Известно что поведение животного в своих главных чертах
Что вы знаете о инстинктах?
* гуси, (Лоренц)
* утки (Хейнрот и Лоренц)
* Голуби (Уитмен)
* Чайки (Николаас Тинберген)
* Пауки, богомолы (Крейн)
* Цихлиды Берендс (нидерл. Baerends)
* Саранча
В действительности же человек трехсоставен и состоит из тела, души и духа. Ап. Павел говорит: «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого, оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судить помышления и намерения сердечные» (Евр. 4, 12).
И только о человеке сказано, что после создания тела его из праха земного Господь Бог «вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2, 7). Это «дыхание жизни» и есть высшее начало в человеке, т. е. его дух, которым он безмерно возвышается над всеми другими живыми существами. Потому, хотя душа человеческая во многом сходна с душою животных, но в высшей своей части она несравненно превосходит душу животных, именно благодаря сочетанию ее с духом, который от Бога. Душа человека является как бы связующим звеном между телом и духом, представляя собою, как бы мост от тела к духу.
Все действия, или вернее движения души столь многообразны и сложны, так переплетаются друг с другом, столь молниеносно изменчивы и зачастую трудно уловимы, что их для удобства различения принято разделять на три вида, три разряда: мысли, чувства и желания. Эти движения души служат предметом изучения науки, называемой «психологией».
3. ДУХ. Но жизнь человеческая далеко не исчерпывается удовлетворением одних только вышеперечисленных потребностей тела и души.
1. Назовите не менее трех особенностей человеческого организма, которые составляют биологическую основу деятельности человека как существа социального.
• развитая кисть руки;
• возможность видеть в трех измерениях;
Могут быть приведены и другие характеристики.
2. Человеческий ребенок в момент рождения, по меткому выражению А. Пьерона, не человек, а только «кандидат в человека».
Объясните, что имел в виду А. Пьерон, называя ребенка «кандидатом в человека»? Сформулируйте три суждения.
• человек — существо общественное, социальное, а не только биологическое;
• понятия индивид — индивидуальность — личность представляют собой различные аспекты рассмотрения проблемы «человека», они различаются;
• личностью человек становится в процессе социализации (воспитания, обучения, общения с себе подобными);
• вне общества — общения с себе подобными — развитие мышления, речи невозможны.
Могут быть приведены и другие суждения.
3. Известно, что поведение животного в своих главных чертах генетически запрограммировано. Многие же инстинкты человека в результате общественной истории оказались расшатаны и стерты. По выражению А. Пьерона, «человечество освободилось от деспотизма наследственности». В чем проявляется свобода человека от «деспотизма наследственности»? Сформулируйте не менее трех утверждений.
• человек — существо общественное и сознательное;
• в отличие от животного обладает целеполаганием;
• способность человека к творчеству не является наследственной;
• человек способен сознательно управлять своими инстинктами.
Могут быть приведены и другие утверждения.
4. Постройте логическую цепочку, основанную на высказывании русского публициста и критика В.Г. Белинского: «Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни».
Объясните, какую роль в жизни человека играют интересы, цели, деятельность? Какова связь между ними?
• логическая цепочка: интерес — цель — деятельность — жизнь;
• интересы лежат в основе цели, цель определяет деятельность и смысл жизни;
• цель — это то, ради чего предпринимаются действия, идеал желаемого результата, в основе нее лежат мотивы, обусловленные интересами;
• мотивы — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей — биологических, социальных, идеальных;
• особую роль в мотивации играют интересы — осознанные потребности, имеющие для людей существенное значение, именно они придают ценностный смысл деятельности человека.
Могут быть приведены и другие суждения, не искажающие смысл ответа.
5. Правильные ответы на задания к тексту могут быть следующими.
1) Найдите в тексте любые три примера преобразовательной деятельности людей.
Ответ: создание машин, орудий, механизмов, железных дорог, заводов, нефтяных скважин.
2) Укажите и проиллюстрируйте с помощью данного текста любые две отличительные черты деятельности человека.
Ответ: целесообразность, практическая полезность, наличие результата; сознательный, продуктивный, преобразующий, общественный характер деятельности.
3) Можно ли запечатленный в документе процесс труда людей по созданию машин считать творческим? Аргументируйте свой ответ с помощью текста. Дайте определение творческой деятельности.
• должен быть утвердительным;
• аргумент: автором описано появление нового, более совершенного качества результатов труда человека;
• творческую деятельность следует определить как деятельность, в результате которой появляется нечто новое, ранее не существовавшее.
4) Что, по мнению автора, является конечной целью преобразовательной деятельности человека? А по вашему мнению? Оба ответа обоснуйте.
• по мнению автора, «все это для того и создавалось, чтобы служить людям»;
• конечная цель любой преобразовательной деятельности — служение людям. Например: трудовая деятельность направлена на удовлетворение фундаментальных потребностей людей.
Могут быть приведены и другие примеры.
6. Конфликт между убеждениями и непосредственными интересами подстерегает человека на каждом шагу: убеждение в том, что нужно говорить правду, и нежелание обидеть человека; убеждение в том, что нужно прийти на помощь человеку, который подвергся нападению, и опасение, что, оказывая помощь, можешь пострадать сам.
Продолжите этот перечень. О каких типах конфликтов идет речь в данном случае? Те ли это конфликты, которых следует избегать? В чем вы видите проявление сознательного и бессознательного в данном примере?
• возможен конфликт между желаниями и возможностями; между совестью и желанием; долгом и настроением и т. д.;
• речь идет о внутренних конфликтах;
• в данном случае речь идет о конфликте между неосознанными чувствами, интуицией, источником которых является совесть, и разумом (сознанием), подчас оценивающим наши добрые поступки как нецелесообразные, невыгодные, а подчас и глупые.
Могут быть приведены и другие суждения, не искажающие смысл ответа.
7. Отто фон Бисмарк писал: «Свобода — это роскошь, которую не каждый может себе позволить».
1) Согласны ли вы с автором? Почему?
Ответ: да, так как свобода — это возможность выбора способа действия для достижения какой-либо цели, которая зависит от человека, его образования, воспитания, установок, мотивов, интересов.
2) Как соотносятся свобода и необходимость? Ответ подтвердите примерами.
Необходимость — это зависимость личности от объективных обстоятельств. Свобода человека предполагает его ответственность перед обществом за свои действия и поступки. Например, опоздание на занятия влечет за собой порицание, нарушение правил дорожного движения чревато последствиями. По мере развития свободы мера ответственности увеличивается. Сегодня происходит смещение центра тяжести ответственности с коллектива на личность.
При ответе на второй вопрос одинаково важны как владение понятиями обществоведческого курса, так и их применение для анализа конкретных ситуаций (примеров).
Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.
Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.
Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.
Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.
© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.
Проблемные вопросы блока «Человек». Обществознание. ЕГЭ–2011
Данный подмодуль содержит такие вопросы:
человек как результат биологической и социальной эволюции; бытие человека; потребности и интересы; деятельность человека, её основные формы; мышление и деятельность; цель и смысл жизни; самореализация; индивид, индивидуальность, личность; социализация индивида; внутренний мир человека; сознательное и бессознательное; самопознание; поведение; свобода и ответственность личности.
Краткие выводы по разделу
1. Человек – существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, активный участник трудовой, общественной и даже исторической деятельности. При определенных задатках и воспитании (самовоспитании) он способен творчески преобразовывать себя и окружающий мир, создавать новые материальные и духовные ценности. В человеке тело (физическое) и ум (психическое) образуют нерасторжимое единство. Выделение человека из мира животных происходило несколько миллионов лет. В течение этого времени протекали два параллельных процесса: антропогенез – становление человека и социогенез – становление общества. Современные теории объединили эти два процесса – антропосоциогенез. Биологическая природа – это та единственная реальная основа, на которой рождается и существует человек. Каждый отдельный индивид, каждый человек существует с того времени и до тех пор, пока существует и живет его биологическая природа. Но со своей биологической природой человек принадлежит животному миру. И рождается человек только как животный вид Homo Sapiens; рождается не человеком, а только кандидатом на человека.
2. Личность – продукт культурной, а не биологической эволюции. Поэтому общество оказывает на личность максимальное влияние. Когда говорят о личности, то подразумевают его социальную индивидуальность, неповторимость.
Личность – это человек как носитель сознания, наделенный рядом важных социальных свойств: способностью обучаться, трудиться, общаться с себе подобными, участвовать в жизни общества, иметь духовные интересы, испытывать сложные чувства и т.д. Причем, все эти социальные свойства личность получает под влиянием общества в процессе социализации. Социализация – процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей и социальных ролей, в ходе которого происходит становление полноценного и полноправного члена общества.
Социализация | |
---|---|
Первичная: | Вторичная: |
окружение человека (семья, друзья…) | формальное окружение (воздействие институтов, учреждений) |
агенты: родители, друзья, няни… | агенты: представители школы, армии, церкви… |
Личность – это совокупность духовного мира человека в неразрывной связи с его биологической природой в процессе общественной жизнедеятельности. Личность – это существо, которое со знанием дела принимает решения и несет ответственность за свои поступки и поведение. Содержанием личности является его духовный мир, центральное место в котором занимает мировоззрение.
3. Бытие – категория, которая означает существование, основанное на положении «я есть». Деятельность – это такая форма активности, которая не ограничивается приспособлением к окружающей среде, а преобразует ее. Виды деятельности: практическая (направлена на преобразование реальных объектов природы и общества) и духовная (связана с изменением сознания людей).
Структура деятельности: мотив, цель, средства, действия, результаты.
4. Потребности – осознаваемая и переживаемая человеком зависимость от условий его существования. потребности человека можно разделить на три группы:
– биологические (потребность в пище, воде, нормальном теплообмене, движении, продолжении рода …);
– социальные (потребности в трудовой деятельности, социальной активности, самореализации и самоутверждении в обществе);
– духовные (потребности в познании, знаниях, других элементах духовной культуры).
Иную классификацию потребностей человека предложил американский психолог Абрахам Маслоу. Он отделял первичные (врожденные) потребности от вторичных (благоприобретенных).
К первой группе относятся:
а) физиологические (потребности в воспроизводстве рода, пище, воде, одежде, дыхании, жилище, отдыхе…);
б) экзистенциальные (потребности в безопасности своего существования, комфорте, уверенности в завтрашнем дне, в гарантии занятости).
Ко второй группе относятся:
а) социальные потребности (потребности в социальных связях, общении, участии в совместной с другими людьми деятельности);
б) престижные (потребности в самоуважении, уважении со стороны других, достижении успеха, служебном росте);
в) духовные (потребности в самовыражении).
От потребностей следует отличать интересы людей.
5. Социализация и воспитание личности:
а) приспособление человека к обществу (социуму);
б) процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей;
в) превращение человека в социального индивида, т.е. личность.
Агенты первичной социализации | Агенты вторичной социализации |
---|---|
родители, братья и сестры, бабушки и дедушки, няни, родственники, друзья, учителя, врачи. | представители администрации школы, колледжа, предприятия, армии, милиции, церкви, государства. |
Девиантное поведение включает в себя самые разные явления, причем не обязательно негативные. Наказание за отклоняющееся поведение зависит от серьезности нарушения, а также от того, насколько велики его последствия.
Отклонения могут быть:
1) абсолютными (нарушение норм, справедливых для всех без исключения членов общества – уголовные преступления);
2) относительными (действия или поведение, не соответствующее ожиданиям лишь некоторых индивидов или некоторых социальных групп).
Задания для систематизации материала
С1. Назовите не менее трех особенностей человеческого организма, которые составляют биологическую основу деятельности человека как существа социального.
С2. Человеческий ребенок в момент рождения, по меткому выражению А. Пьерона, не человек, а только «кандидат в человека». Объясните, что имел в виду А. Пьерон, называя ребенка «кандидатом в человека»? Сформулируйте три суждения.
СЗ. Известно, что поведение животного в своих главных чертах генетически запрограммировано. Многие же инстинкты человека в результате общественной истории оказались расшатаны и стерты. По выражению А. Пьерона, «человечество освободилось от деспотизма наследственности». В чем проявляется свобода человека от «деспотизма ответственности»? Сформулируйте не менее трех утверждений.
С4. Постройте логическую цепочку, основанную на высказывании русского публициста и критика В.Г. Белинского: «Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни».
Объясните, какую роль в жизни человека играют интересы, цели, деятельность? Какова связь между ними?
С5. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
А. де Сент-Экзюпери. Планета людей
Найдите в тексте любые три примера преобразовательной деятельности людей.
Укажите и проиллюстрируйте с помощью данного текста любые две отличительные черты деятельности человека.
Можно ли запечатленный в документе процесс труда людей по созданию машин считать творческим? Аргументируйте свой ответ с помощью текста. Дайте определение творческой деятельности.
Что является конечной целью преобразовательной деятельности человека, по мнению автора и по вашему мнению? Оба ответа обоснуйте.
С6. Конфликт между убеждениями и непосредственными интересами подстерегает человека на каждом шагу: убеждение в том, что нужно говорить правду, и нежелание обидеть человека; убеждение в том, что нужно прийти на помощь человеку, который подвергся нападению, и опасение, что, оказывая помощь, можешь пострадать сам.
Продолжите этот перечень. О каких типах конфликтов в данном случае идет речь? Те ли это конфликты, которых следует избегать? В чем вы видите проявление сознательного и бессознательного в данном примере?
Ответы:
С1. Правильный ответ может содержать следующие характеристики:
прямохождение; развитая кисть руки; сложноорганизованный мозг; возможность видеть в трех измерениях; пластичность потребностей.
Могут быть приведены другие характеристики.
С5. Содержание верных ответов на задания к тексту.
1) Могут быть указаны: создание машин, орудий, механизмов, железных дорог, заводов, нефтяных скважин.
2) В ответе могут быть указаны и проиллюстрированы с опорой на текст такие черты человеческой деятельности, как: целесообразность, практическая полезность, наличие результата; сознательный, продуктивный, преобразующий, общественный характер деятельности.
3) Правильный ответ должен быть утвердительным; аргумент: автором описано появление нового, более совершенного качества результатов труда человека;
творческую деятельность следует определить как деятельность, в результате которой появляется нечто новое, ранее не существовавшее.
Могут быть приведены и другие примеры.
Иные формулировки допускаются без искажения смысла.
• человек — существо общественное и сознательное;
• в отличие от животного обладает целеполаганием;
• способность человека к творчеству не является наследственной;
• человек способен сознательно управлять своими инстинктами.
Сочинение на тему: С чего начинается Родина
Родина — все, что мы видим, чувствуем; все, что нас окружает. Это — огромный мир, разнообразный звуками и красками, впечатлениями и открытиями. Для меня Родина началась с первых шагов, первых книжек. Из многообразия ослепительно красивых стран Отечество — это единственное место, где тепло и уютно, место, к которому привязан корнями родства, воспитания и образования.
Родина — это земля, на которой мы выросли, это культура и обычаи, взлелеявшие нас. Моя Родина — это цветущая, благоухающая, неунывающая, искрометно талантливая, голосистая труженица Украина.
Естественная связь человека с Родиной обусловливает эмоциональное и сознательное отношение к ней. Жизнь любого человека не может быть полноценной, если она течет вне интересов Отечества, в котором он живет, если он равнодушен к его судьбе. Каждый человек должен любить свою Родину, даже если он видит ее несовершенство. Родина у человека одна, и он несет свою, пусть маленькую долю ответственности за то, какова она есть.
Родина — это огромная часть меня, тогда как я — малая из множества часть своего Отечества. Жизнь и судьба каждого человека завис
• человек — существо общественное и сознательное;
• в отличие от животного обладает целеполаганием;
• способность человека к творчеству не является наследственной;
• человек способен сознательно управлять своими инстинктами.
Столица россии
москва
какой театр есть в москве
большой
Режиссер К. С. Станиславский сказал: «Думайте больше о других и поменьше о себе, заботьтесь об общем настроении и общем деле, тогда и вам будет хорошо».
И на высказывание Станиславского можно посмотреть двояко.
С одной стороны, действительно, современный человек стал очень эгоистичным и совсем не заботится об окружающих людях. Примером могут быть даже парламентарии, которые забыли о сути своей профессии, забыли о тех, кому они служат.
Но с другой стороны, многие люди, наоборот, слишком сильно заботятся о других, но совсем забывают о себе, перестают себя уважать и становятся жертвами абъюзеров.
Во всем нужна гармония – это ясно точно. Подумал о себе, подумал о других, и наоборот.
Ответ:
Существует некий семейный кодекс РФ, который распространяется на всю Россию, вот некоторые статьи: СК РФ Статья 56. Право ребенка на защиту, СК РФ Статья 121. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, Статья 14. Полномочия уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, также ты можешь добавить полномочия уполномоченного по правам ребенка Ханты-Мансийского округа, т.к. в каждом сегменте страны полномочия разные.
Ответ:
Искусство-особая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах.
Наука— специфическая форма человеческой деятельности,обеспечивающая получение нового знания о природе,обществе и мышлении, вырабатывающая способы и средства развития познавательного процесса, осуществляющая проверку, систематизации и распространение полученного знания.
Человек использует свои творческие способности, чтобы смоделировать в уме несуществующее, развивая это, он может сделать какое-либо открытие. Искусство неразрывно связано с воображением, которое является основой творчества.
/Можно сюда еще добавить народную, массовую и элитарную культуру/
Художественное произведение – это история, созданная посредством воображения автора, она не основана на реальных событиях и не вовлекает настоящих людей, хотя может и отсылать к реальным событиям и людям(с WikiHow) Если прям упрощать, то Идея->Разработка-> Редактирование->Конечная работа
Что-«природа,общество и мышление»(см.понятие)
Как-наблюдение, исследование, и эксперимент.
Естественные(объективные связи между природными явлениями)