Известно что туберкулезная палочка вид устойчивых микроскопических и болезнетворных бактерий
9. Выбор трёх ответов из шести
Демонстрационный вариант ЕГЭ 2017-2018-2019 г. – задание №9
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под
которыми они указаны.
Если в процессе эволюции у животного сформировался головной мозг,
изображённый на рисунке, то для этого животного характерны
1) четырёхкамерное сердце 2) наружное оплодотворение 3) кожные покровы с чешуйками или щитками 4) постоянная температура тела 5) ячеистые лёгкие 6) развитие зародыша в матке |
Решение:
На картинке мы видим головной мозг птицы. Что же характерно для класса Птицы? У птиц впервые появляется четырёхкамерное сердце, теплокровность (постоянная температура тела), а их зародыш развивается в матке.
Таким образом, ответом к заданию являются пункты 1, 4 и 6.
Ответ: 146
Демонстрационный вариант ЕГЭ 2018,2017 г. – задание №9
Известно, что бактерия туберкулёзная палочка – аэробный,
микроскопический, болезнетворный организм. Выберите из
приведённого ниже текста три утверждения, относящиеся к описанию
перечисленных выше признаков бактерии.
Решение:
Нам нужно выбрать из текста те 3 предложения, которые доказывают, что бактерия туберкулёзная палочка — аэробный, микроскопический, болезнетворный организм.
Давайте разберём все предложения по порядку.
Итак, в предложении 1 говорится о размерах бактерии, то есть это предложение нам подходит, ведь нам нужно доказать, что организм микроскопический.
Во предложении 2 говорится о неподвижности и неспособности организма образовывать споры. Это предложение не предоставляет нам нужной информации.
В предложении 3 говорится об отношении организма к свету и температуре. Отсюда мы тоже не можем извлечь необходимую информацию.
А вот в предложении 4 даётся информация об отношении туберкулёзной палочки к наличию кислорода. А так как нам нужна информация об аэробности организма, это предложение нам подходит.
В предложении 5 говорится, что туберкулёзная палочка — паразитический организм. А мы знаем, что паразиты причиняют вред другим организмам, то есть это предложение доказывает болезнетворность организма.
Хотя у нас уже есть три нужных нам утверждения, давайте исключим последнее предложение. Там говорится о способах распространения организма. Это предложение нам точно не подходит.
Итак, верные ответы — 1, 4 и 5.
Ответ: 145
Досрочный вариант ЕГЭ 2017 г. – задание №9
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Для грибов характерны следующие признаки:
1) содержат хитин в оболочках клеток
2) имеют ограниченный рост
3) по типу питания – гетеротрофы
4) имеют корневые волоски
5) выполняют роль редуцентов в экосистеме
6) являются доядерными организмами
Решение:
1) содержат хитин в оболочках клеток (верно)
2) имеют ограниченный рост ( у грибов неограниченный рост)
3) по типу питания – гетеротрофы (верно)
4) имеют корневые волоски ( они имеются у растений)
5) выполняют роль редуцентов в экосистеме (верно)
6) являются доядерными организмами ( у грибов есть ядро)
Грибы — царство огранизмов, для которых характерны наличие хитина в оболочках клеток, гетеротрофный тип питания, роль редуцентов в экосистеме.
Выбираем предложения из текста
Известно, что черноплодная рябина – декоративный кустарник, являющийся ценной плодовой культурой. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого растения. Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Рябина созревает в конце сентября.
2) К почвам рябина малотребовательна.
3) Из ягод готовят варенье, желе, мармелад, компоты, сухофрукты, соки.
4) Растение специально высаживают в скверах и парках.
5) У растения несколько стволиков, растущих из одного узла.
6) Растение имеет продолговатые листья.
Прочитайте текст. Известно, что лось – это крупное растительноядное млекопитающее, обитающее в лесной зоне Евразии и Северной Америки. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1) Лось, или сохатый, самый крупный вид оленей, так как весит до 600 кг, высота в холке 2,3 метра, а длина тела составляет 3 метра. (2) Окраска зимой кофейно-бурая, летом темнее, ноги белые с широкими копытами, позволяющими передвигаться по снегу и болотам. (3) Обитает в зоне таёжных и смешанных лесов Евразии и Северной Америки. (4) В Западной Европе истреблён в Средние века, а в нашей стране в середине XX века проводились работы по одомашниванию лосей. (5) Рога имеются только у самцов и отпадают в декабре, а в апреле и мае начинают расти новые. (6) Зимой питается побегами и корой ивы, осины, рябины, сосны, а летом – травами.
Известно, что папоротник орляк – это споровое растение, с развитыми проводящими тканями, размножающееся как бесполым, так и половым путём. Выберите из приведённого ниже текста три утверждения, относящиеся к описанию перечисленных выше признаков организма.
(1) Среди папоротникообразных растений в настоящее время встречаются как травянистые, так и деревянистые растения. (2) В цикле развития преобладает спорофит – взрослое, наземное растение. (3) Гаметофит папоротника представлен маленьким подземным заростком, на котором образуются гаметы. (4) В высоту папоротники могут достигать нескольких метров, не испытывая затруднений в поступлении воды к листьям (вайям). (5) Папоротники – наземные растения, широко распространённые в разных ярусах леса. (6) На нижней стороне вайи можно заметить коричневые образования – сорусы, содержащие споры.
Прочитайте текст. Известно, что рыжий кенгуру относится к семейству сумчатых млекопитающих. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже текста три предложения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1) Рост самца большого рыжего кенгуру составляет 1,5 метра. (2) Рыжий кенгуру может прыгать на 13,5 метра в длину и 3,3 метра в высоту. (3) Питается рыжий кенгуру травами степей и полупустынь, злаками и другими цветковыми растениями. (4) Подобно другим сумчатым, самка кенгуру рожает крошечного детеныша весом 1 г и 2 см длинной, который хватается за шерсть матери, заползает в сумку. (5) В сумке детеныш хватает один из сосков и прирастает к нему губами на 2,5 месяца. Сил сосать у него нет, поэтому самка впрыскивает ему молоко в рот благодаря сокращению специальных мышц живота. (6) Повзрослев, кенгуренок начинает совершать короткие вылазки из сумки матери, тут же запрыгивая обратно при малейшем шорохе.
Прочитайте текст. Известно, что утконос – млекопитающее из отряда однопроходных, отлично приспособленное к полуводному образу жизни. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1) Масса утконоса составляет 2 кг, а длина его тела около 40 см. (2) Самцы примерно на треть крупнее самок. (3) Тело утконоса покрыто шерстью. Лицевой отдел головы вытянут в плоский кожистый клюв длиной 65 мм и шириной 50 мм. Конечности пятипалые с плавательной перепонкой. (4) У ехидны и утконоса есть клоака, в которую открываются кишечник, мочеточники и половые пути, что позволяет их отнести к однопроходным. (5) После спаривания самка утконоса роет выводковую нору, которая заканчивается гнездовой камерой, а вход в нее она закупоривает изнутри несколькими земляными пробками по 15-20 см толщиной для защиты от хищников. (6) Самка утконоса обычно откладывает 2 яйца. Выводковой сумки у нее нет. Вылупившихся детенышей она вскармливает молоком.
Прочитайте текст. Известно, что шиповник майский является листопадным кустарником, нетребовательным к почве. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже текста три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1) Шиповник имеет несколько стволиков, отходящих от общего основания. Все они покрыты острыми шипами, которые защищают растение от поедания травоядными животными. (2) Может произрастать на скалистых и глинистых обрывах. (3) Дикорастущие шиповники морозоустойчивы и засухоустойчивы. (4) Листья шиповника непарноперистые, с 5-7 листовыми пластинками, осенью желтеют и опадают. (5) Корневая система проникает на глубину до 5 м. (6) Шиповник является предком всех культурных сортов роз, его масло используется в медицине и парфюмерии, плоды шиповника являются источником витамина С.
Прочитайте текст. Известно, что древние рептилии были отлично приспособлены к жизни на суше, хотя могли жить и в водной среде, и достигали иногда огромных размеров. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже текста три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1) Высота животных могла достигать нескольких метров, а масса – нескольких тонн. (2) Яйца содержали большое количество питательных веществ. (3) Детеныши рождались слепыми и беспомощными. (4) Ихтиозавры жили в воде и могли перейти от откладывания яиц к живорождению. (5) Как и современные рептилии, были адаптированы к жизни на суше. (6) Питались только растительной пищей.
Известно, что растение Лотос орехоносный является гелиофитом, принадлежит к отделу покрытосеменных и в настоящее время находится в состоянии биологического регресса. Выберите из приведенного ниже текста три утверждения, относящиеся к описанию перечисленных выше признаков Лотоса орехоносного.
(1) Лотос орехоносный – многолетнее водное растение с узловатым корневищем. (2) После цветения в плодах-коробочках – созревают крупные твердые семена. (3) Листья лотоса расположены над поверхностью воды для максимального поглощения солнечного света. (4) В корневищах, листьях и плодах содержатся алколоиды и флавоноиды. (5) В России растение распространено на реках Дальнего Востока и на побережьях Азовского и Каспийского морей. (6) Строительство плотин, осушение и загрязнение водоемов привели к сужению ареала и уменьшению численности этого вида
Прочитайте текст. Известно, что картофель, или паслен клубненосный, — вид травянистых растений, важнейшая продовольственная, техническая и кормовая культура. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1) Картофель — травянистое растение с голым ребристым стеблем, непарноперистыми листьями, белыми, розовыми и фиолетовыми самоопыляющимися цветками. (2) Родина картофеля — побережье Чили и Перу. (3) Европейцы не знали картофеля до 1565 года, до посещения Южной Америки испанцами. (4) До конца XVII века картофель возделывали как декоративное растение, букетами из его цветков украшали прически королев и петлицы камзолов придворных. (5) Из клубней картофеля получают крахмал, патоку, спирт. (6) Картофель используют и для откорма сельскохозяйственных животных.
Известно, что бобры – самые крупные водные грызуны. Выберите из приведенного текста три утверждения, относящиеся к описанию перечисленных выше признаков этого животного. Запишите цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.
(1) Длина тела бобра около метра, масса 20-30 кг. (2) Бобры имеют мощные резцы и могут перегрызать стволы деревьев диаметром до 60 см и более. (3) У животных имеются особые железы, выделяющее жировое вещество с запахом мускуса – «бобровую струю». (4) Бобры отлично ныряют и плавают, могут оставаться под водой до пяти минут, под водой передвигаются при помощи задних лап, снабженных перепонками. (5) Бобры очень чистоплотные животные: прежде чем отправиться за пищей, они выходят на берег, садятся на задние лапы, опираясь на хвост, тщательно рассчесывают шерсть на боках, брюхе и голове. (6) Детеныши у бобров рождаются зрячими и с прорезавшимися резцами.
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания особенностей общественной жизни древнейших людей синантропов. Запишите цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.
(1) Синантроп – китайский человек, останки найдены в 1927 г. в селении Чжоу-Гоу-Дянь в 50 км от Пекина. (2) Жили стадами в пещерах, могли пользоваться огнем, который получали во время лесных пожаров или при извержении вулканов. (3) Рост 150-160 см, объем мозга 850-1200 см3. (4) Лоб низкий, с надбровным валиком, зубы крупные, нижняя челюсть без подбородочного выступа. (5) Охотились на буйволов, шерстистых носорогов, мамонтов, оленей, птиц. (6) Речь примитивная, состоящая из отдельных выкриков.
Известно, что пижма обыкновенная – многолетнее травянистое растение из семейства Астровые, широко применяемое в различных областях. Выберите из приведенного ниже текста три утверждения, относящиеся к описанию перечисленных выше признаков этого растения.
(1) Травянистое растение с ползучим корневищем, прямыми стеблями, высотой 50-100 см. (2) Растет на сухих лугах, по берегам рек, на лесных опушках, у дорог. (3) Цветки золотисто-желтые, собраны в корзинки, плод – семянка. (4) Растение ядовито, особенно соцветия. (5) Неприятный запах растения отгоняет насекомых. (6) Растение используют как средство, отгоняющее насекомых, и как глистогонное, желчегонное, противомикробное лекарство, корни дают зеленую краску, из пижмы добывают эфирное масло, которое используют для отдушки ликеров и консервированного мяса.
Известно, что иволга – некрупная красивая, но пугливая и дикая птица. Выберите из приведенного ниже текста три утверждения, относящиеся к описанию перечисленных выше признаков этого животного.
(1) Живет в лиственных и смешанных лесах, в старых светлых рощах на высоких березах, ивах, ольхе, дубе. (2) Длина тела 24-25 см, размах крыльев 45 см, масса 60-100 г. (3) Окраска оперения яркая – желтая или зеленоватая с черными или буроватыми крыльями, темным хвостом и темными пятнами на голове. (4) Иволга в больших количествах уничтожает вредных для леса волосатых гусениц. (5) При обустройстве гнезда всегда четко распределены обязанности: самец собирает материал, а самка укладывает его на место. (6) Старается ускользнуть от взора человека, по отношению к сородичам неуживчивая и драчливая птица, постоянно с ними ссорится.
Известно, что хвощ полевой имеет диморфизм побегов, выполняет концентрационную функцию в биосфере, является биоиндикатором почв. Выберите из приведённого ниже текста три утверждения, относящихся к описанию перечисленных выше признаков хвоща.
(1) Хвощ полевой – многолетнее травянистое длиннокорневищное споровое растение. (2) Образует два типа надземных побегов: спороносные (весенние) и вегетативные (летние). (3) В цикле развития хвоща преобладает спорофит. (4) Хвощ накапливает в стеблях соединения кремния. (5) Хвощ полевой предпочитает сильнокислые почвы. (6) В старину использовали в пищу съедобные клубневидные утолщения хвоща, содержащие крахмал.
Известно, что лишайник ягель (олений мох) – это комплексный организм специфического строения, является ценным кормом для животных, также он обладает бактерицидными свойствами. Выберите из приведённого ниже текста три утверждения, относящихся к описанию перечисленных выше признаков ягеля.
(1) Слоевище ягеля не дифференцировано на органы, между гифами гриба располагаются клетки зелёных водорослей – это главный признак подобных организмов. (2) У лишайников аэробный тип обмена веществ. (3) Олений мох поселяется на бедных почвах, камнях, встречается на огромных пространствах тундр и лесотундр. (4) Ягель широко используется коренными народами Севера в традиционной медицине. (5) Олений мох составляет основную часть рациона северных оленей, особенно в зимний период. (6) Благодаря крайне замедленному росту ягель долговечен, но чувствителен к антропогенному вмешательству в экосистемы.
Известно, что бактерия холерный вибрион – анаэробный, одноклеточный, паразитический организм. Выберите из приведенного ниже текста три утверждения, относящиеся к описанию перечисленных выше признаков бактерии. (1) Бактерия образована клеткой изогнутой формы в виде запятой. (2) Бактерия обитает в тонком кишечнике человека, вызывая отравление. (3) Энергетический обмен в теле бактерии заканчивается гликолизом. (4) Размножается бесполым путем. (5) В неблагоприятных условиях жизни преобразуется в спору. (6) Споры находятся в неактивном состоянии в течение многих лет.
Известно что туберкулезная палочка вид устойчивых микроскопических и болезнетворных бактерий
Какие объекты не имеют клеточного строения?
1) дизентерийная амёба
2) возбудитель СПИДа
3) вирус табачной мозаики
4) кишечная палочка
1) не обладают собственным обменом веществ
2) являются внутриклеточными паразитами
3) способны размножаться только внутри животных клеток
4) не содержат нуклеиновых кислот
5) могут быть уничтожены применением антибиотиков
6) не способны к самостоятельному синтезу белка
Почему бактерии относят к прокариотам?
1) содержат в клетке ядро, обособленное от цитоплазмы
2) состоят из множества дифференцированных клеток
3) имеют одну кольцевую хромосому
4) не имеют клеточного центра, комплекса Гольджи и митохондрий
5) не имеют обособленного от цитоплазмы ядра
6) имеют цитоплазму и плазматическую мембрану
6 пункт не является признаком именно прокариот, а относится ко всем клеткам.
Микроорганизмы используют в промышленном производстве
3) минеральных солей
5) лекарственных препаратов
Бактериальную клетку относят к группе прокариотических, так как она:
1) не имеет ядра, покрытого оболочкой
2) имеет цитоплазму
3) имеет одну молекулу ДНК, погруженную в цитоплазму
4) имеет наружную плазматическую мембрану
5) не имеет митохондрий
6) имеет рибосомы, где происходит биосинтез белка
Для прокариотной клетки характерно наличие
3) оформленного ядра
4) плазматической мембраны
5) эндоплазматической сети
6) одной кольцевой ДНК
Что из перечисленного входит в состав клеток прокариот? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
3) эндоплазматическая сеть
4) плазматическая мембрана
Известно, что бактерия туберкулёзная палочка — аэробный, микроскопический, патогенный организм. Выберите из приведённого ниже текста три утверждения, относящиеся к описанию перечисленных выше признаков бактерии.
(1) Размеры туберкулёзной палочки составляют в длину 1–10 мкм, а в диаметре 0,2–0,6 мкм. (2) Организм неподвижен и не способен образовывать споры. (3) При температуре выше 20 °C во влажном и тёмном месте сохраняет жизнеспособность до 7 лет. (4) Для своего развития организм нуждается в наличие кислорода. (5) Туберкулёзная палочка является паразитическим организмом. (6) В природе организм распространяется не только с каплями жидкости, но и ветром.
Проверочная работа по теме «Бактерии»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Проверочная работа по теме «Бактерии»
Задание 1. Известно, что туберкулёзная палочка – вид очень устойчивых, микроскопических, болезнетворных бактерий. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма.
1. Размер организма составляет 1–10 мкм, а диаметр 0,2–0,6 мкм.
2. При температуре 23 °C во влажном и тёмном месте сохраняется до 7 лет.
3. Для своего развития нуждается в наличии кислорода.
4. Неподвижный и не образующий спор организм.
5. Многие вещества способны проникать в организм за счёт различия их концентраций по обе стороны клеточной мембраны.
6. Является паразитическим организмом.
Задание 2. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
БИФИДОБАКТЕРИИ И ЛАКТОБАКТЕРИИ
Бифидобактерии и лактобактерии – это часть микрофлоры желудочно-кишечного тракта человека, способствующая полноценному пищеварению.
Бифидобактерии составляют 85–90% микроорганизмов, населяющих кишечник ребёнка. Они способствуют перевариванию сложных углеводов, так как используют их в своём обмене веществ. Эти бактерии участвуют в синтезе и всасывании многих витаминов, способствуют синтезу незаменимых аминокислот, лучшему усвоению кальция и витамина Д, что очень важно для растущего организма. Однако важнейшим свойством бифидобактерий является угнетение роста болезнетворных, гнилостных и газообразующих бактерий. Для выполнения этой функции они обладают комплексом специальных ферментов. Бифидобактерии выделяют органические кислоты, способствующие вымиранию болезнетворных бактерий; являются иммуномодуляторами; активизируют синтез иммуноглобулинов и интерферона.
Лактобактерии встречаются в кишечнике в меньшем количестве, зато преобладают в других отделах желудочно-кишечного тракта (в ротовой полости, желудке). Они превращают молочный сахар лактозу и другие углеводы в молочную кислоту, которая подавляет рост возбудителей острых кишечных инфекций. Кроме того, лактобактерии участвуют в обмене белков, жиров, углеводов, нуклеиновых и желчных кислот; усиливают синтез витаминов и гормонов. Подобно бифидобактериям, они активизируют работу иммунной системы.
Вместе с бифидобактериями лактобактерии образуют белки, обладающие свойствами антибиотиков, избирательно действующих только против болезнетворных бактерий, и активные даже в малых дозах. В то же время бифидобактерии и лактобактерии очень уязвимы. При неправильном питании они быстро погибают, и развивается дисбактериоз.
Используя содержание текста «Бифидобактерии и лактобактерии», ответьте на следующие вопросы.
1) Чем питаются лактобактерии?
2) Что производят в организме человека бифидобактерии?
3) Какое значение для иммунитета человека имеют лактобактерии?
4) Почему бифидо- и лактобактерии относят к прокариотам?
Проверочная работа по теме «Бактерии»
Задание 1. Вставьте в текст «Бактерии» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите получившуюся последовательность цифр.
Среди бактерий имеется группа организмов, живущая
в бескислородной среде, т.е. являющаяся __________ (А). При неблагоприятных условиях они могут образовывать __________ (Б). Многие бактерии имеют __________ (В), с помощью которых они передвигаются. Наследственная информация у этих микроорганизмов хранится
в __________ (Г).
1. Хромосома ядра 2. Аэроб 3. Кольцевая хромосома 4. Анаэроб
5. Ложноножка 6. Спора 7. Жгутик 8. Циста
Задание 2. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Термин «анаэробы» ввёл в науку французский учёный Л. Пастер, открывший в 1861 г. бактерии маслянокислого брожения. У анаэробов расщепление органических веществ идёт без участия кислорода. Бескислородное окисление происходит в клетках молочнокислых и многих других бактерий. Именно так они получают энергию для своих жизненных процессов. Такие бактерии очень распространены в природе. Каждый день, съедая творог или сметану, выпивая кефир или йогурт, мы сталкиваемся с молочнокислыми бактериями, – они участвуют в образовании молочнокислых продуктов.
В 1 см 3 парного молока находится больше 3 миллиардов бактерий. При скисании молока коров получается йогурт. В нём можно найти бактерию под названием «болгарская палочка», которая и совершила превращение молока в кислый молочный продукт.
Болгарская палочка – вид молочнокислой бактерии, известный во всём мире; она превращает молоко во вкусный и полезный йогурт. Всемирную славу этой бактерии принёс русский учёный И.И. Мечников. Он заинтересовался причиной необычного долголетия в некоторых деревнях Болгарии. Мечников выяснил, что основным продуктом питания долгожителей был йогурт. Учёному удалось выделить из продукта молочнокислую бактерию, а затем он использовал её для создания особой простокваши. Он показал, что достаточно добавить в свежее молоко немного этих бактерий, и через несколько часов в тёплом помещении из молока получится простокваша.
Болгарская палочка сбраживает лактозу молока, т.е. расщепляет молекулу молочного сахара на молекулы молочной кислоты. Молочнокислые бактерии для своей работы могут использовать не только сахар молока, но и многие другие сахара, содержащиеся в овощах и фруктах. Бактерии свежую капусту превращают в квашеную, яблоки – в мочёные, а огурцы – в солёные. В любом случае из сахара образуется молочная кислота, а энергия распада молекул сахара обеспечивает жизнедеятельность бактерий. Процесс расщепления сахара без участия кислорода относят к реакциям брожения. Расщепление веществ при участии кислорода более эффективно, так как выделяется гораздо больше энергии, чем при брожении. Поскольку энергия реакций бескислородного окисления заметно меньше, чем кислородного, бактериям приходится перерабатывать бóльшие количества веществ и выделять много продуктов обмена веществ.
Болгарскую палочку относят к факультативным (необязательным) анаэробам. Это означает, что они могут использовать и кислород для окисления углеводов.
Используя содержание текста «Полезные бактерии», ответьте на вопросы.
1) Какие условия необходимы для получения простокваши?
2) Откуда берётся энергия для жизнедеятельности молочнокислых бактерий?
3) Почему молочнокислой бактерии для получения такого же количества энергии необходимо переработать больше веществ, чем обыкновенной амёбе?