Известно что русское ударение имеет несколько функций

Известно что русское ударение

Известно что российское ударение имеет несколько функций: 1)Ударение распознаёт слова

Знаменито что российское ударение имеет несколько функций: 1)Ударение различает слова смыслоразделительная функция; 2)Ударение распознаёт некие грамматические формы 1-го слова; 3)Ударение различает общеупотребительный и профессиональный варианты произношения слова; 4) Ударение распознаёт современный и обветшавший варианты произношения слова; 5)Ударение распознаёт литературный и народнопоэтический варианты слова; 6) Ударение не выполняет различительной функции(слова-дублеты, когда разница в месте ударения не означаема) Представлены варианты нормы; 7) в одном из слов ударение просторечное(отражает неграмотную разговорную речь) Распределите пары слов в согласовании с функцией ударения в каждой паре:1)мУзыка-музЫка; 2)твОрог-творОг; 3)шёлковый-шелкОвый; 4)зАмок-замОк; 5)кОмпас-компАс; 6)вОлос-волОс; 7)бАгрить-багрИть; 8)пиццЕрия-пиццерИя; 9)оптОвый-Оптовый; 10)хОдите-ходИте.

Олимпиада (школьный этап) по русскому языку 8 класс

Известно что русское ударение имеет несколько функций. Смотреть фото Известно что русское ударение имеет несколько функций. Смотреть картинку Известно что русское ударение имеет несколько функций. Картинка про Известно что русское ударение имеет несколько функций. Фото Известно что русское ударение имеет несколько функций

Ответ:
1) Ударение различает слова (смыслоразличительная функция). 4, 7
2) Ударение различает некоторые грамматические формы одного слова. 6,10
3) Ударение различает общеупотребительный и профессиональный варианты произношения слова. 5
4) Ударение различает современный и устаревший варианты произношения слова. 1
5) Ударение различает литературный и народнопоэтический варианты произношения слова. 3
6) Ударение не выполняет различительной функции (слова-дублеты, когда разница в месте ударения не значима). 2
7) В одном из слов ударение просторечное (отражает неграмотную разговорную речь) 8, 9
Оценка:
По 1 баллу за каждую верно вписанную в графу пару.
Итого: 10 баллов.
Задание 2.

а) как псу муха (польск.) – как слону дробина;

б) принять пузыри за фонари (франц.) – принять за чистую монету;

в) как заяц в ананасе (польск.), как курица в перце (польск.) – как свинья в

г) записать за ушами (чешск.) – зарубить на носу, намотать на ус;

д) спеши медленно, не торопясь (лат.) – тише едешь – дальше будешь,

поспешишь – людей насмешишь;

е) когда свинья в жёлтых шлёпанцах вскарабкается на грушу (болгарск.) –

когда рак на горе свистнет/после дождичка в четверг.

по 1 баллу за каждый верно приведённый эквивалент (он может быть иным,

нежели в ответе, но соответствовать по значению данному);

1 балл (добавочный), если к одному данному выражению верно приведено

более одного эквивалента.

В современном языке на существование в прошлом у слова манера варианта мужского рода указывают сохранившиеся и используемые в речи выражения на манер кого/чего-либо, на такой-то (французский) манер, таким манером.

Оценка: по 2 балла за каждое приведенное словосочетание.

Ответ:
Три. Глагол в повелительном наклонении 2-го лица ед. числа. Корень тр-,
суффикс —
и-, нулевое окончание. Три звука [тр’и].
Увёз. Глагол в форме изъявительного наклонения прошедшего времени
мужского рода ед. числа. Приставка
у-, корень —вёз-, нулевой суффикс,
нулевое окончание. Четыре звука [ув’ос].
Оценка:
1. За каждое правильно выбранное слово – по 1 баллу.
2. За правильный морфемный разбор слова
три – 1 балл, слова увёз – 2 балла.
3. За правильное объяснение количества звуков (транскрипцию) каждого
слова – по 1 баллу.
4. За описание морфологических свойств данных слов (для объяснения
морфемного разбора) – слова
увёз – 1 балл, слова три – 2 балла.
Итого: 10 баллов.

1) за верное определение лишнего слова рукоделие – 1 балл;

2) за указание, что все четыре слова относятся к среднему роду (с окончанием –е-), ко 2 склонению – 0,5+0,5, всего 1 балл;

4) за указание, что в словах стеклоделие, виноделие, сыроделие исходное существительное обозначает продукт (результат) деятельности (напр. виноделие — делать вино) – 2 балла, стоит в винительном падеже– 1 балл, а в слове рукоделие — существительное обозначает способ («орудие») деятельности (делать при помощи рук, делать руками) – 2 балла, стоит в творительном падеже,– 1 балл.

В первом предложении — обстоятельство образа действия в составе словосочетания (кружным путём). Часть речи – существительное.

Во втором предложении является производным предлогом, служебная часть

речи. Вместе с существительным входит в состав обстоятельства образа действия. Отдельно от существительного не является членом предложения.

В третьем предложении — обстоятельство образа действия, часть речи – наречие.
Оценка: за правильно указанную часть речи в каждом предложении – по 1 баллу; за правильно указанную синтаксическую функцию в каждом из предложений – по 1 баллу; за указание на производность предлога – 0,5 балла, за указание, что вместе с существительным является обстоятельством, – 0,5 балла;

Пря (ж. устар.)- спор, борьба, состязание. Возможные слова:

распря, прения, препирательство, препирание..

2 балла за определение значения слова, по 2 балла за каждый пример слова.

Общее количество баллов за олимпиаду: 61 балл.

Олимпиадные задания по русскому языку

Известно что русское ударение имеет несколько функций. Смотреть фото Известно что русское ударение имеет несколько функций. Смотреть картинку Известно что русское ударение имеет несколько функций. Картинка про Известно что русское ударение имеет несколько функций. Фото Известно что русское ударение имеет несколько функций

Для выявления одаренных детей в классе необходимо предлагать учащимся задания повышенной сложности.

Просмотр содержимого документа
«Олимпиадные задания по русскому языку»

Задания для проведения Олимпиады в 7 классе

Предмет – русский язык

(Время выполнения – 120 минут)

Известно, что русское ударение имеет несколько функций. Прочитайте пары слов, в которых выделенные буквы указывают на ударный звук.

1) дневнОе – днЕвное, 2) щепОть – щЕпоть, 3) шЁлковый – шелкОвый, 4) Атлас – атлАс, 5) флюорогрАфия – флюорографИя, 6) рукИ – рУки, 7) бЕлки – белкИ, 8) киломЕтр – киломЕтр, 9) начАть – нАчать, 10) Учите – учИте.

Распределите пары слов по группам в соответствии с функцией ударения в каждой паре:

Ударение различает слова (смыслоразличительная функция).

Ударение различает некоторые грамматические формы одного слова.

Ударение различает общеупотребительный и профессиональный варианты произношения слова

Ударение различает современный и устаревший варианты произношения слова.

Ударение различает литературный и народнопоэтический варианты произношения слова.

Ударение не выполняет различительной функции (слова-дублеты, когда разница в месте ударения не значима). Представлены варианты нормы.

В одном из слов ударение просторечное (отражает неграмотную разговорную речь)

Итого: 10 баллов максимум.

Подберите русские эквиваленты (соответствия) к следующим фразеологизмам и пословицам:

а) редкая птица ‘о том, кто резко отличается от других, не похож на окружающих’(лат.) –

б) по когтю льва (лат.) –

в) до греческих календ ‘на неопределенный срок’ (лат.) –

г) все равно что по-гречески ‘совершенно непонятно’ (англ.) –

д) всякая вещь хороша в свое время года (англ.) –

Итого: 7 баллов максимум.

В каких словах количество морфем соответствует количеству звуков: дуб, олень, яркий, принёс, объезд? Объясните своё решение, указав морфологические свойства, морфемы и звуки в выбранных вами словах.

Заполните пустые графы таблицы: постройте словосочетания с предлогом ИЗ, сформулируйте смысловые вопросы и определите смысловые отношения между компонентами словосочетания словами в словосочетаниях.

Источник

Школьный этап олимпиады по русскому языку 9 класс

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ШКОЛЬНЫЙ ТУР ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Задания для 9 класса

Известно, что русское ударение имеет несколько функций. Прочитайте пары слов, в которых выделенные буквы указывают на ударный звук.

1) мУзыка – музЫка, 2) твОрог – творОг, 3) шЁлковый – шелкОвый, 4) зАмок – замОк, 5) кОмпас – компАс, 6) вОлос – волОс, 7) бАгрить – багрИть, 8) пиццЕрия – пиццерИя, 9) оптОвый – Оптовый, 10) хОдите – ходИте.

Распределите пары слов по группам в соответствии с функцией ударения в каждой паре:

Ударение различает слова (смыслоразличительная функция).

Ударение различает некоторые грамматические формы одного слова.

Ударение различает общеупотребительный и профессиональный варианты произношения слова.

Ударение различает современный и устаревший варианты произношения слова.

Ударение различает литературный и народно-поэтический варианты слова.

В одном из слов ударение просторечное (отражает неграмотную разговорную речь)

В современном русском языке слово тень обладает необычным свойством, благодаря которому учёные-лингвисты сделали вывод, что в древности это слово было не женского, а мужского рода. Попробуйте догадаться, в чем заключается это свойство.

Объясните образование слов и правописание выделенных букв в словах: ра сс ориться, пятито нн ый, оде сс кий.

Оксюмороном называется сочетание, основанное на антонимическом значении компонентов: живой труп, убогая роскошь, сухое вино и т.п.

Почему фразеологизм сгореть от /со стыда с этимологической точки зрения является оксюмороном?

Какими частями речи являются подчёркнутые формы? Какими членами предложения они являются? Какие наблюдения, касающи-еся истории образования частей речи, вы можете сделать на этом осно-вании?

Во многих языках есть слова, которые возникли путем перехода имен собственных в имена нарицательные. Есть такие слова и в русском языке. Чаще всего это иноязычные заимствования, но есть и примеры такого перехода собственно русских имен. Приведите примеры подобных случаев и объясните первоначальное значение слов (не более 7 слов).

Прочитайте отрывок из книги известного современного лингвиста Максима Анисимовича Кронгауза «Русский язык на грани нервного срыва»: «Увы, для слов не существует музеев. Мы яростно спорим, хорошо это или плохо, что в русском языке появляется так много новых слов, и совершенно не обращаем внимания на то, что тем временем другие слова постепенно исчезают. Конечно, об исчезновении слов всем известно, и любой мало-мальски образованный человек засыплет меня примерами: смерд, чело, десница, засим, вечерять, токмо, паче… Но это все мертвые слова, которые мы никогда не используем в обычной речи, а в современных словарях, если они туда попадают, им соответствует помета «устаревшее». В несуществующем музее слов их следовало бы поместить в какие-то первые залы. Гораздо интереснее смотреть на слова, уходящие из языка в двадцатом и двадцать первом веках, попросту говоря, на наших глазах».

Далее автор книги предлагает открыть пункт приема уходящих слов, ведь у каждого читателя свой языковой опыт. Какие бы слова вы предложили поместить в музей слов сегодня, в XXI веке? Объясните свой ответ выбор (не более 5 слов с объяснением).

В рассказе А.П. Чехова «Жалобная книга» есть такое предложение:

«Кто найдёт кожаный портсигар тот пущай отдаст в кассу Андрею Егорычу».

Понятно, что автор намеренно допускает ошибки в речи персо-нажа, чтобы показать его уровень культуры и представить его как человека безграмотного. Исправьте все возможные ошибки в этой записи и объясните необходимость исправлений.

Составьте и запишите предложение таким образом, чтобы при его пунктуационном оформлении были использованы все знаки препинания.

Восстановите предложения, правильно вставив слова боязливо и боязно.

Девочка …. оглянулась. Д евочке было ….

Определите, чем различаются в современном русском языке слова боязливо и

Источник

Задания школьного тура олимпиады по русскому языку

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ШКОЛЬНЫЙ ТУР ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

1. Известно, что русское ударение имеет несколько функций. Прочитайте пары слов, в которых выделенные буквы указывают на ударный звук.

Распределите пары слов по группам в соответствии с функцией ударения в каждой паре:

Ударение различает слова (смыслоразличительная функция).

Ударение различает некоторые грамматические формы одного слова.

Ударение различает общеупотребительный и профессиональный варианты произношения слова.

Ударение различает современный и устаревший варианты произношения слова.

Ударение различает литературный и народнопоэтический варианты слова.

Ударение не выполняет различительной функции (слова- дублеты, когда разница в месте ударения не значима). Представлены варианты нормы

В одном из слов ударение просторечное (отражает неграмотную разговорную речь)

2. Подберите русские эквиваленты (соответствия) к следующим фразеологизмам и пословицам:

е) когда свинья в жёлтых шлёпанцах вскарабкается на грушу (болгарск.)

3. Какое значение имело слово анекдот во времена А.С. Пушкина:

до дней минувших анекдоты

От Ромула до наших дней

Хранил он в памяти своей.

4. В каких словах количество морфем соответствует количеству звуков: снять, три, въезд, сжал, увёз? Объясните своё решение, указав морфологические свойства, морфемы и звуки в выбранных вами словах.

5. Заполните пустые графы таблицы: постройте словосочетания с предлогом ИЗ, сформулируйте смысловые вопросы и определите смысловые отношения между компонентами словосочетания словами в словосочетаниях.

6. Найдите в ряду слов (имён существительных) одно лишнее и объясните свой выбор, выявив сходства и различия данных слов с точки зрения морфологии, состава слова и словообразования: рукоделие, стеклоделие, виноделие, сыроделие.

7. Прочитайте предложения:

1) Мы пойдём напрямик, а вы идите кружным путём. Проблему беженцев следует решать путём переговоров. Все надо делать путём, а у тебя вечно какие-то фокусы.

Каким членом предложения и какой частью речи является выделенное слово в каждом предложении?

8. Какими буквами может быть выражено окончание существительных в форме множественного числа именительного падежа? Подтвердите ваш ответ примерами (не менее трех примеров на одну букву).

9. В поэме Д.Г.Байрона «Шильонский узник» в переводе В.А. Жуковского есть такая фраза: Два брата, падшие во пре, отдав на жертву честь и кровь, спасли души своей любовь.

1) Каково значение слова «пря» в этом предложении?

2) В современном русском языке есть существительные, которые образованы от того же корня и имеют близкое значение. Запишите как можно больше (но не более 5 таких существительных.

Ударение различает общеупотребительный и

профессиональный варианты произношения слова.

Ударение различает современный и устаревший варианты произношения слова

Ударение различает литературный и народнопоэтический варианты слова.

Ударение не выполняет различительной функции (слова-дублеты, когда разница в месте ударения не значима). Представлены варианты нормы

В одном из слов ударение просторечное (отражает неграмотную разговорную речь)

По 1 баллу за каждую верно вписанную в графу пару.

Итого: 10 баллов максимум.

2. а) как псу муха (польск.) – как слону дробина; как слону булочка;

б) принять пузыри за фонари (франц.) – принять за чистую монету;

в) как заяц в ананасе (польск.), как курица в перце (польск.) – как свинья в апельсинах;

г) записать за ушами (чешск.) – зарубить на носу, намотать на ус

д) спеши медленно, не торопясь (лат.) – тише едешь – дальше будешь, поспешишь – людей насмешишь, что скоро, то не споро; воробьи торопились, да маленькими уродились;

е) когда свинья в жёлтых шлёпанцах вскарабкается на грушу (болгарск.) – когда рак на горе свистнет/после дождичка в четверг; на морковкино заговенье, на турецкую пасху.

по 1 баллу за каждый верно приведённый эквивалент (он может быть иным, нежели в ответе, но соответствовать по значению данному);

1 балл (добавочный), если к одному данному выражению верно приведено более одного эквивалента.

1. За каждое правильно выбранное слово – по 1 баллу.

2. За правильный морфемный разбор слова три – 1 балл, слова увёз – 2 балла.

3. За правильное объяснение количества звуков (транскрипцию) каждого слова – по 1 баллу.

4. За описание морфологических свойств данных слов (для объяснения морфемного разбора) – слова увёз – 1 балл, слова три – 2 балла.

по 1 баллу за каждую правильно заполненную графу таблицы. Главные и зависимые слова могут отличаться от приведённых в ответе, но должны соответствовать вопросу и значению в словосочетании этой строчки.

Итого: 10 баллов максимум

6. 1) за верное определение лишнего слова рукоделие – 1 балл;

2) за указание, что все четыре слова относятся к среднему роду (с окончанием –е-), ко 2 склонению – 0,5+0,5, всего 1 балл;

Итого: 13 баллов максимум.

Во втором предложении является производным предлогом, служебная частьречи. Вместе с существительным входит в состав обстоятельства образа действия. Отдельно от существительного не является членом предложения.

за правильно указанную часть речи в каждом предложении – по 1 баллу;

за правильно указанную синтаксическую функцию в каждом из предложений – по 1 баллу;

за указание на производность предлога – 0,5 балла, за указание, что вместе с существительным является обстоятельством, – 0,5 балла;

Итого: 7 баллов максимум.

8. И (примеры: звуки, школьники, люди и т. д.)

Ы (примеры: буквы, мужчины, сёстры и т. д.)

А (примеры: озёра, леса, рога и т. д.)

Я (примеры: учителя, братья, деревья и т. д.)

Е (примеры: граждане, бояре, англичане и т. д.)

По 0,5 балла за И, Ы; по 1 баллу за А, Я; 2 балла за Е; по 0,5 баллов за примеры на И,Ы; по 1 баллу за примеры на А,Я; 2 балла за примеры на Е..

9. Устаревшее слово пря означает «борьба, ссора, пререкание».

родственное также спор.

В корне пр / пир/пор происходит чередование гласных и нуля звука.

2 балла за определение значения слова, по 2 балла за каждое слово из 1 группы; 3 балла за слово спор ; 1 балл за возможное указание на этимологическое родство или чередование в корне.

Источник

Олимпиада (школьный этап) по русскому языку 8 класс

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Ответ:
1) Ударение различает слова (смыслоразличительная функция). 4, 7
2) Ударение различает некоторые грамматические формы одного слова. 6,10
3) Ударение различает общеупотребительный и профессиональный варианты произношения слова. 5
4) Ударение различает современный и устаревший варианты произношения слова. 1
5) Ударение различает литературный и народнопоэтический варианты произношения слова. 3
6) Ударение не выполняет различительной функции (слова-дублеты, когда разница в месте ударения не значима). 2
7) В одном из слов ударение просторечное (отражает неграмотную разговорную речь) 8, 9
Оценка:
По 1 баллу за каждую верно вписанную в графу пару.
Итого: 10 баллов.
Задание 2.

а) как псу муха (польск.) – как слону дробина;

б) принять пузыри за фонари (франц.) – принять за чистую монету;

в) как заяц в ананасе (польск.), как курица в перце (польск.) – как свинья в

г) записать за ушами (чешск.) – зарубить на носу, намотать на ус;

д) спеши медленно, не торопясь (лат.) – тише едешь – дальше будешь,

поспешишь – людей насмешишь;

е) когда свинья в жёлтых шлёпанцах вскарабкается на грушу (болгарск.) –

когда рак на горе свистнет/после дождичка в четверг.

по 1 баллу за каждый верно приведённый эквивалент (он может быть иным,

нежели в ответе, но соответствовать по значению данному);

1 балл (добавочный), если к одному данному выражению верно приведено

более одного эквивалента.

В современном языке на существование в прошлом у слова манера варианта мужского рода указывают сохранившиеся и используемые в речи выражения на манер кого/чего-либо, на такой-то (французский) манер, таким манером.

Оценка: по 2 балла за каждое приведенное словосочетание.

1) за верное определение лишнего слова рукоделие – 1 балл;

2) за указание, что все четыре слова относятся к среднему роду (с окончанием –е-), ко 2 склонению – 0,5+0,5, всего 1 балл;

4) за указание, что в словах стеклоделие, виноделие, сыроделие исходное существительное обозначает продукт (результат) деятельности (напр. виноделие — делать вино) – 2 балла, стоит в винительном падеже– 1 балл, а в слове рукоделие — существительное обозначает способ («орудие») деятельности (делать при помощи рук, делать руками) – 2 балла, стоит в творительном падеже,– 1 балл.

Во втором предложении является производным предлогом, служебная часть

речи. Вместе с существительным входит в состав обстоятельства образа действия. Отдельно от существительного не является членом предложения.

Пря (ж. устар.)- спор, борьба, состязание. Возможные слова:

распря, прения, препирательство, препирание..

2 балла за определение значения слова, по 2 балла за каждый пример слова.

Общее количество баллов за олимпиаду: 61 балл.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *