Известно что попугаи могут произносить человеческие слова
Почему попугаи имитируют человеческую речь?
Попугаи относятся к небольшой группе птиц, которые могут подражать человеческой речи и звукам. но почему они это делают?
Нам давно известно, что некоторые птицы способны имитировать речь. Самая распространенная птица, способная это сделать, — это попугай. Однако задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему попугаи могут обладать этим умением?
Что такое вокальная мимикрия?
Некоторые животные и птицы способны издавать не только звуки, характерные для их вида, но и звуки других видов! Такие животные называются вокальными мимиками.
Если молодых птиц изолировать от отца в этот чувствительный период, у них могут появиться ненормальные песни, что свидетельствует о важности подражания при обучении этим образцам.
Благодаря врожденной способности к разучиванию песен, певчие птицы очень искусны в подборе вокализаций различных типов. Таким образом, у певчих птиц хорошо развиты миметические способности.
Какова цель мимикрии?
Певчая птица поет, чтобы привлечь самок.
В 1930-х годах ученые заметили, что самцы певчих птиц лучше мимикрируют, чем самки. Это навело их на мысль, что вокальная мимикрия развилась в результате вокального обучения, практикуемого самцами птиц с целью привлечения самок для спаривания. Более того, самцы певчих птиц подражают в основном на стадии спаривания, что подтверждает, что вокальная мимикрия развилась как побочный продукт обучения песням.
Также было замечено, что некоторые певчие птицы имитируют звуки, чтобы избежать хищников.
Как возникли навыки мимикрии?
По здравому смыслу можно предположить, что певец с более широким вокальным диапазоном будет более успешным, чем певец с меньшим вокальным диапазоном. Аналогичным образом, самцы певчих птиц, обладающие способностью разучивать более широкие типы песен, имеют больше шансов на успех в спаривании. Поэтому в процессе эволюции певчие птицы начали приобретать более широкие навыки разучивания песен. В конце концов, эти певчие птицы приобрели настолько широкие вокальные навыки, что могли разучивать не только песни других самцов своего вида, но и песни других видов.
Таким образом, навыки вокальной мимикрии возникли у певчих птиц как побочный продукт вокального обучения.
Вокальная мимикрия у попугаев
Попугаев содержат в качестве домашних животных на протяжении тысяч лет, и они, вероятно, являются самыми известными подражателями, не считая певчих птиц. Вокальная мимикрия попугаев часто привлекала внимание людей, поскольку они могут имитировать сложные вокализации человеческой речи, усвоенные их воспитателями.
Причина этого не в том, чтобы привлекать товарищей или отпугивать хищников, как считали ранее ученые. Попугаи, выращенные в качестве домашних питомцев, часто подражают людям, чтобы установить социальную связь, и они подражают другим видам в дикой природе по той же причине.
Параллели между мимикой у попугаев и человеческим языком
В ходе исследования африканского серого попугая ученые заметили, что он может не просто подражать человеческой речи, но и выучить несколько сотен слов, их значения, узнавать предметы по названиям и даже считать! Это исследование заставило ученых задуматься о том, что попугаи не просто подражают, а что их вокальные способности очень похожи на человеческую речь.
Африканский серый попугай
Хотя мы, возможно, не до конца знаем, как мимикрия развивалась у попугаев, мы можем быть уверены в одном: когда попугай подражает вам, он пытается установить контакт и сблизиться!
Известно что попугаи могут произносить человеческие слова
О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина
Речевая коммуникация: Учебник
К выпускникам российских вузов предъявляются требования наличия у них не только высокого профессионализма, но и глубокого понимания принципов общения, особенно речевого. Культура речи является по существу одной из составляющих профессиональной подготовки специалистов по туризму, оказанию правовых услуг населению, музейно-выставочному сервису, менеджменту, не говоря уже о референтах, документоведах и имиджмейкерах. Все они должны в совершенстве владеть всеми видами речевой деятельности, обладать навыками речевого тестирования, уметь квалифицированно вести беседу (именно вести, а не только участвовать в ней), в общем, чувствовать себя вполне уверенно как в бытовой, так и в деловой сферах общения.
Несмотря на широкий интерес к проблемам речевой коммуникации, ощущается дефицит соответствующих отечественных учебников и учебных пособий. Немало книг посвящено деловому общению, но их авторами являются, как правило, либо психологи, либо философы, либо специалисты в области управления, поэтому, на наш взгляд, в этих изданиях факторы языка и речи нередко отодвинуты на второй план.
Между тем следует отметить появление в последнее время (прежде всего в связи с введением в государственные стандарты всех специальностей дисциплины «Русский язык и культура речи») весьма конструктивных пособий по культуре речи, которые, однако, не исчерпывают всех реалий, связанных с речевым общением. Особенно обширна переводная литература, но и она не охватывает всего круга проблем речевой коммуникации.
Анализируя взгляды авторов на способы достижения целей речевого общения, что определяет в конечном итоге как содержание учебных дисциплин, так и используемые в них приемы обучения, можно отметить наличие основных подходов – лингвистического (ортологического), психолингвистического, психологического и комплексного.
Лингвистический (ортологический) подход заключается в постулировании необходимости овладения нормами литературного языка и критериями культуры речи для эффективного достижения конечной цели общения. Такой подход характерен для учебников по русскому языку и культуре речи.
В рамках психолингвистического подхода можно выделить два направления – в зависимости от представлений об эффективности речевого общения:
риторическое – определяется лингвистическими характеристиками речевого сообщения (его композицией, выбором языковых средств и т. д.), зависящими от характеристик слушателей, ситуации и других факторов (реализуется в учебниках по риторике);
деятельностное – зависит от уровня развития у человека навыков основных видов речевой деятельности (реализуется в учебниках, адресованных главным образом студентам педагогических вузов).
Психологический подход основывается на представлении о том, что успех коммуникации зависит от умения человека использовать психологические механизмы взаимодействия людей, и характерен в большинстве своем для учебников по деловому общению.
В предлагаемом учебнике реализован комплексный подход к обучению речевому общению, объединяющий подходы, перечисленные выше. Он затрагивает различные аспекты процесса речевого общения и является оптимальным, поскольку обеспечивает учет самых разных факторов. Согласно этому подходу обучение речевой коммуникации должно преследовать следующие основные цели:
• овладение нормами литературного языка (ортологический аспект);
• умение строить речь с применением различных способов в зависимости от условий общения: выбирать языковые средства, фигуры речи и т. п. (риторический аспект);
• совершенствование навыков всех видов речевой деятельности (деятельностный аспект);
• знание психологических механизмов взаимодействия людей (психологический аспект).
Следует отметить, что сегодня речевая коммуникация предстает как научное направление и самостоятельная учебная дисциплина, имеющая свой (может быть, не совсем сложившийся) понятийный аппарат, и без понимания этого невозможно освоение ее содержания.
Один из главных вопросов в понимании сущности речевой коммуникации: это процесс воздействия или взаимодействия? Есть сторонники и того, и другого подходов. Не выражая, конечно же, истину в последней инстанции, хотелось бы изложить нашу точку зрения, с позиции которой студенту даются основные понятия дисциплины.
Под речевой коммуникацией будем понимать речемыслительную деятельность, осуществляемую в целях взаимодействия. Думается, что взаимодействие не ограничивается информационной функцией языка, а осуществляется в рамках и других функций. Естественно, что при использовании агитационной функции взаимодействие принимает характер воздействия.
Более того, если ситуация речевой коммуникации по типу является бытовой, то она далеко не всегда требует воздействия на собеседника, однако деловое общение не реализуется вне целевых установок.
Немаловажным с методологической точки зрения является также выбор стратегии в осмыслении речевой коммуникации как деятельности, поскольку, как отмечал А.А. Леонтьев[1], субъект деятельности всегда является «коллективным субъектом», а отнюдь не изолированным индивидом, что и делает общение внутренним моментом деятельности.
Приведенные выше положения составили основу разработанной кафедрой русского языка и литературы МГУС новой для российской образовательной системы дисциплины «Основы речевой коммуникации» (в современных стандартах – «Речевая коммуникация»), преподавание которой впервые началось в 1991 г. студентам специальности «Социальная работа», а в 1993 г. – студентам специальностей «Социально-культурный сервис и туризм» и «Домоведение». В 1992 г. было издано кафедральное учебное пособие, а в 1997 г. вышел в свет учебник для вузов с грифом Минобразования РФ «Основы речевой коммуникации».
Второе издание предлагаемого вниманию читателей учебника переработано и дополнено с учетом современных представлений о речевой коммуникации и многолетнего опыта преподавания его авторов.
Основные понятия теории речевой коммуникации
Глава 1.1. Речевая коммуникация
Слово «коммуникация» – одно из многих иностранных слов, которые в настоящее время широко употребляются в русском языке. Оно происходит от латинского слова communico, что означает «делаю общим, связываю, общаюсь», поэтому наиболее близким к нему по значению является русское слово «общение». От слова «коммуникация» происходят такие слова, как «коммуникабельность» (способность к общению, общительность), «коммуникабельный» (общительный) человек, а также «коммуникативный» (относящийся к коммуникации; например коммуникативный тип высказывания).
Другое значение слова «коммуникация» – пути сообщения, транспорта, связи, сети подземного коммунального хозяйства. В этом смысле говорят, например, о подземных, воздушных и других коммуникациях, о системах коммуникаций. В нашем курсе термин «коммуникация» употребляется, естественно, в первом значении, так как объектом изучения является именно общение между людьми. С этим значением связано и научное определение понятия: «Коммуникация – специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности»[2].
Общеизвестно, что насекомые, птицы, животные располагают богатейшими звуковыми и кинетическими (двигательными) средствами обмена информацией. Однако взаимодействие между ними ученые называют «биологически целесообразным совместным поведением, направленным на адаптацию к среде и регулируемым, в частности, сигнализацией»[3].
Почему попугаи умеют разговаривать
Главная » Природа » Почему попугаи умеют разговаривать | «Зачем и почему»
Это очень волнующий момент, когда ваш любимый маленький попугай произносит свое первое слово, особенно если это ваше имя. Некоторые попугаи способны запомнить молитву или стихотворение. Но вас интересует, когда вы слышите, как попугай читает стихи, понимает ли он, что произносит?
Может, он просто бездумно имитирует слова? Или попугаи умнее и смышленее, чем мы о них думаем? Согласно исследованиям Айрин Пепперберг, попугаи способны на нечто большее, чем просто имитация.
В отличие от других животных голосовой аппарат попугаев позволяет им легко подражать человеческой речи. Попугаи, как утверждает Пепперберг, учатся общаться в стае между собой, подражая крикам взрослых птиц.
Интересный факт: попугаи в дикой природе учатся общаться между собой, подражая крикам взрослых птиц.
Почему попугаи умеют разговаривать
Сегодня у многих обитают домашние животные – это могут быть собаки, кошки, хомяки и, конечно же, попугаи. Именно они делают нашу жизнь забавнее и жизнерадостнее! Среди представителей пернатых и животных, которые становятся домашними любимцами, не зря выделяют именно попугаев– ведь они не только красивы и грациозны, но и еще умеют говорить! Многие просто путаются в догадках, почему попугаи умеют разговаривать?
Большинство ученых предполагают, что попугаи отличаются особенным строением органов слуха и речи, что позволяет им «общаться» с человеком. Кроме этого, у них хорошо развита память.
Почему человеческая речь дается им так легко? Удивительно, но наша речь чем-то напоминает отдельные звуки, при помощи которых эти уникальные птицы общаются между собой на воле. Услышав что-то родное, попугай моментально это запоминает.
Одно можно сказать точно – попугаи не говорят, а лишь имитируют то, что услышат.
С самого рождения они великолепные имитаторы, т. е. с легкостью повторяют различные звуки, которые они слышат, сами порой не понимая, что именно они «говорят».
И, если в живой природе птицы контактируют между собой, то попугай-одиночка вынужден «разговаривать» с людьми, подстраиваясь под них. Заметьте, что попугай начинает «говорить» только в том случае, когда у него нет такого же собеседника. Если в доме живут два попугая и более – они никогда не заговорят, ведь им достаточно общения между собой.
Конечно, птице произнести одно слово легче, нежели большую фразу. Но, как говориться, долгие мучения дают положительные результаты – через какое-то время пернатый житель вас обязательно порадует! Из этого следует, что эти птицы «разговаривают» чисто механически, как говорится – интуитивно.
Понимают ли попугаи что говорят?
Тогда становится понятным поведение домашних попугаев, получающих вознаграждение за повторение слов, которые произносят их владельцы. Говорить, правда еще не означает понимать. Для выяснения вопроса, насколько хорошо попугай понимает, что говорит, Пепперберг поставила опыт в Северо – западном университете.
В 1977 году для этой цели она купила в зоомагазине Алекса — серого африканского попугая (эти попугаи говорят лучше других). Сначала Алекс дружелюбно вел себя, подобно другим своим серым сородичам. Потом выяснилось, что это очень смышленая птица.
Опыты с попугаем
Алекс сидит на жердочке, а экспериментатор показывает ему на подносе ключ. «Ключ»,— говорит попугай, и Пепперберг дает ему ключ. В отличие от домашнего попугая Алекс получает награду, только если правильно называет то, что ему показывают.
Назвав правильно ключ, он тут же его и получает. «В начале,— говорит Пепперберг,— никто не верил, что попугай может правильно называть предметы. Но теперь Алекс способен правильно назвать 100 предметов: от листа бумаги до зернышка и пробки».
Научившись правильно называть предметы, Алекс получил новую задачу. Теперь он должен был не просто назвать предмет, но дать ему определение, например не просто ключ, а синий ключ.
Алекс быстро научился различать цвета. Если ему показывали два ключа — красный и зеленый, и спрашивали: «Что здесь одинаковое, а что разное?», то попугай радостно кричал в ответ: «Цвет!» На такой же вопрос Алекс умеет отвечать: «Форма» и «Материал». Пепперберг рассказывает, что со словом материал у попугая есть определенные трудности, он произносит его сокращенно: «Материя».
Прошли годы ученичества и Алексу порядком надоели фокусы экспериментатора.
Например, он назовет ключ, а потом, взяв его в клюв, швырнет на пол. Когда ему часто показывают предмет, который он хорошо знает, Алекс может попросить что – нибудь новенькое. Когда ему, скажем, показывают слишком много ключей, он может закапризничать и сказать: «Хочу пробку!» И ему ее дают.
Интересный факт: попугай Алекс знает названия 100 предметов.
Некоторые считают, что эксперименты Пепперберг не доказывают, что попугаи могут осмысленно пользоваться языком человека. «В конце концов,— говорят они,— Алекс не может рассказать о том, что он только что видел, до тех пор, пока не получит вознаграждение». Пепперберг утверждает, что хотя, конечно, Алекс не пользуется языком в общепринятом смысле этого слова, он все же использует слова, чтобы выражать идеи.
Под конец еще одна история. Алекс умел называть банан, вишню и виноград.
Однажды ему показали яблоко. Алекс заявил: «Хочу банград!», соединив в одном слове банан и виноград. Он придумал на звание для странного желто – зеленого фрукта.
Какие еще птицы умеют разговаривать
Говорящие попугаи встречаются часто. Но говорящие скворцы и врановые — дело хоть и дивное, однако тоже нередкое. Зато разговоры совсем мелких птиц — явление бесспорно уникальное. Скажем, Брем писал о славке-черноголовке, напевавшей по-испански: «Мое милое дитятко».
Многие не верили прославленному зоологу, который и впрямь ошибался во многих вещах, если судить с нашей сегодняшней колокольни. Что же касается непосредственно славки… Почему бы и нет?
Существовали ведь канарейки, щебетавшие по-английски, по-немецки и по-русски. Большой любитель этих птиц Карл Русс, некогда написавший книгу «Канарейка, ея естественная история, разведение и уход за нею», знал о 12 таких уникумах, прославившихся в XIX столетии. Так, в 1858 году сообщали о говорящем кенаре из Лондона.
На рубеже 60-70-х годов прошлого века в Ленинграде произвел сенсацию кенар Пинчи, воспитанный любительницей птиц Ириной Двужильной. Его песня, кстати, записанная на грампластинку, звучала так: «Вот какие птички! Маленькие птички, миленькие птички, чудненькие птички! Пинчи-Пинчи, Брики-Брики, Пинчи-Пинчи!» и завершалась нормальной канареечной трелью. Для ясности: Брики звали канарейку-самку, жившую в соседней клетке.
Видео
Понимают ли птицы значение слов?
Долгое время считалось, что — нет, что попугаи просто механически повторяют человеческие слова. Однако такое прекрасное владение голосом предполагает, что у попугаев хорошо развиты не только мышцы гортани и прочая вокальная механика, но и мозг, который ею управляет. И это действительно так: мозг попугаев устроен намного сложнее, чем у большинства других птиц, что позволяет им не только выполнять сложнейшие когнитивные задачи, но и отчасти понимать смысл тех слов, которым их научили.
Необычайная сообразительность ворон хорошо известна и связана с особенностями строения их головного мозга. Однако врановые не единственные среди птиц, кто демонстрирует развитые когнитивные способности. Использовать орудия труда могут цапли и галапагосские вьюрки, а пересмешники узнают людей в лицо. Но вот кто точно может составить врановым конкуренцию в уме и сообразительности, так это попугаи. Их главный козырь — умение говорить, а самые «болтливые» среди них — жако, или серые африканские попугаи, которые могут запоминать до сотни слов.
То, что речь птиц не только подражание, стало ясно после исследований зоопсихолога Ирэны Пепперберг, работавшей в университете Аризоны, а впоследствии в Гарвардском и Брандейском университетах. Героем её экспериментов стал жако Алекс, купленный в простом зоомагазине в возрасте около одного года.
Опыты с ним показали, что птицы могут анализировать и логически рассуждать на базовом уровне, творчески используя слова и короткие фразы человеческой речи. Работы Пепперберг поставили попугаев (в лице жако Алекса) на один уровень с дельфинами и человекообразными обезьянами. Интеллектуальное развитие Алекса достигло уровня пятилетнего ребёнка, что, по-видимому, не было пределом.
Результаты, накопившиеся к 1999 году, свидетельствовали, что Алекс мог определить до пятидесяти различных объектов. Он различал цвета и фигуры, а также понимал, что значит «больше», «меньше», «одно и то же», «разные», «над» и «под». Словарный запас попугая составлял около 150 слов, но самое примечательное — он понимал, о чём говорил. К примеру, когда Алексу демонстрировали объект и задавали вопрос о его форме, цвете или материале, он давал верные ответы. Если попугая спрашивали о разнице между двумя предметами, он отвечал, одинаковые они или разные («да / нет») и в чём разница. Алекс был способен вести простой математический расчёт (также он знал и мог называть цифры). Когда однажды жако устал от эксперимента, он заявил: «Wanna go back» («Хочу уйти»). Если экспериментатор был чем-то раздражён, Алекс говорил: «I’m sorry» («Прошу прощения»). Когда попугаю предложили орех, он утвердительно попросил: «Хочу банан» и, немного подождав, ещё раз напомнил о своей просьбе. Когда ему дали орех вместо банана, он запустил им в человека. В достоверности результатов сомневаться не приходится: 80% ответов птицы были логически верными. Спустя несколько лет Алекс постиг понятие нуля, а затем выяснилось, что жако способен воспринимать оптические иллюзии. При обучении чтению доктор Пепперберг научила птицу различать некоторые буквы, и в результате Алекс стал определять комбинационные звуки при слиянии букв английского алфавита, такие как sh и or.
Конечно, можно возразить, что это всё отдельные академические достижения уникальной птицы (чью карьеру прервала смерть), однако работы других исследовательских групп подтверждают интеллектуальную мощь жако. Так, орнитологи из Венского университета выяснили, что птицы могут делать логические выводы методом исключения неверных вариантов, а также комбинируя неочевидные подсказки. Например, жако догадывались, что в банке находится еда, если банку перед ними трясли и они слышали, что в ней что-то шумит (её содержимое попугаям не показывали). Если шум не совпадал по ритму с движениями, попугаи понимали, что их пытаются надуть, и оставались равнодушны к «неправильно» шумящей банке. Иными словами, они соединяли в уме вместе косвенные признаки, указывающие на то, где может находиться пища. Аналогичное умение человек приобретает только к трёхлетнему возрасту.
Другие «звёзды» зоопсихологии среди попугаев — какаду Гоффина. Они, как и новокаледонские вороны, могут создавать и изменять орудия труда, хотя обычно попугаи с такими задачами не сталкиваются. Новокаледонские вороны пользуются «инструментами» как в природе, так и в неволе, что же до какаду, то такого поведения в природе у них никто не видел. Тем не менее в неволе какаду быстро понимают, как сделать орудие труда и как его потом использовать. Вообще, у какаду (как, вероятно, и у других попугаев) весьма развито предметное мышлени е, они понимают связи между объектами и могут выполнять довольно сложные алгоритм ы действий. Продемонстрировать это удалось в экспериментах, когда птицам нужно было разобрать механический замок, мешающий добраться до пищи. Какаду оказались способными взломщиками: они легко разбирали замок на запчасти, причём свободно варьировали последовательность манипуляций с замком, если его устройство менялось.
Умственные способности ворон и попугаев специально сравнивали в одинаковых экспериментах. По предварительным данным, полученным Зоей Александровной Зориной и её коллегами из лаборатории физиологии и генетики поведения биологического факультета МГУ, попугаи хорошо обучаются по той же методике, которая применяется в опытах на врановых. Показано, что птицы успешно обобщают признак сходства, и по динамике формирования обобщения они не отличаются от ворон. Такую же способность они проявили к выявлению сходства по аналогии в структуре сложных двухкомпонентных стимулов. Подобные когнитивные операции — одно из наиболее сложных проявлений абстрактного мышлени я. Ранее считалось, что среди животных они доступны только человекообразным обезьянам, тогда как от низших приматов выполнение таких когнитивных задач требует длительных тренировок. Стоит подчеркнуть, что эксперименты в этом случае ставили с венесуэльскими амазонами (Amazona amazonica), то есть высокий интеллект свойствен разным попугаям, а не только таким «звёздам», как жако и какаду Гоффина.
Способность обобщать и абстрагировать в той или иной степени есть у большинства животных, начиная с рептилий. Однако лишь у высших позвоночных появляются зачатки абстрактного мышлени я, благодаря которому вороны и попугаи способны выполнять сложную умственную работу, вроде построения аналогий, усвоения символов, оперирования категориями материала, числа, цвета и формы. Очевидно, птицы могут всё это проделывать не просто так, а потому, что эволюция наградила их развитым мозгом. Особенности строения мозга врановых мы уже описывали (см. «Наука и жизнь» № 10, 2014 г., статья «Corvus Sapiens?» ). Напомним, что мозг птиц лишён коры, однако его клетки группируются в особые нейроглиальные комплексы, собранные из нейрон ов и вспомогательных клеток глии; в свою очередь нейроглиальные комплексы формируют структурно-функциональные поля мозга, отвечающие за тот или иной аспект нервной деятельности. Если не вдаваться в подробности, то можно сказать, что в ходе эволюции у птиц происходило укрупнение нейроглиальных комплексов и одновременно совершенствовалась упаковка клеточных элементов внутри них. Кроме того, оптимизировалось взаиморасположение комплексов относительно друг друга, так что информация обрабатывалась всё эффективнее, а структурно-функциональные поля работали всё лучше и лучше.
Зоны управления голосом у птиц включают в себя верхний вокальный центр (hіgh vocal center или hyperstrіatum ventralіs pars caudalіs, HVC), ядра аркопаллиума (rubust nucleus of arcopallіum, RA) и часть подъязычного ядра (tracheosyrіngeal nerve), которое идет к трахее и вокальному органу птиц под названием «сириникс». Также к таким зонам относятся участки передней части переднего мозга, отвечающего за обучение: латерал ьная часть магноцеллюлярного ядра переднего нового полосатого тела (lateral part of the magnocellular nucleus of anterior neostriatum, LMAN, гомолог базальных ганглиев млекопитающих), область X (часть базальных ганглиев) и дорсально- латерал ьный отдел среднего таламуса (DLM). Классификация зон мозга представлена по С. Херрику
В мозге птиц особенно выделяют зону, называемую Wulst-формацией, — она представляет собой одно из самых эволюционно молодых полей, и именно от него во многом зависят когнитивные способности птиц. Wulst-зона связана со сложными формами обучения и памяти (но, конечно, она не является единственным хранилищем птичьего интеллекта). Если проследить её формирование в эволюции, то можно выстроить два параллельных ряда: в одном под предводительством ворон будут совы, соколы, чайки, куры, пингвины и голуби, в другой попадут утки с гусями, дятлы, журавли, аисты, пастушки, кулики — и попугаи. Нетрудно заметить, что в обеих группах существуют птицы как «умные», так и «глупые». Причём птиц с высокоразвитой рассудочной деятельностью — ворон и попугаев — объединяет один критерий: они могут подражать человеческой речи. Действительно, хотя птичья болтливость ассоциируется в основном с попугаями, врановые тоже могут выучивать и произносить слова.
Типы нейрон ов в конечном мозге волнистого попугая: 1 — веретеновидный нейрон ; 2 — звёздчатый нейрон ; 3 — пирамидный нейрон
В опытах немецкого орнитолога Е. Гвиннера содержались вместе «говорящие» вороны, которые «общались» между собой заученными словами, используя их в адекватн ой ситуации («иди» — вслед удаляющемуся партнёру или подзывая его к пище). Но всё же врановые не столь умелые говоруны, как попугаи. «Разговорчивость» — очень удобный признак, по которому можно сравнивать птиц: с одной стороны, звукоподражание явно коррелирует с общим уровнем интеллекта, с другой — вершины вышеупомянутых птичьих рядов заняты видами, которые владеют таким умением в разной степени. (Справедливости ради заметим, что говорить могут не только врановые и попугаеобразные: орнитолог Алексей Сергеевич Мальчевский обнаружил «говорящих» птиц среди канареек, серых мухоловок, а также среди некоторых других видов, которые ранее в «говорении» замечены не были.)
Способность подражать человеческой речи (как, кстати говоря, и сложное пение) означает, что птица в совершенстве управляет мышцами трахеи, гортани и прочими элементами голосового аппарата. Под управлением мы понимаем систему мозговых центров, на которые опирается звукоподражание. К таким центрам относятся каудальное ядро вентрального гиперстриатума (НVС), крупноклеточное ядро в ростральном неостриатуме (МАN), зона Х в среднем неостриатуме и часть архистриатума (RA). Все они имеют систему внутренней связи и формируют нисходящие тракты, достигающие ядер среднего мозга, которые в свою очередь проецируются на моторные ядра, иннервируюшие мышцы трахеи и гортани.
Чем сообразительнее птицы, тем выше доля площади профильного поля нейроглиальных комплексов в зонах HVC и MAN конечного мозга птиц
В нашей лаборатории мы изучали отличие в структуре мозга «говорящих» и «не говорящих» птиц. Из команды врановых выбрали серую ворону и голубя, а из команды попугаев — волнистого попугая и утку крякву. Оказалось, что в голосовых центрах птиц, способных повторять слова, больше нейроглиальных комплексов, то есть на обработку информации в них выделено больше прогрессивных структурных единиц. Среди вокально-речевых зон можно выделить главную — каудальное ядро вентрального гиперстриатума (НVС). Его структурные компоненты сильнее связаны друг с другом; по-видимому, поле НVС выполняет общее руководство речевыми центрами у птиц.
У птиц, обладающих развитой способностью к звукоподражанию, особенно хорошо развиты звёздчатые нейрон ы. На диаграмме показана доля площади профильного поля звёздчатых нейрон ов в зоне HVC конечного мозга птиц
Кроме того, отличия касались и собственно нервных клеток. У птиц можно выделить три основных типа нейрон ов: пирамидные (которые служат нейрон ами возбуждения), веретеновидные и звёздчатые (и те и другие работают нейрон ами торможения). Звёздчатые нейрон ы устроены сложнее, чем остальные, так как обладают большим количеством дендрит ов. Если сравнить участки НVС и МАN по звёздчатым нейрон ам, по площади их профильных полей (параметр, позволяющий оценить пропорцию какого-нибудь структурного элемента, например клеток определённого вида или их клеточных комплексов), то мы увидим, что попугаи обгоняют ворон. Что, кстати, может быть одной из причин большей способности попугаев к говорению.
Нейроанатомические исследования показывают, что в основе речевых способностей попугаев лежат такие особенности строения мозга, которые вообще ассоциируются с более продвинутым интеллектом. И не стоит удивляться тому, что умение воспроизводить человеческую речь совпадает с высокими когнитивными способностями в целом. По-видимому, попугаи действительно «думают, что говорят» — по крайней мере, до какой-то степени, а не просто механически повторяют услышанное. Так что если ваш попугай, несмотря на все ваши старания, не хочет говорить, это не значит, что он глуп — возможно, он просто не хочет тратить на вас время.