Известно что развитие психики в процессе эволюции видов животных происходило под решающим

Известно что развитие психики в процессе эволюции видов животных происходило под решающим

Выдающиеся деятели российской психологии, стоявшие у истоков ее зарождения

М.В. ГАМЕЗО, И.А. ДОМАШЕНКО

Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека»

Издание третье, дополненное и исправленное

Педагогическое общество России

Гамезо М.В., Домашенко И.А.

Учебное пособие соответствует программе курса «Психология человека». Большую часть атласа составляет иллюстративные и схематизированные материалы, позволяющие создать у студентов наглядные представления о содержании курса. Каждая глава снабжена кратким словарем понятий, справочными материалами, а также вопросами и заданиями. Заключает атлас «Психологический практикум».

Учебное пособие предназначено для студентов педагогических учебных заведений, а также для всех, кто изучает курс «Психология человека».

© Гамезо М.В., Домашенко И.А., 2001 © Педагогическое общество России, 2004

Введение. Знаковое моделирование и преобразование учебной информации как условие и средство овладения знаниями. 5

Информационно-методические материалы по темам

II. Задачи и методы современной психологии. 24

III. Развитие психики в животном мире и становление сознания человека. 43

IV. Личность. Теория личности. 60

XI. Мышление и воображение. 172

Данная книга является учебным пособием к курсу «Психологии человека» для студентов, изучающих психологию, поэтому, естественно, ее содержание соотнесено с программой по психологии человека.

Узловые вопросы и основные понятия, а также вопросы и задания по каждой теме определяют круг знаний и практических умений, которыми должны овладеть студенты в процессе изучения курса психологии. Фактическое содержание информации, включенной в атлас, порой выходит за рамки программы и призвано удовлетворить запросы студентов с учетом их специализации, а иногда и просто любознательности в познании себя и других людей.

Выбор формы атласа для решения сформулированных задач объясняется двумя причинами. Во-первых, тем, что приемы знакового моделирования, в том числе и графического, широко использованного в книге, являются весьма эффективным средством освоения учебной информации. Во-вторых, с помощью фотографий и других иллюстративных материалов мы стремились по возможности полнее связать теоретические положения психологической науки с прикладными задачами, с практикой общения и деятельности в педагогической сфере. Нельзя не учитывать и тот факт, что психологический материал может и должен быть живым, привлекательным не только по содержанию, но и по форме.

Практическое использование атласа возможно в ходе аудиторных занятий как непосредственно, так и путем создания по материалам атласа диапозитивов и диафильмов, а также

при самостоятельной работе студентов. Поскольку печатные иллюстративные материалы к курсу общей психологии отсутствуют, атлас может быть полезным пособием и для преподавателей психологии.

Поиски ответов на вопросы и выполнение заданий, которые даны в пособии по каждой теме, а также решение задач психологического практикума — само по себе увлекательное занятие, но в то же время это существенный элемент глубокого овладева-ния психологией.

Хотелось бы обратить внимание еще на одну деталь пособия. Художественные заставки к каждой главе, как и многие другие иллюстративные материалы, по идее должны нести особый смысл. Отнеситесь к ним заинтересованно и в меру критично. Если вы найдете свой способ выражения соответствующей информации — зарисуйте его. Это лучший прием постижения истины.

В заключение считаем своим приятным долгом выразить искреннюю благодарность:

кандидату психологических наук Анатолию Васильевичу Бычкову за помощь в разработке графических моделей ряда разделов книги;

Александру Сергеевичу Орлову за техническую помощь в подготовке и печати иллюстративных материалов;

Мирону Владимировичу Сагалову за выполнение натурных фотографий и решение режиссерских задач;

Ирине Серафимовне Климовой и Инне Валентиновне Зыриной за творческий труд по созданию образцов различных эмоциональных состояний, представленных в книге.

И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ

КАК УСЛОВИЕ И СРЕДСТВО ОВЛАДЕНИЯ ЗНАНИЯМИ

Человек с первых дней своей жизни включается в социальный, общественно-исторический мир. Его окружают, прежде всего, люди и созданные ими предметы. Это уже с самого начала выводит человеческого индивидуума за рамки чисто биологического существа, делает его существом социальным, формирует его как человеческую личность. Особенно интенсивно процесс социализации ребенка начинается с того момента, когда он приобщается к человеческой речи, овладевает человеческим языком, несущим в себе общественно-исторический опыт.

По мере овладения родным (естественным), а затем и специальными языками наук (математики, физики, химии и т. д.) возможности человеческого познания возрастают, они выходят далеко за рамки личного опыта, Для человека открывается доступ к сокровищам знаний, накопленных человечеством на протяжении всей истории.

Естественные национальные языки, языки наук, как и другие способы передачи информации, в современной науке принято рассматривать как с и с т е м ы знаков. Важность знаков заключается не только в том, Чт ° они замещают реальные предметы и явления мира, но и в том, что они Ыступают как орудия познания, как средство добывания знаний, выходящих за пределы непосредственных Данных восприятия.

Под знаком в современной семиотике 1 понимается материальный, чувственно воспринимаемый предмет (явление, действие), выступающий в процессе познания и общения в качестве представителя (заместителя) другого предмета (явлений, действий) и используемый для получения, хранения, преобразования и передачи информации о нем.

Источник

Развитие психики в процессе эволюции животного мира

Известно что развитие психики в процессе эволюции видов животных происходило под решающим. Смотреть фото Известно что развитие психики в процессе эволюции видов животных происходило под решающим. Смотреть картинку Известно что развитие психики в процессе эволюции видов животных происходило под решающим. Картинка про Известно что развитие психики в процессе эволюции видов животных происходило под решающим. Фото Известно что развитие психики в процессе эволюции видов животных происходило под решающим Известно что развитие психики в процессе эволюции видов животных происходило под решающим. Смотреть фото Известно что развитие психики в процессе эволюции видов животных происходило под решающим. Смотреть картинку Известно что развитие психики в процессе эволюции видов животных происходило под решающим. Картинка про Известно что развитие психики в процессе эволюции видов животных происходило под решающим. Фото Известно что развитие психики в процессе эволюции видов животных происходило под решающим Известно что развитие психики в процессе эволюции видов животных происходило под решающим. Смотреть фото Известно что развитие психики в процессе эволюции видов животных происходило под решающим. Смотреть картинку Известно что развитие психики в процессе эволюции видов животных происходило под решающим. Картинка про Известно что развитие психики в процессе эволюции видов животных происходило под решающим. Фото Известно что развитие психики в процессе эволюции видов животных происходило под решающим Известно что развитие психики в процессе эволюции видов животных происходило под решающим. Смотреть фото Известно что развитие психики в процессе эволюции видов животных происходило под решающим. Смотреть картинку Известно что развитие психики в процессе эволюции видов животных происходило под решающим. Картинка про Известно что развитие психики в процессе эволюции видов животных происходило под решающим. Фото Известно что развитие психики в процессе эволюции видов животных происходило под решающим

Известно что развитие психики в процессе эволюции видов животных происходило под решающим. Смотреть фото Известно что развитие психики в процессе эволюции видов животных происходило под решающим. Смотреть картинку Известно что развитие психики в процессе эволюции видов животных происходило под решающим. Картинка про Известно что развитие психики в процессе эволюции видов животных происходило под решающим. Фото Известно что развитие психики в процессе эволюции видов животных происходило под решающим

Известно что развитие психики в процессе эволюции видов животных происходило под решающим. Смотреть фото Известно что развитие психики в процессе эволюции видов животных происходило под решающим. Смотреть картинку Известно что развитие психики в процессе эволюции видов животных происходило под решающим. Картинка про Известно что развитие психики в процессе эволюции видов животных происходило под решающим. Фото Известно что развитие психики в процессе эволюции видов животных происходило под решающим

Тема 7. ПСИХИКА И СОЗНАНИЕ

Литература

Контрольные вопросы

1. Назовите имена ученых, основоположников теории деятельности.

2. Какой тезис марксистской теории лег в основу деятельностного подхода?

3. В чем состоит различие теории деятельности С.Л. Рубинштейна и А.Н.Леонтьева?

4. Какой вклад в теорию деятельности внес Л.С. Выготский?

5. Что такое интериоризация?

6. Назовите высшие психические функции человека.

7. Укажите основные принципы деятельностного подхода.

8. Опишите уровни деятельности.

9. Дайте характеристику трем компонентам деятельности.

10. Назовите врожденные потребности человека.

11. Какие виды мотивов вы знаете? Которые из них являются доминирующими в вашей жизни?

12. В чем сущность механизма превращения цели в мотив?

13. Назовите основные виды человеческой деятельности.

1. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб: Прайм-Еврознак, 2007, – 672 с.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. – 320 с.

3. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах / В.Г. Крысько. – Минск: Харвест, 1999. – 384 с.

4. Немов Р.С.Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов. – В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 576 с.

5. Психологический словарь / Под общей науч. ред. П.С. Гуревича. – М.: ОЛМА Медиа Групп, ОЛМА ПРЕСС Образование, 2007. – 800 с.

6. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1998. – 800 с.

7. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 5-е изд., перераб. и доп. / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д : Феникс, 2002. – 672 с.

Развитие психики живых организмов происходило параллельно с эволюцией, т.е. филогенезом(от греч. phyle – «род» и genesis – «происхождение»).
Филогенез – изменение форм органического мира в процессе эволюции.

Согласно теории А.Н.Леонтьева психика человека представляет собой результат эволюционного развития. В общем смысле психика – функция особым образом организованной материи, нервной ткани. По мере усложнения нервной системы усложняется и ее функция – происходит постепенное усложнение взаимодействия животного со средой.

Этапы развития психики в филогенезе (А.Н. Леонтьев)

1. Первый этап называется стадией элементарной сенсорной психики («сенсус» – ощущение). Животные, находящиеся на этой стадии, не способны воспринимать мир во всем его многообразии в силу неразвитости нервной системы. Они способны реагировать лишь на отдельные свойства объектов, имеющие для них жизненно важное значение. Так, например, паук из всего многообразия внешних воздействий способен реагировать лишь на вибрацию паутины, что обусловливает и характер его активности. Он активен только тогда, когда улавливает вибрацию. На данной стадии развития психики находятся простейшие, кольчатые черви, моллюски и некоторые другие беспозвоночные.

2. Второй этап называется стадией перцептивной психики (перцепция восприятие). Животные, находящиеся на этой стадии, способны создавать целостный образ воспринимаемых объектов. Также важной характеристикой перцептивной психики является возможность накапливать личный опыт. Деятельность таких животных также усложняется: они уже способны активно добывать пищу, ориентируясь в поисках ее на множество различных сигналов из окружающего мира. На данной стадии развития психики находятся рыбы, некоторые высшие беспозвоночные (членистоногие и головоногие моллюски), насекомые. На высшем уровне перцептивной психики, для которого характерны элементарные формы мышления, способность к научению, находятся птицы и некоторые млекопитающие.

3. Третий этап называется стадией интеллекта. Развитие нервной системы таких животных обеспечивает им возможность установления мысленных связей между различными объектами действительности и, как следствие, приводит к делению деятельности, прежде слитой в один процесс, на две фазы – фазу подготовления (на этой фазе животные изменяют ситуацию, чтобы получить желаемое, а не просто пользуются теми условиями, которые предоставляет им природа) и фазу осуществления (получение желаемого). Например, обезьяна не может достать банан, лежащий перед клеткой, просто вытянув руку. После небольшого замешательства обезьяна вдруг схватила одну из палок, лежащих в клетке, просунула руку с палкой между прутьями и подтянула банан. Отсутствие простого перебора вариантов свидетельствует о том, что обезьяна вначале совершает это действие «в уме», а потом уже – в действительности. На данной стадии развития психики находятся обезьяны, собаки, дельфины.

Известно что развитие психики в процессе эволюции видов животных происходило под решающим. Смотреть фото Известно что развитие психики в процессе эволюции видов животных происходило под решающим. Смотреть картинку Известно что развитие психики в процессе эволюции видов животных происходило под решающим. Картинка про Известно что развитие психики в процессе эволюции видов животных происходило под решающим. Фото Известно что развитие психики в процессе эволюции видов животных происходило под решающим

4. Четвертый этап развития психики – сознание человека. Для него характерно единство высших психических функций человека.

Источник

Развитие психики в процессе эволюции животных

Проблема развития психики

имеет три аспекта изучения:

Эволюция развития психики в животном мире

Развитие психики в животном мире тесно связывают с возникновением и развитием нервной системы, особенно головного мозга. В литературе изложены различные варианты решения вопроса о характеристических признаках психического и об иерархии свойств, последовательность возникновения которых отражает усложнение уровня психической организации.

Так, с точки зрения К.К. Платонова, последовательность скачков, соответствующих процессу возникновения психической реальности и последующего ее развития, следующее: от физического к физиологическому (раздражимость); от физиологической раздражимости к переживаемости (субъективности), т.е. к психическому; от эмоций к ощущениям (от переживаемости к чувствительности); от сложного комплекса ощущений к оперированию понятиями – простейшему мышлению; от мышления к воле.

Такая последовательность развития повторяется и в онтогенезе. Причем как в фило-, так и в онтогенезе каждый этап развития психики претерпевал и продолжает претерпевать собственные изменения, идущие по двум линиям. По одной линии каждый этап, вступая в противоречие со средой, завершается скачком, обеспечивающим появление следующего этапа. По другой линии развития он дифференцируется и усложняет собственную форму, которая вступает в новые структурные взаимоотношения с другими формами психического отражения.

Специфика живого существа (которое можно охарактеризовать, естественно, и физическими параметрами, такими, как масса, размеры тела, ареал обитания, продолжительность существования в средах с различными физико-химическими свойствами и др.) обнаруживается прежде всего в следующих признаках:

Этапы развития психики животных в эволюции:

I (низший) — элементарная чувствительность.

II — предметное восприятие.

III (высший) — отражение межпредметных связей.

3 этап – интеллектуальное поведение – простейшие формы мыслительной деятельности, основанные на установлении связей между предметами.

Источник

Развитие психики в процессе эволюции животного мира

Психика – системное свойство высокоорганизованной материи, заключается в активном отражении субъектом объективного мира, в построении картины мира и саморегуляция на этой основе своего поведения и деятельности. Определяющим признаком психики является: отражение (даёт образ предметной среды, в которой они действуют и удовлетворяют потребности).

Проблема возникновения психики. Критерии психического.

Существуют различные подходы к проблеме возникновения психики:

Панпсихизм: психикой обладает все. Антропопсихизм: психика есть только у человека. Биопсихизм: психикой обладает вся живая материя. Зоопсихизм –путь к изучению психики чз изучение поведения. Фитопсихизм: психика есть у растений и у всего живого. Нейропсихизм: психика есть у тех, кто имеет нервную систему (Дарвин). Анималпсихизм: все животные обладают психикой.

У простейших организмов есть только раздражимость (реагирование на воздействия внешней среды). Появление психической формы отражения связано с появлением нервной системы. Впервые она – у кишечнополостных (медузы, гидры), НС – нервные клетки или сетевидные. Появляются недифференцированные реакции на воздействия внешней среды. У червей появляется ганглиозная нервная система, у насекомых – эта система уже разделяется на брюшной, грудной и головной отделы.

Леонтьев полагал, что основной и исходной формой психики являются простейшие ощущения. Гипотеза А. Н. Леонтьева: в качестве объективного критерия психики предложил способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия (те виды или свойства предметов, которые непосредственно не участвуют в обмене веществ). Если живой организм приобретает способность как отражать биологически нейтральные свойства, так и устанавливать связь с биологически существующими свойствами, то возможности его выживания расширяются.

Стадии эволюционного развития психики (по А.Н.Леонтьеву и Фабри)

1. Элементарная сенсорная психика. Низший уровень (простейшие): преобладают инстинктивные формы поведения. Есть только раздражимость (реагируют на воздействия внешней среды). У низших животных психика направлена на добывание пищи и определение ее пригодности, избегание неприятных воздействий (при этом они отклоняются или обползают препятствия). Двигательная активность животных еще не имеет поискового, целенаправленного характера. Высший уровень (беспозвоночные): чувствительность (реаг на свет, температуру, эл ток). В основном форма поведения – таксисы, простейшие движения, у некоторых появляется подобие брачных игр (черви). Способность к привыканию с подкреплением.

2. Перцептивная психика. Вышли на сушу. Низший уровень (моллюски, насекомые, рыбы). У насекомых НС – ганглии, есть примитивный мозг (сложно устроенный ганглий), сложное строение глаза, развитое восприятие запаха и формы. Ощущения объединяются в образы. Появляются формы приспособительного поведения, сложные двигательные навыки для избегания, поиск положительных раздражителей. Деятельность становится более целенаправленной. Высший (позвоночные): формы коммуникации (химическая и звуковая), способность к научению, высокоразвитые инстинктивные действия, поведение.

3. Стадия интеллекта. Отражение отношений между предметами. Деятельность отражает причинно-следственные связи, орудийна. Быстро формируются навыки, почти без подкрепления. Появляется подготовка к действию, исследовательское поведение. Способность переноса опыта в другие условия. Возможен инсайт. Средство общения вида – язык.

В соответствии с уровнем развития психики соответствующие виды поведения животных:

1. Инстинкт – составляет основу поведения животных, генетически фиксируемые, наследуемые элементы поведения.

2. Навык – умение, доведённое до автоматизма, производится без особенного контроля сознания. Основан на условных рефлексах. Это новые реакции или действия, которые возникают на основе выучки или индивид опыта и функц-ют автоматически. Формируется в процессе упражнения и для сохранения нуждается в тренировке. Навыки изучаются с помощью лабиринтов, “проблемных ящиков”, задач “обходного пути». Пример: оперантное научение по Скиннеру: “проблемный ящик”: закрытое помещение, в котором, например, рычаг. Нажимая на рычаг, крыса получает результат (даётся еда) – и крыса может в соответствии со своими потребностями регулировать обстановку в своём ящике. Дрессура дельфинов и собак – это всё по скиннеровской методе.

3. Интеллект – вершина психического развития животных; отличается отражением отношений комплексов и связей. Позволяет расширить вариативность поведения, нестереотипичное поведение. Предпосылка для более адекватного реагирования на новые ситуации.

Наличие способности отражать явления, их связи, свойства – предпосылки сознания. Абстрактное понятийное отражение, абстрактное мышление (нет привязи к чувственному опыту – не только отражать действительность, но и творить её).

По Леонтьеву: 2 фактора, сделавшие человека человеком (приводят к формированию сложно построенной сознательной деятельности человека): коллективный труд (разделение труда, отделение от непосредственного биологического мотива) и речь (в ходе совместной деятельности), рождали значение слова, которое аккумулировало человеческое познание

Известно, что в отличие от животного человек не только употребляет, но и изготовляет орудия. Такая деятельность по изготовлению орудия приводит к коренной перестройке всей структуры поведения.

Сознательная деятельность является результатом новых общественно-исторических форм трудовой деятельности. Животные используют, изготавливают, совершенствуют орудия. Однако они неспособны изготовить одно орудие с помощью другого (отличие от человека) – отделение действия от биологического мотива, появление плана сознания (образ будущего действия), (трудовая деятельность), возможность хранения опыта

Под языком принято понимать систему кодов, с помощью которых обозначаются предметы внешнего мира, их действия, качества, отношения между ними. Только у людей.

Животное обладает разными средствами выражения своих состояний, которые воспринимаются другими животными и могут оказать существенное влияние на их поведение. Пример: В стаде обезьян можно наблюдать целый набор звуков, которые выражают удовлетворение, агрессию, страх перед опасностью и т. д. Но «язык» животных никогда не обозначает предметов, не выделяет их действий или качеств, а следовательно, не является языком в подлинном смысле этого слова.

Звуки, начинавшие указывать на определенные предметы, еще не имели самостоятельного существования. Они были вплетены в практическую деятельность, сопровождались жестами и выразительными интонациями. Лишь через много тысячелетий звуковой язык стал отделяться от практического действия и получать свою самостоятельность

Возникновение языка вносит по крайней мере три наиболее существенных изменения в сознательную деятельность человека.

1. язык, обозначая предметы и события внешнего мира в отдельных словах или их сочетаниях, позволяет выделить эти предметы, направлять на них внимание и сохранять их в памяти. Значит человек может иметь дело с предметами внешнего мира даже в их отсутствие. Достаточно внешнего или внутреннего произнесения того или иного слова, чтобы возникло представление о соответствующем предмете и чтобы человек был в состоянии оперировать с этим образом.

2. слова языка не только указывают на определенные вещи, но и абстрагируют их существенные свойства, относят воспринимаемые вещи к определенным категориям (абстракция и обобщение)

3. Язык служит основным средством для передачи информации, сложившейся в общественной истории человечества, иначе говоря, он создает третий источник развития психических процессов, которые на стадии человека прибавляются к тем двум источникам (наследственно передаваемые программы поведения и формы поведения, сложившиеся в результате опыта данной особи), которые имели место у животных.

Л. С. Выготский создал культурно-историческую теорию психики человека. Иногда ее называют теорией общественно-исторического происхождения высших психических функций человека.

Эта концепция далеко не завершена и в чем-то несколько схематична (потому что Выготский занимался не только этой проблемой, но так же психологией эмоций, искусства и т.д.). Но ее главные положения имеют непреходящее значение для нас сегодня.

При переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение взаимоотношений субъекта с окружающей средой.

1) измененное взаимоотношение человека и природы. На животное всегда действовала среда, изменяла его, оно приспосабливалось к среде, и это обусловило биологическую эволюцию животного мира. Человек начал действовать на природу и видоизменять ее, человек оказался способен к овладению природой.

2) механизм изменения через использование орудий. Человеку удалось повлиять на природу благодаря использованию орудий, а обобщенно говоря, благодаря развитию материального производства. Именно материальное производство привело к эволюции средств воздействия на природу: от неотесанного камня или копья-палки до современных станков и атомных двигателей.

Человек научился также овладевать собственной психикой. Появились произвольные формы деятельности = ВПФ.

ЛСВ выделяет: 1) низшие, натуральные, психофизиологические функции (сенсорная функция, моторная, мнемическая и др. Они есть и у животных. 2) высшие, появляются у человека (произвольные): человек может заставить себя запомнить некоторый материал, обратить внимание на какой-то предмет, организовать свою умственную деятельность.

По мнению Л. С. Выготского, указанные изменения в психике человека выступают одновременно и как следствия его измененных отношений с природой, и как фактор, который обеспечивает эти изменения. Ставя и реализуя внешние цели, человек с какого-то момента начинает ставить и осуществлять внутренние цели, т. е. научается управлять собой. В то же время прогресс в самоорганизации помогает более эффективно решать внешние задачи.

Подобно тому как человек овладевает природой с помощью орудий, он овладевает собственным поведением тоже с помощью орудий, но только орудий особого рода – психологических = знаки.

Пример: память. Человек запоминает иначе, чем животное. Животное запоминает непосредственно и непроизвольно. У человека же запоминание оказывается специально организованным действием. Завязывание узелка «на память», зарубки на дереве, узелки и другие, у разных народов и племен в далеком прошлом.

Человеческая память (отличия от животной):

— благодаря многим приемам опосредствования может вбирать в себя огромное количество информации

— нет необходимости повторения ситуации запоминания: нужное содержание человек может вспомнить в любых других условиях благодаря использованию стимулов-средств, или знаков.

Труд создал человека, общение в процессе труда породило речь. Первые слова обеспечивали организацию совместных действий. Это были слова-приказы, обращенные к другому и направляющие его действия: «сделай то», «возьми это», «пойди туда» и т. п.

Возможность приказывать себе рождалась в процессе культурного развития человека из внешних отношений приказа-подчинения. Сначала функции приказывающего и исполнителя были разделены и весь процесс, по выражению Л. С. Выготского, был интерпсихологическим, т. е. межличностным. Затем эти же отношения превратились в отношения с самим собой, т. е. в интрапсихологические.

Превращение интерпсихологических отношений в интрапсихологические Выготский назвал процессом интериоризации. В ходе него происходит превращение внешних средств-знаков (зарубки, коготь, жребий, громко произнесенное слово) во внутренние (образ, элемент внутренней речи и т. п.).

В онтогенезе наблюдается принципиально то же самое. Л. С. Выготский выделяет здесь следующие стадии интериоризации.

1. взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать.

2. ребенок перенимает от взрослого способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого.

3. ребенок начинает воздействовать словом на самого себя.

Пиаже и Выготский об эгоцентрической речи:

Л. С. Выготский думал иначе. Он показал, что эгоцентрическая речь есть промежуточный этап между речью, обращенной к другому, и речью, обращенной к себе.

Исследование Л. С. Выготского: ребёнок рисовал и озвучивал каждое своё действие.

Пример превращения в ходе онтогенеза внешних средств во внутренние (Выготский о произвольном внимании): О произвольном внимании речь идет в том случае, когда человек направляет и удерживает свое внимание на предмете деятельности. В наиболее чистой форме этот вид внимания возникает в условиях, когда сам предмет непривлекателен, т. е. «не бросается» в глаза (в противном случае включаются также механизмы непроизвольного внимания).

Уже в следующей пробе ребенок выбирает чашку с темно-серым прямоугольником. Очень скоро он говорит: «Теперь я знаю, как играть: орешек там, где темное пятно». С данного момента он начинает постоянно выигрывать.

Таким образом, произошли два важнейших события: 1) рождение средства-знака в процессе общения и 2) превращение его из внешней формы во внутреннюю, т. е. его интериоризация. В результате стал возможен акт произвольного внимания.

Интериоризуясь, «натуральные» психические функции трансформируются и «сворачиваются», приобретают автоматизированность, осознанность и произвольность. Затем, благодаря наработанным алгоритмам внутр. преобразований, становится возможным и обратный интериоризации процесс – процесс экстериоризации – вынесения вовне результатов умственной деятельности, осуществляемых сначала как замысел во внутр. плане.

ВПФ основаны на использовании внутренних, преимущественно вербальных, средств, которые первоначально отрабатываются в общении.

Из рассмотренных положений теории Л. С. Выготского следует множество практических выводов, важных прежде всего для практики воспитания детей.

Послушание становится возможным после того, как ребенок научится овладевать своим поведением. А для этого взрослый должен снабдить его средствами, да еще убедиться, что ребенок может использовать их самостоятельно, т. е. что они хотя бы частично интериоризовались.

Например: ребёнок не слушается, отказывается сам одеваться, постоянно забывает что-то надеть или сделать и т.д. Можно предложить ребёнку составленный взрослыми список из того, что надо сделать или что надеть + к каждому пункту картинка. Ребёнок будет делать всё по порядку, по списку. Он водит пальцем по списку, отыскивает нужную вещь, бежит надевать ее; снова бежит к списку, находит следующую вещь и т. д. Через месяц, полгода, год список «перейдет во внутренний план», станет просто хорошо известным набором вещей, примерно таким, каким пользуемся мы, когда собираемся на работу или в университет на занятия.

Резюме

Принципиальное отличие человека от животных состоит в том, что он овладел природой с помощью орудий. Это наложило отпечаток на его психику: он научился овладевать собственными психическими функциями. Для этого он также использует орудия, но орудия особые, психологические. В качестве таких орудий выступают знаки, или знаковые средства. Они имеют культурное происхождение. Наиболее типичной и универсальной системой знаков является речь.

Таким образом, высшие психические функции человека отличаются от низших, или естественных, психических функций животных по своим свойствам, строению, происхождению: они произвольны, опосредовании, социальны.

— упрек в слишком резком и как бы механическом разделении психических функций человека на «низшие», «натуральные», и «высшие», «культурные». Теперь преобладает мнение, что все психические процессы человека являются культурными, или по крайней мере несут на себе отпечаток социальности.

— переоценка и даже абсолютизация Л. С. Выготским роли знака в формировании человеческого сознания. Фактор практической деятельности при этом оставался в тени.

— некоторые положения теории и особенно терминология Л. С. Выготского несут на себе следы реактологической концепции. Например, тезис о том, что «психические процессы суть не что иное, как реакции на вызывающие их стимулы», Л. С. Выготский называл «основным психологическим законом».

Какое влияние оказала культурно-историческая теория Л. С. Выготского на дальнейшее развитие советской психологии

Два фундаментальных положения теории сохраняют непреходящее значение и в настоящее время. Это положение об опосредствованном характере высших психических функций, или произвольных форм поведения человека, и положение об интериоризации как процессе их формирования.

Идея Выготского об интериоризации психологических орудий и способов их употребления в дальнейшем была распространена на формирование умственных действий (П. Я. Гальперин). Она составила основу понимания природы внутренней деятельности как производной от внешней, практической, деятельности с сохранением принципиально того же строения (А. Н. Леонтьев). Она выразилась в понимании личности как структуры, образующейся путем интериоризации социальных отношений.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Развитие психики в процессе эволюции животного мира

Развитие психики в процессе эволюции животного мира

Развитие психики в процессе эволюции животного мира

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *