Известно что русское ударение имеет несколько функций
Известно что русское ударение
Известно что российское ударение имеет несколько функций: 1)Ударение распознаёт слова
Знаменито что российское ударение имеет несколько функций: 1)Ударение различает слова смыслоразделительная функция; 2)Ударение распознаёт некие грамматические формы 1-го слова; 3)Ударение различает общеупотребительный и профессиональный варианты произношения слова; 4) Ударение распознаёт современный и обветшавший варианты произношения слова; 5)Ударение распознаёт литературный и народнопоэтический варианты слова; 6) Ударение не выполняет различительной функции(слова-дублеты, когда разница в месте ударения не означаема) Представлены варианты нормы; 7) в одном из слов ударение просторечное(отражает неграмотную разговорную речь) Распределите пары слов в согласовании с функцией ударения в каждой паре:1)мУзыка-музЫка; 2)твОрог-творОг; 3)шёлковый-шелкОвый; 4)зАмок-замОк; 5)кОмпас-компАс; 6)вОлос-волОс; 7)бАгрить-багрИть; 8)пиццЕрия-пиццерИя; 9)оптОвый-Оптовый; 10)хОдите-ходИте.
Олимпиада (школьный этап) по русскому языку 8 класс
Ответ:
1) Ударение различает слова (смыслоразличительная функция). 4, 7
2) Ударение различает некоторые грамматические формы одного слова. 6,10
3) Ударение различает общеупотребительный и профессиональный варианты произношения слова. 5
4) Ударение различает современный и устаревший варианты произношения слова. 1
5) Ударение различает литературный и народнопоэтический варианты произношения слова. 3
6) Ударение не выполняет различительной функции (слова-дублеты, когда разница в месте ударения не значима). 2
7) В одном из слов ударение просторечное (отражает неграмотную разговорную речь) 8, 9
Оценка:
По 1 баллу за каждую верно вписанную в графу пару.
Итого: 10 баллов.
Задание 2.
а) как псу муха (польск.) – как слону дробина;
б) принять пузыри за фонари (франц.) – принять за чистую монету;
в) как заяц в ананасе (польск.), как курица в перце (польск.) – как свинья в
г) записать за ушами (чешск.) – зарубить на носу, намотать на ус;
д) спеши медленно, не торопясь (лат.) – тише едешь – дальше будешь,
поспешишь – людей насмешишь;
е) когда свинья в жёлтых шлёпанцах вскарабкается на грушу (болгарск.) –
когда рак на горе свистнет/после дождичка в четверг.
по 1 баллу за каждый верно приведённый эквивалент (он может быть иным,
нежели в ответе, но соответствовать по значению данному);
1 балл (добавочный), если к одному данному выражению верно приведено
более одного эквивалента.
В современном языке на существование в прошлом у слова манера варианта мужского рода указывают сохранившиеся и используемые в речи выражения на манер кого/чего-либо, на такой-то (французский) манер, таким манером.
Оценка: по 2 балла за каждое приведенное словосочетание.
Ответ:
Три. Глагол в повелительном наклонении 2-го лица ед. числа. Корень тр-,
суффикс —и-, нулевое окончание. Три звука [тр’и].
Увёз. Глагол в форме изъявительного наклонения прошедшего времени
мужского рода ед. числа. Приставка у-, корень —вёз-, нулевой суффикс,
нулевое окончание. Четыре звука [ув’ос].
Оценка:
1. За каждое правильно выбранное слово – по 1 баллу.
2. За правильный морфемный разбор слова три – 1 балл, слова увёз – 2 балла.
3. За правильное объяснение количества звуков (транскрипцию) каждого
слова – по 1 баллу.
4. За описание морфологических свойств данных слов (для объяснения
морфемного разбора) – слова увёз – 1 балл, слова три – 2 балла.
Итого: 10 баллов.
1) за верное определение лишнего слова рукоделие – 1 балл;
2) за указание, что все четыре слова относятся к среднему роду (с окончанием –е-), ко 2 склонению – 0,5+0,5, всего 1 балл;
4) за указание, что в словах стеклоделие, виноделие, сыроделие исходное существительное обозначает продукт (результат) деятельности (напр. виноделие — делать вино) – 2 балла, стоит в винительном падеже– 1 балл, а в слове рукоделие — существительное обозначает способ («орудие») деятельности (делать при помощи рук, делать руками) – 2 балла, стоит в творительном падеже,– 1 балл.
В первом предложении — обстоятельство образа действия в составе словосочетания (кружным путём). Часть речи – существительное.
Во втором предложении является производным предлогом, служебная часть
речи. Вместе с существительным входит в состав обстоятельства образа действия. Отдельно от существительного не является членом предложения.
В третьем предложении — обстоятельство образа действия, часть речи – наречие.
Оценка: за правильно указанную часть речи в каждом предложении – по 1 баллу; за правильно указанную синтаксическую функцию в каждом из предложений – по 1 баллу; за указание на производность предлога – 0,5 балла, за указание, что вместе с существительным является обстоятельством, – 0,5 балла;
Пря (ж. устар.)- спор, борьба, состязание. Возможные слова:
распря, прения, препирательство, препирание..
2 балла за определение значения слова, по 2 балла за каждый пример слова.
Общее количество баллов за олимпиаду: 61 балл.
Олимпиадные задания по русскому языку
Для выявления одаренных детей в классе необходимо предлагать учащимся задания повышенной сложности.
Просмотр содержимого документа
«Олимпиадные задания по русскому языку»
Задания для проведения Олимпиады в 7 классе
Предмет – русский язык
(Время выполнения – 120 минут)
Известно, что русское ударение имеет несколько функций. Прочитайте пары слов, в которых выделенные буквы указывают на ударный звук.
1) дневнОе – днЕвное, 2) щепОть – щЕпоть, 3) шЁлковый – шелкОвый, 4) Атлас – атлАс, 5) флюорогрАфия – флюорографИя, 6) рукИ – рУки, 7) бЕлки – белкИ, 8) киломЕтр – киломЕтр, 9) начАть – нАчать, 10) Учите – учИте.
Распределите пары слов по группам в соответствии с функцией ударения в каждой паре:
Ударение различает слова (смыслоразличительная функция).
Ударение различает некоторые грамматические формы одного слова.
Ударение различает общеупотребительный и профессиональный варианты произношения слова
Ударение различает современный и устаревший варианты произношения слова.
Ударение различает литературный и народнопоэтический варианты произношения слова.
Ударение не выполняет различительной функции (слова-дублеты, когда разница в месте ударения не значима). Представлены варианты нормы.
В одном из слов ударение просторечное (отражает неграмотную разговорную речь)
Итого: 10 баллов максимум.
Подберите русские эквиваленты (соответствия) к следующим фразеологизмам и пословицам:
а) редкая птица ‘о том, кто резко отличается от других, не похож на окружающих’(лат.) –
б) по когтю льва (лат.) –
в) до греческих календ ‘на неопределенный срок’ (лат.) –
г) все равно что по-гречески ‘совершенно непонятно’ (англ.) –
д) всякая вещь хороша в свое время года (англ.) –
Итого: 7 баллов максимум.
В каких словах количество морфем соответствует количеству звуков: дуб, олень, яркий, принёс, объезд? Объясните своё решение, указав морфологические свойства, морфемы и звуки в выбранных вами словах.
Заполните пустые графы таблицы: постройте словосочетания с предлогом ИЗ, сформулируйте смысловые вопросы и определите смысловые отношения между компонентами словосочетания словами в словосочетаниях.
Школьный этап олимпиады по русскому языку 9 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ШКОЛЬНЫЙ ТУР ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Задания для 9 класса
Известно, что русское ударение имеет несколько функций. Прочитайте пары слов, в которых выделенные буквы указывают на ударный звук.
1) мУзыка – музЫка, 2) твОрог – творОг, 3) шЁлковый – шелкОвый, 4) зАмок – замОк, 5) кОмпас – компАс, 6) вОлос – волОс, 7) бАгрить – багрИть, 8) пиццЕрия – пиццерИя, 9) оптОвый – Оптовый, 10) хОдите – ходИте.
Распределите пары слов по группам в соответствии с функцией ударения в каждой паре:
Ударение различает слова (смыслоразличительная функция).
Ударение различает некоторые грамматические формы одного слова.
Ударение различает общеупотребительный и профессиональный варианты произношения слова.
Ударение различает современный и устаревший варианты произношения слова.
Ударение различает литературный и народно-поэтический варианты слова.
В одном из слов ударение просторечное (отражает неграмотную разговорную речь)
В современном русском языке слово тень обладает необычным свойством, благодаря которому учёные-лингвисты сделали вывод, что в древности это слово было не женского, а мужского рода. Попробуйте догадаться, в чем заключается это свойство.
Объясните образование слов и правописание выделенных букв в словах: ра сс ориться, пятито нн ый, оде сс кий.
Оксюмороном называется сочетание, основанное на антонимическом значении компонентов: живой труп, убогая роскошь, сухое вино и т.п.
Почему фразеологизм сгореть от /со стыда с этимологической точки зрения является оксюмороном?
Какими частями речи являются подчёркнутые формы? Какими членами предложения они являются? Какие наблюдения, касающи-еся истории образования частей речи, вы можете сделать на этом осно-вании?
Во многих языках есть слова, которые возникли путем перехода имен собственных в имена нарицательные. Есть такие слова и в русском языке. Чаще всего это иноязычные заимствования, но есть и примеры такого перехода собственно русских имен. Приведите примеры подобных случаев и объясните первоначальное значение слов (не более 7 слов).
Прочитайте отрывок из книги известного современного лингвиста Максима Анисимовича Кронгауза «Русский язык на грани нервного срыва»: «Увы, для слов не существует музеев. Мы яростно спорим, хорошо это или плохо, что в русском языке появляется так много новых слов, и совершенно не обращаем внимания на то, что тем временем другие слова постепенно исчезают. Конечно, об исчезновении слов всем известно, и любой мало-мальски образованный человек засыплет меня примерами: смерд, чело, десница, засим, вечерять, токмо, паче… Но это все мертвые слова, которые мы никогда не используем в обычной речи, а в современных словарях, если они туда попадают, им соответствует помета «устаревшее». В несуществующем музее слов их следовало бы поместить в какие-то первые залы. Гораздо интереснее смотреть на слова, уходящие из языка в двадцатом и двадцать первом веках, попросту говоря, на наших глазах».
Далее автор книги предлагает открыть пункт приема уходящих слов, ведь у каждого читателя свой языковой опыт. Какие бы слова вы предложили поместить в музей слов сегодня, в XXI веке? Объясните свой ответ выбор (не более 5 слов с объяснением).
В рассказе А.П. Чехова «Жалобная книга» есть такое предложение:
«Кто найдёт кожаный портсигар тот пущай отдаст в кассу Андрею Егорычу».
Понятно, что автор намеренно допускает ошибки в речи персо-нажа, чтобы показать его уровень культуры и представить его как человека безграмотного. Исправьте все возможные ошибки в этой записи и объясните необходимость исправлений.
Составьте и запишите предложение таким образом, чтобы при его пунктуационном оформлении были использованы все знаки препинания.
Восстановите предложения, правильно вставив слова боязливо и боязно.
Девочка …. оглянулась. Д евочке было ….
Определите, чем различаются в современном русском языке слова боязливо и
Задания школьного тура олимпиады по русскому языку
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ШКОЛЬНЫЙ ТУР ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
1. Известно, что русское ударение имеет несколько функций. Прочитайте пары слов, в которых выделенные буквы указывают на ударный звук.
Распределите пары слов по группам в соответствии с функцией ударения в каждой паре:
Ударение различает слова (смыслоразличительная функция).
Ударение различает некоторые грамматические формы одного слова.
Ударение различает общеупотребительный и профессиональный варианты произношения слова.
Ударение различает современный и устаревший варианты произношения слова.
Ударение различает литературный и народнопоэтический варианты слова.
Ударение не выполняет различительной функции (слова- дублеты, когда разница в месте ударения не значима). Представлены варианты нормы
В одном из слов ударение просторечное (отражает неграмотную разговорную речь)
2. Подберите русские эквиваленты (соответствия) к следующим фразеологизмам и пословицам:
е) когда свинья в жёлтых шлёпанцах вскарабкается на грушу (болгарск.)
3. Какое значение имело слово анекдот во времена А.С. Пушкина:
… до дней минувших анекдоты
От Ромула до наших дней
Хранил он в памяти своей.
4. В каких словах количество морфем соответствует количеству звуков: снять, три, въезд, сжал, увёз? Объясните своё решение, указав морфологические свойства, морфемы и звуки в выбранных вами словах.
5. Заполните пустые графы таблицы: постройте словосочетания с предлогом ИЗ, сформулируйте смысловые вопросы и определите смысловые отношения между компонентами словосочетания словами в словосочетаниях.
6. Найдите в ряду слов (имён существительных) одно лишнее и объясните свой выбор, выявив сходства и различия данных слов с точки зрения морфологии, состава слова и словообразования: рукоделие, стеклоделие, виноделие, сыроделие.
7. Прочитайте предложения:
1) Мы пойдём напрямик, а вы идите кружным путём. Проблему беженцев следует решать путём переговоров. Все надо делать путём, а у тебя вечно какие-то фокусы.
Каким членом предложения и какой частью речи является выделенное слово в каждом предложении?
8. Какими буквами может быть выражено окончание существительных в форме множественного числа именительного падежа? Подтвердите ваш ответ примерами (не менее трех примеров на одну букву).
9. В поэме Д.Г.Байрона «Шильонский узник» в переводе В.А. Жуковского есть такая фраза: Два брата, падшие во пре, отдав на жертву честь и кровь, спасли души своей любовь.
1) Каково значение слова «пря» в этом предложении?
2) В современном русском языке есть существительные, которые образованы от того же корня и имеют близкое значение. Запишите как можно больше (но не более 5 таких существительных.
Ударение различает общеупотребительный и
профессиональный варианты произношения слова.
Ударение различает современный и устаревший варианты произношения слова
Ударение различает литературный и народнопоэтический варианты слова.
Ударение не выполняет различительной функции (слова-дублеты, когда разница в месте ударения не значима). Представлены варианты нормы
В одном из слов ударение просторечное (отражает неграмотную разговорную речь)
По 1 баллу за каждую верно вписанную в графу пару.
Итого: 10 баллов максимум.
2. а) как псу муха (польск.) – как слону дробина; как слону булочка;
б) принять пузыри за фонари (франц.) – принять за чистую монету;
в) как заяц в ананасе (польск.), как курица в перце (польск.) – как свинья в апельсинах;
г) записать за ушами (чешск.) – зарубить на носу, намотать на ус
д) спеши медленно, не торопясь (лат.) – тише едешь – дальше будешь, поспешишь – людей насмешишь, что скоро, то не споро; воробьи торопились, да маленькими уродились;
е) когда свинья в жёлтых шлёпанцах вскарабкается на грушу (болгарск.) – когда рак на горе свистнет/после дождичка в четверг; на морковкино заговенье, на турецкую пасху.
по 1 баллу за каждый верно приведённый эквивалент (он может быть иным, нежели в ответе, но соответствовать по значению данному);
1 балл (добавочный), если к одному данному выражению верно приведено более одного эквивалента.
1. За каждое правильно выбранное слово – по 1 баллу.
2. За правильный морфемный разбор слова три – 1 балл, слова увёз – 2 балла.
3. За правильное объяснение количества звуков (транскрипцию) каждого слова – по 1 баллу.
4. За описание морфологических свойств данных слов (для объяснения морфемного разбора) – слова увёз – 1 балл, слова три – 2 балла.
по 1 баллу за каждую правильно заполненную графу таблицы. Главные и зависимые слова могут отличаться от приведённых в ответе, но должны соответствовать вопросу и значению в словосочетании этой строчки.
Итого: 10 баллов максимум
6. 1) за верное определение лишнего слова рукоделие – 1 балл;
2) за указание, что все четыре слова относятся к среднему роду (с окончанием –е-), ко 2 склонению – 0,5+0,5, всего 1 балл;
Итого: 13 баллов максимум.
Во втором предложении является производным предлогом, служебная частьречи. Вместе с существительным входит в состав обстоятельства образа действия. Отдельно от существительного не является членом предложения.
за правильно указанную часть речи в каждом предложении – по 1 баллу;
за правильно указанную синтаксическую функцию в каждом из предложений – по 1 баллу;
за указание на производность предлога – 0,5 балла, за указание, что вместе с существительным является обстоятельством, – 0,5 балла;
Итого: 7 баллов максимум.
8. И (примеры: звуки, школьники, люди и т. д.)
Ы (примеры: буквы, мужчины, сёстры и т. д.)
А (примеры: озёра, леса, рога и т. д.)
Я (примеры: учителя, братья, деревья и т. д.)
Е (примеры: граждане, бояре, англичане и т. д.)
По 0,5 балла за И, Ы; по 1 баллу за А, Я; 2 балла за Е; по 0,5 баллов за примеры на И,Ы; по 1 баллу за примеры на А,Я; 2 балла за примеры на Е..
9. Устаревшее слово пря означает «борьба, ссора, пререкание».
родственное также спор.
В корне пр / пир/пор происходит чередование гласных и нуля звука.
2 балла за определение значения слова, по 2 балла за каждое слово из 1 группы; 3 балла за слово спор ; 1 балл за возможное указание на этимологическое родство или чередование в корне.
Олимпиада (школьный этап) по русскому языку 8 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Ответ:
1) Ударение различает слова (смыслоразличительная функция). 4, 7
2) Ударение различает некоторые грамматические формы одного слова. 6,10
3) Ударение различает общеупотребительный и профессиональный варианты произношения слова. 5
4) Ударение различает современный и устаревший варианты произношения слова. 1
5) Ударение различает литературный и народнопоэтический варианты произношения слова. 3
6) Ударение не выполняет различительной функции (слова-дублеты, когда разница в месте ударения не значима). 2
7) В одном из слов ударение просторечное (отражает неграмотную разговорную речь) 8, 9
Оценка:
По 1 баллу за каждую верно вписанную в графу пару.
Итого: 10 баллов.
Задание 2.
а) как псу муха (польск.) – как слону дробина;
б) принять пузыри за фонари (франц.) – принять за чистую монету;
в) как заяц в ананасе (польск.), как курица в перце (польск.) – как свинья в
г) записать за ушами (чешск.) – зарубить на носу, намотать на ус;
д) спеши медленно, не торопясь (лат.) – тише едешь – дальше будешь,
поспешишь – людей насмешишь;
е) когда свинья в жёлтых шлёпанцах вскарабкается на грушу (болгарск.) –
когда рак на горе свистнет/после дождичка в четверг.
по 1 баллу за каждый верно приведённый эквивалент (он может быть иным,
нежели в ответе, но соответствовать по значению данному);
1 балл (добавочный), если к одному данному выражению верно приведено
более одного эквивалента.
В современном языке на существование в прошлом у слова манера варианта мужского рода указывают сохранившиеся и используемые в речи выражения на манер кого/чего-либо, на такой-то (французский) манер, таким манером.
Оценка: по 2 балла за каждое приведенное словосочетание.
1) за верное определение лишнего слова рукоделие – 1 балл;
2) за указание, что все четыре слова относятся к среднему роду (с окончанием –е-), ко 2 склонению – 0,5+0,5, всего 1 балл;
4) за указание, что в словах стеклоделие, виноделие, сыроделие исходное существительное обозначает продукт (результат) деятельности (напр. виноделие — делать вино) – 2 балла, стоит в винительном падеже– 1 балл, а в слове рукоделие — существительное обозначает способ («орудие») деятельности (делать при помощи рук, делать руками) – 2 балла, стоит в творительном падеже,– 1 балл.
Во втором предложении является производным предлогом, служебная часть
речи. Вместе с существительным входит в состав обстоятельства образа действия. Отдельно от существительного не является членом предложения.
Пря (ж. устар.)- спор, борьба, состязание. Возможные слова:
распря, прения, препирательство, препирание..
2 балла за определение значения слова, по 2 балла за каждый пример слова.
Общее количество баллов за олимпиаду: 61 балл.