадана-Блатта

Гнездо дикой медоносной семьи

Каждый сот состоит из общего вертикального средостения, по обе стороны от которого отходят шестигранные ячейки. Пласты сот в гнезде располагаются всегда вертикально. Толщина сот, предназначенных для выращивания расплода, составляет 24—25 мм. Между сотами пчелы оставляют от 10 до 12 мм свободного пространства (улочку).

Ячейки разделяются по строению на несколько типов:

Ячейки у разных пород пчёл различаются, поскольку у каждой породы свой размер рабочей пчелы.

Ячейки в соте направлены несколько вверх (4—5 градусов; на этом, в частности, основано действие радиальной медогонки). Строительство сот идёт сверху вниз. Пчёлы всегда внимательно следят за целостностью сота.

Только что отстроенные соты светлые, со временем они темнеют.

Породы медоносных пчёл

Выделяют несколько пород (или рас) медоносных пчёл:

Географическое распространение подвидов медоносной пчелы

Подвиды Среднего Востока и Азии :

Породы отличаются друг от друга внешним видом (окраской и размерами), поведением (агрессивностью, склонностью к воровству мёда из других семей), устойчивостью к перепадам температуры.

Пчелиная матка

Справа видны яйца, только что отложенные маткой. Слева личинки в молочке

Почему же из совершенно одинаковых оплодотворённых яиц могут развиться и матки и рабочие пчелы? Ответ на этот вопрос даёт современная биологическая наука. Известно, что жизнь пчёл, как и всех живых организмов, находится в тесной связи с окружающей их внешней средой. В. Мичурин указывал, что формообразование организмов во многом зависит от условий внешней среды, этого вечно могучего фактора во всей вселенной, под воздействием которого сложились все формы живых организмов во главе с формой человеческого вида».

Одним из самых сильных факторов среды, влияющих на организм, является пища. В этой связи исключительно большую роль в формообразовании молодых организмов в семье играют рабочие пчелы. Они выкармливают и выращивают все молодое поколение семьи. Если развивающуюся из оплодотворённого яйца личинку до запечатывания ячейки пчелы кормят только высокопитательным молочком, выделяемым верхнечелюстными железами, из неё вырастает матка. Если же личинку после трех дней её жизни начинают кормить мёдом и пергой (белковый корм, приготовленный из пыльцы растений), то из личинки развивается рабочая пчела.

Развитие матки

Личинка, из которой вырастет матка.
Видно питательное маточное молочко.

Куколка матки внутри маточника (маточник раскрыт до времени)

Пчелы выращивают маток в специально отстраиваемых для этого больших ячейках сота — маточниках. Отстраивать их пчелы могут на обычных пчелиных ячейках сота, в которые матка ранее уже отложила оплодотворенные яйца. Такие маточники пчелы отстраивают после внезапной гибели старой матки, чтобы вывести взамен ей новую. Маточники из обычных ячеек сота и вышедшие из них матки называются свищевыми. При подготовке же пчёл к роению (во время которого матка улетает с роем) яйца для вывода новых маток старая матка откладывает в заранее отстроенные пчёлами маточные мисочки — основания будущих роевых маточников. Такие маточники пчелы отстраивают обычно на рёбрах сота. Вышедшие из них матки называются роевыми.

Через 3—4 дня после выхода из маточника молодая матка начинает вылетать на ориентировочные облёты для ознакомления с местностью и расположением улья. На 7—10-й день своей жизни она вылетает для встречи с трутнями («брачные вылеты»). Продолжительность таких вылетов — около 20 минут. Матка осеменяется не одним, а обычно 6—8 трутнями и даже бо́льшим количеством их и может вылетать для встречи с ними не один раз.

Вес яиц, откладываемых маткой в течение суток, нередко превышает вес её тела. Так много яиц матки могут откладывать лишь при условии обильного и высококалорийного питания. В течение всего периода откладки яиц маткой пчёлы кормят её высокопитательной пищей — молочком (каким кормят личинок будущих маток).

Наибольшую ценность матка представляет в первые два года своей жизни. Начиная, же с третьего года количество откладываемых ею яиц быстро уменьшается. При этом старые матки откладывают много неоплодотворённых яиц, из которых выводятся трутни.

Пчелиные матки живут до пяти лет.

Рабочие пчёлы

Рабочая пчела, собирающая нектар

Печатный расплод.
Выход из ячейки молодой пчелы

Рамка улья с рабочими пчёлами и печатным расплодом

Открытой расплод, видны пчёлы кормилицы

Этапы развития пчелы

Пчелиная семья состоят в основном из рабочих пчёл. В хорошей семье зимой их насчитывается обычно 20—30 тыс., а летом до 60—80 тыс. и больше. Все рабочие пчёлы в семье — сёстры, происшедшие от одной матки. Они, как и пчелиная матка, являются женскими особями; однако, в отличие от матки, половые органы у рабочих пчёл недоразвиты. Пчелиные матки, отложив яйца, больше не заботятся о своём потомстве. Развивающихся из яиц личинок выращивают уже рабочие пчёлы. При этом пчёлы-кормилицы потребляют много белкового корма.

Анатомия рабочей особи медоносной пчелы

Оплодотворённые яйца, только что отложенные маткой в пчелиной ячейке, приклеены нижним концом перпендикулярно ко дну. Затем, по мере развития зародышей, яйца постепенно опускаются; к концу третьих суток они уже лежат на донышках ячеек. По положению яиц в ячейке можно установить дату откладки их маткой. К концу третьих суток пчёлы—кормилицы добавляют к яйцу капельку молочка, выделяемого их железами. После этого оболочка яйца размягчается, и из него вылупляется маленькая личинка.

Первые трое суток личинки рабочих пчёл получают молочко (по своему составу оно несколько отличается от молочка, которым пчелы кормят маток и личинок будущих маток). Личинки рабочих пчёл быстро растут, к концу третьих суток вес их увеличивается почти в 190 раз. В последующие дни этих личинок пчелы кормят смесью мёда и перги. Через 6 суток личинки вырастают настолько, что занимают весь объём ячеек. К этому времени они больше не получают пищи, и пчёлы запечатывают ячейки пористыми крышечками из воска с примесью перги. В запечатанной ячейке личинка прядёт кокон. Образуется он из затвердевающих в виде нитей выделений прядильной железы, которыми личинка окружает себя перед окукливанием. Перед прядением кокона личинка очищает свой кишечник, откладывая его содержимое в угол ячейки.

Претерпевая сложные изменения, личинка превращается в куколку; органы личинки распадаются (этот процесс называется гистолизом), и развиваются новые органы будущего взрослого насекомого. Куколка сначала имеет белый цвет, затем она постепенно темнеет. Через 12 дней после запечатывания ячеек из куколки развивается взрослая молодая пчела. Она прогрызает крышечку ячейки и выходит из неё на сот.

Развитие рабочей пчелы со времени откладки яйца до выхода взрослого насекомого длится в течение 21 суток, из них стадии: яйца — З суток, личинки в открытой ячейке — 6 суток, личинки и куколки в запечатанной ячейке — 12 суток.

Яйца и личинки в открытых ячейках называют открытым расплодом, а личинки и куколки в запечатанных ячейках — запечатанным расплодом.

Ульевые пчёлы

Только что вышедшая из ячейки молодая пчела ещё очень слаба. Она едва передвигается по соту, ей нужно ещё некоторое время, чтобы окрепнуть. Молодых беспомощных пчёл подкармливают другие, более взрослые пчелы. Но, чуть окрепнув, молодые пчелы уже стремятся включиться в выполнение простейших работ в улье. Первая такая работа — чистка ячеек сота. Пчелы забираются в ячейку, очищают и вылизывают (полируют) её стенки и донышко. Если ячейки сота не будут очищены и отполированы пчёлами, матка не отложит в них яйца.

Восковые железы у пчёл находятся на каждом из четырёх нижних полуколец брюшка (по паре, начиная с третьего полукольца и кончая шестым). Воск, выделяемый железами в жидком виде, попадает на восковые зеркальца брюшка и на воздухе затвердевает в мягкие чешуйки, или восковые пластинки. У маток и трутней восковых желез нет, и воска они не выделяют.

Восковые железы у рабочих пчёл наиболее развиты в возрасте от 12 до 18 дней, У более старых пчёл они сокращены в размере и выделяют меньше воска. Ранней весной восковые железы функционируют у тех перезимовавших пчёл, у которых они недоразвились с осени.

Молодые пчелы (ульевые, нелётные) в возрасте до 15—18 дней выполняют многие другие работы в улье. Они поддерживают чистоту в гнезде, запечатывают крышечками ячейки сотов при наполнения их медом к ячейки со взрослыми личинками, охраняют гнездо от проникновения в него других насекомых и пчёл-воровок из чужих семей, стремящихся поживиться готовыми кормовыми запасами. Молодые пчелы принимают нектар от возвратившихся в улей пчёл-сборщиц. Свежепринесённый нектар содержит в среднем около 50 % воды. В таком виде он долго храниться не может, так как в нём вскоре могло бы начаться брожение. Пчёлы испаряют из нектара лишнюю воду и доводят содержание её в меду в среднем до 18—20 %. Для этого свежесобранный нектар они сначала размещают маленькими капельками (напрысками) по стенкам пустых ячеек сотов, а после некоторого сгущения переносят его в другие ячейки и складывают несколько большими порциями.

Лётные пчелы

Лётная пчела, видна обножка

Пчела, собирающая нектар

Более взрослые (чаще с 15—18-дневного возраста) пчелы занимаются сбором нектара и пыльцы с цветков растений, приносом в улей воды и клейких смолистых веществ. Для разыскивания медоносных растений и рассматривания мелких предметов в полумраке жилища у пчел выработались некоторые особенности зрения. Рабочая пчела, а также матка и трутень имеют по бокам головы по два сложных глаза, состоящих из большого количества мелких глазков, которые воспринимают изображение в виде мозаики, Кроме того, на темени пчелы, матки и трутня имеется по три простых глаза. Последние служат как бы, дополнением к сложным глазам для восприятия степени интенсивности света. Установлено, что пчелы хорошо видят ультрафиолетовую часть солнечного спектра (не видимую человеком). Считают, что пчелы хорошо различают следующие цвета: жёлтый, сине-зелёный, синий, фиолетовый и ультрафиолетовый, но последним данным, многие цвета, в зависимости от характера отражения ими ультрафиолетовых лучей, пчёлам кажутся совсем иными, чем человеку. Так, синий и фиолетовый цвета пчелы видят как четыре различных цвета. Красный цвет они могут путать с фиолетовым и чёрным. Зелёный и оранжевый цвета пчелы воспринимают как жёлтый цвет. Пчелы хорошо запоминают лишь такую форму предметов, которая напоминает расчленённые лепестки цветков.

Ротовые придатки у пчёл устроены так, что позволяют ложечкой язычка легко слизывать мельчайшие капельки нектара в открытых цветках и добывать его из более углублённых венчиков цветков при помощи хоботка, образуемого нижней губой и нижними челюстями. Хоботок у пчёл имеет длину 5,5—6,4 мм, а у некоторых достигает 6,9 и даже 7,2 мм.

Нектар, собираемый пчёлами, через ротовые органы и пищевод поступает в медовый зобик пчелы, в котором она доставляет нектар в улей, где передаёт его молодым пчёлам-приёмщицам. Помимо нектара, пчелы собирают с растений цветочную пыльцу, являющуюся их белковым кормом. Тело пчелы густо опушено волосками, При посещении пчёлами цветков между волосками накапливается большое количество пыльцевых зёрен. Их пчелы счищают щёточками ножек и укладывают в корзиночки (углубления на задних ножках). Пыльцу при сборе пчелы несколько увлажняют нектаром, благодаря чему пыльцевые зерна надёжнее удерживаются в корзиночках в виде плотных шариков, называемых обножкой.

Трутни

Трутни, которых выгнали перед зимовкой

Назначение трутней — осеменение молодых маток. Никаких других функций трутни в семье не выполняют. Развиваются они, как уже отмечалось, из неоплодотворённых яиц, которые матка откладывает в ячейки сот, имеющих несколько больший объём по сравнению с обычными пчелиными ячейками. Личинки из яиц вылупляются к концу третьего дня. Пчелы-кормилицы первые три дня кормят личинку молочком (состав его отличается от молочка, которое получают личинки маток и рабочих пчёл), а затем — смесью мёда и перги. Стадия личинки в открытой трутневой ячейке продолжается 6 суток, а стадия личинки и куколки в запечатанной ячейке —14 суток. Следовательно, развитие трутня совершается в течение 24 суток.

Трутень заметно крупнее рабочей пчелы. Он весит около 0,2 г. На выкармливание личинки трутня пчелы расходуют корма в три раза больше, чем на вскармливание личинки рабочей пчелы. Поэтому на выращивание и пропитание трутней семьи значительно увеличивают непроизводительный расход кормов. Органы трутней не приспособлены для работы. У трутней короткий хоботок, у них нет корзиночек для переноса пыльцы, нет восковых и других желез. У трутней нет и жала, но они обладают сильными крыльями и очень большими сложными глазами.

Трутни достигают половой зрелости на 12—14-й день своей жизни, а иногда и позднее (на 20-й день). Спариваются они с маткой в воздухе во время полета, в наиболее тёплое время дня. После осеменения матки трутень погибает, так как часть его полового органа отрывается и остаётся в виде шлейфа в половой системе матки.

Трутни появляются в пчелиной семье в конце весны — начале лета; их накапливается в ульях по нескольку сотен и даже тысяч. Трутни принимают участие в передаче наследственных качеств потомству, поэтому пчеловоды стремятся допускать вывод трутней только в высокопродуктивных семьях. Чтобы избежать их вывода в остальных семьях, пчёлам для отстройки дают рамки, навощённые полными листами искусственной вощины, и вовремя заменяют пчелиных маток (в семьях со старыми матками обычно бывает больше трутней, чем в семьях с молодыми матками). Хотя трутни и привязаны к своей семье (в которой они вывелись), но нередко они залетают и в другие семьи. В период взятка пчелы их принимают беспрепятственно. С прекращением медосбора пчелы изгоняют трутней из ульев, и они погибают от голода и холода. На зиму остаются трутни лишь в семьях, не имеющих маток, или в семьях с неоплодотворёными матками. Иногда их могут оставить на зиму семьи с поздно оплодотворившимися молодыми матками, ещё не откладывавшими в данном сезоне яиц. Перезимовавшие трутни для оплодотворения маток непригодны.

Поведение пчёл и ориентировка их в пространстве

Ориентирование по направлению лучей солнца\вербовочный танец

Поведение пчёл как внутри, так и вне улья обусловлено совокупностью рефлексов, или закономерных реакций их организма, на те или иные раздражения. Различают рефлексы врождённые, или безусловные, и приобретённые в процессе жизненного опыта, или условные. Так, врожденными инстинктами (сложными комплексами безусловных рефлексов) являются кормление личинок, постройка сотов и т д. Способность же отличать цветки гречихи от цветков других растений, наоборот, вырабатывается у пчёл в процессе жизненного опыта на основе условных рефлексов.

Пчелы запоминают расположение не только улья, но и его летка. Если улей приподнять или опустить, или устроить леток на другой его части, то прилетевшие пчелы будут долго разыскивать его. То же самое следует сказать об окраске ульев и изменениях в предметах, окружающих улей (другой цвет соседних ульев, вырубка дерева, кустарника).

Собирая нектар или пыльцу, каждая пчела стремится придерживаться какого-либо одного вида растений. Например, посещая цветки гречихи, пчелы не перелетают на растения другого вида, пока не отцветёт гречиха. Это имеет большое биологическое значение для опыления растений. Лишь в том случае, когда одновременно цветёт небольшое количество растений разных видов, пчелы посещают за один вылет растения не одного вида.

После окончания цветения одних растений пчелы, собиравшие нектар с их цветков, присоединяются к пчёлам, посещающим другие растения, или же начинают разыскивать распускающиеся цветки других видов растений. В последнем случае пчёл называют разведчицами.

Пчела возвращается в улей в возбуждённом состоянии. Она отдаёт принесённый нектар пчёлам — приёмщицами, а сама выполняет на соте характерные движения, получившие название «вербовочных танцев», которые привлекают на поиски взятка других пчёл этой семьи. Если корм был найден вблизи пасеки, не дальше 100 м от улья, то пчела быстро пробегает вокруг какой-либо ячейки сота, а затем поворачивается и делает такой же круг в обратном направлении. Перебегая по соту от одних пчёл к другим, она повторяет эти движения в течение нескольких секунд. Такой танец называется круговым.

Пчелы, окружающие «танцовщицу», обнюхивают её, бегут к летку и вылетают на поиски медоносных растений с таким же запахом, какой издавала пчела — танцовщица. Через некоторое время туда же вновь отправляется и пчела, которая первая нашла этот источник корма. Набрав в зобики нектар и вернувшись в улей, пчелы выполняют такие же танцы, благодаря чему к новому источнику корма вылетает все больше и больше рабочих пчёл, не занятых сбором нектара с других растений. Как только прекратится или сильно уменьшится выделение нектара этими растениями, прекратятся и танцы посещающих их пчёл. Так регулируется количество пчёл на цветках растений, выделяющих нектар.

Роение пчёл

Пчеловод снимает рой

Роение — естественное размножение пчелиной семьи путём деления её надвое.

Подготовка к роению

Роение

Почти сразу же после запечатывания маточников семья готова к роению. Если позволяет погода, то обычно уже на второй день выходит рой. При тихой, тёплой погоде, чаще всего в первую половину дня, пчёлы, набрав в зобики мёд, с характерным гулом выходят из улья. Матка появляется у летка и поднимается в воздух, когда выйдет большая часть роя. Некоторое время пчёлы кружатся около улья, затем, обнаружив матку, окружают её и прививаются к ветки деревья или какому-либо другому предмету. Через не которое время (интервал от 10 минут до двух суток в зависимости от погоды и наличия подходящего нового жилища в окрестностях) рой улетает на новое жилище заранее подыскиваемое пчёлами разведчицами.

Причины роения

Известно, что у ряда насекомых инстинкт размножения пробуждается лишь у определённых их генераций.

Вот некоторый причины роения:

Болезни пчёл

Болезни пчёл делятся на:

Инфекционные

Обычная реакция пчёл обрабатываемых от клеща varroa

Клещ varroa на личинке пчелы

Инвазионные

Акарапидоз — заразная болезнь взрослых пчёл, вызываемая клещём акараписом.

Варроатоз (varroa) — самая распространенная болезнь, вызывается клещом varroa. Клещ высасывает лимфу как на взрослых пчёлах, так и на личинках.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *