Известно что предания отражают события давно

TESTSOCH.RU

Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):

Устное народное творчество (8 класс. Коровина, 1 часть, стр. 11, 13-15, 19-20)

Хороводные и лирические песни (Стр. 11)

1. Подумайте, к каким видам (обрядовые, хороводные, лирические, исторические) относится каждая из этих песен.

2. Как вы думаете, почему в хороводной песне «И туда – гора, и сюда – гора» звучит сочетание сольного пения с хоровым много­голосием?

Солист как бы начинает повествование песни, а хор поддерживает рассказ. При сольном исполнении слышно и понятно каждое слово, а когда вступает многоголосый хор, то становится важным не содержание, а настроение. И, конечно, хор – это объединение людей, которое состоит из личностей (солистов).

3. Песня «И туда – гора, и сюда – гора» записана фольклористами в Белгородской области. Какие особенности южнорусского говора (прежде всего в лексике) вы услышали в этой песне?

Мы услышали, что привычное нам народное слово «дЕвица» здесь заменено словом «дивчина», вместо слова «встретила» употреблено «встрела», также в этой песне мы видим диалектное слово «крыница»(криница), что в данном случае означает «колодец».

4. Как вы считаете, в каких песнях, хороводных или исторических, бо­лее чётко доносится до слушателя текст, слова песни? Почему?

Я думаю, что текст четко донести до слушателя важно в исторической песне, потому что для исторического произведения важны события и необходимо, чтобы слушатель понял их. А в хороводных песнях важно настроение, действия и интонации.

Исторические песни Фонохрестоматия(Стр. 13-15)

1. «Там татары шли» – одна из нескольких песен, передающих фоль­клорный сюжет «тёща в полоне (плену) у зятя». Как вы думаете, по­чему этот драматический сюжет сохранила народная память?

Драматический сюжет песни «Там татары шли» связан с татаро-монгольским нашествием на Русь, оно было очень длительным, не одно поколение русских людей сменилось за время этого трагического события. Много городов было разорено, много семей было разъединено и угнано в плен. Именно поэтому народная память сохранила эту песню. И мне кажется, что большое значение здесь имеет и сюжет повествования о материнской и дочерней любви, о нерушимых родственных связях: бабушка любит внука, хоть на половину тот и татарин.

Один из вариантов этой песни является колыбельной, это тоже является причиной сохранения ее в народной памяти.

2. Как художественные средства песни (и словесные, и музыкальные) передают драматизм отношений двух народов, их кровную историче­скую связь?

Драматизм песни передается повтором «они ковылу жгли», далее «семейку делили» (то, что поделить, казалось бы, нельзя). Результат дележа противопоставляется: брат сестру отпустил, а вот зять тещу в плен взял. И он ее не повез, а погнал, босую, голую по пожарищу. Мы видим совсем не родственные отношения, тем более потом зять не просит, а приказывает теще сразу три дела делать.

Музыкальные средства, передающие драматизм песни, заключаются в повторах первых слов строк, сменяющих друг друга сольном и хоровом пении, особые распевки окончаний слов.

3. Какие особенности жанра баллады вы можете отметить в песне «Там татары шли»?

Баллада – это лиро-эпическое произведение на историческую, мифологическую или героическую тему. В древности баллады пелись.

Песня «Там татары шли» имеет много общего с балладой. Это, прежде всего, историческая тема (татаро-монгольское нашествие). Текст имеет четкий сюжет и исполняется пением.

4. Сравните исполнение этих песен с исполнением народных песен хо­ром имени Пятницкого. В чём сходство и в чём различие? Как вы думаете, почему фольклорный коллектив исполняет прослушанные вами песни без музыкального сопровождения?

Сходство в исполнении народных песен фольклорным коллективом и хором имени Пятницкого, я думаю, в сохранении традиций: сольное и многоголосое хоровое пение, русские национальные костюмы. Главное различие в исполнении народных песен этими коллективами заключается в том, что у хора песни исполняются в музыкальной аранжировке и в сопровождении оркестра народных инструментов, а фольклорный коллектив стремится к оригинальному (историческому) исполнению песни как в мелодии, так и в сохранении особого произношения слов. Фольклорный коллектив исполняет песню без музыкального сопровождения для сохранения исторической достоверности звучания.

Размышляем о прочитанном

1. Расскажите о народных песнях. Какие существуют группы народных песен? Что вам известно об обрядовом фольклоре? Какие народные песни вы знаете и какие из них вам нравятся?

Народные песни бывают календарными и бытовыми и делятся на три жанра: обрядовые, лирические и исторические

Обрядовые песни имеют тесную связь с обрядами, которые воплощают представления народа о природе и мире. Часто они входят в календарный цикл: колядки, масленичные, веснянки, заклички, летние и осенние обрядовые песни.

Бытовые песни связаны с событиями жизни человека: свадьба, похороны, рекрутский набор.

Обрядовый фольклор в настоящее время имеет эстетическую и историческую ценность. Он всегда был интересен писателям, художникам и композиторам, потому что в народной поэзии заключена душа русского народа, его мудрость и взгляд на исторические события, сильно выражена связь с природой.

Я знаю русскую народную хороводную песню «Во поле береза стояла». А еще с детства слышал о колядках. Обряд колядования в деревнях и малых городах России жив до сих пор. Колядки связаны с Рождеством. Это короткие песенки, которые исполняются ряжеными людьми. Их поют по окном дома или прямо в доме. Хозяева угощают колядующих пряниками, печеньем, конфетами.

2. Каковы особенности лирических, исторических песен? Какие настро­ения передаёт каждая из них и какие чувства сообщает слушателям?

В лирических песнях отражаются чувства и эмоции простых людей, описывается повседневная жизнь, внутренние переживания. Они могут быть светлыми и радостными, даже игривыми, удалыми, но много среди них печальных и тоскливых.

Темы лирических песен отражают народную жизнь, это и солдатские, рекрутские песни, бурлацкие, ямщицкие, семейные, любовные, шутливые.

В исторических песнях идет рассказ о реальных событиях и исторических лицах, в них отражается отношение народа к происходящему в стране. Как правило, историческая песня посвящена одному какому-то событию и погружает слушателя в мир прошлого. У исторических песен разное настроение, которое зависит от содержания. Если речь идет о славных сражениях и победах, то и песня звучит торжественно, радостно. А если речь идет о трагических моментах истории родной земли, то песня звучит протяжно, грустно, тоскливо.

3. В чём сходство и различие народных исторических песен и былин?

Исторические песни и былины схожи тем, что посвящены определённым событиям, память о которых осталась в народе на века. Но былины, я думаю, намного старше исторических песен, потому что события былин происходили так давно, что они превратились из реальных в сказочные. А исторические песни наполнены точными фактами и деталями. В достоверности содержания и объеме их различие.

К схожести былин и исторических песен можно отнести манеру их исполнения речитативом, а также отсутствие рифмы, наличие повторов и постоянных эпитетов.

4. Расскажите о своеобразии жанра частушек. Как они исполняются? Какие музыкальные инструменты сопровождают народные песни и частушки? Умеете ли вы исполнять частушки? Как в частушках отра­жается время?

Частушка – это короткая рифмованная песенка юмористического, шутливого или сатирического характера. Появились частушки сравнительно недавно, во второй половине XIX века. Исполнение частушек должно быть ритмично, это делалось обычно в паре (две девушки или парень с девушкой), это своеобразный диалог, а иногда и спор, доходящий до словесного поединка. Частушки использовались в литературных произведениях, например, Маяковским, Горьким, Твардовским.

У частушек, как и других народных песен, могло быть сопровождение игрой русских народных музыкальных инструментов: гармонь, балалайка, трещотки, сопилки.

Как правило, частушки сочинялись на злобу дня, время их создания мы можем понять из употребляемой лексики: название событий, упоминание имен, а также по использованию архаизмов (слов, вышедших из активного употребления) и диалектизмов (слова, присущие определенной местности).

5. Какую роль в народной песне играют повторы отдельных слов и це­лых строк? Приведите примеры таких повторов.

Повтор слов и целых строк в народной песне придает распевность и выразительность исполнению, делает неспешным действие, как бы по лестнице поднимаясь к кульминации повествования. Например, «Уж ты, ночка, ты, но­ченька тёмная, Ты, тёмная ночка, осенняя!», «И сюда – гора, и туда – гора, Между теми горами крутыми Всходила заря. Между теми крутыми горами Всходила заря».

6. Какое отношение народа к Пугачёву передают исторические песни? Чего в них больше – уважения, жалости, сострадания, осуждения? Какие художественные выразительные средства помогают народным певцам сообщить эти чувства слушателям?

Образ Пугачева в народных песнях окутан ореолом безмерного уважения и сострадания, к нему относятся как к заступнику обиженных и справедливому царю. Народ жалеет Пугачева, сочувствует его трагическому концу. Эти чувства выражаются в песне обращениями к герою «Емельян, ты, наш родный батюшка!» или сравнениями «Красное солнышко закатилось. », а народ себя после казни Пугачева считает осиротевшим: «Как остались мы, сироты горемычны».

Обогащаем речь

1. Какие чувства привносят в народные песни слова: зелененьку, коно­пельку, ноченька, звёздочка, сердечный, родной, миленький?

2. Что подчёркивается в народной исторической песне словами: добрый молодец, походы удалые, житьё свободное, народный заступник, родный батюшка, красно солнышко?

Все эти словосочетания роднят исторические песни с былинами и сказками, доказывают авторство народа этих песен, потому что большинство выражений относятся к постоянным эпитетам.

3. Есть ли какая-то связь слова частушка со словами часто, частить?

Творческое задание

2. Подготовьте собственный текст частушки на школьную тему или ис­полнение одной из частушек (напевное произнесение).

Петя гуглил Интернет –

На урок искал ответ.

А нашел их сотни три!

Теперь попробуй все прочти!

О покорении Сибири Ермаком (19-20 стр.)

Размышляем о прочитанном

1. Какой из текстов преданий вам показался более интересным? Поче­му? Какими народ представляет себе Пугачёва и Ермака?

Предание о Пугачеве для меня путаное и непонятное. Из него получается, что царь зачем-то стал Пугачевым, а потом вернулся на престол. А вот предание о Ермаке для меня было очень интересным, в нем много событий.

Пугачев, по представлениям народа, царь-заступник, запросто разговаривающий с народом. А вот Ермак в предании представляется былинным богатырем, который служит Родине, укрепляет ее мощь. Предание о Ермаке выражает патриотические чувства народа.

2. Что в прочитанных преданиях можно считать отголосками реальных исторических событий, а что – народной фантазией?

В предании о Пугачеве нет реальных событий, только отголоски. Народ жалел Пугачева, и, видимо, поэтому создал предание, где он оставался жив, а не был казнен. Никогда Екатерина II не считала Пугачева мужем, он никогда не был царем – все это фантазия народа.

В сказании о Ермаке больше исторических фактов, потому что Ермак Тимофеевич в истории России остался как завоеватель Сибири. Все исторические свидетельства о нем говорили, что это был очень умный, справедливый и смелый человек.

3. Уверены ли рассказчики, что говорят правду? Подтвердите свой от­вет цитатами из текста преданий.

Рассказчик предания о Пугачеве уверен в правдивости повествования, поэтому рассказ заканчивается: «Всё это точно было!». Но можно такое утверждение принять и за сказочную концовку, типа, «и я там был, мед-пиво пил…», то есть только ради красного словца это и говорится.

А вот концовка предания о Ермаке объясняет, почему это предание живет, и это звучит убедительно: «Вот и появились русские на сибирской земле и по­сейчас живут, а добра в ней всем хватит. Потому мы и про Ермака помним, и про его удалых казаков».

Обогащаем речь

1. Подготовьте пересказ предания «О покорении Сибири Ермаком», включив характерную для этого предания лексику, например: мно­го в ней всякого добра таится, занемог, хвороба, доспехи, за­вёл разговор, богатства несметные, нехоженая землища лежит, одолел сибирского хана и т. д.

Узнал Иван-царь, что за Уралом есть земля под названием Сибирь, и много в ней всякого добра таится. Призадумался царь. Да так призадумался, что одолела его хвороба от мечты несбыточной. Не было рядом с ним человека, который смог бы помочь ему Сибирью завладеть. Слег не на шутку грозный царь.

Отправились верные слуги царя на Дон искать Ермака, но так и вернулись ни с чем. Сказали, что всех птиц на Дону видели, всех баб сосчитали, а Ермака не нашли.

Тогда опять слуга царя на помощь ему пришел, сказал он Ивану-царю, что сам Ермака найдет. Собрал его царь в дорогу, в доспехи одел, лучшего коня дал, а слуга, как вышел за ворота, все оставил и пошел по белу свету пешком. Долго он так ходил, встретил такого же странника, как сам, завел с ним разговор и узнал от него, что Ермак на Урале живет. Пошел слуга на Урал, нашел, где живет семья Ермака, и попросил передать казаку, что ждет его к себе сам Иван-царь.

И вскорости явился Ермак перед царем, шапки не сняв, без поклона, спросив, зачем он понадобился. Царь сказал казаку, что любого другого за такое неуважение уж давно бы без головы оставил, а Ермаку Тимофеевичу предложил за милость царскую отплатить тем, что в Сибирь сходить. Туда, где нехоженая землица лежит, и сделать русскими эти земли с богатствами несметными.

Вернулся Ермак на Урал к друзьям своим, передал им просьбу царя, и отправились они в сибирские земли. Там встретились с людьми из Кучумова царства, сразились с ними и одолели сибирского хана. Кучума в Москву хотели отвезти, но убили его по дороге казаки за поведение предательское.

А царю Ермак велел передать, что теперь могут русские люди в Сибири жить и кучумовым людям от этого хорошо будет, потому что был у них раньше царь очень злой и жадный.

С тех пор и живут русские люди в Сибири, потому и помнят Ермака Тимофеевича. Помнят того, кто сделал эти земли русскими, в которых богатства на всех хватит.

2.В чём сходство и различия преданий и народных сказок? Покажите это на примерах в процессе пересказа преданий. Объясните слова и введите их в свои рассказы о преданиях: в некоем месте, убогий, хомут, начал поносить брата, бить челом, полати, челобитная, посул, истец, мзда.

Предания и сказки имеют сходство:

Предания и сказки различаются:

в некоем месте – в одном месте

убогий – скудный, нищий, бедный

хомут – часть упряжи лошади, которая крепится на шее

начал поносить брата – начал ругать брата

бить челом – просить

полати – деревянные настилы для лежания над русской печью

челобитная – прошение, написанное на бумаге

посул – обещание (в Древней Руси название вознаграждения за услугу, взятка)

истец – тот, кто обращается в суд за справедливым решением (ищет правды)

мзда – плата за труд

Литература и другие виды искусства

1. Так ли вы представляли себе эпизод покорения Сибири, как его изо­бразил художник В. Суриков на картине «Покорение Сибири Ерма­ком»?

Да, в предании идет речь о сражениях, и на картине как раз изображен момент битвы.

2. Найдите в альбомах или в ресурсах Интернета цветную репродукцию картины В. И. Сурикова. «Покорение Сибири Ермаком». Подготовьте устное описание изображённого на картине. Расскажите о своём впе­чатлении от картины, чем оно создаётся? Охарактеризуйте образы Ермака и его сподвижников.

На картине Василия Сурикова изображен решающий бой казаков с войском Кучума. Картина поражает динамикой происходящего и прославляет победу русских воинов. Мы видим переживания людей: казаки – несокрушимы, решительны и отважны, с ними Бог и Ермак, воины Кучума как бы в некоторой растерянности и ошарашены натиском противника.

На переднем плане крупно мы видим казаков с пищалями, Ермака в шлеме, указывающего направление только вперед, на втором плане войско Кучума с луками и копьями.

Преимущество казаков очевидно: они действуют сообща, каждый знает свои обязанности: один управляет лодкой, второй заряжает, третий стреляет. Образы казаков четко прорисованы, их лица полны решимости. Над русским войском подняты хоругви (Спас и Георгий Победоносец) – это говорит не только о том, что Бог с ними, но, наверное, и то, что они принесли с собой православную веру на сибирскую землю.

Слушаем актёрское чтение

Предание «О покорении Сибири Ермаком»

С преданиями вы давно знакомы. В седьмом классе вы слуша­ли предание «Пётр и плотник» в исполнении Анатолия Вологдина. В этом году вы прочитали два предания: «О Пугачёве» и «О покоре­нии Сибири Ермаком».

1. Какие впечатления оставила у вас увертюра Н. А. Римского-Корса­кова?

Увертюра – это вступление к музыкальному произведению. Звучание увертюры Н.А. Римского-Корсакова в начале сказания как бы настраивает слушателя на неспешное серьезное слушание о важных для страны событиях.

2. Известно, что предания отражают события давно минувших лет. О каких событиях рассказывается в этом предании? Какие чувства проявились при прослушивании – торжественность, печаль? Что осо­бенно понравилось вам в исполнении Леонида Кулагина?

В предании рассказывается о покорении Сибири Ермаком Тимофеевичем в 1582 году. Это реальные события из истории нашей страны. Основные чувства, которые возникают при прослушивании, это торжественность и гордость за свой народ.

Мне понравилось, как меняются интонации в голосе Леонида Кулагина по ходу повествования: от обыденной до торжественной речи.

3. Какие фрагменты предания вы прочитали бы иначе? Почему?

Вряд ли бы я смог прочитать так, как актер, но и представить лучшее чтение я не могу.

4. Какими представляются вам герои предания?

Главный герой предания Ермак Тимофеевич в моем воображении похож на Илью Муромца, такой же сильный, мужественный защитник родной земли, умеющий объединять людей и вести их за собой. А вот Иван-царь здесь совсем не похож на Ивана Грозного, мне видится он маленьким, стареньким и беспомощным.

В слуге, который пошел искать Ермака, мне кажется, народ воплотил собирательный образ простого сметливого русского мужика, которому не нужны богатства и власть, который готов служить не царю, а Родине.

Источник

Литература. 8 класс (1 часть)
Предания

ПРЕДАНИЯ

Прочитайте предания, связанные с Пугачёвым и донским казаком Ермаком. Вспомним, что предания отражают события давно минувших лет и восприятие их современниками.

О Пугачёве

Пугачёв-то был-то был, да под именем Петра III, Пётр Фёдорович. Он только назывался Пугачёвым. В конце-то концов он здесь женился из нашего посёлка, здесь формировал казаков.

Он сошёлся не то с итальянской барышней, не то с княгиней. Она заняла его престол, а его скинула и дала известие поймать его и доставить живым. Его поймали.

Взвод полковников, не полковников, а оборотней казаков устроили выпивку. А Пугачёв и жену с собой взял. Ну вот, обратился Пугачёв к казаку и попросил чарку водки. А главный-то говорит:

— Я ему свой пай отдам.

Когда туда доставили Екатерине Пугачёва, сказали, мол: «Привели». Вышла она, посмотрела и говорит:

Сошла она с престола и отдала ему престол. Этого казака, что водку ему давал, полковником сделала, а полковнику голову велела отрубить.

А у Петра уже ребёнок народился. Жену он отправил в монастырь, а сам на престоле остался. Это всё точно было.

О покорении Сибири Ермаком

Услыхал царь Иван, что за Уралом лежит земля богаче той, которая ему подвластна. Знал он, что ту землю Сибирью зовут, много в ней всякого добра таится, да только далеко она от его царства. Много ночей и дней не спал царь Иван, всё думу думал: как это царство хана покорить, а его землю к своему царству прирезать? Думал, думал Иван, но ничего придумать не мог, не было у него той силы, которая бы покорила Кучумово царство. Занемог царь и слёг в постель. Прислужники его, бояре, запечалились, боялись, как бы им без царя-спасителя не остаться, что же они тогда делать будут. Подошли они к его постели и спрашивают:

— Отчего же ты, царь-батюшка, занемог, какая дума тяжёлая на сердце твоём лежит?

Царь закрыл глаза и подумал, сказать ли им про свою думу или нет? Он знал, что бояре в деле ему не помогут, что потрясут они бородами да кафтанами, повздыхают, на том их совет и кончится. Так оно и получилось. Ушли бояре к себе восвояси. Подходит к царю один его бедный слуга из крестьян и спрашивает:

— Откуда на тебя, царь-батюшка, хвороба навалилась?

— Издалека, — ответил царь.

— Может, помогу я тебе?

— Бояре были — не помогли, а тебе и Бог не велел. Ты скажи-ка лучше, кто есть в моём царстве храбрый да удалый, кто смерти не боится, кого молния не ударит и гром не оглушит?

Подумал слуга и говорит:

— Найдётся в твоём царстве такой человек, слыхал я про него с малых лет, зовут его Ермак Тимофеевич, удалый казак донской, службу верную, царь-батюшка, он тебе сослужит.

— Да и то верно, слыхал про него я, да только где он теперь есть, наверное, как в поле ветер, гуляет, где ночь проведёт, где день просвищет.

Встал Иван-царь с постели, позвал к себе слуг верных и отправил их на Дон казака Ермака Тимофеевича искать. Объездили слуги весь Дон, всех конных и пеших порасспросили, все знают удалого казака Ермака, но никто не знает, где он теперь гуляет. Вернулись слуги через год и сказали царю:

— Всех птиц на Дону повидали, всех баб и мужиков пересчитали, а казака Ермака Тимофеевича нету.

— Разыщи ты мне Ермака, службу верную сослужи, тогда ты у меня будешь слугой над всеми слугами, а бояре тебе в пояс будут кланяться.

— Ничего мне, царь-батюшка, от тебя не надо, а службу верную для Руси святой отслужу.

Надавал царь Иван мужику разные доспехи, из своей конюшни велел ему коня вывести, благословил его своей рукой и в добрый путь отправил. Только выехал мужик за Москву, снял с себя все доспехи, облачился в крестьянскую одёжу и пошёл пешочком с посохом по дороге, куда глаза глядят. Долго шёл мужик по дороге против солнца, борода по колено выросла, а про Ермака ни слуху ни духу. Не опечалился мужик, идёт себе потихоньку и идёт. Не заметил он, как дошёл до крутых гор. Осмотрелся и видит — навстречу ему идёт такой же странник, как и он. Встретились, остановились и завели разговор. Долго ли разговор шёл, но только мужик узнал от странника, что Ермак бродит по Уралу.

Известно что предания отражают события давно. Смотреть фото Известно что предания отражают события давно. Смотреть картинку Известно что предания отражают события давно. Картинка про Известно что предания отражают события давно. Фото Известно что предания отражают события давно

«Покорение Сибири Ермаком». Художник В. Суриков

Исходил мужик реки и горы Урала вдоль и поперёк. Наконец ему удалось напасть на след атамана. Вскоре он нашёл семью Ермака и передал ему просьбу царя Ивана. Ермак Тимофеевич явился к царю без поклона, в шапке. Царь посмотрел на атамана и говорит:

— Слыхал я про тебя разные вести, не носить бы тебе головы на плечах, да царь милостив. Искупи свою вину, сослужи мне службу добрую. За Уралом нехоженая землица лежит, на земле той богатства несметные, ты пройди ту землю, излови хана Кучума, а людей его под власть Руси подведи.

Ермак Тимофеевич не стал перечить царю, вышел из царских палат, попросил есть-пить и пошёл к своим казакам на Урал. Пришёл. Рассказал обо всём своим удалым молодцам, и начали они собираться в поход, в чужую землю, куда русская душа не хаживала.

Летом в тот же год Ермак Тимофеевич дошёл до Тобола, там построил лодки и добрался до Иртыша. Здесь он встретился с людьми из Кучумова царства. Долго бился Ермак с Кучумовыми людьми, пока они не испробовали казацкую силу и пока их много не полегло. Казаков погибло тоже немало, но Ермак всё же одолел сибирского хана и привёл его людей под власть русского царя. Самого страшного — Кучума — Ермак Тимофеевич хотел доставить в Москву, но он несколько раз обманывал ата мана, и за это его казаки убили. Когда Кучумовы люди покорились Ермаку, казаки ему сказали:

— Поезжай, наш атаман, и скажи, что теперь русские могут жить в Сибири, да и Кучумовым людям с нами легче будет. Царь их был злой, как волк, а жадный, как поп.

Ермак Тимофеевич не поехал в Москву, а послал туда своего верного казака. Узнал царь Иван, что в Сибирь ворота открыты, и стал посылать в неё разных людей, кого по доброй воле, а кого так, силком. Вот и появились русские на сибирской земле и посейчас живут, а добра в ней всем хватит. Потому мы и про Ермака Тимофеевича помним, и про его удалых казаков.

Размышляем о прочитанном

1. Какой из текстов преданий вам показался более интересным? Почему? Какими народ представляет себе Пугачёва и Ермака?

2*. Что в прочитанных преданиях можно считать отголосками реальных исторических событий, а что — народной фантазией?

3. Уверены ли рассказчики, что говорят правду? Подтвердите свой ответ цитатами из текста преданий.

Обогащаем свою речь

1. Подготовьте пересказ предания «О покорении Сибири Ермаком», включив характерную для этого предания лексику, например: много в ней всякого добра таится, занемог, хвороба, доспехи, завёл разговор, богатства несметные, нехоженая землица лежит, одолел сибирского хана и т. д.

начал поносить брата, бить челом, полати, челобитная, посул, истец, мзда.

Звёздочкой отмечены вопросы и задания повышенной сложности.

Литература и другие виды искусства

1. Так ли вы представляли себе эпизод покорения Сибири, как его изобразил художник В. Суриков на картине «Покорение Сибири Ермаком»?

2. Найдите в альбомах или в ресурсах Интернета цветную репродукцию картины В. И. Сурикова. «Покорение Сибири Ермаком». Подготовьте устное описание изображённого на картине. Расскажите о своём впечатлении от картины, чем оно создаётся? Охарактеризуйте образы Ермака и его сподвижников.

Подготовьте конкурс на темы «Русские народные песни», «Предания» (на выбор). Напишите сценарий конкурса (устные сообщения о песнях, преданиях, подбор текстов фольклорных произведений, аудиозаписи песен или преданий). Определите жюри, рецензентов. Подготовьте награды для победителей и участников конкурсов. Используйте при подготовке материалы книги «Читаем, думаем, спорим. » для 8 класса и фонохрестоматии.

СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ

Предание «О покорении Сибири Ермаком»

С преданиями вы давно знакомы. В седьмом классе вы слушали предание «Пётр и плотник» в исполнении Анатолия Вологдина. В этом году вы прочитали два предания: «О Пугачёве» и «О покорении Сибири Ермаком».

— торжественность, печаль? Что особенно понравилось вам в исполнении Леонида Кулагина?

3. Какие фрагменты предания вы прочитали бы иначе? Почему?

4. Какими представляются вам герои предания?

5. Подготовьте выразительное чтение текста.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *