Известно что талант это во многом трудолюбие и терпение диктант

Дидактический материал по русскому языку в 9 классе (стр. 2 )

Известно что талант это во многом трудолюбие и терпение диктант. Смотреть фото Известно что талант это во многом трудолюбие и терпение диктант. Смотреть картинку Известно что талант это во многом трудолюбие и терпение диктант. Картинка про Известно что талант это во многом трудолюбие и терпение диктант. Фото Известно что талант это во многом трудолюбие и терпение диктантИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7

Известно что талант это во многом трудолюбие и терпение диктант. Смотреть фото Известно что талант это во многом трудолюбие и терпение диктант. Смотреть картинку Известно что талант это во многом трудолюбие и терпение диктант. Картинка про Известно что талант это во многом трудолюбие и терпение диктант. Фото Известно что талант это во многом трудолюбие и терпение диктант

Известно, что талант – это во многом трудолюбие и терпение. Чтобы добиться мастерства в любом искусстве, нужно неустанно упражняться, то есть совершенствоваться. Это знает и художник и певец, поэт и ученый – словом, каждый мастер своего дела, будь то великий гений Моцарт или просто хороший токарь.

Да, это старая истина. А вот далеко не каждый знает, что прожить жизнь свою достойно на земле – это тоже большое искусство, может быть, даже более сложное, чем любое другое мастерство. И оно тоже требует неустанного упражнения, только упражнения своей души.

В жизни случается всё: и горе, и болезни, и обиды, и всякие другие невзгоды. Но настоящий человек защищен и в беде высшими, непреходящими ценностями, верностью идеалам, умением любить и верить, наслаждаться прекрасным, быть стойким в труде, в борьбе за правду. И понимать надо всю ответственность за свою жизнь, за жизнь других.

Все ценности связаны неразрывно, это то, что мы называем настоящим у человека: мужеством и готовностью к жизни.

1. Озаглавьте текст.

2. Озаглавьте каждую микротему текста _________________________

3. Найдите в каждом абзаце предложение, в котором заключена главная мысль._______________________________________________

4. Кратко перескажите каждую микротему текста.

5. Объясните расстановку знаков препинания в каждом предложении.

6. Найдите и выпишите из текста слова с ь знаком. Объясните написание ь знака в словах. ____________________________________

7. Выпишите из текста слова с не, объясните слитное и раздельное написание слов на эту орфограмму. _____________________________

8. Напишите сжатое изложение (не менее 70 слов), передавая главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. _____

Разумеется, нужны все профессии, и эти профессии должны быть равномерно и целесообразно распределены в обществе. Но … каждый специалист, каждый инженер, каждый врач, каждая медицинская сестра, каждый плотник или токарь, шофер или грузчик, крановщик и тракторист должны обладать культурным кругозором. Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому.

А для всего этого нужны знания, нужна интеллектуальность, дающаяся гуманитарными науками. Читайте художественную литературу и понимайте её, читайте книги по истории и любите прошлое человечества, читайте литературу путешествий, мемуары, литературу по искусству, посещайте музеи, путешествуйте со смыслом – и будете душевно богаты …

Научная история дороже всего, и ей надо следовать во всех деталях научного исследования и в жизни ученого …

Когда начинаются преувеличения полученных результатов исследований или даже мелкие подтасовки фактов и научная истина оттесняется на второй план, наука перестает существовать и сам ученый рано или поздно перестает быть ученым. (Д. Лихачев)

1. Озаглавьте текст.

2. Тема текста ______________________________________________

3. Стиль текста _____________________________________________

4. Тип текста _______________________________________________

5. Найдите и выпишите предложения с однородными членами. Объясните расстановку знаков препинания в этих предложениях. ___

6. Найдите в тексте сложные предложения, выпишите грамматические основы этих предложений. Укажите вид сложных предложений.

7. Выпишите из каждого абзаца ключевые слова. Объясните написание этих слов. __________________________________________

8. Напишите сжатое изложение. Пишите изложение аккуратным, разборчивым почерком. _______________________________________

Лучше всего проявляет свою воспитанность человек, когда он ведет дискуссию, спорит, отстаивая свои убеждения …

Прежде всего он внимательно выслушивает своего противника – человека, который не согласен с его мнением. Больше того, если ему что-либо не ясно в позициях его противника, он задает ему дополнительные вопросы … Если даже все позиции противника ясны, он выберет самые слабые пункты в утверждениях противника и переспросит, это ли утверждает противник.

Помните: нет ничего красивее в споре, как спокойно, в случае необходимости, признать полную и частичную правоту противника. Этим вы показываете как дорога вам истина …

Конечно, признать правоту противника можно только тогда, когда дело касается не ваших общих убеждений, не ваших нравственных принципов … Человек должен уметь с достоинством принять победу, не злорадствуя над побежденным в споре, не торжествуя, не оскорбляя самолюбия оппонента. (Д. Лихачев)

1. Озаглавьте текст.

2. Тема текста. _______________________________________________

3. Стиль речи. ________________________________________________

4. Тип речи. _________________________________________________

5. Выпишите из каждого предложения грамматическую основу. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Выпишите слово с непроизносимой согласной в корне __________

4. Подберите синонимы к слову пропитан ______________________

Источник

10 класс Контрольный диктант (нулевой срез)

Известно что талант это во многом трудолюбие и терпение диктант. Смотреть фото Известно что талант это во многом трудолюбие и терпение диктант. Смотреть картинку Известно что талант это во многом трудолюбие и терпение диктант. Картинка про Известно что талант это во многом трудолюбие и терпение диктант. Фото Известно что талант это во многом трудолюбие и терпение диктант

Контрольный диктант (нулевой срез).

Цель: проверить соответствие знаний, умений и навыков учащихся требованиям государственного стандарта Республики Казахстан

Кончился январь. Лениво угасал морозный день. Небо было ясно. Лишь на закате, как в кузнечном горне, жарко плавились корявые железины туч…

По дороге к Аркалыку ходкой рысью бежала пароконная упряжка. В легких желтых санях ехали два отменно одетых жигита.

В одном из них сразу узнаешь господина. Поверх теплой одежды на нем серый чекмень с щегольским черно-бархатным воротником, на голове – новый лисий тымак. Обут в превосходные шевровые сапоги; из-под голенищ выступают войлочные чулки, тоже отороченные черным бархатом. Ему лет около тридцати. Он коренаст, круглолиц и курнос. Клинышком торчит холеная бородка. Взгляд колюч…

На отлогом пригорке вдали показались две могилы, и путники, подняв руки, скороговоркой пробормотали молитву.

Дрожь охватывала при мысли, какое злосчастье облюбовало этот дом!

Соскочив с саней и стряхивая снег с чекменя, Ахан проговорил сквозь зубы:

— Куда ты меня привез? Тут, наверно, ни сесть, ни лечь. Неужели не мог найти жилья поприличней?

1 Произвести синтаксический разбор предложения

1в На отлогом пригорке вдали показались две могилы, и путники, подняв руки, скороговоркой пробормотали молитву.

2в Обут в превосходные шевровые сапоги; из-под голенищ выступают войлочные чулки, тоже отороченные черным бархатом.

2 Построить схему предложения с прямой речью.

3 Объяснить значение слова

4 Продолжить текст, введя диалог.

Контрольный диктант за 1 полугодие

Цель: проверить соответствие знаний, умений и навыков учащихся требованиям государственного стандарта Республики Казахстан

Быть настоящим человеком.

Да, это старая истина. А вот далеко не каждый знает, что прожить жизнь свою достойно на земле – это тоже большое искусство, быть может, даже более сложное, чем любое другое мастерство. И оно тоже требует неустанного упражнения, только упражнения своей души.

В жизни случается все: и горе, и болезни, и обиды, и всякие другие невзгоды. Но настоящий человек защищен и в беде высшими, непреходящими ценностями: верностью идеалам, умением любить и верить, наслаждаться прекрасным, быть стойким в труде, в борьбе за правду и понимать всю ответственность за свою жизнь, за жизнь всего человечества.

Все эти ценности связаны неразрывно, это и есть то, что мы называем настоящим у человека: мужеством и готовностью его к жизни.

1. Разобрать по составу и сделать словообразовательный разбор:

2. Выписать глаголы:

2в. – местоимения и определить их разряд.

4.Выписать слова с безударной гласной, проверяемой ударением, и выделить орфограмму. ( 5-6 слов )

5. Письменное высказывание: «Что значит «прожить жизнь свою достойно на земле».

Годовой контрольный диктант.

Цель: проверить соответствие знаний, умений и навыков учащихся требованиям государственного стандарта Республики Казахстан

Вся природа содержится в душе человека. Но в природе не весь человек. Какая-то ведущая часть человека, владеющая словом, вышла за пределы природы.

Чтобы понимать природу, надо быть очень близким к человеку, и тогда природа будет зеркалом, потому что человек содержит в себе всю природу.

В природе вода лежит, и ее зеркало отражает небо, горы и лес. Вся история культуры и есть рассказ о том, что увидел человек в зеркале, и все наше в том, что еще в этом зеркале увидит.

Природа нам развертывается, как перспектива прошлого самого человека, но когда усилием воли постараешься войти в нее, то тут же распадаешься на свое прошлое, то есть природу, и на себя, как человека.

Каждый из нас, путешествуя, непременно открывает для себя вдали что-то новое. И, вернувшись домой, открывает свои глаза на знакомое и тем самым обогащает и расширяет свою родину.

Все эти солнца и звезды, поверхности вод и земля подозрительны тем, что их прекрасное лицо всегда обращено к лицу человека. Восторгаясь лицом природы, спрашиваешь себя: « Не любуешься ли ты лицом самого человека, отраженным в этих водах и звездах, в огне и цветах?»

Человек, любующийся природой, не нарцисс, а «гадкий утенок», впервые благодаря природе понимающий в себе лебедя.

Произвести синтаксический разбор предложения

1вариант Какая-то ведущая часть человека, владеющая словом, вышла за пределы природы.

2вариант Каждый из нас, путешествуя, непременно открывает для себя вдали что-то новое.

2 Выполнить морфологический разбор

1вариант природу, открывает, прекрасное.

2вариант человека, вышла, гадкий.

Выписать 3 слова, в которых букв больше, чем звуков. Выписать 3 слова, в которых звуков больше, чем букв. Выписать 5 слов с безударной гласной в корне слова. Проверить эту гласную ударением. Объяснить правописание приставок в словах текста: развертывается, предел, распадаешься, расширяет, прекрасное. Написать сочинение-рассуждение по фразе текста: «Чтобы понимать природу, надо быть очень близким к человеку…»

Источник

Контрольные диктанты по русскому языку 10 класс

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Контрольный диктант (нулевой срез).

Цель: проверить соответствие знаний, умений и навыков учащихся требованиям государственного стандарта Республики Казахстан

Кончился январь. Лениво угасал морозный день. Небо было ясно. Лишь на закате, как в кузнечном горне, жарко плавились корявые железины туч…

По дороге к Аркалыку ходкой рысью бежала пароконная упряжка. В легких желтых санях ехали два отменно одетых жигита.

В одном из них сразу узнаешь господина. Поверх теплой одежды на нем серый чекмень с щегольским черно-бархатным воротником, на голове – новый лисий тымак. Обут в превосходные шевровые сапоги; из-под голенищ выступают войлочные чулки, тоже отороченные черным бархатом. Ему лет около тридцати. Он коренаст, круглолиц и курнос. Клинышком торчит холеная бородка. Взгляд колюч…

Дрожь охватывала при мысли, какое злосчастье облюбовало этот дом!

Соскочив с саней и стряхивая снег с чекменя, Ахан проговорил сквозь зубы:

— Куда ты меня привез? Тут, наверно, ни сесть, ни лечь. Неужели не мог найти жилья поприличней?

1 Произвести синтаксический разбор предложения

1в На отлогом пригорке вдали показались две могилы, и путники, подняв руки, скороговоркой пробормотали молитву.

2 Построить схему предложения с прямой речью.

3 Объяснить значение слова

Контрольный диктант за 1 полугодие

Цель: проверить соответствие знаний, умений и навыков учащихся требованиям государственного стандарта Республики Казахстан

Быть настоящим человеком.

Да, это старая истина. А вот далеко не каждый знает, что прожить жизнь свою достойно на земле – это тоже большое искусство, быть может, даже более сложное, чем любое другое мастерство. И оно тоже требует неустанного упражнения, только упражнения своей души.

В жизни случается все: и горе, и болезни, и обиды, и всякие другие невзгоды. Но настоящий человек защищен и в беде высшими, непреходящими ценностями: верностью идеалам, умением любить и верить, наслаждаться прекрасным, быть стойким в труде, в борьбе за правду и понимать всю ответственность за свою жизнь, за жизнь всего человечества.

Все эти ценности связаны неразрывно, это и есть то, что мы называем настоящим у человека: мужеством и готовностью его к жизни.

1. Разобрать по составу и сделать словообразовательный разбор:

2. Выписать глаголы:

2в. – местоимения и определить их разряд.

5. Письменное высказывание: «Что значит «прожить жизнь свою достойно на земле».

Годовой контрольный диктант.

Цель: проверить соответствие знаний, умений и навыков учащихся требованиям государственного стандарта Республики Казахстан

Чтобы понимать природу, надо быть очень близким к человеку, и тогда природа будет зеркалом, потому что человек содержит в себе всю природу.

Природа нам развертывается, как перспектива прошлого самого человека, но когда усилием воли постараешься войти в нее, то тут же распадаешься на свое прошлое, то есть природу, и на себя, как человека.

Значит, не будущее, а настоящее- это точка опоры рычага, отрывающего человека от природы и перебрасывающего в будущее.

Каждый из нас, путешествуя, непременно открывает для себя вдали что-то новое. И, вернувшись домой, открывает свои глаза на знакомое и тем самым обогащает и расширяет свою родину.

Все эти солнца и звезды, поверхности вод и земля подозрительны тем, что их прекрасное лицо всегда обращено к лицу человека. Восторгаясь лицом природы, спрашиваешь себя: « Не любуешься ли ты лицом самого человека, отраженным в этих водах и звездах, в огне и цветах?»

Человек, любующийся природой, не нарцисс, а «гадкий утенок», впервые благодаря природе понимающий в себе лебедя.

Произвести синтаксический разбор предложения

1вариант Какая-то ведущая часть человека, владеющая словом, вышла за пределы природы.

2вариант Каждый из нас, путешествуя, непременно открывает для себя вдали что-то новое.

2 Выполнить морфологический разбор

1вариант природу, открывает, прекрасное.

2вариант человека, вышла, гадкий.

Выписать 3 слова, в которых звуков больше, чем букв.

Выписать 5 слов с безударной гласной в корне слова. Проверить эту гласную ударением.

Объяснить правописание приставок в словах текста: развертывается, предел, распадаешься, расширяет, прекрасное.

Написать сочинение-рассуждение по фразе текста: «Чтобы понимать природу, надо быть очень близким к человеку…»

Источник

Диктанты 10 класс

Грамматические задани я

5. Письменное высказывание: «Что значит «прожить жизнь свою достойно на земле».

4. Выписать 3 слова, в которых звуков больше, чем букв.
5. Выписать 5 слов с безударной гласной в корне слова. Проверить эту гласную ударением.
6. Объяснить правописание приставок в словах текста: развертывается, предел, распадаешься, расширяет, прекрасное.
7. Написать сочинение-рассуждение по фразе текста: «Чтобы понимать природу, надо быть очень близким к человеку…»

***
Вставало солнце, растопляя сентябрьские туманы, расчищая небо. На земле снова начиналось лето. Так продолжалось в течение целой недели.
Опираясь на палку, выломанную из старой заброшенной засеки, шагал он лугами, сосняком, мысленно не переставая благодарить встретившуюся старушонку, открывшую ему этот полузабытый способ передвижения по родной земле.
Первую ночь он провел возле порожистой речонки, да чересчур загляделся на играющую на вечерней заре рыбешку. Ночлег под открытым небом, под звездами вошел у него в привычку. Питался он сухарями, размоченными в ручье, печеной картошкой, ягодами.
Он был по-настоящему счастлив. Никогда прежде не доставляли ему столько радости такие пустяки, как запах дыма, шорох падающей с дерева сухой прошлогодней шишки, полыхающая на солнце рябина. Когда он по утрам слышал прощальные песни журавлей, у него на глазах выступали слезы.

***
Дом стоял несколько в стороне. Окна его были покрашены масляной краской, а небольшое крылечко сбоку еще пахло сосной. Двери были раскрыты настежь, но хозяев в доме не оказалось. Направо от двери стоял некрашеный стол, слева виднелась массивная печь.
Вскоре с улицы прибежала Наташа, встретившая меня так, как будто мы с ней были старые знакомые. Она радушно предложила мне чаю и ранней малины, но я попросил ее сначала показать мне сад, выращенный чуть ли не под самым Полярным кругом.
Мы вышли из дома. Сад лепетал тополиной листвой. Перешагнув за калитку, я неожиданно увидел яблоньки, малинник, густо усыпанный кое-где уже поспевающей ягодой. Почувствовав смолистый аромат, я повернул голову налево и увидел кедры. Они были иссиня-черные, по-медвежьи угрюмы и неприветливы. Наташа ласково и как-то застенчиво потрепала одно дерево.

***
Преодолев подъем, Даша спустилась к морю. Вода по-прежнему была прозрачной. Сквозь нее в глубине можно было рассмотреть растения подводного мира. В зарослях водорослей проносились непуганые стайки рыбешек, молниеносно исчезавших из виду. Слева она увидела огромный камень, обвешанный водорослями. Вдоль берега тянулось углубление, заполненное водой. Казалось, это была та же ямка, в которой девочка когда-то нашла камень удивительной формы.
Впервые оказавшись здесь, Даша, покачивая ручонками, сначала опустила одну, затем другую ногу и на цыпочках вошла в воду. Не заходя вглубь, нагнувшись над отшлифованными морским прибоем камнями, в течение нескольких секунд в ничем не нарушаемой тишине она наблюдала за хорошо видимой подводной жизнью. Тут-то она и заметила его. Бледно-голубой камень с прожилками, будто искусно нарисованными художником, поразил ее.

***
Я пробирался нетоптаной тропинкой через поле. Несмотря на ненастье, настроение было легкое. Увидев поблизости копну сена, привалился к обдерганному коровами подножию, наблюдая за вороной, летавшей по серому небу. Отдохнув, зашагал к деревне и вскоре очутился в чужом огороде.
Дождь копошился в опавших тополиных листьях, усеявших грядки. На них еще голубели крепкие студеные кочаны. Свежо пахло поздней капустой и усталой землей, отработавшей свое. На подсолнухе, забытом у межи, по-зимнему тенькала синица. Прицепившись к растрепанной голове подсолнуха, она теребила его решетку.
Я отыскал в плетне калитку и, боясь, что меня облает не маленькая незлобивая собачонка, а цепной пес, протиснулся за скрипучую деревянную калитку. Навстречу мне шла хозяйка с нарубленным хворостом, чтобы растопить еще не топленную печь.

***
Мы расположились на берегу небольшой речонки, решив сначала ненадолго остановиться здесь. Но в течение короткого времени небо сплошь покрылось облаками. Пришлось отыскать недалеко от берега в лесу полянку, окруженную со всех сторон березками. Решили заночевать здесь, потому что тут было удобно установить палатки и разложить костер.
Между тем облака, сбившиеся в кучу, медленно превращались в грозовую тучу, застилавшую все небо. Края ее были как будто посеребрены каким-то чудесным светом. Небо затянулось тяжелой пеленой, нахмурилось по-осеннему, и начался не умолкающий ни на минуту ливень. Лишь к утру он прекратился. Заголубело небо, очистившееся от туч, но земля еще хранила следы непогоды. Справа и слева от палаток, переливаясь в лучах солнца, блестели лужицы.

***
Далеко-далеко жили-были снежинки. Родились они в облаке, пролетавшем высоко-высоко над землей, и каждая из них была по-своему красива.
Одна была похожа на блистающие искорки, другая напоминала серебристо-белый иней, третья сверкала, будто драгоценный камень.
Земля нетерпеливо ожидала появления снежинок. Ей тоже хотелось одеться по-праздничному. Но ветер, не давая снежинкам медленно спускаться на землю, закружил их в воздухе, подбрасывая, заставляя плясать под свою неугомонную музыку.
Несмотря на старания ветра, снежинки опускались на землю, покрывая ее сверху белым покрывалом. За снежным потоком не было видно ни поля, ни леса, ни речонки. Одни путешественницы ложились на склоне оврагов, другие располагались на ночлег в лесу. Были и такие, которые неосторожно опускались посреди дороги.
На земле, волшебно преображенной, расстилался белый ковер.

(По М. Ильину, Е. Сегалу)

***
Зеленых предгорий, поросших лесами, здесь не было и в помине. Горы показались неожиданно. Они начинались отвесной скалой, вздымавшейся ввысь. Ветер, вода в течение минувших веков немало потрудились над ней. Во многих местах были отчетливо заметны пласты разнородного камня, то лежавшие ровно, то немыслимо перекошенные и изломанные. Кое-где они напоминали искусно сделанную каменную кладку.
Стена, выходившая на север, никогда не освещалась солнцем, поэтому граница вечных снегов здесь спускалась низко. Задолго до нее деревья начинали мельчать и редеть, затем совсем пропадали. Под стеной лежала травянистая пустошь, и по ней тянулась дорога. Она тоже старалась не прижиматься вплотную к стене. Но жизнь ничто не может остановить. Даже по самой стене ползли вверх цепкие кустики, выросшие из семян, занесенных сюда птицами или ветром.

Известно что талант это во многом трудолюбие и терпение диктант. Смотреть фото Известно что талант это во многом трудолюбие и терпение диктант. Смотреть картинку Известно что талант это во многом трудолюбие и терпение диктант. Картинка про Известно что талант это во многом трудолюбие и терпение диктант. Фото Известно что талант это во многом трудолюбие и терпение диктант

Контрольные диктанты 10 класс 2 четверть

Белка
Жила белка в лесу, ни о чем не тужила. Никто ее не беспокоил. Спала она на ветке большой ели. Никогда не заботилась ни о ком, толь­ко о себе. Прошло время, у нее появились бельчата. Теперь белка нику­да от них не уходила. Наступила зима. В лесу начались обвалы. Однажды тяжелый ком снега обрушился с вершины дерева на крышу жилища белочки. Белка выскочила, а ее беспомощные дети оказались в ловушке. Некуда бе­жать. Не к кому обратиться за помощью. Никто не спасет бельчат. Никакой надежды на помощь. Белка быстро принялась раскапывать снег. Круглое внутреннее гнездо из мягкого мха осталось целым. Никогда лесная жительница не была так счастлива. Ничто больше не омрачит ее радости. (110 сл.)

найти местоимения и определить их разряд.

Легенды о Лермонтове
С детства помню легенды о Лермонтове, которые бытовали в наших краях. Так, ходили слухи, что убит он был на дуэли не Мартыновым, а специально подосланным казаком, стрелявшим скрытно из-за кустов. Казак этот был приговорён к расстрелу, когда ему предложили искупить вину, участвуя в покушении на поэта. Умирая в глубокой старости, он сознался в содеянном священнику. Другие слухи связывали дуэль с романтической историей, в которой была замешана прекрасная дама. Не обошлось без разговоров о подмене дуэльных пистолетов, новом месте поединка и прочих таинственных обстоятельствах, порождающих любопытство у приезжих и интерес у местных мальчишек.
По всей видимости, факты из жизни поэта были перепутаны с событиями и поступками героев его произведений.

Государственный гимн Республики Казахстан
С давних времён знамёна вели героев в бой, старинные гербы укрепляли веру людей в нерушимость союза племён. А гимны возвышали дух воинов, дарили им чувство сплочённости, слияния с другими гражданами страны.
Гимн- это торжественная песня мужества и чести, гордости и радости, это хвалебная песнь государству и народу, к которому ты принадлежишь.
Государственный гимн знает каждый гражданин страны, если он считает себя настоящим патриотом. Гимн- ещё один государственный символ, где в музыке и в словах выражен тот же смысл, который заключён в символике Государственного флага и Государственного герба. Исполнением гимна на радио и телевидении начинается и завершается каждый день нашей страны.

1 вариант. Из первого предложения выписать одно из существительных на –мя и произвести морфологический разбор.

2 вариант. Из третьего предложения выписать одно из существительных, употребляющихся только в единственном числе, и произвести его морфологический разбор.

1 вариант:Выписать из текста одно качественное прилагательное и произвести его морфологический разбор.

2 вариант:Выписать из текста одно относительное прилагательное и произвести его морфологический разбор.

Народная школа
В 1859 году Л.Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, и это занятие настолько увлекло Толстого, что в 1860 году он вторично отправился за границу, чтобы ознакомиться со школами Европы. Толстой много путешествовал, провёл полтора месяца в Лондоне, был в Германии, Франции, Швейцарии, Бельгии, изучал популярные педагогические системы, в основном не удовлетворившие писателя. Собственные идеи Толстой изложил в специальных статьях, доказывая, что основой обучения должна быть «свобода учащегося» и отказ от насилия в преподавании. В 1862 году издавал педагогический журнал «Ясная Поляна» с книжками для чтения в качестве приложения, ставшими в России такими же классическими образцами детской и народной литературы, как и составленные им в начале 1870-х годов «Азбука» и «Новая Азбука». В 1862 году в отсутствие Толстого в Ясной Поляне был проведён обыск.

Белка
Белка – удивительно забавное животное. Она легко привыкает к человеку, любит погрызть орешки, бегать и крутить колесо. В природе она очень подвижна.
Белка – зверёк запасливый. Наестся вдоволь, потом в домик таскает орехи и семена. В сутки белке нужно десять- двадцать граммов белого хлеба, двадцать граммов колотых орехов, двадцать пять граммов сухих фруктов и по пять граммов различных семечек. Воду белка пьёт часто, поэтому неплохо поставить в клетку блюдечко и налить сырого молока.
Детёныши у белки рождаются через тридцать пять- тридцать шесть дней.
Обычно бывает от трёх до семи бельчат.
Наблюдать за белкой и бельчатами – одно удовольствие.

( По книге «Зоопарк дома»)

1. вариант:Произвести морфологический разбор одного из числительного из второго абзаца.

2. вариант:Произвести морфологический разбор одного из числительного из третьего абзаца.

Наедине с осенью
Осень в этом году стояла сухая и тёплая. Долго не увядала трава. Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. Вода булькала, позванивала, журчала. Звуки эти заполняли все пространство между рекой и небом. Это курлыкали журавли.
Я поднял голову. Большие косяки журавлей тянулись один за другим прямо к югу. По дороге ехал, покачиваясь, грузовик. Шофёр остановил машину, вышел и тоже начал смотреть на журавлей. «Счастливо, друзья!»- крикнул он и помахал рукой вслед птицам. Потом он опять забрался в кабину, но долго не заводил мотор, чтобы не заглушать затихающий небесный звон. Он открыл боковое стекло, высунулся и никак не мог оторвать глаз от журавлиной стаи, уходивший в туман.

Весна голосов
Весна голосов. Пригибаясь, ошалело кричит на телеграфном столбе ворона. Под снегом в лощине течёт, булькает вода.
Сорока летит над лесом и держит в клюве непомерно тяжёлый прутик берёзы. Я присел на пенёк закусить.
Даже маленький остаток хлеба всегда совестно бросить. Заостряю ветку берёзы и накалываю ломоть в надежде, что поедят птицы. И вдруг с обрезанной ветки на руку падают частые капли. Берёзовый сок! Прилаживаю крышку от термоса. Пока вожусь у костра, из берёзы в бадейку да краёв натекает сладковатая влага.
А за спиной, щебетанье и шорох. Это оседает под солнцем последний снег.

1.Произвести морфологический разбор глагола «летит» или « держит».

Сорока летит над лесом и держит в клюве непомерно тяжёлый прутик берёзы.

2.Определить спряжение глаголов в тексте.

На перевозе
Мальчик отвязал от столба верёвку, с усилием оттолкнул паром и стал тянуть за мокрый канат. Трудно. Тяжёлый паром еле-еле ползёт, а река широкая. Вася стал уставать, тяжело дышал, перестал смотреть кругом, а, нагнув голову, что есть силы тянул канат, и пот капал с красного, пылающего лица.
Когда паром подошёл к берегу, из домика вышел Кирилл, чёрный, косматый, и сказал, насупив чёрные брови: «Что долго так? Либо купался там? Гляди, кабы кнут по тебе не погулял».
С горы спускались подводы к перевозу, и Кирилл пошёл к парому, крикнув: «Берись за конопатку, Васька, да чтоб к обеду кончить!»
Вася сходил в домик, взял молоток, долото, пакли, взял с полки ломоть хлеба, и, жуя, пошёл к опрокинутой на берегу вверх дном лодке, и стал забивать паклей рассохшиеся щели в боках и днище её.
С завистью смотрит Вася на бегущих с горы ребятишек. Они на берегу стаскивают с себя рубашонки и кидаются в воду. Крик, визг, смех. А Вася всё постукивает да постукивает молотком по долоту, забивая в щели паклю.

1. Выпишите из текста глаголы и выделите в них основу инфинитива и основу настоящего времени.

2. Определите спряжение глаголов.

У моря
Петька и Мишка устало плелись по пустынному берегу моря, усеянному галькой, отшлифованной волнами. От едва колышущегося моря на мальчиков веяло странным покоем и тишиной. Лучи не зашедшего еще за горизонт солнца скользили по легким волнам, набегавшим на берег.
Пропитанная полынным запахом длинная степная дорога, тянувшаяся к морю от далекого города, осталась позади, а впереди во всю даль и ширь расстилалось открытое море, не имеющее границ. И ребятам казалось, что они добрались до самого края света, что дальше уже нет ничего. Есть одно тихо плещущееся море, а над ним такое же бескрайнее небо, лишь кое-где покрытое бледно-розовыми облачками.

Мальчики, утомленные долгим путем, шли молча. Их головы прятались за ворохами сухого бурьяна, собранного ими для будущего костра.

1.Найти и обозначить причастие, указать время.

***
Часами он бродил после бури по берегу и спасал, кого ещё можно спасти. Он радовался, видя, как рыба, брошенная в воду, уплывала, весело махнув хвостом. Он радовался каждый раз, когда полу-уснувшие рыбы, плававшие в воде боком или брюшком, в конце концов оживали. Подбирая на берегу большую рыбу, Ихтиандр нёс её к воде. Рыба трепетала в его руках, а он смеялся и уговаривал её не биться и потерпеть ещё немного. Эту самую рыбу он съел бы с удовольствием, если бы, проголодавшись, поймал её в океане. Но то было’ неизбежное зло. На берегу же он был покровителем, другом, спасителем обитателей морей.
Обыкновенно Ихтиандр возвращался к берегу так же, как и уплывал, пользуясь подводными морскими течениями. Но сегодня ему не хотелось надолго погружаться в воду, покидая этот берег. Юноша нырял, проплывая недолго под водою. Он вновь появлялся на поверхности, подобно морским птицам, охотящимся за рыбами.

(Из романа А. Беляева «Человек-амфибия».)

1 Выполните морфологический разбор одного деепричастия на выбор.

2. Сделайте синтаксический разбор предложения:

• Подбирая на берегу небольшую рыбу….

• Юноша нырял, проплывая недолго под водою.

***
В стае в ту зиму ходила молодая волчица, не позабывшая ребячьих своих забав. Днем волки, свернувшись в клубки, дремали, а она вскакивала, кружилась, утаптывая снег, и будила стариков. Волки нехотя поднимались, тыкались в нее холодными носами, а она шутливо огрызалась, кусая их за ноги. Старые волчихи, свернувшись и не поднимая голов, поглядывали на молодую проказницу.
Однажды ночью волчица поднялась и побежала в поле, а за ней, высунув языки, затряслись старики. Волчихи оставались лежать, потом и они побежали за стаей.
Волки бежали по дороге, а за ними скользили, ломаясь на снегу, тени. Снег в лучах луны блестел алмазами. От деревни послышался звон бубенцов. Казалось, что зазвенели, покатившись по дороге, звезды, упавшие с неба. Волки, завязая по брюхо, отошли в поле и легли, повернувшись мордами к деревне. (125 слов) (По И. Соколову-Микитову)

Первая гроза
Я надолго запомнил этот ясный по-весеннему и теплый по-летнему день. Кое-где уже появились едва-едва заметные зеленые листочки. По-новому выглядел город. Во-первых, чуть-чуть дул ветерок, во-вторых, почти все окна открыты настежь, в-третьих, солнце светило по-царски, но не горячо, а ласково, по-доброму. На дорожках было видимо-невидимо воробьев, и они по-прежнему сновали вверх и вниз.
Но неожиданно небо потемнело. Небрежно, неряшливо поползли растрепанные тучи. Сначала мелькнула неяркая молния и разрезала надвое темно-серое небо. Потом вспугнул птиц сильный раскат грома, как будто где-то кто-то вдребезги расколол стеклянную посуду.
И хлынул ливень, точь-в-точь занавес опустился на землю и закрыл все вокруг. Пропал куда-то город, а по улицам торопливо побежали мутные потоки воды.
Дождь шел долго, а утром вымытый город выглядел по-праздничному весело.

(По А. Иллюминаторской)

***
Чтобы хорошо учиться, надо быть хорошо организованным человеком. Прежде всего необходимо стараться в течение дня выполнять то, что намечено. С начала сентября приучите себя к этому и старайтесь делать это в продолжение всего учебного года. Посоветуйте так же поступать и своим товарищам.
Сначала лучше сделать самые трудные уроки, потому что их выполнение требует больше времени. Зато останется свободное время на любимые предметы, увлечения.
Если вам что-либо не понятно, не обращайтесь сразу за разъяснениями к старшим, а загляните в словарь, в справочную литературу. Это трудно, зато полезно. За то время, которое вы потратите на чтение справочной литературы, вы узнаете много нового и интересного.
В свободные часы больше читайте. Во время чтения выписывайте отдельные интересные мысли, высказывания. Полезно также понравившиеся вам стихи заучивать наизусть, чтобы обогащать свой язык, развивать память.

***
С. И. Ожегов — известный лексикограф. Кто не знает его «Словаря русского языка»! Работу над кратким толковым словарем, содержащим около семидесяти тысяч слов, ученый начал в 1940 году. Началась война, и многие ученые-филологи ушли на фронт. Ожегов тоже собирается на фронт, но по состоянию здоровья ему было отказано в просьбе. В течение почти девяти лет ученый работал над словарем, не прекращая работы и в годы войны.
Наверное, нет в нашей стране человека, не знающего этого справочника, ни разу в жизни не пользовавшегося им, не державшего в руках этот объемистый том в тысячу страниц.
В пределах одного тома в нем с достаточной полнотой отражен основной состав лексики современного русского языка. Это обеспечило долговечность книги, намного пережившей своего составителя.
Словарь Ожегова — настольное пособие для людей, любящих русский язык.

Известно что талант это во многом трудолюбие и терпение диктант. Смотреть фото Известно что талант это во многом трудолюбие и терпение диктант. Смотреть картинку Известно что талант это во многом трудолюбие и терпение диктант. Картинка про Известно что талант это во многом трудолюбие и терпение диктант. Фото Известно что талант это во многом трудолюбие и терпение диктант

Итоговые диктанты 10 класс 2 четверть

Засуха
Стояла засуха. Недели три, как уже не было дождя. Солнце с убийственной жгучестью палило землю; на знойном небе целыми днями не показывалось ни одного облачка. В раскалённом воздухе пахло гарью.
Хлеба выгорали. Налив ржи приостановился на половине, и в тощем, бледно-жёлтом колосе уже подсыхало сморщенное, измождённое зерно. Овсы, не поднявшись ещё и на пол-аршина от земли, уже поблёкли и начинали желтеть. Просяные поля уныло отливали своими бледно-зелёными преждевременно выметавшимися кистями.
Мурава на выгонах и отава на покосах высохла наподобие какой-то щетины и подёрнулась неприятной желтизною. Паровые поля, выбитые скотиной, уж не зарастали вновь травою; только колючий татарник да корявый бурьян кое-где разнообразили эти поля, высохшие, как камень, и пыльные, точно столбовая дорога.

Известно что талант это во многом трудолюбие и терпение диктант. Смотреть фото Известно что талант это во многом трудолюбие и терпение диктант. Смотреть картинку Известно что талант это во многом трудолюбие и терпение диктант. Картинка про Известно что талант это во многом трудолюбие и терпение диктант. Фото Известно что талант это во многом трудолюбие и терпение диктант

Словарные диктанты 10 класс 2 четверть

Диктант 1. Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слов

Горючее вещество, полоскать бельё, бархатный кам­зол, балконная решётка, интеллигентный человек, стру­ны гитары, немного подрасти, паркетный пол, посидеть на скамейке, колоритная личность, промокать фиолето­вые чернила, развеваться на ветру, излагать изученное, поласкать котёнка, осознать призвание, громадная туча, правильный маршрут, президентский совет, телефонный справочник, легендарный герой, расстилать скатерть, тео­ретическая дискуссия, блистать на сцене, сумма слагае­мых, милосердный поступок, лиловые соцветия сирени, выровнять грядку, опираться на перила, велосипедные гонки, дипломированный специалист, сверкание зар­ниц, развивать усидчивость, играешь на пианино, тяжё­лая корзина, росток апельсина, гениальный композитор и дирижёр, поседеть от старости, мягкий диван, огромная библиотека, школьные кабинеты, пользоваться биноклем, аккуратный костюм, обжигает в печке, растительное мас­ло, загореться от спички, абонементный билет.

Диктант 2. Употребление и неупотребление Ь и Ъ

Богатырская мощь, должность адъютанта, трёхъязыч­ный словарь, медвежья услуга, ночной дозор, отрежьте кусочек, лихой извозчик, нестись вскачь, семнадцать ты­сяч, выглянуть из-за туч, разбитые очки, влезть на мачту, лёгкая лодочка, мне нездоровится, мощность двигателя, ручной хищник, решение задач, пробираться сквозь вью­гу, выйти замуж, необъятный простор, вьюжный февраль, пятьдесят восьмой, заячья капуста, напишешь строчку, встаньте пораньше, тоньше волоса, роскошь интерьера, лучше подготовиться, подъехать к станции, разъяснить задачу, восемьюстами семьюдесятью шестью, получить весточку, бесконечная дорога, складной зонтик, возьмём в дорогу, сыграть вничью, похожи точь-в-точь, январский мороз, компьютерная мышь, вьётся плющ.

Диктант 3. Буквы 3 и С на конце приставок

Низвергающийся водопад, рассерженный начальник, безграмотная работа, здание театра, бесполезная работа, сбить с ног, рассчитать время, рассвет над морем, безвкус­ная одежда, сжатый воздух, взгляд исподлобья, безводная местность, вскочить от испуга, беречь здоровье, расцвет искусства, сдать экзамен, расписание движения, на месте сгиба, точный расчёт, бессердечный человек, беззвёздная ночь, взмолиться о пощаде, нисходящий поток, отъяв­ленный бездельник, безударный гласный, бесконечная дорога, безвыходное положение, размышлять о будущем, изредка посещает, взбежать по лестнице, сделать испод­тишка.

Диктант 4. Правописание гласных после шипящих и Ц

Дирижёрская палочка, работать шофёром, цитрусовые растения, шуба из цигейки, цирковой артист, тоненькая жёрдочка, свежие огурцы, с детским врачом, панцирь че­репахи, жокейская шапочка, пацифистские убеждения, вести под уздцы, робкий шёпот, загородное шоссе, рой пчёл, могучего богатыря, шёлковое платье, стрекот ци­кад, большого рюкзака, костюм работницы, молочный шоколад, выглянешь в оконце, чёткая дикция, выводок цыплят, наденет капюшон, слышатся шорохи, пальцы хирурга, рассыпались жёлуди, цветы акации, добрые мо­лодцы, редкие птицы.

Диктант 5. Правописание глаголов

Опасаться инфекции, негодовать против рабства, тер­пим бедствие, поскорее выйдите из вагона, искупатьсяв речке, не знаешь печали, возмущаться и негодовать, приклеит марку, сжигает бумаги, не найти бинокль, слышится отовсюду, выпрыгнет из будки, чувствуешь испуг, приготовьте яичницу, весело хохочет, придётся постараться, грохочет камнепад, не двигаться в автомо­бильной пробке, мягко стелет, начинать сначала, растая­ли весной, ненавидеть ложь, записывать на диктофон, разбудит утром, надо стремиться вперёд, не гляди в сто­рону, стеречь избушку, бережно обращаться, пойдёшь направо, посеет на грядке, вертишься на стуле, тяжело дышит, отправишься на вокзал, попробовать салат, веж­ливо извиниться, не ешьте на ходу, не стоит сердиться, услышит издалека.

Диктант 6. Правописание гласных в приставках

Приключенческий фильм, преподаватель математики, сверхинтересный бестселлер, непреодолимая преграда, дезинфекция помещения, приоткрыть дверь, примерять пальто, телефон приятеля, взыскательный мастер, при­клеить почтовую марку, пренеприятное известие, не при­коснуться к пище, прекрати притворяться, дисквали­фикация спортсмена, обыграть в шахматы, притормози у будки, собака сыщика, презирать негодяя, предыдущая глава, принять к сведению, изыскивать средства, при­станционный буфет, примирять спорщиков, преспокойно себя чувствовать, взимать налоги.

Диктант 7. Правописание гласных в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных

Свежего воздуха, современное оборудование, в пламе­ни свечи, ветреный вечер, серо-зелёный оттенок, карман­ный фонарик, кожаная курточка, испуганный зайчонок, спросил об имени и фамилии, вождь племени, маляр-шту­катур, злостный курильщик, отчаянная девчонка, нога в стремени, обходчик путей, истинная дружба, каблучок туфельки, ослиное упрямство, искусный мастер, заявле­ние Анастасии Никитичны, зловещим предзнаменовани­ем, клюквенный морс, зачинщики беспорядков, кольце­вая автодорога, юго-западный ветер, парчовое одеяние, костяная нога, выкаченный из подвала бочонок, факты истории, рассохшаяся лодчонка, стеклянная посуда, с полным выменем, договорённость о продолжении, чу­гунная сковорода, очки миссис Хадсон, лихой извозчик, рыболовный сачок, писатель-деревенщик, душистый го­рошек, юная девушка, индусские обычаи, корешок сель­дерея, безветренный день, французские фильмы, талант­ливый пианист.

Диктант 8. Правописание числительных

По обеим сторонам, столетний дуб, шестьдесят кило­метров, пятиэтажный дом, двенадцать минут, восемна­дцатая квартира, до девяноста градусов, в полутора мил­лиметрах, двести шестьдесят восемь миллионов, семью девятыми объёма, полтораста коробок, тридцать шесть шагов, миллиард человек, прибыть в одиннадцать часов, семнадцать тысяч четыреста экземпляров, с семерыми щенками, пятьюдесятью четырьмя годами, шестнадцати сантиметров, полутораста тоннами, к двумстам сорока шести прибавить восемьдесят, восемьюстами тринадца­тью центнерами, десятеро школьников, в две тысячи че­тырнадцатом году.

Диктант 9. Правописание местоимений

Никакой, кого-нибудь нарисуй, ни с чем, зайти к нему, ничто, кое с кем, спросил его, забрал у неё, что-либо слышал, самого лучшего, сколько-нибудь, некто в чёрном, несколько страниц, кое-кто придёт, чего-то не хватает, некого винить, никому не скажу, не с чем срав­нить, их мнение, другого учебника.

Диктант 10. Правописание наречий

По-другому думаешь, во-первых, сказал. ; сделал волей-неволей, по-прежнему скучаю, по-дружески под­держал, давным-давно знаешь, по-зимнему холодно, на­строен по-деловому, где-то забыл, обратился по деловому вопросу, мало-помалу поправляюсь; в-десятых, прибери комнату; по-июльски жарко, читаю по-английски, куда-либо отправишься, видимо-невидимо грибов, живёшь бок о бок со школой, повторил точь-в-точь; по-моему, ты по-заячьи труслив; откуда-нибудь приедешь, расположе­ны справа налево, говоришь по-французски, по летнему времени, крепко-накрепко запомни.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *