Известно что на развитие личности ее взгляды и устремления оказывает
Известно что на развитие личности ее взгляды и устремления оказывает
.Правильный ответ должен содержать примеры влияния, допустим:
1) влияние образа жизни людей, образующих круг общения, знакомых, приятелей (в окружении Сергея А. все бросили курить и подшучивали над ним из-за того, что он никак не может преодолеть себя и тоже перестать курить; через полгода Сергей тоже стал некурящим);
2) влияние образа жизни семьи (в семье Дмитрия Г. все играют на музыкальных инструментах, и он тоже учился музыке, окончил музыкальную школу);
3) влияние профессиональных занятий родителей (Алексей А. работает на сталелитейном комбинате. Он унаследовал свою профессию от отца, а отец – от деда. Настоящая профессиональная династия сталеваров).
Могут быть приведены иные примеры.
1. Семья влияет, например, учит овладевать речью ребенка. ( мама учит своего 2ух годовалого сына говорить)
2. Искусство формирует эстетические ценности человека. ( группа учащихся пошла в театр на оперу)
3. В школе у человека формируются какие- то личностные качества.( Миша пошел в школу, узнал, что его друг сорвал урок и взял ответственность на себя)
Комментарии эксперта, часть С
Комментарии эксперта, часть С.
Коллеги, стоявшие «у истоков» введения ЕГЭ (особенно в экспериментальных регионах с 2002 года), наверняка помнят проблему дефицита методической литературы. Сегодня такой проблемы нет. Издаются учебники, сборники заданий ЕГЭ, есть замечательные сайты. Всё это – огромная помощь школьнику на последнем этапе подготовки к экзамену.
Но на этапе изучения материала, необходимо глубокое погружение в конкретную тему!
У всех нас есть определённая «копилка» заданий по темам, разделам нашего предмета. Я давно обещала коллегам выпустить сборник тематических заданий второй части. Наконец-то, завершена работа по систематизации заданий С по обществознанию.
И вот, какими комментариями хотелось бы поделиться с Вами. Сама не ожидала – как это удобно и интересно, когда разные задания по одной теме собраны в одном месте.
Попробую сформулировать преимущества данного сборника.
возможность отработать на одной теме разные навыки:
приводить примеры, либо обоснования
Задание 1. Известно, что на развитие личности, её взгляды и устремления оказывает влияние социальное окружение. Приведите три примера такого влияния. В каждом случае опишите конкретную ситуацию и укажите, что именно оказывает влияние на развитие человека.
1. Влияние образа жизни людей, образующих круг общения, знакомых, приятелей. Пример: в окружении Сергея А. все бросили курить, через полгода Сергей тоже стал некурящим.
2. Влияние образа жизни семьи. Пример: в семье Дмитрия Г. все играют на музыкальных инструментах, и он тоже учился музыке, окончил музыкальную школу.
3. Влияние профессиональных занятий родителей. Пример: в семье А. дед, отец и сын работают сталеварами.
4. Влияние харизматического лидера. Пример: многие граждане вступают в политическую партию, потому что им нравится её лидер.
5. Целенаправленное внушение определённых идей. Пример: взрослый человек с высшим образованием, оказавшись в трудной жизненной ситуации, попал под влияние религиозной секты.
Следующий вопрос поставлен шире. Хотя все ответы предыдущего задания для него подходят также. Но я предлагаю более широкий спектр ответов.
Задание 2. Под влиянием каких факторов происходит формирование личности? Опираясь на знания курса, укажите любые три фактора и проиллюстрируйте их примерами.
Социальный фактор (социальная среда, социальное окружение).
1. Семья. Пример: в семье в ребёнке воспитали уважение к морали, закону, ребёнок стал добропорядочным законопослушным человеком
1. Компания. Подросток попал под влияние дурной компании, и впоследствии, стал преступником.
2. Темперамент. Пример: В семье у родных братьев – разные типы темперамента. Формирование их личности идёт по-разному. Один (холерик) очень активен, но не доделывает дела до конца; другой (флегматик) очень замкнутый, медлительный, нерешительный.
2. Особенности здоровья. Пример: После перенесённой травмы Б. ослеп и не смог осуществить свою мечту – стать художником.
2. Особенности здоровья. Пример: Для детей с ограниченными возможностями создают специальные программы, средства обучения, так как их особенности здоровья не позволяют учиться в обычной школе.
3. Психическое заболевание. Пример: Из-за психического заболевания, гражданин Д. решением суда был признан недееспособным. Имущественные и правовые вопросы решает его опекун.
4. События в стране. Пример: После начала войны гражданам страны пришлось изменить привычный образ жизни, освоить новые виды деятельности.
Следующий вопрос по своей сути, абсолютно совпадает с первым, но в данном задании требуется привести не конкретные примеры, а обоснования.
Задание 3. Наука считает, что человек – это существо открытое. Его цели, желания, возможный образ и путь жизни определяются и даже формируются не видовой программой, а социальной средой. Опираясь на обществоведческие знания и социальный опыт, приведите три обоснования справедливости данного утверждения.
1. Образ жизни человека, его привычки, режим зависит от того, что принято в семье, социальной группе, в которой он находится.
2. Цели и желания людей нередко возникают на основе примеров поведения людей из близкого социального окружения.
3. Молодые люди часто выбирают ту профессию (вид деятельности), которая высоко оплачивается и считается престижной в данном обществе.
Четвёртое задание по форме схоже с предыдущим, учащимся предлагается подтвердить справедливость предложенного тезиса. По тематике они тоже очень близки – социальность человека, роль общества для формирования личности, но всё же, в каждом задании – свой акцент.
Задание 4. Объясните, что имел в виду Йоганнес Бехер, утверждая: «Человек становится человеком только среди людей». Приведите три суждения-объяснения.
1. Человек является биосоциальным существом и его формирование как личности возможно только в обществе людей.
2. Человек обладает мышлением, членораздельной речью, но получить и развить эти навыки он может только в обществе.
3. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, творя «вторую природу» – культуру, но это невозможно без участия других людей.
Следующий вопрос кажется на первый взгляд довольно простым.
Задание 5. Проиллюстрируйте тремя примерами влияние семьи на социальное становление растущих в ней детей.
Но на самом деле он очень коварный. Важно очень внимательно вникнуть в смысл задания и не попасться в следующие «ловушки».
1) Вопрос поставлен довольно узко – «влияние семьи», и здесь самое главное – избежать однотипных ответов: 1. мама приучила к порядку,
2. бабушка научила уважать старших. Подобные два примера будут засчитаны как один.
2) Вопрос поставлен довольно широко – «на социальное становление». То есть, недостаточно показать, как в семье формируется какое-либо личностное качество, происходит какой-то фрагмент социализации («бабушка научила уважать старших»), а следует показать, каким именно образом, семья повлияла на социальное становление детей.
1. Личный пример. Пример: в семье в ребёнке воспитали уважение к морали, закону, ребёнок стал добропорядочным законопослушным человеком / корректны, вежливы. Их дочь ведёт себя так же.
2. Влияние уровня образования родителей. Пример: в семье А. у родителей высшее образование, в доме много книг, дети с детства привыкают много читать, собираются поступать в вуз.
3. Правила поведения в семье. Пример: В большой крестьянской семье дети с ранних лет помогают родителям по хозяйству, уважают старших. Своих детей они так же с ранних лет приучают к труду.
возможность рассмотреть одну и ту же тему с разных сторон
Задание 1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «глобализация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о проявлениях глобализации в политической сфере, и одно предложение, раскрывающее процесс глобализации в экономической сфере.
Глобализация – процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности, в ходе которых возрастают их взаимовлияние и взаимосвязь.
1. В политической сфере глобализация выражается в том, что международные организации принимают на себя всё большую часть полномочий национальных правительств. 2. Глобализация экономики проявляется в том, что производство товаров происходит в тех регионах мира, где производство обходится дешевле / Глобализация экономики проявляется в том, что формируется мировое экономическое пространство, в котором отрасли, география размещения производств, обмен информацией и технологиями определяются соображениями развития мирового хозяйства, а экономические подъёмы и кризисы происходят в мировом масштабе.
Задание 2. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три проявления процесса глобализации в современном мире.
1. Упрощение миграционных процессов. Пример: в странах евросоюза действует безвизовый режим.
2. Переход на единую валюту. Пример: в странах евросоюза действует единая денежная единица – евро.
3. Усиление экономических взаимосвязей между разными странами. Пример: крупные мировые корпорации создают филиалы своих заводов в государствах Азии.
4. Усиление международного сотрудничества в области экономики, политики, прав человека. Пример: создание международных организаций: ООН, НАТО, ВТО, Международный суд по правам человека.
Задание 3. Назовите и проиллюстрируйте примерами три положительных последствия процесса глобализации.
1. Улучшенное качество товаров и услуг из-за увеличения конкуренции между странами. Пример: айфоны «Samsung» считаются лучшими айфонами, хотя подобная продукция производится во многих странах.
2. Рост уровня жизни в странах «третьего мира» за счёт углубления мирового разделения труда. Пример: крупные мировые корпорации создают филиалы своих заводов в государствах Азии, создавая там рабочие места.
3. Переход на единую валюту упрощает денежные операции. Пример: раньше, приезжая из одной европейской страны в другую нужно было менять валюту, сейчас евро – единая денежная единица в десятках стран.
4. Упрощение миграционных процессов. Пример: безвизовый режим в Шенгенской зоне, проще жителям и туристам.
5. Усиление международного сотрудничества в области экономики, политики, прав человека. Пример: создание международных организаций: ООН, НАТО, ВТО, Международный суд по правам человека.
6. Объединение усилий по борьбе с преступностью. Пример: наличие интрпола, международных судов облегчает поиск преступников. Преступники, задержанные в одной стране, предоставляются правосудию государства, в котором они совершили преступление.
7. Интернационализация образования. Пример: сегодня в некоторых учебных заведениях можно получить диплом международного образца и работать в любой стране; можно пройти обучение или стажировку в другой стране.
Задание 4. Назовите и проиллюстрируйте примерами три отрицательных последствия процесса глобализации.
1. Насаждение единого стандарта потребления, навязывание определённого образа жизни, зачастую противоречащего традициям данного общества / ослабление, утрата специфических национальных особенностей. Пример: в нашем обществе получили распространение такие явления, как фастфуд, западные и американские мультфильмы, хотя они не соответствуют нашим российским традициям.
2. Зависимость экономики одной страны от других. Пример: страны Евросоюза вынуждены сообща помогать экономике Греции, иначе у них тоже возникнут экономические проблемы.
3. Снижение уровня отечественного производства. Пример: Многие российские производственные предприятия не выдерживают конкуренции с более дешёвыми китайскими товарами и закрываются.
Задание 5. Существует мнение, что глобализация способствует усовершенствованию общественной жизни, так как наделяет людей огромными возможностями, недоступными им в прошлом. Сформулируйте собственное мнение по данному вопросу. Приведите два аргумента в защиту своей точки зрения.
Точка зрения 1: согласие. Глобализация – это прогресс, она положительно влияет на развитие общества.
Аргумены: см. ответы задания 3.
Точка зрения 2: несогласие. Глобализация – это регресс, она отрицательно влияет на развитие общества.
Аргумены: см. ответы задания 4.
Задание 6. Известный современный общественный деятель сказал, что в эпоху глобализации изоляция в национальных границах «равносильна массовому самоубийству». Опираясь на знания обществоведческого курса, приведите три аргумента в подтверждение высказанной позиции.
Без глобализации невозможно представить развитие современного общества. Аргумены: см. ответы задания 3.
Выполнив несколько заданий на одну тему, ребёнок, как говорится, «набивает руку» и в дальнейшем сможет выполнить подобные задания в различных трактовках.
Формулировки ответов адаптированы к речи школьника
Вы знаете, что формулировки, предлагаемые в книжных изданиях, на сайте «Решу ЕГЭ», зачастую довольно длинны и сложны для восприятия старшеклассников. Часто, школьник, прочтя предлагаемый вариант ответа, грустно вздыхает: «я так не смогу». Но от выпускника требуется ВЕРНЫЙ ответ, а сформулирован он может быть очень даже просто. Предлагаю сравнить варианты ответов.
Обоснуйте тезис: образ и путь жизни человека определяются не видовой программой, а социальной средой
Вариант ответа с «Решу ЕГЭ»
Выбор профессии и, как следствие, жизненный путь нередко связаны с представлениями о потребностях общества и ожидаемом материальном вознаграждении за труд
Молодые люди часто выбирают ту профессию, которая высоко оплачивается и считается престижной в данном обществе.
Назовите и проиллюстрируйте примерами три положительных последствия процесса глобализации.
Когда-то, ограниченная юрисдикция была помехой в преследовании преступников находящихся в другой стране. Уже сейчас из-за международных судов, эти преступники больше не могут запросить политического убежища в зарубежной стране, они будут выдворены и страны или предоставлены правосудию в котором они совершили преступление.
Объединение усилий по борьбе с преступностью. Пример: наличие Интерпола, международных судов облегчает поиск преступников. Преступники, задержанные в одной стране, предоставляются правосудию государства, в котором они совершили преступление.
увеличен спектр возможных ответов
Я считаю, что наша задача – научить школьников оперативно делать «мозговой штурм», максимально активировать их креативность, межпредметные знания, жизненный опыт, научить их не бояться отвечать. Конечно, это применимо не ко всем типам заданий, но подобных заданий – немало.
Задание 1. Назовите любые три института социализации и проиллюстрируйте примером действие каждого из них.
1. Семья. В семье Лена усвоила основные правила вежливого обращения.
2. Школа. Учащиеся 9 класса, принимая участие в школьных патриотических праздниках, научились уважать героическое прошлое своей страны / Обучаясь в школе, дети получают знания по всем предметам, учится общаться со сверстниками, взрослыми.
3. Средства массовой информации. регулярно читает газеты, смотрит новости. Коллеги считают его самым осведомлённым по всем вопросам, происходящим в мире.
4. Церковь. Ориентирует людей вести праведный образ жизни, совершать добрые дела, проявлять милосердие, убеждает человека не совершать грехи
/ Отбывая наказание в колонии, заключённый принял крещение и стал верующим человеком.
5. Армия: воспитывает чувство долга, патриотизма, формирует физическую силу и выносливость / во время службы в армии научился отжиматься, подтягиваться.
Задание 2. Назовите любые три агента социализации и проиллюстрируйте примером действие каждого из них.
1. Родители. Родители привили Лене правила вежливого обращения.
2. Учитель. Учитель истории, организовывал школьные патриотические праздники, сформировав у учащихся чувство уважения к героическому прошлому своей страны.
3. Внук. Внук помогает своему дедушке, вышедшему на пенсию, осваивать компьютер.
4. Тренер. Тренер помог юным хоккеистам добиться успехов в спорте и стать настоящей командой.
Подбор заданий всех типов, по всем темам кодификатора
В сборник включены задания с сайтов «Решу ЕГЭ», Фипи, книжных изданий с 2003 года, пробных кимов разных лет.
Я потратила несколько месяцев на составление данного пособия. Надеюсь, очень скоро он будет издан.
Образы заданий представлены в файле «Задания С».
КОНСУЛЬТАЦИЯ 5. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 11 КЛАСС.
1) Под влиянием каких факторов происходит формирование личности? Опираясь на знания курса, укажите любые три фактора и проиллюстрируйте их примерами.
2) Известно, что на развитие личности, её взгляды и устремления оказывает влияние социальное окружение. Приведите три примера такого влияния. В каждом случае опишите конкретную ситуацию и укажите, что именно оказывает влияние на развитие человека.
3) Приведите три примера проявления человека как личности.
4) Объясните, что имел в виду Йоганнес Бехер, утверждая: «Человек становится человеком только среди людей». Приведите три суждения-объяснения.
5) Одни рассматривают технику как инструмент и средство для увеличения и усиления способностей человека. Другие считают, что техника, снабжая человека разного рода приборами и инструментами, ограничивает возможности проявления его личности. Какую из представленных точек зрения разделяете Вы? Приведите три обоснования выбранной точки зрения.
6) Психологи различают потребности подлинные и мнимые. Раскройте на примере последствия удовлетворения одной подлинной и одной мнимой потребности. В каждом случае приведите конкретный пример потребности, а затем опишите последствия её удовлетворения.
7) Авраама Линкольна многие считали безупречным руководителем. Теодор Рузвельт говорил, что когда он как президент США сталкивался со сложной проблемой, то подходил к портрету Линкольну за помощью, вступая с ним в мысленный диалог. Какой вид деятельности иллюстрирует этот пример? По какому признаку вы это определили? Укажите, к какому виду потребностей относится потребность в данном виде деятельности?
8)Вам поручено подготовить развёрнутый ответ на тему «Роль потребностей в деятельности человека». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
9) Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «деятельность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о признаках деятельности, и одно предложение, раскрывающее особенности творческой деятельности.
10)Назовите любые два отличия научного познания от житейского (обыденного) познания и проиллюстрируйте каждое из этих отличий примером.
11) Известный мореплаватель Магеллан искал кратчайший путь в Индию. Он пользовался картой, где был указан пролив, соединяющий Атлантический и Тихий океаны. Однако в отмеченном на карте месте Магеллан пролива не обнаружил. Тогда он, изучив описания, составленные предшественниками, предположил, что этот пролив должен быть южнее. Он исследовал каждую бухту, каждый залив – и обнаружил пролив между материком и архипелагом Огненная Земля.
О каких уровнях научного познания идёт речь в данном отрывке?
Укажите формы научного познания в каждом из них.
Перечислите три метода научного познания, используемые Магелланом.
12) Долгое время люди считали, что Земля плоская. Чем это представление является с точки зрения современных научных взглядов: относительной истиной или заблуждением? Поясните свой ответ и приведите по одному примеру заблуждения и относительной истины в познании мира.
13)Немецкий химик Ф.А. Кекуле вспоминал: «Я увидел клетку с обезьянами, которые ловили друг друга, то схватываясь между собой, то опять расцепляясь, и один раз схватились таким образом, что составили кольцо. Таким образом пять обезьян, схватившись, образовали круг, и у меня сразу же блеснула в голове мысль: вот изображение бензола». На основании какого метода научного познания Ф.А. Кекуле сделал открытие? Охарактеризуйте данный метод. К какой группе методов научного познания он относится?
А) Социальное окружение:
-В семье Дмитрия К. все играют на музыкальных инструментах, и он тоже окончил музыкальную школу.
Б) Генетические особенности:
-Николай родился физически сильным и крепким ребенком, во многом благодаря этому он стал очень уверенным в себе молодым человеком.
-В семье у родных братьев – разные типы темперамента. Один (холерик) очень активен, и является душой любой компании; другой (флегматик) очень замкнутый, медлительный и нерешительный.
В) Культура общества, ценности:
-В Советском Союзе общественные интересы находились выше личностных интересов и поэтому люди, выросшие в Советском Союзе обладают такой чертой характера как коллективизм.
— После Великой Отечественной войны в Ленинград приехали жить люди из различных городов и деревень нашей страны. Постепенно они приобрели особые «ленинградские» речевые особенности, черты поведения.
Г) Физическое окружение:
-Армия Наполеона, отступавшая из Москвы в течение почти трех месяцев испытывала на себе воздействие холода. Люди вследствие этого утрачивали весь социальный опыт, чувство времени, страха и опасности: могли лечь спать просто в чистом поле или ложились на горящие костры или в горящей избе. Они превращались в подобие человека.
-влияние образа жизни людей, образующих круг общения (В окружении Сергея К. все бросили курить, через полгода Сергей тоже стал некурящим;
-влияние профессиональных занятий родителей (В семье А. дед, отец и сын работают сталеварами);
-личный пример (Супруги Ивановы корректны и вежливы. Их дочь ведет себя также);
-правила поведения в семье (В большой крестьянской семье дети с ранних лет помогают родителям по хозяйству);
3.Проявить себя как личность – значит выразить себя в каком-то социально значимом деле.
-Человек, оказавшийся на берегу реки весной, бросился спасать рыбака, провалившегося под лед (проявилась такая черта личности как смелость);
-Школьница помогает маме по дому и ухаживает за младшим братом (ответственность);
-Школьник, поставив себе задачу поступить в университет, начал усиленно готовиться к экзаменам, отказался от компьютерных игр и развлечений (целеустремленность проявилась);
—Человек обладает членораздельной речью, но развить ее можно только в обществе;
-Человек в обществе формирует социальные и духовные потребности, но без общества эти потребности не могут возникнуть
Техника является средством для увеличения способностей человека:
-Современная техника позволяет человеку развить определенные способности, например, специальная техника позволяет инвалидам развить спортивные способности и участвовать в соревнованиях;
-Сама техника требует от человека таких способностей, благодаря которым он мог бы ее обслуживать;
-Научные приборы позволяют фиксировать результаты деятельности, чтобы их улучшить: на тренировках у фигуристов делается видеозапись, чтобы посмотреть и устранить ошибки;
Техника ограничивает возможности проявления личности:
-Техника тормозит развитие тех способностей, которые раньше были само собой разумеющимися: у современных школьников практически не сформирован навык устного счета, что является следствием распространения калькуляторов;
-С переходом к конвейерному производству, человек стал обезличенным «винтиком» в производстве;
-Современный человек без технических приспособлений беспомощен: без средств связи, транспорта, бытовых приборов);
-Подлинная потребность: в еде (Родители кормят ребенка полезной пищей, он растет здоровым и физически активным;
-Мнимая потребность: в курении (Из-за многолетнего курения у гражданина Б. возникли серьезные проблемы со здоровьем);
-вид деятельности (общение);
-признак (взаимодействие двух субъектов –один реальный, другой воображаемый);
2. Классификация потребностей по А. Маслоу:
3. Связь потребностей с деятельностью. Потребность как основа любого мотива деятельности.
-деятельность –форма активности человека, направленная на преобразование окружающего мира и самого себя;
-одним из признаков деятельности человека является ее сознательный характер.
-особенность творческой деятельности в создании нового, ранее неизвестного.
-Для научного познания характерны специальные методы исследования, а житейские знания человек получает в повседневной жизни (Для изучения бактерий в микробиологии могут использоваться такие методы, как наблюдение и эксперимент, в результате которого накапливается эмпирический материал, необходимый для дальнейшего исследования; в житейском знании используется накопленный опыт, например, в виде примет);
-Для описания научных фактов, формулирования теорий используется специальный язык, а в житейском познании используется разговорная речь (пример: при изучении личности в социологии используются такие понятия как индивид, индивидуальность, социализация, а в житейском когда говорят о воспитании человека часто используются поговорки: «Яблоко от яблони недалеко падает);
—Для научного познания характерна доказательность знания, а для обыденные знания мы принимаем на веру
(теоремы в математике имеют доказательства, а приметам мы просто верим не проверяя их).
-Речь идет об эмпирическом и теоретическом уровнях научного познания;
—постановка проблемы (найти путь в Азию)
-гипотеза (предположил, что пролив южнее);
-в результате проверки гипотезы он получил теоретическое знание, где находится пролив
-анализ; наблюдение, описание, практическое исследование
-это заблуждение (ошибочное знание, несоответствие действительности);
-пример заблуждения (до 19 века считали, что наследственную информацию передает белок, а на самом деле-ДНК или
раньше в лекарственные препараты добавляли ртуть, потом ученые доказали вред этих веществ здоровью; о существовании «философского камня», при помощи которого можно превращать вещества в золото-алхимия);
-пример относительной истины (предположение Коперника о том, что Земля вращается вокруг центра Вселенной Солнца, выдвинутое в 16 веке было относительной истиной, это было ограниченное знание-Коперник не имел полного представления о движени Земли и планет–потом предположение Коперника было признано абсолютной истиной)
-пример (количество особей, занесенных в Красную книгу, так как пока биологи их пересчитывают, количество может измениться)
-умозаключение, когда на основе сходства двух объектов по каким-то одним параметрам делается вывод;