Известно что способностью цветного слуха обладали некоторые композиторы
Как Александр Скрябин открыл миру светомузыку
Философ и музыкант Александр Скрябин был человеком разносторонним: попытки соединить несколько видов искусства в единое целое привели к созданию светомузыки. Именно ей, основанной на способности человека ассоциировать звук с цветом, музыкант посвятил большой период своего творчества. Александр Скрябин стал первым, кто в истории мировой музыкальной культуры совместил в одном произведении звук, цвет и свет.
Что такое «цветной слух»
В конце XIX века музыкально-цветовой синестезией ученые называли разновидность хроместезии или «цветного слуха», то есть особенности, при которой музыкальные звуки вызывают у человека определенные цветовые ассоциации. «Цветным слухом» обладали многие музыканты: русские композиторы Н.А. Римский – Корсаков, А.А. Кенель и Б.В. Асафьев, литовский художник и композитор М.К. Чюрленис, француз О. Мессиан и австриец А. Шенберг. Каждый музыкант «видел» тональности, окрашенными по-разному. Например, у Б.В. Асафьева ре-мажор приобретал изумрудный оттенок, а у Н.М. Римского-Корсакова он был золотистым. Ре-бемоль мажор в представлении А.А. Кенеля был лимонно-желтым, в то время как Б.В. Асафьев изображал его красным, пылающим словно огненное зарево.
Система «раскрашивания» музыки у каждого композитора тоже была своя. Н.А. Римский – Корсаков делал музыку очень изобразительной, наделял ее «графической звукописью», основываясь на собственных чувствах и задумках, тогда как австрийский композитор Арнольд Шенберг сопоставлял краски с музыкальными тембрами различных инструментов симфонического оркестра.
Синтез искусств
Благодаря способности «цветного слуха», Александр Николаевич Скрябин создал собственную систему цветотональности, в которой обозначил до-мажор красным цветом, ре-мажор — желтым, соль-мажор — оранжево-розовым, а ля-мажор — зеленым. В специальной таблице композитора первые тональности полностью повторяли цветовую гамму радуги, остальные обозначались производными цветами.
Еще до создания своего первого светомузыкального произведения А.Н. Скрябин при описании музыки часто использовал световые метафоры. В одном из эпизодов Сонаты №3, созданной в 1898 году, автор «объяснял» музыку через выражение «здесь звезды поют». А ремарки «светоносно» и «мрачно» он применял в своей «Божественной поэме», которую писал с 1902 по 1904 года. Полностью воплотить замысел синтеза искусств композитору удалось в 1910 году в музыкальной поэме «Прометей» («Поэме огня»), которая стала первым светомузыкальным произведением в мировой истории.
Титульный лист партитуры «Поэмы огня», художник Жан Дельвиль. Из фондов Музея А.Н. Скрябина
Загадка световой строки
Для исполнения поэмы «Прометей» нужны были оркестр, хор, орган, фортепиано и специальный световой аппарат. Последнему отводилась особая роль – воспроизвести партию света «Luce», в которой обычными нотами были записаны условные обозначения цветов. В партитуре произведения А.Н. Скрябин расписал «световую строку» для исполнения двумя голосами. Верхний голос был более подвижным и отвечал за смену гармонии. Нижний – за философскую составляющую. В световой строке также доминировали два цвета – фиолетовый и красный. Первый ассоциировался со сферой духа и нематериальным началом, второй выступал как его противоположность и обозначал материю. По задумке композитора, в конце партии света происходил выход за пределы материального мира, поэтому финал произведения был решен в фиолетовом цвете. А систему всего «Прометея» музыкант представлял в виде кольца «дух-материя-дух».
Трудности исполнения светомузыки
Первое исполнение «Прометея» состоялось в марте 1911 года в Москве под управлением дирижера Сергея Кусевицкого, за фортепиано сидел сам А.Н. Скрябин. Но на московской премьере для зрителей не сыграли «световую строку» – в последний момент Александр Николаевич сделал в партитуре «Поэмы огня» пометку: «Может исполняться без световой строки». Композитор объяснил это тем, что светомузыкальный аппарат не успели изготовить в срок, так как его устройство оказалось слишком сложным для воплощения.
Из-за отсутствия необходимой техники «Прометей» долгое время исполнялся как обычная симфоническая поэма. Однако близкие друзья Александра Николаевича все же могли увидеть «Поэму огня» с цветом и светом, но только в домашних условиях. По эскизам композитора его друг, профессор А.Э. Мозер, сконструировал модель светового аппарата «Прометей». Это был деревянный круг с двенадцатью разноцветными лампочками и кнопочной приставкой. Семь лампочек располагались в последовательности чередования цветов спектра, а остальные пять соединяли крайние спектральные цвета, обеспечивая переход от одного оттенка к другому. Этому кругу соответствовал квинтовый тональный круг, согласно которому каждая нота имела свой цвет. Световой круг А.Н. Скрябин подвесил к потолку в своем кабинете. Во время игры за кнопочной панелью сидела жена композитора Татьяна Шлецер и «сопровождала» фортепианные партии Александра Николаевича световыми эффектами.
Первый в мире светомузыкальный аппарат, созданный по задумке А.Н. Скрябина его другом, инженером А.Э. Мозером. Из экспозиции Музея А.Н. Скрябина
«Прометей» со световой партитурой в исполнении академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии, Петербургского камерного хора, Концертного хора Санкт-Петербурга. Дирижер — Николай Алексеев, солист — Мирослав Култышев, художник по свету — Александр Кибиткин.
Материал подготовлен совместно с Музеем А.Н. Скрябина и МОСГОРТУРом.
Известно что способностью цветного слуха обладали некоторые композиторы
Часть первая. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
Глава 1. Предмет психологии
I. 1. 1. Понятие о психологии 5
I. 1. 2. Мозг и психика 20
I. 1. 3. Понятие о сознании 29
Глава 2. Состояние, структура и методы современной психологии
I. 2. 2. Современная психология и ее место в системе наук 41
I. 2. 3. Принципы и структура современной психологии 46
I. 2. 4. Принципы и методы исследования современной психологии 56
Глава 3. Развитие психики и сознания
I. 3. 1. Развитие психики в филогенезе 66
I. 3. 2. Зависимость психических функций от среды и строения органов 86
I. 3. 3. Возникновение сознания в процессе трудовой деятельности и его общественно-историческая природа 89
Часть вторая. ЛИЧНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Глава 4. Психологическая характеристика личности
II. 4. 1. Понятие о личности в психологии 97
II. 4. 2. Активность личности человека 102
II 4. 3. Мотивация как проявление потребностей личности 110
II. 4. 4. Формирование личности 129
Глава 5. Психология межличностных отношений
II. 5. 1. Общее понятие о группах и коллективах 136
II. 5. 2. Групповая дифференциация 140
Глава 6. Общая характеристика деятельности личности
II. 6. 1. Определение понятия деятельности 157
II. 6. 2. Структура деятельности 160
II. 6. 3. Освоение деятельности. Навыки 166
II. 6. 4. Основные виды деятельности и их развитие у человека 176
II. 7. 1. Общая характеристика внимания 187
II. 7. 2. Физиологические механизмы внимания 189
II. 7. 3.. Виды внимания и их характеристика 193
II. 7. 4. Характерные особенности внимания 199
II. 7. 5. Развитие внимания у детей и пути его формирования 206
Глава 8. Речь и общение
II. 8. 1. Язык, общение, речевая деятельность 210
II. 8. 2. Физиологические механизмы речевой деятельности 214
II. 8. 3. Виды речевой деятельности 218
II. 8. 4. Развитие, речи в процессе обучения 223
Часть третья. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЛИЧНОСТИ
III. 9. 1. Понятие об ощущении 229
III. 9. 2. Общие закономерности ощущений 237
Глава 10. Восприятие
III. 10. 1. Понятие о восприятии и характеристика основных его особенностей 249
III. 10. 2. Восприятие как действие 257
III. 10. 3. Восприятие пространства 268
III. 10. 4. Восприятие времени и движения 278
III. 11. 1. Общее понятие о памяти 283
III. 11. 2. Виды памяти 291
III. 11. 3. Общая характеристика процессов памяти 296
III. 11. 4. Запоминание 297
III. 11. 5. Воспроизведение 306
III. 11. 6. Забывание и сохранение 309
III. 11. 7. Индивидуальные различия памяти 312
III. 12. 1. Общая характеристика мышления 315
III. 12. 2. Мышление и решение задач 328
III. 12. 3. Виды мышления 337
Глава 13. Воображение
III. 13. 1. Понятие о воображении, его основных видах и процессах 342
III. 13. 2. Физиологические основы процессов воображения 349
III. 13. 3. Роль фантазии в игровой деятельности ребенка и творческой деятельности взрослого 354
Часть четвертая. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СТОРОНА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ
IV. 14. 1. Понятие о чувствах 361
IV. 14. 2. Физиологические основы эмоциональных состояний 366
IV. 14. 3. Эмоции у животных и человеческие эмоции 370
IV. 14. 4. Выражение эмоциональных состояний 371
IV 14. 5. Формы переживания чувств 374
IV. 14. 6. Высшие чувства 379
IV. 14. 7. Личность и чувства 384
IV. 15. 1. Понятие о воле 389
IV. 15. 2. Волевой акт и его структура 394
IV. 15. 3. Волевые качества личности и их формирование 400
Часть пятая. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
Глава 16. Темперамент
V. 16. 1 Общая характеристика темперамента 405
V. 16. 2 Физиологические основы темперамента 408
V. 16. 3 Типология темпераментов 412
V. 16. 4. Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности человека 417
V. 17. 1. Понятие о характере 422
V. 17. 2. Физиологические основы характера 425
V. 17. 3. Структура характера и симптомокомплексы его свойств 428
V. 17. 4. Формирование характера 433
Глава 18. Способности
V. 18. 1. Понятие о способностях 441
V. 18. 2. Качественная и количественная характеристика способностей 443
V. 18. 3. Структура способностей 449
V. 18. 4. Талант, его происхождение и структура 452
V. 18. 5. Природные предпосылки способностей и талантов 456
V. 18. 6. Формирование способностей 462
Краткий терминологический словарь 467
Настоящее второе, переработанное и дополненное издание «Общей психологии» учитывает вводный характер курса общей психологии и принимает во внимание совокупность уже имеющихся учебных пособий, которыми будут пользоваться студенты, осваивающие психологию на протяжении всего времени пребывания в педагогическом институте. Мы имеем в виду учебный пособия «Возрастная и педагогическая психология» (М., «Просвещение», 1973), «Практические занятия по психологии» (М., «Просвещение», 1972), «Сборник задач по общей психологии» (М., «Просвещение», 1974), а также другие готовящиеся к печати пособия для студентов. В связи с этим авторы и редактор стремились избежать дублирования и в то же время выдержать единство содержания всех учебных пособий по психологии в педвузе.
При подготовке второго издания «Общей психологии» был учтен накопившийся за последние годы опыт преподавания
психологии в педагогических институтах, отзывы и замечания кафедр психологии, наиболее существенные результаты научных исследований советских и зарубежных психологов. В книге усилено внимание к методологическим основам психологии.
Все это определило направление работы над новым изданием. Наиболее существенной переработке подверглись во втором издании главы 2, 4, 5, 7, 14, 15, 16. В другие главы внесены изменения преимущественно редакционного характера.
Цветной слух Скрябина и ноты Булгакова. Музыкальные истории из музеев
В тиши музейных фондов и залов постоянных экспозиций хранятся предметы, за которыми стоят истории, наполненные музыкой. Предлагаем заглянуть в четыре московских музея и представить себе, как Марина Цветаева включает граммофонные записи цыганских романсов, Александр Скрябин устраивает домашние светомузыкальные концерты для друзей, а Михаил Булгаков ищет старое издание нот «Щелкунчика» для своего друга — дирижера Большого театра Александра Мелик-Пашаева.
Ноты друга Михаила Булгакова
С Александром Мелик-Пашаевым, впоследствии ставшим главным дирижером Большого театра, Михаил Булгаков познакомился в октябре 1935-го. 10 ноября того же года жена писателя Елена Сергеевна сделала запись в дневнике: «“Кармен” в Большом театре. После спектакля у нас ужинали Яков Л. и Мелик-Пашаев».
Есть основания полагать, что во время именно этого ужина Михаил Афанасьевич преподнес гостю французские ноты балета Петра Чайковского «Щелкунчик». Ноты, возможно, купленные у букиниста, хранят две дарственные надписи. Первая, датированная 1922 годом, сообщает о том, что ноты были подарены учительницей музыки «на добрую память» некой Люсе Яновской. Эти строки перечеркнуты, ниже рукой Булгакова дописано: «Надпись аннулирована. Александру Шамильевичу Мелик-Пашаеву». В этом шутливом тоне отражен характер их дружбы — обладавшие прекрасным чувством юмора, они часто устраивали друг другу веселые розыгрыши. По воспоминаниям сына Мелик-Пашаева, Булгаков часто пародировал его.
В 1930-е годы, когда они подружились, Булгаков переживал непростые времена. Его не печатали, спектакли по его пьесам убирали из репертуаров, в прессе появлялись желчные статьи о его творчестве. В доме Булгаковых становилось все меньше гостей.
«Правда, в последние годы круг гостей заметно сузился, но только потому, что гости стали его утомлять. Он предпочитал, чтобы приходили “свои”. Из этих “своих” нужно прежде всего назвать Владимира Владимировича Дмитриева, Петра Владимировича Вильямса и Александра Шамильевича Мелик-Пашаева», — так описывал этот период друг Булгакова драматург Сергей Ермолинский.
Мелик-Пашаев оставался другом Михаила Афанасьевича. После ухода из МХАТа Булгаков устроился в Большой на должность консультанта-либреттиста. Вместе с Мелик-Пашаевым в 1936–1937 годах они готовили оперу «Минин и Пожарский», но ее не было суждено представить публике — постановку запретили.
После того, как пьесу «Батум» о молодости Сталина, над которой работал Булгаков, не допустили до постановки, в 1939 году его здоровье стало ухудшаться. 10 марта 1940-го он умер. Вскоре после смерти Булгакова Мелик-Пашаев вспомнит о подарке, с которого началась их дружба, в письме вдове писателя:
«Передо мной лежит открытка. С нее глядят на меня вдумчивые ласковые глаза. Большой умный лоб перерезан размашистым, крупным почерком. Все! Все во внешнем мире, что осталось мне от любимого друга, — да еще четырехручный “Щелкунчик”, подаренный им давным-давно, в первые дни счастливого знакомства».
Мелик-Пашаев пережил друга почти на четверть века. Он умер в 1964-м. Александр Шамильевич похоронен на Новодевичьем кладбище, как и Булгаков.
Граммофон Марины Цветаевой
Страсть к музыке Цветаевой привила мать. Маленькая Марина ходила в музыкальную школу, училась играть на рояле и наслаждалась, слушая талантливую игру мамы. В родительском доме в Трехпрудном переулке звучали и рояль, и гитара. Появившийся на рубеже веков граммофон — техническое изобретение, позволившее слушать музыку в записи, — разделил публику на противников и сторонников. Марина Ивановна в этом вопросе поддерживала прогресс.
Граммофон появился у Цветаевой осенью 1911 года, после лета, проведенного в Коктебеле и принесшего знакомство с будущим мужем Сергеем Эфроном. Тогда это была абсолютная новинка — граммофон запатентовали в США осенью 1887-го. Изобретатель Эмиль Берлинер, которому мы обязаны также созданием микрофона, сделал первый граммофон на базе фонографа, изобретенного в свою очередь независимо друг от друга Шарлем Кро и Томасом Эдисоном. В начале ХХ века качество звучания прибора улучшилось, а с конца 1920-х его стали применять в звуковом кино.
Марина Цветаева мечтала о граммофоне целый год. Выбор пал на очень скромный, недорогой аппарат, который, однако, доставил ей и ее близким немало приятных минут. Какие пластинки слушала Цветаева? Установить это доподлинно невозможно. Ее дочь Ариадна вспоминала «граммофон с трубой в виде гигантской повилики: в нем жили голоса цыганок». Цыганские романсы были необыкновенно популярны в эпоху Серебряного века, Цветаева приобретала пластинки с записями Вари Паниной и Анастасии Вяльцевой. Но были и записи классической музыки, русской и европейской, знакомой и любимой с детства.
Ариадна Эфрон описывает граммофон с вишневой деревянной трубой, который Цветаева держала в своей комнате в квартире в Борисоглебском переулке, снятой осенью 1914 года. Перед отъездом в эмиграцию в 1922-м граммофон пришлось продать, как и немногие уцелевшие за годы войны вещи, о чем Цветаева вспоминала в «Повести о Сонечке»:
«Граммофон пел и играл нам — все, что умел, все, что “умели” — мы: нашу молодость, нашу любовь, нашу тоску, нашу разлуку. И когда я потом, перед отъездом из России, продала его татарину, я часть своей души продала — и всю свою молодость».
В Борисоглебском переулке (дом 6) находится Дом-музей Марины Цветаевой. В мемориальной квартире можно увидеть немного иной граммофон, чем у поэтессы. Это аппарат начала ХХ с жестяным рупором — один из даров, принятых фондами музея. Кстати, послушать любимую музыку Цветаевой можно онлайн в спецпроекте «Музыкальная шкатулка» на сайте музея.
Светомузыка Скрябина
Александр Скрябин был необыкновенным человеком, во многом опередившим свое время. Именно ему мы обязаны изобретением светомузыки — композитор стал первым, кто совместил в одном музыкальном произведении звук, свет и цвет. Цветосветовой аппарат для домашних исполнений изготовили по его собственным эскизам для сопровождения исполнения симфонической поэмы «Прометей» (1910). Скрябин ввел в ее партитуру партию света Luce, световую строку, записанную обычными нотами и предназначенную для исполнения на световой клавиатуре. Образ Прометея, древнегреческого героя, который принес людям огонь, Скрябин видел ярким пламенем. В световой строке произведения имели особую смысловую нагрузку два цвета — фиолетовый и красный.
Способность видеть звук в современной науке называется синестезией. Это явление было известно с конца XIX века — в то время о композиторах, которые обладали ею, как Скрябин, говорили, что у них цветной слух. Цветным слухом, в частности, обладал Николай Римский-Корсаков. Но Скрябин стал первым, кто решил поделиться им с публикой.
Впрочем, первое публичное исполнение «Прометея» в 1911 году прошло без воспроизведения световой строки. Композитор, сидевший в день премьеры за роялем, сам принял такое решение — цветосветовой аппарат не успевали сделать в срок. Довольно долго «Прометей» звучал в больших залах как обычное симфоническое произведение. И лишь друзья композитора знали настоящего «Прометея» — светозвуковое исполнение проходило дома у Скрябина. Квартиру в Большом Николопесковском переулке, где сегодня располагается его мемориальный музей, композитор выбрал в том числе и потому, что в ней было проведено электричество.
Гости собирались, а хозяева плотно закрывали шторы и гасили верхний свет. Скрябин усаживался к роялю, а его супруга — к цветосветовому аппарату. Оба инструмента и сейчас стоят на том же месте, что и почти 100 лет назад, — в рабочем кабинете.
Первая гармоника
Один из самых популярных музыкальных инструментов — гармоника — также считается и одним из самых загадочных. Существует несколько версий ее появления. Согласно одной, гармонику изобрели в Англии, другая приписывает ее изобретение берлинскому мастеру XIX века Христиану Фридриху Людвигу Бушману, а если верить третьей, то первая гармоника появилась в Российской империи в конце XVIII века. Этой версии придерживался и Альфред Мирек (1922–2009), искусствовед и основатель Музея русской гармоники. Изобретателем инструмента, согласно его теории, был мастер органного искусства чешского происхождения Франтишек Киршник. Альфред Мирек сделал реконструкцию первой гармоники Киршника, которая теперь хранится в музее.
Киршник жил в Дании, Германии и других странах. В 1770-е годы по приглашению Екатерины II он прибыл в Санкт-Петербург, чтобы заниматься починкой органов. В свободное время в своей мастерской он искал новые способы извлечения звука. В 1783-м мастер представил публике результат экспериментов — гармонику. Инструмент разительно отличался от той гармоники, которую мы знаем сегодня. Гармоника Киршника была настольной — за нее садились, как за фортепиано. Для игры на ней музыкант одной рукой управлял мехом, встроенным в корпус, а другой нажимал на клавиши. Звук извлекался при помощи металлического язычка, который колебался под действием потока воздуха.
Важная особенность гармоники заключалась в том, что она не нуждалась в настройке. Очень быстро изобретение Киршника стало популярно и среди музыкантов, игравших на клавишных инструментах, и среди любителей.
Известно что способностью цветного слуха обладали некоторые композиторы
Адаптационное регулирование уровня чувствительности в зависимости от того, какие раздражители (слабые или сильные) воздействуют на рецепторы, имеет огромное биологическое значение. Адаптация помогает посредством органов чувств улавливать слабые раздражители и предохраняет органы чувств от чрезмерного раздражения в случае необычайно сильных воздействий.
Явление адаптации можно объяснить теми периферическими изменениями, которые происходят в функционировании рецептора при продолжительном воздействии на него раздражителя. Так, известно, что под влиянием света разлагается (выцветает) зрительный пурпур, находящийся в палочках сетчатки глаза. В темноте же, напротив, зрительный пурпур восстанавливается, что приводит к повышению чувствительности. Применительно к другим органам чувств пока не доказано, что в их рецепторных аппаратах имеются какие-либо вещества, химически разлагающиеся при воздействии раздражителя и восстанавливающиеся при отсутствии такого воздействия. Явление адаптации объясняется и процессами, протекающими в центральных отделах анализаторов. При длительном раздражении кора головного мозга
отвечает внутренним охранительным торможением, снижающим чувствительность. Развитие торможения вызывает усиленное возбуждение других очагов, что способствует повышению чувствительности в новых условиях (явление последовательной взаимной индукции).
Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражений, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений.
В литературе описаны многочисленные факты изменения чувствительности, вызванные взаимодействием ощущений. Так, чувствительность зрительного анализатора изменяется под влиянием слухового раздражения. С. В. Кравков (1893-1951) показал, что это изменение зависит от громкости слуховых раздражителей. Слабые звуковые раздражители повышают цветовую чувствительность зрительного анализатора. В то же время наблюдается резкое ухудшение различительной чувствительности глаза, когда в качестве слухового раздражителя применяется, например, громкий шум авиационного мотора.
Зрительная чувствительность повышается также под влиянием некоторых обонятельных раздражений. Однако при резко выраженной отрицательной эмоциональной окраске запаха наблюдается снижение зрительной чувствительности. Аналогично этому при слабых световых раздражениях усиливаются слуховые ощущения, при действии интенсивных световых раздражителей слуховая чувствительность ухудшается. Известны факты повышения зрительной, слуховой, тактильной и обонятельной чувствительности под влиянием слабых болевых раздражений.
Изменение чувствительности какого-либо анализатора может иметь место и при подпороговом раздражении других анализаторов. Так, П. П. Лазаревым (1878-1942) были получены факты снижения зрительной чувствительности под влиянием облучения кожи ультрафиолетовыми лучами.
В общем, все наши анализаторные системы способны в большей или меньшей мере влиять друг на друга. При этом взаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в двух противоположных процессах: повышении и понижений чувствительности. Общая закономерность здесь состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии.
Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией.
Физиологическим механизмом взаимодействия ощущений являются процессы иррадиации и концентрации возбуждения в коре головного мозга, где представлены центральные отделы
анализаторов. По И. П. Павлову, слабый раздражитель вызывает в коре больших полушарий процесс возбуждения, который легко иррадиирует (распространяется). В результате иррадиации процесса возбуждения повышается чувствительность другого анализатора. При действии сильного раздражителя возникает процесс возбуждения, имеющий, наоборот, тенденцию к концентрации. По закону взаимной индукции это приводит к торможению в центральных отделах других анализаторов и снижению чувствительности последних.
Изменение чувствительности анализаторов может быть вызвано воздействием второсигнальных раздражителей. Так, подучены факты изменения электрической чувствительности глаз и языка в ответ на предъявление испытуемым слов «кислый, как лимон». Эти изменения были аналогичны тем, которые наблюдались при действительном раздражении языка лимонным соком.
Зная закономерности изменения чувствительности органов чувств, можно путем применения специальным образом подобранных побочных раздражителей сенсибилизировать тот или иной рецептор, т. е. повышать его чувствительность.
Сенсибилизация может быть достигнута и в результате упражнений. Известно, например, как развивается звуковысотный слух у детей, занимающихся музыкой.
Чувствительность и упражнение
Сенсибилизация органов чувств возможна не только путем применения побочных раздражителей, но и путем упражнения. Возможности тренировки органов чувств и их совершенствования очень велики. Можно выделить две сферы, определяющие повышение чувствительности органов чувств: 1) сенсибилизация, к которой стихийно приводит необходимость компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота) и 2) сенсибилизация, вызванная деятельностью, специфическими требованиями профессии субъекта.
Утрата зрения или слуха в известной мере компенсируется развитием других видов чувствительности. Известны случаи, когда люди, лишенные зрения, занимаются скульптурой, у них высоко развито осязание. К этой же группе явлений относится и развитие вибрационных ощущений у глухих. У некоторых людей, лишенных слуха, настолько сильно развивается вибрационная чувствительность, что они даже могут слушать музыку. Для этого они кладут руку на инструмент или поворачиваются спиной к оркестру. Слепоглухая О. Скороходова, держа руку у горла говорящего собеседника, может таким образом узнать его по голосу и понять, о чем он говорит. У слепоглухонемой Элен Келлер так высоко развита обонятельная чувствительность, что она может ассоциировать многих друзей и посетителей с запахами, исходящими от них, и воспоминания о знакомых так же хорошо связываются у нее с обонянием, как у большинства людей ассоциируются с голосом.