Известно что с помощью методов глубокого замораживания можно консервировать не только

Особенности строения растительных и животных клеток. 9-й класс

Разделы: Биология

Класс: 9

Цели:

Оборудование: таблицы «Животная и растительная клетка», раздаточные карточки, микроскопы, микропрепараты, рабочие листы.

Мотивация учебной деятельности: почему клетки отличаются?

Требования:

Ход урока

А что это значит? Значит день наш по-доброму начат.

День новых знакомств, впечатлений, А может и нового знанья рождение…

Давайте пожелаем друг другу удачи.Итак, в путь. Куда нас приведет мысль?

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ (СТАДИЯ ВЫЗОВА)

17 век – век открытий, противоречий и взлетов в искусстве, науке, литературе.

17 век – это времена, когда люди обращаются к природе, видя в ней истоки жизни. Природа во всем: в музыке, живописи, литературе. Вы слышите, звучит музыка великого композитора Антонио Вивальди, который жил и творил в это время?

(звучат «Времена года» Вивальди)

Это шум весеннего ручейка, щебет птиц в голубом небе. Это тихий шелест листвы, стрекотание кузнечиков, мурлыканье кошки, мелодичная игра на флейте. В этом веке появились и прекрасные полотна с картинами природы.

В этом же веке появилась целая плеяда прогрессивных естествоиспытателей, которые пытались проникнуть в самые сокровенные тайны природы.

Кого вы сможете назвать?

Роберт Гук. Весьма благодарен я этому итальянцу Галилео Галилею, который создал прибор по имени «микроскоп». Он помог мне увидеть нечто весьма интересующее весь свет. Я чувствую, что стою на пороге великих открытий. Везде: на сердцевине бузины, на стебле камыша, на пробке любого дерева под микроскопом я увидел…

Что увидел Роберт Гук? (ячейки, целлюлы, клетки)

О, чудо! О, красота и вечная гармония природы!

Кто еще пытался проникнуть в сокровенные тайны природы?

Антони ван Левенгук. Эта капелька застоявшейся воды из лужи, что стоит во дворе моем, давно уже позеленела. Да, впрочем, что же я смогу увидеть в ней (без энтузиазма склоняется над микроскопом). О, что я вижу! В этой капельке грязной воды встретился мне целый мир маленьких живых существ. Мир, который трудно понять и объяснить. Эти маленькие зверушки очень забавные, они кувыркались, прыгали, резвились, и, кажется, были очень счастливы в жизни… (на доску помещаются простейшие).

О чем нам поведал Левенгук? ( о простейших)

О, этот 17 век – век великих открытий, чудной музыки.

Много времени прошло с тех пор, на смену пришел 18 век, потом 19. Это время в науке было наполнено открытиями, фактами и противоречиями. Итальянец М. Мальпиги, англичанин Н. Грю, чех Я.-Э. Пуркинье, немцы М. Шлейден и Т. Шванн, наш соотечественник Карл Бэр внесли свой вклад в изучение законов природы.

(звучит произведение П.И. Чайковского «Времена года»)

Вы, конечно, узнали эту прекрасную музыку, символ эпохи 19 века, музыку П.И. Чайковского. Прекрасные «Времена года» снова напоминают нам о вечной связи с природой, о единстве всех ее частей. Природа, понятие жизни всегда прекрасны и в произведениях великих композиторов, в полотнах великих художников, в открытиях великих ученых биологов. Но все это – красота ощущаемая. А давайте попробуем заглянуть внутрь этой красоты, и, может быть, эта невидимая внутренняя красота восхитит нас не меньше и даст нам возможность узнать чуть больше об этой стороне живой природы.

А чем же представлена внутренняя красота?

Представьте, что вы заглянули внутрь живого организма… (на доску помещаются разные живые организмы).

Из каких структур состоят организмы животных?

Из каких структур состоят организмы растений?

Грибы?

Правильно, из клеток.
Возьмем, к примеру, дом стоит
Из тыщи кирпичей,
И мир природы состоит
Из маленьких частей.
Так клетка, кажется мала!
Но в микроскоп взгляните:
Ведь это целая страна…
В которой очень много загадок…

Сегодня мы с вами познакомимся с особенностями строения клеток растений и животных.

Формулирование темы урока.

Тема: «Особенности строения растительных и животных клеток».

Лабораторная работа.

II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

Путеводителем в нашей лаборатории мысли станут рабочие листы, пробелы в которых вы будете заполнять по ходу урока. А задания дадут пищу для серых клеточек вашего мозга, как любил отмечать Эркюль Пуаро.

Клетка – удивительный и загадочный мир, который существует в каждом организме. Иногда организм представляет собой одну клетку, а иногда состоит из миллионов. А все ли клетки одинаковые?

Задание 1.

Составьте на доске и в тетрадях кластер «клетка».

Известно что с помощью методов глубокого замораживания можно консервировать не только. Смотреть фото Известно что с помощью методов глубокого замораживания можно консервировать не только. Смотреть картинку Известно что с помощью методов глубокого замораживания можно консервировать не только. Картинка про Известно что с помощью методов глубокого замораживания можно консервировать не только. Фото Известно что с помощью методов глубокого замораживания можно консервировать не только

Вы уже знаете о клетках многое. Изучили внутреннее строение клеток.

А все ли клетки имеют одинаковое строение?

А все остальные в рабочих листах работают с таблицей, сопоставляя органоиды с их строением и выполняемой функцией.

Задание 2.

ОрганоидСтроениеФункции
1. Наружная цитоплазматическая мембранаБарьерная, транспортная, рецепторная (восприятие сигналов из окружающей среды)
2. ЯдроРегуляция функций в клетке, хранитель наследственной информации
3. ПластидыФотосинтез, окраска частей растения, запасающая
4. МитохондрииЭнергетические станции клетки, участвуют в процессах аэробного клеточного дыхания.
5. Гранулярная эндоплазматическая сетьСинтез белка
6. Агранулярная эндоплазматическая сетьСинтез углеводов и липидов
7. РибосомыСвободные рибосомы синтезируют белок, необходимый для жизнедеятельности клетки, прикрепленные – белок, выводящийся из клетки, белки мембран и лизосом.
8. ЛизосомыВнутриклеточное переваривание ВМС
9. Клеточный центрСборка микротрубочек
10. Жгутики, ресничкиДвижение
11. ВакуольТургор, окрашивание клеток
12. Опорный аппарат (микротрубочки, микрофиламенты)Опора
13. Комлекс ГольджиСинтез полисахаридов, модификация олигосахаридов. Сборка мембран из веществ.
14. Клеточный центрСборка микротрубочек
15. ЦентриолиУчаствуют в образовании базальных телец ресничек и жгутиков и в образовании митотического веретена

Обменяйтесь тетрадями и осуществите взаимопроверку.

А каждая ли клетка имеет все эти органоиды?

Задание 3.

Изучите строение клеток под микроскопом, используя инструкцию.

Сделайте вывод об отличительных особенностях растительной клетки и запишите его в рабочий лист.

Вывод: особенностями строения растительной клетки, отличающей ее от животной являются:

А) наличие прочной клеточной стенки, состоящей из целлюлозы;
Б) наличие пластид, в которых происходит первичный синтез органических веществ;
В) наличие развитой системы вакуолей, обусловливающих осмотические свойства клеток.

III. ОБОБЩЕНИЕ, ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Задание 4 (работа по цепочке).

Правила этой работы:

Докажите, что данная клетка является растительной.

Задание 5 (работа по цепочке).

Докажите, что данная клетка является животной.

Задание 6.

Задание 7 «Инсерт».

Найдите ошибки в тексте.

Этот органоид – важнейшая структура клеток эукариот. Представляет собой центр управления клетки и хранилище информации о ней. Имеет шарообразную форму, отделено от цитоплазмы оболочкой, состоящей из одной мембраны. Обычно этот органоид имеется в клетке в единственном экземпляре.

А этот органоид несет энергетическую функцию. Имеет свою генетическую систему. Этих органоидов в клетках мало. У этого органоида две гладкие мембраны.

Задание 8 «Развитие монологической речи».

Составьте рассказ «Сравнительная характеристика растительной и животной клеток», заполнив пропуски.

Задание 9 «Мозговой штурм».

Клетка, организм, планета…

Как они похожи, как они таинственны и неизведанны…

Много работы предстоит современным ученым и ученым будущего…

И человеку нет конца пути…

Самооценка знаний обучающихся (СОБСТВЕННО рефлексия)

Рекомендации по оцениванию.

4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: №26, ТЕСТ

Есть просто храм.
Есть храм науки.
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он – свет в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

Завтрашний день будет таким, каким вы создадите его сегодня!

Удачи во всех ваших начинаниях! До свидания!

Источник

Урок биологии в 10-м классе на тему «История изучения клетки. Клеточная теория»

Презентация к уроку

Цель урока: рассмотреть основные положения клеточной теории строения организмов.

План урока: Слайд 3.

1. Организационный момент.

2. Обсуждение поставленной проблемы.

3. Развитие знаний о клетке.

4. Создание клеточной теории.

5. Значение клеточной теории.

6. Основные методы изучения клеток.

7. Решение творческих задач.

9. Домашнее задание.

1. Организационный момент. Приветствие обучающихся. Выявление отсутствующих.

2. Обсуждение поставленной проблемы: Слайд 4.

Наука о клетке называется? (Цитология)

Почему клетку принято считать единицей всего живого?

(Клетка является единицей всего живого, так как она обладает способностью размножаться, видоизменяться и реагировать на раздражителя)

3. Развитие знаний о клетке. Слайд 5-6.

пронаблюдать и описать бактерии.Слайд 9.1827 г.Карл Максимович БэрДоказал предположение Уильяма Гарвея, что все живые организмы развиваются из яйца. Открыл яйцеклетку. Также сделал вывод о том, что каждый живой организм развивается из одной клетки.Слайд 10.1831-1833 г.Роберт БроунОбнаружил в растительной клетке сферическую структуру, которую затем назвал ядром.Слайд 11.

4. Создание клеточной теории. Слайд 12.

5. Значение клеточной теории.

— Что общего у всех клеток? Слайд 21.

— Каково значение клеточной теории для развития науки?

Работа с учебником. Страница 27-28. Выпишите положения современной клеточной теории.

6. Основные методы изучения клеток. Слайд 22.

А) Использование светового микроскопа. Слайд 22.

Б) Использование электронного микроскопа. Слайд 22.

В) Использование центрифугирования. Слайд 23.

Г) Хроматография. Слайд 24.

Д) Электрофорез. Слайд 24.

Электрофорез применяется для разделения частиц, несущих заряды, широко применяется для выделения и идентификации аминокислот.

Е) Радиоавтография. Слайд 25.

7. Решение творческих задач. Слайд 26.

Ответ к задаче 1. Слайд 28.Создание банка глубоко замороженных половых и соматических клеток нужных живых организмов. В будущем можно будет возродить содержащуюся в клетках генетическую информацию. Возможно вынашивание эмбриона самкой другого, родственного вида.

Задача 2. Слайд 29. В середине прошлого века зоолог Теодор Зибольд обратил внимание учёных мира на одно весьма странное обстоятельство. В телах пресноводной гидры, некоторых червей и инфузорий он обнаружил хлорофилл. Позднее хлорофилл обнаружили и у других животных: губок, гидроидных полипов, медуз, кораллов, коловраток, моллюсков. Они, как показали опыты, могли месяцами обходиться без пищи. Это обещало интересное открытие. И оно было сделано. Правда, оказалось, что «животный хлорофилл» создан тоже растениями. Назовите это открытие.

Ответ к задаче 2. Слайд 30.Микроскопические водоросли переселились под кожу некоторых прозрачных животных и стали питать себя и приютившего их хозяина. Водоросли используют углекислый газ, выделяемый организмами животных. Это «симбиоз».

9. Домашнее задание. Слайд 32.

Источник

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемСветлана Русинова

Похожие презентации

Презентация на тему: » История изучения клетки. Клеточная теория. Тимачева С.Н.» — Транскрипт:

1 История изучения клетки. Клеточная теория. Тимачева С.Н.

2 Цели и задачи урока: Рассмотреть основные положения клеточной теории строения организмов. Рассмотреть историю изучения клетки. Доказать, что клетка – элементарная биологическая система. Сформировать умения анализировать, сравнивать, выделять главное, формулировать выводы. Тимачева С.Н.

3 План урока Организационный момент Обсуждение поставленной проблемы Развитие знаний о клетке Создание клеточной теории Значение клеточной теории Решение творческих задач Закрепление Домашнее задание Тимачева С.Н.

4 Вопросы о клетке Наука о клетке называется? (Цитология) Почему клетку принято считать единицей всего живого? (Клетка является единицей всего живого, так как она обладает способностью размножаться, видоизменяться и реагировать на раздражителя) Тимачева С.Н.

6 Развитие знаний о клетке… Тимачева С.Н.

7 Захарий Янсен В 1590 году этот голландский учёный изобрёл первый микроскоп Тимачева С.Н.

8 Роберт Гук В 1665 году этот английский учёный рассматривал под микроскопом тонкий срез пробки и увидел, что она состоит из ячеек, которые затем назвал клетками. Правда, Гук думал, что клетки пусты, а живое вещество – это клеточные стенки. Тимачева С.Н.

9 Антони ван Левенгук В 1683 году этот голландский учёный усовершенствовал микроскоп, после чего смог пронаблюдать и описать бактерии. Тимачева С.Н.

10 Карл Максимович Бэр В 1827 году доказал предположение Уильяма Гарвея, что все живые организмы развиваются из яйца. Открыл яйцеклетку. Также сделал вывод о том, что каждый живой организм развивается из одной клетки. Тимачева С.Н.

11 Роберт Броун В годах обнаружил в растительной клетке сферическую структуру, которую затем назвал ядром. Тимачева С.Н.

12 Создание клеточной теории 1838 г. ботаник Матиас Шлейден и зоолог Теодор Шванн обобщили знания о клетке и сформировали «клеточную теорию», утверждавшую, что клетки, содержащие ядра, представляют собой структурную и функциональную основу всех живых существ. Тимачева С.Н.

13 Рудольф Вирхов В 1858 г. немецкий учёный Рудольф Вирхов написал: «Всякая клетка происходит из другой клетки. Там, где возникает клетка, ей должна предшествовать клетка, подобно тому, как животное происходит только от животного, растение – только от растения. Тимачева С.Н.

14 Демонстрация различных клеток под микроскопом…

15 Кровь Кровь млекопитающих Т-лимфоциты атакуют раковую клетку

19 Срез сетчатки глаза человека, обработанный несколькими разными антителами Тимачева С.Н.

20 Выявление структуры цитоскелета в клетках Тимачева С.Н.

21 Работа с учебником Страница 25, последний абзац – страница 27, первый и второй абзац. Каково значение клеточной теории для развития науки? Что общего у всех клеток? Страница Выпишите положения современной клеточной теории. Тимачева С.Н.

22 Основные методы изучения клеток Использование светового микроскопа Использование электронного микроскопа Тимачева С.Н.

23 Использование центрифугирования Для биохимического изучения клеточных компонентов клетки необходимо разрушить – механически, химически или ультразвуком. Высвобожденные компоненты оказываются в жидкости во взвешенном состоянии и могут быть выделены и очищены с помощью центрифугирования. Тимачева С.Н.

24 Хроматография и электрофорез Хроматография метод основан на том, что в неподвижной среде, через которую протекает растворитель, каждый из компонентов смеси движется со своей собственной скоростью, независимо от других; смесь веществ при этом разделяется. Электрофорез применяется для разделения частиц, несущих заряды, широко применяется для выделения и идентификации аминокислот. Тимачева С.Н.

25 Радиоавтография Радиоавтография – сравнительно новый метод, обязанный своим возникновением развитию ядерной физики, которое сделало возможным получение радиоактивных изотопов различных элементов. Один из способов обнаружения радиоактивности основан на ее способности действовать на фотопленку подобно свету. Радиоактивное излучение проникает сквозь черную бумагу, используемую для того, чтобы защитить фотопленку от света, и оказывает на пленку такое же действие, как свет. Тимачева С.Н.

26 Решение творческих задач…

28 Ответ к задаче 1 Создание банка глубоко замороженных половых и соматических клеток нужных живых организмов. В будущем можно будет возродить содержащуюся в клетках генетическую информацию. Возможно вынашивание эмбриона самкой другого, родственного вида. Тимачева С.Н.

29 Задача 2 В середине прошлого века зоолог Теодор Зибольд обратил внимание учёных мира на одно весьма странное обстоятельство. В телах пресноводной гидры, некоторых червей и инфузорий он обнаружил хлорофилл. Позднее хлорофилл обнаружили и у других животных: губок, гидроидных полипов, медуз, кораллов, коловраток, моллюсков. Они, как показали опыты, могли месяцами обходиться без пищи. Это обещало интересное открытие. И оно было сделано. Правда, оказалось, что «животный хлорофилл» создан тоже растениями. Назовите это открытие. Тимачева С.Н.

30 Ответ к задаче 2 Микроскопические водоросли переселились под кожу некоторых прозрачных животных и стали питать себя и приютившего их хозяина. Водоросли используют углекислый газ, выделяемый организмами животных. Это «симбиоз». Тимачева С.Н.

31 Подведение итогов Кто первым ввёл понятие «клетка»? Кто является создателем клеточной теории? Какой вклад в создание клеточной теории внёс Рудольф Вирхов и Карл Бэр? Какие методы изучения клетки существуют? Для каких представителей органического мира понятие «клетка» и «организм» совпадают? Тимачева С.Н.

32 Домашнее задание § 2.1, стр.28 вопросы. Тимачева С.Н.

Источник

Конспект урока по биологии на тему «Клеточная теория» (9 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

« КЛЕТОЧНАЯ ТЕОРИЯ СТРОЕНИЯ ОРГАНИЗМОВ»

ТЕМА: КЛЕТОЧНАЯ ТЕОРИЯ СТРОЕНИЯ ОРГАНИЗМОВ

Цели урока: обобщить полученные знания о структурной организации живых организмов рассмотреть основные положения клеточной теории строения организмов.

Задачи: образовательная: доказать, что клетка- элементарная биологическая система, рассмотреть историю изучения клетки, основные положения клеточной теории.

р азвивающая: продолжить формирование умений и навыков анализа, сравнения, выделить главное, формулировать выводы.

воспитательная: патриотическое воспитание на примере работ отечественных ученых по изучению вирусов.

Тип урока : обобщение и систематизация знаний.

Метод проведения : беседа, работа с учебником, решение задач.

Межпредметные связи: история, цитология.

Обеспечение урока : наглядные пособия «таблица» многообразие клеток, микропрепараты различных клеток, микроскопы на столах учащихся.

1) Организационный момент.

2) Проверка знаний учащихся.

а) входной контроль тестовая работа по вариантам(самопроверка ).

б) фронтальный опрос.

3) Мотивация учебной деятельности.

Почему клетка считается элементарной единицей всего живого?

4) Изложение нового материала.

1) История изучения клетки.

2) клеточная теория строения организмов.

5.Сообщение домашнего задания.

6. Подведение итогов занятия.

а) оценить степень реализации поставленных целей.

б) оценить работу учащихся во время занятий.

Ответ на вопрос, поставленный в начале урока

Однако перед этим необходимо заглянуть в историю, чтобы, понять, как шло формирование этих представлений в процессе развития биологической науки. ( схема 1)

*- Известно что с помощью методов глубокого замораживания можно консервировать не только. Смотреть фото Известно что с помощью методов глубокого замораживания можно консервировать не только. Смотреть картинку Известно что с помощью методов глубокого замораживания можно консервировать не только. Картинка про Известно что с помощью методов глубокого замораживания можно консервировать не только. Фото Известно что с помощью методов глубокого замораживания можно консервировать не только

Почему клетку принято считать единицей всего живого?

(клетка является единицей всего живого : она обладает способностью размножаться, видоизменяться и реагировать на раздражения )

Цитология изучает: строение и химический состав клеток, функции внутриклеточных структур и клеток внутри организма, размножение и развитие клеток, приспособление клеток к условиям окружающей среды.

2)Клеточная теория строения организмов

(Учащиеся высказывают свои предположения)

Изучение химической организации клетки привело к выводу, что именно химические процессы лежат в основе ее жизни, что все клетки живых организмов сходны по своему составу и процессы обмена веществ протекают однотипно.

Вывод. В рабочей тетради

— Основные положения клеточной теории:

1. Клетка основная единица строения и функционирования живого организма.

2. Клетка- саморегулирующая открытая система

3. Клетки всех организмов сходны по химическому составу, строению и функциям

4. Новые клетки образуются при делении исходных

5. В многоклеточных организмах клетки специализированы по функциям и образуют ткани.

7)Закрепление: а) 1 ряд делится на 2 группы

б) тестовые работы по вариантам.

5)Домашнее задание: а) В рабочих тетрадях выполнить все задания

б) Подготовка к контрольной работе

8) Итоги урока : а) оценивание учащихся

В середине прошлого века зоолог Теодор Зибольд обратил внимание ученых мира на одно странное обстоятельство. В тела пресноводной гидры, некоторых червей и инфузорий он обнаружил хлорофилл. Позднее хлорофилл обнаружили у других животных: губок, гидроидных полипов, медуз, кораллов, коловраток, моллюсков. Они, как показали опыты, могли месяцами обходиться без пищи. Это обещало интересное открытие. И открытие было сделано. Правда, оказалось, что «животный хлорофилл» создан тоже растениями. Назовите это открытие.

а) «клеткам присуще мембранное строение»;

б) «клетки всех живых существ имеют ядра »;

в) «клетки бактерий и вирусов сходны по строению и функциям»;

г) «клетки всех живых существ делятся путем митоза и мейоза».

II . Клеточной теории не соответствует положение:

б) «клетка многоклеточных организмов объединены в ткани по сходству строения и функций»;

в) «клетки образуются путем слияния яйцеклетки и сперматозоида»;

г) «клетки всех живых существ сходны по строению и функциям».

а) А. Левенгук; в) Р. Гук

б) Р. Броун; г) Р. Вихров.

а) о единстве органического мира;

б) о сходстве живой и неживой природы;

в) происхождение живого и неживого природы;

г) о сходстве строения бактерий, вирусов и фагов

а) Ч. Дарвин и А. Уоллес;

б)Г. Мендель и Т. Морган;

г) Т. Шванн и М. Шлейден.

а) связь организмов со средой;

б) сходство живой и неживой природы;

в) наличие разных уровней организации живой природы;

г) клеточное строение организмов всех царств живой природы.

а) животных и растений;

б) бактерий и лишайников;

г) грибов и бактерий.

а) «размножение клеток происходит путем их деления»;

б) «хромосомы- материальные носители наследственности»;

в)» все живые существа, кроме бактерий, имеют клеточное строение»;

г)» клетки всех живых существ и вирусы сходны по строению и функциям».

г) о сходстве строения бактерий, вирусов и фагов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *